Какое образование должно быть у логопеда? — Совет Юриста

В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен.

Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми.

Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.

Кто такой логопед

Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.

Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить.

Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет ЮристаЛогопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

Какими личными качествами должен обладать логопед

Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.

Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными.

Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым.

Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.

Профессия логопед: плюсы и минусы

В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:

Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места.

Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами.

На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.

Известные представители профессии

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет ЮристаСамым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.ПодробнееКакое образование должно быть у логопеда? - Совет ЮристаЛяпидевский Сергей Семенович Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии. Подробнее

Обучение на дефектолога

Чтобы работать по направлению, необходимо наличие профильного высшего образования. Для прохождения обучения можно поступить в ВУЗ или, при наличии диплома педагога, окончить курсы переподготовки специалистов. Как показывает практика, работодатели больше доверяют претендентам с высшим образованием по профилю. Сертификаты и дипломы курсов приветствуются в качестве дополнения.

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример должностной инструкции Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 2) Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 3) Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 4) Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 5) Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 6) Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста Пример инструкции (стр. 7)

Какие предметы изучаются

Обучение по направлению «Логопедия» подразумевает интенсивную подготовку к взаимодействию с пациентами. По этой причине ставка делается на предметы с уклоном в психологию. Сотрудник такого профиля обязан разбираться в людях, уметь налаживать с ними контакт и располагать к себе.

Независимо от планов на будущее, логопеды должны владеть основами психологии взрослых и детей. Дополнительно даются базовые принципы педагогического образования, проходят курсы анатомии и медицинских причин речевых расстройств.

Курсы

Прохождение курсов для получения профессии логопед актуально для лиц с педагогическим образованием. В этом случае они могут прослушать программу переподготовки специалистов продолжительностью 1 тыс.

часов. После этого нужно сдать ряд тестов и экзаменов, чтобы получить допуск к работе с пациентами. При отсутствии педагогической базы прохождение программы переквалификации не дает права работать по профилю.

ВУЗы

Для поступления на направление «Логопедия» или «Дефектология» в один из ВУЗов обычно не нужно сдавать экзаменов. Достаточно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и биологии. В качестве дополнительной дисциплины выступают обществознание, литература или математика. В некоторые ВУЗы все же иногда дополнительно сдается вступительное испытание, позволяющее пройти на бюджетное место.

В Москве лидерами подготовки по этому профилю считаются МПГУ, Институт социальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, РГПУ имени Герцена. Высокий уровень подготовки гарантирован в Государственном университете имени Пушкина в Санкт-Петербурге.

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии.

Где можно работать

Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых.

Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу.

Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.

Пример резюме Пример резюме (стр. 2)

Сколько получают

У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.

По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.

Россия
10000—50000 ₽

Москва
20000—60000 ₽

Перспективы профессии

Одним из минусов логопедии считается то, что в ней практически нет карьерного роста. При наличии административных талантов такой сотрудник может стать руководителем направления или коррекционного центра.

Чаще всего дефектологи так и остаются рядовыми сотрудниками. Правда, тот, кто делает осознанный выбор профессии и имеет четкий план развития, нередко даже на такой позиции достигает отличных результатов.

Чаще всего это становится возможным благодаря открытию частной практики.

Итог

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности и минусы. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.

Обучение на логопеда: какое образование требуется

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста

Источник фото prostooleh/freepik

Логопедия — направление, которое специализируется на различных нарушениях речи, дефектах произношения и их исправлении. Нарушениями речевой коммуникации занимается специалист — логопед.

Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Также к его услугам прибегают, если существуют ограничения работы речевого аппарата в результате травм и патологий развития.

Востребована ли профессия логопеда

Профессия логопеда востребована всегда, так как его основная работа связана с детьми, которые могут отставать в речевом развитии.

Есть основные этапы в развитии речи у ребенка, например:

  • 6 месяцев — должен быть проявлен детский лепет, попытки выразить мысли с помощью звуков.
  • 12 месяцев — попытки произнесения отдельных слов.
  • 5 лет — построение простых фраз.

Для родителей важно, чтобы ребенок соответствовал в развитии своему возрасту. Если на одном из этапов произойдет несоответствие, логопед поможет быстрее наверстать упущенное.

Читайте также:  Разрушение балконной плиты - Совет Юриста

Дефекты речи могут повлечь отставание в обучении, например, ребенок не сможет читать вслух или правильно произносить слова. Это может привести за собой нарушения в общении со сверстниками, в итоге ребенок замкнется и понадобиться помощь психолога.

Если дефекты речи будут связаны с проблемами в развитии зубного ряда и челюстно-лицевого скелета, понадобиться помощь ортодонта. Может быть проведена операция, корректировка зубного ряда, использование брекет-систем и т. д. Вместе с логопедом и другими специалистами можно будет быстро восстановить внятную речь.

Логопед — это одна из профессий, которую не могут заменить программы и роботы, так как для точного выявления проблемы нужна человеческая наблюдательность и опыт. Услуги специалиста востребованы в школах, частных центрах и государственных учреждениях.

Профессию можно совмещать с другими направлениями, например, психологией. В этом случае работа может быть связана с аутистами, детьми и взрослыми с задержкой психического развития и т. д.

Так как регулярно появляются новые методики работы, профессия находится в постоянном развитии.

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста

Источник фото gpointstudio/freepik

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста

  • Профессиональная переподготовка / Логопедия
  • Логопедия
  • Академия современных технологий
  • Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка

Чтобы стать логопедом, нужно получить образование в педагогическом вузе.

Несмотря на то, что специальность подразумевает обучение людей правильному произношению и правилам использования звуков, первые курсы тесно связаны с направлениями медицины.

Это связано с тем, что на практике специалист может работать в нескольких направлениях дефектологии, в том числе в той, которая занимается восстановлением речи у людей с травмами и другими заболеваниями.

В дефектологии есть 3 направления:

  • сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
  • логопедия (исправление общих дефектов речи);
  • олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).

Для работы с людьми, которые восстанавливаются после ЧМТ, инсультов и инфарктов, требуется повышение квалификации.

Университеты, где можно получить соответствующее образование:

  • Дальневосточный федеральный университет.
  • Северо-Кавказский федеральный университет.
  • Московский городской педагогический университет.
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
  • Кубанский государственный университет.

После получения диплома можно получить работу в детском саду, школе, или вести частные приемы. С помощью интернета можно проводить занятия с детьми из любой точки мира.

Не все желают тратить 5 лет на обучение профессии логопеда. Некоторые студенты начинают практиковаться во время обучения, а получив диплом и набрав группу клиентов повышают стоимость услуг и работают по профессии.

Если у вас уже есть высшее образование, особенно педагогическое или психологическое, но вы хотели бы стать логопедом, нужно пройти курсы повышения квалификации. Это наиболее простой способ получить нужные знания, имея высшее образование.

  1. Дополнительное обучение можно пройти очно, заочно или даже дистанционно.
  2. Если у вас высшее образование, которое не соответствует направлению педагогики, то профессиональную переподготовку также можно пройти, но при устройстве на работу в государственную организацию могут возникнуть некоторые сложности.
  3. Несмотря на это, специалистов с хорошими рекомендациями, знаниями и опытом могут принять в частных школах и детских садах, а обучение на курсах профессиональной переподготовки займет большее время.

Если обучение проходит в дистанционном формате, по окончании курса будет выдан диплом установленного образца. Его можно получить самостоятельно или по почте. Чтобы диплом имел юридическую силу, организация, которая проводит соответствующие курсы, должна иметь лицензию на обучение.

Курсы повышения квалификации для логопедов

Если вы считаете, что необходимо углубить свои знания в логопедии, педагогических и психологических методиках, нужно пройти курсы повышения квалификации.

В большинстве случаев они длятся 2 недели, если уделять изучению материала 6-8 часов.

Курсы могут быть очными, заочными и дистанционными. Также по окончании курсов выдается удостоверение о повышении квалификации, которое позволит использовать новые знания и методики в профессии.

Учебные планы для специалистов могут быть как типовыми, соответствующими нормами ФГОС, так и индивидуальными. Индивидуальные курсы можно составлять с учетом дополнительных потребностей на рабочем месте, увеличивать количество часов на обучение определенного направления, выбирать дополнительные направления и т. д.

Автор статьи Никита Добрынин

Какое образование должно быть у логопеда? Ответ на основе законов

Какое образование должно быть у логопеда? - Совет Юриста

Какое образование должно быть у логопеда? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к нормативно-правовым документам. В Федерально законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 46, п.1. говорится, что

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Данная статья из закона об образовании отправляет нас к квалификационному справочнику и(или) к профессиональному стандарту. Для учителей-логопедов в настоящее время профессиональный стандарт не утверждён. Он имеется, но только, как проект.

Поэтому, отвечая на наш вопрос, дальше будем ссылаться на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г.

N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном приказе прописаны требования к квалификации учителя-логопеда, а именно

Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Исходя из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что работать учителем-логопедом в системе образования может только человек, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?

Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.

Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.

Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.

Как получить образование логопеда дистанционно — АБиУС

  • 03-10-2019
  • Елена Олейникова
  • 8 минут

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда.

Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями.

Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.

К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие  трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.

Особенности работы логопеда

Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?

Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека.  Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.

Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным.

Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.

Где учат на логопеда

Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология. 

Другой вариант:  получить профессию логопеда на основе высшего педагогического или дефектологического образования. В этом случае можно заочно поступить по направлению «Логопедия» в учреждение дополнительного профессионального образования.

Читайте также:  Может ли военнослужащий приобретать криптовалюту и заниматься торгами на бирже - Совет Юриста

Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.

Кто такой логопед-дефектолог

Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы).  Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.

Заочно учиться на логопеда-дефектолога  следует тем, кто желают заниматься речевыми нарушениями с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Получить  диплом с такой узкой специализацией можно по программам профпереподготовки «Дефектология», «Олигофренопедагогика».

Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:

  • можно поступить без вступительных испытаний;
  • небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
  • доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
  • практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).
  • диплом установленного образца с присвоением квалификации

Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.

Как получить образование логопеда дистанционно

Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.

В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.

Программа профессиональной переподготовки «Логопедия» предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).  

Основные темы обучения

  • Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Медико-биологические основы дефектологии;
  • Организация логопедической̆ работы;
  • Основы специальной педагогики и психологии;
  • Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.

Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Программа повышения квалификации «Логопедия» предназначена для практикующих специалистов, желающих расширить и актуализировать свои знания.

Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).

Образец профстандарта учителя-логопеда в 2021 году

Профессиональный стандарт учителя-логопеда определяет важнейшие характеристики деятельности специалиста: его трудовые обязанности, уровни квалификации, требующиеся для их выполнения, а также другие аспекты. С начала 2020 года применение профстандартов обязательно для бюджетных и находящихся под контролем государства организаций, но даже в частном секторе их использование дает ряд преимуществ.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта учителя-логопеда .doc

Основные аспекты применения профстандартов

Порядок разработки и применения профстандартов определяется следующими актами:

  • Принятым в 2015 году 122-ФЗ, в котором перечислены основные положения по их использованию.
  • Введёнными в Трудовой кодекс на основе этого ФЗ статьями 195.2 и 195.3, где установлено обязательное применение профстандартов для профессий, квалификационные параметры которых даются в действующем законодательстве.
  • Принятым в 2016 году постановлением Правительства №584, в котором указывается, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций на 50% и более контролируемых государством.

Как можно видеть, в частном секторе применение профессиональных стандартов происходит на добровольной основе. В бизнес-сфере они используются для:

  • Документирования параметров квалификации (образования, опыта работы, профильных и общих умений и навыков). Это позволяет не только корректно отсеивать претендентов с несоответствующей квалификацией, но и требовать от сотрудников прохождения дополнительного обучения.
  • Изменений в организационной структуре, которые проводятся путем переименования должностей, перемен в штатном расписании, устранения непрофильных обязанностей.
  • Урегулирования споров с представителями контролирующих инстанций (ФНС, Рострудом и пр.) при их проверках документации.
  • Внесения актуальных изменений в документы организации, регулирующие кадровые отношения: должностные инструкции, трудовые договора и пр.

Внимание! Пока в сфере кадровых отношений сохраняют актуальность общероссийские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем предполагается их интегрирование в единую систему трудовой документации, а пока работодатель может использовать их наряду с профстандартами.

Нюансы профстандарта учителя-логопеда

Среди действующих документов к должности учителя-логопеда ближе всего профстандарт 01.002, описывающий характеристики педагога-психолога. Он включает четыре части.

Вводная часть отведена под общую характеристику профессии. Даны группы и вид деятельности по кодам справочников ОКВЭД и ОКЗ, а также описаны профессиональные цели.

Во второй части описаны в общей форме две основные трудовые функции и 12 их составляющих. К основным отнесены сопровождение образовательного процесса и оказание профессиональной помощи учащимся с трудностями в усвоении материала. К составляющим отнесены, к примеру, консультирование учащихся, их профильная диагностика и пр.

Третья часть отводится под более подробное разъяснение основных трудовых функций и их составляющих. Данное описание содержит:

  • Происхождение функции и перечисление должностей специалистов, готовых к её выполнению.
  • Требования к уровню их образования и опыта.
  • Дополнительные критерии их допуска к работе (отсутствие судимостей, успешно пройденное медобследование и пр.).

Далее описывается каждая составляющая трудовой функции. Перечисляются конкретные действия и необходимые для них знания и умения. Так, коррекционная работа с учащимися включает:

  • Трудовые действия: ведение профильной документации, разработка планов и пр.
  • Практические умения в областях разработок программ коррекции, проведения занятий с учащимися и т.д.
  • Теоретические знания в сферах современных востребованных теорий, практиках применения методов работы с учащимися и прочих профессиональных аспектах.

Четвертая часть перечисляет ответственных за разработку документа.

Внимание! Как можно заметить, в этих разделах не затрагиваются многие аспекты деятельности специалиста: его права, порядок найма и замены, критерии ответственности за нарушения и пр. Для описания этих моментов рекомендуется применять должностные инструкции, трудовые договора и иную документацию.

Применение профстандарта на практике

Введение профстандартов в практику делопроизводства строится по определенному алгоритму:

  1. Изучение отраслевых характеристик деятельности работодателя с помощью кодов ОКВЭД.
  2. Анализ имеющихся должностей и спектра обязанностей, выполняемых действующими специалистами. Этот анализ проходит на основе штатного расписания, должностных инструкций и иной кадровой документации.
  3. Изучение имеющихся профстандартов, подходящих под профиль деятельности организации и её сотрудников.
  4. Изменение трудовой документации на основе положений найденных профстандартов, а также подходящих разделов ЕКС и ЕТКС.
  5. Проведение необходимых изменений в оргструктуре организации (перераспределение обязанностей, введение новых позиций и пр.).

После окончания комплекса этих мероприятий, на основе сделанных изменений, работодатель получает возможности:

  • Предъявлять квалифицированные требования к кандидатам на позиции.
  • Обязывать имеющихся работников повышать свой профессиональный уровень для приобретения необходимых навыков и умений.
  • Предлагать низкоквалифицированным сотрудникам переходить на менее значимые позиции с использованием статьи 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если в организации трудится много сотрудников на разнообразных позициях, то внедрение профстандартов рекомендуется проводить на основе регламента, в котором установлены ответственные лица, порядок внедрения, сроки и иные параметры.

Скачать документбесплатно

Скопировать урл

Распечатать

Красноярского края

Презентация профессии  

Логопед (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.

  Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.  

Логопедия – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.).

На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.

В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.

Читайте также:  Вправе ли судебные приставы изъять имущество? - совет юриста

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с особенностями развития велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.

  Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает логопед. Логопед может работать в специальных дошкольных организациях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в организациях здравоохранения, медико-психологических центрах.

 

Тип и класс профессии

 

Профессия логопеда относится к типу: «человек – человек», она связана с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Профессия логопеда также относится к классу «исполнительский».

 

  • Исполнительский (алгоритмический
  • Содержание деятельности
  • В обязанности логопеда входят:

  Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.     Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.    Таким образом, основная цель деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи; подготовка к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями и нарушениями речи; отбор детей с речевыми отклонениями в специальные учебные группы; определение степени и особенности нарушения, наблюдение за детьми с нарушениями речи и ведения коррекционно-педагогической работы  на основе дифференцированного и индивидуального подхода; содействие социальной адаптации детей, имеющих речевые нарушения; руководство учебной, трудовой и общественной деятельностью обучаемых.  

Требования к знаниям

  Специалист должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения социальной педагогики и психологии.  

Квалифицированный логопед должен знать:

  Требования к индивидуальным особенностям специалиста   Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.   Успех профессиональной деятельности зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.   Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.  

  1. Условия труда
  2. Медицинские противопоказания
  3.          Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:

  Логопед работает в комфортных условиях — в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).      Базовое образование   Чтобы стать логопедом, нужно получить высшее образование.  

Пути получения профессии:

           Профессии логопеда обучают в организациях высшего образования, в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».  

Области применения профессии

   Перспективы карьерного роста   Карьерный рост в рамках образовательной или специализированной организации крайне ограничен. Для увеличения дохода необходимо позаботиться о репутации, ведь новые клиенты, прежде всего, появляются за счет личных рекомендаций.  

Однако процесс познания себя, саморазвития, повышения личностно-профессиональной компетентности обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность.

Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.

Требования к аттестации логопедов

На интернет-форумах и в социальных сетях педагоги много спрашивают об аттестации: как она проходит, какие нужно собирать документы. Несмотря на то, что аттестация подробно описана в открытых источниках, педагоги больше доверяют опыту коллег. Разбираемся, как устроена аттестация логопедов с помощью эксперта Елены Аюповой.

Аттестация логопедов на категорию

Порядок прохождения аттестации одинаков для всех специалистов — от учителей физкультуры до логопедов. Молодой специалист может подать заявление на аттестацию на первую категорию в любое время. Но ему стоит поработать как минимум год, чтобы набрать необходимый опыт и материалы для портфолио.

Логопед должен предоставить заявление в аттестационную комиссию. В некоторых регионах требуют подтверждающих документов, например, диплома, выписки из трудовой книжки. Также нужно взять в образовательной организации характеристику-представление, подписанное директором.

Дальше логопеду нужно заполнить портфолио — это правило работает для всех регионов. В большинстве регионов портфолио заполняется в электронном виде. Педагог загружает документы, подтверждающие результаты его работы, выставляет баллы самооценки и публикует портфолио в сети.

Если в регионе нет интернет-портала, портфолио передают в письменном или электронном виде в департамент образования. Точную информацию нужно запрашивать у учредителя организации. Затем портфолио передают эксперту, он выставляет баллы и рекомендует или не рекомендует аттестационной комиссии присвоить кандидату категорию.

Даже если логопед получил от эксперта низкий балл, он имеет право прийти на заседание аттестационной комиссии и выступить в свою защиту.

В некоторых регионах логопеду нужно провести открытое занятие или провести обзор своего кабинета или рабочего места.

Аттестация 2020: требования, права и процедура

Портфолио логопеда 

Содержание портфолио в разных регионах может отличаться, но примерно соответствует методическим рекомендациям Министерства образования.

По этим рекомендациям в портфолио на первую категорию должны быть шесть разделов: портрет, методическая работа, методическая работа и трансляция педагогического опыта, результаты участия в проектной деятельности и социально-образовательных инициативах, результаты внеурочной деятельности, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, работа с родителями и социальными партнерами. В портфолио на высшую категорию добавляются разделы об инновационной и экспертной деятельности.

Портрет. Здесь логопед должен указать свое образование, стаж работы. В этом разделе можно указывать все курсы, которые прошел педагог за последние пять лет. Если педагог не проходил дополнительное образование, аттестационная комиссия не считает это за ошибку, но если проходил — это большой плюс.

Курсы повышения квалификации и программы переподготовки для логопедов

Методическая работа и трансляция педагогического опыта. В этом разделе логопед должен указывать программы, которые он разрабатывал или авторизовал, сообщить об участии в научных конференциях, круглых столах. Работа в проблемных группах и организация мастер-классов также учитываются. Иногда в данный раздел заносят работу в жюри профессиональных или детских конкурсов.

Результаты участия в проектной деятельности. Здесь логопед должен указать участие в любых проектах на любом уровне. Это может быть педагогический проект на уровне детского сада, например, разработка конкурса чтецов. Или социальный проект на уровне района или города, например, клубы чтения при районных библиотеках.

Результаты внеурочной деятельности. Здесь логопед может учитывать проведение конкурсов, кружков и клубов для воспитанников, организацию выставок, тематических недель или внеурочных разовых мастер-классов для детей.

Результаты обучения и воспитания. В этом разделе нужно указать результаты ежегодных мониторингов: их может проводить сам логопед или администрация детского сада или школы в целом.

Часто отдельно фиксируют результаты мониторинга динамики коррекционной работы и результаты мониторинга УУД.

Также в этом разделе нужно указать результаты участия детей в конкурсах и конференциях с логопедической тематикой.

Результаты работы с родителями. Нужно зафиксировать все формы взаимодействия с родителями — собрания, индивидуальные и групповые консультации, модерацию групп в социальных сетях и мессенджерах. Также можно учитывать сотрудничество с библиотеками, организациями дополнительного образования, детскими поликлиниками.

Инновационная деятельность. В этом разделе нужно рассказать о применении ИКТ технологий, инклюзивных технологий, персонализованного обучения в работе логопеда. Например, логопед может использовать мобильные приложения для тренировок тех или иных речевых навыков.

Экспертная деятельность. Здесь также нужно учитывать работу в жюри, работу в аттестационных комиссиях, организационных комитетах конференций и конкурсов.

Шаблоны для аттестации логопедов

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *