Право на передвижение в режиме самоизоляции — совет юриста

Право на передвижение в режиме самоизоляции - Совет Юриста Право на передвижение в режиме самоизоляции - Совет Юриста

«Улица» посмотрела, в каких регионах адвокаты добились исключения из режима изоляции

Иллюстрация: Tashita Bell

Большинство регионов страны уже ввели особые карантинные меры из-за распространения коронавирусной инфекции. Но если в одних субъектах власти ограничиваются рекомендацией «самоизолироваться», то в других установлен практически пропускной режим.

Все эти меры существенно затрудняют работу адвокатов, которые продолжают работать несмотря на «президентские каникулы». В АП Московской области уже заявили о случаях задержания судей и адвокатов, направлявшихся на работу.

Палата обратилась к губернатору области с просьбой предусмотреть в нормативных актах разрешение на свободное перемещение адвокатов. В этот же день с похожим предложением к мэру Москвы обратилась и столичная палата, её обращение поддержала ФПА.

«Улица» посмотрела, в каких ещё регионах страны адвокаты пытаются добиться свободы перемещения.

Краснодарский край

В Краснодарском крае с 31 марта действует строгий пропускной режим. В постановлении администрации Краснодара в списках на получение специальных пропусков адвокаты не упоминались – а значит, они должны были изолироваться наряду с обычными гражданами.

Однако уже 1 апреля в постановление внесли изменения, которые распространили предоставление пропусков и на адвокатов. «Улица» не смогла узнать, обращалась ли краевая палата к властям с просьбой разрешить передвижение адвокатов. Известно, что такое письмо администрации направил краснодарский адвокат Алексей Аванесян.

В своём обращении он подчеркнул, что разрешить адвокатам перемещаться необходимо для реализации права на судебную защиту, предусмотренного 46 статьёй Конституции..

2 апреля палата опубликовала разъяснение, каким образом работают пропуска для адвокатов. Руководителю адвокатского образования или учредителю адвокатского кабинета необходимо распечатать форму пропуска, заполнить её и поставить печать. После этого им необходимо составить реестр выданных пропусков – и отправить его на электронный адрес городской администрации.

Пермский край

Карантин и пропускной режим с 29 марта действуют в Пермском крае согласно указу губернатора. На сайте краевой палаты было опубликовано разъяснение о передвижении адвокатов для местного МВД.

Президент палаты Павел Яковлев заявил, что правила принудительной изоляции не распространяются на защитников, потому что «их деятельность носит непрерывный характер и направлена на гарантированное гражданам государством получение квалифицированной юридической помощи».

Тем не менее выписывать пропуска на адвокатов всё же пришлось. Советом палаты каждому пермскому защитнику рассылаются «разрешения на следования к месту работы». Впрочем, на сайте губернатора указано, что «передвижение адвокатов к месту оказания юридической помощи может осуществляться по выданному адвокатской палатой ордеру».

Астраханская область

С 30 марта карантин ввели в Астраханской области, указом губернатора жителям запрещено покидать места проживания. Отдельным распоряжением 30 марта введён режим спецпропусков.

Пропуск могут получить и адвокаты – для этого руководство адвокатских образований должны обратиться в Штаб по предупреждению завоза и распространения COVID-19. В письме необходимо обозначить количество пропусков и необходимых для них наклеек-голограмм.

«В течение нескольких суток оперативный штаб предоставит информацию о том, включается ли адвокатское образование в соответствующий Перечень организаций, которым выдаются спецпропуска, и в случае положительного решения выдаст голограммы (наклейки)», – говорится в разъяснении, опубликованном на сайте палаты. Каждый пропуск должен подписываться руководителем образования – и подтверждаться вышеупомянутой наклейкой.

Республика Коми

В Республике Коми с 30 марта ужесточили режим повышенной готовности, введённый ранее главой региона. В ответ президент палаты РК обратился с просьбой внести в указ дополнения, предусматривающие беспрепятственность деятельности адвокатов в период самоизоляции.

На обращение отреагировал минюст РК. 2 апреля палата получила разъяснение, в котором говорится, что адвокат, следующий к месту производства следственных и других процессуальных действий, не подпадает под действие «антивирусных» указов главы Коми.

Тем не менее адвокату стоит быть начеку и иметь документы на случай проверки.

«В случае истребования пропусков сотрудниками полиции или Росгвардии адвокату необходимо иметь при себе удостоверение, ордер, электронное сообщение о вызове для участия в процессуальном действии/ судебном заседании», – приводит палата ответ минюста.

Республика Татарстан

2 апреля АП Татарстана поучаствовала в совещании кабинета министров республики с участием представителей ВС и правоохранительных органов.

В ходе обсуждения было решено включить адвокатскую палату республики в перечень организаций, работникам которых при следовании к месту работы не требуется специальной справки.

Для исполнения профессиональных обязанностей необходимо лишь адвокатское удостоверение, которое можно предъявить и сотрудникам правоохранительных органов в случае проверки.

Калининградская область

Палата Калининградской области сообщила 2 апреля, что вопрос о передвижении адвокатов в условиях самоизоляции согласован с минюстом. Для перемещения адвокат должен иметь при себе удостоверение и заполненный ордер на выполнение поручения.

Самарская область

31 марта палата Самарской области попросила внести изменения в указ губернатора об ограничении прав граждан покидать место проживания, чтобы обеспечить беспрепятственную работу адвокатов. Местные власти просьбу услышали. 3 апреля на сайте правительства был опубликовано новое постановление, позволяющее работать без ограничений адвокатам и лицам, обеспечивающим их деятельность.

Нижегородская область

2 апреля президент палаты адвокатов Нижегородской области направил письма в судебные и правоохранительные органы региона с просьбой «обеспечить адвокатов документальным подтверждением» о передвижении с целью исполнения обязанностей. 3 апреля губернатор согласился с палатой и вывел адвокатов из-под ограничений, наложенных «антивирусными» указами.

Палаты выразили обеспокоенность

Во многих других регионах статус адвоката в условиях карантина до сих пор не разъяснён. Адвокатские палаты разослали обращения к местным властям с просьбой разъяснить, могут ли защитники передвигаться к месту работы. «Улица» сообщает лишь о некоторых из них. 

31 марта вице-президент палаты Башкортостана Денис Юмадилов обратился к главе республики с просьбой вывести адвокатов из-под действия указа об ограничении передвижений.

Он объяснил это опасением, что «при осуществлении адвокатом профессиональных обязанностей при перемещении в орган следствия или суд на адвоката может быть наложен административный штраф за нарушение введённого режима самоизоляции».

В тот же день к врио губернатора обратилась адвокатская палата Севастополя. Там посетовали на отсутствие прямого указания на адвокатскую деятельность в постановлении о введении режима повышенной готовности. Палата попросила не ограничивать передвижение адвокатов при предъявлении ими удостоверения.

1 апреля президент палаты Оренбургской области написал письмо губернатору с просьбой «явным образом» вывести адвокатов из-под ограничений передвижения, введённых властями накануне.

Законны ли требования властей по самоизоляции. Мнение юриста

Право на передвижение в режиме самоизоляции - Совет Юриста Опубликовано: 14.04.2020

Все смешалось в умах наших граждан – «карантин», «самоизоляция», «ЧС», «ЧП». Что же все-таки происходит у нас? GLAGER обратился за разъяснениями к юристу Екатерине Пестовой.

Могут ли власти взять так просто и ограничить свободу передвижения, декларируемую самой Конституцией РФ? Давайте попробуем разобраться.

Действительно, право на свободу передвижения – одно из основных личных прав человека, закрепленных в основном законе РФ – Конституции. (статья 27). Свобода передвижения является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266).

Свобода передвижения является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека.

Право на свободу передвижения закреплено как международными актами:

  • Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. (статья 12)
  • Протоколом №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. (статья 2)

Как указано в вышеперечисленных нормативных документах право на свободу передвижения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, или прав и свобод других лиц.

Основания, по которым может быть ограничено право на свободу передвижения граждан РФ, перечислены в ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», их 6.

Право может быть ограничено:

  1. в пограничной зоне;

  2. в закрытых военных городках;

  3. в закрытых административно-территориальных образованиях;

  4. в зонах экологического бедствия;

  5. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

  6. на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Если говорить об Омской области, чрезвычайное или военное положение у нас никто не вводил, закрытым административно-территориальным образованием она не является, пункт 1, 2, 4 ст.8 также к нам не относится.

  • На 5 пункт прошу обратить внимание: в случае опасности распространения заболеваний право может быть ограничено в населенных пунктах где введены особые условия и режимы проживания населения.
  • Что это за особые условия и режимы проживания?
  • В настоящее время нет однозначного определения и однозначного толкования этих понятий.
  • Поэтому данный пункт может применяться достаточно широко.

Законодатель не дает исчерпывающего перечня особых условий и режимов, связывая это со значительным разнообразием экстраординарных ситуаций, вызываемых природными и техногенными факторами.

Читайте также:  Выплаты после освобождения из СИЗО - Совет Юриста

Режимы функционирования государственной системы прописаны в Федеральном законе от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  1. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три режима:
  2. -повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
  3. -режим повышенной готовности (если такая угроза существует);
  4. -непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

На территории Омской области введен режим повышенной готовности. (Распоряжение Губернатора от 17.03.2020г. №19-р).

Можно ли его отнести к особым условиям, особому режиму проживания населения, позволяющему ограничивать свободу передвижения граждан в силу ст.8 Закона РФ №5242-1?

Думаю, вполне. Широкое толкование указанной статьи позволяет это делать.

Правительство РФ

Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта

Самоизоляция или ЧП: кто заплатит по счетам?

Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введенный в Москве и ряде регионов России, не вполне соответствует нормам законодательства.

При этом меры, принятые в Татарстане и Башкирии, имеют под собой юридическую основу, считает политолог Карина Горбачева. Ситуация способствовала быстрому принятию ряда законопроектов в Госдуме.

В колонке, написанной специально для «Реального времени», Горбачева рассуждает, чем государству выгодна «самоизоляция» и почему в стране не вводят режим чрезвычайного положения.

30 и 31 марта регионы ввели у себя режим самоизоляции. Локомотивом стали Москва и Московская область, которые первыми ввели режим повышенной готовности, а спустя время его ужесточили ограничениями, охватившими всех его жителей.

Напомним, что еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения в указ Сергея Собянина, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью.

В понедельник глава правительства Михаил Мишустин призвал всех губернаторов последовать примеру Москвы и Московской области, и вот уже ко вторнику почти половина субъектов ввела у себя аналогичные меры.

Попутно во всех регионах разрабатывается система пропусков для работников предприятий, которые продолжают ходить на работу, и система контроля за перемещением граждан (первая подобная система была запущена 1 апреля в Татарстане).

Однако столь быстрое развитие событий не помешало юристам и аналитикам успеть заметить, что правовая основа данных мер достаточно неопределенна.

Фото Максима Платонова Еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью

Самоизоляция и режим повышенной готовности

Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятый в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стал основой для аналогичных указов глав регионов в остальных регионах России. Однако на момент его подписания и многочисленных редакций он был отнюдь не бесспорным с юридической точки зрения.

Так, с одной стороны, он опирается на ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с ним устанавливает режим повышенной готовности. При этом п. «а» ч. 10 ст.

4 данного закона допускает при введении такого режима ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с этим меры по ограничению передвижения по территории, вводимые Указом Собянина, как и нормативными правовыми актами, например, в Башкортостане и Татарстане, имеют юридическую основу.

Заметим, что меры эти разнятся — так, в Москве продолжает работать общественный транспорт, тогда как в Татарстане межмуниципальные перевозки остановлены, а в Башкирии и вовсе введен запрет на въезд личного транспорта, не зарегистрированного на территории муниципальных районов и городских округов. Однако есть и точка зрения, что в законе подразумевается не запрет на передвижение внутри города, а закрытие въездов и выездов на территорию ЧС.

С другой — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает также режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако Указ мэра Москвы, а также указы глав регионов и постановления региональных правительств вводят именно режим повышенной готовности.

И хотя многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является правовой основой только для осуществления мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина.

Многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима

Таким образом, закон, на который ссылается принятый в Москве Указ, ставший образцом для подписания аналогичных документов в регионах, не содержит в себе оснований для введения полного спектра мер по ограничению прав людей. И хотя введение этих ограничений считается оправданным, следует понимать, какие же нормативные правовые акты могут действительно стать правовым основанием для них.

Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение

Статья 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, а статья 56 ч. 1 уточняет, что эти ограничения могут быть установлены в условиях чрезвычайного положения.

Содержание понятия «чрезвычайное положение» раскрыто в ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении», который устанавливает, что это есть особый правовой режим деятельности, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

В качестве обстоятельств, при которых может быть введен режим чрезвычайного положения, указываются, например, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии.

Особенность режима чрезвычайного положения в том, что он вводится президентом РФ и затем утверждается Советом Федерации. Однако этот режим имеет и некоторые другие важные особенности. Одной из важнейших особенностей этого режима является то, что в соответствии с ч. 2 ст. 29.

2 ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Фото Ильи Репина Текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги

Именно эту особенность режима чрезвычайного положения, а именно обязанность государства возмещать материальный ущерб от обстоятельств введения данного режима, называют в качестве причины, почему возникла путаница с правовой основой вводимых ограничений прав граждан.

Учитывая, что текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги, можно представить, какая нагрузка ляжет на бюджет государства в случае введения чрезвычайного положения. При этом уже введенный режим повышенной готовности, или по-простому «режим самоизоляции», не гарантирует возмещение материального ущерба вследствие введения мер по предотвращению чрезвычайной ситуации.

Поправки в законодательство

Стоит обратить внимание, что параллельно развитию ситуации с коронавирусом COVID-19 в течение двух дней были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы.

Принятые изменения, в частности, изменения в ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняют, что чрезвычайная ситуация — это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст. 1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»).

Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне.

Также правительство наделяется правом, в случае чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать ограничения (но не более чем на 90 дней) на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Таким образом, принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений, которые уже введены на территории страны.

Пока общество пытается осознать происходящее и надеется на введение режима чрезвычайного положения, которое, по его мысли, узаконит принятые ограничения и даст какую-никакую компенсацию населению, государство работает над законодательством, создавая себе правовые возможности для обоснования вводимых мер. Мер, которые являются новшествами в юридической реальности страны, во всех ее регионах.

Читайте также:  Оплата дня отъезда с места работы вахтовым методом - Совет Юриста

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Важные разъяснения и рекомендации

2 апреля 2020 г. 14:16

Нижегородские адвокаты продолжат защищать граждан в условиях пандемии

1 апреля в дистанционном режиме прошло заседание Совета Палаты адвокатов Нижегородской области (ПАНО).

В ходе него было принято решение, согласно которому нижегородским адвокатам рекомендовано обеспечить непрерывность защиты по уголовным делам и представительство интересов граждан по гражданским и административным делам в той мере, в какой не приостановлена деятельность правоохранительных органов и судов.

Президент ПАНО Николай Рогачев пояснил, что Совету ПАНО было важно обратить внимание адвокатов на то, что пандемия – не повод оставить граждан без защиты. «Вместе с тем Совет палаты уважает решение тех адвокатов, которые, опасаясь за свое здоровье, намерены сократить профессиональную активность», – уточнил он.

В решении Совета ПАНО разъясняется, что адвокаты вправе заявлять ходатайства об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий, не являющихся безотлагательными, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции, а в случае их отклонения, а также в любых иных случаях – выполнять поручения с неукоснительным соблюдением всех рекомендованных уполномоченными органами государственной власти и управления мер предосторожности.

В целях обеспечения возможности исполнения адвокатами своих обязанностей ПАНО обратилась к губернатору Нижегородской области с предложением разрешить перемещение адвокатов в профессиональных целях по предъявлению адвокатского удостоверения и ордера.

30 марта Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к мэру г. Москвы Сергею Собянину с предложением обеспечить беспрепятственное передвижение адвокатов в условиях ограничений на перемещения граждан

  • При этом ПАНО исходит из того, что порядок оформления ордеров является внутренним распорядительным актом адвокатского сообщества, который может быть адаптирован к условиям самоизоляции и карантина, тогда как согласование в органах власти возможности свободного перемещения адвокатов без какого-либо обоснования, на основании наличия одного только статуса проблематично.
  • Совет ПАНО отметил, что адвокат, в свободное от выполнения профессиональных функций время, обязан строго соблюдать режим самоизоляции и карантина, установленный действующим законодательством.

Адвокатские палаты в регионах предпринимают меры по предотвращению распространения пандемии

Разъясняется также, что адвокат вправе отказаться от ведения дел по назначению и в порядке 50 ГПК РФ, обратившись к руководителю адвокатского образования (филиала), на адвокатов которых возложена данная обязанность. Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии у адвокатского образования (филиала) возможности обеспечить непрерывную защиту силами других адвокатов.

Адвокат, не имеющий возможности выполнять поручение на защиту и представительство прав граждан, обязан принять меры, направленные на соблюдение прав доверителя, привлекая другого адвоката.

Федеральное и региональное законодательство не содержит однозначного определения адвокатской деятельности как деятельности, на которую не распространяются запреты, налагаемые противоэпидемиологическими нормами, заметил Совет ПАНО.

Вместе с тем оказание квалифицированной юридической помощи является механизмом реализации защиты прав и законных интересов граждан, которые относятся к конституционным, не подлежащим ограничению.

Совет ПАНО полагает, что адвокатская деятельность не должна подлежать ограничениям в той мере, в какой она необходима для защиты прав граждан в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов.

В случае вынесения правоприменительных решений о привлечении к административной ответственности (при отсутствии безусловных оснований для самоизоляции и карантина) адвокатам и руководителям адвокатских образований Совет ПАНО рекомендует обжаловать такие решения и ставить в известность ПАНО.

Совет ПАНО также принял решение о переносе даты ежегодной конференции адвокатов на 30 мая 2020 г.

Руководителям адвокатских образований Совет ПАНО рекомендовал до урегулирования вопроса о перемещении адвокатов губернатором области и оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции выдавать адвокатам распоряжения, из текста которых следует, что адвокат привлечен к выполнению поручений на защиту граждан в уголовном процессе и осуществляет представительство интересов граждан в гражданском процессе, в связи с чем имеет право на перемещение к месту осуществления профессиональной деятельности. Распоряжение заверяется печатью и подписью руководителя адвокатского образования (филиала).

Президент ПАНО Николай Рогачев пояснил, что Совету ПАНО было важно обратить внимание адвокатов на то, что пандемия – не повод оставить граждан без защиты.

«Вместе с тем Совет палаты уважает решение тех адвокатов, которые, опасаясь за свое здоровье, намерены сократить профессиональную активность или даже приостановить статус, и пойдет им навстречу, а трудная жизненная ситуация встретит внимание палаты», – сказал Николай Рогачев.

Он отметил, что Совет ПАНО принимает меры по урегулированию проблемы перемещения адвокатов в условиях карантина. «Палата переводится на удаленный способ работы, однако будет обеспечено дежурство работников аппарата. Принимаются меры по получению разрешений оперативного штаба по противодействию пандемии на перемещение работников коллегий и аппарата палаты», – проинформировал Николай Рогачев.

Что думают юристы о законности режима самоизоляции

Сам термин «самоизоляция», который активно используют российские власти, подразумевает добровольность.

Если ты беспокоишься о своем здоровье и благополучии своих близких, то будь добр – не выходи из дома лишний раз, отмени все встречи и держи дистанцию от посторонних.

Но что делать, если выход из дома приравнивается к преступлению и наказывается крупным штрафом, а потерянный доход никто не компенсирует? Насколько правомерно в таком случае поступают власти?

Виталий Омельяновский: «Самоизоляция чревата обострением хронических заболеваний»

Многие регионы ввели ограничения, которые зачастую противоречат друг другу. С одной стороны, населению разъясняют, что выйти в магазин, аптеку, выгулять собаку или вынести мусор – всегда пожалуйста.

С другой стороны, вводят цифровые пропуска, в которых даже на эти действия требуется разрешение. Особенно отличилась Мурманская область, закупившая партию электронных браслетов – тех, что обычно надевают на преступников, отправляемых на домашний арест.

Отличная возможность испытать на себе, насколько это суровое наказание.

Свобода передвижения – конституционное право каждого гражданина РФ.

Однако эта же Конституция в статье 55 предусматривает ограничение этого права федеральным законом, но только в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». А статья 56 указывает, что это возможно в условиях чрезвычайного положения.

Загвоздка в том, что режим чрезвычайного положения подразумевает под собой обязательство государства брать на себя ответственность за причиненный ущерб. А власть, словно легкомысленный родитель, уклоняющийся от алиментов, не хочет эту ответственность на себя брать.

Оспариванием этих ограничений в настоящее время занимаются только политические активисты. Буквально накануне Мосгорсуд отклонил коллективный иск муниципальных депутатов на режим самоизоляции.

Аналогичная претензия была направлена в Верховный суд республики Татарстан местным активистом Рушаном Кабировым.

Остальные юристы с интересом наблюдают за развитием этих делом, но мало верят в их успешность.

Как замечает управляющий партнер юридического бюро United Partners Андрей Андреев, статья 8 закона «О праве граждан на свободу передвижения» предусматривает ограничения этой свободы, в том числе «на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности».

С 5 марта 2020 года на территории Москвы, а с 19 марта уже на территории всей России действует не режим самоизоляции, как это запомнило население, а режим повышенной готовности. Его введение предусматривает подпункт«м» п. 1 ст.

11 федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». А с 1 апреля в него ввели подпункт «у», который обязывает граждан соблюдать установленные правила поведения.

Как самоизоляция людей повлияла на животных

Поэтому если до 1 апреля на оспаривание законности ограничений были шансы, то теперь их практически нет. «Таким образом, некоторые ограничения на передвижение граждан и введение электронных пропусков полностью законны», – подытоживает Андреев.

«Но при этом выходить из дома все-таки можно, – соглашается председатель Центра правовой помощи «Дело жизни», член научно-консультативного совета Следственного комитета России Иван Соловьев. – С определенными целями: продукты, лекарства, салон связи, поликлиника, банк. Для этих и более дальних выходов и поездок предусмотрено использование пропуска».

Штрафы повышенной готовности

Одновременно с 1 апреля власти дополнили Кодекс об административных нарушениях (КоАП) статьей ст. 20.6.1, которая предусматривает штрафы за нарушение этого самого режима повышенной готовности. Людям, у которых подозревается заболевание, стоит помнить и о существовании статьи 6.3 КоАП – нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

«Конечно, в настоящее время единая практика применения этих статей еще не выработана, поэтому есть риск злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, – отмечает управляющий партнер юридической фирмы Tax Complianc Михаил Бегунов.

– При этом надо различать карантин и режим самоизоляции. Так, есть мнение, что статья 6.3 КоАП предназначена только для нарушителей карантина, предписанного Роспотребнадзором, а статья 20.6.

Читайте также:  Агрессивное поведение одноклассника: что делать - Совет Юриста

1 КоАП применяется в случае нарушения правил поведения при самоизоляции».

Шансов обжаловать такой штраф не так уж и много, считает управляющий партнер юридической группы Novator Вячеслав Косаков. Этих нововведений достаточно, чтобы штрафовать как население, так и бизнес.

«Однако указанные нормы работают в совокупности с постановлениями глав субъектов РФ, они определяют перечень организаций и заведений, которые не могут осуществлять свою деятельность в период соблюдения ограничительных мер», – говорит он.

Как «умные» камеры Москвы вычисляют нарушителей режима самоизоляции

Но есть возможность оспорить штрафы по формальным признакам.

«Для судов, правоприменителей и граждан сегодня есть четкий правовой ориентир – подписанный 21 апреля 2020 года «Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 1», – рассказывает Иван Соловьев. – Из обзора следует, что основанием для наложения штрафа за нарушение режима самоизоляции является протокол, составленный уполномоченным на то сотрудником полиции, усиленный постановлением суда о назначении штрафа. Таким образом, автоматически штрафовать по камерам, по данным сотовых операторов, по данным банков о совершенных с помощью кредитных карт платежах и так далее недопустимо».

Дело в том, что машиной, телефоном и картой может пользоваться родственник или знакомый. Поэтому, по мнению юриста, автоматический режим привлечения к ответственности в данном случае недопустим. Другой принципиальный вопрос – региональные КоАПы не могу предусматривать ответственность за нарушения, которые имеются в федеральном.

«Кроме того, судьям настоятельно рекомендовано при назначении наказания учитывать то, что оно должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, – говорит Соловьев – В принципе, это можно расценить как сигнал не лютовать с гражданами и учитывать все обстоятельства, которые привели к совершению правонарушения».

И если гражданин все же привлечен к административной ответственности, то обжалование надо начинать с процессуальных вопросов. Например, имел ли право сотрудник полиции привлечь гражданина к административной ответственности по региональному кодексу.

«Все дело в том, что любой полицейский, проходящий службу в московском, саратовском или ином главке МВД, является сотрудником федерального министерства, и поэтому привлечь гражданина к административной ответственности может только по федеральным же законам и кодексам, – отмечает юрист.

– Но, например, в Москве заключено соглашение между МВД России и мэрией Москвы, к тому же утвержденное главой правительства. Оно и дает полицейским законное основание для привлечения граждан, находящихся на территории Москвы к административной ответственности по статьям КоАП Москвы.

Не уверен, что подобные процедуры соблюдены в остальных регионах страны, поэтому такой факт надо проверить в первую очередь».

Обжаловать постановление по делу об административном нарушении необходимо письменно. Жалоба подается вышестоящему лицу или вышестоящий орган, если постановление было вынесено и утверждено должностным лицом, в суд района, в котором находится коллегиальный орган – если постановление было установлено коллегиальным органом, в суд вышестоящей инстанции – если решение было принято судьей.

В жалобе необходимо четко указать все причины и обстоятельства, в связи с которыми вы считаете наказание неправильным. И лучше подкрепить слова дополнительными аргументами – выпиской из истории болезни, рецептом с расписанной формой приема препарата, показаниями свидетелей и т.д.

«Но в любом случае гораздо безопаснее сегодня из дома без крайней нужды не выходить, – предупреждает Соловьев. – Но раз уж случился какой-то форс-мажор, то не стесняясь настаивать на том, что вы были вынуждены нарушить режим самоизоляции. И если должностное лицо не услышит вас, то, скорее всего, это сделает суд».

Ограничение права на свободу передвижения путем введения режима самоизоляции. Рассуждение на тему

Сразу ограничу тему дискуссии вопросами правотворчества и правоприменения. Про опасность вируса речи в рассуждениях нет и это тема совершенно другого разговора.

Итак, решил я проанализировать указ Мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности» на предмет его соответствия законам и обсуждаемой так в последнее время Конституции Российской Федерации.

Указ содержит такие положения, как возложение обязанности на граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), не покидать места проживания, а для граждан, имеющих специальные пропуска, такие ограничения не распространять (пункты 9.1., 9.3. Указа Мэра Москвы от 31 марта 2020 г. № 35-УМ).

Полагая, что такие положения прямо направлены на ограничение права на свободу передвижения граждан, я решил выяснить законны ли данные ограничения. Может ли быть кто-то привлечен к ответственности за нарушение положений анализируемого Указа?

Как следует из преамбулы Указа, издан он в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Находим этот закон и читаем указанный пункт: «Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации». Все. Больше этот пункт ничего не содержит.

Как создаются эти органы и какие силы привлекаются для ликвидации угрозы возникновения чрезвычайной ситуации это отдельная история.

Сейчас нужно обратить внимание на то, какой введен режим. Как следует из закона — режим повышенной готовности. В общем-то, название самого Указа нам об этом и говорит.

Изучаем закон дальше.

В статье 4.1.

ФЗ №68 указано, что «При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • В частности:
  • д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия».
  • И вот здесь, внимание!
  • Среди множества терминов и словосочетаний нужно заметить лишь одну фразу: «не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина».
  • Идем за Конституций Российской Федерации и читаем пункт 1 статьи 27, где указано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Более того, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 27 Конституции).

На секунду взглянем в статью 18 Конституции, где сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Теперь возникает вопрос, а можно ли ограничить право на свободное передвижение? Да, можно. По этому вопросу есть две статьи в Конституции.

  1. Пункт 3 статьи 55 Конституции, где сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. И пункт 1 статьи 56 Конституции, где указано, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  3. Теперь мы уже знаем следующее, что конституционное право на свободное передвижение может быть ограничено либо на основании федерального закона, изданного в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции, либо при возникновении чрезвычайного положения на основании федерального конституционного закона в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конституции.

Так же мы знаем, что в настоящее время (на 31.03.2020) режим чрезвычайного положения не введен, а действует режим повышенной готовности. Таким образом, нам необходимо найти такой федеральный закон, который бы позволял ограничить право граждан на свободное передвижение в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции.

Какие же существуют законы, в которых есть указание на возможность ограничения права на свободное передвижение? Вот они:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *