Транспортная компания потеряла груз: что делать — Совет Юриста

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.

Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.

Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.

В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет ЮристаКак действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.

Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.

В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.

В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.

Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.

Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.

Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.

Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.

При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.

Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.

При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.

Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.

В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.

Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.

Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.

Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.

Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.

Читайте также:  Предоставление ипотечных каникул в 2021 году - Совет Юриста

Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.

Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.

В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.

Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.

 Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Транспортная компания потеряла груз: что делать - Совет Юриста

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.

Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.

Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.

Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.

По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.

 Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.

Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Транспортная компания потеряла груз: что делать

29.10.2018

Случаи утраты груза в транспортных компаниях возникают часто. Претензии по утрате груза занимают 2 место, от всего количества поступающих в транспортные компании претензий, после претензий о повреждении груза.

Причин утраты несколько: начиная от халатности персонала на складе и утраты груза в процессе логистических операций и заканчивая уничтожением груза в результате ДТП (аварий на транспорте) и форс-мажорных обстоятельств.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральным Законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за утрату груза закреплена:

  • в размере реальной, документально подтвержденной стоимости груза (недостающей части груза), если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере объявленной стоимости (части объявленной стоимости при частичной утрате), если груз принят с объявленной стоимостью. А также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

Порядок действий при утрате груза

  1. Фиксация факта утраты груза. Необходимо составить акт с транспортной компанией, в котором зафиксировать факт утраты груза и указать, что конкретно утрачено: наименование, марку, модель, количество, стоимость.

    Если утрачена часть груза, сверяйте каждую позицию и фиксируйте все, поскольку в соответствии с законом считается что груз получен, если в день получения груза не зафиксирована утрата конкретной позиции груза. Исключение составляют специальные типы грузов, утрату которых обычным способом нельзя выявить.

  2. Уточните у специалистов транспортной компании в результате чего утрачен груз: пожар в транспортном средстве, кража, мошенничество и т.д. Утрачен только Ваш груз либо утраченных грузов много.

    В чем важность? В некоторых транспортно-экспедиционных компаниях ответственность перевозчика-экспедитора застрахована и при наступлении значительного события транспортная компания сама заинтересована в скорейшем возмещении убытков.

    Например, если сгорела авто-фура и весь перевозимый в ней груз, транспортная компания заявляет данное событие страховщику как страховой случай и страховщик компенсирует все понесенные убытки транспортной компании, в том числе и те выплаты, которые транспортная компания произвела пострадавшим клиентам.

    В таком случае транспортная компания крайне заинтересована в том, чтобы как можно быстрее заплатить пострадавшим клиентам и не доводить дело до суда, т.к. компенсирует эти затраты через страховую компанию.

    На моей практике были случаи, когда в подобной ситуации сотрудники транспортной компании помогали клиентам готовить пакет документов к претензиям в свой адрес и были заинтересованы в скорейшей выплате компенсаций.

  3. Если Вы являетесь грузополучателем, проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара).

    Если в договоре указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по утрате товара является грузоотправитель. И грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара. Дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.

  4. Претензия.

    Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов Вам понадобятся для обращения с иском в суд.

    Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

    В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза наименование и стоимость груза, дату и место фиксации утраты груза. К претензии приложите следующие документы:

    1. документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.

      ,

    2. документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара,
    3. банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации,
    4. доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия подписанта.

  5. Зачастую на сайтах транспортных компаний есть образцы претензий, которые в целом соответствуют требованиям закона. Во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.
  6. Подайте претензию в транспортную компанию без отлагательств. Срок подачи претензии — 6 месяцев.

    Претензия подается в 2 (двух) экземплярах, чтобы транспортная компания на втором экземпляре поставила отметку о принятии, указав дату принятия, входящий номер и заверив печатью вернула его Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию самостоятельно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой.

    В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

  7. В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании — это расходы.
  8. В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском, срок обращения 1 (один) год, и в суде доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков.

Я рекомендую обращаться за квалифицированной юридической помощью в момент, когда вы узнали об утрате груза. Привлекая юриста по транспортным спорам еще до составления акта об утрате груза и подачи претензии, вы на 30-50 % увеличиваете вероятность ее удовлетворения транспортной компанией на стадии рассмотрения претензии, поскольку юрист работающий в данной тематике знает массу деталей и обстоятельств, влияющих на быстрое и положительное рассмотрение претензии. А с учетом того, что в случае отказа в удовлетворении претензии необходимо обращаться с иском в суд, а средний срок рассмотрения дел данной категории составляет 6 месяцев — вдвойне целесообразно сразу обратиться к профессионалам для скорейшего возмещения убытков.

Смотрите также статью Евгения Побережного «Что делать, если транспортная компания повредила груз».

Транспортная компания несет ответственность не только за перевозку, но и за выдачу груза

Мужчина отправил сам себе из одного города в другой ценный груз — запчасти для компьютера на 578 тысяч рублей. Он летел из Новороссийска в Самару и не хотел брать груз с собой в самолет, поэтому обратился в транспортную компанию. Рассчитал все так: запчасти приедут в Самару, он как раз доберется туда в это же время и заберет их.

Когда мужчина приехал получать запчасти, оказалось, что их уже забрал кто-то другой. Транспортная компания утверждала, что это был он. Она отказалась признавать вину и компенсировать ему стоимость груза.

Суды рассматривали дело почти два года и отказали мужчине: по их мнению, экспедитор не нарушал правила выдачи, а значит не должен нести ответственность. Верховный Суд не согласился с этим решением и отправил дело на пересмотр.

Аргументы сторон

Владелец груза

Я заключил с транспортной компанией договор. По условиям у груза есть объявленная ценность, и транспортная компания должна отвечать за то, чтобы груз был доставлен и выдан. Грузополучателем был указан отправитель, а в итоге посылку отдали какому-то другому человеку. Транспортная компания не проследила, кому выдает мои запчасти. Пусть теперь компенсирует их стоимость.

Транспортная компания

Действительно, мы согласовали, что мужчина сам заберет свой груз, прописали в договоре имя и фамилию получателя, его паспортные данные. На пункт выдачи пришел мужчина с временным удостоверением личности. Данные в нем совпадали с данными в договоре, проверить подлинность документа наш сотрудник не мог. Подозрений у него не возникло. Мы выдали груз без нарушений и ничего не должны.

Первая инстанция, апелляция и кассация

Экспедитор не обязан проверять документы на подлинность: у него нет таких полномочий и специальных знаний для этого. При выдаче груза представитель транспортной компании никак не мог узнать, что выдает груз не тому человеку. Груз выдан по правилам, договор не нарушен. 

Кроме того, в договоре с транспортной компанией прописано, что экспедитор не обязан проверять подписи и печати и не отвечает за проверку документов получателя на подлинность. Мужчина с этими условиями согласился, все подписал. Транспортная компания ничего не должна.

Верховный Суд

Суды предыдущих инстанций неправы. Экспедитор должен исполнить обязательства по договору. Его обязательство — доставить груз в целости и выдать его получателю. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины. 

Суды исходили из соображения, что транспортная компания никак не могла повлиять на сложившиеся обстоятельства: якобы курьер не мог знать, подлинное удостоверение ему показали или поддельное.

Кроме того, они опирались на договор с экспедитором, по которому тот не несет ответственности за выдачу груза по поддельным документам.

Но этот пункт противоречит Закону о транспортно-экспедиционной деятельности, а значит не имеет юридической силы.

Дело направить на пересмотр в суд первой инстанции. Окончательное решение еще не принято.

Выводы из истории

Верховный Суд признал, что экспедитор по умолчанию несет ответственность за груз и должен компенсировать ущерб, даже если утрата произошла не по его вине.

Транспортные компании не могут вносить в договор с клиентами пункты, которые противоречат законодательству. В этой истории экспедитор прописал, что не отвечает за выдачу груза по поддельным документам, но Верховный Суд признал эти пункты договора недействительными.

Грузоперевозки: 4 случая, когда перевозчик рискует потерять деньги

???? Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках.

Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли.

Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

???? Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон.

При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика.

Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф.

Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст.

35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Утрата груза: взыскиваем ущерб с водителей

Сергей Чеславович Белявский,
судья экономического суда

Марина Викторовна Кобринец,
юрист

Перевозчик несет полную материальную ответственность перед заказчиком за вверенный груз. К возмещению ущерба в порядке регресса можно привлечь водителя.

Как известно, перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия к перевозке до выдачи грузополучателю . И хотя де-юре перевозчик — юридическое лицо или ИП, де-факто перевозку осуществляет физическое лицо (водитель).

Несет ли наемный работник ответственность за груз и отвечает ли он по обязательствам перевозчика? Можно ли переложить ответственность перед заказчиком с перевозчика на водителя, если тот совершил противоправные действия?

Пример из судебной практики

Для организации перевозки груза ОАО «Грузоотправитель» обратилось к экспедитору, который, в свою очередь, привлек ООО «Перевозчик».

Водители ООО «Перевозчик» получили груз согласно сопроводительным документам для транспортировки и выдали неустановленным лицам в неустановленном месте без составления надлежащих документов.

В связи с этим ОАО «Грузоотправитель» признало груз потерянным (утраченным) и обратилось в суд с иском к ООО «Перевозчик» о возмещении ущерба. ООО «Перевозчик» иск не признало, ссылаясь на возбуждение уголовного дела в отношении водителей и экспедитора.

Оценив представленные доказательства и материалы уголовного дела, суд, руководствуясь положениями ст. 9, 12, 17, 20, 23 КДПГ, ст. 14, 290, 364, 739, 747 ГК, возложил ответственность за утрату груза на ответчика.

В данном случае именно перевозчик нес ответственность за сохранность груза с момента принятия к перевозке до выдачи грузополучателю.

ООО «Перевозчик» не доказало, что утрата произошла вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ходатайство ОАО «Перевозчик» приостановить производство по делу, т.к. в отношении водителей и экспедитора возбудили уголовное дело, суд не принял во внимание.

ООО «Перевозчик» несло ответственность за действия водителей, привлеченных к перевозке груза. Оснований для приостановления производства по делу в силу абз. 2 ст. 145 ХПК не было.

Сам по себе факт возбуждения уголовного дела таким основанием служить не может.

Суд обязал ООО «Перевозчик» возместить ущерб, вызванный утратой груза, и удовлетворил требования ОАО «Грузоотправитель» (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 08.01.2020 по делу N 81-13/2019/411А/1470К).

Из приведенного примера мы видим, что перевозчику не избежать гражданско-правовой ответственности перед заказчиком, даже если водитель совершил противоправные действия в отношении груза. Пункт 1 ст.

937 ГК четко закрепляет, что юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также гражданско-правового договора, если они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасностью работ.

Однако возмещение ущерба заказчику не лишает перевозчика права взыскать с водителя уплаченные суммы в порядке регресса. Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяет ТК, Декрет N 29, постановление Пленума Верховного Суда N 2 и другие нормативные акты.

Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей; лицом, управляющим транспортным средством и т.д.

), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом . Эту же норму содержит и п.

11 постановления Пленума Верховного Суда N 2.

Работник несет материальную ответственность в полном размере за ущерб, причиненный нанимателю (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда N 2), если в этом есть вина работника либо если причиной ущерба стало преступление .

Работник может добровольно возместить ущерб полностью или частично, а также с согласия нанимателя передать в счет возмещения равноценное имущество либо исправить поврежденное .

Когда добровольно вред не возмещается, в зависимости от размера материальной ответственности наниматель может реализовать право регресса как во внесудебном порядке (до трех среднемесячных зарплат, ч. 1 ст. 408 ТК), так и в судебном в сроки, установленные ч. 2 ст. 242 и ч. 2 ст. 408 ТК. Данные сроки исчисляются со дня возмещения ущерба нанимателем другому лицу.

В частности, при внесудебном порядке есть две недели, чтобы вынести распоряжение об удержании ущерба. В судебном порядке срок для взыскания ущерба составляет год с момента обнаружения ущерба.

  • Следует помнить, что привлечь работника к ответственности можно при одновременном наличии :
  • — ущерба, причиненного нанимателю;
  • — противоправности поведения (действий или бездействия) работника;
  • — прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
  • — вины работника в причинении ущерба.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда N 2 по общему правилу доказать наличие указанных выше условий материальной ответственности должен наниматель .

В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должен доказать сам работник. Это касается и случая возложения полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 4, 6 ст. 404 ТК.

Но и в этом случае доказывает наличие других условий материальной ответственности наниматель.

Отметим, что при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб. Упущенная выгода во внимание не принимается. Исключение составляет причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей .

Под реальным ущербом понимается утрата, ухудшение или снижение ценности имущества, влекущие для нанимателя необходимость затрат на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо излишних денежных выплат (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя) .

Ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), причинившие ущерб нанимателю .

Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.

Таким образом, перевозчику следует помнить: именно он несет ответственность перед заказчиком за действия водителей, привлеченных к перевозке груза. В дальнейшем с них можно взыскать сумму ущерба в порядке регресса.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *