Запрет строительства на мелиорированных землях — совет юриста

      При строительстве объектов нередко создаются препятствия в использовании мелиорированных земель по целевому назначению — правовые нормы по сохранению и восстановлению мелиорированных земель.

      При размещении объектов строительства нередко затрагиваются мелиорированные земли, которые находится под особой защитой. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие мелиорации земель:

  • гидромелиорация,
  • агромелиорация,
  • культуртехническая мелиорация,
  • химическая мелиорация.

     Запрет строительства на мелиорированных землях - Совет Юриста

Мелиорация связана с большими капиталовложениями и направлена на повышение  продуктивности  и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного  производства  сельскохозяйственной  продукции.

Целью мелиорации земель является сохранение и повышение плодородия земель,  а также создание необходимых  условий  для вовлечения в сельскохозяйственный оборот  неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

      При изъятии (выкупе) и предоставлении мелиорированных земель необходимо учитывать требования Земельного кодекса в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также требования Федерального закона  от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (ред. от 28.11.

2011), в котором установлены правовые  основы  деятельности в области мелиорации  земель,  определены  полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и  юридических  лиц,  осуществляющих деятельность  в области  мелиорации  земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

      Федеральным законом «О мелиорации земель» допускается, что «мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (из статьи 10). Соответственно при изъятии (выкупе) и предоставлении для строительства мелиорированных земель необходимо учитывать права их собственников.

      Изменение целевого назначения мелиорированных земель необходимо согласовывать со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель (в настоящее время указанные функции исполняет управление сельского хозяйства).

При этом следует иметь в виду, что «государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель. Положение о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию в области мелиорации земель, утверждается Правительством Российской Федерации» (из статьи 17 ФЗ «О мелиорации земель»). Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315, Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мелиорации земель.

      В соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» к полномочиям в области мелиорации органов государственной власти и органов местного самоуправления относится следующее:

Статья 14.  Полномочия Российской Федерации  в  области мелиорации земель.

  •         К полномочиям Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
  • — определение государственной   политики  в  области  мелиорации земель;
  • — разработка и  принятие  федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области мелиорации земель  и контроль за их соблюдением;
  • — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности    государственными    мелиоративными системами  и  отдельно  расположенными  гидротехническими     сооружениями.

Статья 15. Полномочия субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель.

  1.             К полномочиям субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
  2. — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  3. — разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель;
  4. — финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, и участие в финансировании мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  5. — разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
  6. — иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель.

  •             Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:
  • — владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
  • — обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
  • — координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

      Мелиорированный земельный участок находится  под особой защитой.

Что касается строительства на мелиорированных землях, в статье 30 Федерального закона «О мелиорации земель» установлено следующее: «Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

  1.       Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
  2.       Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  3.       ФЗ «О мелиорации земель» констатирует, что «перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации» (статья 31).

      Как при проведении мелиорации земель, так и при осуществлении строительства на мелиорированных землях, а также при проведении мелиорации земельного участка, предназначенного для строительства объекта,  необходимо учитывать экологические требования.

При этом следует иметь в виду, что мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей  природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.

      В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» при оценке состояния и степени деградации почв от водной и ветровой эрозии на землях сельскохозяйственного назначения применяется «Положение о проведении противоэрозионных мероприятий», утвержденное приказом Минсельхоза России от 30 декабря 2008 г. N 593.

  •       Положение направлено на регулирование прав и обязанностей органов, осуществляющих контроль за проведением противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
  •       Противоэрозионные мероприятия включают в себя следующие виды мероприятий: агротехнические; гидромелиоративные; культуртехнические; агролесомелиоративные.
  •       При планировании мероприятий по мелиорации земель виды и объемы выполняемых работ, включающих в себя противоэрозионные мероприятия, определяются проектами, утвержденными в установленном порядке.
  •       Противоэрозионные мероприятия проводятся для снижения водной или ветровой эрозии до безопасного уровня.
  •       Возмещение ущерба в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель производится  в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Запрет строительства на мелиорированных землях - Совет Юриста 
  • Перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию: содержание ходатайства и состав документов прилагаемых к ходатайству — советы и рекомендации для практиков — переход

Запрет строительства на мелиорированных землях — Юридическая консультация

Для разрешения вопроса вам необходимо установить факт отсутствия мелиоративных систем на вашем земельном участке либо осуществить их списание.

Предоставление сведений по учету мелиорируемых земель осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в лице подведомственного ему учреждения – ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» (Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, утвержденный приказом Минсельхоза России от 22.10.2012 № 558).

  • Как следует из п. 11 названного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
  • 1) предоставление сведений о наличии (отсутствии) мелиорированных земель;
  • 2) предоставление сведений по учету мелиорированных земель.
  • Данные сведения необходимы вам для того, чтобы выяснить принадлежность мелиоративных систем, расположенных на вашем земельном участке (или рядом с ним), срок их эксплуатации и техническое состояние.

Регистрация дома на земле с видом разрешенного использования КФХ

Для получения этой услуги вам необходимо обратиться в ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“»: представить лично, по почте или с использованием сетей связи общего пользования, в том числе посредством отправки через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через официальный сайт Минсельхоза России, заявление, составленное в свободной форме. К заявлению рекомендуется приложить копии правоустанавливающих документов на земельный участок.

В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения об отсутствии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вместе с предоставлением сведений, подтверждающих снятие их с балансового учета, вы сможете вновь обратиться в МФЦ с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.

В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения о наличии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вам будет необходимо совершить перевод вашего земельного участка из категории мелиорируемых в категорию немелиорируемых (совершить списание).  Списание мелиорируемых земель осуществляется ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» по заявлению заинтересованных лиц, в связи с чем в результате оказания услуги составляется акт о списании по форме ОС-4.

После списания мелиоративных земель (или систем) с баланса и получения вами акта о списании вы вправе повторно обратиться с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.

Рекомендуем вам также ознакомиться с решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2018 № А41-65067/2018 об установлении факта отсутствия мелиоративных систем на земельном участке.

Читайте также:  Как получить справку о задолженности по оплате услуг жкх - совет юриста

Что касается необходимости уведомления о строительстве дома на земельном участке.

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.

Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.

Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.

Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.

И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.

Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.

Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.

77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.

Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло.

Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.

Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.

Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.

2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.

2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.

Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.

И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.

Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.

2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.

С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.

Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.

Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.

Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.

Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.

Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.

Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.

Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.

(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)

Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.

Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.

Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).

Читайте также:  Кто может быть принудительно госпитализирован - Совет Юриста

Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.

В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.

Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.

Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики

Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.

Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.

Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.

Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.

Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.

Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.

По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.

Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.

Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.

Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.

Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.

Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.

В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.

), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.

Что нужно знать собственнику земельного участка сельхозназначения о мелиорации?

Мелиора́ция (лат.melioratio — улучшение) — комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

При оформлении права собственности на  земельный  участок,  будущий собственник может и не подозревать, что находится на оформляемом земельном участке (или под ним), помимо обременений,  ограничений  и объектов недвижимости, указанных в документах на интересуемый земельный участок, на земельном участке могут находиться мелиоративные системы.

Об их существовании Вы можете  узнать, обратившись  в компетентный орган, который на основании данных паспортизации мелиоративных систем Вам сообщит, есть ли мелиоративная система на Вашем земельном участке (на основании ст. 18 ФЗ от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»).

 Такая деятельность, как паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и учет, проведение мониторинга мелиорированных земель, относится к основным направлениям деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в области мелиорации земель.

Эту информацию Вы получите при проведении плановой проверки Вашего земельного участка специалистами Управления Россельхознадзора.

 Так как мелиоративные системы считаются не обременением, а улучшением земельного участка и как обременение в документах не фигурируют, при обращении  к предыдущему собственнику Вам могут сообщить, что мелиорация давно списана и нигде не числится. Это не так, государственная собственность не может списаться с баланса решением хозяйствующего субъекта участка.

Собственник земельного участка, на котором расположены мелиоративные системы, должен соблюдать Правила эксплуатации мелиоративных систем, проводить основные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы: 

 — удалять из проводящих каналов и водоприемников случайно попавшие предметы, затрудняющие свободное течение воды; 

— скашивать травянистую растительность; 

—  вырубать кустарник на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб; 

— не допускать зарастание берегов осушительных каналов.  

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О мелиорации земель» № 4-ФЗ, граждане (физические лица) и юридические лица, которые   эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем)  состоянии и принимать меры по предупреждению

Не проведение вышеперечисленных мероприятий приводит к заболачиванию земель, а так же предусматривает привлечение к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.10.10 КоАП РФ.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 35-АПГ16-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 декабря 2016 г. N 35-АПГ16-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Осипова И.В. и Малиновской Т.Е. об оспаривании распоряжения Администрации Тверской области от 31 декабря 2010 г. N 1256-ра «О включении земельного участка в границы населенного пункта»

по апелляционной жалобе Малиновской Т.Е. на решение Тверского областного суда от 20 июля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Малиновской Т.Е., представителя по доверенности Смирнова Р.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области по доверенности Гришина О.В.

, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.

, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Администрацией Тверской области издано распоряжение от 31 декабря 2010 г.

N 1256-ра «О включении земельного участка в границы населенного пункта» (далее — распоряжение N 1256-ра), которым земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта д.

Протасово Кулицкого сельского поселения Калининского р-на Тверской области и изменен его вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для жилищного строительства».

Осипов И.В., которому принадлежит на праве собственности жилой дом в д. Протасово, и Малиновская Т.Е., являющаяся жителем д. Устье названного муниципального образования, обратились в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения N 1256-ра недействующим полностью со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедур, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ) и статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также — ГрК РФ), поскольку не проводились публичные слушания по вопросу изменения границ населенного пункта и не вносились соответствующие изменения в генеральный план сельского поселения. Указанный земельный участок в нарушение требований части 6 статьи 11.9 и части 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) находится на удалении от д. Протасово и фактически не вошел в границы населенного пункта. Изменение категории земель данного земельного участка осуществлено с нарушением требований статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Федеральный закон N 172-ФЗ).

Административные истцы полагают, что принятие распоряжения N 1256-ра без проведения публичных слушаний является нарушением их права на участие в осуществлении градостроительной деятельности муниципального образования.

В результате включения земельного участка, который используется под индивидуальное жилищное строительство, в границы населенного пункта оказались нарушены их права на благоприятную окружающую среду, свободное пользование природными ресурсами, прибрежной зоной.

На основании пункта 5 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Тверского областного суда от 20 июля 2016 г. прекращено производство по административному делу по исковому заявлению Осипова И.В.

Решением Тверского областного суда от 20 июля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Малиновская Т.Е.

Читайте также:  Снятие с регистрации в квартире по решению суда - Совет Юриста

просит отменить судебный акт первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права, придя к выводу об отсутствии необходимости проведения процедуры публичных слушаний по вопросу перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений. По мнению подателя жалобы, суд также не учел, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, в отношении которых запрещено изменение их целевого назначения.

  • Прокуратурой Тверской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
  • Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
  • Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
  • Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 10 и 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 2 части 1 статьи 8 ЗК РФ и частью 1 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2010 г.

, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель и изменение границ муниципальных образований в установленном порядке относилось к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, распоряжение N 1256-ра издано органом, уполномоченным на тот момент Законом Тверской области от 20 марта 2002 г. N 2-ЗО «Об Администрации Тверской области», и опубликовано 8 февраля 2011 г. в соответствии с Законом Тверской области от 16 марта 2004 г. N 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» в газете «Тверская жизнь», N 21.

Частью 1.1 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ предусмотрено два варианта изменения границ населенных пунктов до 1 января 2012 г.

при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов: путем внесения изменений в указанные документы территориального планирования в соответствии с ГрК РФ либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном названной статьей.

Согласно части 2 данной статьи в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Указанные решения принимаются на основе мотивированного заявления заинтересованного лица о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, направляемого в орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которого находится населенный пункт (часть 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ).

Процедура принятия решения включает в себя направление органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного заявления, заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка, заключение о результатах публичных слушаний, проведенных по данным вопросам (части 5 и 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ). При этом согласно пункту 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ проведение публичных слушаний по указанным вопросам не требуется в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства или рекреационного использования.

В случаях, предусмотренных частью 14 статьи 4.

1 Закона N 191-ФЗ, комплект документов направляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для согласования в федеральные органы государственной власти и в сроки, установленные частью 18 названной статьи, принимается решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Копия такого решения направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен указанный земельный участок.

В случае изменения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации границы населенного пункта путем включения земельных участков в границу населенного пункта или исключения земельных участков из границы населенного пункта при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования вносятся соответствующие изменения не реже одного раза в год. При этом согласование таких изменений и публичные слушания по вопросу внесения данных изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования не проводятся (часть 24 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ).

Как следует из пункта 3 части 1 *** Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение N 1256-ра принято в соответствии с указанными выше процедурами, права административного истца не нарушены.

Как усматривается из материалов дела, заявление о включении в границы д.

Протасово и изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного в непосредственной близости от д.

Протасово Кулицкого сельского поселения Калининского р-на Тверской области, подано физическими лицами, которым данный участок принадлежит на праве общей долевой собственности.

Целями указанных изменений названы расширение границ населенного пункта для последующего строительства жилого комплекса с инфраструктурой.

В заключении, подготовленном администрацией Кулицкого сельского поселения, отмечена невозможность использования указанного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и целесообразность перспективного увеличения границ д. Протасово для возможности возведения индивидуальных жилых домов на данном участке.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в целях развития жилищного строительства, в связи с чем согласно пункту 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ не требовалось проведение публичных слушаний.

Вопреки доводам апелляционной жалобы указанное положение Закона N 191-ФЗ является специальной нормой, регламентирует упрощенный порядок принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его вида разрешенного использования в целях развития жилищного строительства в рамках процедуры установленной названным законом. Изменение границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план в соответствии с требованиями ГрК РФ, на нарушения которых ссылается заявитель административной жалобы, является альтернативной процедурой, и не подлежит исключительному применению. Следовательно, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого акта нормам ГрК РФ, равно как и пункту 1.5 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Кулицкое сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Кулицкого сельского поселения Калининского района Тверской области, являющегося документом меньшей юридической силы по отношению к Закону N 191-ФЗ.

Отклоняется довод апелляционной жалобы о недопустимости перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель, поскольку пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ такая возможность предусмотрена в случае установления или изменения черты населенных пунктов.

Не принимается довод апелляционной жалобы о невозможности включения земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта в связи с его значительным удалением от д.

Протасово, так как в действующей редакции статьи 4.

1 Закона N 191-ФЗ (пункт 25) допускается включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам такого населенного пункта.

Также судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не регламентируются правоотношения по использованию неопределенным кругом лиц водных объектов общего пользования, с затруднениями в реализации которых административный истец связывает нарушение своих прав на благоприятную окружающую среду.

Распоряжением N 1256-ра изменена категория земель и правовой режим земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем данный акт не препятствует изменению границ образованных из указанного объекта недвижимости земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства и водного законодательства во исполнение решений судов, на которые ссылается административный истец.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тверского областного суда от 20 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Малиновской Т.Е. — без удовлетворения.

——————————————————————

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *