Защитная полоса между лесом и участком — Совет Юриста

Природа не стоит на месте, запущенное поле постепенно зарастает, и вся площадь покрывается деревьями.

Как правильно определить противопожарное расстояние от леса до застройки, ведь не всегда деревья растут на территории земель лесного фонда. Самостоятельно рубить березы и сосны нельзя.

Необходимо найти того, кто должен был сделать санитарную вырубку леса, и заставить его выполнить свою работу.

Защитная полоса между лесом и участком - Совет Юриста

Расстояние от городских и сельских построек

Участки под ИЖС выдают на окраине города, и бывает, что рядом растут многочисленные деревья. Под дачи и сады выделяют участки на территории СНТ зачастую в непосредственной близости от леса. Прежде чем строить дом и хозяйственные постройки, следует уточнить расстояние от леса до дома, а также границы земель лесного фонда.

Защитная полоса между лесом и участком - Совет Юриста

Городские многоэтажные постройки

Городские дома возводят по генеральному плану, и получающих квартиры жильцов не волнует вопрос, выдержано ли расстояние от жилой застройки до леса. Они радуются чистому воздуху и тому, что природа рядом. Подрядчики, занимающиеся застройкой, знают, что жилье можно возводить на дистанции от леса в 50 м. Положение касается построек следующего типа:

  1. Жилой дом.
  2. Магазин.
  3. Школа.
  4. Дошкольное учреждение.
  5. Стоянки автомобилей.
  6. Офисные здания.

Защитная полоса между лесом и участком - Совет Юриста

Промышленные здания имеют свои нормы в зависимости от степени огнеопасности и вредности производства.

Любой проект строительства в городе проходит утверждение целым рядом организаций. Они строго следят за санитарными зонами природных ресурсов. Проект с отступлениями от норм не получит разрешения.

На каком расстоянии можно строиться от леса

Рубка деревьев на собственном участке: с кем необходимо согласовать действия

Незаконная вырубка деревьев – экологическое преступление, за которое можно получить не только административное наказание, но и даже уголовное.

Многие законопослушные владельцы земельных наделов не знают: допустимо ли, не нарушая закон, рубить деревья на своей территории.

Рассмотрим с точки зрения законодательства, можно ли вырубать деревья на собственном участке, и нужно ли получать на это разрешение.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261).

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Защитная полоса между лесом и участком - Совет ЮристаЛесное законодательство (Лесной Кодекс (ЛК), ст. 16) предусматривает ряд исключений, при которых вырубать деревья нельзя даже на дачном (садоводческом) участке. Это положение действует, если земля находится не в юрисдикции населенного пункта, а в лесном фонде. Статья 6 ЛК гласит, что леса могут находиться не только на землях Лесного фонда, но и на землях других категорий.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, но только, если иное не предусмотрено законами о недрах, лесным законодательством, законом об использовании воздушного пространства, иными нормативными актами и не нарушает прав других лиц.

Право рубить деревья, даже на своем участке зависит от:

  • наличия оформленного права собственности на земельный участок;
  • категории земли и вида ее разрешенного использования;
  • вида, возраста и состояния деревьев;
  • других нюансов.

Согласно статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ, у собственника участка есть право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, поэтому обращаться за разрешением может лишь он.

Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.

Исключение составляют лишь аварийные и представляющие угрозу деревья, однако и в отношении них за разрешением может обратиться лишь наделенный полномочиями человек. При этом собственник участка может быть как против спиливания вообще, так и против использования тех или иных методов и с его мнением придется считаться даже представителю местной власти.

Инстанции, регулирующие вопрос

  • В большинстве случаев такие разрешения выдает Департамент природопользования или Отдела защиты природы при городской администрации, однако возможны ситуации, когда его функции выполняют другие отделы, в том числе Департамент жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
  • В большинстве городов существует свой порядок выдачи разрешений со списком организаций, которые оказывают такие услуги.
  • Нередко заказать разрешение можно через службу «Единого окна», в этом случае весь пакет документов будет направлен тому чиновнику, который занимается этими вопросами, а владельцу земли не придется бегать по кабинетам и спрашивать, кто выдает разрешения или порубочные билеты.

Какие же деревья можно удалить с участка без последствий:

Без разрешения можно пилить деревья на своем участке, если он находится в частной собственности.

При этом должны быть соблюдены условия:

  1. Не должно быть редких и особо ценных пород.
  2. Участок не должен примыкать к лесу или располагаться неподалеку.
  3. Возраст деревьев не должен превышать определенного уровня (зависит от региона и породы).
  4. Количество удаляемых деревьев должно быть незначительным (1–2 шт).
  5. Удаляемые деревья не должны располагаться в местах обитания птиц и животных, находящихся под угрозой вымирания и занесенных в Красную книгу.
  6. Удаление деревьев не вызовет негативной реакции со стороны соседей или защитников экологии.
  7. Необходимо продумать и реализовать план восстановительных мероприятий.

Если любой из этих пунктов не выполнен, то перед началом вырубки или спиливания желательно получить разрешительный документ. В этом случае вся ответственность будет лежать на тех, кто выдал разрешение.

Деревья, являющиеся ценными породами перечислены в Приказе ФАЛХ №513. В этом списке 50 наименований деревьев, и кустарники, которые запрещены к вырубке.

Вот лишь часть списка:

  • Абрикос
  • Береза карельская
  • Вишня
  • Груша
  • Дуб зубчатый
  • Клен японский
  • Липа Максимовича
  • Мелкоплодник ольхолистный, рябина ольхолистная
  • Орех маньчжурский — Juglans mandshurica Maxim.
  • Пихта цельнолистная, или маньчжурская
  • Сосна густоцветная
  • Яблоня
  • Ясень шерстистый и т.д.

Единого документа, регламентирующего взаимоотношения собственника участка с деревьями, растущими на его участке нет. Например, все деревья не являющиеся плодовыми, априори считаются лесными. И за ними, при желании конечно, бдит Лесной кодекс. При этом совершенно не важно, растут эти деревья на землях лесного фонда или любых других. Статус деревьев при этом остаётся.

Большие деревья могут быть отмечены на топографических картах, а так же служить ориентирами для самолётов малой авиации.

Даже если вам удастся незаметно избавиться от нежелательного дерева, при желании соответствующие службы могут доказать факт его наличия в прошлом по показаниям свидетелей, фотографиям и даже по аэрофотоснимкам (для отдельно стоящих крупных деревьев).

Когда нужно разрешение?

Защитная полоса между лесом и участком - Совет ЮристаОдин из множества примеров, в котором разрешение на вырубку получать необходимо: дерево растет не на территории собственника, а на прилегающей земле (принадлежащей лесному фонду, муниципалитету, или находящейся в федеральной собственности). При этом оно загораживает проезд на участок владельца или мешает по другой причине. Для выяснения возможности спила требуется провести межевание участка и пойти в местные органы самоуправления за разрешением.

Еще один пример: частное лицо приобретает территорию, которая уже засажена большим количеством деревьев. Но некоторую их часть собственник желает спилить освобождения места под строительство или огород. Такая ситуация очень распространена. Обращаться в местные органы самоуправления при этом обязательно для получения необходимых документов, разрешающих спил.

Как получить разрешение на вырубку деревьев

Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников, выдается управлением экологии администрации городского округа или района. Заявление по форме подается лично или посредством обращения в МФЦ в соответствии с регламентом установленном местным законодательством.

  1. В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.
  2. Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.
  3. Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:
  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.

После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=HMASrP0UwpE

Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.

Если вдруг дерево оказывается ценным, то специалист оценивает степень представляемой им угрозы и размеры расходов, необходимых для восстановления зеленого фонда.

Это требование основано на Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако в каждом регионе и крупном городе, а нередко и в небольших населенных пунктах, существует собственный порядок расчета таких сборов с учетом местных факторов.

Убедившись, что все указанные в заявлении данные верны и дерево действительно мешает или представляет угрозу, специалист передаст заявление и свое заключение по нему специальной комиссии при городской или районной администрации. После утверждения заявления комиссией заявителю выдают разрешение, в котором прописаны координаты и адрес участка и расположение дерева на нем относительно других деревьев.

Если под спил предназначено несколько деревьев, растущих рядом друг с другом, то помимо разрешения необходимо получить порубочный билет, однако есть вероятность, что его придется получать даже для спиливания одного дерева.

Читайте также:  Выделение долей в частном доме - совет юриста

Ведь эти вопросы регулируют законы, которые издает местный орган самоуправления.

Получив разрешение, необходимо найти предприятие или частного предпринимателя, который сможет выполнить эту работу и заключить с ним договор на оказание услуг.

После этого нужно оплатить услуги по удалению дерева, а также предусмотренные законом сборы и все документы, включая одобрение, предоставить в Департамент природопользования.

 Нередко предприятия и предприниматели, занимающиеся удалением деревьев, за небольшую оплату самостоятельно оформляют разрешение и порубочный билет.

Какая установлена ответственность

Если владелец позволит себе вырубить дерево на дачном участке без разрешения уполномоченных органов, то он должен быть готов, что правонарушение выявят и его накажут по всей строгости существующих законов. В частности, может наступить административная ответственность, а в самом худшем случае, и уголовная, при этом главным критерием разграничения являются размер причиненного ущерба:

ч. 1 ст. 8. 28 КоАП РФ предполагает за незаконный сруб деревьев наказание в виде административного штрафа. Если с граждан взимается сумма от 3000 до 4000 рублей, то с должностных лиц взыскивается от 20 до 40 тыс. р. Максимальный штраф для организаций достигает 300 тыс. рублей.

Часть 2 указанной нормы права для граждан предполагает ту же сумму штрафа, в отличие от должностных лиц и организаций, где размер максимального взыскания значительно вырос.

Однако проступок, совершенный с использованием спецтехники, влечет не только штраф, но и конфискацию, как древесины, так и самих механизмов, при помощи которых ликвидировались насаждения.

Часть 1 ст. 260 УК РФ также предусматривает ответственность за незаконную рубку леса.

При этом здесь, в отличие от административного проступка, прямо указано, что срубка насаждений должна привести к прекращению их роста, более того причиненный ущерб должен быть значительным.

Согласно Постановлению Пленума ВС № 41, принятому в 2017 году, значительным считается ущерб, причиненный на сумму 5000 рублей.

За указанные действия виновные граждане наказываются значительным штрафом до 500 тыс. рублей либо же любым доходом осужденного за трехлетний период.

Кроме того, судья может определить виновного на исправительные или принудительные работы на двухлетний срок, при этом к последним присоединяется крупный штраф в от 100 до 200 тыс.

рублей, а нередко на усмотрение судьи денежное взыскание в размере любого дохода осужденного за период от года до 18 месяцев.

Самым сурвым наказанием является, когда указанные денежные штрафы и исчисления с дохода осужденного сопровождаются заключением осужденного на срок до 2-х лет.

Таким образом, прежде чем рубить деревья следует задуматься о возможных последствиях, а также найти время и оформить разрешение.

Как Рослесхоз ослабил защиту прибрежных лесов

Мнение эксперта 4 минуты 11/06/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

Рослесхоз лишил защитного статуса нерестоохранные полосы лесов вдоль рек Волюга, Верюга и Падома в Устьянском лесничестве Архангельской области.

Приказом № 1497 от 27 декабря 2019 года ведомство перевело тысячи гектаров прибрежных лесов в категорию эксплуатационных.

В связи с этим российское отделение Greenpeace и WWF России обратились к министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину с просьбой восстановить их статус.

Спустя неделю после нашего обращения лесное ведомство выпустило официальный комментарий. Разберу по порядку, что не так с 1497-м приказом Рослесхоза и почему их официальный ответ не совсем правдив.

Нерестоохранные полосы лесов шириной в один километр по каждому берегу были выделены вдоль рек Верюга и Падома согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 07.08.1978 № 388. Этот же документ устанавливал вдоль реки Волюга нерестоохранную полосу шириной 500 метров по каждому берегу.

Эти нерестоохранные полосы просуществовали в Архангельской области до издания 1497 приказа Рослесхоза: документ ликвидировал их как категорию защитных лесов в Устьянском лесничестве.

Часть лесов вдоль рек отнесли к другим категориям защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах, и запретные полосы лесов вдоль водных объектов. Обратите внимание, только часть лесов получили новый защитный статус.

Могло показаться, что ничего не изменилось, кроме названий защитных категорий, но на практике площадь защитных лесов в Устьянском лесничестве значительно сократилась. И вот как это произошло.

Ширина нерестоохранных полос вдоль рек Верюга и Падома составляла 1 километр, по берегам Волюги — 500 метров. По приказу Рослесхоза вдоль рек оставили водоохранные полосы, ширину которых устанавливает Водный кодекс РФ.

Ширина такой защитной полосы зависит от длины реки. Длина упомянутых рек больше 50, но меньше 100 километров, поэтому ширина водоохранных зон у них — 200 метров.

То есть в 5 раз меньше, чем ширина бывшей нерестоохранной полосы вдоль Падомы и Верюги, и в 2,5 раза меньше, чем было у Волюги.

Вдоль наших трёх рек Рослесхоз выделил ещё запретные полосы, однако и здесь всё не так просто. 

Единственный документ, который сейчас устанавливает размер этих запретных полос — Инструкция о порядке отнесения лесов к категориям защитности.

Она утверждена 157 приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 24 сентября 1979 года, последние изменения в неё вносил Рослесхоз — 30 декабря 1993 года.

Несмотря на солидный возраст этого документа, до сих пор пользуются именно им — в отсутствии более свежих. В нём прописано, что ширина запретных полос для рек длиной менее 100 км должна быть 300 метров по каждому берегу.

Даже с учётом выделения запретных полос, ширина защитных лесов вдоль Верюги и Падомы уменьшилась с 1000 до 300 метров (более чем в 3 раза), а вдоль Волюги с 500 до 300 метров — почти в 2 раза. 

Что бы ни заявлял Рослесхоз, на деле площади защитных лесов по берегам Волюги, Верюги и Падомы значительно сократились. В Студенецком участковом лесничестве, например, площадь нерестоохранных полос вдоль реки Верюга раньше составляла 5418 гектаров, а по новому приказу Рослесхоза площадь запретных полос — всего 1184,3 гектара. Остальное Рослесхоз перевёл в категорию эксплуатационных лесов.

Защитная полоса между лесом и участком - Совет Юриста

Значительные площади лесов вдоль нерестовых рек Архангельской области остались без защиты. Они отнесены к эксплуатационным лесам и в самое ближайшее время могут быть отданы в интенсивные рубки. Такая же незавидная судьба может постигнуть и другие нерестоохранные полосы лесов, которые занимают в нашей стране более 50 миллионов гектаров. 

Более 163 тысяч человек в прошлом году потребовали от президента сохранить защитные леса по берегам нерестовых рек. Минприроды согласилось с гражданами.

Рослесхозу было поручено сохранить существующие нерестоохранные полосы лесов, пока Росрыболовство не установит новые категории защитных участков — рыбохозяйственные заповедные зоны. Таким образом, несмотря на изменения в наименовании охранных зон сплошная рубка в ценных лесах по берегам рек и озер должна была по-прежнему оставаться под запретом.

Официальный ответ ведомства можно прочесть здесь.Скачать файл

Мы надеемся, что министр природных ресурсов будет последователен и в самое ближайшее время поручит Рослесхозу восстановить охранный статус лесов в нерестоохранных полосах рек в Устьянском лесничестве Архангельской области. И не допустит таких решений в будущем. 

Российское отделение Greenpeace благодарит журналистов и экоактивистов, которые помогают распространять информацию об опасных изменениях, принятых Рослесхозом, проводят и освещают акции в защиту прибрежных лесов Архангельской области.

лес

Как защититься от клещей

В лесу можно спастись от городского шума, привести мысли в порядок, набраться сил и вдохновения,…

Прибрежная защитная полоса: что это, отличие от водоохранной зоны, размеры и запреты

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в этой статье мы расскажем о прибрежных защитных полосах. Рассмотрим вопросы, которые касаются их установления, что можно в них делать, а чего нельзя, и что за это будет.

Что такое «прибрежная защитная полоса»?

Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для  территории водоохранной зоны.

Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д.

Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

Отличие прибрежной защитной полосы от водоохранной зоны

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» — пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности.

На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые. Защитная полоса на то и «защитная», так как это особо охраняемая часть территории по сравнению с остальной частью водоохранной зоны.

Более подробно о водоохранной зоне и её отличии от прибрежной защитной зоны можете почитать в другой нашей статье, полностью посвященной водоохранной зоне.

Все водные объекты с прибрежной защитной полосой

В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).
  • Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:
  • 1) определяют ее ширину;
  • 2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;
  • 3) фиксируют границы на картах;
  • 4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);
  • 5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер  — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

Защитная полоса между лесом и участком - Совет Юриста

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Режим прибрежной защитной зоны

Что можно делать в прибрежной защитной полосе?

В общем-то, на территории прибрежной защитной полосы можно делать всё, что не запрещено. В том числе отдыхать, размещать объекты водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения. При этом нужно помнить, для чего устанавливаются защитная полоса, поэтому также нельзя мусорить, загрязнять водоём.

Что запрещено делать в прибрежной защитной полосе?

Здесь список будет значительно больше.  Во-первых, на прибрежную защитную полосу распространяются все те ограничения, которые закреплены для водоохранной зоны. В границах прибрежной защитной полосы запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Если на территории прибрежной защитной полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Дополнительно запрещается:

  • пахать земли,
  • сваливать размытый грунт,
  • пасти скот,
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Строительство на территории прибрежной защитной полосы, также как и в границах водоохранной зоны, не запрещается, но в таком случае необходимо оборудовать строящиеся объекты системами очистки воды и сборы отходов. Более подробно об этом также можно почитать в статье про водоохранные зоны.

Если не выполнять эти запреты, полиция может составить на нарушителя протокол, а инспектор в области охраны окружающей среды привлечь к ответственности. За использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в  ч. 1 ст. 8.42 КоАП. Наказание – штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Заключение

Теперь Вы точно знаете всё о прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Эти знания помогут Вам правильно организовать свою хозяйственную деятельность на этих территориях, сберечь природу, а также сберечь финансовые средства, потратив их не на штраф, а на что-то более приятное и полезное.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Анализ правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) | Департамент лесного хозяйства Томской области

УТВЕРЖДАЮ

И.о. начальника Департамента

лесного хозяйства Томской области

___________________ А.И. Струков

  • «____»_______________20__ год
  • Анализ правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департаментом лесного хозяйства Томской области, ОГКУ «Томсклес» и его филиалами за 2020 год
  • Департамент лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент) исполняет функции по федеральному государственному лесному надзору (лесная охрана), федеральному государственному пожарному надзору в лесах.

Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента по выполнению надзорных функций приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством. Признаки их коррупционности отсутствуют. Принятые на областном уровне нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе на официальном сайте Департамента в сети Интернет.

  1. Федеральный государственный лесной надзор на территории Томской области осуществляется следующими структурными подразделениями Департамента: комитетом государственного лесного и пожарного надзора, отделом охраны и защиты лесов, а также подведомственным Департаменту Областным государственным казенным учреждением «Томское управление лесами» (далее – ОГКУ «Томсклес») и его филиалами.
  2. При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) проводятся:
  3. — проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);
  4. — мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановые рейдовые осмотры (обследования) лесных участков и патрулирование);
  5. — административные расследования;
  6. — производство по делам об административных правонарушениях.
  7. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

В соответствии с требованиями федерального закона от 26.12.2007 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и утверждённым планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2020 год Департаментом,

  • а также ОГКУ «Томсклес») и его филиалами проведено 3 внеплановых проверок по выполнению предписаний по устранению нарушений требований лесного законодательства, выявленных в результате проверок, 6 плановых проверок.
  • По результатам проведения проверок выявлено 2 нарушения требований законодательства (невыполнение в установленный срок предписаний об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных
  • в результате проверок), 14 нарушений требований лесного законодательства, выдано 6 предписаний об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных при проведении проверки.

В 2020 году на территории Томской области сотрудниками лесной охраны проведено 8730 контрольно-надзорных мероприятий, из них 4809 проверок договорных обязательств. По результатам проведенных мероприятий выявлено 798 нарушений требований лесного законодательства.

По фактам нарушений требований лесного законодательства возбуждено 536 дел об административном правонарушении, назначено наказание в виде административных штрафов на общую сумму 18,1 млн. руб.

Наказание в виде административных штрафов по типовым и массовым нарушениям при использовании лесов вынесено Департаментом по следующим составам правонарушений:

— статья 8.32 КоАП РФ (нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.

2007 № 417 (далее – правила пожарной безопасности в лесах), в частности, непроведение очистки мест рубок от порубочных остатков, ненадлежащее укомплектование пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) – привлечено к ответственности 325 лиц, наложено штрафов на общую сумму 10 241,0 тыс. руб.

— статья 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов, в частности проведение рубок без подачи лесной декларации, непредставление отчетности, оставление невывезенной древесины) – привлечено к ответственности 34 лица, наложено штрафов на общую сумму 1 230 тыс. руб.

— статья 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах, в частности загрязнение нефтяными отходами участков лесного фонда, сдвигание порубочных остатков к краю леса) – привлечено к ответственности 42 лица, наложено штрафов на общую сумму 575,5 тыс. руб.

В 2020 году в рамках проверок исполнения договорных обязательств проведена проверка 407 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

По результатам проведенных проверок выявлено 13 нарушений требований правил пожарной безопасности в лесах. Привлечено к ответственности 12 лиц, наложено штрафов на общую сумму 510 тыс. руб.

По результатам проведенного анализа за 2019 год выполнения арендаторами лесных участков противопожарного обустройства лесов в отношении 11 арендаторов выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах. Привлечено к ответственности 10 лиц, наложено штрафов на общую сумму 434 тыс. руб.

Сложившаяся в регионе судебная практика по результатам обжалования постановлений о назначении административного наказания за невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов по ст. 8.

27 КоАП РФ показала, что в случае отсутствия в материалах дел об административных правонарушениях актов натурных осмотров лесных участков, на которых предусмотрены мероприятия по лесовосстановлению, постановления о назначении административных наказаний отменялись судом с возвращением дел на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

В 2020 году лесной охраной, по результатам проведенных проверок исполнения договорных обязательств возбуждено 25 дел, из них рассмотрено 19 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данных дел назначено административное наказание в виде штрафов в размере 3 265 тыс. руб.

В 2020 году выявлено 277 фактов незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 13,9 тыс. куб. м, с ущербом 78,8 млн. руб.

На основании переданных в правоохранительные органы материалов по фактам незаконных рубок в 2020 году возбуждено 259 уголовных дел. Привлечено к уголовной ответственности 24 лица.

По результатам рассмотрения в 2020 году дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 519 лиц, общая сумма наложенных административных штрафов составила 18,1 млн. руб.

Также Департаментом совместно с правоохранительными органами организован контроль за транспортировкой древесины. В ходе работы в данном направлении в 2020 году остановлено 2 101 транспортное средство, выявлено 28 нарушений. Привлечено к ответственности 12 лиц по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, наложено штрафов на общую сумму 1 060 тыс. руб.

Департаментом, а также подведомственным ему учреждением ОГКУ «Томсклес» в случаях непринятия мер по добровольному устранению выявленных нарушений со стороны арендаторов лесных участков в отношении данных лиц ведется претензионно-исковая работа, направленная на принудительное устранение нарушений.

Кроме того, в целях предупреждения нарушений требований лесного законодательства Департаментом ведется профилактическая работа. В адрес арендаторов лесных участков Департаментом направлены письма о недопустимости нарушений требований лесного законодательства.

  1. В отношении лиц, использующих леса и допускающих систематические нарушения требований лесного законодательства, Департаментом ведется претензионно-исковая работа по расторжению договоров аренды лесных участков.
  2. Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия прокуратурой Томской области совместно с Департаментом активно ведется работа по подаче в суды в отношении арендаторов лесных участков исковых заявлений о принудительном исполнении мероприятий по противопожарному обустройству лесов и проведении мероприятий по воспроизводству лесов.
  3. Департаментом изучен опыт Министерства лесного хозяйства Красноярского края по приостановке деятельности по заготовке древесины в связи с нарушениями требований лесного законодательства на лесных участках переданных
  4. в аренду.
  5. В целях реализации вышеуказанной практики на территории Томской области Департаментом подготовлено и направлено исковое заявление в Арбитражный суд Томской области о понуждении к устранению нарушения, а также с требованием о приостановке деятельности до момента устранения в отношении организации, допустившей

Комментарий к СТ 105 ЛК РФ

Статья 105 ЛК РФ. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

Комментарий к статье 105 ЛК РФ:

1.

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому ч. 1 комментируемой статьи устанавливается запрет на проведение в таких лесах сплошных рубок. Исключение из установленного правила до января 2011 года составляли только случаи, когда выборочные рубки не обеспечивали замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ). С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ проведение сплошных рубок стало допускаться и в случаях, установленных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, а именно при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые осуществляются в целях:

  • 1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
  • 2) разработки месторождений полезных ископаемых;
  • 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

При этом строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в указанных выше целях не должны быть запрещены или ограничены в защитных лесах в соответствии с законодательством РФ (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2011 по делу N А70-5649/2010).

Площадь участка сплошной рубки, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не более 100 м, при протяженности ее равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего определенные целевые функции или примыкающего к не покрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие пять лет вырубкам. В горных условиях и в равнинных лесах на склонах крутизной свыше 6 град. предельная площадь лесосеки составляет не более 3,0 га (п. 19 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 (далее — Особенности использования лесов). Помимо этого, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 2 ст. 14 ЛК РФ), а также их использование в целях создания лесных плантаций (п. 30 Особенностей использования лесов).

Виды лесов, отнесенных к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, перечислены в ст. 102 ЛК РФ. Это:

  1. — леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  2. — защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;
  3. — зеленые зоны;
  4. — лесопарковые зоны;
  5. — городские леса;
  6. — леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся леса, находящиеся на территориях соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 18 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР России от 06.02.2008 N 31).

Пунктом 5 ст. 3 Водного кодекса РФ в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Для целей санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создаются зоны санитарной охраны. Проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их границы и режим утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (п. п.

4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения запрещаются или ограничиваются отдельные виды деятельности, что, в свою очередь, влечет за собой установление особого правового режима лесопользования на указанных территориях.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *