Образование для работы воспитателем в саду — Совет Юриста

Образование для работы воспитателем в саду - Совет Юриста

Миссия воспитателя малышей 3-7 лет чрезвычайно важна как для самих ребят, так и для их родителей. Мы все это знаем: и кто любил ходить в детский сад, и кто терпеть этого не мог. Если вы понимаете, что хотите работать с маленькими детьми, помогать им в освоении мира, научить их любить, дружить и прощать, становиться самостоятельными, ответственными и инициативными, – смело осваивайте профессию воспитателя ДОУ. А мы расскажем, как это сделать быстро и практично, какие требования предъявляет общество к профессии воспитателя и какими качествами необходимо обладать.

Особенности профессии воспитателя

Воспитатель – это, прежде всего, педагог, который работает с дошкольниками. В его обязанности входит присмотр за детьми и организация развивающих занятий. Эта профессия всегда была востребована, ведь воспитатели дошколят работают не только в детсадах, но и в учреждениях дополнительного образования, приютах, интернатах, реабилитационных центрах, детских сезонных или спортивных лагерях.

Обычно новички в профессии начинают свою карьеру с должности помощника воспитателя, которая в ряде случаев не предполагает профильного образования. В проведении занятий помощник не принимает участия, но общается с детьми, приобретая опыт, следит за чистотой в помещениях детского сада, выполняет функции няни.

На этом этапе можно учиться, чтобы двигаться в профессии дальше. Если специальное образование уже есть, вы можете устроиться младшим воспитателем. После получения квалификации по профилю – вы самостоятельный специалист.

А трехлетний практический опыт работы даст вам возможность стать старшим воспитателем, а затем и заведующим ДОУ.

Педагоги-воспитатели работают непосредственно с детьми, и главная их цель – разностороннее развитие вверенных детей, их подготовка к следующей образовательной ступени – школе. Под надзором воспитателей детишки осваивают правила личной гигиены, учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развивают творческие и умственные способности, соблюдают режим дня и занятий, занимаются физкультурой.

Образование для работы воспитателем в саду - Совет Юриста

Задача старшего воспитателя – разработка и внедрение методических планов, программ и рекомендаций детям и родителям. Такой специалист ведет отчетность, планирует мероприятия, контролирует работу педагогов и следит за их квалификационным уровнем знаний и навыков.

Заведующий детским садом выполняет управленческую функцию.

Если вы задумываетесь о воспитательской карьере – важно сразу понять, в какой должности вы хотели бы трудиться, чтобы целенаправленно приближаться к освоению желаемой профессии.

Тест на профпригодность воспитателя ДОУ

Хотите понять, сможете ли вы работать воспитателем детского сада? Для этого понаблюдайте за своими действиями и эмоциями в процессе взаимоотношений с маленькими детьми.

Если:

  • вы не можете найти общий язык с ребенком;
  • не можете долго общаться с детьми, быстро от них устаете;
  • вас раздражает постоянный шум и беготня;
  • вам неприятны детские голоса, крики, слезы,

то выбирать профессию воспитателя вам не стоит.

Плюсы и минусы воспитательской работы

Явными плюсами будут:

  • Общение с увлеченными людьми. Обычно, коллектив в детском саду предан своему делу, высока вероятность встретить тут увлеченных единомышленников, способных поддержать вас в карьерном и профессиональном росте.
  • Атмосфера детства. Веселые игры, неуемная детская фантазия и непосредственность, разноцветье интерьера — все это дает возможность ощутить себя молодым.
  • Работа с детьми. Понятно, что профессия изначально предполагает любовь к детям. Тут общение с малышами будет постоянным удовольствием.
  • Осознание, что вы вносите важный вклад в будущее каждого ребенка — дети много времени проводят в саду, и пример воспитателя для них не менее важен, чем родительский.  
  • Творческая инициатива. Обычно старшие коллеги всячески поощряют инновационные идеи менее опытных коллег по проектированию и реализации занятий для малышей.
  • Продолжительность отпуска. По закону воспитатели отдыхают 42 дня, чтобы полностью восстановить силы и вернуться к работе в бодром расположении духа.
  • Привилегия без очереди отдать собственного ребенка в детский сад. Если у специалиста есть дети, это огромный бонус.  

К минусам мы отнесем:

  • Строгое расписание рабочего дня. Воспитатель должен начинать работу в 7 часов утра. Если вы истинная «сова», то вряд ли будете чувствовать себя комфортно в таком графике. Длительность рабочего дня носит гибкий характер – вы должны будете находиться на рабочем месте до тех пор, пока не заберут домой всех детей.
  • Высокий риск эмоционального выгорания, как и в любой профессии, связанной с ответственностью за жизнь и здоровье других людей.
  • Сложности в общении и взаимопонимании. Бывают не только конфликтные дети, но и родители. Но вежливость, тактичность и знание психологических приемов помогут в решении этой проблемы.
  • Небольшая зарплата, особенно у работников госструктур.
  • Избыток рукописной бумажной работы. Педагог обязан вести необходимую документацию – планы, отчеты и ведомости. Во многих учреждениях это до сих пор делается от руки.

Какое образование требуется, чтобы работать воспитателем?

После родителей воспитатель – один из первых взрослых людей, с кем взаимодействует маленький ребенок, поэтому в нашей стране требования к личности и навыкам педагога достаточно высоки.

Специалист не должен иметь действующих судимостей и психических отклонений, обязан на профессиональном уровне ориентироваться не только в педагогических методиках для дошкольников, но и в детской психологии.

Учиться на педагога можно в вузе, колледже или в учреждениях дополнительного профобразования. Без опыта работы вы сможете устроиться воспитателем, но без специального образования – нет.

Но выход есть: как мы уже советовали, можно работать помощником воспитателя, для этой должности не требуется специальный диплом. Это хорошее решение еще и потому, что есть возможность и время приглядеться к самому себе в работе с детьми, проверить свои силы, понаблюдать за воспитателем, перенять его приемы и методы.

Зарплата, конечно, на этом этапе вряд ли вас порадует, но уровень ответственности тоже пока довольно низкий. Если вы поймете, что такая работа вам по душе, вы можете пройти профессиональную переподготовку и получить необходимую квалификацию воспитателя. Обычно обучение длится от 4 до 8 месяцев.

А после получения диплома можно смело составлять резюме и претендовать на должность педагога в государственном или частном детском саду.

Целесообразнее всего учиться дистанционно – для этого не придется брать отпуск и тратить время на поездки в учебное заведение.

Как быстро получить образование дистанционно?

Если ваше первое образование никак не касается педагогики, можно стать воспитателем, освоив соответствующую программу профессиональной переподготовки. Сейчас множество обучающих платформ и учреждений предлагают учиться в дистанционном формате, который делает освоение материала более практичным и доступным.

Плюсы онлайн-обучения всем известны – это возможность пройти программу в любое удобное время, в любой точке земного шара, не только дома, но и в путешествии, на даче, в кафе – словом, везде, где есть Интернет.

Локация учебного заведения тоже не должна вас беспокоить, вы вольны получить нужные знания в любом выбранном учреждении.

Сегодня множество центров дополнительного профессионального образования предлагает людям свои услуги в освоении профессии педагога дошкольных учреждений с применением дистанционных технологий, но не все программы соответствуют действующим государственным стандартам.

Образование для работы воспитателем в саду - Совет Юриста

Мы рекомендуем вам наш онлайн-курс профессиональной подготовки. Это краткосрочная, но емкая, насыщенная программа. Обучение проходит в дистанционной форме и длится всего 4 месяца.

Оно дает слушателям все необходимые знания и навыки с учетом актуальных требований ФГОС.

На курсе вы научитесь взаимодействовать с дошколятами и их родителями, разбираться в тонкостях психологии и педагогики, планировать и реализовывать занятия в детском саду, способствовать интеллектуальному и физическому развитию малышей.

Необходимо понимать, что дистанционный формат образования вовсе не означает, что будет легко и просто. Придется много и усердно работать, в том числе и самостоятельно, затрачивать силы и время, оттачивать дисциплинарные навыки, усердие и усидчивость.

Кому подойдет онлайн-обучение на воспитателя

Более всего возможность пройти обучение в дистанционной форме порадует:

  • воспитателей, имеющих среднее образование, которым предписывается в обязательном порядке пройти обучение;
  • действующих воспитателей (или людей, которые хотят работать в этой должности), обладающих непрофильным дипломом вуза;
  • выпускников школ, которые задумываются о возможности совмещать работу (няни, помощника воспитателя) с учебой;
  • выпускников колледжей, училищ, лицеев, техникумов, не попадающих под профессиональные стандарты;
  • младших воспитателей, желающих повысить квалификацию;
  • молодых мам в декретном отпуске, мечтающих не выпускать ребенка из поля зрения в детсадовский период.

Подводя итог, можно вспомнить, сколько усилий пришлось приложить Михаилу Васильевичу Ломоносову на своем пути к знаниям, сколько дорог пройти.

И порадоваться за современников, для которых сегодня существует реальная возможность получить желанную профессию быстро, практично, не выходя из дома, в привычной и приятной обстановке.

В наше суетливое динамичное время онлайн-образование – это настоящий клад, о котором раньше люди и мечтать не смели.

Как подбирать команду детского сада | Forbes.ru

Марат Зиганов, владелец холдинга «Ломоносовская школа»:

Даже самый опытный новичок нуждается в пристальном внимании первое время. Минимум 3 месяца испытательного срока; в течение первого года — обязательный контроль. В отличие от госсадика, где молодой сотрудник набирается профессионального опыта прямо на детях, в частном саду его можно взять сначала на дополнительную работу: материальная возможность для этого есть.

Воспитатель. Воспитатель частного детского сада должен вызывать у родителей доверие и уважение и говорить с ними на одном «социальном языке»; иметь профильное образование и опыт работы.

Конкуренции среди воспитателей нет и не должно быть ни в коем случае: мы всячески поощряем профессиональную активность каждого сотрудника.

Когда педагоги, не помышлявшие об участии в создании пособий, становятся соавторами, это сильно повышает их в собственных глазах и глазах коллег. Частный детский сад дает гораздо больше профессиональных перспектив.

Читайте также:  Оплата капремонта при соцнайме жилья - Совет Юриста

Методист. Должен иметь аналогичный стаж работы в государственном садике и обязательно — непосредственно с детьми.

Хорошо ориентироваться в существующих методиках, знать все их сильные и слабые стороны, активно сотрудничать с родителями, уметь оценить реальные способности и потребности каждого ребенка.

Принимая методиста на работу, можно поговорить с родителями из прежнего садика, насколько это  внимательный и способный к диалогу о ребенке специалист.

Психолог. Психолог должен быть не слишком молодым, обязательно с опытом работы в частном детском саду, владеть всеми психологическими методами, а не только набором тестов.

Психология — наука наблюдения, здесь опыт, мудрость важны чрезвычайно. Найти подходящего психолога крайне сложно, хотя рынок предложений перенасыщен.

Это как раз случай, когда можно даже перекупить действительно стоящего специалиста.

Директор. Директор — это настоящий управленец, причем обязательно имеющий отношение к педагогике. Однако на эту должность вряд ли стоит брать бывшего директора государственного сада.

Разница принципиальна: там деньги «осваиваются»; здесь — зарабатываются. Он должен уметь правильно оценивать важность и эффективность трат; понимать, отчего могут вырасти расходы или упасть расценки.

Для оценки претендента на эту должность можно воспользоваться специальными тестами, например с HH.ru.

Хозяйственник. Хозяйственник должен относиться к садику как к собственному хозяйству; посему — ненормированный рабочий день, все проблемы решаются немедленно.

Современный, экономный, прогрессивный, умеющий считать — и так же настраивающий персонал: уборщицы должны знать все технические нюансы работы, быть сознательно экономными и знать, что за это непременно будут премированы.

Почти семья

Ирина Агеева, директор частного детского сада «Гулливер»:

Коллектив «Гулливера» — более 80 человек. У нас практически нет текучки. Большинство воспитателей работают уже по семнадцать лет — с основания сада. Наш коллектив — это почти семья, и именно такие отношения являются основной мотивацией для сотрудников.

Государственные сады в Москве в последнее время получают такую финансовую поддержку и обеспечивают сотрудникам такие серьезные социальные гарантии, что по этой части нам становится сложно с ними конкурировать.

К тому же частный детский сад — система замкнутая: профессиональный уровень сотрудники регулярно повышают на тренингах и семинарах, а вот карьерная лестница при отсутствии текучки кадров практически отсутствует.

Конечно, воспитатели — это основа имиджа сада, поэтому при возникновении вакансии мы очень внимательно относимся к приему на работу нового человека.

Возраст для нас не важен: замечательным педагогом можно быть и в двадцать лет, и в пятьдесят. На собеседовании обращаем внимание на профессиональные знания, на то, как держится человек, как реагирует на предложенную ситуацию.

В профессии педагога важно все: от чистоты волос до умения оказать первую медицинскую помощь ребенку.

Важен уровень эрудиции

Евгения Чураева, вице-президент учебного комплекса «Венда» и детского сада  школы «Лотос»:

Ищем сотрудников через интернет, печатные издания и, разумеется, «сарафанное радио»; молодых специалистов совсем без опыта работы не берем. При приеме на работу воспитателя важно понять, любит ли он детей и владеет ли психологическими приемами общения с дошкольниками.

Мы предлагаем кандидатам ситуации типа «У вас ребенок неожиданно заплакал. Как вы себя поведете?» или «Один ребенок ударил другого, ваши действия».

Также необходимо выяснить уровень владения современными методиками и средствами обучения,  компьютерными технологиями; определить уровень общей эрудиции: ведь маленькие дети — «большие почемучки».

Повышение квалификации

Директор учебного комплекса «Венда» Ольга Белич:

Я оплачиваю доступ к базе резюме на специализированных сайтах и публикую объявления о вакансиях. Встречи с кандидатами провожу лично; часто прошу дать открытое занятие или смотрю разработки уроков, методические материалы. Кроме профессионального образования и опыта работы очень важны такие качества, как доброта, оптимизм, уравновешенность, общий позитивный настрой.

Частный сад обеспечивает педагогам более высокую зарплату и является для них более престижным. Мы регулярно проводим семинары и открытые мероприятия для педагогов по обмену опытом. Кроме того, наши сотрудники регулярно посещают курсы по повышению квалификации — очные или дистанционные.

Есть ли энтузиазм

Заместитель директора НОУ «Развитие» Валентина Горбульская:

Троих сотрудников мы взяли по рекомендации ректора пединститута — это наши молодые кадры. А больше всего я доверяю «сарафанному радио». Но единого рецепта нет: человек может прийти с улицы — и остаться надолго.

Так произошло с нашим логопедом — она буквально за месяц показала отличный результат своей работы, и теперь это лучший наш специалист.

А психологов в свою службу принимает наш опытный психолог, у нее свои методы определения уровня профессионализма.

Кроме образования очень важен энтузиазм и любовь к детям, поэтому на собеседовании я включаю весь свой профессиональный и жизненный опыт. Кстати, трудовая книжка может много сказать о человеке. Если он нигде не задерживается надолго, ему нет доверия. Однако рекомендации с прежнего места работы — вещь своеобразная, поскольку нельзя сбрасывать со счетов и элементарную ревность.

Кадры из мам

Директор АНО СОШ «Путь зерна» Дмитрий Воробьев:

Наш детский сад работает по вальдорфской педагогической системе. Новых сотрудников мы набираем на семинарах по подготовке воспитателей либо из числа бывших воспитателей других вальдорфских садов.

«Выращиваем» мы и собственные кадры — из заинтересованных мам. Сначала они становятся помощниками воспитателей, потом мы отправляем их на учебу.

Наши сотрудники примерно раз в год участвуют в международных конференциях по вальдорфской педагогике.

Рекомендации с прошлого места работы нам не нужны: мир вальдорфской педагогики тесен и прозрачен, все и так на виду. Возраст при приеме на работу решающей роли не играет, но мы стараемся так подбирать педагогов, чтобы в группе были и молодые и более зрелые воспитатели, чтобы каждый был носителем своего образа и все плюсы или минусы компенсировались.

Собеседование проводит не директор или методист, а педагогическая коллегия, состоящая из наших ведущих педагогов, и решение принимается коллегиально.

«А что, если я не сдам деньги?» Воспитатель детсада рассказывает о «принципиальных» родителях, поборах и проверках — Люди Onlíner

«Когда читала репортажи о кассирах и банковских работниках, я, конечно, сопереживала их трудностям. Но они, по крайней мере, получают более-менее приличную зарплату». Марина — воспитатель и мама в одном лице. Поэтому может примерить обе роли. В рамках проекта «Правда о работе» она не скрывает: система далека от совершенства, но родители могли бы быть и адекватнее.

Зарплата молодого воспитателя детского сада при графике ниже стахановского не превышает 400 рублей. Потом специалист взрослеет, матереет, обрастает категориями. За это получает еще рублей 50. В общем, воспитатели тоже стремятся к «по 500», но в рублях. Это важно знать о людях, которым вы доверяете своих детей.

— Я не жалуюсь, — уверяет Марина. — Хотя есть на что. Но дети дают моей работе удивительный заряд. И проблемы все не в них, а во взрослых.

Многие оставляют ребенка в саду, а вместе с ним подбрасывают и собственное чувство ответственности. Потом они же найдут на кого переложить воспитание в школе, вузе.

И в итоге получат не того, кого им хотелось бы видеть рядом с собой в старости. А все кругом будут виноваты.

В группе детского сада не может быть все спокойно. Дети — это такое же общество, как и наше, только более яркое. Они тоже учатся общаться и решать проблемы. Недавно моего ребенка покусал друг. Они полдня ругались, а в конце уже снова обнимались и вместе катали машинки: смогли договориться и простить.

— Один день в яслях стоит 2,44 рубля, в саду — 2,94. Каждый месяц мы сдаем табели, и родители оплачивают только посещенные дни. Формально платят только за питание. Можно взять еще платные кружки, но юридически все остальное бесплатно…

Бесплатно… Деньги выделяют, но их не хватает. И все об этом знают. Дадут моющих средств на квартал — вот, экономь. Потому что хватает на неделю-две.

— Приходят 1 сентября родители — с чего вы начинаете?

— Сначала надо создать родительский комитет из 4—5 человек. Это не всегда самые яркие люди — просто те, которые согласны. Через них я буду доносить свою информацию и просьбы до всех.

Обычно в начале года мы собираем 25—30 рублей на моющие средства и канцтовары (их в бюджете нет по умолчанию): карандаши, бумагу, пластилин. То есть занятия в планах есть, а материалов нет.

Раньше мы готовили для родительского комитета список: столько-то бумаги, столько-то моющих средств, столько-то пластилина. Покупайте, приносите — мы больше не пристаем. Но столкнулись с проблемой.

Приходит проверка: «Что у вас здесь за склад? Не положено». Значит, надо покупать по ходу.

Кто будет это делать? Согласитесь, всем удобнее, если собранные деньги находятся у воспитательницы, которая не просит и ждет, а идет в магазин и покупает. Это я и как мама говорю.

— Вопрос контроля над деньгами у родителей возникает?

— Конечно, он обязан возникнуть! Контролировать надо. Потому что если начинают спускать на доверии, то сразу появляются ситуации: а давайте соберем еще по 20 рублей, а давайте еще по 30. Чтобы не было вопросов, достаточно вклеивать в тетрадь чеки — все видно, любой может проверить.

— У вас не было конфликтов и подозрений?

— Нет, но в системе они, конечно, бывают. «Да мы же собирали на игрушки полгода назад!» У взрослых иногда отключается способность масштабировать: у вас дома игрушки тоже ломаются, а здесь это происходит в 20 раз быстрее. Благо есть «Полесье» — надежная пластиковая мощь [смеется].

  • — А есть бюджет, выделяемый на игрушки?
  • — Есть, но маленький.
  • — Сколько в итоге родителям нужно сдать за год, не считая официальных расходов на питание?
Читайте также:  Возврат денег, потраченых на адвоката - Совет Юриста

— 40—80 рублей. Получается примерно 13-й месяц.

— В группе обычно три работника: два воспитателя и няня. Несколько раз в год (по праздникам) родительский комитет собирает деньги на подарки сотрудникам. Ну, традиция такая.

— Что надо дарить?

— Обычно это наборы шоколад/чай, цветы. Сейчас удобно дарить сертификаты — обычно на 50 рублей. Мой самый крутой подарок — большая коробка конфет, букет и шампанское. Деньги принимать нельзя.

— А если ничего не подарят?

— Не катастрофа. Неприятно, если старалась, а тебя забыли. Но мести не будет, конечно.

— Что-то изменилось после утверждения новых правил, запрещающих родительским советам собирать деньги?

— Ничего. Попечительский совет собирал безналичные деньги и раньше, но с большим трудом. Потому что они не целевые, не на конкретные нужды твоего ребенка. Это как отчисления на капремонт.

Дедов Морозов тоже запретили нанимать — и что? А кто будет устраивать праздник? Я вроде как понимаю цель запрета. Но он бьет не только по нарушениям, но и по здравому смыслу. Все равно находят того Деда Мороза, который устраивает. Долларов 40 вроде бы последний раз стоил.

— Что вы делаете с родителями, которые не платят?

— Такие есть в каждой группе. Есть те, у кого нет денег. Многие признаются в этом и просят перенести выплату на следующий раз. А есть такие, которые принципиально не сдают. Ни на что.

Особенно тяжело в яслях. Я говорю: «Пустая группа, давайте купим игрушек, пособий, настольных игр». Родители отвечают: «А зачем? Мы тут всего на полгода». Хочется сказать: «А что ваш ребенок будет делать здесь полгода?» Между прочим, здесь он проведет времени больше, чем дома или чем вы на работе.

— Недавно мы получили письмо от молодого папы, которого в группе буквально пристыдили доской позора. Он же уперся и отказывался скидываться на пылесос. Мол, влажную уборку тряпкой никто не отменял. Кто прав?

— Вообще-то, влажная уборка делается вместе с пылесосом. Сложный вопрос. Конечно, никто на грязном ковре валяться не будет, уберут как-нибудь. Но родителям в группе лучше как-то договариваться, конечно. Если не скидываться, то всем. Можно сходить к заведующей с коллективным ультиматумом — она должна постараться, ведь деньги на пылесос должны найти в локальном бюджете.

У меня никогда такие конфликты не разгорались. Можно же до маразма дойти: запретить ребенку, родители которого не скинулись на пылесос, играть на чистом ковре… Ребенок-то в чем виноват? Были бы у него деньги, он бы скинулся, скорее всего.

— Марина, скажите честно: надо отдавать ребенка в сад или при возможности лучше обойти стороной?

— Обязательно отдавать. И в ясли. Мы хорошо видим, что чем старше появляется ребенок, тем больше у него стресс при появлении в группе. Частные детские сады — тоже хорошо. В муниципальных уровень не ниже, но возможностей меньше. Поэтому, если деньги позволяют, не задумывайтесь.

— Как определить хорошего воспитателя?

— Идите в ближайшую песочницу, где «тусят» родители. Собирайте отзывы и помните, что выбирать нужно не детский сад, а «тетю воспитателя».

— Воспитатели постарше — опытнее, мудрее, лучше. Верно?

— Теоретически. На практике многие давно выгорели и потеряли интерес: идите играть в песочницу, а я еще чаю выпью. Молодежь без опыта и часто без образования, зато с энтузиазмом.

— Сколько детей можно эффективно воспитывать в группе?

— В яслях — около 15 человек, во взрослой группе — 25. То, что в новых микрорайонах воспитатели групп из 40 детей звонят родителям и чуть ли не просят не приходить, — печаль.

— Если бы вы стали большим начальником, то что изменили бы?

— Потрудилась бы над согласованностью и постановкой единых целей. У нас к каждой проверке своя подготовка. Приходят инспекторы МЧС — сворачиваем ковры, уходят — разворачиваем. Перед Новым годом ездит другая проверка и смотрит, украшены ли окна. Да делают все праздник, что там смотреть?

Однажды родители передали искусственную елку, которая стала не нужна после покупки новой. У детей была неделя радости и экстаза. Они лепили, вырезали, украшали — все на елку повесили. Никаких дорогущих игрушек, только белая бумага.

— Каждое поколение ворчит. Скажите и вы: дети стали хуже?

— Дети — это мы, наше отражение. У них нет мобильных телефонов, но они ходят с игрушечными, держат их, как родители, и с серьезным лицом спрашивают, почему это в детском саду нет Wi-Fi. Вот родителям бы понтов поменьше. Права у всех резко появились, а про обязанности быстро забыли. Вместо того чтобы поговорить с воспитателем, звонят в исполком. Это же ничего не меняет!

Я бы хотела, чтобы труд воспитателя начали ценить взрослые люди, родители, потому что дети ценят, любят и благодарят — своими искренними улыбками и объятиями. Чтобы эти взрослые родители задумались о сотрудничестве с воспитателем, детским садом, о том, что их чадо очень быстро растет и тоже взрослеет.

В жизни еще много других профессий. Расскажите правду о своей. Мы не ищем жалобщиков и нытиков — просто хотим рассказать правду, чтобы больше узнать друг о друге и стать мудрее. Если вы готовы, мы гарантируем анонимность. Пишите на va@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

Советы начинающим воспитателям

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Практическая работа с ее неожиданностями часто затрудняет начинающих воспитателей, вселяет неуверенности в свои силы, ведет к разочарованию. Опыт, которым я хочу поделиться, возможно, облегчит первые шаги молодого педагога.

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит  малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет   вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

  • Так с чего же начать молодому педагогу?
  • Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.
  • Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего,  только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием.

В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например,  перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или:  «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям.

Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.

Читайте также:  Налогообложение полученного в дар имущества - Совет Юриста

),  неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со  своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы.

Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей.

 Не обязательно  наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим  помощником  в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь.

Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями.

Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей,  дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время — в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей.  Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят.  Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.

), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах.

Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми,  учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону  и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Следите за своим голосом, думайте над каждым своим словом, ибо лишние, ненужные слова очень возбуждают ребят. Обычно у многословного воспитателя дети шумливы и не сразу реагируют на обращение, указание и просьбы.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует  с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите — не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то,  конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  •  Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  •  В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, — это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь   больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на  что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг  одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно — ролевых играх также может быть причиной конфликта.

Энергичные,  волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

 Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо  учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор  всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме  того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение,  активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д.

Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания;  с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает   возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

 Опытный педагог, и тем более начинающий, порой  испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать  его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи,  оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику.

И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава.

Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *