Обязательно ли посещать внеурочные занятия в школе — Совет Юриста

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015 г.

 № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», в котором отражены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях. Рассмотрим данные рекомендации.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в редакции Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821–10).

  • Обязательно ли посещать внеурочные занятия в школе - Совет ЮристаФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:
  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.
  • Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.
  • В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.
  • Внеурочная деятельность является обязательной.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность и требования СанПиН

В период подготовки и публикации указанных методических рекомендаций, были внесены изменения в санитарные нормы и правила (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.

 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.

2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2015 г. N 40154).

В СанПиН указывается, что «основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований», которые указаны в ниже приведённой таблице.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)
при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 21 10
2-4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8-9 36 33 10
10-11 37 34 10
Примечание: Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года».

Необходимо обратить внимание, что ни в рекомендациях, ни в СанПиН не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности, указано лишь максимальное количество часов в неделю (на определённом уровне образования). При этом указано, что внеурочная деятельность является обязательной!

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 15.01.2016
  •   Все консультации автора

Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Минобр и управление образования прокомментировали скандал с «внеурочкой»

Малыши первых, вторых классов, не говоря уже об учащихся среднего звена, из-за обязательных занятий не всегда успевали ходить в секции и кружки по выбору и очень уставали. Судя по жалобам, в ряде школ администрация так рьяно принялась исполнять закон об обязательной «внеурочке», что забыла и о санитарных нормах, и о допустимой форме организации внеурочной деятельности.

Разъяснения по ситуации корреспондент «Верстов.Инфо» получил и в городском управлении образования, и в областном министерстве. В городском отделе нам действительно подтвердили, что администрации школ во многом нарушали и санитарные нормы, и учебный процесс.

Это вам не урок!

Итак, самое главное – внеурочная деятельность действительно является обязательной частью учебного процесса. Направлена она, разумеется, на доброе и вечное – всесторонне развитие детей. Максимально допустимое число внеурочных часов в неделю – 10. Меньше – можно. Больше – нельзя.

Можно ли отказаться от «внеурочки»? В общем нельзя. Но тут дьявол кроется не в деталях, а в формах организации этой деятельности. Главное, чтобы ребенок чем-нибудь занимался вне основного школьного расписания. Поэтому если родители решили, что внеурочную программу ребенок будет постигать вне школьных стен в кружках и секциях – пожалуйста.

Даже дома он может вместе с родителями заниматься дополнительно. Главное, показать школе, что ребенок развивается полностью и всесторонне. Принести справку из секции. Принести диплом за участие в конкурсе.

Принести придуманный и сделанный с родителями научный проект (кстати, если ребенок исправно посещает «внеурочку» в школе, проекты по ней должны делать не родители с детьми, а дети под руководством педагогического работника).

Может ли «внеурочка» проходить в форме традиционных академических занятий? Нет. Внеурочная деятельность не входит в аудиторную нагрузку. Аудиторные часы указаны в санитарных нормах.

Вот они:Обязательно ли посещать внеурочные занятия в школе - Совет Юриста

– Внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Первая ее особенность – отличная от урочной форма, – отметила главный специалист отдела организации дополнительно образования управления образования Светлана Корнещук.

– Это, как правило, прогулки, экскурсии, походы, могут быть какие-то творческие занятия, проектная деятельность – на усмотрение руководства образовательной организации.

– Что делать, если внеурочную деятельность администрация школы организует в форме академических занятий?

– Это, конечно, ошибка. Такого не может быть, потому что, хотя и входят в нагрузку десять часов этой внеурочной деятельности, они определены санитарными нормами и правилами, но это не аудиторная нагрузка.

– Среди жалоб звучали и такие: чтобы дети отходили положенную «внеурочку», ее вставляют между основными уроками.

– Нет, этого не должно происходить. Внеурочная деятельность находится вне учебного плана. Она должна быть вынесена из основного расписания и проводиться отдельно: после уроков или, если ребенок занимается во вторую смену – до начала уроков.

– Что делать, если внеурочные занятия вставлены в основное расписание, куда обращаться, жаловаться?

– Родители могут обратиться в конфликтную комиссию, но сначала нужно подойти просто к директору школы, попытаться решить вопрос внутри образовательного учреждения.

Читайте также:  Регистрация домов на сваях - совет юриста

Если директор не принимает никаких мер по изменению этой ситуации, нужно обращаться письменно в управление образования с конкретными фактами, чтобы специалисты вышли проверить ситуацию, посмотрели, оценили, исправили, сделали какое-то предупреждение, может быть, директору.

– Могут ли секции заменить внеурочную деятельность?

– Да! Школы могут для реализации внеурочной деятельности привлекать учреждения дополнительного образования. Секции, кружки – это все для развития. Может семья прийти к директору, принести справку о том, что ребенок занимается в допобразовании в определенном объеме часов за неделю, и результаты этой деятельности будут засчитываться как одна из составляющих внеурочной деятельности.

– Можно ли заниматься дома?

– Внеурочная деятельность (по методическим рекомендациям) может быть организована не только ресурсными образовательными учреждениями, но и родителями самостоятельно. Форма внеурочной деятельности может быть любой.

– Должен ли будет ребенок как-то отчитываться по результатам внеурочной деятельности, если она реализуется вне школы?

– Ребенок в течение учебного года представляет итоговые результаты деятельности. Какие – определяется уже самостоятельно. Допустим, спорт – это какие-то достижения, участие в соревнованиях.

Может быть, он уже какие-то проекты – учебно-исследовательские, социальные, художественные – реализует в учреждении дополнительного образования и может представить результат, который зачтется в школе как результат внеурочной деятельности.

Или ребенок какое-то время занимается дома самостоятельно, а потом представляет результат – это тоже не предполагает постоянного нахождения в образовательном учреждении. Поэтому мы говорим в первую очередь о гибкой системе.

– Обязаны ли дети посещать все 10 часов внеурочной деятельности?

– Эти часы – данные для образовательных учреждений. Это не значит, что ребенок должен все 10 часов посещать – можно и меньше.

Но все направления, которые предусмотрены в рамках внеурочной деятельности, школа должна предоставить родителям.

А они уже выбирают направления для своего ребенка: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезную деятельность, проектную деятельность.

Что такое «внеурочка»?

В соответствии с выдержками из методических рекомендаций, Светлана Корнещук объяснила, что представляет собой внеурочная деятельность.

Так, внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Является обязательным элементом программы. До занятий педагог должен объяснить родителям, в каком виде, режиме она будет организована.

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер, сочетать индивидуальную и групповую работу, обеспечивать гибкий режим занятий. Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции.

Внеурочная деятельность может проводиться и в каникулярное время, и выходные дни – это тоже допустимо.

– Я понимаю, что в том виде, в котором внеурочная деятельность сейчас реализуется, она действительно приносит только трудности и ребенку, и родителям, – отметила Светлана Корнещук.

– Школы пошли по пути наименьшего сопротивления… Сейчас мы говорим о том, что нужно гибко подходить к этому процессу. И, конечно же, не должны дети сидеть за партами. Это не нужно, это действительно нагрузка.

Такого быть не должно.

Совещание по данной проблеме с руководителями образовательных учреждений уже было проведено в середине октября. Там обсуждались ошибки в организации внеурочной деятельности, которые встречаются на основании жалоб родителей, в том числе в социальных сетях.

Директорам указали на необходимость гибкого использования методических рекомендаций. Во-первых, чтобы не было в основном расписании часов внеурочной деятельности. И второе – что внеурочная деятельность не должна проводиться в форме уроков.

Рекомендовали засчитывать те справки, которые приносят родители из кружков, секций учитывать мнение родителей при планировании внеурочной деятельности.

– Мы предусмотрели на уровне города создание некой рабочей группы для того, чтобы разработать алгоритм либо методические рекомендации, которыми бы могли воспользоваться школы города. Хотя они имеются, но, видимо, нужны более подробные разъяснения.

Понимаем, что это необходимо сделать, потому что есть много вопросов у школ, и, как видим, есть недовольство родителей, – объяснила специалист. – Когда пишут, что внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, родители понимают этот выбор как «да» или «нет».

Добровольно же имеется в виду – выбрать из предлагаемого. Потому что внеурочная деятельность обязательна. Длительный процесс, наверное, будет перестройки.

Школы пересмотрят свое расписание, посмотрят формы внеурочной деятельности и, я думаю, в любом случае придем к удобным формам, которые должны устраивать и детей, и родителей.

Мнение министерства

Прокомментировали вопрос по организации внеурочной деятельности и в областном Минобре. Первый заместитель министра образования Елена Коузова в разговоре с корреспондентом «Верстов.Инфо» также отметила, что форма организации «внеурочки» может быть разной. Но занятия обязательно должны проводиться. Если же у родителей появляются жалобы, ситуацию надо рассматривать на месте.

– Вопрос не в том, что это занятие в расписании стоит, а в том, как оно организовано. Как я понимаю, вопрос родителей в данном случае – что дети все равно сидят так же, как на уроке. И это главный вопрос, который нужно задавать директору.

Как организуется внеурочная деятельность, покажите разные формы внеурочной деятельности. Что, ребенок сидит все семь занятий, если есть внеурочка?! Я не думаю, что такое есть.

Но это может быть видно только непосредственно в том классе, в той школе, о которой идет речь.

Елена Коузова посоветовала родителям, во-первых, посмотреть саму образовательную программу – это открытый документ. Дальше у родителей есть право, в том числе, попроситься на внеурочное занятие. Чтобы увидеть, в какой форме оно проходит.

– Если не нашли понимания в школе, нет понимания с директором – в образовательной организации есть общественный совет, есть конфликтная комиссия для урегулирования споров – она должна быть в каждой школе.

Нужно изучить нормативные документы, идти со знанием дела, а не просто говорить «у нас дети сидят, нарушаются санитарные нормы». Роспотребнадзор придет, посмотрит, увидит, что форма проведения занятий не урочная и скажет, что ничего не нарушается.

Другое дело, что учителя ведь тоже разные, кому-то проще посадить ребенка за парту, и чтобы он не вставал все семь часов. Это проблема уже педагога, здесь тоже есть рычаги управления, – уточнила Елена Коузова.

Не нашли понимания в школе – следующий шаг – управление образования. Оно является учредителем образовательной организации. Можно составить письменное обращение, можно записаться на личный прием. Есть необходимость изучить эту ситуацию досконально – родители могут обратиться в правоохранительные органы, в прокуратуру, если считают, что нарушаются права детей.

Также в Минобре отметили, что в связи с большим потоком вопросов родителей управление образования Магнитогорска может провести общегородское родительское онлайн-собрание, вебинар, на котором родителям четко разъяснят, чем урочная деятельность отличается от внеурочной.

– У нас нет законных оснований что-то диктовать управлению образования, но все факты, которые к нам поступают, мы обсуждаем с соответствующим муниципальным управлением, – объяснила Елена Коузова.

– По документам все может быть организовано нормально, но что происходит за закрытой дверью кабинета, мы не знаем. Может быть, там на самом деле дети сидят и не встают.

Городское ведомство может проконтролировать процесс.

Школьная пора: памятка для родителей

  • Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети – учиться, а родители – улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Собрали для родителей основные правовые «околошкольные» знания: 
  • Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен
  • Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?
Читайте также:  Отказ от доли в квартире при разводе - Совет Юриста

Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа. Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, — то такое собеседование является «индивидуальным отбором». Проводить такой отбор можно и в государственных школах — но это, во-первых, школы с «профильными» классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)).

Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях, то есть:

  • младших братьев и сестер учеников этой школы (ч. 3.1 ст. 67 Закон об образовании);
  • проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места — детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании).

Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.

Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование — по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.

Плата за продленку

Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).

Согласно ч. 8 ст.

66 Закона об образовании учредитель школы (то есть, в большинстве случаев, местный департамент или управление образования) вправе устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД и определять ее размер. Он может (но вовсе не обязан) также установить скидки или вообще не взимать такую плату с определенных категорий родителей (например, малоимущих).

Документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы обязательно должен быть опубликован на сайте школы (п. 4.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона об образовании) в течение десяти дней после его утверждения. Но даже если на сайте школы его и не разместили, документ вам все равно покажут (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

Внеурочная работа в школе

По новым ФГОСам образовательная программа должна включать внеурочную деятельность. Разбираемся, что это такое и как составить план внеурочной деятельности на следующий учебный год согласно требованиям.

Что такое внеурочная деятельность?

Это вид образовательной деятельности, то есть направлена на достижение образовательных результатов — предметных, метапредметных, личностных. Реализуется не на уроках, а на экскурсиях, играх, классных часах и в других формах. Но помогает решить задачи программного материала.

Внеурочная деятельность не равна дополнительному образованию и, в отличии от последнего, обязательна для учеников.

Школа имеет право на реализацию дополнительного образования, если захочет. Разбираемся с основными понятиями и требованиями

Что говорят о внеурочной деятельности ФГОСы?

По ФГОС образовательная программа состоит из обязательной и вариативной части. Содержание и количество часов вариативной части формирует сама школа, иногда в обсуждении с родителями и учениками. Это касается и внеурочной деятельности.

ФГОС диктует только одно: в программах начального общего образования вариативная часть должна составлять не более 20 процентов, в программах основного общего — 30 процентов, в программах среднего общего — 40 процентов. Это не значит, что все это время тратится на внеурочную деятельность — большая доля времени отдана факультативам.

В СанПин сказано четче: в 1-4 классах можно тратить до 1350 часов в год на внеурочную деятельность, в 5-9 классах до 1750 часов в год, в 10-11 — до 700.

Что должно быть в плане внеурочной деятельности?

План внеурочной деятельности — отдельный документ, в котором указаны цели, формы, ожидаемые результаты и сказано, сколько часов тратится на нее в каждой ступени образования. В плане нужно учитывать все направления внеурочной деятельности.

ФГОС устанавливает 5 возможных: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное. Указываются названия программ, созданных для работы по этим направлениям: например, клуб «Мой край» для краеведческих занятий по общекультурному направлению.

Но названия конкретных занятий должны быть указаны в программах объединений, а не в плане.

Как составить план внеурочной деятельности?

Учитывать направления

ФГОС считает, что личность ребенка развивается по пяти вышеперечисленным направлениям. Поэтому внеурочная работа строиться по ним. С одной стороны, можно за уши притянуть почти любое мероприятие к любому направлению. С другой, если внимательно читать результаты, которых должен достичь ученик, то можно понять примерное содержание каждого.

Предлагать разнообразные формы и виды деятельности

Внеурочную деятельность можно организовать в различных вариантах — проводить экскурсии или предлагать ребятам волонтерскую работу, организовывать сюжетно-ролевые игры или квесты и устраивать конкурсы и выставки. Стоит включать в план все виды и формы работы: где-то сработают классные часы, где-то общешкольные праздники или линейки.

Следить за реализацией

План должен быть пригоден к реализации — для этого в школе должны быть кураторы направлений, готовые к работе классные руководители, актив учеников. Если необходимых ресурсов нет, стоит прописать в том же плане этап создания актива или в план методической работы заложить время на обучение классных руководителей.

В документе не должны быть указаны даты проведения каждого мероприятия, но составитель должен примерно их представлять. Иначе план будет невыполним: в одном месяце не будет ни одного школьного мероприятия, в другом — три или четыре.

Написать пояснительную записку 

В некоторых планах не бывает пояснительной записки и это не идет им на пользу. Именно в записке стоит прописать цели плана, указать документы, на которые опирался составитель, указать ожидаемые результаты работы по каждому направлению. Так план будет проще читать тем, кто его будет реализовывать, и тем, кто будет его впоследствии проверять.

Внеурочная образовательная деятельность школьников: Обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия?

Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования:

  • ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО),
  • ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) и
  • ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО),

введено понятие внеурочной деятельности школьников, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Однако прямого указания о том, что участие школьников во внеурочной образовательной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.

В связи с неоднозначным толкованием данного вопроса Министерством просвещения РФ 5 сентября 2018 г. было опубликовано Письмо № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Из данного Письма следует (по мнению экспертов), что учащиеся общеобразовательных школ ОБЯЗАНЫ посещать внеурочные занятия

В Письме Минпросвещения приведены следующие правовые обоснования участия учеников муниципальных и государственных школ во внеурочной деятельности:

  • согласно статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации;
  • содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы (статья 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность;
  • план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению;
  • состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей;
  • согласно статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Читайте также:  Минимальный объем потребления воды - Совет Юриста

Особенности внеурочной образовательной деятельности школьников: что обязательно и что по выбору

Что такое внеурочная образовательная деятельность школьников

Под внеурочной образовательной деятельностью школьников в соответствии с действующим законодательством об общем образовании в рамках реализации ФГОС общего образования понимается:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и
  • направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования образовательной организации определяется:

  • её основной образовательной программой (ООП),
  • разрабатываемой в соответствии с ФГОС общего образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;
  • ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.

Согласно ФГОС общего образования основная образовательная программа (ООП) реализуется образовательным учреждением:

  • через урочную деятельность и
  • внеурочную деятельность
  • с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин).
  • То есть, внеурочная образовательная деятельность школьников является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
  • Внеурочная образовательная деятельность школьников осуществляется:
  • посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

Содержания внеурочной образовательной деятельности школьников

В письме Минобрнауки России (в н. в. Минпросвещения России) от 18 августа 2017 г. № 09-1672 даны Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». 

В соответствии с этими методическими рекомендациями под внеурочной образовательной деятельностью школьников следует понимать:

  • образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения школьниками основных образовательных программ (ООП) — личностных, метапредметных и предметных,
  • осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная образовательная деятельность планируется и организуется:

  • с учетом индивидуальных особенностей и потребностей школьника,
  • запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

ФГОС общего образования определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

  • до 1350 часов за 4 года обучения на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов за 5 лет обучения на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов за 2 года обучения на уровне среднего общего образования.

Формы внеурочной образовательной деятельности школьников должны:

  • предусматривать активность и самостоятельность обучающихся;
  • сочетать индивидуальную и групповую работу школьников;
  • обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
  • переменный состав обучающихся,
  • проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.),
  • походы, деловые игры и пр.

Министерством просвещения РФ рекомендуется:

  • использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер;
  • формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

Внеурочная образовательная деятельность школьников и элективные курсы

Не стоит путать внеурочную образовательную деятельность школьников с элективными курсами.

Элективные курсы (электив) — это дополнительна форма индивидуального образования, при которой:

  • школьник из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности;
  • далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания.

Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса школьника.

В школьном образовании выделяют два вида элективных курсов (элективов):

  • элективные курсы предпрофильного содержания (8-9 классы) и
  • элективные курсы профильного содержания (10-11 классы).

Элективные курсы являются компонентом учебного плана, поэтому элективные курсы включены в расписание занятий и проводятся наравне с другими уроками.

Резюме:

  • согласно ФГОС общего образования основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность;
  • план внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы и ОБЯЗАТЕЛЕН к исполнению обучающимися;
  • учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. 

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Право на начальное, основное и среднее общее образование

отказ от внеурочки в школе последствия — 24 ответа на форуме Woman.ru

24 ответа

Последний — 18 сентября, 20:18 Перейти

26 ноября 2018, 15:52

#10

Гость

Пральна. Зачем ребеночку шахматы и дополнительные знания. Будет, как мамка, волосики из промежностей малознакомых людей выдергивать.

26 ноября 2018, 16:27

#11

26 ноября 2018, 17:51

#12

27 ноября 2018, 09:20

#13

27 ноября 2018, 09:32

#14

27 ноября 2018, 19:01

#15

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

10 сентября 2019, 13:42

#16

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

10 сентября 2019, 14:16

#17

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

13 сентября 2019, 23:08

#18

26 ноября 2019, 14:39

#19

Гость

Где это вы учитесь, что вас заставляют ходить на внеурочку? Обычно это все добровольно.

13 января 2020, 03:19

#20

Гость

Я в9 классе и у нас по средам 6урокав + внеурочки но я не хочу ходить но застовляют. Что сказать учителю для того чтоб не пойти

04 сентября 2020, 17:08

#21

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

Сахарная вата

У меня другой вопрос — от чего же так «катастрофически» устаёт ребёнок, находясь аж до 14.

30 в школе?? Что такого сверхъестественного — позаниматься до пол-третьего, да ещё и шахматами? Люди за это деньги платят, а вам предлагается и вы недовольны…

если иностранные языки предложат, тоже ересью назовёте, только потому что до пол-третьего? К труду надо с детства приучать, чем больше человек делает, тем больше успевает

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *