Основания изъятия ребенка из семьи — совет юриста

Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания к содержанию и воспитанию детей, предусмотренные законом.

Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт.

Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Проверки от органов опеки

Проверка состоит из ряда процедур:

  • обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  • беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  • проверка источников дохода;
  • медицинское обследование здоровья подопечных;
  • оценивают психологическое состояние объектов проверки.

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.

Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.

Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О.

, должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

На что обращает внимание опека

  • требует ли квартира ремонта или его наличие;
  • чистота в квартире;
  • внешний вид членов семьи;
  • наличие спальных мест для каждого в доме;
  • содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
  • присутствие домашних животных и насекомых;
  • в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  • физическое и моральное состояние малышей;
  • наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  • манера общения между близкими;
  • необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.

Если ребенка решили забрать

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  1. поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  2. проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  3. выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  4. при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  5. следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Если ребенка не забрали

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение. Эти меры дают возможность устранить замечания к содержанию и воспитанию малолетних.

Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.

Правовые последствия

В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.

Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска.

В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке.

Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

  1. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
    • Статья 69. Лишение родительских прав;
    • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
    • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  3. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  4. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  5. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Основания изъятия ребенка из семьи - Совет Юриста

Вам также может понравиться

Изъятие ребенка из семьи органами опеки: основания, порядок процедуру, СК РФ

Основания изъятия ребенка из семьи - Совет Юриста

Органы опеки забирают ребенка у родителей в исключительных случаях: например, когда ему угрожает опасность или он содержится в неподходящих условиях. Могут быть и другие основания.

Рассмотрим, за что могут забрать несовершеннолетнего из семьи, как происходит процедура отобрания, какие документы должны быть представлены, могут ли забрать ребенка у нормальных родителей, как себя вести во время проверки, что делать после и как вернуть сына или дочь, если их уже забрали.

За что могут забрать ребенка органы опеки в России

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Безосновательно забирать детей нельзя.

Основания изъятия ребенка указаны в ст. 77 СК РФ.

Например, это может быть обстановка, в которой создана непосредственная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего, если его дальнейшее проживание с родителями представляет для него опасность. Когда это возможно:

  1. Родитель избил ребенка, совершил преступление против его половой неприкосновенности, убил второго родителя.
  2. Мать или отец оказывают психологическое давление на несовершеннолетнего, что негативно сказывается на его психическом состоянии.
  3. Родители постоянно находятся в нетрезвом виде. Ребенку нечего есть, он не обеспечивается одеждой и живет в неблагоприятных условиях.
  4. В семье сложная ситуация. Виновных действий родителей нет, но дальнейшее проживание ребенка с ними представляет для него опасность. Например, если оба родителя психически больны, попали в ДТП. Несовершеннолетнего постараются передать под временную опеку близкому родственнику. До установления опеки он будет в центре временного содержания.

Отобрание ребенка возможно, если есть основания для ограничения или лишения родительских прав, при этом присутствует угроза для его жизни и здоровья, в том числе и психического. В дальнейшем вопрос лишения или ограничения в обязательном порядке рассматривает суд по заявлению органа опеки и попечительства (далее – ООиП).

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.

Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.

Как происходит отобрание ребенка у родителей

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Процедура изъятия ребенка из семьи состоит из нескольких этапов:

  1. ООиП становится известно, что несовершеннолетнему угрожает опасность. Информация может поступить из прокуратуры, полиции, образовательного учреждения, от третьих лиц.
  2. Создается специальная комиссия, которая будет проводить проверку. В ее состав входят сотрудники ООиП и инспектор по делам несовершеннолетних (далее – ИПДН).
  3. Комиссия направляется по адресу проживания несовершеннолетнего.
  4. Проверяются условия проживания ребенка. Сотрудники проводят беседу с ним и его родителями, обращают внимание на состояние жилья, одежды несовершеннолетнего, продукты питания. Если в доме, где живет ребенок, совершено преступление, в ходе проверки присутствуют сотрудники правоохранительных органов. Могут привлекаться медики или психологи, если детям нужна медицинская помощь.
  5. По результатам проверки составляется акт, отражающий реальную обстановку.
  6. Если присутствует угроза жизни несовершеннолетнего и ее нельзя устранить, ООиП просят родителей составить письменное заявление о помещении ребенка в учреждение временного содержания. Чаще всего такое заявление отказываются оформлять, и комиссии приходится подавать в муниципалитет ходатайство об изъятии. Это делается в течение суток после оформления проверочного акта.
  7. Уполномоченным сотрудником администрации составляется акт об отобрании в течение суток с момента получения ходатайства.
  8. ООиП составляет и подает ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Ребенок передается туда до разрешения всех вопросов с родителями.
Читайте также:  Как вступить в наследство по истечении срока вступления в наследство - Совет Юриста

Нередко ситуация обстоит иначе, и сотрудникам полиции приходится забирать детей, которым угрожает опасность от родителей, в нарушение закона. Чаще всего это происходит ночью, когда ООиП не работают.

Полицейские фактически балансируют на грани, ведь изымать детей может только опека.

В декабре 2019 года уже поднимался вопрос о наделении полицейских полномочиями на отобрание детей из неблагополучных семей, но на сентябрь 2019 года он так и остался нерешенным.

Как составляется акт об отобрании

Акт составляется ООиП и направляется главе администрации и в прокуратуру. В нем указываются сведения о родителях и несовершеннолетнем, а также обстоятельства, на основании которых он был изъят из семьи.

Скачать бланк акта об отобрании

Как составляется ходатайство о направлении ребенка в специализированное учреждение

Ходатайство подписывается руководителем ООиП. В нем указывается дата составления, сведения о ребенка и информация об обстоятельствах, при которых он был изъят из семьи.

Скачать образец ходатайства

Как составляется акт обследования жилищных условий

Акт проверки жилищных условий оформляется комиссией ООиП в момент изъятия несовершеннолетнего. В нем указывается адрес, по которому проводилась проверка, информация о семье и жилье, а также выявленные недостатки.

Скачать образец акта проверки жилищно-бытовых условий

Как вести себя во время проверки органами опеки

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

Что происходит после отобрания

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Если ребенка отобрали на основании акта, в дальнейшем его помещают в центр содержания несовершеннолетних на временной основе. Но чаще всего находят временного опекуна, который будет готов забрать его себе. Преимуществом пользуются близкие родственники ребенка: его отдадут туда под опеку более охотно.

Если установлена опека родственником или третьим лицом, ответственность за ребенка несет опекун. Если же он не найден, за несовершеннолетнего отвечает ООиП.

После изъятия и помещения ребенка под опеку или в спецучреждение в течение 7 дней ООиП должен представить документы в суд для лишения или ограничения родительских прав. Ответчиком выступает один или оба родителя в зависимости от ситуации.

Важно! Ограничение прав возможно сроком до 6 месяцев. Если обстоятельство, при котором родитель был ограничен в правах, не устранено, суд будет рассматривать вопрос о лишении. Если причина устранена, ребенка вернуть в семью.

При лишении последствия куда более печальные. Восстановиться в правах будет сложнее. Кроме того, лишение не освобождает от алиментных обязательств.

Не получится вступить в наследство в случае смерти ребенка, и сразу после вступления решения суда в силу родитель теряет право воспитывать его и общаться с ним.

Ребенок же никаких прав не теряет: он сможет получать содержание от родителей, вступить в наследство, а также жить на жилплощади, принадлежащей им на правах собственности.

Как вернуть ребенка после изъятия

Если ребенка забрали и родители считают, что изъятие незаконно, они вправе обжаловать решение об отобрании в течение 10 календарных дней в порядке административного производства. Как выглядит весь процесс:

  1. Один или оба родителя подают административное исковое заявление в районный суд по адресу расположения ответчика.
  2. Судья принимает документы к производству, назначается заседание.
  3. Дело рассматривается в течение 10 дней.

В результате акт либо отменят, либо оставят без изменений. В последнем случае можно подать апелляционную жалобу до вступления постановления в законную силу.

Как составить исковое заявление

В заявлении указываются данные об ответчике, а также реквизиты оспариваемого распоряжения и обстоятельства, при которых оно вынесено.

Скачать образец искового заявления об оспаривании акта

Документы

При обращении в суд вместе с заявлением представляется паспорт, оспариваемое распоряжение об отобрании, а также документы, подтверждающие необоснованность изъятия ребенка. Это может быть характеристика с места работы родителя, справка о доходах, характеристика с места учебы несовершеннолетнего.

Судебная практика

Чаще всего родители обращаются в суды с заявлениями об оспаривании распоряжений об отобрании, ссылаясь на то, что изменили свой образ жизни. Но на практике такие требования удовлетворяются крайне редко.

Вот несколько примеров решений по теме:

Возможные трудности

Инициировать отобрание ребенка может и родитель, если несовершеннолетний находится у второго родителя, и ему угрожает опасность. Но процедура проводится в любом случае при участии ООиП, а к судебным разбирательствам при лишении или ограничении прав в дальнейшем подключается и прокуратура.

Сложнее всего тем, кто хочет оспорить распоряжение об изъятии. Даже если опасность, из-за которой ребенка забрали, устранена, суды редко удовлетворяют исковые требования. Но каждое дело рассматривается индивидуально.

Вы можете получить бесплатную консультацию у юриста по семейным делам. Он ответит на все ваши вопросы и расскажет, как найти выход из самой трудной ситуации.

В госдуму внесли законопроект, по которому опека не сможет забирать детей из семей без решения суда. но может стать только хуже

Совет Госдумы 14 июля одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ. Среди них — проект, ограничивающий изъятие детей из семьи без решения суда. Сейчас есть способы сделать это внесудебно — по решению органов местного самоуправления или акта о безнадзорности, составленного полицией. 

Руководители благотворительных организаций, работающих с проблемой сиротства, рассказали ТД, как в России сейчас происходит процедура изъятия детей из семей и почему новый законопроект не только не решит существующие проблемы, но и может усугубить ситуацию.

Основания изъятия ребенка из семьи - Совет Юриста Перед началом рассмотрения по существу иска органов опеки об ограничении прав родителей Антон Новодережкин / ТАСС

Замаскированное изъятие

Регламентирует изъятие детей из семей в России статья 77 Семейного кодекса (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью).

 Согласно ей, социальные работники могут изъять детей без решения суда, если получат подписанный акт от органов исполнительной власти или главы муниципалитета.

Но специалисты из НКО указывают, что органы опеки пользуются и другими методами для отбирания детей из семей.

По словам руководителя благотворительной организации «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, изъятий по 77-й статье немного, опека часто обходит ее, потому что работать по ней сложно: нужно уведомить об этом прокуратуру и за семь дней собрать в суд пакет документов, чтобы лишить родителей прав или ограничить в них. То есть если опека отобрала ребенка, она обязана лишить родителей прав или ограничить их. Отсюда еще одна причина — органам опеки бывает сложно оценить ситуацию на месте. 

«Сотрудники приходят [домой к семье] и объективно понимают, что не могут за один визит, который длится иногда 20 минут, ну даже если несколько часов, принять решение, действительно ли нет альтернатив и нужно будет потом лишать прав или ограничивать в правах родителей», — говорит Альшанская.

Поэтому органы опеки и попечительства часто используют другие механизмы вместо отбирания. Например, приходят к семье с полицией. И, если принять однозначное решение не получается, полиция составляет акт о выявлении безнадзорного. «Хотя эта ситуация, мягко говоря, на грани фола, потому что никакого безнадзорного при наличии родителей не может быть», — замечает Альшанская.

Также, говорит Елена, повсеместно встречаются случаи, когда родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.

 Ее слова подтверждает директор оренбургского благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова.

Фактически перед родителями ставят выбор, объясняет она: либо они подписывают бумаги о добровольном размещении детей в приюте, либо начнется процедура по изъятию детей и лишению родительских прав.

«По факту это не добровольное обращение семей за помощью к государству, а изъятие, оформленное как неизъятие. Это вызывает у людей протест. Надо называть вещи своими именами», — говорит Межова.

Она также указывает на опасность подобных действий опеки в случаях, когда ребенка действительно необходимо забрать из семьи из-за реальной угрозы его жизни и здоровью. «Возьмем, допустим, пьющих родителей, которые жестоко обращаются с ребенком.

Читайте также:  Действие ДДУ на ипотечную квартиру после смены директора застройщика - Совет Юриста

Опека их сегодня уговорит отдать ребенка в приют, а завтра они заберут его обратно и изобьют в пьяной драке», — приводит пример она.

В итоге, заключила Альшанская, отбираний детей из семей на основании 77-й статьи не так уж и много. А изъятий, которые проходят по документам как выявление безнадзорного или добровольное размещение в приюте, «полно». «Но именно потому, что они не выглядят как отбирания, мы не можем подсчитать, сколько их на самом деле», — комментирует эксперт.

Нет понятийного аппарата

Даже если отбирание детей происходит по 77-й статье, говорят эксперты, часто оно нарушает права ребенка и не учитывает его интересы.

Проблема в первую очередь в отсутствии понятийного аппарата, говорит исполнительный директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова.

В законе, объясняет она, прописывается только то, что опека может усмотреть угрозу для жизни ребенка и принять решение о его изъятии из семьи.

«Но что такое принятие решения в интересах ребенка? Как именно должно выглядеть уклонение от выполнение родительских обязанностей или злоупотребление родительскими правами? Что такое непосредственная угроза жизни и здоровью? Каким образом надо определять, что ребенку грозит смерть в течение конкретного времени? Где эти процедуры, которые позволят определять такие категории? Их нет», — говорит Леонова. 

По словам Леоновой, пока эти процедуры не прописаны, специалисты органов опеки и попечительства зачастую ориентируются на свои представления и личный опыт.

«Плохой достаток, необычный быт, старенькая одежда, плохая успеваемость и поведение ребенка в школе не могут быть основанием для отбирания ребенка. Это является основанием для исследования ситуации и создания плана помощи семье.

К сожалению, мне известны случаи, когда органы опеки не реагируют на тревожные сигналы, потому что “дом красивый, на кухне чисто, дети одеты нормально”», — комментирует собеседница ТД.

Нет социальной поддержки семей

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.

«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.

Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло.

«И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке.

Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова. 

В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.

Поможет ли новый законопроект решить проблемы?

«Многолетняя практика применения статьи 77 Семейного кодекса РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По предложению его авторов дела об изъятии детей при угрозе их жизни и здоровью должны рассматриваться судом в ускоренном режиме — в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или от полиции. Заседания будут проходить в закрытом режиме.

Альшанская поддержала идею судебного подтверждения изъятия детей, но отдельно подчеркнула, что в новом законопроекте остался неизменным семидневный срок, за который органы опеки должны подготовить документы к судебному заседанию.

По ее мнению, этого недостаточно, чтобы собрать исчерпывающую информацию и провести полноценное социальное расследование о семье.

 «То есть это опять однонаправленное движение на вывод ребенка из семьи, без варианта работать на возвращение, оказывать помощь и вообще объективно принимать решение в нормальный срок, разобравшись в ситуации», — прокомментировала она. 

«Судебное решение об отбирании детей — это мировая практика. Только основывается это решение на очень объемном исследовании ситуации специалистами. Пока у нас нет такой картины, суд, вероятно, будет принимать решение, исходя из своего представления о том, как все должно быть», — поддерживает Альшанскую Леонова.

Она также считает, что авторы законопроекта пытаются некомплексно решить многогранный вопрос: в нем по-прежнему не прописаны особые компетенции представителей полиции, специалистов органов опеки и попечительства, нет алгоритмов изъятия и возможного перечня оснований, не предложена система помощи семье, которая находится в сложной ситуации.

Новый законопроект не изменит ситуацию кардинально, считает Межова. Все будет работать точно так же, «только окончательное решение останется за судами», говорит она. Межова указала, что без хорошего адвоката семьи просто не смогут самостоятельно собрать доказательства того, что «они не такие уж безнадежные». А найти хорошего специалиста в короткий срок невозможно.

«Будет только хуже. Сейчас-то оспаривать решения администраций удается с большим трудом. А когда это будет в виде решений судов, то станет намного сложнее.

В случае изъятия ребенка из семьи это [решение суда] будет ставить практически крест на его возвращении.

Нам нужны не популистские, быстрые решения, которые защитят больше опеку и государство, а взвешенная и продуманная система, которая работала бы на восстановление кровных семей, на раннюю помощь и профилактику кризисных семей», — заключила Межова.

Что необходимо изменить?

Нужно выстроить систему, которая будет тактично и аккуратно разбирать все жалобы, «чтобы органы опеки, с одной стороны, серьезно относились к сигналам о жестоком обращении с ребенком, а с другой — не забирали ребенка во всех ситуациях, которые показались им неправильными, странными», —считает Альшанская. Она добавляет, что причиной отбирания ребенка должно стать только жестокое обращение, насилие со стороны родителей. Неблагоприятные условия жизни или низкий достаток семьи — это сигнал о том, что она нуждается в социальной поддержке.

«Любое вторжение в семью — это сильнейший стресс для всех сторон процесса, — говорит Леонова. — Минимизировать его — одна из основных задач специалистов, которые приходят. В идеальной картине в семью может входить человек, обладающий особыми навыками, компетенциями и полномочиями, который действительно намерен помочь ей справиться с трудностями». 

По мнению Межовой, должен быть определен порядок не только изъятия детей из семей, но и план работы с семьей. Она указывает: семья не сразу становится кризисной и чем раньше начать с ней работу, тем лучше.

«Закон не должен быть однобоким, говорящим только о порядке изъятия. Для нас главное — не изъять детей, а чтобы такие случаи были редкостью и исключением. Нужен большой закон об опеке и попечительстве, который включит в себя все нюансы работы», — заключает Межова.

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза
ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,
создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены
на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания
ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции
органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых
находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможности
наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его
физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,
идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим
потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокая
степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение
длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо
оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень
опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом
возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроекту
орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.
И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все
необходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,
родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов
и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения
ребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальный
подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, что
сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов
опеки.

Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных
продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие
отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда
малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим
органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими
самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто
и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Читайте также:  Дарение долей в недвижимости детям через нотариуса - Совет Юриста

Напомним, что основания
часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе
этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры
по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение
возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если
смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести
отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет
присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время
вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.
Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под
собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны
с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации.

Риск
смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под
«несколько часов»?

Законопроектом
предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой
конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности
всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезное
физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени
находящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как
родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?
Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет
о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются
такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка
рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,
прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или
ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет
рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им
может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –
немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки
процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов
совершения преступления.

Почему
суд закрытый?

Разбирательство
в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,
сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы
присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно
сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была
травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь
разглашение информации о частной жизни.

Как
можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть
обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке
надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалоба
подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку
судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить
решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,
вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым
причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное
ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства
и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства
самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения
родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных
лиц.

Если
заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)была
установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения
родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —
орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном
отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожую
процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение
опеки.

Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может
производиться только при участии
прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть
ребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление может
привести к неминуемой гибели ребенка.

Как
будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные
«превышения» и злоупотребления
полномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновники
нарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,
предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,
причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовой
ответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результате
незаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишение
свободы до пяти лет.

Основания для моментального изъятия ребенка из семьи

Сегодня мы коснёмся обширной темы прав детей и их защиты. В этой короткой статье я постараюсь объяснить всю абсурдность действующих Законов и их формулировок.

Добрый день, мой любознательный читатель!

Вскользь затронув тему прав детей и родителей в одной из моих статей, я увидел ваш интерес к данному вопросу и решил раскрыть его более подробно.

✓ Кто имеет право отобрать ребенка у родителей

Частью 1 статьи 77 Семейного кодекса РФ установлено что акт об отобрании ребенка выносится органом исполнительной власти региона либо главой муниципального образования.

Фактически-же отбирают ребенка органы опеки, но только на основании вышеуказанного акта.

✓ Случаи, в которых могут отобрать ребенка

В Семейном Кодексе РФ указана давольно размытая формулировка основания при котором орган опеки может отобрать ребенка. Выглядит эта формулировка вот так:

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью…

С одной стороны понятно, что должна быть непосредственная угроза, с другой не понятно в чем эта угроза может быть выражена.

К примеру отказ от «модных медицинских опытов» на своем ребенке, по мнению органа опеки создает угрозу здоровью или нет? Как вы думаете?

Фото с сайта https://www.pexels.com/ru-ru/photo/48794/Фото с сайта https://www.pexels.com/ru-ru/photo/48794/

Поэтому я начал искать раскрытие понятия «Непосредственна угроза жизни и здоровью». Потратив целый день на поиски, вот что я нашел.

В разъяснениях, приведенных в информационном письме ГУ МВД России по Кемеровской области, говорится что на настоящий момент понятие «угроза жизни и здоровью» в Законодательстве РФ не закреплено.

Как же так? А за что тогда изымают детей? Кто решает что такое непосредственная угроза? Если ребенок гуляет на детской площадке, построенной единоросами это непосредственная угроза или нет?

Ладно, возможно это понятие объяснит Верховный Суд РФ в одном из своих пленумов. И действительно, в постановлении Пленума ВС РФ № 44 от 17.11.2017 года, такое разъяснение приведено:

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Объяснили, так объяснили. ???? Снова можно толковать как угодно.

Фото автора ROMAN ODINTSOV: Pexels https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4552178/Фото автора ROMAN ODINTSOV: Pexels https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4552178/

Ладно, раз Верховный Суд не объяснил, я попробовал разобраться сам. Изучив около 30 дел по оспариванию актов о незамедлительном отобрании ребенка, могу сказать, что снованиями для изъятия ребенка могут явиться:

  • Нахождение ребенка в возрасте до 3-х лет дома без родителей длительное время (от 5 часов);
  • Нахождение ребенка в возрасте до 7 лет в общественном месте (кроме двора и детской площадки во дворе) без присмотра взрослых;
  • Неудовлетворительное гигиеническое состояние ребенка (грязная одежда, наличие пролежней и опрелостей вызванных грязью у малышей, антисанитарные условия проживания (актуально для грудничков), отсутствие теплой одежды в зимнее время, отсутствие или недостаток питания.
  • Физическое насилие. При чем не важно исходит оно со стороны родителей или при их попустительстве. По этому основанию я нашел два решения. В одном 2-х летнему ребенку пьяный брат мамы сломал руку играя — в больнице ребенка изъяли. Во втором 8-ми летний мальчик подвергался регулярным побоям со стороны отчима — ребенка изъяли по заявлению директора школы.
  • Злоупотребление родителей опьяняющими средствами с сопутствующими ссорами, драками и прочим беспределом. Самое частое основание для незамедлительного отобрания ребенка и последующего лишения родительских прав.
  • Прямая угроза жизни ребенка высказанная родителем проживающим отдельно. Бывший муж пообещал убить ребенка, чтобы не платить алименты. Жена заявила в полицию. Ребенка временно изъяли прямо в отделении полиции в связи с реальной угрозой жизни.

Скажу сразу, что перегибов с необоснованным изъятием детей из семьи я не нашел. Но это не значит что их нет.

Если вы знаете историю, когда ребенка незамедлительно отобрали у родителей без оснований для отобрания, напишите её в х! Думаю, ваши истории дополнят картину происходящего.

Если хотите статью о лишении родительских прав, ставьте лайки под моим комментарием!

© Pravoznay 2021

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *