Поступление на бюджет во второй вуз — совет юриста

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

30 августа завершилось ежегодное студенческое мероприятие в модном формате игрового судебного процесса (муткорта) —  V Конкурс РАА25. Студенческий пресс-центр поговорил с представителями команд и узнал о нескольких секретах успешного участия в таких состязаниях.

Обществоидеи и опытстудентырепортаж о событииобщественная деятельность

10 сентября  2020

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

Мы продолжаем вас знакомить с треками пятилетнего бакалавриата. Первый текст был посвящен «Экономическому уголовному праву», «International and Comparative Law». Второй – «Частному праву и экономике», а также «Теории и философии права».

26 июня  2020

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

Летом 2020 г. состоятся zoom-встречи с абитуриентами бакалаврских программ. Они будут посвящены различным вопросам: от будущего юридической профессии и контуров пятилетнего бакалавриата до содержания конкретных образовательных треков.

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

Бюджет, БВИ, майнор, скидка – с этими понятиями придется неизбежно столкнуться абитуриентам Вышки. Пресс-центр совместно с администрацией факультета права составил гайд с ответами на часто задаваемые вопросы об обучении, поступлении и процессе подачи документов.

Обществостудентырепортаж о событиибакалавриат

19 июня  2020

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

С 2020 года юристы НИУ ВШЭ переходят на пятилетнюю модель бакалавриата. О том, что изменится на программе «Юриспруденция», можно узнать из материала пресс-центра.

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

8 февраля 2020 года в Центре международных и сравнительно-правовых исследований состоялся финал всероссийского студенческого конкурса по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида». Победителем конкурса стала команда факультета права НИУ ВШЭ. О том, как прошло состязание, читайте в обзоре нашего пресс-центра.

Обществоидеи и опытстудентырепортаж о событииобщественная деятельность

26 февраля  2020

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

23 и 24 ноября на нашем факультете вновь прошли дни открытых дверей для будущих абитуриентов. Традиционно были представлены программы бакалавриата и магистратуры, в том числе новые программы, первый набор на которые состоится в 2020 году.

Обществоидеи и опытрепортаж о событиибакалавриатмагистратура

17 декабря  2019

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

25 августа подошел к концу IV Конкурс Российской арбитражной ассоциации (РАА) по Арбитражу Онлайн. Впечатлениями поделился один из победителей, студент факультета права Алексей Акужинов.

28 августа  2019

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

В последнюю неделю июля в подмосковном Вороново проводится ежегодная Летняя правовая школа, которую организуют Дирекция по работе с одаренными учащимися Вышки и факультет права НИУ ВШЭ.

24 июля  2019

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

21 июня в Концертном зале Дома Правительства Москвы состоялась церемония вручения дипломов бакалаврам факультета права, сдавшим достойно итоговые экзамены в 2019 г.

26 июня  2019

Получение второго высшего образования: вопросы и ответы

Согласно исследованиям, на текущий момент наблюдается повторная волна популярности получения второго высшего образования.

Заявления в приемную комиссию поступают от самых разных возрастов — как сразу же после получения диплома о первом образовании, так и от людей, уже получивших опыт в определенной сфере и желающих получить знания в смежной области — как правило, это мужчины и женщины старше 25-30 лет.

Не исключение и слушатели старше 40 лет. Это значит, что человек адаптируется к изменяющимся трендам и продолжает соответствовать запросам рынка труда.

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

Зачем вторая вышка?

Вопрос достаточно многогранный. Хотя, как правило, причины у каждого и свои, мы собрали несколько основных аргументов, с которыми приходят подавать документы на второе образование

1. Для продвижения по карьерной лестнице нужны знания в смежной области

Это более чем разумный ход. В некоторых случаях на обучение напрямую направляет работодатель, однако в большинстве случаев это желание самого абитуриента, ведь он заинтересован в собственном карьерном росте. Из частых примеров смежных областей — изучение психологии для маркетолога или же программы ГМУ для лиц с любым базовым образованием.

2. Для перехода на вышестоящую должность требуется образование в определенной области

В некоторых случаях наличие двух образований как факт — критерий для занятия определенной должности. Или же для этого требуется диплом определенного факультета — например, экономического.

3. Первое высшее выбрано не совсем удачно

Одно время наблюдалась целая волна абитуриентов, в качестве первого высшего имеющих диплом юриста, экономиста или инженера. Как бы то ни было, при выборе первого высшего образования для многих решающее значение имело мнение родителей или окружения. А стремление к реализации собственных желаний и устремлений рано или поздно берет верх.

4. Повышение конкурентности при устройстве на работу

Овладение необходимыми компетенциями или же просто дополнительная уверенность в своих силах — все это направляет людей вновь в вузовские аудитории (тем более, что это без проблем совмещается с текущей работой, так как занятия проходят в заочной форме или в weekend-форме. Осознанное получение второго диплома по связанной с рабочей деятельностью специальностью, заметно прибавляет баллов кандидату на интересующую должность.

5. Дополнительный круг общения, новые знакомства и связи

Конечно же, полезность получаемых связей зависит от направления и выбранного ВУЗа. Например, ИБДА РАНХиГС славится своей бизнес-подготовкой, международными модулями и мастер-классами, которые проводят гуру менеджмента и представители элиты российского и зарубежного бизнеса.

6. Соответствие современным трендам и тенденциям

Бизнес, как и весь мир, постоянно претерпевает изменения, причем со все более возрастающей скоростью, а адаптация под эти изменения – это всегда новый вызов.

Более того, требования к практически любой должности довольно существенно видоизменяются каждые 2-3 года: все больше функций автоматизируется или роботизируется, при этом появляется необходимость в новых компетенциях, соответствии новым стандартам. И о чем большем временном промежутке мы говорим, тем более остро ощущается необходимость овладения новыми компетенциями.

При этом всегда разумнее постоянно держаться «на гребне волны», а не наверстывать упущенное большими прыжками. Этому соответствует все более распространяющаяся концепция непрерывного и качественного образования.

Таким образом, люди, стремящиеся к получению второго или даже третьего высшего образования преследуют различные цели (а иногда и несколько сразу) — повышение своей значимости как специалиста на рынке труда, получение большей вариативности при выборе или смене рода занятий, или же следующий шаг в карьерной лестнице. Наверняка можно сказать одно: образование — это полезная и эффективная инвестиция в личностное развитие. Самый ценный ресурс, приносящий дивиденды — это вы сами, ваш творческий и интеллектуальный потенциал.

Поступление на бюджет во второй ВУЗ - Совет Юриста

Особенности второго высшего

1. Формат обучения

Чаще всего в получении дополнительного образования заинтересованы люди, которые где-то работают, поэтому наиболее популярный формат обучения — это различные варианты заочных форм, а также форматы выходного дня (weekend).

2. Отношение к учебе

Так как выбор второго высшего делается уже гораздо более тщательно, без спешки и со всей осознанностью, то мы наблюдаем и более ответственный подход к обучению, когда и слушатели, и преподаватели получают наибольший синергический эффект.

3. Понимание истины “лучшая инвестиция — это инвестиция в себя!”

Большинство приходит с пониманием, зачем конкретно ему нужен второй диплом или магистратура, соответственно и пониманием окупаемости вложений в свое обучение (вложений как финансовых, так и временных ресурсов).

4. При поиске работы — больше свободы выбора

Ведь по сути вы воплощаете в себе две специальности, а это дает дополнительное пространство для маневра.

5. Нетворкинг.

По отзывам выпускников, получая второе высшее образование, приобретается больше полезных связей и знакомых, чем при первом обучении. Это логично, так как слушатели программ имеют опыт работы в различных областях, делятся опытом, стремятся к новым деловым связям.

Можно с определенностью сказать, что второе высшее, будучи более осознанным выбором и более целевым с точки зрения понимания отдачи, приносит вполне ощутимый результат уже в ближайшее время после выпуска, обычно в течение 1,5-2,5 лет.

Популярные вопросы о втором высшем образовании

1. Смогу ли совмещать с работой?

Конечно. А иногда даже нужно. Получаемые знания и навыки вы сможете сразу же закреплять на практике.

2. Мне 35. Боюсь, что буду учиться в окружении подростков, и это будет некомфортно

Согласно статистике, на второе высшее поступают в основном в возрасте около 30 лет, поэтому можно смело утверждать, что учиться вы будете рядом с единомышленниками.

Более того, стоит помнить, что главный объединяющий фактор — это не возраст, а образ мышления и общие потребности, с которыми собралась группа.

Более того, многие слушатели отмечают, что за время учебы обзавелись множеством знакомств — завели как новых друзей, так и полезные деловые связи.

3. Мне нравится определенное направление. Важна ли специальность первого образования при поступлении?

Не важна. Это может иметь некоторое значение при поступлении на магистратуру, но не решающее.

4. Я получал первое образование 5 лет. Неужели потребуется еще 5?

Второе высшее идет по сокращенным программам, которые занимают, в среднем, 2,5 года. И это при учете того факта, что формат обучения в большинстве случаев — заочное или weekend-формат (то есть с посещением по выходным).

5. Это платно?

Да. Если получение первого высшего образования возможно на “бесплатной” основе, т.е.

“на бюджете”, то все последующие образования оплачиваются самим слушателем или работодателем (на добровольной основе, такой обязанности у работодателей нет).

Однако, стоит помнить, что самая выгодная инвестиция — в собственное образование. Будь то второе высшее, магистратура или MBA — статистика показывает, что это окупается в первые же годы после выпуска.

6. У меня есть первый диплом и опыт работы. Что выбрать: второе высшее, магистратуру или MBA?

Все зависит от ваших целей. Если нужно широкое представление по смежной области — то вероятнее подойдет обычный формат “второго высшего образования”.

Если нужно чуть более углубленное изучение выбранной области, при этом с уклоном на практику — то ваш выбор — магистратура. По ее окончанию также выдается диплом.

Если нужно повышение уровня навыков в конкретной области, например, в управлении финансами, маркетинге, управлении персоналом, то можно рассмотреть формат обучения по программам “повышения квалификации”.

В свою очередь MBA — это несколько иная история. Этот курс рассчитан на руководителей с опытом и собственников бизнесов, которые хотят систематизировать свои знания и опыт, заручиться деловыми связями и получить понимание актуальных трендов.

Выбирая любой из вариантов, обращайте внимание на реальные отзывы выпускников и их карьеру, известность ВУЗа, а также уровень их аккредитаций. Например, ИБДА РАНХиГС — первый и единственный в России получил мировую аккредитацию AACSB.

Читайте также:  Общение с ребенком во время карантина - совет юриста

Подводя итоги

Стоит вспомнить одну расхожую поговорку: “чтобы начать — начните!” и “у страха глаза велики”.

Один из трендов современности — постоянное развитие, и он полностью перекликается с все возрастающей скоростью изменений как мира в целом, так и рынка труда, а также бизнеса как такового.

Наличие дополнительных квалификаций становится таким же неотъемлемым параметром, как и развитые soft-skills.

Современные ВУЗы, являющиеся так же бизнес-школами, находятся на острие актуальных трендов, разрабатывают программы, идеально подходящие под запросы общества: weekend, модульные и заочные формы обучения, все возрастающий акцент на живую практику, реально применимую в тех кейсах, с которыми слушателям предстоит сталкиваться постоянно в своей работе.

Сегодняшние программы передовых бизнес-школ – дают реальный инструментарий, который помогает взбираться по непростому пути карьерной лестницы, а также дают новое деловое окружение — единомышленников с особым форматом мышления.

Форматом, приводящим к качественному результату. Недаром слоган ИБДА РАНХиГС — одного из ведущих ВУЗов страны — звучит как “учим умных не быть бедными”.

Не бойтесь учиться новому, и карьерные успехи не заставят себя долго ждать!

Посмотрите видео о программах магистратуры в ИБДА РАНХиГС

Отзыв Олега Иванова о магистратуре «Менеджмент» ИБДА РАНХиГС

Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению

Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.

1. Навыки

В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным.

Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.

Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов.

Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов.

А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю. 

Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений.

Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов,   отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.

Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу.

Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков.

Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.

Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.

2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!

Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать.

Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.

Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению.

Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).

Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами.

Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки.

Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние.

В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.

Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению.

Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше.

Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.

А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно.

Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.

3. Право социального обеспечения, криминология и наследственное право «должны умереть» — стать предметами по выбору / специализации

Научить всему праву невозможно. Это слишком сложно, слишком объемно. А самое главное – не нужно.

Никто не будет одновременно заниматься банковским финансированием и установлением причин роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

А если уж решит через какое-то время переключиться с одной области на другую, то прослушанный десятилетие(я) назад курс точно не поможет.

Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.

А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных).

Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок.

Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа.

Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.

4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»

Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право.

Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы.

Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…

По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным. 

Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно.

За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.

Читайте также:  Судебные приставы арестовали зарплатную карту - что делать - Совет Юриста

Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа.

Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии.

В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage).

Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.

В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому.

Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться.

Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…

Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.

Сколько раз можно поступить в вуз на бюджет?

Вы можете получить хоть 10 высших образований, только вот большинство из них будут платными. Но обучение в вузе на бюджете – не мечта, а реальность! И если что-то непостижимое постоянно тянет вас узнавать новое в стенах университета, полезно знать максимум, который можно получить за счет государства. Поехали!

В этой статье:

У кого есть шанс поступить в вуз? Когда образование считается первым? Можно ли учиться в двух вузах на бюджете? Можно ли одновременно учиться в вузе и на платке, и на бюджете? Как учиться в вузе на бюджете бесконечно?

Сначала давайте разберемся, у кого вообще есть шанс поступить в вуз

  • Чтобы поступить на бакалавриат или специалитет, надо закончить 11 классов школы;
  • В магистратуру берут после бакалавриата или специалитета,
  • В аспирантуру и ординатуру берут после специалитета или магистратуры. 

То есть специалитет рассматривается законом как законченное высшее образование наравне с магистратурой.

Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст 69 П.1-4

А вот чтобы этим шансом воспользоваться и поступить в вуз на бюджет, придется добавить два условия:

  1. Получение ступени образования впервые,
  2. Поступление по конкурсу.

Казалось бы, вот и вся премудрость, но нюансы все равно есть.

Когда образование считается первым?

В законе есть статья, которая прямым текстом говорит, когда образование считается уже НЕ первым высшим:

Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования: 1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра; 2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра; 3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки; 4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст 69 П.8

Так что отучились, получили диплом – в вуз на бюджет на ту же ступень больше не поступите. Даже если учились платно!

Еще раз обращаем внимание: магистратура после специалитета — это второе высшее образование, а значит платное! Но это правило работает не для всех. Если вы закончили универ еще до того, как появилось разделение на бакалавриат и специалитет, можете отучиться в магистратуре бесплатно:

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 108. П.15

Дипломированными специалистами выпускники становились раньше. После введения двухступенчатой системы специалитет выпускает просто специалистов.

Сколько раз можно поступить в вуз на бюджет?

Я прохожу по конкурсу на бюджет сразу в два места. Можно учиться в двух вузах на бюджете?

Закон разрешает вам учиться параллельно в нескольких вузах. Теоретически ничего не мешает и поступать на бюджет сразу в оба, ведь это ваше первое образование по этой ступени. Но все же так лучше не делать:

  • Ваш аттестат должен храниться в вузе, где вы учитесь на бюджете. Копия не подойдет. При необходимости вам обязаны выдать аттестат из архива, но только временно! Вы напишите расписку и очень скоро должны будете вернуть его обратно. Храниться сразу в двух местах он не может.
  • Но можно поступить дважды в один вуз, и тогда аттестат будет там, где надо. Ага, можно, только вряд ли вам позволят. Ежу понятно, что это не очень законно: бесплатное образование у нас одно. Вы же пытаетесь получить сразу два.

Однако, нам попадались истории вроде: «Я поступила в аспирантуру на бюджет. А через год поступила одновременно на вторую программу тоже на бюджет…»

То есть, когда человек поступал на вторую программу, первое образование в аспирантуре он еще не закончил, потому по условиям подходил под бюджет. Но вряд ли такое возможно с более массовыми вариантами вроде бакалавриата или специалитета. Может, там вузу просто аспирантов не хватало, потому они решились на хитрость.

  • Это довольно трудно. Плюс некоторые университеты в уставе закрепляют за студентами обязанность ХОДИТЬ НА ПАРЫ. Так что посещать лекции на свое усмотрение не получится. Вопрос можно решить только вечеркой или дистанционкой. Кстати, вторая бесплатной в принципе не бывает!

Прямого запрета на такую хитрость в законе нет, но искать лазейки — занятие не особенно законное. Так что мы рисковать не советуем.

Я учусь на платном отделении, могу поступить одновременно в вуз на бюджет?

Да! Вы еще не получили диплом соответствующей ступени образования, значит имеете право поступать на бюджет. 

А как же аттестат? А на платку вообще можно поступить по копиям! Так что теоретически с переносом аттестата туда, где вы будете учиться бесплатно, проблем быть не должно.

А вот как только ваше первое обучение закончится и вы получите диплом, учиться в другом вузе на бюджете уже станет незаконно. Вопрос решается переводом на платку во втором вузе.

Как учиться в вузе на бюджете бесконечно?

Запросто! Достаточно просто не получать диплом. Если вам так уж нравится ходить в университет, учитесь, сдавайте итоговую аттестацию, а потом отчисляйтесь, не защищая диплома. Вуаля, образование не получено, можете заново поступать на ту же ступень на бюджет. Только вот зачем?

В помощь абитуриенту: объясняю механизм подачи документов в 6-й и последующие вузы

Осталось совсем немного времени до даты окончания приема документов на бюджетные места (29 июля 2021 года), и много вопросов в мою рубрику «вопросы абитуриентов и ответы на них» приходит от читателей, которые неверно оценили свои шансы и хотят сейчас подать документы в условно называемый 6-й вуз.

Как вы знаете, подавать документы можно в 5 вузов. Не более, чем в пять вузов — и это правило касается всех — и бюджета, и целевиков, и внебюджета.

Однако это НЕ означает, что из выбранных 5 вузов абитуриент не может нигде отказаться от участия в конкурсе — такое право есть у каждого, однако требуется совершить ряд действий — не только отказаться от участия в конкурсе в вузе А, но и обратиться в этот вуз с просьбой отозвать запрос из ФИС, потому что ФИС (это Федеральная Информационная Система, которая содержит данные обо всех ваших баллах ЕГЭ и куда вузы передают сведения о поступающих и зачисленных), так вот, эта самая ФИС принимает по каждому абитуриенту не более 5 запросов — 6-й и последующие блокируются.

Обработанное фото из группы https://vk.com/math_yarguОбработанное фото из группы https://vk.com/math_yargu

А теперь я подробно отвечу на вопросы читателей по заявленной в названии статьи теме.

Вопрос: Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста.

Мы подавали документы на поступление в 5 вузов, но потом из одного отозвали заявку, будет ли это считаться попыткой или можно попробовать подать ещё в один вуз? Заранее спасибо

Ответ: Здравствуйте.

Если вы обратились в вуз не просто с заявлением исключить вас из конкурса, но и попросили отозвать запрос из ФИС, то можете. Если вы ТОЛЬКО от участия в конкурсе отказались и не просили отозвать запрос из ФИС, то нет.

Вопрос: Добрый день! Воспользовались правом подачи заявлений на поступление в 5 ВУЗов страны. Один отказал из-за недостаточного количества баллов по ЕГЭ. Можно ли подать заявление в другой ВУЗ? Или право использовано?

Ответ: Здравствуйте.

Вот поэтому и не следовало подавать документы ДО получения результатов #ЕГЭ (подробности — здесь ) и следовало читать правила приема, в т.ч. и минимальные баллы для подачи документов в выбранный вуз.

А ответ на ваш вопрос дан чуть выше, в вопросе №1.

Вопрос: Добрый день,(пишет мама) спасибо за ваш труд! Это первое. Прочитав кучу информации, так и не могу понять, как словить тот вуз, где шансов на поступление больше. Подали в 5 вузов, когда и как понять, что мы в них проседаем и отозвать документы и переподать в другие вузы (ведь так можно?) Осталась неделя. Это второе.

Извините, если задаю вопрос, который уже много раз обсуждался. Это третье. Вся эта ситуация с поступлением мне напоминает биржу((( Спасибо.

Ответ: Здравствуйте. Спасибо, я очень рада, что канал вам полезен.

Читайте также:  Основания изъятия ребенка из семьи - совет юриста

Далее — о том, как понять, что вы «проседаете» — либо спросить в приемной комиссии (прямым текстом, мол, какие у нас шансы), либо попробовать проанализировать статистику и спрогнозировать проходной балл самостоятельно (подробнее — здесь: В помощь абитуриенту: рассказываю, какие сведения помогут вам самостоятельно спрогнозировать проходной балл), либо анализировать рейтинги (если интересный вам вуз их выставил заранее) и свою позицию в них.

Вопрос: Добрый день! Подскажите, если я подала заявление на отзыв документов из вуза, но оно еще не рассмотрено (т. е.

в списках этого вуза я еще осталась), можно ли уже подавать документы в другой вуз? или нужно ждать одобрения? сейчас документы поданы в 5 вузов.

Ответ: Здравствуйте.

Можете и подавать, но, пока вуз не отозвал запрос из ФИС, данные о ваших баллах «новый» вуз всё равно не сможет получить.

Вопрос: Добрый день. В какой срок необходимо попросить ВУЗ об исключении из конкурса и отозвать запрос из ФИС, чтобы подать заявление в 6-й ВУЗ и участвовать в конкурсе на поступление в него?

Ответ: Здравствуйте.

Здесь могу подсказать только не затягивать до последнего дня, чтобы именно успеть подать документы в 6-й вуз.

Скорость обработки запросов в ФИС известна только ФИС — у кого-то данные подгружаются в течение дня, а кто-то и по 2-3 недели ждет.

Как вариант — свяжитесь с 6-м вузом заранее и спросите/скажите/предупредите, что он для вас 6-й, что запрос из ФИС вы уже просили отозвать и т.д. Как второй вариант — попросите отозвать запросы из ФИС не 1 вуз из «первой пятерки», а 2-3 (если это возможно для вас, конечно).

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если переоценили свои возможности ( 264 балла) подали документы в 5 хороших ВУЗов СПб. Сейчас уже видим,что по баллам выше нас около 100 человек,а бюджетных мест 70. Допустим,что так (или почти так)в 5-ти ВУЗах.

Это однозначно приведёт к тому,что сын никуда не поступил? Можно ли отозвать заявление (не согласие), которое самое первое подается,и подстраховаться, подать заявление в ВУЗ не такой распиаренный? Спасибо

Ответ: Здравствуйте.

Ну, во-первых, вообще не факт, что ваш сын при даже имеющихся вводных никуда не поступит. Как известно, считать надо не заявления, а число согласий на зачисление. Во-вторых, до даты окончания приема документов вы можете отозвать заявление из вузов А-Б-С и подать в вузы X-Y-Z.

Ну и в-третьих, если хотите связать свое будущее с ИТ, могу пригласить вас ко мне на факультет — с вашими 264 вы точно поступите у нас на бюджет.

Уважаемые читатели!

Ваши вопросы о поступлении по-прежнему принимаются ЗДЕСЬ, а статьи с ответами регулярно выходят на моем канале, отмеченные тегами #вопросы абитуриентов и ответы на них , #советы абитуриентам и их родителям и #в помощь абитуриенту . Про особенности приема 2021 года я пишу с тегами #поступление 2021 и #приемная кампания 2021

И еще раз учиться: какие вузы смогут давать второе высшее бесплатно

В следующем году абитуриенты с высшим образованием могут занять до трети бюджетных мест по ряду творческих специальностей, сообщили «Известиям» представители вузов, которые в соответствии с новым законом планируют бесплатно принимать на второе высшее.

Полный список учебных заведений пока неизвестен — он разрабатывается Министерством культуры и до утверждения правительством не раскрывается. Но в него попадут только федеральные вузы — значит, как минимум три консерватории и многие институты культуры останутся за бортом.

Что же касается специальностей, их, по имеющейся информации, будет около десятка. «Известия» выяснили, как идет подготовка к реализации реформы.

Без дискриминации

Вопрос о возвращении бесплатного второго высшего образования по «смыслообразующим» специальностям подняли на встрече с Владимиром Путиным выпускники и студенты ВГИКа во время празднования 100-летия вуза в 2019 году.

Президент обещал подумать. Уже в конце 2020-го Минкультуры подготовило соответствующий законопроект и направило его в правительство.

А 2 июля 2021-го глава государства подписал поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств», — сообщается в новой редакции закона.

Несмотря на то что президент поставил подпись еще до начала вступительных экзаменов в творческих вузах, нынешний прием проходил по старым правилам, поскольку перечень учебных заведений и специальностей кабмином не утвержден. Ректоры не без сожаления комментируют этот факт и рассуждают о возможных подоплеках проблемы.

— Выход постановления правительства задерживает то, что идут обсуждения по поводу уже подписанного президентом закона о втором высшем образовании — может ли он каким-от образом ущемить выпускников школ, — поделился своими предположениями с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Впрочем, уверен он, те абитуриенты, которых не примут, когда закон уже вступит в силу, не смогли бы пройти и сейчас. То есть дело не в усилившейся конкуренции. С ним солидарен и Владимир Малышев, ректор ВГИКа.

— Никакой дискриминации школьников не будет. Студенты, претендующие на получение бесплатного второго высшего образования, будут участвовать в общем конкурсе. Но мы рассчитываем, что со следующего года треть поступивших окажутся взрослыми. Это было бы полезно еще и потому, что на семинарах и прочих занятиях они подтягивают выпускников школ, — отметил он в беседе с «Известиями».

Пока ректоры исходят из того, что порядок поступления для имеющих и не имеющих высшее образование будет одинаковым.

Здесь не должно быть никакого специального конкурса, особых требований, привилегий или ограничений, подчеркнул ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов.

Если творческие работы и знания абитуриентов с высшим образованием окажутся лучше — значит, лучше. Если нет, то нет, подчеркнул он. Того же мнения придерживаются Владимир Малышев и Григорий Заславский.

Ария со списком

Источник в Минкультуры сообщил «Известиям», что ведомство уже передало свою версию перечня вузов и специальностей в Минобрнауки, а оттуда документ попадет в правительство.

В Минобрнауки, однако, в ответ на запрос «Известий» не стали комментировать содержание списка, отметив, что «давать разъяснения по указанному федеральному закону, а также по проекту нормативного правового акта уполномочен именно разработчик», то есть Минкультуры.

Так или иначе, некоторые предположения относительно списка вузов и специальностей можно сделать на основании текста самого закона и приказа за 2021 год о президентских грантах на второе высшее образование (есть в распоряжении «Известий»), благодаря которому некоторые дипломированные абитуриенты и в прошлые годы могли поучиться бесплатно. Отбор получателей этого гранта осуществляла Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, возглавляемая ректором ВГИКа Владимиром Малышевым.

В перечне специальностей там значатся драматургия, режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, художественное руководство оперно-симфоническим оркестром (проще говоря — симфоническое дирижирование). Из ранее звучавших выступлений чиновников ясно, что все эти специальности будут и в новом законе, но к ним добавятся как минимум литературная работа и перевод художественной литературы.

Композиции и дирижированию учат в консерваториях, музыкальных академиях (самая известная из них — Гнесинка, она, очевидно, будет в перечне) и некоторых институтах культуры. Из них федеральный статус имеют прежде всего консерватории, и то не все, а только 10 из 13.

Драматурги и режиссеры выходят из институтов театра и кино — это еще плюс восемь вузов (семь театральных и ВГИК). Куда сложнее с литературными профессиями: им обучают не только в Литинституте им.

Горького, но и в различных университетах, в том числе не специализирующихся на культуре. В разных вузах по-разному могут называться одни и те же специальности, так что итоговый список напрямую зависит от перечня учебных заведений.

Но в целом можно предположить, что речь пойдет о десятке специальностей (не считая вариантов) и нескольких десятках вузов.

Мировоззренческие профессии

В культурной среде закон встретили с единодушным одобрением. Важность прихода в кино, музыку и литературу людей с жизненным опытом отмечают не только в образовательных учреждениях, но и в творческих союзах.

Так, по мнению члена Совета Союза композиторов России, председателя Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза Ярослава Судзиловского, для профессии композитора эта реформа жизненно важна.

— Композиция — это философская, мировоззренческая профессия, требующая умения мыслить концепциями. И нынешняя инфантилизация для нее очень опасна, — рассказал он «Известиям».

— Я сам получил композиторское образование уже взрослым человеком, после того, как стал известным виолончелистом, окончил исполнительскую аспирантуру Московской консерватории.

Тогда еще действовала советская система второго высшего, которую я считаю оптимальной.

Система грантов, которая последние годы была вынужденной заменой отсутствия закона о бесплатном втором высшем, крайне несовершенна, считает Судзиловский. Во-первых, она куда более бюрократически сложная и для поступающего, и для вузов, во-вторых, подавая документы, абитуриент еще не знает, получит ли он грант.

К моменту зачисления поступающий уже точно знает, что у него этот грант есть, отмечает Григорий Заславский. Но на некоторых талантливых ребят грантов действительно не хватает, поэтому им приходится брать кредиты.

На 2021 год выделено всего 120 грантов, выяснили «Известия». После вступления закона в силу количество студентов, которые смогут получить второе высшее бесплатно, возрастет в разы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *