Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры — Совет Юриста

Сейчас идет зачисление детей в первые классы. А в школах с углубленным изучением ряда предметов происходит поступление в старшие классы. От того, попадут ли дети в хорошую школу, зависит многое.

Какие особые права есть у братьев и сестер и всегда ли они гарантированы, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший управляющий партнер юридической компании «PG Partners» Петр Гусятников.

«В декабре 2019 года вступил в силу закон, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.

Соответствующие поправки были внесены в Семейный кодекс и закон «Об образовании», – говорит эксперт. – Государственные и муниципальные школы и детские сады обязаны придерживаться этого принципа. Средней и старшей школы это не касается.

То есть, если, например, в семье один ребенок учится в восьмом классе и родители хотят перевести туда же его брата-пятиклассника, то им могут отказать».

По словам эксперта, отказать могут и в том случае, если ребенок относится к школе не по прописке, и там нет мест, потому что учебные учреждения обязаны в первую очередь принимать детей, которые относятся к ним по территориальной принадлежности.

Согласно закону, братьев и сестер должны зачислять в одно учебное учреждение, но если оно имеет несколько корпусов, то нет гарантии, что дети будут учиться в одном здании. Это абсолютно законно. Проблему можно решить, договорившись c директором школы. Обычно они с пониманием относятся к ситуации и пытаются найти варианты.

Кроме того, чтобы братья и сестры получили преимущественное право на зачисление в одно учебное учреждение, они должны проживать совместно, на одной территории. Если, допустим, мать с отцом развелись, и дети проживают по разным адресам, даже в соседних подъездах одной многоэтажки, преимущественного права они лишаются.

Специализированные учебные заведения, например, физико-математический или лингвистический лицей, которые принимают учеников на основании вступительных экзаменов, могут, по словам юриста, отходить от этого правила. И это совершенно справедливо, ведь один ребенок может иметь склонность к точным наукам или языкам, а другой нет.

Близнецы, с точки зрения закона, не имеют никаких преимуществ перед братьями и сестрами разного возраста.

Если вы имеете право на преимущественное зачисление ребенка в детский сад или начальную школу, в которой уже учится один из детей, и вам отказывают, необходимо написать заявление на имя директора с просьбой предоставить письменный мотивированный отказ. Если у учебного заведения нет оснований, а чаще всего получается именно так, то ситуация разрешиться достаточно быстро.

«Если администрация отказывается идти с вами на контакт, предоставлять письменный отказ и т.п., то можно жаловаться в местный Департамент образования. В принципе туда обратиться можно сразу, минуя директора, но я бы не рекомендовал, потому что 90% проблем решаются обращением в администрацию учебного заведения», – говорит юрист.

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юриста
Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет ЮристаПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет ЮристаПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет ЮристаПраво ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юриста

Дети получат преимущественное право поступления в школу, где учатся их братья и сестры — Ассоциация Юристов России

23 Июля 2019

Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации», которым предлагается закрепить право преимущественного приема детей на обучение в начальные классы школы, в которой уже обучаются их братья и сестры.

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников отметил, что сложности с зачислением детей в ту же школу, в которой обучаются их братья и сестры, существуют давно и во многих субъектах Российской Федерации. В некоторых из них ситуацию смогли изменить на уровне регионального законодательства – соответствующие нормативные правовые акты приняты в Тверской области, Санкт-Петербурге. Однако на федеральном уровне проблема не решена, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Павел Крашенинников подчеркнул, что право на образование является одним из важнейших прав ребенка и обязанностей родителей, предусмотренных Семейным кодексом РФ и обеспечиваемых Конституцией РФ.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, при этом имеют право выбора образовательной организации и формы обучения.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации осуществляется с учетом проживания на той территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация.

«Однако из-за ограниченного количества мест в школах, устроить ребенка в желаемую школу часто бывает проблематично. Семьи, имеющие двух и более детей, нередко сталкиваются с проблемой их устройства на обучение в одну школу, в том числе в случае изменения места жительства», – сообщил Павел Крашенинников.

Учитывая, что право ребенка на обучение в школе вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс.

Так, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.

«Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье», – сказал Павел Крашенинников.

«Предлагаемые меры позволят существенно сэкономить время и сократить  финансовые затраты родителей на сопровождение детей в школу, а самому ребенку будет более комфортно находиться в одном учреждении со своим братом или сестрой», – отметил Павел Крашенинников.

Он также подчеркнул, что законопроект направлен на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будет способствовать развитию института многодетности и обеспечивать реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

Павел Крашенинников сообщил, что ко второму чтению законопроекта необходимо учесть некоторые особенности законодательства об образовании — в частности особенности поступления детей в школы с повышенным уровнем требований на конкурсной основе.

«Очевидно, что в некоторых гимназиях и лицеях могут обучаться дети, имеющие определенный уровень, что не всегда дано их братьям и сестрам. В этом случае, преимущество приема на обучение у братьев и сестер должно возникать лишь после прохождении конкурса, т.е.

при прочих равных условиях», – сказал Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юриста Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юриста

22.01.2020. Как школы будут принимать в первый класс младших братьев и сестёр

Осенью в федеральное законодательство были внесены изменения, гарантирующие возможность братьям и сёстрам обучаться в одной школе. Перед началом приёма документов в школы ярославский департамент образования пояснил, как этот закон будет реализовываться на практике.

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юриста

Согласно существующему законодательству, поступление первоклассников в школу теперь будет осуществляться по такому принципу:

  1. Первыми зачисляются дети льготных категорий.
  2. Вторыми – братья и сёстрых тех, кто уже обучается в данной школе.
  3. Третьими – те, кто проживает на закреплённой за школой территории.
  4. Последними – остальные желающие (при наличии свободных мест).

В случае, когда кому-то из первых трёх категорий не хватило места в школе, вопрос можно решить через департамент образования.

Как подтвердить первоочередное право на поступление в школу младшего брата/сестры

Предоставьте в школу документы:

  • подтверждающие родство детей (паспорт родителя и свидетельства о рождении);
  • подтверждающие совместное проживание детей (справка о составе семьи из УК или ТСН);
  • справку из школы об обучении в ней старшего ребёнка.

Приём первоклассников в Ярославле должен начаться не позднее 1 февраля. Каждая школа определяет этот день самостоятельно, о чём сообщает на официальном сайте.

Разъяснения предоставила юрист по семейным вопросам Марина Воронцова, г. Ярославль.

UPD от 29.01.2020 г. (разъяснения от аппарата Уполномоченного по правам человека в ЯО)

Получены уточнения от Министерства просвещения, согласно которым, не проживающий на закреплённой территории ребёнок, чей старший брат или сестра учится в этой школе, может быть зачислен в школу только после того, как примут всех детей по прописке.

То есть преимущественное право работает только в процессе донабора на свободные места, если таковые остаются: среди не прописанных на закреплённой территории детей первоочередное право приёма у младших братьев и сестёр тех, кто уже учится в ней.

Но для этого необходимо вовремя подать документы — в первые дни начала донабора, который может стартовать в любое время, в каждой школе индивидуально.

Текст ответа Министерства

Закон о зачислении братьев и сестер в одну школу вызвал новые проблемы в Екатеринбурге

Право ребенка обучаться в школе, где учатся братья и сестры - Совет Юристаhttps://www.znak.com/2019-12-06/zakon_o_zachislenii_bratev_i_sester_v_odnu_shkolu_vyzval_novye_problemy_v_ekaterinburge

2019.12.06

Принятый недавно закон, дающий преимущественное право на зачисление в одну школу братьев и сестер, вызвал новые споры и проблемы в Екатеринбурге, депутаты которого и стали инициаторами этой федеральной нормы.

Оказалось, что данное право плохо согласуется с существующей сейчас в городе системой зачисления детей в первый класс.

Дело в том, что в уральской столице действует так называемый территориальный принцип, когда в школу в первую очередь принимают только детей, зарегистрированных в домах, прикрепленных к каждому учебному заведению. При этом в федеральном законе нет никакой связки между школой и адресом регистрации братьев и сестер.

Льготникам можно записывать детей в первый класс с 15 декабряЯромир Романов / Znak.

com

Утвержденные поправки в Семейный кодекс РФ и в закон «Об образовании в РФ» о зачислении младших детей в ту же школу, где учатся их старшие братья и сестры, вызвал серьезные вопросы у родителей в Екатеринбурге.

На городских форумах, где обсуждается новая льгота, родители спрашивают: будет ли младший ребенок зачислен в ту же школу, что и старший, если она находится не по прописке семьи? В Екатеринбурге за каждым микрорайоном закреплены определенные школы, куда дети могут быть зачислены в первую очередь. Поэтому для поступления в первый класс в школу должна быть предоставлена справка о регистрации ребенка. Поэтому некоторые родители до сих пор ищут способы — как легальные, так и нелегальные, — чтобы зарегистрировать ребенка по адресу, прикрепленному к нужной им школе. 

Набор по территориальному принципу ведется до конца июля. И только после этого срока можно претендовать на поступление в школу не по месту регистрации. Как правило, в популярных школах, а также в районах новостроек, где есть дефицит социальных учреждений, к 1 июля свободных мест не остается.

Обязательная привязка школы к месту регистрации в Екатеринбурге существовала не всегда. Ее ввели только в 2012 году. Поэтому многие старшие дети в семьях обучаются не в тех школах, которые определены им сейчас по месту регистрации.

Кроме того, семьи могут переезжать, а ребенок продолжает ходить в старую школу, даже если она находится далеко от дома.

Читайте также:  Может ли учитель работать воспитателем? - Совет Юриста

Наконец, по окончании начальной школы можно попробовать перевестись в более сильное учебное заведение без привязки к месту регистрации. 

Таким образом, может быть достаточно много причин, по которым старший ребенок в семье учится в одной школе, а младший, по правилам, установленным мэрией Екатеринбурга, имеет право на зачисление в другую школу.

«Будет ли школа в этой ситуации требовать прописку первоклассника в определенных домах, если старший брат или сестра учатся в этой школе?» — задаются вопросом участники форумов. «У нас такая ситуация: старший учится в школе по прописке. Младшего планируем туда же.

Обрадовалась новому закону, но опа… По новому списку закрепленных улиц наш дом более не относится к этой школе… И чего делать???? Влияет все же прописка на зачисление младших братьев или как? Где узнать правду?» — пишет одна из анонимных участниц форума U-mama.

«По закону предполагалось, что люди могут переехать, сменить место жительство, но если старшие дети учатся в школе по прежнему месту жительства, то и младший бы мог пойти туда же, чтоб освободить родителей от головной боли по развозу детей по разным школам. Но у нас истолковали его иначе. Не противоречит ли федеральному закону местный регламент, который на первое место все равно ставит приписку к школе?» — отмечает другая мама.

«Когда-то школы могли принимать и не прописанных детей — через экзамен.

Моя одиннадцатиклассница именно так поступила в 5-ю гимназию в 1-й класс — по конкурсу», — пишет одна из родительниц, обсуждая зачисление младших детей без прописки. «То, что было когда-то, 11 лет назад, значения сейчас не имеет.

К младшему применяется тот порядок, который действует во время его зачисления. В данный момент это адресное прикрепление», — замечает другая участница.

Отметим, что федеральный закон лишь обязывает детей проживать вместе, но о том, что они оба могут ходить только в прикрепленную к дому школу, в законе ничего нет.

В школах, куда родители, по их словам, звонили с вопросами, реакция неоднозначная. Но чаще сообщается о том, что «хоть они и братья/сестры, но должны быть приписаны к данной школе все равно».

«До 30 июня зачисляют только тех, кто идет по прописке», — пишет одна из участниц форума U-mama.

«Нам сказали, если старший ребенок учится в нашей школе, то младший, не приписанный к школе по участку, пойдет на общих основаниях с 1 июля… Или в другую школу, если мест не будет… В Москве свои правила, в Екатеринбурге — свои», — замечает другая мама.

В департаменте образования администрации Екатеринбурга Znak.com обещали прояснить ситуацию позже.

Один из чиновников мэрии на условиях анонимности рассказал, что точного ответа на вопрос, как зачислять детей, сейчас ни у кого нет. По его словам, городские власти проводят консультации с различными структурами, чтобы выработать единое мнение на данный счет, найти выход, который не будет противоречить ни федеральному законодательству, ни местному правилу.

Один из сторонников расширения категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления детей в первый класс, депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин признался Znak.com, что о таких нюансах, как в Екатеринбурге, законотворцы не думали.

«Перед нами стояла более широкая задача — увеличить категории детей, имеющих право на льготное зачисление в школу, и распространить это на всю стану. Главное, что мы сдвинули эту махину с места. Это первый шаг. Может быть, он не идеален, но дальше закон будет совершенствоваться.

Вряд ли я смогу выступить экспертом [в вопросе зачисления детей в школу в Екатеринбурге], но, по моим ощущениям, принимать младших детей в ту же школу, в которую ходят старшие, надо без привязки к регистрации», — сказал Сергин.

Он добавил, что при подготовке поправок депутаты понимали: «Что бы мы ни сделали, если для кого-то предлагают приоритеты, то чьи-то интересы, наоборот, будут ущемлены».

Между тем с 15 декабря уже начнется запись первоклассников-льготников, которые сядут за парты в сентябре 2020 года. То есть с этого дня подать документы о зачислении могут родители, старшие дети которых уже учатся.

Участники форума советуют таким льготникам в случае отказа обращаться в прокуратуру. «Если будут жалобы, последуют проверки, разъяснения, то все могут „переиграть“.

Так как если брату без регистрации откажут в записи в школу, где учится его [старший] брат, то нет такого федерального закона, на который можно сослаться, что он не имел преимущественного права на зачисление! Ну, нет его, по факту-то выходит.

Вы можете на что-то сослаться, кроме местного регламента? А местный административный регламент не должен противоречить федеральному законодательству», — уверен один из участников форума.

«Думаю к директору сходить в школу. Если и директор не поможет, 16 декабря с документами в школу пойду — пусть письменно отказывают, обосновывают. Также написала на сайте администрации района жалобу. Там есть ссылка на электронную приемную президента — если не решится ничего, туда писать буду», — рассказала пользователь под ником «Аноним 633».

Надо отметить, что в прошлом году после многочисленных жалоб родителей в прокуратуру департамент образования Екатеринбурга отменил первоначальные итоги формирования очереди на зачисление детей в первый класс.

Проблемы произошли из-за технического сбоя, после которого заявители, первые подавшие заявление на портале госуслуг, оказались в конце очереди и не попадали в нужную им школу.

После поднятой шумихи было решено принять в школы всех желающих. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Права детей до 18 лет, связанные с образованием: памятка для детей, родителей и учителей

У наших детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность, смену имени и свободный труд. Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят штрафы. В этой памятке расшифровали основные права детей, связанные с безопасностью и образованием.

Право ребенка: учиться за счет государства

Нормативно-правовая база: Конституция РФ ст. 43, ФЗ № 273-ФЗ ст. 5 ч. 3

Бесплатное образование можно получить в государственных и муниципальных организациях (не в частных). Дошкольное, основное и среднее профессиональное образование за счет бюджетных денег могут получить все. Другими словами, учеба в детских садах, школах и колледжах — бесплатная. Но только учеба. Содержание ребенка в саду и питание в школе — это все оплачивают родители.

Что входит в “учебу”? Учебники, пособия, карты, рабочие тетради и игрушки — это все должно быть бесплатно и доступно для каждого ребенка. На нужды класса или детского сада, на подарки, жалюзи, шторы, инвентарь, охрану, благоустройство —  родители сдают добровольно. Требовать этого никто не имеет права. 

Первое высшее образование пока тоже можно получить бесплатно, но только по итогам конкурсного отбора. Если не пройти по конкурсу, бюджетное место не дадут.

Второе высшее — за свой счет.

Право ребенка: учиться по месту жительства

Нормативно-правовая база: ФЗ № 273-ФЗ ст. 67 ч. 3, ч. 6, приложение к приказу Минобрнауки № 32 п. 4

Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой. Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок.  Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.

Может ли ребенок поступить в первый класс по месту фактического проживания, если оно не совпадает с регистрацией?

В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться. Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса.

Право ребенка: учиться дома

Нормативно-правовая база: ФЗ № 273-ФЗ ст. 63

Наш закон разрешает родителям и ребенку самим выбрать, как получать основное образование. Можно ходить в школу, а можно учиться дома — то есть получать образование в семейной форме. Учиться дома могут не только дети, которые болеют и не могут посещать занятия, но и те, кто просто считает школу не самым лучшим вариантом получить знания.

Что такое семейное образование и как на него перейти?

Право ребенка: выбирать школу, форму обучения и язык

Нормативно-правовая база: статья 44 закона об образовании.

Ребенку не имеют права навязать какую-то конкретную школу. Он и его родители могут сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. Но с учетом рекомендаций медико-педагогической комиссии, если оно требуется по медицинским показаниям.

По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Учтите, что ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников.

Право ребенка: отказаться от факультативов и олимпиад

Нормативно-правовая база: статья 34 закона об образовании.

В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей и с которой родители имеют право познакомиться.

Для родителей это бесплатно, платит за всё, что необходимо для усвоения этой программы — государство. При этом по закону любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация.

Список и стоимость услуг обязаны быть в открытом доступе: официально публиковаться на сайте школы.

Иногда детям и родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия, услуги, факультативы и олимпиады — только добровольно и с вашего согласия.

Читайте также:  Может ли ИП получать переводы на счет в Европе? - Совет Юриста

Право ребенка: требовать уведомления родителей при задержании

Нормативно-правовая база: ФЗ № 120-ФЗ ст. 8 п. 2, ФЗ № 7-ФЗ ст. 14 п. 8, КоАП РФ ст. 27.3 ч. 4, УПК РФ ст. 423 ч. 3

Полиция может задерживать детей и доставлять их в полицию. В МВД с ними работают подразделения по делам несовершеннолетних — ПДН. Когда сотрудник полиции может это сделать?

  • Если ребенок что-то нарушил — кража в магазине или даже подозрение на неё, распитие спиртных напитков, курение, вандализм и так далее
  • Нахождение в общественном месте без взрослых после наступления комендантского часа (в каждом регионе он свой)
  • Если считают ребенка беспризорником
  • Нарушение правил ЧП

В такой ситуации первым делом ребенок должен потребовать уведомить своих родителей о том, где он находится и что с ним случилось. Родители разберутся, законны ли действия полиции и что делать дальше.

Ребенок имеет право, чтобы через три часа его отпустили. Однако для этого родители должны его забрать. Если найти родителей невозможно или они далеко живут, ребенка могут поместить в социально-реабилитационный центр или центр временного содержания.

Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?

10 февраля 2021 в 13:21

     На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

  •      Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.
  •      Права школьника:
  •      Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:
  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

     Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

  1.      К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.
  2. Обязанности школьника:
  3.      У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:
  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.
  •      Что запрещено ученикам в школе?
  •      Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.
  •      Школьнику запрещается:
  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

     Права учителя:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

     Как осуществляется защита прав детей в школе?

     Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

     При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

Как работает преимущественное право поступления в первый класс для братьев и сестер

Версия для печати

Представим себе ситуацию. Старший брат учится в хорошей школе, которая не относится к месту жительства по прописке. Младший брат, будущий первоклассник, с 2020 года имеет преимущественное право на поступление в школу по новой норме закона. Но перед кем это преимущество? Перед всеми, кто идет в школу или только перед теми, кто будет поступать на свободные места? А если все места в школе будут заполнены на момент подачи заявления — можно ли будет воспользоваться своим правом преимущественного поступления?

Этот вопрос мы задали в Министерство просвещения РФ. Официальная позиция по этому поводу — преимущественное право сохраняется только в рамках своей очереди.

Заявление от ребенка, который не имеет прописки на закрепленной территории, будет рассматриваться только после завершения приема заявлений от проживающих на закрепленной территории. Если после завершения приема по прописке в школе еще останутся свободные места — только после этого ребенок сможет воспользоваться своим преимущественным правом.

Порядок приема в образовательные организации вводит принцип двух этапов подачи заявлений в первые классы:

  •  первыми принимают заявления от всех, кто проживает на закрепленной территории, поэтому ребенок с нужной пропиской, если в этой школе у него учится старший брат или сестра, гарантированно поступит в школу в числе первых.
  •  после завершения приема по прописке принимают на оставшиеся свободные места всех остальных, не имеющих прописки на закрепленной территории

Чтобы воспользоваться правом преимущественного приема в первый класс нужно вовремя подать заявление. Если заявление подано заранее в электроном виде, преимущественное право будет работать, как это и задумано, система должна сформировать очередь, отдав приоритет братьям и сестрам автоматически.

Но если заявления принимаются в школе в порядке очереди, остается риск остаться без места, если день подачи заявления будет пропущен. Закон позволяет начать прием на свободные места раньше 1 июля, в любой момент, когда школа решит, что все дети по прописке уже заявились.

Предсказать этот день и даже месяц родитель не имеет возможности. Явившись с заявлением в школу 1 июля он может выяснить, что прием на свободные места был начат в апреле и за это время все свободные места уже заняты. Взять и отчислить кого-то, кто был официально принят приказом директора, школа не имеет права.

По причине отсутствия свободных мест опоздавшему родителю может быть отказано.

Ожидаемо в этой части могут возникнуть конфликты. Для того чтобы люди смогли реализовать свое право преимущественного приема в первые классы, системе нужно больше прозрачности. Особенно в тех регионах, где электронная запись еще не работает.

Брат за братом: в России вступили в силу новые правила зачисления в школы и детсады

Братья и сестры детей, которые уже ходят в школу или детский сад, получат преимущество при поступлении в то же образовательное учреждение даже в случае, если они прописаны в разных квартирах или не являются единокровными родственниками. Такие поправки в Семейный кодекс вступили в силу в середине июля.

Читайте также:  Восстановление свидетельства о рождении - совет юриста

Право преимущественного зачисления действовало и ранее, однако до последнего времени образовательные учреждения могли отказать родителям в случае, если дети не являлись единокровными братьями или сестрами или были прописаны в разных местах.

«Известия» выяснили, что теперь изменится для родителей и какие вопросы в этой сфере остаются нерешенными.

«Не перестают быть братьями и сестрами»

Новые поправки в Семейный кодекс, уточняющие порядок преимущественного приема в школы и детские сады детей из одной семьи, вступили в силу в середине июля.

«Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра», — говорится в ст. 54 действующего Семейного кодекса в новой редакции.

Кроме того, теперь снято ограничение, по которому дети для этого должны были быть прописаны на одной жилплощади.

Это не первая инициатива, направленная на то, чтобы облегчить родителям процедуру зачисления детей в образовательные учреждения. Закон, предусматривающий право преимущественного приема, был принят еще в конце 2019 года. Он вступил в силу в 2020-м.

— Этот закон был очень позитивно воспринят людьми, мера очень востребована и понятна всем. Однако, как показала практика, бывают случаи, когда дети зарегистрированы по разным адресам, то есть формально считаются не имеющими общее место жительства, хотя проживают вместе в одной семье, — рассказала «Известиям» член комитета Государственной думы по образованию и науке, депутат Алена Аршинова.

В некоторых случаях семьи имеют не только квартиру или комнату, но и дом и многие прописывают в разных помещениях детей, которые на практике проживают вместе. Однако в этом случае семьи сталкивались с отказом в праве на преимущество при приеме детей в одну школу.

К похожим проблемам приводило и требование об обязательном проживании детей в одной семье, обращает внимание собеседница издания: «Жизненные ситуации у семей бывают разные, они часто меняются. Сейчас один ребенок живет с бабушкой, а затем вновь с родителями. И если они братья и сестры, даже если не живут вместе, они не перестают быть братьями и сестрами».

На практике это приводило к тому, что от родителей часто требовали сбора дополнительных справок. Снятие этих противоречий может повысить качество жизни всей семьи и позволит решить не только финансовые, но и психологические проблемы внутри семьи, уверена она.

«Множество логистических проблем»

  • Невозможность отдать детей в одно образовательное учреждение, в частности дошкольное, не только существенно осложняет жизнь родителям, но и лишает их возможности исполнять предусмотренные законом обязанности, обращает внимание юрист движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Елена Шульгина.
  • — Если один ребенок ходит в одно дошкольное образовательное учреждение и в это учреждение не могут попасть последующие дети — рожденные от разных родителей, усыновленные или, например, опекаемые, — это будет накладно, поскольку родители вместо своих обязанностей обеспечить детям в семье комфорт, который зависит в том числе от заработной платы, будут заниматься этими разъездами, а не работать, — говорит собеседница издания.
  • Она также напомнила, что во многих регионах расстояние между «соседними» дошкольными образовательными учреждениями может достигать нескольких десятков километров.
  • Такие ситуации, когда люди сталкивались со сложностями при зачислении двух и более детей в одно учреждение, по ее словам, до последнего времени встречались достаточно часто.

— У нас был случай, когда в семье были дети-близнецы и у одной девочки была инвалидность. Вот эту девочку взяли в детский сад, потому что у нее льгота, а другой отказали, потому что льготы не было, — приводит пример юрист.

Сложности при зачислении двоих и более детей в одну школу — одна из наиболее распространенных и остро стоящих для родителей проблем, согласен председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.

— Допустим у меня рядом есть хорошая, удобно расположенная школа и старшего ребенка туда взяли. Через несколько лет подрос следующий ребенок, и по многим параметрам удобнее, чтобы он пошел в ту же школу. А мне говорят, что мест нет, ищите другую, — объясняет собеседник издания.

Для родителей это создает множество трудностей, прежде всего логистических. В то же время от учебного заведения согласие не потребует существенных дополнительных затрат или усилий, недоумевает он. Кроме того, обращает внимание собеседник издания, совместные походы в школу могут быть удобнее и детям, поскольку старший сможет последить за младшим ребенком или поддержать его.

В теории такое правило существовало давно, однако чаще всего школы и детские сады «под разными предлогами» его не исполняли, отмечает председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова.

Особенно важно это в случае, когда речь идет о многодетных семьях, обращает внимание она: «Дети вообще должны учиться вместе, это правильно. Но представьте себе семьи, в которых воспитывается три, четыре ребенка. Как их можно отдать в разные школы или детсады?»

Поправки, по ее мнению, могут дать возможность «окончательно расставить все точки над i в этом вопросе.

Без «прямой нормы»

В целом зависимость от прописки при зачислении ребенка в школу создает «эффект крепостного права», подчеркивает Руслан Ткаченко: «Главная проблема сегодня — в невозможности выбрать образовательное учреждение. Если человек пробивной или хорошо знает законы, он сможет поступить куда угодно, но для остальных это серьезное ограничение».

В случае с детскими садами ключевая сложность заключается в том, что их по-прежнему не хватает, отмечает Елена Шульгина. Связано это, по ее словам, с градостроительным проектированием, в котором часть нормативов перевели из обязательных в рекомендуемые.

  1. — В результате точечная застройка не учитывает требования, которые действовали до этого, когда предусматривалось обязательное наличие объектов социальной инфраструктуры, — отмечает собеседница издания.
  2. Обучение детей в одном образовательном учреждении позволяет реализовать заложенный в Семейном кодексе принцип семейственности, говорит она.
  3. Принятие первых поправок о преимущественном праве не позволило коренным образом улучшить ситуацию из-за особенностей российского законодательства, поскольку, по ее словам, в большинстве случаев спорные случаи решаются не в пользу родителей в отсутствие «прямой нормы».

— Сейчас этот вопрос законодательно урегулирован, есть определенный регламент по действиям, следовательно, отступить от него будет сложнее. И если со временем будет введена ответственность за нарушение этих правил, то есть вероятность, что система выстроится в нужное русло, — заключает Шульгина.

Эксперт: учеба братьев и сестер в одной школе решит психологические и финансовые проблемы

СТАВРОПОЛЬ, 18 ноября. /ТАСС/. Реализация закона о преимуществе при зачислении детей в одно учебное заведение с их братьями и сестрами сэкономит родителям время на доставку детей до школы, избавит от многих финансовых затрат, а также поможет с решением возникающих у детей психологических проблем, считает уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко.

Госдума 14 ноября приняла закон о преимуществе при зачислении детей в детсад или начальную школу, где уже учатся их родные братья или сестры.

«Для родителей это удобнее тем, что не тратится время на отвоз детей в несколько школ. Кроме того, старший брат или сестра могут с младшим пойти вместе в одну школу, освобождается родитель.

Если школа далеко — это постоянные недосыпы, транспортные переезды. Теперь будет удобно то, что одна школа, одни требования, одни учителя, общие темы для обсуждения в семье, одна школьная форма.

А это означает, что финансовые и психологические проблемы будут решены», — сказала ТАСС Адаменко.

Она подчеркнула, что иногда дети не хотят ходить в школу, когда она далеко или, когда, предположим, брат, учится далеко.

По словам Адаменко, муниципалитеты порой отказывают в зачислении детей в ту или иную школу из-за отсутствия, например, обязательной прописки.

«Мы сегодня детей загоняем в такие рамки, когда они перестают хорошо учиться, перестают любить ходит в школу, не хотят идти далеко в школу», — сказала детский омбудсмен.

Она рассказала, что к ней на Ставрополье обращались семьи с подобными вопросами, и ей приходилось вмешиваться в их решение и восстанавливать права детей.

«К сожалению, факт нарушения прав детей, когда не принимают в школу братьев и сестер, живущих на одной территории, возле одной школы, имеет место. И ко мне, как к уполномоченному, за последние годы [поступало] немало таких обращений.

Порой родители вынуждены возить детей в школы, расположенные на другом конце города, это в корне неправильно, и это не работает в интересах детей», — сказала Адаменко.

По ее словам, Ассоциация уполномоченных по правам ребенка РФ неоднократно поднимала вопрос о том, чтобы закрепить в Семейном кодексе право преимущественного приема детей хотя бы в начальные классы и детские сады, где уже учатся братья и сестры. «Мы, правозащитники, приветствуем этот законопроект, потому что отсутствие единого федерального требования для регионов нарушало права детей и родителей. Это очень правильное и своевременное решение», — добавила она.

О законе

Как говорится в тексте закона, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. Поправки внесены в Семейный кодекс РФ и закон об образовании.

В рамках первого чтения речь шла только о праве на зачисление детей в начальные классы той же школы, где учатся их братья или сестры. Как пояснил ранее журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин, ко второму чтению было решено распространить действие поправок и на детские сады.

Спикер отметил, что иногда дети проживают вместе, но прописаны в разных местах, или семья переезжает, но школу или сад менять не собирается: в итоге образовательное учреждение, приняв на обучение одного ребенка по территориальному принципу, отказывает его брату или сестре, а родители вынуждены водить детей по разным школам и садам.

Володин добавил, что принятие закона сделает положение о праве детей учиться вместе со своими братьями и сестрами общим для всех регионов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *