Раскрытие годовой финансовой отчетности — Совет Юриста

Заболонкова О., редактор журнала

Раскрытие годовой финансовой отчетности - Совет Юриста

После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие ее показателей.

В частности, с 2018 года обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления таких сведений установлены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н (далее – СГС «Представление отчетности»).

Общие положения

Прежде всего напомним основные положения СГС «Представление отчетности». Кроме требований к публичному раскрытию показателей отчетности, данный документ регламентирует:

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – отчетность);
  • методические основы составления отчетности общего назначения.

СГС «Концептуальные основы» предусматривает следующую классификацию отчетности:

Отчетность
По степени обобщенности и порядку формирования По степени раскрытия информации
Индивидуальная Консолидированная Общего назначения Специального назначения

В частности, согласно п. 9 СГС «Концептуальные основы» отчетность общего назначения формируется учреждением в целях представления пользователям отчетности, которые не обладают правом требовать ее представления, информации о деятельности учреждения.

Например, такими пользователями являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, сотрудники учреждений, иные граждане и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей отчетности общего назначения.

Например, учреждение образования составляет индивидуальную отчетность специального назначения для своего учредителя, а отчетность общего назначения размещает на официальном сайте в Интернете.

В СГС «Представление отчетности» применяются следующие термины (п. 5).

Отчетная дата – дата, на которую составляется отчетность за отчетный период. В частности, в целях составления годовой отчетности:

  • отчетной датой является 1 января года, следующего за отчетным (п. 14 СГС «Представление отчетности»);
  • отчетным периодом – отчетный год с 1 января по 31 декабря (п. 13 СГС «Представление отчетности»).
  • Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах.
  • Раскрытие информации – отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, в пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.
  • Публичное раскрытие показателей отчетности

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется учреждением после ее представления пользователям (п. 15 СГС «Представление отчетности»).

При публичном раскрытии показателей отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности учреждения таким образом, чтобы пользователи смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности учреждения (п. 22 СГС «Представление отчетности»).

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности учреждения.

В частности, допущение непрерывности деятельности предполагает, что одновременно соблюдаются следующие условия:

  • учреждение в обозримом будущем собирается продолжать свою деятельность, выполнять полномочия (функции) и обязательства. Обозримое будущее – период не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность;
  • учредитель не имеет намерения и (или) необходимости в обозримом будущем принять решение о ликвидации (упразднении) учреждения или об изменении его основной деятельности.
  1. Не является нарушением допущения непрерывности деятельности, если меняются подведомственность, учредитель, тип государственного (муниципального) учреждения.
  2. Представление и классификация публично раскрываемых показателей отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев (п. 17 СГС «Представление отчетности»):
  3. а) значительно изменился характер деятельности учреждения;
  4. б) результаты анализа раскрываемых показателей его отчетности указывают, что другое представление или другая классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики учреждения;
  5. в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.
  6. Реклассификация показателей отчетности – внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей субъектом отчетности и пересмотр классификации сравнительной информации, раскрываемой в отчетности за предыдущие отчетные периоды.
  7. При реклассификации показателей отчетности в пояснениях раскрываются:
  • характер реклассификации показателей отчетности;
  • стоимостные показатели, подлежащие реклассификации;
  • причина реклассификации показателей отчетности.

3

Публично раскрываемые показатели отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении пояснений показатели отчетности даются в иных единицах измерения (п. 23 СГС «Представление отчетности»).

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период учреждением не осуществляется, то в пояснениях указываются:

  • причина, по которой она не производится;
  • характер корректировок показателей отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации.

Порядок корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики учреждения или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 19 СГС «Представление отчетности»).

В пункте 20 названного стандарта приведены следующие особенности отражения и раскрытия показателей отчетности:

1. Все существенные показатели отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, представляются отдельно.

2. Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому), раскрываются отдельно, за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности.

3. Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности учреждения, раскрываются обособленно в пояснениях.

3

По всем публично раскрываемым показателям отчетности учреждением приводится сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 21 СГС Представление отчетности).

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями отчетности таких показателей.

Согласно п. 23 СГС «Представление отчетности» публичному раскрытию подлежат показатели:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о движении денежных средств (вступает в силу с 01.01.2019 СГС «Отчет о движении денежных средств»);
  • пояснительной записки;
  • отчетов, обеспечивающих сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета.

Бухгалтерский баланс. В пунктах 25 – 31 СГС «Представление отчетности» приведена следующая структура бухгалтерского баланса, подлежащего публичному раскрытию:

Бухгалтерский баланс учреждения
Активы Обязательства
Долгосрочные (внеоборотные) Краткосрочные (оборотные) Долгосрочные (внеоборотные) Краткосрочные (оборотные)

В таблице даны разъяснения по указанной классификации (п. 27, 28 СГС «Представление отчетности).

Краткосрочные (оборотные) показатели Долгосрочные (внеоборотные) показатели
Активы учреждения
  • Актив учреждения классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
  • а) предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;
  • б) представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочный актив;
  • в) представляет собой денежные средства или их эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования), при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего трех месяцев после отчетной даты
Все прочие активы учреждения, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные
Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов учреждения, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Обязательства учреждения
  1. Обязательство классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
  2. а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);
  3. б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочное обязательство;
  4. в) у учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты
Все прочие обязательства учреждения классифицируются как долгосрочные

1

Показатели активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам (п. 32 СГС «Представление отчетности»).

Отчет о финансовых результатах. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей данного отчета допускается только в случаях, предусмотренных СГС «Представление отчетности», иными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 35 СГС «Представление отчетности»).

В составе пояснений раскрывается детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода (п. 36 СГС «Представление отчетности»).

  • Пояснительная записка. В пункте 37 указанного стандарта приведена обязательная информация, которую должна содержать пояснительная записка к отчетности:
  • 1) информация о месте нахождения и организационно-правовой форме учреждения;
  • 2) сведения об изменениях наименования учреждения за отчетный период, если такие изменения производились;
  • 3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
  • 4) наименование учредителя учреждения и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;
  • 5) информация о сроках деятельности учреждения (если оно создано на определенный срок);
  • 6) сведения об основных направлениях деятельности учреждения, иная информация о его деятельности, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения;
  • 7) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухучета и составление отчетности;
  • 8) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:
  • способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые учреждением при формировании отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухучета и составление отчетности, допускают выбор учреждением одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
  • используемые учреждением положения учетной политики при первом применении СГС «Представление отчетности» и характер таких положений;
  • информация о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);
  • прочие положения учетной политики учреждения, необходимые для понимания пользователями отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;
  1. 9) информация, раскрытие форм отчетности которой в пояснительной записке к отчетности требуется в соответствии с СГС «Представление отчетности», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухучета и составление отчетности;

Корпоративные отношения и раскрытие информации

Обновлено: 04.03.2020

Решения Банка России (ФСФР России) об освобождении акционерных обществ от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.

1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг»), которые были приняты до даты вступления в силу Указания Банка России от 16.12.

2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Указание Банка России № 3899-У), т.е. до 14.03.

2016, сохраняют силу, в том числе в случае внесения в устав акционерного общества указания на его публичный статус в целях приведения наименования акционерного общества и его устава в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, до момента регистрации проспекта ценных бумаг акционерным обществом, осуществленной после принятия такого решения.

 Из положений п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об акционерных обществах») следует, что публичное акционерное общество, наряду с информацией, прямо указанной в п. 1 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах», также обязано раскрывать иные сведения, определяемые Банком России.

Читайте также:  Как лучше писателю платить налоги с авторских отчислений - Совет Юриста

 Согласно п. 2 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах» обязательное раскрытие информации публичным акционерным обществом осуществляется в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

 Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации публичным акционерным обществом устанавливает Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение Банка России № 454-П).

 Пунктом 69.3 Положения Банка России № 454-П установлено, что публичное акционерное общество, помимо информации, предусмотренной п. 69.2 Положения Банка России № 454-П, обязано также раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями разделов IV и V Положения Банка России № 454-П.

 Таким образом, раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах обязаны все акционерные общества, наименования которых содержат указание на публичный статус. Такая обязанность возникла у публичного акционерного общества, которое до 14.03.

2016 не было обязано раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах, с даты вступления в силу Указания Банка России № 3899-У, вне зависимости от наличия у него оснований для раскрытия ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, установленных в пп.

 4 и 4.1 ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг», пп. 10.1 и 12.2 Положения Банка России № 454-П, а также решения Банка России (ФСФР России) об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг», принятого до 14.

03.2016.

 В указанном случае первым отчетным кварталом, за который должен быть составлен и раскрыт ежеквартальный отчет, является I квартал 2016 года. Согласно п. 11.1 Положения Банка России № 454-П ежеквартальный отчет за I квартал должен был быть раскрыт не позднее 16.05.2016. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникла с 14.03.2016.

Инструкция для тех, кто первый раз готовит финансовую отчетность по МСФО :: РБК Pro

Помимо компаний, которые по закону должны сдавать финансовую отчетность по международным стандартам, это могут делать и те, кто использует ее как инструмент для привлечения инвесторов. Антон Ефремов («БДО Юникон») рассказывает о методах подготовки к МСФО

Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.

Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.

Наряду с МСА ответственность руководства и членов совета директоров за финансовую отчетность прописана в законе «Об акционерных обществах» (208-ФЗ) и Кодексе корпоративного управления. Поэтому есть прямой смысл очень внимательно относиться к документам финансовой отчетности, особенно годовой и полугодовой финансовой отчетности по МСФО, а также к аудиту этой отчетности.

Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:

  • создании такого подразделения;
  • назначении руководителем специалиста, имеющего опыт подготовки финансовой отчетности по МСФО и желательно обладающего сертификатами АССА/CPA/ДипИФР.

Мсфо и рсбу: ключевые различия, требования регуляторов

Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:

  • налоговая отчетность;
  • бухгалтерская отчетность по российским стандартам (РСБУ или ФСБУ);
  • финансовая отчетность в соответствии с МСФО.

Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.

Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита.

Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.

Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы.

В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов.

Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.

Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.

Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):

  • оценка активов, особенно в части справедливой стоимости;
  • расчет резервов под обесценение активов;
  • консолидация дочерних и зависимых компаний;
  • учет финансовой аренды (лизинга) — с принятием ФСБУ 25 «Аренда» в 2021 году данное различие устранится;
  • концепция определения и признания активов и доходов;
  • метод эффективной процентной ставки для признания доходов и расходов;
  • понятие контроля;
  • требования к раскрытию информации, в том числе по операциям со связанными сторонами.

В России компании составляют финансовую отчетность по МСФО как по собственной инициативе, так и по требованиям регуляторов. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установил обязанность составления и аудита финансовой отчетности по МСФО для следующих организаций:

  • кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации;
  • акционерные общества с государственным участием, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Компании, привлекающие финансирование путем выпуска облигаций или акций, обращающихся на бирже, то есть являющиеся или собирающиеся стать эмитентами, подпадают под действие закона № 208-ФЗ и в соответствии с положением Банка России № 454-П от 30.12.

2014 года «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обязаны раскрывать годовую и полугодовую финансовую отчетность по МСФО с аудиторским заключением, а при первичном размещении ценных бумаг — финансовую отчетность по МСФО за три последних года в составе Проспекта ценных бумаг.

Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.

Особенности первого применения МСФО

Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».

Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.

Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:

  • определить, какая финансовая отчетность будет первой по МСФО;
  • подготовить вступительный бухгалтерский баланс по МСФО на дату перехода на МСФО;
  • выбрать учетную политику, соответствующую МСФО, и применить ее ретроспективно ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО;
  • применить все МСФО, вступившие в силу на дату первой финансовой отчетности по МСФО;
  • принять решение о применении каких-либо из шести возможных добровольных исключений, освобождающих от ретроспективного применения стандартов;
  • применить три обязательных исключения, когда ретроспективное применение стандартов не разрешается;
  • раскрыть подробно в финансовой отчетности информацию, поясняющую особенности перехода на МСФО.

При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:

  • признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
  • не признавать активы и обязательства, признание которых не разрешено МСФО;
  • переклассифицировать статьи отчетности из национальных правил в МСФО;
  • применить МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.

В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату.

Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:

  • дату перехода на МСФО;
  • конец последнего периода, представленного в последней годовой отчетности по прежним правилам.

Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.

В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.

Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО

Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:

  • трансформация;
  • параллельный учет;
  • полуавтоматическая подготовка отчетности по МСФО с использованием единого хранилища данных.

На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.

  1. Перегруппировка счетов бухгалтерского учета по РСБУ в формат МСФО.
  2. Корректировки по переклассификации статей отчетности.
  3. Корректировки по начислениям, оценкам, резервам, списаниям, консолидации, и другие.

Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.

Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.

Читайте также:  Обложение налогом внереализационных доходов ип - совет юриста

Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:

  • оценку активов по справедливой стоимости;
  • признание обесценения финансовых и нефинансовых активов;
  • пересчет выручки в соответствии с принципами признания, требуемыми МСФО;
  • пересчет денежных потоков по эффективным процентным ставкам;
  • консолидацию дочерних и зависимых компаний, и связанные эффекты (гудвил, например).

После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц.

Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.

Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.

Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.

Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР.

Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года.

Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита.

В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.

Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями.

Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:

  • зависимость от внешнего консультанта по срокам подготовки отчетности и ее результатам;
  • недостаточно полное понимание бизнеса компании со стороны внешнего консультанта,
  • дополнительные вопросы от аудиторов, в случае если внешний консультант не удовлетворяет квалификационным требованиям.
  • ,>

В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.

Цб изменил правила раскрытия эмитентами информации

  • Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
  • Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
  • 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.

При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

  • «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
  • «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
  • «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].

Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].

Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.

Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].

После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.

С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].

Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года

[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

IAS 1 — поправки 2021 года, уточняющие требования к раскрытию учетной политики

  • В феврале 2021 года Совет по МСФО (IASB или Совет) выпустил поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», в которых он предоставляет руководство и примеры для помощи компаниям в формировании суждений о существенности при раскрытии информации об учетной политике.
  • Совет также выпустил поправки к Практическим рекомендациям (IFRS PS) 2 «Формирование суждений о существенности», в поддержку поправок к IAS 1, c объяснениями и демонстрацией применения «четырехэтапного процесса определения существенности» к раскрытию информации об учетной политике.
  • [см. также параграф IFRS PS 2:33]
  • В частности, поправки направлены на помощь организациям в раскрытии учетной политики. Эти поправки будут наиболее полезны за счет:
  • Замены требования к организациям раскрывать свои «основные положения» учетной политики (significant accounting policies) требованием раскрывать «существенные положения» учетной политики (material accounting policies); и
  • Добавление руководства о том, как организациям следует применять концепцию существенности при принятии решений о раскрытии учетной политики.

Исходная информация

Пытаясь улучшить представление информации в финансовой отчетности, Совет сделал «Улучшение представления финансовой отчетности» (Better Communication in Financial Reporting) центральной темой своей деятельности по установлению стандартов в последние годы.

Инициатива по раскрытию информации (Disclosure Initiative) является частью этой темы и направлена ​​на улучшение эффективности раскрытия информации в финансовой отчетности. Поправки 2021 года к IAS 1 и IFRS PS 2 являются частью инициативы.

Практические рекомендации (PS) №2 представляют собой необязательное руководство, которое было впервые выпущено IASB в сентябре 2017 года, чтобы помочь организациям делать существенные суждения.

PS описывают четырехэтапный процесс определения существенности и включают в себя указания о том, как формировать суждения о существенности в определенных обстоятельствах.

Поправки к IAS 1 и IFRS PS 2

1. Замена термина «основные положения» (significant) термином «существенные положения» (material)

  1. В виду отсутствия в МСФО определения термина «основные» (significant) Совет решил заменить его «существенными» (material) в контексте раскрытия информации об учетной политике.

  2. «Существенный» (material) — это определенный термин в МСФО, который по мнению Совете широко известен пользователями финансовой отчетности.

  3. В соответствии с новыми поправками существенная информация об учетной политике определяется в параграфе IAS 1:117 следующим образом:

«Информация об учетной политике является существенной, если, при рассмотрении вместе с другой информацией, включенной в финансовую отчетность организации, она по обоснованным ожиданиям могла бы повлиять на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности общего назначения делают на основе этой отчетности».

2. Применение определения существенности

  • Совет добавил к поправкам руководство, чтобы помочь организациям определить, когда информация об учетной политике является существенной и, следовательно, требует раскрытия.
  • При оценке существенности информации об учетной политике, организации должны рассмотреть как размер операций, прочих событий или условий, так и их характер.
  • Совет также внес поправки ​​в IFRS PS 2, чтобы уточнить, что оценка существенности для информации об учетной политике должна соответствовать тому же порядку, который применяется для оценки существенности другой информации, то есть с учетом как качественных, так и количественных факторов.
  • В PS 2 добавлена схема, иллюстрирующая, как организации должны включать различные факторы при определении существенности информации об учетной политике.
  • Совет объяснил, что, хотя операция, прочее событие или условие, с которым связана информация об учетной политике, может быть существенным (сама по себе), это не обязательно означает, что соответствующая информация об учетной политике является существенной для финансовой отчетности организации.
  • С другой стороны, поправка IAS 1 подчеркивает, что другие раскрытия, требуемые МСФО, могут быть существенными, несмотря на то, что соответствующая информация об учетной политике является несущественной.
  • Например, если компания определила, что информация об учетной политике по налогу на прибыль является несущественной для ее финансовой отчетности, другие раскрытия о налоге на прибыль, требуемые IAS 12, могут быть существенными.
  • Совет включил в поправки примеры обстоятельств, при которых организация может рассматривать учетную политику как существенную:
  • Изменение учетной политики приводит к существенному изменению информации в финансовой отчетности.
  • Выбранные положения учетной политики разрешены МСФО.
  • Организация разрабатывает учетную политику в соответствии с IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в отсутствие специально предназначенных МСФО.
  • Применение учетной политики требует значительных суждений или допущений
  • Трудно определить существенность операций, прочих событий или условий, поскольку они требуют сложного бухгалтерского учета, например, при применении более чем одного МСФО.
  1. Совет уточнил, что список примеров не является исчерпывающим, но он считает, что эти примеры помогут компаниям определить, является ли информация об учетной политике существенной или нет.
  2. Исправленный IAS 1 явно подтверждает, что раскрытие несущественной информации об учетной политике может быть приемлемым, хоть оно и не требуется.
  3. Однако, если организация решает раскрыть информацию об учетной политике, которая не является существенной, она должна обеспечить, чтобы несущественная информация не маскировала существенную информацию, например, путем размещения несущественной информации в более заметном месте.

3. Раскрытие стандартизированной информации

Организации часто должны раскрывать информацию для описания того, как они применили требования определенного стандарта и предоставлять «стандартизированную информацию или информацию, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» (параграф IAS 1:117C, с учетом поправок).

Совет признал, что, как правило, такая информация менее полезна для пользователей, чем конкретная информация об учетной политике организации. Однако Совет также согласился с тем, что в некоторых обстоятельствах стандартизированная информация об учетной политике может потребоваться пользователям отчетности для понимания другой существенной информации в финансовой отчетности.

В этих ситуациях стандартизированная информация об учетной политике является существенной и должна быть раскрыта.

Исправленный стандарт подчеркивает, что в общих случаях более полезно предоставлять информацию, которая отражает собственные конкретные обстоятельства организации, а не просто повторять то, что требуется применяемыми МСФО.

Аналогичным образом было изменено PS 2, чтобы подчеркнуть, что организации должны сосредоточиться на предоставлении конкретной информации об учетной политике компании. Конкретная информация об учетной политике особенно актуальна, когда применяется суждение.

Поправки к PS также предоставляют примеры ситуаций, когда общая или стандартизированная информация, обобщающая или дублирующая требования МСФО, может рассматриваться как существенная информация об учетной политике:

  • Информация необходима пользователям, чтобы понять другую существенную информацию, представленную в финансовой отчетности.
  • Компания отчитывается в юрисдикции, в которой необходимо отчитываться также по местным национальным стандартам бухгалтерского учета.
  • В соответствии с МСФО требуется сложный бухгалтерский учет, и стандартизированная информация необходима для понимания учета (например, если применяется более одного МСФО).

Кроме того, исправленные PS предоставляет два примера для иллюстрации разницы между формированием суждений о существенности на основе конкретной информации о компании, при этом избегая стандартизированной информации об учетной политике (Пример S), и информации об учетной политике, которая только дублирует требования в МСФО (Пример T).

4. Удаление ссылки на «базу оценки»

В исправленном стандарте удалены ссылки «базу оценки» (measurement basis). Совет счел их избыточными после введения руководства по определению существенности в информации о бухгалтерской политике.

Информация о базе оценки может быть существенной, но это требует суждений, аналогичных тем, которые применяются к другой информации об учетной политике.

Переходные положения и дата вступления в силу

Поправки к МСФО (IAS) 1 будут применяться к отчетным периодам, начинающимся 1 января 2023 года или после этой даты. Ранее применение допускается при раскрытии этого факта.

Поскольку поправки к PS предоставляют собой необязательные указания по применению определения существенности к информации об учетной политике, Совет пришел к выводу, что переходные положения и дата вступления в силу этих поправок не требуются.

Выводы

Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.

Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.

На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.

Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *