Участие в программе «Земский учитель» — Совет Юриста

По предложению Президента в 2020 году планируется запустить программу «Земский учитель». Она должна решить одну из важнейших проблем российского образования – минимизировать дефицит кадров в сельских школах. Уже через год все педагоги, выбирающие работу в сельских школах, смогут получить существенную материальную компенсацию.

Инициатива Президента

Положительная практика запуска программы для работников сферы здравоохранения «Земской доктор» стала поводом предложить аналогичный вариант для учителей, что было оглашено Путиным В. В. на февральском послании Федеральному Собранию.

Основная идея «Земского учителя» заключается в том, чтобы специалистам, согласным переехать в 2020 году для продолжения профессиональной деятельности в «глубинку», выплачивать из федерального бюджета 1 млн. руб.

 Деньги можно тратить на любые цели без необходимости предоставления отчета:

  • приобретение жилья (квартиры, частного дома);
  • покупку земельного участка и стройматериалов;
  • оплату ипотеки.

Компенсация будет предоставляться при переезде в сельские населенные пункты, поселки городского типа, рабочие поселки и города с населением до 50 000 жителей.

Участие в программе «Земский учитель» - Совет Юриста

Инициатива связана с тем, что среди 42 000 школ Российской Федерации, 26 000 работают в сельской местности и испытывают нехватку около 12 000 педагогических работников. Основными причинами такой ситуации являются:

  • Перепрофилирование деятельности. После нескольких лет «школьного» стажа многие специалисты принимают решение о смене профессии или готовы работать не по специальности, предпочитая более высокооплачиваемую работу.
  • Большое количество кадров пенсионного возраста, которых некому заменить после ухода на пенсию. К тому же в силу возраста они не всегда способны справляться со своими обязанностями, могут подавать ученикам устаревший материал, что также не способствует повышению качества обучения.

Программа должна «погасить» нехватку педагогов в небольших населенных пунктах, чтобы в полной мере реализовать право детей на бесплатное полноценное обучение.

Отсутствие достаточного количества специалистов в сельских школах значительно снижает качество образовательного процесса, а некоторые учебные заведения вовсе приходится закрывать. Дефицит кадров также негативно влияет на результаты сдачи ЕГЭ.

Один учитель вынужден вести несколько предметов, но не всегда справляется с заданным объемом, поэтому ученики просто не получают достаточных знаний.

На уровне регионов в России ранее действовали аналогичные проекты, предусматривающие доплаты к заработной плате в первые 3-5 лет работы. Но большинство из них рассчитаны прежде всего на молодежь до 35 лет, тогда как новая программа поможет привлекать более широкий круг специалистов, независимо от возраста и опыта.

Участие в программе «Земский учитель» - Совет Юриста

Преимущества для педагогов

Важный аспект: по аналогии с участниками программы «Земской доктор», для учителей планируется расширить возрастные барьеры до 50 лет. С 2020 года можно будет привлечь в село не только выпускников ВУЗов, но и всех желающих преподавателей с большим стажем. Поскольку возрастные ограничения будут сняты, в качестве требований к претенденту выдвигаются:

  • наличие высшего педагогического образования;
  • контракт с руководством сельской школы минимальным сроком на 5 лет.

Кроме того, обсуждаются другие возможные условия, которым необходимо будет соответствовать педагогам, готовым с 2020 года стать участниками программы «Земский учитель» и сменить городскую жизнь на сельскую.

Преимущества для участников:

  • «подъемные» в размере 1 млн. руб.;
  • предоставление жилья или оплата аренды;
  • возможность сменить место жительства на более привлекательный регион (к примеру, Крым, Краснодарский край с жильем у моря);
  • реализация творческого потенциала, возможность повышения.

Особенно актуальна программа будет для специалистов, которые не имеют собственного жилья или хотят продолжать профессиональную деятельность в спокойных условиях сельской местности.

  Многие готовы уехать из шумного города, но не имеют достаточно средств для переезда, поэтому захотят использовать такой шанс. Учителю достаточно будет определиться с населенным пунктом, оформить заявку и получить соответствующие льготы.

На месте ему бесплатно предоставят жилье для проживания, а при отсутствии такового будут компенсировать плату за аренду.

Участие в программе «Земский учитель» - Совет Юриста

Переехать и остаться

Одна из главных задач программы «Земский учитель» не только стимулировать педагогов к переезду в село, но действительно там оставаться и развиваться в профессиональной сфере.

Для этого чиновникам придется учесть ряд ошибок, совершенных при реализации аналогичной программы по привлечению в сельскую местность медиков под названием «Земский доктор».

Тогда молодые специалисты оформляли за предложенный миллион рублей ипотеку или покупали жилье в городе, куда возвращались после честно отработанных трех лет в селе. Таким образом, никакого закрепления кадров добиться не удавалось.

Переезд должен стать не только материально выгодным на первых порах, но и вызывать желание остаться для дальнейшего проживания. Для этого планируется обеспечить сельских педагогов жильем, более высокой зарплатой и социальными гарантиями.

Подобные правила уже действовали в период 1991-2004 согласно Закону о социальном развитии села. Но со временем заработная плата в сельских школах стала такой же, как в городских, льготы по коммунальным услугам сократили или отменили.

Так, ранее педагогические работники были освобождены от платы за электричество и отопление, но со временем эту льготу отменили, что значительно сказывается на семейном бюджете.

Для примера, только на отопление в зимний период требуется около 5-6 машин дров, каждая из которых стоит около 8 000 рублей или до 40 000 за всю зиму при учительской ставке 14 500 руб.

Для сравнения врачу, который переезжает работать в село положен «бонус» из федерального бюджета в виде миллиона рублей, тогда как учитель в аналогичной ситуации получает доплаты из регионального бюджета, которые во многих субъекта РФ дефицитные. К примеру, в Омской области сумма региональных выплат при переезде в «глубинку» составляет 20 000 рублей, что вряд ли является достаточным стимулом.

Даже при условии учета предыдущих ошибок с помощью программы «Земский учитель» только сократить тотальный дефицит кадров, но не ликвидировать его полностью. Значительное материальное вознаграждение и предоставление жилья – заманчивая перспектива только для части педагогов. Многие специалисты предпочитают жить и учить детей в крупных городах по личным причинам.

  • Путин предложил с 2020 года запустить программу Земский учитель: видео

Комментировать (2

«Земский учитель»: программа на 2020 год, официальный сайт, условия, какие учителя попадают в список

В феврале 2019 года стало известно, что с 2020 года в России заработает программа Земский учитель. Она составлена по аналогии с уже действующей программой Земский доктор. Основная цель обеих программ – привлечь специалистов в области образования и медицины в деревни и села. До настоящего момента не было известно, какие учителя попадают в список участников программы.

28 августа 2019 года Министерство просвещения РФ выпустило официальное письмо с разъяснениями, как будет работать проект Земский учитель. С программой на 2020 год официальный сайт проекта ознакомит всех заинтересованных лиц уже в самое ближайшее время. Пока сайт находится в разработке. Расскажем, что известно о программе на данный момент.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Новая федеральная программа

Ещё в начале 2019 года стало известно о возникновении проекта Земский учитель Последние новости – сельские учителя получат по одному миллиону рублей за переезд по месту работы в сельскую местность. Данная сумма не будет облагаться подоходным налогом. Однако потратить эти деньги можно только на определённые цели, а именно:

  • на покупку жилья;
  • на приобретение материалов для строительства дома;
  • на внесение взноса и уплаты процентов по ипотеке.

Из вышеперечисленного следует, что с подъёмными в 1 млн. рублей можно только улучшить жилищные условия. При этом для приобретения жилья в большом городе такой суммы явно недостаточно. Т.е.

государство создаёт все условия для того, чтобы специалист не только приехал отработать в село положенный срок из-за материальных соображений, а переехал туда на постоянной основе.

Власти пытаются решить не только проблему образования в небольших населённых пунктах, но и остановить отток населения из них.

Хочется надеяться, что авторы проекта учтут все ошибки программы «Земский доктор». Её участники получали подъёмные, приобретали жильё в ипотеку в городе, отрабатывали положенный срок в деревне, а затем спокойно возвращались в город.

Из этого следует, что единовременной выплаты недостаточно, чтобы человек остался жить в сельской местности и продолжал развиваться как специалист.

Для этого нужны дополнительные условия, в том числе и дополнительное материальное стимулирование (например, оплата коммунальных услуг, более высокий уровень зарплат и т.д.).

Основные требования для участия в программе следующие:

  • наличие педагогического образования (как среднего специального, так и высшего);
  • переезд в населённый пункт, расположенный в сельской местности;
  • подписание трудового договора со школой на определённый срок (он должен быть не менее 5 лет).
Читайте также:  Взыскание алиментов иностранцу с гражданина рф - совет юриста

28 августа 2019 года стало известно, до какого возраста могут принимать участие учителя в данной программе. Условия по возрасту участников на федеральном уровне установлены очень лояльные. В проекте могут принимать участие педагоги до 55 лет. Ранее уже шли разговоры о возрастном цензе.

Называли возраст в 35, 40 и 50 лет. Сельский учитель преклонного возраста вызывает опасения у экспертов. А именно специалисты такого возраста, в основном, и остались в сельской местности. Даже из небольших городов, не говоря уже о деревнях и селах, происходит отток молодёжи.

Поэтому переезд учителей в сельскую местность должен был не только решить проблему образования на селе, но и привлечь именно молодые кадры.

К тому же, как показывает практика, решиться на переезд молодому человеку, который ещё не обзавёлся семьей, намного проще, чем учителю в возрасте за 50 лет.

Однако власти всё-таки решили максимально расширить возрастной критерий. Это позволит большему количеству желающих принять участие в новой программе. И в сельскую местность привлекут не только молодых специалистов, но и опытных профессионалов своего дела. Это одна из целей программы «Земский учитель – 2020».

Какие регионы участвуют?

Программа может быть реализована практически в любой школе сельской местности. География пока не ограничена конкретными субъектами федерации, но есть предположения, что в Московской и Ленинградской области количество мест будет ограничено, так как заявки будут подавать сами школы. Главное, чтобы образовательное учреждение попадало под два определения:

  • населённый пункт, в котором располагается школа, имеет численность населения менее пятидесяти тысяч человек. Таким образом, это могут быть и деревни, и посёлки городского типа, и рабочие посёлки, и даже города.
  • дефицит кадров непосредственно в самом образовательном учреждении.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Участие в программе «Земский учитель» - Совет Юриста

Как попасть в программу Земский учитель в 2020 году?

Условия и регионы участия окончательно будут утверждены Министерством просвещения РФ. Сейчас разрабатывается специальный сайт, с помощью которого учителя смогут самостоятельно разобраться, как стать участников программы Земский (сельский) учитель.

Школы будут размещать свои заявки на педагогов на данном сайте. Любой учитель может зайти на него, посмотреть предложения образовательных учреждений, выбрать интересующий его регион и школу, изучить условия и документы, необходимые для работы.

Если учитель подобрал себе вариант, то он может дистанционно отправить через сайт заявку в интересующее его учебное заведение.

Заявка будет рассмотрена школой, и в случае её одобрения, учитель может переезжать в выбранный населённый пункт и приступать к выполнению своих должностных обязанностей.

Таким образом, власти пытаются создать для учителей достаточно лояльные условия для переезда, многое будет зависеть от решения самого специалиста. Поэтому, есть надежда, что программа всё-таки приведёт к повышению качества образования в сельских школах.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Стаж, категория и дополнительные специальности: что нужно знать о программе «Земский учитель»

Два миллиона рублей, договор на пять лет и жизнь в селе — федеральная программа «Земский учитель» начинает работу в Амурской области. За восемь дней, с 16 января, переехать в малые города и села решили свыше 400 учителей, при том, что требуется всего 47. Критерии к кандидатам — строгие.

Это стаж не менее года, квалификационная категория, дополнительные специальности. Стать земским учителем смогут мужчина или женщина не старше 55 лет.

Что нужно знать о программе, рассказали зампред правительства — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева и ее заместитель Лариса Закирова.

Что нужно знать о программе, рассказали зампред правительства — министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева и ее заместитель Лариса Закирова.» src=»https://www.ampravda.ru/files/articles-2/93516/ruqjv6logzyh-640.jpg»>

Миллионы — не главное

Программа — трехлетняя. В первый год малые города и села готовы принять 47 педагогов, в 2021-м — 41-го, а в 2020-м — 38. Учителя нужны в 40 населенных пунктов 26 муниципальных образований. Больше всего вакансий от Тынды, Шимановского, Мазановского и Серышевского районов.

На этот год правительство РФ выделило Приамурью 79,9 миллиона рублей на единовременные выплаты учителям, областная казна добавила 14,1 миллиона.

Вопреки скептическим мнениям о том, что в село поедут лишь за большими деньгами, Светлана Яковлева заявила: критерий качества и профессионализма заложен в конкурсном отборе.

— Если учитель нигде не работал, не подтвердил свою категорию — это уже говорит о том, что у него меньше шансов получить финансовую поддержку. Правительство России оказывает большое внимание Дальнему Востоку и тот факт, что к нам можно приехать и работать с хорошей отдачей — первопричина такого большого количества заявок, — объяснила министр образования.

— Мы не раз говорили: 30 процентов наших выпускников едут в престижные вузы страны и поступают на бюджетные места. Это говорит о высоком качестве нашего образования. Во-вторых, на Дальний Восток пришли большие инвесторы — Газпром, и СИБУР. Экономика развивается. То есть педагогам, приехавшим в сельские школы, будет интересно работать.

Они могут не просто преподавать свой предмет, но и показать детям, для чего нужно современное высокое образование. И мне кажется, все-таки больше интерес в том, что есть возможность преподавать. Я бы не сказала, что учитель в приоритет ставит деньги.

Потому что в дальнейшем, если ты в приоритет ставишь деньги и работаешь не качественно, не исполняешь все требования, ты рискуешь не подтвердить категорию и не пройти аттестацию.

Главными критериями профессионального отбора потенциальных участников программы министр образования назвала категорию (чем она выше, тем больше баллов присвоят кандидату), наличие дополнительных специальностей (например, учитель физики и математики с правом преподавания астрономии), компетенции в области дополнительного образования (помощь школе в организации мероприятий допобразования). Важная пометка: участвовать в программе не может кандидат, проживающий в муниципалитете, от которого подана заявка. Например, двум селам Архаринского района — Касаткино и Кундуру — нужны учителя английского языка. Если вы живете в Архаре, то переехать туда по программе не получится.

Педагогам из центра России — дополнительные баллы

Впервые о программе наподобие «Земского доктора» для медиков амурские учителя заговорили еще пять лет назад. Сотрудники минобра, приезжая в города и районы, слышали от педагогов один и тот же вопрос: «Почему нет «Земского учителя»?» Система распределения выпускников педагогических вузов в глубинки давно канула в лету.

Острый вопрос поднял сам президент Владимир Путин, оглашая свое послание Федеральному собранию в феврале 2019 года. Глава государства предложил создать программу «Земский учитель» и выплачивать с 2020 года учителям по миллиону рублей. Дальневосточникам выплату повысили вдвое.

В частности, сотрудники амурского минобра выступали за это.

Одна из задач «Земского учителя» — привлечь людей на Дальний Восток. Сейчас разрабатывается еще один дополнительный критерий — начислять кандидатам на вакансию из центральной России дополнительные баллы.

Сотрудники министерства видят количество заявок на портале программы. Пока там указаны лишь сухие цифры: количество претендентов на ту или иную вакансию. Самая большая нехватка с учителями английского языка. На 19 вакансий уже подана 101 заявка, вакансий учителя физкультуры всего две, а заявок в 20 раз больше.

После 15 апреля — дня окончания приема заявлений — министерство образования сможет составить портрет участника программы «Земский учитель». Тогда будет видно, сколько мужчин и женщин согласны на переезд, средний возраст педагога, сколько возрастных учителей, из каких городов и районов больше всего желающих.

— Пока мы не видим, кто подал заявки. Зато принимаем звонки из разных регионов. Лично мне звонили за консультацией учитель из Санкт-Петербурга, педагоги из Ульяновской области, Хабаровского края, Владивостока, один учитель из Благовещенска, — рассказала замминистра образования Лариса Закирова.

Сводные данные о кандидатах сотрудники минобра используют в своих целях. Благодаря ей, специалисты узнают, в каком возрасте педагоги более мобильны, будет понятно, из каких территорий хочет переехать больше всего учителей. «Для нас это будет сигнал тревоги, будем смотреть, почему учителя решили поменять место жительства», — объяснила министр Светлана Яковлева.

Читайте также:  Имеет ли человек право на долю в квартире, если он выписался из нее - Совет Юриста

Программа «Земский учитель» заинтересовала многих педагогов. Огульной радости нет: учителя знают о высоких критериях отбора, взвешивают все за и против. 21 января Лариса Закирова приезжала в Тамбовку. Там к ней подошла учительница с вопросами по программе. Она рассказала, что уже десять лет не работает в школе, а последние курсы повышения квалификации проходила в 2010 году.

— Естественно, она не пройдет отбор, — заключила замминистра. — Мы, когда рассматривали документы от муниципалитетов и размещали вакансии, выкладывали на портал «Земский учитель» фотографии населенного пункта, рассказывали об амурских традициях и особенностях.

Люди, интересуясь о программе по телефону, всегда говорят, что эта информация была им полезна, есть желание ехать. Мы ведь и так закроем эти вакансии. У нас есть педагогический отряд, который выезжает в села, но наша задача привлечь в школу высококвалифицированные кадры.

Это самая главная задача.

О жилье и зарплате

Земским учителям будет, где жить. Жилищный вопрос решен по 70 процентам вакансий: есть 23 благоустроенные квартиры и 10 жилых домов. Остальные населенные пункты еще решают квартирный вопрос.

Некоторые готовы оплачивать вновь прибывшему педагогу аренду жилья до 8 тысяч рублей.

Что касается зарплаты, то она зависит от количества часов, которые возьмет на себя педагог, дополнительной нагрузки, например, ведение кружков и, конечно же, его квалификации.

— Финансовая составляющая работы педагогов сейчас вызывает много вопросов. Есть понятие о средней зарплате, но у каждого учителя она по факту своя. Средняя заработная плата зависит от объемов и качества выполняемой работы, — подчеркнула Светлана Яковлева.

— В программе «Земский учитель» важен подбор качественного педагога.

Его зарплата в месте, куда он приедет, как и у тех коллег, которые работали до него в этой школе, будет зависеть от объема учебной нагрузки, 18 часов или 20 часов, от категории, качества его работы, может, он будет еще вести кружок и мероприятия, связанные с развитием военно-патриотического направления. Вместе с тем напомню: президент Владимир Путин объявил о доплатах классным руководителям в 5 тысяч рублей. Это тоже существенная поддержка наших педагогов. Мы рады, что классное руководство становится в один ряд с преподаванием предметов.

Деньги могут отозвать

Программа «Земский учитель» предусматривает отзыв компенсационной выплаты, если, к примеру, педагог недобросовестно выполнял свою работу.  В таком случае он пишет заявление, что в связи с такими-то причинами обязуется вернуть деньги.

— Нам не нужны такие события, поэтому и существует конкурсный отбор, — заверила министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева.

— Я прекрасно понимаю, что от ошибок никто не застрахован, но мы же должны понимать: если учитель имеет высшую категорию, стаж работы, если он успешен — а все это входит в критерии — ошибки будут сведены к минимуму. Мы не настраиваемся на такие ситуации.

Заявки на участие в программе «Земский учитель» принимаются от педагогов в возрасте до 55 лет с 16 января по 15 апреля. Затем конкурсная комиссия будет отбирать кандидатов. К работе педагоги приступят 1 сентября, а выплаты в два миллиона рублей получат до 1 декабря.

Возрастная категория материалов: 18+

"Земский учитель": какие документы подавать..

Итак, снова здравствуйте. Продолжаю вещание. В предыдущей статье я рассказывала, что нужно сделать в первую очередь, чтобы принять участие в программе «Земский учитель»: пройти регистрацию на одноименном сайте, изучить предложенные вакансии и выбрать из них наиболее понравившуюся.

Вакансия, которая меня заинтересовала.Вакансия, которая меня заинтересовала.

Я люблю тепло и море, поэтому для меня выбор был очевиден: Краснодарский край. Я подала единственную заявку именно в этот регион.

Сразу хочу обратить внимание на то, что подать заявку на сайте и ждать «у моря погоды» не нужно. Необходимо заранее подготовить документы, которые вы должны предоставить региональному оператору.

В зависимости от региона, предъявляются разные требования: документы могут быть нотариально заверены, пересылаться почтой на бумажном носителе или отсканированы, а затем заверены директором того учебного учреждения, в котором вы работаете сейчас, и отправлены в электронном виде региональному оператору. У меня был последний вариант, я подготовила цветные копии документов, принесла их на подпись директору, которая заверила бумаги печатью. Затем сканер документов я отправила региональному оператору. И сделала я это сразу 10 января 2020 года.

Внимание! Чем быстрее вы отправите документы, тем больше у вас шансов пройти по конкурсу. Если вы набираете одинаковое количество баллов по рейтингу с другим претендентом, то смотреть будут на время подачи заявления. Кто успел, тот и съел, как говорится!

Готовим документы

Какие документы нужно предоставить?

  1. Заявление об участии в конкурсном отборе.
  2. Согласие на обработку персональных данных.
  3. Паспорт.
  4. Диплом.
  5. Трудовая книжка.
  6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  7. Страховое свидетельство.
  8. Свидетельство о браке (если есть).
  9. Свидетельство о рождении ребенка (если есть).
  10. Приказ о присвоении квалификационной категории.

Быть может, в других регионах просят ещё какие-то документы предоставить. Я основываюсь на личном опыте.

Заявка принята, а после подачи документов ещё и одобрена. Заявка принята, а после подачи документов ещё и одобрена.

Региональный оператор уведомляет вас о том, что документы приняты. Потом остается лишь ждать, когда начнутся конкурсные процедуры. На сайте ваша вакансия становится «одобренной» (это значит, что все документы вы предоставили и имеете право на участие в конкурсном отборе).

Приём документов планировалось провести с 10 января по 15 апреля 2020 года. Однако пандемия внесла свои коррективы.

Мням какая!

На этом сегодня заканчиваю. Пойду лакомиться малиной: купила сегодня 5 литров на «поесть». У нас, городских, своих плодов с огородов, увы, нет. Продолжение же следует…

В глубинку за миллионом

С января нового года в России стартовала программа «Земский учитель». Предполагается, что она поможет преодолеть дефицит педагогов в глубинке.

Учителям, которые пожелают переехать на работу в село или в город с населением до 50 тысяч человек, государство обещает выплачивать подъемные — 1 млн рублей (для Дальнего Востока — 2 млн рублей).

Можно ли этими деньгами залить проблему и кто сегодня работает в школах в провинции, разбирался «Огонек».

Александр Трушин

Слово «земство», несмотря на то что эта институция похоронена в отечестве ровно сто лет назад, обладает магическим обаянием для наших чиновников.

Вот уже почти 8 лет в стране — и не безуспешно — действует программа «Земский доктор» (и это притом что финансируется она из федерального бюджета, а земство, напомним, содержало своих врачей само).

С января этого года запущена новая госпрограмма — «Земский учитель», она должна привлекать в глубинку педагогов. Как? А дать городским учителям, которые согласятся 5 лет поработать в сельской школе, по 1 млн рублей.

Кто может участвовать в программе «Земский учитель»

Читать далее

Как рассказала директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова, в федеральном бюджете на 2020 год запланировано выделение 1 млрд 653 млн рублей, на плановый период 2021 года — 1226 млн и на 2022 год — 1179 млн рублей. Предполагается, что в этом году в сельские школы приедут 1,8 тысячи учителей, в 2021 году — более 1,3 тысячи, в 2022 году — более 1,2 тысячи.

Прелесть ситуации в том, что аккурат 31 декабря ушедшего, 2019 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства № 3273-р, в котором впервые в постсоветской России (!) прописаны мероприятия по кадровому обеспечению школ.

А это сбор и систематизация статистических данных, мониторинг обеспеченности кадрами школ и формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров. То есть поставлена задача понять — сколько учителей работает, какая потребность в кадрах и в каких кадрах и где эта потребность самая острая.

Получается, что 4 млрд рублей выделили и запустили программу «Земский учитель», так и не выяснив, сколько и каких учителей не хватает и в каких регионах?

В гостях у сказки

И правда, сколько? Разные источники, в том числе и министр просвещения, называют разные цифры дефицита педагогических кадров. Их разброс производит впечатление. Кто говорит — 12 тысяч человек (и это, прямо скажем, при такой большой стране вовсе и не дефицит), кто — 150 тысяч, кто —180 тысяч.

Что утверждает Росстат: в 2018 году в школах работали 1 млн 79 тысяч учителей. А в 2006-м их было 1 млн 543 тысячи. Резкое сокращение (фактически на полмиллиона человек) школьных педагогов произошло к 2010 году — их стало 1 млн 67 тысяч человек. Пресловутой «оптимизацией» тогда и не пахло.

Читайте также:  Может ли несовершеннолетний открыть ип - совет юриста

И никто из опрошенных «Огоньком» экспертов объяснить этот феномен схлопывания не смог. Среди версий: возможно, говорят, это Росстат изменил методику расчетов. А вот проклятая всеми оптимизация на число учительского корпуса никак не повлияла — число школьных педагогов после 2010 года не сокращалось, а лишь незначительно колебалось от 1074 до 1079 тысяч.

Директоров и районных методистов стало меньше, это факт. А учителей сколько было, столько и осталось.

В статистике Министерства просвещения за 2019 год приводятся цифры, близкие к данным Росстата: в школах работали 1 034 626 учителей и 22 142 педагога дополнительного образования. Ну не показывает статистика дефицит кадров за последние годы — ни в 12 тысяч, ни в 150 тысяч, ни тем более в 180 тысяч педагогов! На сайте zemteacher.edu.

ru (запущен под госпрограмму) сейчас заявлены 3565 открытых (что это такое — чуть ниже) вакансий в сельских школах. На эти места, по информации Минпроса, уже претендуют 7200 человек. А значит, педагогов ждет конкурсный отбор. Кроме того, каждый год в школу приходят 33 тысячи молодых специалистов (это примерно половина из выпускников педвузов), как утверждает и. о.

министра просвещения Ольга Васильева. Так о каком дефиците речь?

Может быть, с кадрами благополучно только в городах, а периферия стонет от нехватки учителей? Оказывается, и это не так.

Когда готовился этот материал, по запросу «Огонька» из Министерства просвещения РФ пришла информация: в настоящее время в России насчитывается 26 тысяч сельских школ, в которых работают 420 тысяч педагогов.

Если учесть, что в этих школах учатся 3789 тысяч детей (данные сборника «Образование в цифрах», 2018 год), то картина получится просто сказочная: 9 учеников на одного учителя. Если бы в сельских школах еще и условия были хорошие, и зарплата учителей побольше — чего бы еще желать.

Как считать дефицит

Получается, никто не может сказать, сколько учителей не хватает. И главное — каких. В основном все уроки в школах по всем предметам ведутся. Да, некоторые педагоги жалуются на большую нагрузку, но мало кто из них захочет добровольно отдать часы — это ударит по зарплате.

Как говорят эксперты, сегодня нет точного определения, что называть дефицитом кадров в школе. Одни считают так: есть дети, есть классы, но нет специалиста-предметника — значит дефицит. Другие предлагают считать по количеству учебных часов в школе, разделив их на ставки по 18 часов в неделю.

Но кто же в школе согласится работать на одну ставку (если не считать Москву и Санкт-Петербург)? Особенно в селе, где за 18 часов учитель будет получать от 12 до14 тысяч рублей со всеми надбавками и премиями.

Совсем другое представление о дефиците педагогов получится, если принять во внимание, что в однокомплектной или малокомплектной школе (а таких в селах большинство) учителю не запрещено совмещать преподавание разных предметов. Если школа большая, учитель может работать на две ставки, а то и больше. Если чье-то место освобождается, то оставшиеся педагоги делят между собой его нагрузку. И это нормальная практика.

Татьяна Половкова говорит, что «есть вакансии открытые и есть закрытые. Например, в школе работают два математика, и каждый ведет по 36 часов в неделю. Это большая нагрузка, хорошо бы взять еще одного человека.

Но сам директор это сделать не может. Это и называется закрытая вакансия. Надо, чтобы вакансия была введена в форму регионального статистического учета.

Тогда региональные власти эту вакансию «откроют», и школа может взять нового учителя».

Можно предположить, что эти желаемые педагоги, на которых не открыли вакансию, и образуют тот самый дефицит кадров. Однако и тут есть свои сложности.

Как пишут учителя в соцсетях, сейчас районные или региональные органы просвещения не рекомендуют директорам (негласно, разумеется) увеличивать штаты, ведь тогда будет снижаться средняя зарплата учителей по региону.

А зарплаты, как прописано в нацпроекте «Образование», должны расти вместе со средними зарплатами по региону. То есть чтобы удержать показатели нацпроекта «Образование», новых педагогов в школы приглашать как раз не надо — так получается.

Понаехали тут

Городские учителя поехали в сельские школы еще при Александре II, когда земские школы только стали появляться (финансировались полностью земством как органом местного самоуправления, и уж там точно знали, какие учителя и на какие позиции были нужны).

Судя по произведениям русской литературы — тогда в село ехали идеалисты и бедные студенты. Для народников, вдохновленных «теорией малых дел» и бросивших клич учить и лечить в деревне, эта миссия была видом социального активизма и подвижнического горения.

И ведь поехали вчерашние студенты в деревню сеять разумное, доброе, вечное! Та же отечественная словесность рисует их существование как тяжелое и не столько подвижническое, сколько трагическое. Потом уже советская власть отправляла по распределению молодых специалистов на периферию. Отработай три года — и потом улетай куда хочешь.

Автор этой заметки еще помнит, как в советские времена в некоторых районных центрах (Елец, Шуя и др.) работали пединституты так называемой «третьей категории». В них поступали выпускники сельских школ, и они же в большинстве своем возвращались в родные места.

Возможно, уровень высшего образования там был ниже, чем в престижных столичных вузах, но для села, даже для нынешнего, вполне приемлемый. И это работало. Но в 90-х годах, когда все педвузы стали называть себя университетами, система сломалась.

С вопросами о программе «Земский учитель» «Огонек» обратился в Министерство просвещения РФ. Ниже публикуются ответы ведомства

Читать далее

Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС, неоднократно выступала экспертом программ «Учитель будущего», «Современная школа» на разных этапах их подготовки. Она отмечает: «Вот сейчас мы в который уже раз пытаемся решить проблему сельской школы. Придумали этой программе красивое имя. И опять призываем людей ехать в село, правда, теперь за миллион рублей, чтобы нести в народ благородное и вечное. Есть опасение, что не получится: нет у нынешнего поколения к этому стимулов, даже миллион к этому не подвигнет. Только системный и комплексный подход к программе «Земский учитель» позволит гарантировать полноценную реализацию заложенного в ней мощного социокультурного потенциала».

Есть еще одна серьезная проблема, с которой наверняка столкнутся участники программы «Земский учитель»,— это проблема отношений в школе между педагогами.

Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» АОНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», говорит: «Приехавшие в село, да еще с миллионом в кармане, будут отбирать учебную нагрузку у тех, кто ведет несколько предметов, потому что нужно вырабатывать недостающие часы. Эти люди там давно работают и будут пристрастно относиться к вновь прибывшим. Я знаю это по опыту работы в программе «Учитель для России». Прекрасная программа, в которой Сбербанк доплачивает педагогам, поехавшим в сельские школы, и обеспечивает им методическую поддержку. Не бог весть какие деньги, не миллион, но все равно это часто вызывало раздражение у тех, кто живет на одну зарплату. Вообще крупные разовые выплаты почти всегда негативно воспринимаются теми, кто их не получает. Несправедливость порождает ревность».

И конечно же местных педагогов будет возмущать то, что они отработали тут много лет, не имея ничего, кроме скудной зарплаты. А «понаехавшие» сразу положат в карман по миллиону, к тому же потом, скорее всего, уедут — ведь жить на селе, если ты здесь чужой, и правда нелегко.

Так, может, лучше сначала выяснить, сколько и каких требуется педагогов, прежде чем разбрасывать миллиарды? Или направить средства на ремонт, современное оснащение кабинетов, широкополосный интернет? Хотя при чем тут интернет — 11 процентов сельских школ не имеют водопровода и канализации. Так что приглашенным городским учителям «за миллион» на старте сельской карьеры придется сначала освоить удобство под названием «сортир»…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *