Установка допоборудования в авто: новые правила — Совет Юриста

Автомобильное законодательство регулирует вопрос безопасности дорожного движения – всё, что влияет на последнюю, то запрещено (в меру).

Казалось бы, если неродные спортивные бампера, кенгурятник как-то могут влиять на безопасность, то спойлер, литые диски и глушитель уж точно не могут повлиять. Но действующее на 2021 год законодательство считает иначе.

Ниже мы и обсудим законность и штраф за такие изменения в конструкции.

Законность тюнинга

Итак, вопрос о том, можно ли устанавливать на автомобиль спойлер, бампера, неродные литые диски и прочие элементы обвеса и тюнинга, глушитель, кенгурятник и прочие не предусмотренные заводом детали, регулируют 3 нормативных акта:

И начнём мы с последнего правового акта – Правила чётко говорят нам о том, что, если в конструкцию машины внесены изменения без их регистрации в ГИБДД, то эксплуатировать такой автомобиль нам нельзя.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Но с чего бы вышеуказанных элементам тюнинга быть изменениями?! А с того, что именно так говорит Техрегламент. В нём есть чёткое определение внесения изменений:

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения; 

Осталось только понять, что такое составные части автомобиля. И здесь регламент имеет чёткий ответ на вопрос:

Компоненты транспортного средства – составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации;

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Что не относится к тюнингу?

Также пункт 77 говорит о том, что если производитель предусмотрел установку некоего компонента либо он прошёл оценку соответствия в составе автомобиля (испытания на безопасность), то тогда его установка возможна:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  • при установке на транспортное средство компонентов, предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

Таким образом, для того, чтобы ответить на вопрос о законности и штрафе за глушитель, бампера, литые диски, обтекатели на крышу, фаркоп, багажник на крышу и прочие элементы тюнинга, нам нужно понять 2 вещи: предусмотрены они или нет конструкцией, влияют ли они на безопасность дорожного движения.

Но есть ещё одна важная автотонкость – Техрегламент содержит исчерпывающий список регулируемых им компонентов. Значит ли это, что если какой-то компонент не регулируется этим правовым актом, значит, его можно ставить в любом случае, да и компонентом он уже не является по букве закона?

Здесь часто возникают споры между автоюристами.

И логики всё же следует придерживаться такой: регламент чётко предписывает, что такое изменение конструкции и что компоненты должны пройти испытания в составе автомобиля и быть сертифицированными, и, даже если, к примеру, спойлер не регулируется регламентом (а также с одной стороны, не является компонентом, так как не включен в список компонентов; с другой, по определению изменения конструкции, он всё же запрещён), то это всё равно не значит, что его можно устанавливать.

Фейк о новом законе о тюнинге 2021 года

Обновлено 01.02.2021 в связи с изменениями правил внесения изменений в конструкцию.

Между тем, в сети распространяется миф о том, что якобы вводятся новые правила доработки автотранспорта. Одни источники утверждают, что изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 года, другие – что новый закон начинает действовать с 1 марта.

Основные положения, которые излагают данные источники, следующие:

  • якобы с 1 февраля 2021 года начинают действовать новые правила тюнинга автомобилей, и теперь любые дополнительные компоненты нужно вносить в документы и официально регистрировать в ГИБДД,
  • при этом, упоминается некий новые ГОСТ, ссылку на который ни один из источников не предоставляет,
  • сообщается также, что поправки должны были вступить ещё 2 года назад, но их перенесли как раз на 1 февраля,
  • если ранее инспектор должен был обнаружить и доказать незаконные изменения в конструкции машины, то теперь ему достаточно обвинить водителя, и уже автолюбитель обязан доказывать, что таких изменений не производилось,
  • автомобили с незаконным тюнингом просто не смогут пройти техосмотр,
  • а ещё сотрудники ГИБДД смогут изымать СТС в случае обнаружения такого нарушения прямо на дороге.

Так много «фактов», можно и запутаться!.. Что, в общем-то, успешно и сделали те, кто пишут такие последние новости о новом законе о тюнинге.

Что правда?

Разобраться же здесь достаточно просто. Действительно, в последнее время вступили в законную силу некоторые нормативные акты касательно изменений конструкции, и ещё пара ожидает начала действия.

Ещё 2 года назад, и правда, был разработан новый документ с правилами внесения изменений в конструкцию авто – это Постановление Правительства РФ №413. Почти целиком данный акт вступил в силу также в 2019 году, за исключением 2 положений:

  • если отсутствует заключение предварительной экспертизы изменений (читайте как тюнинга), то ГИБДД обязано принять решение об отказе в их регистрации (подпункт «д» пункта 7 указанного ППРФ),
  • также будет отказ в выдаче свидетельства о регистрации в том случае, если в реестре отсутствует протокол проверки автомобиля после внесённых изменений (подпункт «г» пункта 10).

«Пруф» о том, что данные 2 пункта вступают в силу именно с 1 февраля, вы можете найти, к примеру, на сайте Гарант (вкладка «Дополнительная информация» – здесь указаны даты начала действия отдельных положений указанного Постановления):

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Ещё один новый закон касается не прямиком тюнинга, а техосмотра. Это соответствующие поправки в официальный нормативный акт. И здесь всё ещё проще, но судьбоноснее для некоторых автовладельцев:

  • с 1 марта 2021 года сотрудник ГИБДД имеет право аннулировать диагностическую карту, если выяснится, что владелец не проходил техосмотр, а купил его,
  • ужесточаются сами правила проведения осмотра транспортных средств,
  • кроме того, ряд источников пишет о том, что инспекторам дадут право прямо на дороге изымать СТС в случае, если выяснится незаконность изменений конструкции автомобиля – впрочем, здесь также ссылок на официальные источники нет, поэтому говорить об этом пока рано.

Можно ли поставить неродные бамперы?

Теперь давайте рассмотрим каждый из элементов тюнинга – можно его устанавливать или нет по закону, а уже ниже рассмотрим штрафы и другие риски (они есть), если это запрещено – штраф един и накладывается за изменение конструкции ТС.

Бамперы транспортного средства включены в список компонентов Техрегламента. То есть это состав автомобиля, является его неотъемлемой частью. И определённо влияет на безопасность дорожного движения (особенно, в отношении последствий при ДТП с пешеходами).

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Итак, спортивные бамперы можно ставить, если они соответствуют нескольким условиям:

  • соответствуют Правилам ЕЭК ООН для бамперов (см. рисунок ниже),
  • прошли испытания безопасности в составе Вашей модели автомобиля (проще говоря, это должны быть оригинальные бамперы).

Если хотя бы одно условие не выполнено, то придётся вносить изменения в конструкцию через ГИБДД официально.

Можно ли поставить спортивный глушитель?

Да, опять же, если он соответствует указанным выше двум требованиям. Но для глушителя предусмотрено ещё одно требование – норма шума.

И снова в дело вмешивается Техрегламент. Для легковых автомобилей максимальная норма шума составляет 96 Децибелл. Если при замере (а сотрудники ГИБДД имеют средства для замеров) выяснится, что Ваш менянный глушитель выдаёт больше, то это уже штраф 500 рублей по статье 8.23 КоАП.

Насадка на глушитель

А вот этот предмет уже не регулируется регламентом, поэтому свидетельств о соответствии для него не требуется. Другое дело, что уровень шума также должен быть в норме.

Можно ли установить литые диски?

Литые диски не являются компонентом транспортного средства, регулируемым Техрегламентом… Зато болты или гайки являются – а на неродных литых дисках они обычно отличаются от стоковых или штампованных.

Таким образом, литые диски также должны быть должным образом сертифицированы Правилами ЕЭК ООН, а также пройти испытания в составе Вашей машины, и только тогда их можно ставить по закону 2021 года.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Можно ли повесить спойлер?

Спойлеры не включены в число компонентов машины в регламенте. Значит ли это, что его установка законна? В общем и в целом, да. Спойлер, таким образом – это просто аксессуар, периферия к автомобилю, а не его компонент, на безопасность он никак не влияет, следовательно, его установка законна, и для этого не нужны никакие сертификаты соответствия.

Штрафа за установку спойлера не должно быть. Тем не менее, на практике на дороге инспекторы ДПС могут запросто потребовать предъявить документы на него.

Можно установить пороги и молдинг?

Да. Указанные предметы также не регулируются Техрагламентом, и, значит, их установка разрешена и не требует сертификации и соответствия Правилам ЕЭК ООН.

Можно ли поменять подвеску: амортизаторы или пружины?

Нет. Они являются компонентами транспортного средства и строго регулируются законом. Соответственно, замена компонентов подвески возможна только если есть оценка их соответствия Вашей модели производителем Вашего автомобиля, а также соответствие Правилам ЕЭК ООН.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Этот компонент также напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Какое наказание за незаконный тюнинг?

Если Вы установили элементы тюнинга: диски, бамперы или любые другие элементы без согласования ГИБДД и если они не могут быть установлены по закону без такого согласования, то Вас ждёт по меньшей мере 2 санкции.

Читайте также:  Как осуществляется расчет платы за коммунальные услуги - Совет Юриста

Штраф за тюнинг на 2021 год

Если Вы установили элементы тюнинга вне соответствии с Техрегламентом, то Вам положен штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП – эта санкция предусматривает за любое несоответствие условиям, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Выше мы процитировали пункт 7.18 этого перечня условий про внесение изменений в конструкцию.

Данный штраф можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с даты вынесения постановления.

Но штраф – это меньшее зло в вопросе незаконного тюнинга.

Аннулирование регистрации

Происходит оно очень просто – сотрудник ГИБДД на дороге выявляет нарушение, пишет рапорт начальнику, и тот по результату рапорта выносит решение о прекращении регистрации транспортного средства. В этом случае госномера и свидетельство о регистрации автомобиля аннулируются и объявляются в розыск.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Законное основание для прекращения регистрации ГИБДД даёт вышеупомянутый новый закон О регистрации в соковкупности его статей 18 и 20:

  • подпункт 4 пункта 1 статьи 20 предписывает, что при изменении конструкции нельзя производить регистрационные действия,
  • подпункт 6 пункта 1 статьи 18 указывает, что если есть основания, при которых регдействия не производятся, то и уже поставленный на учёт автомобиль с незаконным тюнингом подлежит принудительному прекращению регистрации.

В такой ситуации автовладельцу придётся снять незаконный тюнинг, приехать в ГИБДД на осмотр и заново зарегистрировать автомобиль, оплатив госпошлину за СТС и ГРЗ и получив новые госномера.

"Прокачай" по правилам. Что происходит с регулированием автотюнинга в РФ

Любители тюнинга по всей стране изрядно напуганы: кажется, гаишники решили серьезно взяться за нарушителей новых правил.

Разговоры в гаражах крутятся вокруг правил оформления разного рода «улучшайзинга», об «облавах», которые в разных регионах проводят сотрудники ГИБДД, чтобы выявить автомобили с незаконными изменениями. Причем автомобилистам грозят не просто штрафами, но даже закрытием регистрации автомобиля.

Под санкции могут попасть и те, кто решил «прокачать» звук в авто, установив нештатные усилители, динамики и сабвуферы, — ярким примером этого послужил недавний рейд ГИБДД в Воронеже.

Как объяснили в УГИБДД по региону, улучшение музыкальной системы в автомобиле подпадает под требования Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (по ст.12.5 КоАП (ч.

1) «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»). Разрешение на подобные перемены нужно получать и регистрировать в ГИБДД, иначе грозит штраф 500 рублей.

При этом если водитель не устранит неразрешенные изменения в отведенный срок (обычно это десять дней), то в ГИБДД могут (и должны) вовсе прекратить регистрацию автомобиля.

Давайте разберемся, откуда опасения автомобилистов, что за новые правила и стоит ли их так бояться.

Большая перемена

А ничего страшного, похоже, не произошло. Еще с 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция Постановления правительства №413 о внесении изменений в Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», которые касаются правил преобразований в конструкции авто.

Новые порядки коснулись не только ввезенных в страну подержанных автомобилей из Японии (я уже писал об этом), но и тюнинга автомобилей. В их числе: установка фаркопов, колес большого диаметра, газобалонного оборудования и так далее. Подчеркну, речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции — иначе они считаются незаконными.

Правда, сама процедура регистрации несколько усложняется.

На эту тему

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Очередной этап «тюнинговой» реформы начался 1 июля этого года, когда вступил в силу ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия».

В нем прописаны новые методы испытаний на безопасность конструкции, соответствие узлов и агрегатов и т.д. Только при выполнении всех условий и требований будет выдаваться свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС).

Главное изменение здесь в том, что отныне владелец должен будет лично сам обращаться в лабораторию для проверки соответствия нормам безопасности автомобиля и предоставить свою машину (ранее в ряде случаев допускалось это провести по фотографиям).

Информацию об изменениях теперь же передают в специальный электронный реестр, который ведет Федеральная служба по аккредитации.

Визит в такую лабораторию для любителя тюнинга может закончиться печально, если специалисты посчитают, что доработки не соответствуют требованиям безопасности. Тогда они могут их запретить, что сделает невозможным регистрацию в ГИБДД.

А в связи с тем, что таких сертифицированных лабораторий в стране совсем немного, то можно прогнозировать рост очередей.

К примеру, в Москве сейчас нужно записываться на процедуру за два месяца — лаборатория обслуживает жителей всего Центрального округа, а на осмотр одной машины в среднем приходится порядка 40 минут.

Вообще, новый ГОСТ должен был вступить в силу еще год назад, 1 июля 2020 года, но срок перенесли — испытательных лабораторий было еще меньше, чем сейчас. Теперь же их в России насчитывается более 20: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Красноярске, Благовещенске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Владивостоке…

При этом если лаборатория по итогам проверки выдает положительное заключение о внесенных изменениях, то все равно придется повторно проходить техосмотр в ГИБДД. Кстати, может еще потребоваться внесение дополнительных отметок в свидетельство о регистрации и ПТС, но эта ступень преодолевается уже по итогам встречи с представителем Госавтоинспекции.

На эту тему

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

В принципе, список узлов и деталей, внесение изменений в которые потребует дополнительной сертификации, практически бесконечен и способен напугать любого любителя тюнинга.

Судите сами, туда входят «подвеска и любые ее компоненты, рулевое управление, сиденья водителя и пассажиров, внешняя световая оптика, бамперы, выхлопная система и ее компоненты, ксеноновые и галогеновые лампы накаливания нестандартного света, дополнительное внешнее освещение, нестандартные пороги и колесные арки, газобаллонное оборудование, лебедки…». Уверяю вас, это далеко не полный список.

Именно увидев его, многие любители тюнинга испытали чувство, близкое к панике.

Я лично с этим столкнулся, когда мне позвонил один мой товарищ из Тольятти, он волновался, не признают ли незаконным изменение в конструкции фаркопа на его «Ладе», который он установил еще несколько лет назад. Он собрался в отпуск с семьей на Черное море и беспокоился, как бы в дороге сотрудники ГИБДД не придрались в этой части.

Придраться, как считается, можно в любой момент и к любому человеку — было бы желание. Поэтому давайте попробуем разобраться, какие изменения — «в законе», а какие нет.

Тяни-толкай

Для начала обратимся к официальному документу: «Тягово-сцепное устройство (фаркоп) должен соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки.

Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС».

Объясняю: если какой-то элемент конструкции разрешен (предназначен) для установки на автомобиль конкретной модели, можете делать это совершенно спокойно.

Значит, если на «Ладе» есть специальное место для установки фаркопа, то и устанавливать его можно безо всяких опасений. Но с условием, что это устройство предназначено именно для автомобилей «Лада». Так что предварительно посмотрите документы на это ТСУ.

А чтобы быть совершенно уверенным в законности своих действий, можете внимательно изучить «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС) — свидетельство, которое подтверждает соответствие автомобиля определенным требованиям. Документ совсем не секретный и есть у каждой модели; ознакомиться с ним можно в интернете (номер ОТТС указан в ПТС автомобиля). Там и прописано, что может быть установлено на машине.

И, если сотрудник полиции попытается доказать «факт незаконного внесения изменения в конструкцию», отправьте его изучать ОТТС вашего авто. А еще лучше — предъявите документ на ТСУ, где будет указано, что оно изготовлено для таких-то моделей автомобилей.

Из этого делаем вывод: если вы приобрели в магазине какое-то оборудование, имеющее сертификат, и установили его на «родной» автомобиль, то ничего регистрировать не нужно.

Это — разрешено! Тем более, по сути, это — быстросъемная конструкция (так же, как и фаркоп или крышка грузового отсека для пикапа), и нет даже самого факта переоборудования автомобиля.

Разрешена и установка разных «наборов для тюнинга», если они одобрены производителем.

На эту тему

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

А вот к кому точно будут претензии, так это к тем, кто установил самодельный багажник, чтобы, например, возить на дачу шестиметровый брус… Однозначно запрещается установка рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора (пункт 3.

4 Техрегламента 018/2011) — это касается и фар, и даже подсветки номера. Запаска, красиво закрепленная снаружи (скажем, на задней двери «Газели» или «Ларгуса»), теперь тоже вне закона: ГОСТ 33670–2015 (пункт А.26.

10) предписывает, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены «в местах, предусмотренных изготовителем».

Конечно, как и раньше, придется сертифицировать и установку газобалонного оборудования (впрочем, эту услугу, как правило, предоставляют официальные мастерские как бонус за проведенную работу).

То есть лично я не вижу повода для паники: никаких серьезных изменений в уже существовавшую ранее процедуру для «узаконивания» тюнинга не произошло.

Читайте также:  Починка канализации в квартире, где никто не живет - Совет Юриста

Разве что проверки со стороны ГИБДД стали более регулярными, что усложнило жизнь любителям заниженных «Приор», «колхозного» ксенона или «бигфутов» (автомобилей, установленных на несоразмерно огромные колеса). Но в Правилах дорожного движения (Перечень основных положений, п. 7.

18), есть пункт, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД… или иных органов, определяемых Правительством РФ». Некоторые «чрезмерно рьяные» сотрудники полиции считают, что этот пункт — индульгенция для них на все случаи жизни.

На самом деле это не так: они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства. И тут вам в помощь знание закона и сертификат на тот же самый фаркоп, который вы предусмотрительно положили в бардачок.

Еще раз напомню: штраф за «самопал» без регистрации — 500 рублей; не устранили незаконные изменения в течение десяти дней — регистрация транспортного средства прекращается. Кстати, за езду на автомобиле с аннулированной регистрацией предусмотрены куда большие санкции — 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до трех месяцев.

Музыка нас связала…

Но как все это связать с борьбой воронежских сотрудников ГАИ с любителями усовершенствовать автозвук в своей машине? Ведь, согласно ГОСТу, установка нештатного головного устройства (магнитолы) не является внесением изменений в конструкцию автомобиля, так же, как и других, более мощных динамиков (но на штатных местах).

Здесь есть исключения: если владелец машины полностью переделал для этого систему электропитания или врезал дополнительные динамики в двери, где установлены подушки безопасности; или для размещения сабвуфера разрезал металлическую деталь кузова.

Тогда это действительно будет считаться внесением изменений в конструкцию со всеми вытекающими последствиями.

Чаще всего подобные изменения «на глаз» обнаружить довольно сложно, поэтому смею предположить, что если бы таким автомобилем управлял обычный водитель, то изменения могли бы остаться незамеченными. Но обычно это бывают те самые любители устроить дискотеку на городских улицах или во дворах, которые напрочь не считаются со временем дня (или ночи).

На эту тему

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Для наказания владельцев шумных машин в ночное время даже существуют нормы и штрафы во многих региональных КоАП (например, ст.3.13 КоАП предусматривает штраф — 1–2 тыс. руб.).

Однако полиции ловить таких «очень громких автомобилистов» непросто, поэтому, видимо, сотрудники ГИБДД в том же Воронеже решили пойти своим путем, обвинив их в незаконном внесении изменений в конструкцию.

Подтверждением моего предположения, на мой взгляд, является и рассказ знакомого из Воронежа, что в их городе действительно была проблема со стритрейсерами, которые регулярно проводили встречи, в ходе которых устраивали импровизированные соревнования в мастерстве вождения и включали при этом крайне громкую музыку.

Насколько при этом реально были нарушены требования Технического регламента, ГОСТа и ПДД, предстоит еще разобраться. Но количество водителей, которые в этом городе устанавливают в автомобиль очень громкую музыкальную систему, — явно сократится.

А сегодня можно сделать только первые выводы. Похоже, в нашей стране началась полноценная «охота» на автомобили с разными доработками и переделками, чтобы сделать бессмысленным чудовищный «тюнинг», созданный в гараже без понимания, что такое ГОСТ и безопасность. При этом у ГИБДД для этого появились все необходимые нормативные инструменты.

В гибдд объяснили, как ставить на учет машину с допами. подробности :

В России продолжается дефицит новых машин, связанный с перебоями поставок. В таких условиях дилеры продолжают навязывать дорогое дополнительное оборудование при покупке, а в противном случае просто отказывают в продаже. В сети обсуждают необычный способ вернуть деньги за допы, связанный с постановкой машины на учет в ГИБДД. Autonews.ru выяснил, работает ли такая схема. 

Откуда взялась проблема с допами

Дефицит автомобилей на российском рынке настолько острый, что нередко к рекомендованной розничной стоимости автомобиля дилеры прибавляют от 200 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от модели.

Сегодня российское законодательство не защищает покупателя от дилерской наценки с допоборудованием. Единственной зацепкой для клиента может стать зафиксированная письменно цена (причем даже в мессенджере). Но если дилер открыто говорит, что по прайс-листу машина стоит 2 млн рублей, а сам продает ее за 3 млн рублей с допоборудованием, то нарушений здесь на самом деле нет.

«По факту спрос таков, он позволяет торговать на этом уровне маржинальности. Текущий спрос порождает такой уровень цен, и они не станут меньше. Цены являются компенсирующим фактором соотношения спроса и предложения», — объясняет позицию дилеров руководитель группы компаний «Прагматика» Владислав Рыдаев.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Дефицит автомобилей на российском рынке позволил дилерам отказывать в продаже машин без дополнительного оборудования. ( Shutterstock)

Внесение изменений в конструкцию

Согласно растиражированной схеме, дополнительное оборудование от дилера (например, нештатная спутниковая сигнализация) считается внесением изменений в конструкцию, что запрещено без одобрения типа ТС в специальной лаборатории. И если собственник машины во время госрегистрации в ГИБДД перечислит там свое допоборудование, то инспектор, якобы, откажет ему в постановке на учет, сославшись как раз на изменение в конструкции.

После этого собственнику с отказом в регистрации предлагают вернуться обратно к дилеру, объяснить ситуацию и снять оборудование. Далее дилер должен вернуть клиенту стоимость всех установленных опций.

После того, как информация разошлась по автомобильным пабликам, многие водители забеспокоились, что в случае покупки у дилера допоборудования им может быть отказано в постановке машины на учет в ГИБДД.

 

Что об этом говорят в МВД

Как выяснил Autonews.ru, в реальности ситуация с допоборудованием и регистрацией обстоит иначе. В ответ на запрос представители МВД России разъяснили правила регистрации автомобилей и заверили, что никаких угроз с отказом в данной процедуре для автомобилей с дилерским допоборудованием быть не может.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Инспектор может отказать автовладельцу в постановке на учет, сославшись как раз на изменение в конструкции транспортного средства. ( Александр Авилов / Агентство «Москва»)

В соответствии с положениями Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», внесение изменений, не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства, действительно регулируются особым образом. Но здесь есть важный нюанс.

«Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобилей, в случаях отсутствия указанных документов. К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория», — объяснили в МВД России.

То есть официальный дилер как раз является тем самым источником, который обладает информацией о конструкции автомобиля. И оборудование, которое дилер устанавливает уже после выхода машины с завода, не может стать причиной отказа в государственной регистрации.

«Таким образом, установка дополнительного оборудования не является внесением изменений в конструкцию», — резюмировали в МВД.

Одобрение типа ТС в лаборатории

В МВД также напомнили, что в некоторых случаях собственники автомобилей все-таки могут столкнуться со сложностями во время регистрации в ГИБДД.

Однако это касается машин, конструкция которых была изменена самим собственником после выезда из дилерского центра.

Например, проблемы могут возникнуть в случае установки на автомобиль дисков не того размера или фаркопа, а также нештатного багажника и любых других элементов тюнинга.

«Решение о возможности таких изменений принимается уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции в каждом конкретном случае по результатам рассмотрения заявления и предоставленных документов.

Внесение изменений в конструкцию необходимо легализовать, то есть пройти предусмотренные процедуры, а также внести соответствующую информацию в реестр транспортных средств и документы автомобиля», — уточнили в МВД России.

Установка допоборудования в авто: новые правила - Совет Юриста

Водителя уже тюнингованного автомобиля теперь ждет прохождение техосмотра, а после этого — личная поездка в лабораторию. ( WhistlinDiesel / youtube.com)

Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей в 2021 году

 22 апрель 2021  Лада.Онлайн    228 880         

С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.

Что изменилось?

Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными. 

  • С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
  • С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.

Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.

Какой тюнинг и доработка являются незаконными?

Незаконным считается то, что есть в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. 

Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.

Читайте также:  Можно ли восстановиться на бюджет после отчисления - совет юриста

Какой тюнинг и доработки могут быть установлены

Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:

  • подвеска и любые ее компоненты
  • рулевое управление и рулевое колесо
  • сиденья водителя и пассажиров
  • внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
  • бамперы
  • выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
  • ксеноновые лампы
  • галогеновые лампы накаливания нестандартного света
  • любые спойлеры
  • нестандартные пороги
  • нестандартные колесные арки
  • подкрылки
  • дополнительное внешнее освещение
  • багажник на крыше
  • колесные проставки
  • газобаллонное оборудование
  • «кенгурятники»
  • лайтбоксы на крыше
  • мониторы для трансляции рекламы
  • «плавники»
  • фаркопы
  • лебедки
  • тюнинг двигателя (чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
  • колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)

Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015.

Разъяснения по отдельным элементам тюнинга

Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:

Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.

Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.

Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.

Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.

Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.

Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем. 

Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.

Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.

Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.

Про нештатную магнитолу и сабвуфер (Teyes и пр.): Можно, но не всегда (см. разъяснения). 

Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки.

Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия».

 Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.

Однако при этом в Перечне есть пункт 7.

18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.

Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).

Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.

Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию.

У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу.

Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.

Официальные разъяснения от ГИБДД:

Лифт подвески. Проставки для увеличения дорожного просвета являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Тягово-сцепное устройство (фаркоп).

Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство, должны соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки.

Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.

Лебедка и холодильно-обогревательное оборудование. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС.

Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности.

Колеса большего радиуса.

При установке на транспортное средство колес размерности, не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в «Одобрении типа транспортного средства».

Переоборудование под перевозку грузов. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанных с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, тента, необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Легкосъемные компоненты.

Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля, не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.

Ответ ГУ МВД (подробней):

Тюнинг обвес. Чтобы законно ездить на автомобиле с тюнинг обвесом нужно получить решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. Чтобы перерегистрация прошла успешно нужно иметь на руках декларацию о соответствии от производителя тюнинг обвеса.

Что одобрено к установке по ОТТС

  • Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.
  • Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:
  • фото lanc06

Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска. Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).

Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:

Касается ли это оригинальных аксессуаров?

Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:

Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.

Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.

Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.

Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?

В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде.

  1. советует адвокат.
  2. Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…
  3. Где купить оригинальные аксессуары для LADA:
  4. Ключевые слова: новые законы и правила

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *