Дети ОВЗ в детском саду — Совет Юриста

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах.

Некоторые воспитатели не прошедшие курсы  (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску.

Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи.

Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО.

А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Читайте также:  Выделение долей в квартире - Совет Юриста

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

3 Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

20 комментариевДети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

2

Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

Статьи

Психология и педагогика

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

21 августа 2018

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно официальному определению, — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий.

При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа — это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте Fgosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании — то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

  • Дети с нарушениями слуха.
  • Дети с нарушениями зрения.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Дети со стойкими нарушениями интеллекта.
  • Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
  • Дети с нарушениями речи.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций.

Степень сохранности — это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные — значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже.

Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.
  • Проблемы с познавательной деятельностью.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования.

Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи.

Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии — это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям.

И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры.

Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми.

В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Купить

Задачи обучение детей с ООП:

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях.

Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья.

Производить таким образом комплексный подход — это идеальный вариант.

В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов — например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

Подробнее об инклюзивном образовании:

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

Читайте также:  Аттестат с отличием после 11 класса в 2019 году - условия выдачи - Совет Юриста

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Конфликты в садике и судебные дела: советы юриста | Марина Петрова

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

В последнее время мне как руководителю Дальневосточной ассоциации дошкольных организаций пришлось разбираться с конфликтными ситуациями, которые возникли  с клиентами в некоторых частных садах и развивающих центрах.

Часть из этих ситуаций переросла в судебные дела. Чтобы помочь руководителям избежать таких неприятностей или хотя бы минимизировать их последствия, я и решила написать эту статью.

Ситуация первая. Родители через суд требуют принять в сад больного ребенка

В детском саду (ИП, работает как уход за детьми) ребенку во время тихого часа стало плохо, эпилептический припадок. Сотрудники сработали правильно: вызвали скорую помощь, родителей.

Мама уверяла, что это впервые. Сначала собирались обследоваться, но все-таки пришли опять в сад. Воспитатель сказала, что такую ответственность на себя взять не может.

Руководитель решила этому ребенку отказать.

Мама не возражала, но тут вмешался дедушка, который заявил, что отказывать не имеют права. Написал жалобу в Роспотребнадзор, а потом подал на ИП в суд. Защищал предпринимателя, к сожалению, не наш юрист. Дело в первой инстанции было проиграно.

Решение суда: выплатить 60 000 рублей истцу — отсутствие в саду в течение 2 месяцев плюс моральный ущерб (хотя в сад ребенок не ходил и сад, естественно, не оплачивали). Были, к сожалению, косяки юриста в том, как она вела дело, но самое основное – это ошибка самого предпринимателя при составлении договора.

Какая же была основная ошибка?

В договоре не было четко прописано, как исполнитель (то есть руководитель сада) может в одностороннем порядке прекратить действие договора. Этот пункт был упущен вовсе. Получалось, что договор может расторгнуть только клиент. Ну и, конечно, не был прописан алгоритм прекращения действия договора  — кто что должен сделать, как и кого уведомить и в какой срок.

Не будем сейчас вдаваться в юридические тонкости, что такое «расторжение договора», что такое «прекращение действия договора». Это разные понятия, которые влекут за собой разные процессы. Основное – это то, что, согласно этому договору, у руководителя руки были связаны.

Что следовало сделать в данном случае?

Нужно было внести в договор условие, при котором исполнитель услуги может в одностороннем порядке прекратить действие договора. Статья 782 Гражданского кодекса это разрешает. Однако надо соблюсти все необходимые процедуры.

Рекомендую обязательно прописать в договоре условия, при которых вы можете расторгнуть договор, и те действия, которые должны этому предшествовать. Например, уведомить письменно клиента за определенное количество дней, получив его подпись на уведомлении. Если же клиент отказывается подписывать, то нужно послать уведомление почтой.

Ситуация вторая. Родитель обвиняет сад в нанесении травмы ребенку

ИП, развивающий центр. Все дети застрахованы. Используется договор, который мы специально составляли с нашим юристом.

В договоре написано, что руководитель ведет журнал учета детей, где при приеме ребенка и его «выдаче» родителям, вносится запись, которая подкрепляется подписью родителя или законного представителя.

Эта подпись свидетельствует, что услуга оказана и у клиента претензий нет.

В один из дней (это была пятница) за ребенком пришла не мать, а ее знакомый, который был внесён в список тех, кому можно забирать ребенка. По каким-то причинам воспитатель не проследила, чтобы запись в журнале была сделана.

После выходных, в понедельник, мать девочки позвонила в сад и сказала, что ребенка из сада привели с ушибом носа и потребовала возмещения ущерба. Когда ей в этом отказали, она подала в суд.

Суд принял сторону родительницы, несмотря на то, что в помещении  были свидетели, что ребенок покинул центр здоровым. А человек, который забрал ребенка, привез ее к матери только через несколько часов.

Одним из основных аргументов было то, что в журнале учета детей не было записи о том, что ребенок покинул сад здоровым. То есть руководитель не смог доказать тот факт, что травма была получена в другом месте.

При этом документы из травмпункта свидетельствовали, что это была царапина, поэтому страховая компания не увидела в этом «незначительном происшествии» страхового случая.

Что следовало сделать в данном случае?

Следить за тем, чтобы журнал учета велся постоянно, так как это – доказательство того, что претензий у клиентов нет. Желательно установить видеонаблюдение и сохранять записи в течение трех дней.

Ситуация третья. Родитель обвиняет воспитателей в халатности

ИП, детский сад. Ребенок только второй день находится в детском саду. Его привез отец, который на прощание сказал: «Я тебя подожду в машине».

Улучив момент, ребенок вышел из здания (хотя входная дверь блокируется, но в этот раз блокировки не было) и пошел к стоянке. Прошел он всего пару шагов, его заметили и привели назад. Ничего не произошло.

Вечером руководитель сада рассказала родителям об этом происшествии, на что отец ребенка устроил страшный скандал, написал заявление в полицию, прокуратуру, Минобразования и далее по списку. Началось расследование.

Ничего же не случилось, скажете вы. Что можно инкриминировать в данном случае? Дело дошло до Уголовного Кодекса, там есть такая статья, которая предусматривает наказание за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей.

Внимание к мелочам

Во всех этих случаях и сами руководители, и их сотрудники — опытные и ответственные люди, работают уже давно, у них прекрасная репутация. Но эта репутация не спасает в том случае, когда по небрежности, забывчивости или невниманию случается ЧП.

Я описала ситуации в общих чертах, там ещё много нюансов, в том числе необдуманных поступков и показаний самих сотрудников, которыми они буквально «закапывают» себя и своих руководителей.  Однако основное, что я хочу донести до вас – нужно быть внимательным к мелочам, потому что именно из таких «мелочей» могут получиться крупные неприятности.

Как себя вести, если случилось ЧП

Давайте также разберем, как себя вести, если случилось ЧП. Например, дети играют на площадке, воспитатели стоят рядом. Один ребенок залезает на шведскую стенку, другой лезет за ним, у верхнего соскальзывает рука и он падает на нижнего. В результате — сильный ушиб и растяжение. Все происходит мгновенно, воспитатели успели только «ах» сказать.

Что делать и кто виноват?

  1. Оказать первую помощь (если проходили курсы первой помощи)
  2. Вызвать врача/скорую помощь
  3. Позвонить родителям
  4. Можно заснять на телефон ребенка и отправить родителям, чтобы их успокоить, а также, чтобы у вас осталось свидетельство.

    Кстати при любом несчастном случае или ЧП это тоже рекомендуется делать для облегчения дальнейшего расследования

  5. Составить акт и протокол о несчастном случае
  6. Взять от сотрудников объяснительные
  7. Все эти документы держать у себя
  8. Поинтересоваться у семьи, нужна ли помощь.

Как может развиваться такая ситуация?

При обращении в медицинское учреждение врач обязан спросить, где была получена травма. Затем он обязан передать эту информацию в полицию. Особенно, если травма получена несовершеннолетним.

Задача полиции – выяснить, не было ли насилия над ребенком, умышленного причинения вреда здоровью, побоев и т.д. Если это был несчастный случай, то полиция дело не заводит. Но здесь уже будет разбираться ситуация, были ли дети под надлежащим присмотром воспитателя. Если нет – это очень плохо для воспитателя и может быть переквалифицировано в более тяжкую статью.

Ребенок должен быть всегда в поле зрения сотрудника, который за ним присматривает.

Даже если правоохранительные органы не видят состава преступления, это не мешает родителям требовать компенсации и для этого подать в суд на руководителя организации и воспитателя. Коллективная страховка, которую я рекомендую оформлять на детей, может смягчить данную ситуацию.

Также настоятельно рекомендую позвонить юристу, если случилось ЧП, он поможет не совершить ошибок, которые в последствии могут повредить вам.

А у вас случались ЧП в детском центре? Чем закончилось дело? Поделитесь в х.

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети ОВЗ в детском саду - Совет Юриста

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.

12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство.

Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов.

Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования.

При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования.

Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество.

Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание.

Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *