Невыполнение целевого договора об образовании — Совет Юриста

Чем чревато нарушение порядка расторжения договора о целевой подготовке специалиста? На что нужно обращать внимание работникам кадровых служб при трудоустройстве выпускников государственных учреждений образования?

Невыполнение целевого договора об образовании - Совет Юриста

На эти и другие вопросы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, отвечает главный правовой инспектор труда Брестского обкома профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Сергей Василюк.

– В моем направлении на работу указана дата прибытия к месту назначения. Я должен быть на рабочем месте именно в этот день?

Евгений, Брест

– Согласно п.

27 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (утверждено постановлением Совета Министров от 22 июня 2011 г. № 821), выпускник обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно п. 4 ст.

83 Кодекса об образовании сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.

Для лиц, получивших высшее образование по профилю «здравоохранение», срок обязательной работы по распределению исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста.

– Я получил среднее специальное образование и был направлен по распределению в учреждение культуры. Отработав месяц, поступил в вуз и был уволен. Через год после начала учебы меня отчислили за неуспеваемость. Обязан ли я доработать обязательный срок по распределению?

Сергей, Пинск

– Вам необходимо обратиться в учреждение образования, которое вы окончили, за направлением на работу.

В случае отчисления студента из университета, не отработавшего срок обязательной отработки по распределению после получения среднего специального образования, такой порядок действий регламентирован п.1 ст.85 Кодекса об образовании.

Согласно п. 3 ст. 85 Кодекса об образовании срок обязательной работы по распределению будет уменьшен на отработанное время.

– Каков порядок расторжения договора о целевой подготовке специалиста и что будет, если его нарушить?

Светлана, Кобрин

– Расторжение договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) возможно в случаях, предусмотренных п.п. 7, 8 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров от 22 июня 2011 г. № 821. Согласно п.

13 упомянутого документа при нарушении порядка расторжения договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) ответственность по возмещению в республиканский или местные бюджеты средств, затраченных государством на его подготовку на условиях целевой подготовки, солидарно несут заказчик кадров и сам гражданин.

– На какие вопросы следует обращать внимание работникам кадровых служб при трудоустройстве выпускников госучреждений образования?

Ирина Ивановна, специалист отдела кадров, Барановичи

– Согласно п.

32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года – после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявление ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.

Галина Строцкая, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Штрафные санкции в случае отказа целевика в одностороннем порядке от исполнения договора о целевом обучении

Правительство РФ Постановлением от 21 марта 2019 г. № 302 (далее –Положение) утвердило:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее – Положение);
Правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета;

Типовую форму договора о целевом обучении (далее – Договор).

  • «Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает», — сказано в Пояснительной записке к документу.
  • Основания для наложении штрафа
    В соответствии с Положением целевик при неисполнении обязательств по обучению и (или) осуществлению трудовой деятельности несет ответственность по Договору в следующих случаях:
    при отчислении из организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – организация), в которой он обучался в соответствии с Договором (за исключением отчисления в порядке перевода и по основаниям, установленным Положением);
    — если целевик освоил образовательную программу и не приступил к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с Договором;
    — если целевик освоил образовательную программу и не прошел аккредитацию специалиста до истечения срока прохождения аккредитации специалиста (6 месяцев);
    — если трудовой договор расторгнут целевиком по собственному желанию в соответствии со статьей 80 ТК РФ до истечения срока, указанного в Договоре (не менее 3 лет);
    — в случае перевода целевика по его инициативе на обучение с характеристиками обучения, не соответствующими Договору, если стороны не пришли к соглашению;
    — в случае расторжения трудового договора в соответствии с пунктами 3, 5 — 11 части первой статьи 81, пунктами 1 и 2 части первой статьи 336, статьями 34811 и 34811-1 ТК РФ до истечения срока, указанного в Договоре ( не менее 3 лет);
    — если специальность, направление подготовки вуза, на обучение по которым переведен целевик, не входят в перечень специальностей, направлений подготовки высшего образования, по которым Правительством РФ была установлена квота на дату приема на целевое обучение, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, на территории которого может быть трудоустроен целевик в соответствии с Договором не входит в перечень субъектов РФ, установленный на дату приема, а перевод осуществлен по инициативе целевика.

Кому выплачивается штраф
В перечисленных случаях Договор о целевом обучении расторгается, заказчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств, а целевик в соответствии с п. п.

41, 42 Положения обязан возместить заказчику в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер поддержки, рассчитанные на дату осуществления соответствующих затрат на соответствующей территории (без применения ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), посредством перечисления денежных средств на лицевой счет заказчика .
В случаях неисполнения целевиком, принятым на целевое обучение в вуз за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленной квоты, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, целевик выплачивает вузу, в котором он обучался, штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение в вузе за счет средств федерального бюджета (далее — штраф).
В случае обучения целевика в соответствии с Договором в нескольких вузах (в результате перевода из одной организации в другую), получателем штрафа является последняя из таких организаций. Если целевик обучался в нескольких организациях в сетевой форме, то получателем штрафа является организация, в которую он был принят в пределах установленной квоты.

Целевик не позднее 12 месяцев со дня получения требования к выплате штрафа выплачивает штраф посредством перечисления денежных средств на лицевой счет получателя штрафа.

В случае невыплаты целевиком штрафа в установленный срок при отсутствии оснований, получатель штрафа осуществляет взыскание штрафа в судебном порядке.

Цена штрафных санкций
Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии с п. 58 Положения. В частности:

— если целевик завершил освоение образовательной программы на условиях Договора и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах 3 лет;

— если целевик не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях Договора, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного ФГОС (с учетом формы обучения и иных условий, установленных ФГОС).

  1. К кому не применяются штрафные санкции
    В соответствии с п. 61 Положения целевик освобождается от выплаты штрафа при наличии следующих оснований:
    — освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по Договору в соответствии с Положением;
  2. — является единственным родителем, имеющим 3 и более детей.
  3. Источник:

Постановление_Правительства РФ   «О целевом обучении от 21 марта 2019 г.»
www.abiturient.ispu.ru/images/docs/2019/Info/Cel/
Рекомендации Рособрнадзора от 11 марта 2019 г. «В связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения».

ww.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=7670

http://government.ru/news/36135/

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге

Вс решал, должен ли «целевик» вернуть деньги за учебу — новости право.ру

В августе 2012 года администрация города Камышин дала Дарье Тимошенко целевое направление в ВУЗ. Тимошенко поступила в Волгоградский медуниверситет на специальность «Лечебное дело» вне конкурса, а ее обучение оплатила администрация города.

Девушка заключила трехсторонний договор о целевом направлении с городской больницей и комитетом здравоохранения администрации города, а после ликвидации последнего – с комитетом по образованию. По условиям, после обучения «целевик» должен пять лет проработать в городской больнице. А спустя еще несколько месяцев стороны заключили допсоглашение.

В нем указали, что муниципалитет должен обеспечить еще и послевузовское профобразование (то есть интернатуру). За 6 лет (с 2012 по 2018) администрация города Камышин заплатила за ее учебу 462 000 руб. 

Практика Вернуть целевой кредит на обучение: решение Мосгорсуда

После университета Тимошенко планировала продолжить обучение и пойти в ординатуру (к тому времени интернатуру отменили, и получать специализацию можно было в ординатуре), но по ее словам, местная администрация ничего ей не ответила по поводу дальнейшей оплаты.

Поэтому сразу после получения диплома выпускница приступила к работе терапевтом в одной из городских больниц Камышина, как и требовал договор с местной администрацией. Но вместо пяти лет она отработала около года. В августе 2018-го она попросила уволить ее по собственному желанию из-за поступления в ординатуру.

Читайте также:  Изменение цвета стен дома застройщиком - Совет Юриста

Тимошенко объяснила, что администрация города не согласилась оплатить ей учебу, поэтому она получит образование за свой счет. Главврач подписал заявление об увольнении, а вот местная администрация оказалась против. Она посчитала, что за 11 месяцев работы в больнице Тимошенко отработала лишь часть расходов на учебу (70 500 руб.).

Чтобы вернуть оставшуюся сумму, комитет по образованию администрации Камышина обратился в суд.

Взыскал неотработанное «целевое»

Истец просил взыскать почти 391 000 задолженности (из общей суммы обучения 462 000 руб. вычли 70 500 «отработанных») и 2 500 руб. процентов за пользование чужими деньгами.

 С требованиями Тимошенко не согласилась. Молодой врач решила, что администрация не выполнила свои обязанности.

По соглашению ей должны были обеспечить послевузовское профессиональное образование, но за обучение в ординатуре по факту она платит сама. 

Юррынок Студентки и студенты: кому сложнее учиться на юрфаке

Камышинский городской суд пришел к выводу, что между Тимошенко и администрацией возникли гражданско-правовые отношения, и применил нормы ГК. Суд учел, что согласно ст. 309 ГК («Общие положения») стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом.

Первая инстанция отметила, что истец оплатил обучение, а вот Тимошенко свои обязанности по договору не выполнила и не отработала в больнице пять лет. Поэтому городской суд удовлетворил иск администрации и взыскал с молодого врача почти 394 000 руб. (дело № 2-35/2020).

Решение устояло в апелляции, без изменения его оставила и кассация. Тогда Тимошенко пожаловалась в Верховный суд.

Вынужденно оплатила ординатуру сама

Обучение по целевому договору. Ответственность гражданина за неисполнение обязательств по договору

Основные сведения о целевом договоре

  • Одной из форм получения бесплатного среднего профессионального, высшего образования является обучение по целевому договору.
  • Квоты приема на целевое обучение могут устанавливаться Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
  • Соответственно, обучение на целевом месте осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации, либо местного бюджета.

Гражданин, поступающий на обучение, заключает договор с заказчиком целевого обучения (федеральный закон от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 56).

Заказчиком по договору о целевом обучении может быть федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Меры поддержки обучающегося со стороны заказчика

Заказчик предоставляет студенту в период его обучения меры поддержки.

Заказчик может гарантировать предоставление таких мер поддержки, как меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, оплату проезда к месту обучения, дополнительную стипендию во время обучения и других мер. Также заказчик гарантирует трудоустройство выпускника, предоставляя ему работу по специальности после окончания обучения.

Обязательства обучающегося по целевому договору

Гражданин, заключая договор о целевом обучении берет на себя обязательства освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, а по окончании отработать не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией в установленные договором сроки.

В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Основания для освобождения гражданина от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении

Гражданин, заключивший договор о целевом обучении, может инициировать расторжение договора без негативных последствий для себя при обстоятельствах, которые перечислены в III Разделе Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования…»:

  1. 1) уход за сыном, дочерью, родителем, супругом (супругой), признанными в установленном порядке ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, если гражданин обучался по образовательной программе не по месту их постоянного жительства;
  2. 2) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если гражданин обучался не по месту военной службы супруга (супруги);
  3. 3) гражданин признан в установленном порядке инвалидом I или II группы.
  4. Аналогичные основания плюс несколько дополнительных к ним могут освободить гражданина от ответственности за неисполнение целевого договора в части осуществления трудовой деятельности в оговоренные договором сроки.

Негативные последствия за нарушение гражданином целевого договора

Гражданин в случае неисполнения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по обучению и (или) осуществлению трудовой деятельности обязан возместить заказчику в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

Сумму понесенных расходов рассчитывает заказчик и предъявляет её гражданину в месячный срок после расторжения целевого договора (п. 43 ПП № 302).

Если гражданин, который обучался за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не исполнит обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, то он должен будет выплатить штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина (п. 53 ПП № 302).

Если гражданин не освоит образовательную программу и будет отчислен из образовательной организации, то размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (п. 58 ПП № 302).

Как работает целевое обучение?

Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?

Одна сессия стоит 36 000 Р, но я поступила на бюджет.

Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.

Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем.

Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие.

А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

По направлению подготовки «Фундаментальная информатика и ИТ» 10% бюджетных мест выделено на целевое обучение, работать можно по всей стране

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.

Вот как это работает на примере из медицинской сферы:

  1. Заказчик — тот, в чьих интересах ведется подготовка кадров, например комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. В ходе обучения он обязан оказывать меры поддержки, например платить стипендию и оплачивать проезд до места практики. Меры поддержки могут быть нематериальными вроде гарантированного места для прохождения практики.
  2. Гражданин — абитуриент или нынешний студент.
  3. Работодатель — юридическое лицо, где студент будет обязан работать не менее трех лет после обучения. Часто заказчик и работодатель — одно и то же лицо. Но для примера возьмем городскую больницу № 14 в Петербурге.
  4. Образовательная организация — высшее учебное заведение, где гражданин будет учиться. Скажем, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.

Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:

  1. Когда заключен договор о целевом обучении: до 30 марта 2019 года или после.
  2. Предполагал ли договор поступление по квоте целевого приема.

Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.

Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р: семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.

Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении.

В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.

Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.

Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Задать свой вопрос

Минобрнауки России от 07.12.2016 N ЛО-1841/05
"О целевом приеме и целевом обучении"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2016 г. N ЛО-1841/05

О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ И ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ

Во исполнение пункта 4 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве Минобрнауки России информирует о возможности применения механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

Механизм целевого приема и целевого обучения определен статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Читайте также:  Хранение частей оружия без лицензии - Совет Юриста

———————————

См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 2, 3. — Ред.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Согласно части 3 статьи 56 Федерального закона целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме.

Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (далее — заказчик целевого приема), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 .

———————————

См. Образование в Документах. — 2014. — N 2. — С. 12 — 25. — Ред.

В соответствии с Правилами заказчик целевого приема направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, после чего образовательная организация в течение 10 календарных дней сообщает заказчику целевого приема о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема.

При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме заказчик целевого приема в течение 5 календарных дней направляет образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных заказчиком целевого приема самостоятельно (далее — граждане).

Отбор кандидатов для участия в конкурсе в рамках целевого приема, заключение договоров о целевом обучении и формирование списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, осуществляется заказчиком целевого приема самостоятельно (п. 6 Правил).

Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения.

Согласно Правилам договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Заказчик целевого приема до начала целевого приема в письменной форме информирует образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении.

Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с заказчиком целевого приема и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 56 Федерального закона федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

Заключение указанных договоров возможно как с лицами, обучающимися по программам высшего образования, так и с теми, кто осваивает образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе в профессиональных образовательных организациях. При этом законодательством об образовании установлены единые требования к целевому обучению для среднего профессионального и высшего образования.

Обязательными условиями целевого обучения (как в случае поступления по целевому приему, так и вне его) является трудоустройство выпускников и оказание мер социальной поддержки студентам в виде стимулирующих выплат и стипендий, компенсации затрат на жилье, оплаты образовательных услуг и т.п.

Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Аналогичная ответственность предусмотрена и для заказчиков целевого приема, не обеспечивших трудоустройство выпускника.

Минобрнауки России рекомендует рассмотреть возможность использования механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц.

При рассмотрении указанного вопроса Минобрнауки России просит обратить внимание на доступность для абитуриентов и студентов информации о возможности заключения соответствующих договоров, а также на создание организациями, в которые планируется трудоустройство выпускников, условий для работы лиц с инвалидностью и ОВЗ в случае заключения договоров с указанными лицами.

Заместитель министра

Л.ОГОРОДОВА

Обучение по целевому договору. Ответственность гражданина за неисполнение обязательств по договору

  • Основные
    сведения о целевом договоре
  • Одной
    из форм получения бесплатного среднего
    профессионального, высшего образования
    является обучение по целевому договору.
  • Квоты
    приема на целевое обучение могут
    устанавливаться Правительством
    Российской Федерации, органами
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органами местного
    самоуправления.
  • Соответственно,
    обучение на целевом месте осуществляется
    за счет бюджетных ассигнований
    федерального бюджета либо бюджета
    субъекта Российской Федерации, либо
    местного бюджета.

Гражданин, поступающий на обучение, заключает договор с заказчиком целевого обучения (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 56).

Заказчиком
по договору о целевом обучении может
быть федеральный государственный орган,
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, орган местного
самоуправления, юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель.

Меры
поддержки обучающегося со стороны
заказчика

Заказчик
предоставляет студенту в период его
обучения меры поддержки.

Заказчик может
гарантировать предоставление таких
мер поддержки, как меры материального
стимулирования, оплату дополнительных
платных образовательных услуг, оказываемых
за рамками образовательной программы,
предоставление в пользование и (или)
оплату жилого помещения в период
обучения, оплату проезда к месту обучения,
дополнительную стипендию во время
обучения и других мер. Также заказчик
гарантирует трудоустройство выпускника,
предоставляя ему работу по специальности
после окончания обучения.

  1. Обязательства
    обучающегося по целевому договору
  2. Гражданин,
    заключая договор о целевом обучении
    берет на себя обязательства освоить
    образовательную программу, указанную
    в договоре о целевом обучении, а по
    окончании отработать не менее трех лет
    в соответствии с полученной квалификацией
    в установленные договором сроки.
  3. В
    случае неисполнения гражданином,
    заключившим договор о целевом обучении,
    предусмотренных договором о целевом
    обучении обязательств по освоению
    образовательной программы и (или)
    осуществлению трудовой деятельности
    в течение трех лет, он обязан возместить
    заказчику целевого обучения расходы,
    связанные с предоставлением мер
    поддержки.
  4. Основания
    для освобождения гражданина от
    ответственности за неисполнение
    обязательств по договору о целевом
    обучении

Гражданин, заключивший договор о целевом обучении, может инициировать расторжение договора без негативных последствий для себя при обстоятельствах, которые перечислены в III Разделе Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования…»:

  • 1)
    уход за сыном, дочерью, родителем,
    супругом (супругой), признанными в
    установленном порядке ребенком-инвалидом,
    инвалидом I группы, если гражданин
    обучался по образовательной программе
    не по месту их постоянного жительства;
  • 2) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если гражданин обучался не по месту военной службы супруга (супруги);
  • 3) гражданин признан в установленном
    порядке инвалидом I или II группы.
  • Аналогичные основания плюс несколько
    дополнительных к ним могут освободить
    гражданина от ответственности за
    неисполнение целевого договора в части
    осуществления трудовой деятельности
    в оговоренные договором сроки.
  • Негативные
    последствия за нарушение гражданином
    целевого договора
  • Гражданин
    в случае неисполнения предусмотренных
    договором о целевом обучении обязательств
    по обучению и (или) осуществлению трудовой
    деятельности обязан возместить заказчику
    в полном объеме расходы, связанные с
    предоставлением мер поддержки.

Сумму
понесенных расходов рассчитывает
заказчик и предъявляет её гражданину
в месячный срок после расторжения
целевого договора (п. 43 ПП № 302).

Если
гражданин, который обучался за счет
бюджетных ассигнований федерального
бюджета, не исполнит обязательства по
осуществлению трудовой деятельности
в течение 3 лет, то он должен будет
выплатить штраф в размере расходов
федерального бюджета, осуществленных
на обучение гражданина (п. 53 ПП № 302).

Если гражданин не освоит образовательную программу и будет отчислен из образовательной организации, то размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (п. 58 ПП № 302).

Статья 54. Договор об образовании

Комментарий к статье 54

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.

Читайте также:  Оформление чека самозанятым - Совет Юриста

), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[1].

  • Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг
  • а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;
  • б) место нахождения или место жительства исполнителя;
  • в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
  • г) место нахождения или место жительства заказчика;
  • д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
  • е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
  • ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  • з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
  • и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
  • к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
  • л) форма обучения;
  • м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
  • н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
  • о) порядок изменения и расторжения договора;
  • п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства.

До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст.

53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 15 янвря 2015 г.

№ АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг»[3], увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

  1. Необходимо также отметить, что согласно части 4 комментируемой статьи сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.
  2. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
  3. а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
  4. б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
  5. в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

  • Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
  • — назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
  • — поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • — потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
  • — расторгнуть договор.
  • Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
  • Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013[4] в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.

8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

  1. а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
  2. б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
  3. в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.
  4. В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:
  5. а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
  6. б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
  7. в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
  8. г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
  9. д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
  10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»[5];

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *