Отказ в проставлении апостиля — Совет Юриста

11 июня 2021 года

В этой статье будут описаны основания, при наличии которых государственный орган, уполномоченный на проставление апостиля, вправе отказать в этом. Рекомендуем ознакомиться с данной информацией, если Вы собираетесь ставить апостиль на свои документы — она поможет сэкономить время и запланировать дальнейшие действия, если по каким-либо параметрам документы не подходят для апостилирования.

Вначале перечислим виды документов, на которые ставится апостиль. Согласно статье 5 федерального закона от 28.11.2015 г.

No 330-ФЗ (с последующими изменениями) «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации», ими являются документы, выданные: 1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; 2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации; 3) органами прокуратуры Российской Федерации; 4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

  • 7) государственными и муниципальными учреждениями.
  • Также, согласно закону, возможно проставление апостиля на документы, оформленные нотариусами, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
  • На практике, чаще всего у российских граждан возникает потребность в проставлении апостиля на документы, выданные органами ЗАГС (Свидетельства и справки), на различные нотариальные документы и на справки об отсутствии судимости.

На момент публикации данной статьи случаи, в которых нельзя проставить апостиль на документе, установлен Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2017 г. No 75. Приказ выделяет две ситуации: — отказ в приеме документов — на стадии их подачи на апостилирование;

— отказ в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля (т.е. уже после того, как документ подан в государственный орган).

Причины возможного отказа в приеме документов на апостиль:

  • документ предназначен для представления в органы государства, которое не является участником Гаагской конвенции; Наш комментарий. Для использования документов в странах, не присоединившихся к Конвенции и не признающий документы с апостилем, необходимо выполнить их консульскую легалиазцию.
  • документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства (т.е. оформлен не в России); Наш комментарий. Периодически к нам обращаются клиенты, желающие заказать постановку апостиля на иностранный документ. Сделать это в России невозможно, так же, как невозможно поставить апостиль на российский документ за пределами ее территории, в какой-либо другой стране.
  • документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;
  • на документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;
  • если исправления, имеющиеся в тексте документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;
  • Наш комментарий. Как правило, исправления вообще недопустимы. Но если они есть, необходимо наличие на документе надписи «Исправлено верно», «Исправленному верить» или аналогичной ей, а также соответствующей подписи должностного лица выдавшего документ органа (либо нотариуса) и печати.

  • если подписи лиц и (или) оттиски печатей/штампа, содержащиеся на документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в Минюсте России или его территориальных органах; Наш комментарий. Расплывшаяся печать — «больное место» старых документов, оформленных, как правило, еще в период существования СССР. Эта проблема часто встречается на советских Свидетельствах о рождении и других Свидетельствах и справках, выданных органами ЗАГС. Если у Вас такой документ, поставить апостиль на нем не удастся — необходимо получить повторное свидетельство в ЗАГС'е на современном российском бланке и поставить апостиль на него.
  • если листы документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати/штампа органа или лица, от которого исходит документ.

Возможные причины отказа в проставлении апостиля:

  • документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации;
  • документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов; Наш комментарий. Такие соглашения имеются у России, в частности, со всеми бывшими республиками СССР. На момент публикации данной статьи соглашение, несмотря на его наличие, не соблюдается Латвией, которая требует апостиль на российских документах. В связи с этим российские органы занимают «симметричную» позицию в отношении документов, оформлденных в Латвии — на них также сейчас нужен апостиль для использования в РФ.
  • документ подписан лицом, которое не обладает полномочием на его подписание;
  • подпись лица, подписавшего документ, и (или) оттиск печати/штампа на нем не соответствуют имеющимся в Минюсте России или его территориальном органе образцам;
  • подпись лица, подписавшего документ, и (или) оттиск печати/штампа на нем не могут быть удостоверены Минюстом России или его территориальным органом ввиду отсутствия в Минюсте России или его территориальном органе образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати/штампа и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит документ, а также неподтверждения им факта совершения документа;
  • документ совершен дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;
  • Наш комментарий. Это служит причиной невозможности апостилирования доверенностей и иных нотариальных документов, заверенных сотрудниками иностранных консульств России, а также оформленных ими документов о записях гражданского состояния (таких как Свидетельство о рождении). Если Вам необходим апостиль на Свидетельство о рождении, выданное посольством или консульством РФ, для этого нужно получить его дубликат (повторное Свидетельство) в органе ЗАГС на территории России.

  • документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;
  • Наш комментарий. Невозможно поставить апостиль на коммерческий документ или его копию. Примеры подобных документов: договор купли-продажи, накладная, акт приема-передачи товара, таможенная декларация.

  • в Минюст России (его территориальный орган) поступила документально подтвержденная информация о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным документ, представленный для проставления апостиля.

Отказ в проставлении апостиля - Совет Юриста

Отказ в проставлении апостиля - Совет Юриста

Отказ в проставлении апостиля - Совет Юриста

​ВС дал разъяснения о проставлении апостиля

13.07.2017
 4563

Отказ в проставлении апостиля - Совет Юриста

Практика разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, анализируется в 41-страничном обзоре, утвержденном 12 июля Президиумом Верховного суда РФ.

Обобщение подготовлено на основе изучения судебной практики и поступивших от судов вопросов, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях, защитой прав иностранных инвесторов при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, из отношений по взиманию налоговых и таможенных платежей.

ВС дает толкования по нескольким десяткам аспектов разрешения споров этой категории.

В частности, Верховный суд указывает, что документы, связанные с осуществлением субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности и составленные на территории иностранного государства (договоры, счета, товаротранспортные документы и т. п.

), не являются официальными документами и, следовательно, по общему правилу не требуют обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.

  • Хозяйственное общество с иностранными инвестициями (далее – общество) оспорило в арбитражном суде требование об уплате таможенных платежей, выставленное в связи с неподтверждением права на льготу при ввозе оборудования в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал общества.
  • В качестве доказательств общество, помимо прочего, представило копию соглашения с иностранным инвестором, в связи с которым был осуществлен ввоз имущества, выставленный иностранным производителем оборудования счет на оплату (инвойс) и товарно-транспортные накладные.
  • Суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости указанных доказательств, поскольку они составлены в иностранном государстве, но не прошли консульскую легализацию или процедуру апостилирования, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности заявленных обществом требований и отказал в их удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, обратив внимание на следующее. В статье 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961, указано, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств и должны быть представлены на территории другого государства.

Апостиль, консульская легализация, заверение в ТПП — отличия?

Отказ в проставлении апостиля - Совет Юриста

АпостИль — термин довольно часто встречающийся в международном документообороте, в кросс-бордерных сделках, а также в бытовых вопросах при перемещении человека через границу и использовании различных официальных документов на территории иностранных государств. Давайте разберемся в терминах.

АПОСТИЛЬ

Это вид легализации документа, заключающийся в проставлении на нем специального штампа органами Министерства Юстиции одного государства, который делает возможным использование данного документа на территории другого государства. А под «апостилем», таким образом, понимается сам штамп, который выглядит примерно как на картинке в данной статье.

Читайте также:  Порядок прекращения срочного договора - совет юриста

Использование документов возможно только на территории государств, которые присоединились к специальной конвенции об апостиле, Гаагской Конвенции 1961 года (полное наименование: Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года). К таким странам относятся:

Азербайджан, Австрия, Азербайджан, Албания, Американское Самоа, Андорра, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антильские острова, Аргентина, Армения, Аруба, Багамы, Барбадос, Белиз, Белоруссия, Бельгия, Бермуды, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Британская антарктическая территория, Американские Виргинские острова, Британские Виргинские острова, Бруней, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гваделупа, Гвиана, Германия, Гернси, Гибралтар. Гондурас,
Гренада, Греция, Грузия, Гуам, Дания, Джерси, Доминика, Доминиканская Республика, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Каймановы острова, Кипр, Киргизия, КНР, Аомынь (Макао), Гонконг (Сянган), Республика Корея, Коста-Рика, Острова Кука, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Майотта, Македония, Малави,Мальта, Маршалловы Острова, Мексика, Монако, Монголия, Монтсеррат, Остров Мэн, Намибия, Нидерланды, Ниуэ, Новая Зеландия, Новая Каледония, Норвегия, Оман, Панама, Перу, Польша, Португалия, Пуэрто-Рико, Республика МолдоваРеюньон, Россия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Святой Елены остров, Северные Марианские острова, Сейшельские Острова, Сен-Пьер и Микелон, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Словакия, Словения, США, Суринам, Тёркс и Кайкос, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Узбекистан, Украина, Уоллис и Футуна, Фиджи, Финляндия, Фолклендские (Мальвинские) острова, Франция, Французская Полинезия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, Южно-Африканская Республика, Япония.

Основными реквизитами апостиля являются его дата и номер — данные реквизиты имеются у апостиля всегда.

Консульская легализация

Как Вы видите, к Конвенции об апостиле НЕ присоединились некоторые страны, в том числе часто используемые в международном бизнесе: Сингапур, ОАЭ. Это говорит о том, что для целей использования документов на территории любой из указанных стран необходимо осуществить так называемую предварительную консульскую легализацию для конкретной страны.

Данная процедура немного сложнее и главной особенностью является возможность использования на территорииконкретного государства, для которого осуществляется легализация (а не на территории всех государств, как в случае в апостилем). Консульскую легализацию осуществляют комплексно органы МинЮста, МИД и Консульства целевого иностранного государства.

Процедура легализации происходит следующим образом:

  • с документа снимается копия и заверяется нотариально
  • документ переводится на язык государства, где он будет использоваться
  • подпись переводчика заверяется российским нотариусом
  • документ передается в Министерство Юстиции для удостоверения подписи нотариуса
  • документ передается в Консульский департамент Министерства иностранных дел для удостоверения печати МинЮста и подписи его должностного лица
  • документ передается в консульство или консульский отдел посольства страны, где будет использоваться документ для последующего удостоверения

Отметка торгово-промышленной палаты

Отдельный вид условной «легализации» документов, носящих коммерческий характер. Чаще всего МинЮст РФ отказывает в проставлении апостиля на договорах, инвойсах, коносаментах в рамках коммерческой деятельности юридических лиц.

Что же делать, если Ваши иностранные партнеры или иные учреждения требуют легализацию такого договора? В данном случае на нем возможно проставить отметку Торгово-Промышленной Палаты РФ, ОДНАКО, в данном случае необходимо удостовериться у партнеров, контрагентов и т.д.

в том, что договор будет принят с подобной отметкой.

Соглашения о правовой помощи

Некоторые страны, вместе с тем, вправе заключить между собой международные Соглашения, предусматривающие использование документов на территории друг друга БЕЗ дополнительной легализации (без апостиля). Как правило они носят название «Соглашение о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между…», а в данных модельных конвенциях, как правило, содержится следующий абзац:

Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения.

Наличие между странами данного соглашения означает, что любые официальные документы (исходящие из государственных органов, нотариусов, присяжных переводчиков и прочих официальных лиц, такие например как доверенности, дипломы, свидетельства о регистрации и т.д.) могут быть использованы БЕЗ дополительного проставления апостиля — «как есть». Россия подписала указанные соглашения со следующими странами:

Абхазия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Ангола, Аргентина, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Государства — члены Совета Европы, Государства — члены таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, Государства — члены Шанхайской организации сотрудничества, Государства — члены Содружества Независимых Государств, Государства — члены Гаагской конференции, Египет, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Йемен, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Колумбия, Куба, Латвия, Литва, Мали, Мексика, Молдова, Монголия, ОАЭ, Панама, Польша, Румыния, Сирия, Словакия, США, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Чехия, Шри-Ланка, Эстония, Югославия (Словения, Македония), Южная Осетия, Япония.

Это выглядит странно, но в списке стран Вы можете увидеть Кипр, Германию, Францию и многие другие страны, то есть официально проставление апостиля на документах, исходящих с территории Кипра, НЕ требуется, на основании Соглашения о правовой помощи (ст.

15 Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам), но на практике документы без апостиля не примут, сославшись на формальное отсутствие каких-либо данных или реквизитов.

Указанные соглашения, как правило, реально работают только между странами СНГ, где документы чаще всего дублируются русским переводом.

В каких случаях необходим апостиль? На какие документы можно поставить апостиль? Какой срок действия апостиля?

Апостиль позволяет предъявлять и использовать документ на территории любой страны для любых целей, подписавших и ратифицировавших конвенцию. Самыми распространенными случаями проставления апостиля на документах для использования их в бизнесе:

  • проставление апостиля на доверенности для предъявления нотариусу в РФ в качестве подтверждения полномочий при подписании документов (чаще всего договоров);
  • проставление апостиля на сшивке корпоративных документов для предъявления нотариусу РФ/в банк в качестве подтверждения правоспособности юридического лица при совершении сделок или при открытии счета;
  • проставление апостиля на договорах, счетах, инвойсах, коносаментах (СПОРНЫМ является вопрос о проставлении апостиля на коммерческих контрактах — данный вопрос должен решаться индивидуально). В случае, если МинЮст отказывает в проставлении апостиля на договоре возможен вариант заверением штампом Торгово-Промышленной Палаты РФ (см. выше);
  • проставление апостиля на сшивке корпоративных документов российского юридического лица для предъявления в иностранный банк в качестве подтверждения правоспособности российского юридического лица при открытии счета в иностранном банке;
  • проставление апостиля на документах, требующихся для предъявления в суд в качестве доказательств (возможно включение любого количества документов в так называемый «аффидевит» с дальнейшим проставлением на нем апостиля);
  • проставление апостиля на формах, требующихся, например, для регистрации юридического лица на территории иностранного государства (на заявлении P11001 в случае, если учредитель — иностранное юридическое лицо);
  • проставление апостиля на личных документах физ. лица (выписки, копии из архивов ЗАГС, диплом/аттестат об образовании, свидетельства о браке и т.д.)

ВАЖНО! Апостиль проставляется ТОЛЬКО на документах, заверенных нотариусом. При этом, заверению может подлежать:

  • подлинность подписи подписанта, поставленная в присутствии нотариуса (с проверкой личности и полномочий, например, если подписантом выступает директор юридического лица);
  • верность копии (БЕЗ проверки подлинности идентификации личностей, подписавших документ).
  • Апостиль может проставляться как на оригинал документа, так и на нотариально заверенную копию документа.
  • Апостиль НЕ имеет срока действия, он действителен в течение срока действия документа, на который он проставлен.
  • Апостиль ВСЕГДА проставляется на территории того государства, с территории которого исходит документ.
  • Предлагаем воспользоваться услугами нашего Бюро юридического перевода «ГидПрава» по проставлению апостиля на документах: https://gidprava.ru/translation/uslugi/apostille/

Проставление апостиля

Апостиль проставляется в целях признания документов, выдаваемых компетентными органами Российской Федерации, на территории иностранных государств, присоединившихся к «Конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов», подписанной в Гааге 05.10.1961г. Штамп апостиль удостоверяет подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Проставление апостиля на официальных документах, выданных компетентными органами на территории Ивановской области в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, производится отделом статистического учета, обработки и хранения документов комитета Ивановской области ЗАГС.

Прием граждан по вопросу проставления апостиля осуществляется по адресу: г. Иваново, ул. Суворова, д. 44, с понедельника по четверг с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00, в пятницу с 9.00 до 12.00.

  • Заявителем на проставление апостиля может быть любое лицо, предъявившее документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданный органом записи актов гражданского состояния на территории Ивановской области.
  • Документы для проставления апостиля представляются в комитет Ивановской области ЗАГС заявителем лично либо направляются почтовой связью или курьерской службой доставки.
  • Для предоставления государственной услуги заявителем должны быть представлены:
  • – документ, удостоверяющий личность заявителя (при представлении официальных документов лично заявителем);
  • – письменное заявление о проставлении апостиля;
  • – официальный документ, выданный компетентными органами на территории Ивановской области в подтверждение факта государственной регистрации акта гражданского состояния или его отсутствия, подлежащий вывозу за границу на территорию иностранного государства – участника Конвенции.
Читайте также:  Сдача в аренду унаследованного имущества - Совет Юриста

– До подачи заявления должна быть уплачена государственная пошлина. Рекомендуем предъявить в орган ЗАГС платежный документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины.

  1. Реквизиты для уплаты государственной пошлины.
  2. Оплата государственной пошлины по QR-коду
  3. Рекомендуем уплачивать государственную пошлину после проверки комитетом ЗАГС документов, на которые необходимо проставить апостиль.
  4. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 3 рабочих дней, следующих за днем поступления в комитет Ивановской области ЗАГС от заявителя официальных документов.
  5. Консультации по вопросам проставления апостиля предоставляются специалистами комитета ЗАГС на личном приеме и по телефону (4932) 41-00-04

От уплаты государственной пошлины освобождаются: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Государственная пошлина не уплачивается за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

Заявители, документы которых приняты для предоставления государственной услуги, информируются о ходе предоставления государственной услуги на личном приеме, по телефону 8 920 349 03 15 или при обращении по электронной почте (zags02@ivreg.ru).

  • С нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления государственной услуги, а также с перечнем оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и для отказа в предоставлении государственной услуги можно ознакомиться в Административном регламенте
  • Бланк заявления на проставление апостиля.
  • Буклет «5 вопросов про апостиль» (подготовлен Управлением Минюста России по Ивановской области)
  • Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги

В каких случаях может быть отказано в проставлении апостиля?

Процедура проставления апостиля считается упрощенным вариантом легализации документов для их предъявления за пределами своей страны. Как правило, достаточно собрать минимальный пакет документов (чаще всего, в него входит только сам апостилируемый документ и удостоверение личности) и подать его в уполномоченный орган, после чего апостиль будет проставлен в регламентированные сроки.

Апостилировать можно не любой документ. В частности, под действие Гаагской конвенции не подпадают документы, имеющие отношение к коммерческой деятельности.

Таким образом, если у вас возникнет необходимость легализовать, к примеру, контракт на поставку товара, сделать это в упрощенном режиме будет невозможно – придется пройти консульскую легализацию, включающую в себя последовательное заверение в нескольких учреждениях.

Поставить апостиль не удастся и на официальные документы, не предназначенные для вывоза за пределы государства. Под эту категорию попадают, в частности, документы, содержащие государственную тайну.

Отказ в апостилировании может быть также получен в случае, если оригинальный документ не содержит все необходимые реквизиты. В такой ситуации придется сначала привести его в соответствие официальным требованиям (внести исправления или полностью заменить) и только после этого повторно подавать заявку на оформление апостиля.

При заверении документа апостилем уполномоченный чиновник проверяет подлинность печати и подписи на документе. Если эти обязательные реквизиты окажутся не соответствующими сведениям и образцам, содержащимся в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, а также если у лица, подписавшего документ, нет на это соответствующих полномочий, в заверении будет отказано.

Апостилирование документов производится по территориальному принципу – это значит, что, получив справку из ЗАГСа в одном регионе, вы не можете обратиться за проставлением апостиля на нее в ЗАГС другого региона. Таким образом, обращение в ведомство «не по адресу» также может стать причиной отказа.

Разумеется, не удастся получить апостиль на недействительные документы и документы, утратившие свою силу. Более того, если у апостилирующего органа возникнут подозрения, что предъявленный документ подделан, дело может быть передано на рассмотрение правоохранительным органам.

Справедливости ради стоит отметить, что случаи отказа в проставлении апостиля крайне редки. Если с документом все в порядке, он с большой вероятностью будет заверен без каких-либо проблем.

Чтобы избежать лишних переживаний и быть уверенным в благоприятном исходе дела, можно обратиться за помощью в компанию, оказывающую посреднические услуги в получении апостиля.

С учетом того, что помимо апостилирования нередко требуется и перевод документа, и его нотариальное заверение, имеет смысл воспользоваться возможностью получить все необходимые бумаги «из одних рук», так как весь комплекс услуг оказывают, как правило, именно переводческие агентства.

Можно ли сделать апостиль на решение суда?

Ежегодно российские суды выносят миллионы решений. И вполне понятно, что некоторые из них могут потребоваться в том числе и за пределами нашей страны. Ситуации и их масштабы тут возможны самые разные — от предъявления решения суда о разводе в качестве подтверждения своего статуса для заключения брака за рубежом и до подачи апелляции в Европейский Суд по правам человека. Каким бы ни был повод, неизменно одно — необходимость легализовать документ, прежде чем предъявлять его за границей. Как известно, многие страны мира, и Россия в том числе, присоединились к Гаагской конвенции, что сделало возможным легализовывать документы в упрощенном режиме путем проставления апостиля. Давайте разберемся, как и где можно апостилировать решение суда.

Где можно поставить апостиль на решение суда?

В России апостили на оригиналы документов проставляются преимущественно в учреждениях, которые эти самые документы выдают.

Минюст, который является одной из инстанций прохождения при стандартной легализации, проставляет и апостили тоже, в основном на нотариальных документах (копии, переводы, доверенности).

В случае с решениями суда ситуация немного нестандартная, потому что сами суды, вопреки ожиданию, апостиль проставлять не уполномочены. Эта функция передана снова Минюсту. Таким образом, если вам нужен апостиль на решение суда — отправляйтесь в Минюст.

Что касается апостиля на нотариальные копии решений, никаких сюрпризов здесь нет — как и другие копии, они апостилируются в Минюсте.

Что лучше апостилировать — оригинал или копию?

У апостилирования нотариальной копии решения суда вместо оригинала есть два существенных плюса и один еще более существенный минус. Начнем с преимуществ.

Во-первых, очень вероятно, что управление Минюста, в котором можно поставить апостиль на копию, будет территориально ближе, чем управление, апостилирующее оригинал. Дело в том, что оригиналы легализуются Министерством того субъекта РФ, в котором было вынесено решение.

Это значит, что если решение по делу вынес мурманский суд, то вам придется запрашивать апостиль в мурманском Минюсте. В то же время нотариальные копии апостилируются в Минюсте того субъекта, в котором не само решение выдавалось, а заверялась копия.

То есть если вы, к примеру, живете в Москве и вам надо поставить апостиль на копию решения мурманского суда, вам достаточно обратиться к московскому нотариусу и затем подать заявление на апостиль в московский Минюст.

Во-вторых, оригинал может апостилироваться Минюстом от пары дней до месяца, а копия — всегда пару дней. Дело в том, что в Минюсте может не оказаться образца подписи какого-то конкретного судьи, и тогда они будут запрашивать этот образец в суде.

Суд вряд ли будет торопиться с ответом и, вероятнее всего, выдержит паузу в свои законные 30 дней. Отсюда такой срок. С копиями такого не происходит — в управлениях Минюст есть образцы подписей всех нотариусов на подведомственной территории.

И, наконец, мы добрались до минуса апостилирования копии решения. Он заключается в том, что далеко не везде и не всегда такой документ у вас примут. Иногда (и даже довольно часто) требуется именно апостилированный оригинал и никакие другие варианты не рассматриваются.

Может ли Минюст отказать в проставлении апостиля на решение суда?

Может. Обычно отказ связан с неправильным оформлением решения: документ не прошит, нет совсем или плохо читаются фамилии или подписи должностных лиц, нет штампа о вступлении решения в силу. Поэтому перед подачей заявления на апостиль тщательно проверьте, корректно ли все оформлено.

Если апостиль нужен срочно и экспериментировать с самостоятельным обращением в Минюст нет времени, лучше обратиться в компанию, оказывающую услуги легализации документов. Так вы получите апостилированное решение суда без всяких сложностей.

Читайте также:  Реально ли взыскать убытки с руководителей компаний-банкротов - Совет Юриста

Другие статьи

Суд признал незаконным отказ Минюста в предоставлении "ВКонтакте" госуслуги

Контекст

«ВКонтакте» подписала еще одно соглашение с крупным правообладателемСуд прекратил производство по иску издательства АСТ к «ВКонтакте»

МОСКВА, 11 мая — РАПСИ. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал незаконным отказ Минюста РФ в предоставлении ООО «ВКонтакте» (владелец одноименной социальной сети) в государственной услуги по проставлению апостиля на справке МИ ФНС РФ, говорится в решении суда.

По информации истца, 10 ноября 2015 года он получил справку налогового органа о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2015 году. Указанная справка выдана для предоставления в налоговые органы Республики Казахстан.

Заявитель 21 декабря 2015 года обратилось в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу с заявлением о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на нотариально удостоверенной копии справки для целей предоставления указанного документа в налоговые органы Казахстана. Однако управление письмом от 22 декабря 2015 года отказало истцу в проставлении апостиля со ссылкой на пункт 35 Административного регламента Минюста, а также на статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам.

Управление указало, что проставление апостиля в данном случае не требуется. Полагая данный отказ незаконным, а также нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, «ВКонтакте» обратилась с заявлением в арбитражный суд.

В решении арбитража говорится, что РФ и Казахстан являются участниками конвенции. «Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов», — отметил суд.

Пунктом 35 административного регламента министерства определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Одним из оснований является то, что официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым у РФ заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов.

В качестве такого договора Минюст России применил конвенцию и отказал в предоставлении испрашиваемой истцом госуслуги.

По мнению суда, материалами дела подтверждается и не опровергнуто управлением, что обращение ООО за предоставлением апостиля на справке МИ ФНС РФ обусловлено участием истца в налоговых правоотношениях, в то время как конвенция распространяет свое действие на отношения по гражданским, семейным и уголовным делам. Налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не входят, говорится в решении суда.

«Ввиду того, что договоренность в отношении налоговых правоотношений между договаривающимися странами на момент обращения Общества с заявлением еще не была достигнута, у управления не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги», — считает арбитраж.

Отказ в проставлении апостиля на справках налогового органа (их нотариально удостоверенных копиях) оказывает непосредственное влияние на реализацию правомочий истца как участника налоговых правоотношений и влечет за собой нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, отметил суд. Неподтверждение статуса налогового резидента РФ в Республике Казахстан повлечет для заявителя негативные последствия в виде двойного налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Апостилирование документов

В связи с развитием международных отношений неизбежно встает вопрос о предоставлении документов одного государства на территории другого государства. Как подтвердить юридическую значимость этого документа? Что необходимо для этого сделать?

Что такое апостиль?

  • Апостиль — это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждающий полномочия этого лица, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
  • Апостилирование официальных документов — это удостоверение подлинности подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
  • Согласно статье 5 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заполненный надлежащим образом, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Нужно ли проставлять апостиль?

Согласно пункту 1 «Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 05 октября 1961 года указанная Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

В качестве официальных документов в смысле Конвенции рассматриваются:

  • документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
  •  административные документы;
  •  нотариальные акты;
  • официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Список стран-участниц Конвенции, где обязательным требованием для действия документов является их апостилирование:

  1. Андорра;
  2. Антигуа и Барбуда;
  3. Аргентина;
  4. Армения;
  5. Австралия;
  6. Австрия;
  7. Багамские острова;
  8. Барбадос;
  9. Королевство Бельгия;
  10. Белиз;
  11. Республика Беларусь;
  12. Босния-Герцоговина;
  13. Ботсвана;
  14. Бруней;
  15. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;
  16. Венгерская Республика;
  17. Венесуэла;
  18. Греческая Республика;
  19. Государство Израиль;
  20. Итальянская Республика;
  21. Королевство Испания;
  22. Ирландия;
  23. Колумбия;
  24. Кипр;
  25. Лесото;
  26. Республика Либерия;
  27. Латвийская Республика;
  28. Литовская Республика;
  29. Лихтенштейн;
  30. Люксембург;
  31. Малави;
  32. Мальта;
  33. Маврикий;
  34. Мескика;
  35. Маршалловы острова;
  36. Монако;
  37. Намибия;
  38. Ниуэ (автономное государство ассоциированное с Новой Зеландией);
  39. Норвегия;
  40. Королевство Нидерландов;
  41. Панама;
  42. Португалия;
  43. Республика Казахстан;
  44. Российская Федерация;
  45. Румыния;
  46. Сальвадор;
  47. Сан-Марино;
  48. Самоа;
  49. Свазиленд;
  50. Сейшельские острова;
  51. Сен-Китс и Невис;
  52. Словения;
  53. Суринам;
  54. США;
  55. Тонга;
  56. Тринидад и Тобаго;
  57. Турецкая Республика;
  58. Фиджи;
  59. Финляндия;
  60. Французская Республика;
  61. ФРГ;
  62. Хорватия;
  63. Чешская Республика;
  64. Швейцарская Конфедерация;
  65. Швеция;
  66. Бывшая Республика Югославии Македония;
  67. Эстония;
  68. ЮАР;
  69. Япония.

Таким образом, апостилирование необходимо, если один из вышеуказанных документов необходимо представить на территории одного из вышеперечисленных государств.

Государства, в государственные органы которых, не требуются апостилированные документы

  1. Пунктом 1 статьи 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в Кишиневе 7 октября 2002 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года №531 предусмотрено, что документы, которые на территории одного из государств, участвующих в Конвенции, выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других государствах без какого-либо специального удостоверения.
  2. Согласно пункту 2 указанной статьи документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
  3. Указанная Конвенция подписана следующими государствами:
  1. Азербайджанская Республика;
  2. Республика Армения;
  3. Республика Беларусь;
  4. Грузия;
  5. Республика Казахстан;
  6. Кыргызская Республика;
  7. Республика Молдова;
  8. Российская Федерация;
  9. Республика Таджикистан;
  10. Украина.

Следовательно, апостилирование документов для предоставления их в государственные органы вышеуказанных стран не требуется.

В какие органы следует обратиться для апостилирования?

Существует несколько государственных органов, которые осуществляют апостилирование документов. Выбор того органа, в который необходимо обратиться для апостилирования документа, зависит от того, какой именно документ Вам нужно апостилировать.

Пунтом 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года N 545 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» определены в качестве организаций, обладающих полномочиями по проставлению апостиля следующие государственные органы:

  •  Министерство юстиции Республики Казахстан — на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов;
  • Министерство образования и науки Республики Казахстан — на официальных документах, исходящих из органов образования, науки и учебных заведений республики;
  • Министерство внутренних дел Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из структурных подразделений миграционной полиции, архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из Специального государственного архива Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
  • Комитет информации и архивов Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан — на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из государственных архивов Республики Казахстан;
  • Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан) (по согласованию) – на официальных документах, исходящих из судебных органов;
  • Министерство финансов Республики Казахстан — на официальных документах, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений;
  • Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан (по согласованию) — на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания;
  • Министерство обороны Республики Казахстан — на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из специального государственного архива Министерства обороны Республики КазахстаМинистерство юстиции Республики Казахстан — на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *