Родители ограничивают время выхода ребенка в интернет. — совет юриста

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста Screenagers — так с недавних пор в Америке называют подростков. Это слово образовано из двух английских слов: screen (экран) и teenager (тинейджер). Ведь нынешние подростки уже выросли с телефоном в руках. В 2016 году там же в Америке сняли документальный фильм с таким названием, его и по сей день показывают родителям и детям по всему миру. В нем наглядно представлены последствия длительного и бесконтрольного использования гаджетов, как они влияют не только на жизнь ребенка, но и на его здоровье. В Россию массовое использование гаджетов пришло позже, но на сегодняшний день мы уже догоняем Америку по количеству времени, которое проводим в интернете. А это значит, что данная проблема касается уже нас и наших детей. Да, наверное глупо было бы думать, что мы сможем отобрать у своих детей телефоны, ведь скорее всего это приведет к тому, что в современном мире они просто отстанут в развитии и станут изгоями в своем обществе. Но, что мы точно можем сделать — это научить их осознанно ими пользоваться. К написанию этой статьи помимо фильма нас подтолкнула брошюра, которая была опубликована Белым домом США. В ней повествование идет от лица жены президента Меланьи Трамп. В своем обращении, в начале этой брошюры, она убедительно просит родителей поговорить с детьми об интернете и объяснить им с чем они там могут столкнуться. А главное рассказать детям, что им следует делать в той или иной незнакомой ситуации. Эта брошюра была нами переведена и взята за основу документа, который вы сможете прочитать ниже. Мы тоже сделали брошюру для людей с базовыми знаниями в информационных технологиях, собрали все самое важное в одном тексте и постарались писать языком максимально понятным самой широкой аудитории. Мы знаем, что многие читатели Хабра еще лучше разбираются в этой теме, поэтому хотим призвать вас к обсуждению. Наша цель — собрать максимальное количество информации и мнений. Ведь у каждого из нас есть друзья и знакомые, которые абсолютно не разбираются в IT. И мы просто обязаны им объяснить какие практические действия можно предпринять, чтобы жизнь их детей стала более безопасной не только в реальном, но и в виртуальном мире.

Интернет — уникальное пространство, в котором можно найти все: от кедов и горячей пиццы до новых друзей. Мы не мыслим своей повседневной жизни без интернета. Он помогает нам в общении и в поиске информации. Удобные приложения всегда под рукой, они позволяют нам оплатить покупку или заказать товар со скидкой, посмотреть фильм или послушать музыку. Эта среда может быть настолько привлекательной, что иногда так хочется нырнуть в нее и забыть про все ограничения реального мира. И мы активно пользуемся этой возможностью.

В 2017 году каждый из нас провел в интернете почти четыре часа в день: 115 минут на компьютере и 104 минуты на мобильном устройстве.

Сегодня интернетом пользуются 80% россиян, и большинство из них это — дети и подростки.

Что дети делают в интернете?

То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, слушают музыку, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.

Что же делают взрослые?

Как правило, они просто вручают ребенку гаджет или компьютер и надеются, что ничего страшного не произойдет.

Правильно ли это?

На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.

В этой брошюре мы:

  • расскажем о рисках бесконтрольного и бездумного использования интернета;
  • подскажем, как общаться с детьми на тему компьютерной безопасности;
  • научим, как настроить и использовать гаджеты, сетевое оборудование и программы, чтобы избежать ловушек и угроз в Интернете.

Мнение психолога

  • Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.
  • Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год .
  • К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет .

В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился.

Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.

Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт.

Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность.

Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.

Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.

Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.

В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

Как формируется интернет-зависимость?

Психиатр Айвен Кеннет Голдберг, который ввел термин “интернет-зависимость”, определил ее как “болезненное негативное стрессовое состояние, вызванное продолжительным использованием интернета”.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Если сознательно не контролировать “виртуальную жизнь” детей, зависимость формируется достаточно быстро. И вот почему:

  • Социальные сети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши посты и ставит лайки фотографиям. Поэтому мы, как собака Павлова, снова и снова заходим в социальные сети, чтобы получить внимание, которого нам недостает в реальном мире.
  • Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к “пережевыванию виртуальной пищи” (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки).
  • Интернет дает нам “убежище” от реальности — пестрый контент помогает забыть о настоящих проблемах и занять мозг “пустыми” новостями.

Нас затягивает этот процесс, который со временем выходит из-под контроля. Мы заходим в интернет что-то посмотреть, но, когда через час или два “приходим в себя”, даже сложно вспомнить, что именно мы искали. Знакомая картина? Однако есть вещи и пострашнее.

Ловушки виртуальной реальности

Случайный клик по яркой картинке может привести пользователя на сайт со сценами насилия, шокирующими фотографиями или азартными играми. И если у взрослого от “нежелательного контента” может просто испортиться настроение, для ребенка такой эпизод чреват настоящей психологической травмой, слезами, истерикой, возникновением навязчивых состояний и страхов.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Травля в виртуальном пространстве (кибербуллинг) — может начаться с пустяковой ссоры и быстро достигнуть ужасающих масштабов.

У человека, который стал героем унизительных слухов, порочащих фотографий и видеороликов возникает ощущение того, что на него ополчился весь мир.

Негативная информация в интернете не только мгновенно распространяется, но и навсегда остается в виде так называемого “цифрового следа”. Нервное истощение или даже попытки суицида молодых людей под влиянием кибербуллинга — страшные симптомы нашего времени.

Секс и шантаж

Подростки охотно используют интернет для общения на сексуальные темы. Барьеры стыдливости падают, и когда переписка становится очень откровенной, возникает опасность сексинга — непорядочные люди могут выложить интимные послания и фотографии в открытый доступ или вымогать деньги, угрожая испортить репутацию.

Опасные знакомства

Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.

Только в 2017 году на горячую линию российской организации “Сдай педофила” обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.

Кража информации

Фишинг — это “выуживание” конфиденциальных данных пользователей, от адреса электронной почты до реквизитов платежных карт и сберегательных счетов.

Мошенники крадут данные пользователей под различными благовидными предлогами: авторизация на сайте, необходимость “отписаться” от спама в электронной почте, оплата покупки по низкой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение.

Чтобы жертва добровольно раскрыла свои персональные данные, злоумышленники могут использовать фишинговые сайты, e-mail рассылку, “поддельные сайты”, всплывающие окна и рекламу.

Спам

Нежелательная почта или спам — не просто отнимает время и засоряет ваш почтовый ящик. В рассылках могут содержаться сомнительные рекламные предложения и “письма счастья”, которые юный пользователь может принять за чистую монету. Кроме того, через спам можно получить компьютерный вирус или стать жертвой фишинга.

Читайте также:  Право поступления в магистратуру - совет юриста

Вирусы

Загрузка сомнительных файлов или программ может привести к вирусному заражению компьютера и мобильного устройства.

Вредоносные программы способны в считанные секунды полностью уничтожить программное обеспечение и даже сделать ваше оборудование частью хакерской сети. Вы даже не будете об этом знать.

Вирусы маскируются под полезные программы, и распознать их без специального ПО невозможно. Отсутствие на компьютере или телефоне установленной антивирусной программы увеличивает шанс “поймать” вирус в разы.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Ведь интернет такой полезный. В нем столько удобных приложений. Там можно найти какую угодно информацию и написать любому человеку, даже если совсем его не знаешь, и он живет на другом краю планеты.

Вот только некоторые из прекрасных возможностей интернета:

  • Онлайн-обучение: множество курсов, лекториев и даже виртуальных университетов дают большие возможности для самообразования и получения полезных навыков.
  • Знакомство с окружающим миром, природой и обычаями разных народов: для того, чтобы совершить захватывающую виртуальную экскурсию, не обязательно уезжать из дома.
  • Чтение и прослушивание книг, музыки и фильмов: интернет открывает перед вами мириады удивительных миров и дарит новые открытия каждый день.
  • Общение, обмен идеями и новые знакомства: в социальных сетях и блогах можно находить близких по духу людей, делиться знаниями и идеями, вести свой блог и черпать вдохновение для творчества и развития.
  • Просто отдых: в интернете можно заниматься шопингом и играть в развивающие игры, а кроме того, все самые свежие новости — тоже здесь.

Хорошая новость

Психологи советуют родителям активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Для начала самые главные правила:

  • Находите время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками распахивают все ловушки интернета.
  • Позаботьтесь о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби, тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным источником информации, а на негатив просто не останется времени.
  • Станьте для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета. Это не просто, но стоит постараться.
  • Знайте, чем ваш ребенок занимается в интернете. Добавьте его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

Главный ориентир — возраст ребенка

Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту. Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано: он просто вас не поймет.

Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего — просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много интернета — вредно для здоровья ребенка.

Юные исследователи (6-11 лет)

Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

  • Чем он интересуется в Интернете, что ищет?
  • Есть ли что-то, что он не может найти?
  • Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?
  • Какие источники информации являются надежными и безопасными.
  • То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.
  • Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.

Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека. Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.

Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.

Подростки (12+)

Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды.

В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным.

Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.

Чему научить?

  • В подростковом возрасте люди стремятся к независимости — поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свою компетенцию и при необходимости обращаться за помощью.
  • Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах и их признаках.
  • Как действовать, если он столкнулся с какой-либо опасностью в интернете.

Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителя.

Что обсудить?

  • Различные виды киберугроз, их проявления и последствия для подростка и членов семьи.
  • Конфиденциальность личной информации, осторожность при распространении информации о самом подростке и его близких, их имущественном положении и планах.
  • Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе “из виртуальной жизни в реальную”.
  • Настройку мобильных устройств, антивирусные программы, правила создания учетных записей и выбора пароля.

Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.

Как говорить?

  • Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
  • Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.

Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.

Дальше вы как раз найдете информацию, которая поможет вам это сделать.

Прежде, чем дать ребенку телефон или компьютер

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Эта учетная запись должна быть настроена для ребенка:

  • Просмотр веб-страниц в интернете: укажите список сайтов, которые необходимо заблокировать для просмотра.
  • Приложения и игры: вы можете заблокировать запуск тех или иных приложений.
  • Таймер работы: задайте время, в которое ребенок сможет использовать мобильное устройство.
  • Покупки и траты: позаботьтесь об отслеживании покупок ребенка в приложениях.
  • Поиск ребенка: подключите полезную функцию отслеживания местоположения гаджета.

Как это сделать?

«Ограничивая детей в онлайне, родители создают условия социальной депривации, и это травма». Психолог — о жизни детей в интернете

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— Мы привыкли оберегать детей, воспринимая их, по сути, как «еще не совсем людей», но они сейчас так интегрированы в общество, что дадут тут фору взрослым. Как взрослым вести себя в этой ситуации?

— Взрослым необходимо в первую очередь отказаться от мысли, что дети — это недолюди. Дети — люди, у которых в силу возрастных психофизиологических особенностей по-другому работает психика, но они совсем не «недо».

Дети сейчас интегрированы не в общество в целом, а главным образом в киберпространство: социальные сети, гаджеты, интернет. Они умеют быстро искать информацию, общаться в виртуальной реальности, запросто пользуются навигатором или онлайн-переводчиком.

Но это совсем не означает, что эти же дети спокойно спросят дорогу у проходящего мимо человека или не испугаются пойти к врачу.

Современные подростки так же боятся пойти на первое свидание, а первоклашки в школу, равно как их родители когда-то. Здесь все остается прежним:родители являются проводниками в общество.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— Я знаю семиклассника, который разрабатывает свои диалоговые системы, ведет серьезный телеграм-канал и зарабатывает в месяц 30 тысяч и больше. Получается, рушится все представление о детях и взрослой жизни. Может, тут уже нужна помощь самим родителям?

— Все-таки представление о взрослых и детях строится не только на различиях в материальных отношениях. В первую очередь у детей другая психика.

Да, современные дети активно разрабатывают собственные программы, умеют многое из того, что не умеют современные взрослые, более того, ребята находят способы монетизировать свои умения — и это здорово.

Если родители по каким-то субъективным причинам не могут принять этот факт, конечно, им нужна помощь, и это совершенно нормально. Лучшим выходом в такой ситуации будет консультация психолога.

— Какие советы по поводу современного мира родителям лучше детям не давать? Мы ведь стремимся передавать свой опыт, а он устаревает чуть ли не с каждым днем.

— Устаревает лишь физический опыт, например способы добывания информации, а морально-нравственные установки в принципе остаются прежними. Взрослые ведь не остаются на какой-то ступени развития, они продолжают развиваться и впитывать в себя нововведения окружающего мира. Но взрослым нужно учиться и у своих детей, не стоит этого стесняться.

Советы лучше вообще не давать ни детям, ни друзьям, ни коллегам. Лучше развиваться вместе с ребенком, вместе чему-то учиться, вместе интегрироваться в современный мир.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— Существует версия, что раньше люди заучивали огромное количество информации, чтобы если владеть, то наверняка. А сейчас это вообще не нужно. Ребенку следует знать лишь, как искать и запомнить некоторое количество полезных ресурсов. Что вы думаете по этому поводу? И есть ли на эту тему тоже какие-нибудь исследования?

Читайте также:  Можно ли получать зарплату криптовалютой - Совет Юриста

— Да, так и есть. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь необязательно помнить наизусть формулу, важнее знать, как и когда ее использовать. Тем не менее, когда используешь информацию постоянно, она все равно заучивается, в итоге действия выполняются на автомате. Зато благодаря интернету мы всегда можем найти ту информацию, которую ежедневно не используем. В этом нет ничего страшного.

— Раньше авторитетом для детей были родители или учителя, одним словом, какое-то ограниченное количество людей. Сейчас благодаря интернету ребенок рано сталкивается с плюрализмом мнений. Он потеряется во всем этом или, наоборот, станет более демократичным в суждениях?

— Я не вижу никакого противоречия. У современных детей так же, как и предыдущего поколения, есть свои авторитеты, которые зависят и от возрастных особенностей. В дошкольном возрасте — это родители, в младшем школьном — учителя, в подростковом — группа сверстников.

Да, дети могут выходить в интернет и нередко теряются в огромном количестве данных. И вот здесь помощь родителей очень нужна, их задача — научить ребенка критическому мышлению.

Это умение — залог безопасности и в обычной жизни, и в виртуальной.

Человек должен уметь подвергать критическому анализу любую информацию, именно эта способность помогает не попасть в тоталитарные секты, не повестись на шарлатанов, сформировать мировоззрение. Учить этому необходимо с детства.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— Когда детям лучше приобщаться к цифровому миру?

— Современные дети уже являются «цифровым» поколением.

В психологическом сообществе сейчас даже идут разговоры о выделении еще одной идентичности «я-виртуальное» это то, как человек идентифицирует себя в виртуальной реальности.

Конечно, не стоит заставлять новорожденных детей учиться пользоваться гаджетами, так как в силу возрастных особенностей если этот навык и сформируется, то через несколько месяцев будет благополучно забыт.

Но и оберегать их от цифрового воздействия до наступления совершеннолетия тоже не получится.

Приобщение происходит постепенно, и вполне нормальна ситуация, когда мама и ребенок вместе ищут в интернете ответ на интересующий их вопрос; 20 лет назад дети смотрели мультики по телевизору, а сейчас — на ютубе, и ничего страшного в этом нет.

Страшно, если кроме ютуба родители ничего детям не показывают.

— Некоторые родители ограничивают доступ детей к интернету, утверждая, что он отупляет. Ваше мнение — это идет детям на пользу или наоборот?

— В интернете содержится в том числе и опасная для детей информация, и в этом случае можно ограничить сайты.

Но важно ограничивать доступ детей к интернету с умом, не контролируя, не проверяя их историю просмотров, не читая переписки детей в соцсетях.

Если гаджетом пользуется пятилетний малыш, лучше активировать эту функцию, чтобы не дать ребенку узнать много нового из мира порнографии, например. Не подумайте, что я имею что-то против сексуального воспитания и просветительских бесед, ни в коем случае. Подросткам, к примеру, доступ к порнографическим сайтам иногда бывает необходим.

Но мы сейчас говорим о пятилетнем ребенке, и в этом возрасте интерес к половой сфере не нужно подстегивать просмотром видео для взрослых. Когда наступит время, ребенок сам спросит вас и об особенностях строения половых органов, и пресловутое «откуда берутся дети», и что за интим-магазин вы каждый раз проходите по дороге в детский садик.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— А если ребенок все же посмотрел порно?

— В этой ситуации родителям в первую очередь нужно справиться со своим психоэмоциональным напряжением. Скорее всего, они будут испытывать растерянность, страх и стыд. Это естественно, но эти эмоции нужно проработать, чтобы они не мешали во взаимоотношениях с ребенком. Для этого можно позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122.

Не стоит спрашивать ребенка, трогал ли он себя во время просмотра видео. Мастурбация — естественный процесс, в котором нет ничего запретного. Любой человек имеет право получать удовольствие таким образом.

Не нужно интересоваться, как ваш ребенок это видео нашел, зачем смотрел и что трогал.

Поговорите о сексе в целом, расскажите, что это за процесс, как он протекает физиологически, обязательно расскажите о чувственной составляющей. Обсудите неприкосновенность тела.

Подросток должен знать, что близкие отношения возможны только по обоюдному согласию, никто не имеет права требовать близости. А если кто-то настаивает, то всегда можно сказать «нет» и уйти.

Уделите внимание и способам предохранения, заболеваниям, передающимся половым путем, и незапланированной беременности. Очень важно поговорить и о нетрадиционной сексуальной ориентации.

Лучше, если диалог произойдет между родителем и ребенком одного пола. Только учитывайте возрастные особенности: 8-летнему ребенку нужно знать меньше подробностей, чем 12-летнему подростку.

Именно от родителей ребенок должен узнать обо всех особенностях и подробностях, которые связаны с близкими отношениями между мужчиной и женщиной. Если такой разговор не состоится (а состояться он должен тогда, когда у ребенка возникает интерес к этой сфере, и нередко это 8–9 лет), то подросток полезет за информацией в интернет, а какого качества будет эта информация — лишь вопрос везения.

— Хочу еще кое-что прояснить про ограничение пользования интернетом. Некоторые родители уводят своих детей в специальные школы, где нет компьютеров, а дома вообще запрещают им пользоваться интернетом. Но наступает время, когда дети все же входят в интернет-мир. К чему все это может привести?

— Интернет — неотъемлемая часть современного мира.

Родители, ограничивая детей в онлайне, создают условия социальной депривации. Это травматичная ситуация, которая впоследствии может вызвать серьезные проблемы у ребенка.

Вот представьте, что будет, если все детство запрещать малышу гулять на детской площадке? Сейчас часть этой детской площадки находится в виртуальной реальности, поэтому не пускать туда детей нельзя.

— Могут ли социальные сети стать адекватной заменой играм во дворе?

— Конечно нет. Могло показаться, что я выступаю за цифровизацию детства, но это не так. Я просто признаю, что мы не можем скрыться от виртуальной реальности, а значит, нужно учиться жить с ней и интегрировать ее в свою жизнь и жизнь своего ребенка.

Тем не менее никто не отменял законы психологии, а игра строго необходима для правильного развития малыша. В 2 года он играет с предметами, в 4 — в сюжетно-ролевую игру.

И если с предметной деятельностью пока еще все более-менее нормально, то с сюжетно-ролевой игрой у современных детей большие проблемы.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

Игра позволяет детям примерять на себя разные роли, а также, что очень важно, научиться следовать правилам.

Если ребенок не наигрался в возрасте 4–7 лет, то он не будет готов к новому возрастному периоду, в котором ему придется слушаться учителя и не вставать с места на протяжении 40 минут урока. Он не сможет контролировать собственные действия, так как не сформируется произвольность  основа саморегуляции ,а это главный навык ребенка, готового к поступлению в 1-й класс.

Поэтому часто на консультациях я даю простую рекомендацию — играть, играть как можно больше, и обязательно это должна быть именно сюжетно-ролевая игра. Пусть ребенок сам устанавливает правила, пробует их менять, учится им следовать, экспериментирует с ролями. Игра — это своеобразная репетиция взрослой жизни, которую обязательно нужно пройти.

— Какие ограничения детской свободы потеряли смысл, а какие стоит сохранить?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что мне очень не нравится словосочетание «ограничение свободы». Ребенка нужно не ограничивать, а учить ограничивать что-либо самостоятельно. И критическое мышление, о котором мы говорили раньше, влияет на эту способность в первую очередь.

— Судя по участию в митингах и стремлению детей начать свое дело, стать популярным, дети борются за свои взрослые права. Как вы думаете, насколько детские права надо расширить и в какой области?

— Смысл подросткового возраста заключается в сепарации, отделении от родителей, и так было всегда. Политическую активность всегда проявляли тинейджеры и молодежь, это возрастная особенность. Подростки стараются изменить мир к лучшему, этот феномен в народе зовут юношеским максимализмом. Естественно, что они борются за свои права, и это правильно.

По специальности я юридический психолог, поэтому я, конечно, изменила бы законодательство, регулирующее права детей в юридически значимых ситуациях.

Например, у нас в стране не предусмотрена психологическая поддержка детям, ставшим свидетелями преступления, более того, не всегда допросы таких детей (психологически травмированных увиденным) проводятся в соответствии с нормами закона. Что уж тут говорить о детях, ставших фигурантами уголовного дела!

Например, стоит ли сажать в тюрьму подростка, укравшего булочку из магазина? А у нас сажают, тем самым позволяя подростку развиваться в ограниченных условиях криминогенной среды. Ведь можно наладить систему психологической поддержки, коррекции и реабилитации, но у нас это не делается.

Родители ограничивают время выхода ребенка в Интернет. - Совет Юриста

— Что ты думаешь про историю с «Синим китом» и прочими группами смерти?

— Безусловно, эти группы существуют, но СМИ сильно раздули эту историю и приукрасили подробностями, которых не было. Подростковые самоубийства существовали всегда, в этом нет ничего нового. В переходном возрасте иногда возникает такой феномен, как вера в персональный миф, то есть они верят, что являются исключением из законов природы и будут жить вечно.

Негативные переживания часто преобладают в переходном возрасте, кажется, что родители не понимают и не хотят слышать, и тогда подросток начинает представлять, как же в случае его смерти родители будут убиваться и плакать. Одного он не осознает — что он умрет по-настоящему. Отсюда и экстремальные увлечения, и эксперименты с наркотиками, и суицидальное поведение.

Группы смерти активно обсуждались в СМИ, но никто почему-то не говорил о совершенно элементарной вещи: не информация ищет подростка в интернете, а подросток информацию. Если у тинейджера нет и не было суицидальных мыслей, то никакие группы смерти его не заинтересуют.

Он будет использовать интернет для удовлетворения других своих потребностей: в общении, познании, отдыхе, развлечении, психологическом комфорте.

Если же в семье отсутствует взаимопонимание, если ребенок подвергается психологическому насилию (а, к сожалению, ему подвергается колоссальное количество детей), если испытывает проблемы в школе, например является жертвой буллинга, то, конечно, что-то в интернете (как, впрочем, и аналогичное что-то в реале) может подстегнуть его к совершению страшного поступка.

— Хорошо, допустим, ребенок не имеет суицидальных мыслей, он просто завел блог и стал популярным. Стоит родителям как-то готовить его к жизни на виду или им лучше просто закрыть свою страничку, чтобы не позорить чадо?

— Если говорить о «звездной болезни», то, конечно, есть вероятность, что гордыня возьмет верх.

Но, во-первых, если гармонично развивать ребенка с рождения и прививать ему нормы морали, такое явление маловероятно, а во-вторых, как известно, популярность тех, кто «поймал звезду» так же стремительно угасает, как и появляется. Если подросток это переживет, то это будет для него своеобразным уроком, из которого он может вынести массу полезного опыта.

Читайте также:  Можно ли оспорить свой отказ от наследства - Совет Юриста

— Если ребенок заявляет, что он хочет стать киберспортсменом, то как быть?

— В первую очередь, уважать его желание. Залог счастливой семьи — уважение и принятие желаний друг друга.

Что плохого в киберспорте? Все спортсмены «помешаны» на своем виде деятельности, разница лишь в том, что футболист говорит только о футболе, а киберспортсмен — о «контрстрайке». Дайте ребенку свободу, пусть попробует себя в этом.

Вполне вероятно, что через две недели он забудет о своем желании или разочаруется в нем, но зато он будет помнить, что вы поддержали его в его стремлении, а значит, доверяете ему.

— Дмитрий Быков как-то сказал, что один его ученик в школе сделал доклад о цифровой символике романа «Что делать?». И школьник решил, что ответ находится на такой-то странице такой-то книги 1733 года издания, которое находится в Британском музее.

Быков сказал: «Вы же понимаете, что достать английское издание 1733 года мы не сможем и проверить гипотезу тоже?» Но подросток списался с руководителями музея и попросил прислать скрины страницы. Скрины получили. Очевидно, что дети стали умнее и смелее нас, они видят новые пути и не боятся лезть туда, куда до них никто не лазил.

Вы не считаете, что это новое поколение вырулит нашу страну в нужную сторону?

— Я не знаю, вырулит ли оно нашу страну в нужную сторону, но очень хотелось бы в это верить. Дети, действительно, чувствуют себя более свободными и смелыми. Насчет «умнее» я не спешила бы с выводами, речь скорее не об интеллекте, а о способе достижения целей.

Но это объяснимо: раньше, чтобы написать в Британский музей, нужно было совершить огромное количество различных действий, а сейчас — лишь нажать на нужную кнопку.

Мы все имеем бóльшую, чем раньше, свободу, но не умеем ею пользоваться — а дети умеют, потому что они в этой реальности родились и выросли, другой они просто не знают.

Защита прав ребенка на профессиональной основе

23 июня 2020 г. 11:00

ФПА РФ поддержала предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката

Поступившее в Федеральную палату адвокатов РФ предложение было подготовлено адвокатом Адвокатской палаты города Москвы Викторией Дергуновой и сетью взаимопомощи «Ты Не Одна».

 Авторы считают необходимым внести дополнения в законодательство с целью наделить адвокатов полномочиями по оказанию детям квалифицированной юридической помощи, поскольку в настоящее время они не имеют полномочий помогать непосредственно детям – собирать информацию, приезжать в органы опеки, в больницы и т.д.

В комментарии пресс-службе ФПА РФ ведущий специалист Департамента адвокатуры ФПА РФ Юлия Корухова отметила, что внедрение в гражданский процесс механизма назначения судом адвоката позволит обеспечить защиту интересов ребенка наилучшим образом – на профессиональной основе.

Как указано в письме Федеральной палаты адвокатов РФ, направленном в ответ на обращение адвоката Адвокатской палаты города Москвы Виктории Дергуновой, ФПА РФ разделяет доводы о существующих в настоящее время проблемах в сфере защиты прав и интересов детей, обусловленных в числе прочего как возможностью злоупотребления родительскими правами, так и этико-правовыми трудностями адвокатской деятельности в ситуации, когда ребенок не является непосредственным доверителем адвоката. ФПА РФ выражает согласие с тем, что предоставление несовершеннолетнему личного права на получение бесплатной юридической помощи адвоката могло бы стать действенным правовым инструментом в решении указанных проблем, эффективно дополняющим иные имеющиеся в российском законодательстве инструменты и институты защиты прав и интересов ребенка.

В связи с изложенным ФПА РФ считает возможным поддержать инициативу о наделении адвоката правом представлять интересы несовершеннолетнего по назначению суда, если законный представитель отстранен от участия в процессе.

В комментарии пресс-службе ФПА РФ ведущий специалист Департамента адвокатуры ФПА РФ Юлия Корухова обратила внимание на то, что в отличие от уголовно-процессуальной сферы правоотношений, где обязательство государства обеспечить каждому задержанному, заключенному под стражу или обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) прямо предусмотрено ст. 48 Конституции РФ, аналогичное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в сфере гражданских правоотношений сегодня реализовано, главным образом, посредством Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и принятых в его исполнение региональных законов. При этом право на получение такой помощи на бесплатной для заявителей основе (за счет государства) предоставлено лишь ограниченному перечню социально незащищенных граждан, а возможность их судебного представительства адвокатом или сотрудником государственного юридического бюро – еще более ограниченным перечнем правовых случаев.

По словам Юлии Коруховой, в подавляющем большинстве семейных споров, так или иначе затрагивающих интересы ребенка, именно ребенок является наиболее незащищенной с правовой точки зрения стороной – он не является участником судебного разбирательства и зачастую вообще не осведомлен о его наличии; его право быть заслушанным судом или высказать свое мнение по отдельным вопросам ограничено возрастом и правом суда это мнение вообще не учитывать; он не может собирать и представлять доказательства или обжаловать действия или решения своих законных представителей или суда. Как подчеркнула Юлия Корухова, во время судебного разбирательства родителям затруднительно отделить свои личные интересы от интересов ребенка как самостоятельного субъекта права, детские омбудсмены и прокуроры вступают в дело в самых тяжелых случаях, касающихся причинения вреда здоровью или опасности для жизни ребенка, а работающие с детьми сотрудники органов опеки зачастую имеют педагогическое, а не юридическое образование.

«Именно поэтому мы не можем не поддержать предложение о необходимости предоставления суду права назначить ребенку адвоката, представляющего в семейном споре интересы исключительно этого ребенка, а не опосредованно учитывающего их при представительстве интересов одного из родителей.

Безусловно, данное предложение потребует значительной детальной проработки, однако сама идея о внедрении в гражданский процесс механизма назначения судом адвоката представителем несовершеннолетнего нами только приветствуется, поскольку это позволит обеспечить защиту интересов ребенка наилучшим образом – на профессиональной основе», – заключила Юлия Корухова.

Адвокат Адвокатской палаты города Москвы Виктория Дергунова в комментарии пресс-службе ФПА РФ отметила, что много лет занимается защитой прав детей, при этом не может защищать их напрямую, поскольку по закону ее доверителем является родитель.

«Если я вижу, что родитель действует не в интересах ребенка, то ничего не могу сделать.

Как только я начинаю говорить родителю, что так поступать нельзя, он может отказаться от меня как от адвоката, что абсолютно понятно, так как я не могу действовать не в интересах доверителя или против его воли», – пояснила адвокат.

Она подчеркнула, что в ситуациях, когда дети страдают от рук своих родителей, находясь в бесправном положении внутри семьи и никто не реагирует на нарушения их прав, родители обладают неограниченной свободой усмотрения в выборе методов воспитания до тех пор, пока такие случаи не становятся резонансными.

По словам Виктории Дергуновой, помощь детям осуществляется через фонды, курирующие проблемы жестокого обращения с детьми. «Фонды обращаются к нам и просят провести анализ документов, подготовить документы.

Но мы не можем помогать самим детям – собирать информацию, приезжать в органы опеки, в больницы, куда бы то ни было вообще. Мы не можем контролировать качество защиты ребенка в процессе, потому что нас никто туда не может ввести как полноценных защитников», – отметила адвокат.

В связи с этим, рассказала Виктория Дергунова, возникла инициатива наделить адвокатов полномочиями по оказанию детям квалифицированной юридической помощи.

Адвокат также сообщила, что в международных спорах, где имеется конфликт интересов между ребенком и родителем, родители действуют не в интересах ребенка, злоупотребляют своими родительскими правами или требуется контроль за защитой право ребенка, у ребенка есть свой адвокат, который контактирует с ним, его родителями, другими лицами, участвующими в процессе, экспертами, органами опеки, психологом и т.д., а также предоставляет суду правовое заключение о том, что включает в себя содержание интересов ребенка в конкретном деле, в чем заключалось нарушение его прав, имело ли место такое нарушение и как права ребенка можно восстановить правовыми средствами. Суд оценивает данное заключение наряду с другими доказательствами по делу.

По мнению Виктории Дергуновой, соответствующие изменения и дополнения необходимо внести в Семейный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

После принятия этих изменений и дополнений целесообразна организация Федеральной палатой адвокатов РФ обучения адвокатов специальным навыкам работы в спорах о защите прав детей, а по итогам проведения такого обучения – формирование списков адвокатов, которые будут представлены в суды.

Адвокат сообщила, что ее предложение уже поддержал аппарат Уполномоченного по защите прав человека в Российской Федерации, направивший ее в Министерство юстиции.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *