Служба по призыву и работа на Крайнем Севере при расчете трудового стажа — Совет Юриста

Крайний Север занимает огромную территорию России. Хотя климатические условия на нем далеки от идеальных для человека миллионы жителей страны работают и живут в этих районах постоянно.

Это приводит к дополнительной нагрузке на здоровье, а условия труда для многих профессий в таких регионах становятся очень тяжелыми.

Стремясь несколько компенсировать человеку непростые условия жизни, государство предусматривает льготы и привилегии для тех, кто выбирает работу на северных территориях. Касаются они и стажа для назначения пенсии. Законодательно даже введено понятие «северного стажа».

Северный стаж для пенсии

Северный стаж – это суммарное время, которое человек проработал на Крайнем Севере и территориях, которые были приравнены к нему. Он считается специальным видом стажа и учитывается при назначении пенсии.

Справка! Является конкретный регион или даже населенный пункт территорией Крайнего Севера или приравненной к ним или нет определяют не только по географическим признакам. Для упрощения и однозначного ответа на вопросы Правительство РФ выпускает Постановления, где приводятся конкретные регионы, работа в которых дает возможность «заработать» льготную пенсию.

Наличие северного стажа является основанием для получения следующих преференций:

  • возможность раньше уйти на заслуженный отдых;
  • увеличенный размер выплат, определяемых индивидуально для каждого человека;
  • различные льготы (например, по предоставлению жилья).

Важно! В учет идет только время официально работы. Человеку надо следить самостоятельно, чтобы все отношения с работодателем были оформлены документально.

Иначе проработав многие годы в тяжелых климатических условиях, человек может не получить права на положенные льготы.

Если работодатель уклоняется от оформления трудового договора, то за помощью можно обратиться в трудовую инспекцию.

В состав северного стажа включают время, которое человек официально трудился на различных предприятиях Крайнего Севера (и в приравненных районах). Некоторые категории граждан вправе рассчитывать, что в северный стаж будут включены также периоды военной службы, учебы, а также отдыха, проезда и прочее.

Справка! В прошлом существовал иной порядок учета северного стажа, но в настоящее время он не применяется и не актуален.

Миллионы мужчин и женщин работают в северных районах страны. Для получения права уйти на заслуженный отдых раньше граждане должны одновременно выполнить несколько условий:

  • набрать необходимое число баллов – 30;
  • получить нужный стаж, включающий как работу на севере, так и любых других районах;
  • иметь северный стаж – 15 лет;
  • достигнуть возраста, установленного для досрочного выхода на пенсию.

Мужчины и женщины для полноценного использования льготы по назначению должны иметь 15 лет северного стажа. Эта норма одинаковая для обоих полов. Но если женщина родила 2 и более детей, то требования к северному стажу для нее снизят до 12 лет.

Длительное время досрочную пенсию назначали в 50 лет для женщин и 55 для мужчин. Но повышение пенсионного возраста затрагивает также всех тех, кто работает на Крайнем Севере. К 2023 году он составит 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Повышают для «северян» пенсионный возраст постепенно – ежегодно по 1 году.

При этом в 2019 и 2020 годах у них так же, как и у всех остальных есть право на оформление пенсии на полгода раньше срока, установленного новым законодательством.

В 2019 году женщины с полным северным стажем могут рассчитывать на назначение выплат от ПФР в 50,5 лет, а мужчины – в 55,5 лет. В 2020 году для мужчин «северян» возраст выхода на отдых составит уже 56,5 лет, а для женщин – 51,5.

Служба по призыву и работа на Крайнем Севере при расчете трудового стажа - Совет ЮристаТаблица выхода на пенсию по северному стажу

Что не включат в северный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

В северный стаж включают далеко не все периоды времени, которые засчитываются в обычный срок ведения трудовой деятельности. В частности, не добавляют в срок работы на Крайнем Севере следующие периоды:

  • время, когда гражданин не работал официально, даже если он при этом стоял на учете в службе занятости;
  • период прохождения обучения в различных образовательных организациях (от ПТУ до ВУЗа);
  • службу в рядах ВС (за исключением некоторых случаев, например, для кадровых военных);
  • отпуска по уходу за малышами до 1,5-3 лет.

При работе по совместительству зачитают этот период в стаж, только если в итоге у человека получалась полная занятость. Хотя отпуска по уходу не включаются в расчет, женщины вправе включить в него до- и послеродовые отпуска, оплачиваемые на основании листков нетрудоспособности.

Как рассчитать северный стаж

Стандартно считают северный стаж отдельно. Каждый 1 год, отработанный человеком на Крайнем Севере, считают как 1 год страхового стажа, а 1 год, который отработан в приравненных районах считают за 9 месяцев спец. стажа.

Вахтовикам в стаж включают не только сам период работы, но и время работы, а также промежуток отдыха между вахтами.

Если человек проходил срочную службу в ВС до 1992 года в частях на Крайнем Севере, а затем остался работать в таком регионе, то ему включают в спец. стаж также и время срочной службы.

Важно! Стандартно все расчеты делают на основании записей в трудовой книжке. Если из них однозначно непонятно, где работал человек, то потребуются дополнительные документы. Особенно этому моменту надо уделять внимание сотрудникам различных филиалов с центральными офисами компаний в других субъектах РФ.

Если северный стаж составляет больше 7,5, но меньше 15 лет, то возраст выхода на пенсию для человека уменьшается на 4 месяц за каждый 1 год северного стажа.

Как оформить северную пенсию

Процедуры оформления обычной и северной пенсии фактически ничем не отличаются. Для них действуют общие регламенты.

Процедура оформления пенсии включает 3 шага:

  1. Подготовка пакета документов. Он может меняться в зависимости от ситуации конкретного человека.
  2. Проверка наличия всех нужных бумаг и прав. Необязательный шаг, но лучше самостоятельно все проверить заблаговременно.
  3. Подача заявления на назначение пенсии и получение решения по нему. Вместе с заявлением передаются оригиналы всех необходимых документов.

Какие нужны документы

При обращении в ПФР человеку надо подтвердить все обстоятельства для ее установления и определения размера выплат. Пакет документов может существенно различаться в зависимости от ситуации конкретного лица.

В общий список нужных бумаг входят:

  • паспорт;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие трудовую деятельность;
  • справка о зарплате за 5 лет подряд до 01.01.2002;
  • свидетельства о смене Ф.И.О. или других данных.

Для подтверждения пенсионных прав могут потребоваться и другие бумаги. Некоторых документов из общего списка может и не быть у человека.

Важно! Если в семье будущего пенсионера имеются нетрудоспособные, то по ним также надо представить все документы.

Обращаться за оформлением можно в территориальные отделения ПФР или МФЦ. Первый вариант удобен, если нужно сразу получить консультацию, а второй позволяет сократить время подачи документов, а также МФЦ работают по удобному графику.

Для удобства граждан организована возможность также подать заявление через портал Госуслуги. Но оригиналы документов все же придется представлять в ПФР или МФЦ. Можно также отправить по почте или передать через представителя. В последнем случае понадобится представителю также доверенность, оформленная должным образом.

Какой срок принятия решения

Стандартный срок принятия решения по заявлению о назначении пенсии – 10 рабочих дней. Но на практике он может увеличиться, если пакет документов окажется неполным. Рекомендуется за несколько месяцев обратиться за консультацией в ПФР.

Как подтвердить северный стаж для пенсии

Обычно для подтверждения северного стажа используются данные из трудовой книжки. Но если человек работал в подразделении московской или другой компании, то запись в ней может быть сделана некорректно. Из-за этого придется запрашивать справки с указанием конкретных периодов работы вахтовым методом.

Если человеку надо подтвердить для стажа прохождение службы период в ВС, то ему потребуется военный билет. Все остальные факты также подтверждаются соответствующими справками и выписками.

Читать подробнее: Подтверждение стажа работы для пенсии

В каких случаях возможен досрочный выход на пенсию по северному стажу

При постоянном проживании в северных регионах и стаже в рыболовной, оленеводческой или промысловой сферах у представителей коренных народов есть возможность выйти на пенсию еще раньше на 5 лет. Это право распространяется как на мужчин, так и на женщин. При этом мужчинам надо иметь не меньше 25 лет общего стажа, а женщинам – не меньше 20 лет.

Служба по призыву и работа на Крайнем Севере при расчете трудового стажа - Совет Юриста

Читать подробнее: Досрочный выход на пенсию

Сохранится ли размер пенсии по северному стажу при переезде в другой город

Довольно часто люди, выйдя на пенсию решают переехать в другой город или населенный пункт с более комфортным климатом. При этом они сохраняют право на ранее назначенную пенсию. Но после регистрации в новом месте проживания произойдет пересчет назначенного размера выплат.

При пересчете прежними останутся накопленные баллы, стаж, а региональный коэффициент изменится. Он будет установлен уже в зависимости от нового региона проживания. В некоторых районах он может быть и вовсе нулевым. Фактически при переезде размер пенсии существенно сократится. Разница в выплатах может достигать 60%.

Служба по призыву и работа на Крайнем Севере при расчете трудового стажа - Совет Юриста

Северный стаж обеспечивает возможность выйти на пенсию раньше, чем это установлено общими правилами. Но надо учитывать, что необходимо накопить определенное количество лет такого стажа и выполнить еще ряд условий для получения возможности воспользоваться льготами.

Как служба в армии на Севере засчитывается в стаж работы

Служба по призыву и работа на Крайнем Севере при расчете трудового стажа - Совет ЮристаВ последние годы служба в российской армии становится все более популярной и привлекательной. Для молодых граждан армейская служба стала значительно интересней в связи с появлением в войсках новых образцов вооружения и их интеллектуальным наполнением, а также уровнем денежного вознаграждения и социальными гарантиями, предоставляемыми военнослужащим.
Однако некоторые военнослужащие по разным причинам увольняются со службы, не выслужив установленного срока, и затем устраиваются на работу в гражданском секторе экономики. У таких граждан возникают вопросы, связанные с тем как период службы в армии будет засчитываться в их стаж работы, и каким образом учитывается армейская служба, проходившая в северных районах нашей страны. Эти же вопросы беспокоят и граждан, отслуживших военную службу по призыву.

Читайте также:  Арендная плата за помещение во время карантина - совет юриста

Военнослужащие, а также приравненные к ним работники правоохранительных структур и других силовых ведомств, в случае увольнения со службы, имеют возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в общегражданскую систему обязательного пенсионного страхования.

При этом порядок определения их страхового стажа урегулирован «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555.

Этими правилами уплата страховых взносов на государственное социальное страхование приравнена к уплате взносов в обязательное пенсионное страхование граждан.

Документами, подтверждающими период прохождения военной службы (или другой службы), являются военный билет, справка из воинской части, справка из военкомата, а также запись в трудовой книжке, внесенной на основании документов содержащих сведения о периоде прохождения военной службы.

Теперь нужно отметить тот факт, что действующее пенсионное законодательство однозначно установило то, что период прохождения военной службы (а также службы в различных государственных силовых органах) засчитывается в страховой стаж гражданина наравне с периодами его работы на гражданских предприятиях (пп.1 пункта 1 ст. 12 закона о страховых пенсиях №400-ФЗ).

Казалось бы, если, в соответствии закона, военная служба приравнена к трудовой деятельности, значит и период прохождения военной службы в северных районах должен включаться в специальный стаж бывшего военнослужащего наравне с его гражданской трудовой деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как это происходит у гражданских лиц.

Однако в пенсионном законодательстве нет прямого указания о включении периода военной службы, проходившей на Севере, в льготный стаж, и это вносит препятствие для включения периода военной службы на Севере в льготный стаж, для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В этой связи определением Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 г. №14-О установлено, что при определении порядка сохранения пенсионных прав граждан в случае их увольнения с военной службы, до приобретения ими права на государственную пенсию за выслугу лет, законодатель не предусмотрел возможность включения периодов службы проходивших в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним в льготный страховой стаж, дающий право на досрочный выход на страховую пенсию по старости.
А Верховный Суд Российской федерации в своем определении от 26 августа 2005года №34-В05-1, указал на незаконность включения периода военной службы в районах Крайнего Севера в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.

о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г.

N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»,

установил:

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (далее — Указание), которое было опубликовано в издании «Социальная защита», 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» дополнен статьей 133.

1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г.

по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М.

, являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании «Социальная защита», 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г.

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

https://www.youtube.com/watch?v=acqCTUwQXcQ

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К.

, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

  • В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
  • Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.
  • Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  • Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г.

«О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.

N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Читайте также:  Отпуск за свой счет при беременности - совет юриста

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г.

N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г.

N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.

N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г.

, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.

) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г.

, разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г.

специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

  1. В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.
  2. Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.
  3. В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
  4. Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет».

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

——————————————————————

Как учитывать службу в армии в трудовой стаж, примеры расчетов

Длительное время в трудовом праве под термином «трудовой стаж» понимался непосредственно срок работы, т.е. сколько лет фактически отработал гражданин.

Но не всегда в период трудового стажа работодатели перечисляют за своих сотрудников предусмотренные законодательством страховые взносы, благодаря которым формируется страховой стаж (если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то взносы должен платить сам за себя).

Еще один вид стажа – льготный спецстаж. Он формируется при выполнении трудовых обязанностей во вредных и тяжелых условиях. При наличии льготного стажа у физлица появляется возможность уйти на пенсию досрочно.

Понятие «общий трудовой стаж» в трудовой практике применимо только для периода до 2002 года. После 2002 года такой термин не используется.

Учитывать ли армейскую службу в период трудовой деятельности

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что в Вооруженных силах РФ существует два варианта укомплектования:

  • служба по призыву;
  • служба по контракту.

Если речь о призывниках – им срок службы в полном объеме учитывается в трудовой стаж. Что касается службы по контракту – здесь можно заработать военную пенсию, которая назначается при наличии выслуги лет. Поэтому для контрактников общий трудовой стаж особой важности не имеет. Если же выслуги лет не хватит для выхода на военную пенсию, можно рассчитывать на страховую по старости.

Справка! Минимальный срок работы для назначения страховой пенсии по старости составляет в 2021 году 12 лет.

Служба в Росгвардии, Федеральной службе исполнения наказаний, МЧС, ФСБ, МВД идет полностью в учет трудового стажа наравне с армейской службой.

Что касается службы по контракту, то в данном случае учет стажа ведется как 1:1.

Читайте также:  Семейная ипотека с государственной поддержкой в 2019 году - Совет Юриста

Т.е. каждый день службы приравнивается к одному полноценному рабочему дню. А рабочая неделя у военнослужащих не должна быть больше установленной трудовым законодательством.

Как рассчитать стаж при службе в армии

Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.

Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый день начисляется 1,8 балла.

К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.

Пример
Гражданин отслужил по контракту чуть меньше трех лет, затем уволился и начал работать на «гражданке». Срок его работы в силовой структуре будет приравнен к стандартной трудовой деятельности, поскольку военную пенсию таким сроком службы он не заработал. К его основному трудовому стажу добавится 3 года воинской службы.

Назначение военной пенсии

Отличительные особенности военной пенсии:

  1. военная пенсия назначается за выслугу лет. Чтобы ее заработать, нужно отслужить минимум 20 лет;
  2. на военную пенсию могут претендовать те, кто заработал страховой стаж минимум 25 лет, 12,5 из которых относятся к воинской службе, и при этом возраст гражданина не моложе 45 лет;
  3. особые условия касаются офицерского состава: если офицер учился до начала службы, то время учебы будет также учтено в трудовой стаж – 1 год как 6 месяцев службы. При учебе сроком в 4 года в выслугу лет учтется 2 года;
  4. если пришлось служить в особых условиях (в период боевых действий, на Крайнем Севере, при наличии повышенного риска для жизни), месяц службы будет приравнен к 2 месяцам трудовой деятельности.

Расчет суммы военной пенсии

При учете воинской службы есть много нюансов и все они имеют индивидуальный характер. Чтобы точно посчитать полагающуюся к выплате сумму, лучше обратиться в пенсионный орган той силовой структуры, в которой вы служили.

Однако основные принципы расчета едины для всех и установлены законодательством:

  • размер военной пенсии равен половине денежного довольствия, если выслуга лет составляет минимум 20;
  • за каждый год выслуги после 20 (21-й, 22-й и т.д.) добавляется еще по плюс 3% от суммы денежного довольствия. Максимальная граница – 85%.

Например: гражданин служил 20 лет и его довольствие составляло 50 000 рублей. Это значит, что размер пенсии составит 25000 рублей. Если бы выслуга составляла 21 год, то пенсия бы считалась так – 53% от 50 000 руб – это 26500 руб.; если выслуга 22 года, то пенсия равна 56% от денежного довольствия, т.е. в нашем примере это 50 000*56% = 28 000 руб.

В тех ситуациях, когда выслуга 12, 5 лет и общий стаж 25, алгоритм расчета такой же, разница лишь в том, что за каждый последующий год добавляется не 3%, а 1%.

Страховой стаж

Для призывников период воинской службы учитывается в страховом стаже в том случае, если до призыва или после гражданин был официально трудоустроен с перечислением обязательных страховых взносов.

Пенсионеры, которые уже получают военную пенсию и планируют оформить еще и гражданскую, должны иметь в виду: срок армейской службы, который был уже учтен при расчете выслуги лет, в страховой стаж учитываться не будет.

Расчет трудового стажа на Крайнем Севере в 2021 году

Исполнение трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера является достаточно тяжелым трудовым испытанием для людей ввиду непростых климатических условий.

Поэтому ввиду объективной вредности и тяжести такой работы существует ряд определенных льгот и преимуществ, утвержденных на законодательном уровне, для работников районов Крайнего Севера.

В статье мы рассмотрим нюансы исчисления стажа работы на Крайнем Севере.

Правовые понятия трудового и страхового стажей работника

В законодательстве есть два вида стажа работника – это трудовой и страховой. Разница в них существенна и выражена в понятийных аспектах, а если точнее выражаться это что включают в подсчет каждого вида стажа.

Наименование стажа работника Описание Что включают в расчет
Трудовой стаж Это определенный промежуток времени, в который работник находился в состоянии трудовой и общественно полезной деятельности Весь период исполнения трудовых обязанностей;
Декретный отпуск;
Исполнение военной повинности;
Обучение в образовательных учреждениях (высших и средне специальных) и т.д.
Страховой стаж Это тот промежуток времени, за который работодатель перечислял страховые выплаты в соответствующие фонды Период исполнения трудовых обязанностей, за который уплачивались страховые взносы.

Исчисление трудового стажа работника

Для исчисления трудового стажа в первую очередь необходимо воспользоваться трудовой книгой – документ, в котором последовательно отражается каждое место работы, должность и период исполнения трудовой деятельности. Поэтому для полного и корректного расчета периода трудовой деятельности необходимо пройти несколько этапов:

  • На первом этапе необходимо аккуратно выписать на листочек все даты трудоустройства и увольнения. При этом нельзя забывать, что от каждой даты увольнения необходимо вычесть дату приема на работу.
  • На втором этапе необходимо сложить все временные промежутки работы в разных организациях, для этого будет удобно все данные перевести в годовые единицы измерения, исходя из предпосылок, что в году 12 месяцев, а в месяце усреднено 30 дней.
  • На третьем этапе необходимо просуммировать все периоды общественно полезной и социально-значимой деятельности, к которым относятся периоды обучения, декретного отпуска, нахождение на государственной службе, служба в армии и т.д.

Расчёт трудового стажа важен не только для определения пенсионных начислений, но и для определения размер пособий по больничным листам. Если стаж превышает 8 лет, то сумма компенсационных выплат будет составлять 100% от среднемесячной заработной платы за последние два года, от 5 до 8 лет – 80%, менее 5 лет – 60%.

статью ⇒ “Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию 2021“.

Исчисление северного стажа для работников районов Крайнего Севера до 2002 года

До недавнего времени расчет трудового стажа для работников районов Крайнего Севера производился с учетом специального ускоряющего коэффициента – 1 год приравнивался к 1,5 года. Это объяснялось определенной степенью вредности сурового климата районов Крайнего Севера и давало возможность раннего выхода на пенсию с получением специального пенсионного пособия.

Применение льготного порядка исчисления стажа для работников районов Крайнего Севера

После 2002 года были проведены ряд изменений в пенсионном законодательстве в нашей стране. Это касается и работников Крайнего Севера особенно в части подсчета страхового стажа, который непосредственно влияет на размер будущей пенсии.

Появился выбор системы расчета страхового стажа: либо с учетом льготного коэффициента, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности даже без страховых выплат, либо расчет по календарному периоду с исключением всех нестраховых периодов.

При этом работники Крайнего Севера все также могут рассчитывать на возможность досрочного ухода на пенсию. Для женщин пенсионный возраст составляет 50 лет, а для мужичин 55 лет при условии:

  • Стаж работы в районе Крайнего Севера составляет не менее 15 лет, а для местностей, приравненных к ним – 20 лет. При этом страховой стаж составляет 20 и 25 лет. В случае если трудовая деятельность в районах с тяжелыми климатическими условиями составляет больше половины при том же необходимом страховом стаже – пенсионный возраст увеличивается пропорционально.
  • Повышенная базовая часть пенсии остается неизменной и зависит только от региона, в котором эта пенсия была, по сути, и заработана. Расчет пенсии прост – базовая часть пенсии индексируется на коэффициент, соответствующий району Крайнего Севера.
  • Начиная с 2015 года, была принята новая система расчета страховой пенсии с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), который для районов с особыми климатическими условиями устанавливается на минимальном значении – 30.

Новая пенсионная система расчета страховой пенсии

В 2015 году была проведена новая пенсионная реформа, которая основывается на ответственности работающих граждан за размер своей будущей пенсии. Суть этой реформы в том, чтобы замотивировать граждан на отказ от «серой» заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы. С этого периода на величину будущей пенсии непосредственно влияют следующие параметры:

  • Одним из самых главных параметров, которые влияют на размер пенсии – это конечно непосредственно сама заработная плата, чем больше ее величина, тем больше страховых взносов работодатель перечисляет в пенсионный фонд;
  • Величина страхового стажа, чем он больше, тем больше пенсионных баллов зарабатывает гражданин – это определенный коэффициент который пропорционально увеличивает базовую пенсию;
  • Возраст, при котором гражданин уходит на пенсию, чем дольше работник тянет с уходом на пенсию, тем больше растет его будущая пенсия.

Приведенные выше коэффициенты переводятся с помощью специально утвержденной формулой в размер страховой пенсии, на которую может рассчитывать работающий гражданин. Некоторые коэффициент, которые включаются в расчет, устанавливаются ежегодно правительством, индексируются и т.д. статью ⇒ “Расчет страхового трудового стажа в 2021“.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие исчисление стажа работа для работников районов Крайнего Севера

Наименование нормативно-правового акта Наименование документа Описание
Трудовой кодекс Статья 148 Регламентирует правовой порядок исчисления заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах с особыми климатическими условиями, с учетом установленных норм и применением специальных коэффициентов
Статья 316 Регламентирует размер районных коэффициентов для оплаты труда работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера
Статья 121 Регламентирует порядок расчета стажа работы, на основании которого производится расчет полагающегося сотруднику ежегодного оплачиваемого отпуска
Статья 314 Регламентирует правовой порядок расчета трудового стажа работников Крайнего Севера для получения процентной надбавки
Федеральный закон № 400 – ФЗ Регламентирует новое положение о страховой пенсии работников, порядок применения новой пенсионной системы, основные понятия, права работников и т.д.

Вам также может понравиться

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *