Требование школы о готовности ребенка к обучению — Совет Юриста

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: «подготовка к школе».

Что же родители будущего первоклассника вкладывают в понятие подготовки, и какой она должна быть?

Что значит «готов к обучению»?

К сожалению, в последние годы произошла подмена понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Школа, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для себя и выставляет те требования, которые подходят ей, а не ребенку.

Говоря обобщенно, к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.

Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.

Успехи в учебе гораздо больше зависят от желания и умения учиться, умения видеть связи явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.

Ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.

Все это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.

Какой должна быть подготовка к школе

Общей для всех детей «подготовки к школе» не существует. За год до школы совсем не лишней будет консультация психолога. Необходимо провести всесторонний анализ развития ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий.

Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно вашего ребенка, учитывала индивидуальные особенности его развития. Программа подготовки должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон.

Если вы готовы записать ребенка в группу подготовки к школе, то прежде всего определите для себя, что необходимо вашему ребенку, чего вы ждете от занятий и совпадают ли ваши потребности с тем, что будет происходить на занятиях.

Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы — вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе.

Стремление же сделать из дошкольных групп мини-первый класс приводит к тому, что, по данным статистики, более 70% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят.

Это не должен быть интенсивный, ускоренный курс, так называемая «экспресс-подготовка». За счет чего идет любое искусственное ускорение в развитии или обучении? За счет мобилизации всех ресурсов организма ребенка, что может привести к умственному и физическому истощению, нервному срыву. Особенно негативно интенсивность любого рода влияет на медлительных детей.

Избегайте перегрузок! Оптимальная нагрузка для дошкольника — занятия в группе подготовки к школе 2 раза в неделю по полтора-два часа, желательно в первой половине дня.

К сожалению, занятия далеко не всегда проходят рядом с домом, очень часто — во второй половине дня. Если ребенок к их началу уже утомлен, то пользы от таких занятий немного.

Занятия дома можно проводить каждый день, их продолжительность не должна превышать 20-30 минут, и они должны быть систематическими.

Администрация дошкольных гимназий часто пытается привлечь родителей большим количеством разнообразных занятий, общая продолжительность которых таким образом увеличивается до трех часов и более. Это очень много. В этом случае у родителей должно быть право выбора: какие занятия посещать, а от каких отказаться.

С кем и где заниматься?

В детском клубе? Частным образом с педагогом? В подготовительных группах при школе?

Дело не в помещении, а в специалистах, которые в любом учреждении будут делать свое дело.

«Плюсы» занятий в группах при школе — это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка — привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.

Желание многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправданно.

Действительно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень непросто.

Основываясь на многолетней практике, я вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) гораздо продуктивнее.

При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я вижу каждого и каждому могу вовремя помочь.

С другой стороны, мое внимание распределяется равномерно, и дети чувствуют себя менее напряженно, учатся сотрудничать, слышать друг друга, что тоже является одной из составляющих готовности к школе.

Если есть такая возможность и необходимость, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.

Учить или нет?

Вы заметили, что, говоря о готовности к школьному обучению, я совсем не говорю об обучении дошкольника, к примеру, чтению? Нужно ли этому учить?

Не может быть однозначного ответа на этот вопрос.

Я далека от утверждения, что до школы нельзя учить детей читать. Неплохо, если ребенок умеет читать до школы. Важно только, какой ценой далось ему это умение. Это было желание самого ребенка или стремление родителей «не ударить в грязь лицом»?

Типичная ошибка родителей как раз состоит в том, что они начинают обучение ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) своим волевым решением, не учитывая уровень его развития.

Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то, конечно, необходимо поддержать его интерес, помочь ему научиться. Обучение в таком случае будет вполне уместным.

Но уж если родители берут на себя этот труд, то они должны обладать определенными знаниями методик обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется правильный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.

Бывает так, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным умениям. В этом случае искусственное обучение будет насилием.

Как бы и не подготовка вовсе

В нашей обычной домашней жизни существует много моментов, которые с полным правом можно считать подготовкой к школе и которые естественно вписываются в жизнь любой семьи.

Прогулки, коньки, лыжи, плаванье — все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепку, конструирование, вышивание.

Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память — это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет.

Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится.

Играйте в игры, где есть четкие правила.

Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Не только о «высоком»

Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.

Не надо забывать, что школа — это не только обучение, это еще и пребывание в ней.

Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.

Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях — только в семье.

Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.

Нужна ли детская «подготовка к школе» родителям?

Как детям необходимо примерить на себя роль ученика, так и родителям тоже нужно подготовиться к роли родителей первоклассника.

Если ребенок ходит на «подготовку к школе», внимательные и наблюдательные родители могут увидеть и узнать много интересного и полезного о своем ребенке.

Адаптация в группе сверстников, желание учиться, приятие (неприятие) ребенком роли ученика, отношение к учителю, организационные, практические навыки — почти все трудности можно проецировать на начало будущей школьной жизни. Есть возможность скорректировать их заранее.

Советуем прочитать:

  • Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? — М.: Вентана-Граф, 2001
  • Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. — М.: Мозаика-Синтез, 2003
  • Что такое школьная зрелость? Справочник для родителей будущего первоклассника. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001
  • Кабанова М.Н. Готовимся к школе. СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001
  • Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. — М.: Лист-Нью, 2000
  • Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994
Читайте также:  Как самому рассчитать коммунальные платежи за содержание общего имущества МКД - Совет Юриста

Надежда Григорьевна Ляпенкова педагог и журналист Статья из декабрьского номера журнала

Требование школы о готовности ребенка к обучению - Совет Юриста

Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС

Критерии готовности ребенка к школе.Какие требования выдвигает ФГОС?

  • Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
  • Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
  • Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
  • Стандарт выдвигает три группы требований:
  • • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  • • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
  • • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
  • Каков должен быть выпускник ДОУ?
  • Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности.

Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

  1. Критерии готовности:
  2. 1. физическая
  3. 2. интеллектуальная
  4. 3. социальная

4. мотивационная.

Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Интеллектуальная готовность — включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность — это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.

Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность— предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

  • Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
  • — к новому педагогу;
  • — к новому коллективу;
  • — к новым требованиям;
  • — к повседневным обязанностям.
  • Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
  • Советы родителям:
  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

  1. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  2. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  3. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
  4. Будьте внимательны к жалобам ребенка.
  5. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  6. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  7. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  8. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  9. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  10. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его
  11. любознательность.
  12. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
  13. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
  14. В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
  15. • уметь чётко произносить все звуки речи;
  16. • уметь интонационно выделять звук в словах;
  17. • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  18. • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  19. • уметь произносить слова по слогам;
  20. • уметь составлять предложения из 3-5 слов;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке»«На детской площадке»,«За грибами»«Отдых на море» и т. д.)

  • • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • • уметь последовательно передавать содержание сказки.
  • К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
  • • знать цифры от 0 до 9;
  • • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
  • • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • • знать знаки +, -, =, ;
  • • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 74, 6=6)
  • • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • • уметь сравнивать две группы предметов;
  • • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
  • • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями: «налево»«направо»«вверх»«вниз»«раньше»«позже»,«перед»«за»«между» и т. д. ;

  1. • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
  2. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
  3. • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности(например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  4. • уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
  5. • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
  6. • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
  7. • знать названия 1-3 комнатных растений;
  8. • знать названия 12 месяцев года;
  9. • знать названия всех дней недели.
  10. Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
  11. • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  12. • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  13. • знать правила поведения в общественных местах и на улице.
  14. Общий кругозор:
  15. — Фамилия, имя.
  16. — Дата рождения.
  17. — Свой возраст.
  18. — Имя и отчество родителей.
  19. — Домашний адрес.
  20. — В какой стране живет.
  21. — Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
  22. — Знание растений.
  23. — Знание профессий, видов спорта, транспорта.
  24. — Быт людей.
  25. — Уметь объяснить закономерности природных явлений.
  26. — Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
  27. Мышление:
  28. — Определение четвертого лишнего.
  29. — Классификация, обобщение.
  30. — Сходство/различия.
  31. — Умение решать логические задачи.
  32. — Сложение фигур из частей.
  33. — Сложение из счетных палочек.
  34. — Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
  35. Внимание:
  36. — Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
  37. — Переключение.
  38. — Распределение.
  39. Память:
  40. — Повтор 10 слов или цифр.

— Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

  • — Пересказ текстов.
  • Речь:
  • — Артикуляция, произношение.
  • — Отвечать на вопросы и задавать их.
  • — Строить рассказы по картинкам.
  • — Сочинять сказки.
  • — Составлять предложения.
  • — Заучивать наизусть стихи, прозу.
  • Моторика:
  • — Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
  • — Уметь чертить прямую линию.
  • — Писать печатную букву по образцу.
  • — Вырезать из бумаги.
  • — Аккуратно клеить.
  • — Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
  • — Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
  • — Изготавливать аппликации.
  • Математические знания:
  • — Знать цифры(от 0 до 9).
  • — Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • — Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • — Соотносить цифру и число предметов.
  • — Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
  • Я и общество
  • Дети должны знать:
  • — название нашей страны и её столицы;
  • — флаг, герб России;
  • — название родного города, села, свой адрес.
  • Дети должны иметь представление:
  • — о всенародных праздниках;
  • — о труде людей в городе и сельской местности.
  • Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
  • Предметный мир
  • Дети должны уметь:
  • — сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • — называть материалы, из которых они изготовлены;
  • — понимать значение обобщающих слов.
  • Математические знания
  • Дети должны знать:
  • — состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
  • — состав чисел из двух меньших.
  • Количество и счет
  • Дети должны уметь:
  • — сравнивать по длине, высоте, ширине;
  • — ориентироваться на листе бумаги;
  • — различать форму предметов;
  • — составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • — измерять длину предметов с помощью условной мерки;
  • — сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
  • — делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
  • Предметный мир
  • Дети должны уметь:
  • — сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • — называть материалы, из которых они изготовлены;
  • — понимать значение обобщающих слов.
  • Неживая природа
  • Дети должны:
  • — иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • — определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
  • Животный мир
  • Дети должны иметь представление:
  • — о домашних и диких животных;
  • — о перелетных и зимующих птицах;
  • — о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
  • Растительный мир
  • Дети должны иметь представление:
  • — об условиях необходимых для роста растений;
  • — о лесных ягодах и грибах;
  • — об овощах и фруктах;
  • — о деревьях, кустарниках и цветах.
  • Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
  • Крупная моторика
  • Дети должны уметь:
  • — прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
  • — точно ловить и кидать мяч;
  • — на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
  • — застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Мелкая моторика
  • Дети должны уметь:
  • — проводить прямые, не дрожащие линии;
  • — «видеть» строку и писать в ней;
  • — видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Читайте также:  Арест автомобиля в счет покрытия долгов - Совет Юриста

Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям

Итак, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.

Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Читайте также:  Строительство дома на садовом участке - Совет Юриста

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Требования, которые предъявляет ребенку школа, или готовность к школьному обучению

  • ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА,
  • ИЛИ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • (родительское собрание)

Кончается дошкольное детство Вашего ребенка.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени — и ему пора будет в школу. Конечно, Вы хотите, как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию…

Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство.

Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью.

Всем известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то очень значительное, притягательное, новое, но пока ещё неопределённое, неизвестное.

На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности – всё так перепутано, трудно… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвёшься (и всегда на самого близкого человека), а потом стыдишься себя, и от этого становится ещё труднее.

То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, всё из рук валится…. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка, находящегося в промежутке между дошкольным и школьным детством.

Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса.

Может вырасти тревожность, капризность ребёнка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или несосредоточенность, замкнутость или демонстративность… Ребёнку трудно. И с ребёнком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.

По мнению детей, «настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки». Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. Сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник.

В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось.

А новой «информации» никакой не было, придётся её добывать самостоятельно. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но всё это ему надоело.

И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика, погрузившись в тусовки, компьютерные игры, во что-то новое, своё. Так, школа одного за другим теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками».

Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребёнок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определённости, построил себе такой образ будущего школьника, какой мог. Может быть, сделать этот образ более содержательным, приближённым к тому, что его реально ожидает?

Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет, в первую очередь, учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.

Наш курс «Школа будущего первоклассника» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Ведь перед ним — вся жизнь! А в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка — быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

По форме, по манере общения «Школа будущего первоклассника» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидак­тические игры на конструирование, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Предлагая детям эти развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять.

Мы хотим выработать у детей умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

На каждом занятии используются задания и игры, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения.

В ходе некоторых занятий используются психологические диагностики, помогающие в планировании дальнейших занятий.

В некоторые игры, которые мы используем на занятиях, Вы можете играть и дома всей семьей, на несколько минут откладывая свои дела.

Радость, которую Вы доставите ребенку, станет и Вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты позволят Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Самое главное — во время игры отмечайте все достижения ребенка, а не останавливайтесь на недостатках, хвалите за успехи, а не ругайте за ошибки.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку.

Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Прежде всего, у вашего ребёнка должно быть желание учиться. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное.

Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в эту гимназию очень важно и почетно потому, что в школе есть звонки, перемены. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться.

Они ещё не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придётся пожертвовать игрой и прогулкой, хотя они и знают, что нужно делать уроки. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.

А начните эту жизнь со следующего:

  • расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *