Учет расхода на приобретение трактора — Совет Юриста

Заполнение учетного листа тракториста-машиниста формы 411-АПК является важным этапом в учете механизированных работ. Документ пригодится в основном для организаций, связанных с сельским хозяйством.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк учетного листа тракториста-машиниста .docСкачать образец учетного листа тракториста-машиниста .doc

Это рабочая бумага водителя комбайна или другого движущегося средства, которое выходит собирать урожай. Причем для легковой, грузовой машины и трактора существуют отдельные документы.

Законодательная основа

В верхней части самого первичного документа четко прописано, что эта форма утверждена Письмом Госкомстата №КЛ-01-21/1381 от 10.04. 2003 года. Также присутствует ссылка на Приказ Минсельхоза №750 от 16 мая 2003 года.

Данные нормативные акты имеют приложение в виде этой типовой формы, также в них можно найти все нюансы и юридические тонкости верного с ним взаимодействия. Прикладная же часть осуществляется весьма просто.

Кем выдается

Работу по распечатке и выдаче листов выполняет диспетчер, руководитель механизированного отряда, бухгалтер или другой сотрудник, в обязанности которого входит осуществление этого вида деятельности. При этом стоящие перед сотрудником задачи и нормативы по расходу горючего сразу же заносятся в документ.

По мере выполнения работ заполняется информация о фактически собранном урожае и расходе горючего. После заполнения сотрудником лист сдается тому же ответственному лицу, которое его выдавало.

Алгоритм заполнения

Учетный лист имеет, на первый взгляд, достаточно большое количество граф, так как предполагает внесение всех необходимых данных. Форма 411-АПК начинается с шапки, в которой указываются:

  • номер учредительного листа;
  • за какой месяц и год он служит отчетностью;
  • ФИО бригадира, под началом которого трудится конкретный работник;
  • должность, профессия и категория этого сотрудника (например, комбайнер, 1 разряд, водитель комбайна);
  • ФИО самого работника;
  • его табельный номер;
  • при наличии — данные о прицепщике;
  • на каком участке проводился сбор урожая (или отделение сбора);
  • бригада;
  • марка машины;
  • инвентарный номер оборудования.

Вся эта информация обязательна для заполнения и разнесена в три отдельных столбика.

Ниже верхней части располагается таблица для указания 19 разных типов данных. К ним относятся:

  • порядковый номер строки – обычно на один рабочий день приходится одна заполненная строка;
  • наименование собираемой культуры, вида растения;
  • агротехнические условия, при которых выполнялся сбор;
  • бригада-заказчик (при наличии таковой);
  • дебет синтетического и аналитического учета – этот столбец заполняется бухгалтером после сдачи листа;
  • единица измерения;
  • сколько часов сотрудник отработал за конкретную смену – указывается в каждой строке;
  • норма выработки, которую предполагается собирать за указанный срок;
  • расценка;
  • сменная эталонная выработка;
  • сколько фактически выработано (фактически, с переводом на условные гектары и всего сменных норм за 1 рабочий день);
  • оплата труда – основная, дополнительная и сколько положено к выплате всего;
  • отдельно – положенная оплата труда прицепщика, если таковой имеется;
  • расход топлива – по нормам и фактический.

Учет расхода на приобретение трактора - Совет Юриста
Продолжительность таблицы может быть до 25 строчек. В доступном для скачивания образце именно столько. Если какая-либо графа или строка остается незаполненной после сдачи бухгалтеру, то ее желательно зачеркнуть.

Подведение итогов

В завершении табличной части указывается, сколько рабочих дней (смен) отработано, суммарное количество часов для начисления оплаты труда (как основного сотрудника, так и прицепщика), а также итоги фактически собранной продукции и сколько было потрачено в процессе горючего.

Точность цифр в завершающих графах принципиально важна, так как на них больше всего обращают внимание бухгалтера, ответственные за начисление зарплаты и фиксации издержек.

В конце учетного листа тракториста-машиниста ставятся подписи всех ответственных лиц: тракториста-машиниста и его бригадира. Причем последний расписывается в этом документе только после того, как машина в исправном состоянии была возвращена в гараж. Он же контролирует начало и окончание продолжительности работы комбайнера.

Отдельно прописывается нюанс по расходованию и заправке горючего. Это необходимо для эффективного контроля руководителей за соблюдением норм расхода, сбора статистики и оптимизации расходов организации в целом.

Также в учетном листе ставит свою подпись агроном. Он же может в письменной форме выразить свое мнение по поводу сроков и качества уборки урожая на вверенном ему участке. Для этого предусмотрено 2 строчки в конце бумаги.
Учет расхода на приобретение трактора - Совет Юриста
Утверждается документ подписью руководителя, печатью и датой этого заверения. Чаще всего это происходит уже после поступления бумаги в бухгалтерию и первичной обработки данных.

Сроки

Представленный бланк учетного листа описывает от 1 до 25 дней работы комбайнера. Практика показала, что наиболее удобный отрезок времени — декада. Так и бухгалтерия будет удовлетворена, и работнику будет удобно.

Но каждая конкретная компания сама решает, какой срок будет оптимальным для составления отчетности. Некоторые предпочитают более мелкий, пятидневный срок.

Так итоговые показатели выходят точнее, но продолжительность работы бухгалтера и бригадира немного увеличиваются.

Какие документы заполняются на его основе

  • После поступления в бухгалтерию учетный лист, как документ первичной отчетности, служит основанием для заполнения накопительной ведомости, а также ведомости учета затрат.
  • Без учетного листа тракториста-машиниста невозможно начисление заработной платы сотруднику.
  • Также на основе полученных данных формируется акт на выполненные агрохимические работы.

Где регистрируется

Регистрация этого первичного документа осуществляется в специальном журнале учетных листов. Этим занимаются диспетчер, бригадир или иное материально ответственное лицо.

Скачать документбесплатно

Правила ведения бухучета в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, связанных со спецификой деятельности сельхозпредприятий. Об основных из них расскажем в нашей статье.

Для с/х предприятий применимы все общие принципы и правила экономики и бухгалтерского учета, действующие в Российской Федерации. Это:

Особенности отражения сельхозопераций в бухучете связаны с их особыми характеристиками:

  • сезонностью;
  • длительными производственными циклами;
  • большой долей оборотов внутри предприятия и др.

Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве

Земельные угодья занимают особое место в сельском хозяйстве. Это главный объект основных средств и основной предмет приложения труда. При этом земля имеет существенные отличия от других средств производства:

  • не изнашивается и не амортизируется;
  • при правильном использовании может улучшать свои свойства (например, в части повышения плодородия);
  • не является объектом, создаваемым человеком;
  • земельный участок нельзя изготовить, заменить, переместить.

Все это приводит к особенностям учета земли:

  1. Земельные участки могут использоваться предприятием на праве собственности, пользования или аренды. Соответственно, бухучет должен вестись таким образом, чтобы обеспечивалась аналитика по этому аспекту как на балансе, так и на забалансовых счетах.
  2. При оприходовании земля оценивается:
  • по затратам на покупку;
  • стоимости имущества, обмениваемого на земельный участок (при мене);
  • рыночной стоимости на дату оприходования (при безвозмездном получении);
  • соглашению сторон (при вкладе в УК).

Если ни один из перечисленных выше способов не подходит, землю оценивают по нормативной цене.

ВАЖНО! Определение нормативной цены земли дано в ст. 25 закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-I. Нормативная цена — это величина, которая определяется исходя из потенциального дохода от конкретного земельного участка за расчетный срок окупаемости.

  1. Аналитика земельных угодий обеспечивается в разрезе как минимум:
  • действующих сельскохозяйственных угодий (они, в свою очередь, подразделяются по использованию: пашни, многолетние культурные насаждения (сады, виноградники), пастбища, сенокосы и т. д.);
  • земель под паром (отдыхающих для восстановления плодородия);
  • площадей лесов и древесно-кустарниковых посадок (защитных полос для других объектов землепользования);
  • земель под водой и на стадии мелиорации;
  • земель под дорогами, прогонами и просеками;
  • земель под общественными постройками;
  • прочих земель в зависимости от их назначения и использования.

В отношении земельных участков сельхозназначения ставка земельного налога устанавливаюся муниципалитетами. Она не может превышать 0,3% (пп.1 п.1 ст. 394 НК РФ).

Ставка значительно ниже, чем для остальных категорий земель.

Сохраняется ли пониженная ставка, если земли переданы в аренду? А если земля простаивает? Узнайте экспертное мнение КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Формулу для расчета земельного налога см. здесь.

  1. Бухучет при этом ведется с использованием стандартных счетов и проводок для внеоборотных активов. Например, поступление участка земли в собственность отражается так:
  • Дт 08 Кт 60, 76, 75, 98 — приобретено право собственности на землю;
  • Дт 01 Кт 08 — земля принята на баланс по акту.
Читайте также:  Выплата кредита при банкротстве заемщика - Совет Юриста

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для операций с землей существуют отдельные формы первички, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.05.2003 № 750. Например, для оприходования земельного участка сельхозназначения (угодий) применяется форма 401-АПК.

Как различия в с/х отраслях влияют на бухучет в них

Отраслевые различия ведут к тому, что классификация одних и тех же видов деятельности для целей бухгалтерского учета в сельском хозяйстве может отличаться.

Например, для предприятия, производящего комбикорма, посев и уборка соответствующих культур, заготовка сена будут основными видами деятельности. А для предприятия, специализирующегося на откорме крупного скота, та же заготовка сена на имеющихся сенокосах станет вспомогательным производством.

Соответственно, по-разному будет обеспечен учет:

  • производитель комбикорма будет учитывать свои затраты на заготовку сена на счете 20;
  • а владелец мясной фермы — на счете 23;
  • бухгалтерский учет молока в сельском хозяйстве ведется на субсчетах, открытых к счетам 20 «Переработка молока» и 10 «Молоко» как сырье.

Нюансы учета сезонного производства

Из-за климатических условий деятельность большинства с/х предприятий носит сезонный характер. Это ведет к тому, что у предприятия есть периоды активности и простоя. И если с отсутствием дохода в несезон все более-менее ясно, то как быть с расходами?

В периоде простоя важно правильно классифицировать расходные статьи для целей учета:

  • на активы;
  • расходы, относящиеся к будущим периодам;
  • текущие расходы.

Как можно заметить из этой классификации, предполагается, что в периоде простоя у с/х предприятия нет прямых затрат, связанных с реализацией продукции, т. к. нет реализации. Отметим, что в состав прямых затрат в сельском хозяйстве включаются:

  • прямые материальные затраты на производственный процесс;
  • расходы на оплату труда занятых в основном производстве сотрудников (в том числе взносы на их обязательное страхование);
  • амортизация основных средств, используемых в основном производстве.

Таким образом, все расходы, произведенные в периоде простоя для обеспечения работы в следующем сезоне, учитываются либо как активы, либо как расходы, понесенные в текущем периоде, но относящиеся к будущим.

Исключение составляют постоянные косвенные расходы, например зарплата администрации. Они относятся в расходы ежемесячно.

Пример 1

ООО «Комбикорм», ведущее деятельность в средней полосе России, в феврале 2021 года произвело такие расходы:

  • приобрело новый комбайн;
  • отремонтировало 2 уже имеющихся комбайна собственными силами;
  • приобрело семена нового сорта кормовой кукурузы;
  • выплатило зарплату руководителю и бухгалтеру.

В учете ООО сделаны проводки:

  • Дт 08 Кт 60 — отражено приобретение нового комбайна;
  • Дт 97 Кт 60 — закуплены запчасти и материалы для ремонта 2 старых комбайнов;
  • Дт 97 Кт 70 — начислена зарплата техникам, производившим ремонт;
  • Дт 97 Кт 69 — начислены страховые взносы с сумм, относящихся к ремонту оборудования;
  • Дт 10 Кт 60 — оприходован посадочный материал (семена);
  • Дт 26 Кт 70, 69 — начислена зарплата администрации и страховые взносы с нее.

В отношении заработной платы следует иметь в виду, что трудовые отношения с сезонными работниками тоже имеют свою специфику. В нашей статье подробно останавливаться на сезонных работниках мы не будем.

Больше можно прочесть в статье «Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы».

В завершение темы сезонности нельзя не коснуться начисления амортизации в сельском хозяйстве.

Для целей бухучета амортизация используемых сезонно ОС должна начисляться в течение сезона. То есть годовую норму нужно вложить в сезон (п. 19 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Например, если деятельность ведется 5 месяцев в году, то за каждый месяц сезона нужно списывать 1/5 годовой нормы амортизационных отчислений.

ВАЖНО! Для целей налогового учета ситуация с амортизацией ОС иная. П. 3 ст. 256 НК РФ не предусматривает исключения из состава амортизируемого имущества ОС из-за их сезонного использования.

Равно как не предусмотрено в НК РФ сезонное начисление амортизации методом, применяемым в бухучете.

Для целей налогообложения амортизация в сельском хозяйстве начисляется в соответствии с НК РФ, что ведет к образованию временных налоговых разниц при сезонных работах.

Разграничение по производственным циклам

Еще одна особенность сельского хозяйства в том, что производственный цикл часто не совпадает с отчетным годом. Пример — выращивание озимых культур, которые засеваются осенью одного года, а собираются весной — летом следующего.

В результате в бухучете с/х организаций принято разграничение расходов на производство по периодам (годам):

  • затраты прошлых периодов (лет) под урожай текущего;
  • затраты текущего периода под урожай будущего;
  • затраты текущего периода под урожай в нем же.

Для организации распределения прямых затрат на счете 20 открываются аналитические субсчета. Например, 20/производство отчетного года и 20/производство будущего года.

Дополнительный нюанс существует и для распределяемых расходов. Они являются самостоятельными промежуточными объектами учета затрат (см. п.

44 методических рекомендаций Минсельхоза России, утвержденных приказом Минсельхоза от 06.06.2003 № 792).

То есть в течение года эти расходы учитываются на отдельных аналитических счетах, а в конце распределяются на аналитику затрат по годам — под урожай текущего года и будущего.

Еще один нюанс формирования себестоимости, вытекающий из биологических особенностей сельского хозяйства, — применение плановой и фактической себестоимости.

Для смещенного производственного цикла характерен учет затрат по плановой себестоимости в течение календарного года. Фактическая себестоимость определяется 1 раз в последний день года путем специального расчета. Выявленные отклонения между фактом и планом относятся:

  • по уже реализованной в отчетном году продукции — на счет 90;
  • остатку готовой продукции на складах — на счет 43.

Пример 2

ООО «Агроном» в 2020 году приняло решение сеять озимую пшеницу. Помимо этого, ООО высевает и другие зерновые культуры. В 2021 году обнаружилось, что в результате заморозков погибло порядка 20% урожая озимых.

В сентябре 2021 года ООО сделало проводку: Дт 20 (урожай-2019) Кт 10, 70, 69 — на сумму прямых фактических затрат на посев озимых — 1 000 000 руб.

В декабре 2021 года ООО провело расчет фактической себестоимости за 2021 год:

  • Дт 20 (урожай-2020) Кт 20 (амортизация ОС) — 200 000 руб. (списана распределенная между видами посевов амортизация используемых ОС на урожай текущего года);
  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация на урожай следующего года);
  • Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 200 000 руб. (списаны отклонения факта от плана на счет готовой продукции текущего года).

В мае 2021 года:

  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 10, 60, 70, 69 — 400 000 руб. (учтены расходы на уборку урожая озимых по плановой себестоимости);
  • Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 1 500 000 (1 000 000 + 100 000 + 400 000) руб. (сформирована текущая себестоимость урожая озимых в 2019 году);
  • Дт 91 Кт 20 (гибель посевов — 2021) — 300 000 руб. (отражен в учете убыток от гибели посевов);
  • Дт 90 Кт 43 — 1 500 000 руб. (списана себестоимость реализованных озимых).

В декабре 2021 года ООО нужно будет закончить расчеты по урожаю озимых — 2021:

  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация ОС за сезон 2021 года);
  • Дт 90 Кт 20 (гибель посевов) — 300 000 руб. (отсторнирована себестоимость реализованного урожая на сумму убытка от гибели посевов);
  • Дт 90 Кт 20 (урожай-2021) — 100 000 руб. (скорректирована себестоимость реализованного урожая на сумму распределяемых расходов).

Поскольку растениеводство в РФ не всегда приводит к прибыли, государство выделяет финансовую поддержку данной категории сельхозпроизводителей.

Субсидии выделяются на определенные цели и должны быть учтены раздельно от других финансовых потоков.

Как правильно организовать такой учет и какие нюансы учесть, чтобы избежать лишних налогов и претензий фискалов? Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и читайте ответы на эти и другие вопросы в консультации эксперта. 

Читайте также:  Должен ли председатель СНТ платить членские взносы - Совет Юриста

Внутрихозяйственный оборот в сельском хозяйстве

Для сельхозпредприятий часто характерно использование результатов производственного цикла в следующем или параллельном производственном цикле.

Например, часть урожая агрокультур, являющаяся готовой продукцией растениеводства, может быть оставлена в качестве посевного материала.

Часть выращенных на продажу овощей может быть использована как добавка к корму животных при выращивании и откорме.

Подобные операции требуют особого отражения на счетах бухучета внутрихозяйственных оборотов. Выполняется перенос части себестоимости основного производства или готовой продукции снова в тот же производственный цикл или другое основное производство.

Нетипичные проводки при этом такие:

  • Дт 20 (аналитика 1) Кт 20 (аналитика 2);
  • Дт 20 (аналитика 2) Кт 43 (аналитика 1).

Подробнее об учете внутрихозяйственных оборотов читайте здесь.

Итоги

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве имеет большое количество нюансов.

Несмотря на то, что он ведется с применением общих основ и общего плана счетов, порядок учета отдельных статей может существенно отличаться от порядка в других отраслях.

Это связано в первую очередь со спецификой с/х деятельности, зависящей от природных биологических циклов, климатических условий и использования земли как основного актива.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговый учет расходов на COVID-19: все, что нужно знать | «Правовест Аудит»

Принимаемые государством меры для борьбы с COVID-19 повлекли за собой образование у организаций дополнительных статей расходов. Рассмотрим, как их учитывать в целях налогообложения прибыли с учетом разъяснений Минфина и ФНС.

Расходы на профилактику коронавируса включают в себя следующие затраты:

  • на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты (маски, перчатки, антисептики и пр.)
  • на дезинфекцию помещения;
  • на приобретение и установку дополнительного оборудования: сушилок для рук, дозаторов для жидкого мыла, санитайзеров и пр.;
  • на реализацию иных мер по предупреждению и предотвращению распространения COVID-19 среди работников (Письма ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@, Минфина России от 23.06.2020 N 03-03-06/1/54256, от 14.05.2020 г. N 07-01- 09/38974).

В НК РФ было уточнено, что расходы, понесенные для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции организация, исчисляя налог на прибыль, учитывает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как «расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Таким образом, чтобы учесть расходы на профилактику заражения COVID-19 в целях налогообложения прибыли важно, чтобы принятые меры вытекали из требований органов государственной власти или местного самоуправления.

Поэтому для того чтобы обосновать расходы на профилактику коронавируса организации необходимо ознакомиться и учитывать в ходе принимаемых «антиковидных» мер не только федеральные требования, но и нормы регулирования, действующие в регионе, где она осуществляет деятельность.

Тем более, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.

3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» губернаторам и территориальным органам Роспотребнадзора предоставлены полномочия самостоятельно определять мероприятия по профилактике коронавируса:

  • режим изоляции лиц, прибывших в регион (дома или в обсерваторе);
  • введение социальной дистанции — 1,5-2 метра;
  • введение масочного режима и правил дезинфекции;
  • использование мер социального разобщения (прекращение работы точек общепита, розничной торговли, перевод сотрудников на удаленный формат работы, перевод учащихся на дистанционное обучение; максимальное ограничение контактов в случае распространения вируса) (п. 4.1. СанПиН).

Таким образом, региональные власти вправе возложить на организацию-работодателя обязательства по профилактике коронавируса, для выполнения которых потребуется нести расходы.

Подробнее о требованиях к работодателям по профилактике коронавируса в Москве

К сведению!

Обеспечение работников масками, перчатками, антисептиками и пр.

средствами защиты от COVID-19 не образует объект обложения НДФЛ и страховыми взносами, поскольку не приводит к возникновению экономической выгоды у работников (п. 1 ст. 41, ст. ст. 208, 209, 420 НК РФ, п.

 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)).

Чтобы избежать споров с налоговой инспекцией по вопросу включения расходов на коронавирус в налоговый учет организации следует изначально позаботиться о комплекте документов, подтверждающих как факт совершения затрат, так и их связь с борьбой с коронавирусом и выполнением требований законодательства.

По нашему мнению, поскольку расходы на предотвращение распространения коронавируса учитываются как расходы на обеспечение нормальных условий труда, организации следует:

1. Внести дополнения в Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда.

Указанный Перечень, а также вносимые в него дополнения утверждаются приказом руководителя организации. Отметим, что унифицированной формы данного документа не установлено законодательством, каждый работодатель вправе разработать его самостоятельно.

В частности, в Перечне фиксируется необходимость обеспечить работников медицинскими масками с учетом указания Роспотребнадзора, необходимость проведения дезинфекции помещений, измерения температуры у работников и иные мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности работников в период COVID-19.

На основании сформированной информации происходит планирование затрат на реализацию указанных мероприятий, составляется смета. В Перечне следует также указать лиц, ответственных за выполнение и соблюдение утвержденного плана.

2. Разработать и утвердить нормативы выдачи средств индивидуальной защиты, расходов на дезинфекцию и т.п.

Отметим, что для беспроблемного учета вышеуказанных расходов, и в частности затрат на закупку средств индивидуальной защиты, они должны быть сопоставимы с количеством работников, частотой проведения дезинфекций и очистки поверхностей, а также площадью помещений, санитарную обработку которых необходимо произвести. На это указала ФНС России в письме от 13.08.2020 №СД-4-3/13046@.

ФНС России разъяснила, что при определении сопоставимых затрат и расчете необходимых расходов работодателям нужно ориентироваться на рекомендации Роспотребнадзора по организации работы предприятий в условиях распространения COVID-19, сформулированные в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (пункты 4.8 — 4.11). Приведем некоторые рекомендации в Таблице.

Таблица. Рекомендации по проведению мероприятий по профилактике коронавируса.

Мера защиты Требования
Дезинфекция помещений
  • проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
  • дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 — 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;
  • оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
Применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа количество облучателей определяется из расчета на объем помещений, а также режима их работы (определяется в соответствии с инструкциями к данным установкам).
Обеспечение работников СИЗ обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток

3. Оформить и иметь первичные документы, подтверждающие как расходы на приобретение «антикоронавирусных» средств, так и их выдачу работникам.

Приобретение рассматриваемых средств подтверждается стандартным комплектом документов (товарные накладные, договоры). Выдача средств индивидуальной защиты работникам фиксируется записью в личной карточке по форме, установленной Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.

2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Соответствующие карточки могут оформляться как в бумажном, так и в электронном виде (п. 13 правил).

Также рекомендуем работодателю вести журнал/ведомость учета выдачи средств индивидуальной защиты с указанием списка получивших их работников.

Организация вправе учитывать расходы на тестирование коронавируса при исчислении налога на прибыль в соответствии с подп. 7 п. 1 ст.

 264 НК РФ как расходы, направленные на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, если обязательное проведение теста на коронавирус предусмотрено законодательством, в т.ч. требованиями местных органов власти (письма от 25.06.2020 № 03-03-07/54757, от 23.06.2020 № 03-03-06/1/54256).

Например, в Москве в соответствии с пунктами 2.4 — 2.6 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ московские работодатели обязаны обеспечить проведение тестов на коронавирус в отношении не менее 10% работников в течение каждых 15 календарных дней, а также организовать проверку работников на наличие иммунитета к нему.

Для подтверждения указанной группы расходов необходимо иметь:

  1. приказ руководителя о необходимости работникам пройти тестирование на коронавирус с указанием конкретного списка лиц, которым приказ адресован. Рекомендуем также включить необходимость взятия теста на коронавирус в Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда;
  2. документы, подтверждающие, что соответствующие расходы были фактически осуществлены.

Отметим, что процесс проведения тестирования работников может осуществляться одним из следующих способов:

  • работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией на взятие тестов на COVID-19 у работников и оплачивает соответствующие услуги напрямую медицинской организации;
  • работники делают тест на коронавирус самостоятельно. В этой ситуации работодатель возмещает затраты работника на анализ или же изначально выдает ему деньги под отчет на оплату анализа.

Обратите внимание!

Компенсация расходов работников на прохождение теста на коронавирус не облагается НДФЛ. В то же время в отношении уплаты страховых взносов налоговые и финансовые органы высказываются менее однозначно.

По мнению Минфина России, если организация оплачивает стоимость тестирования напрямую медицинской организации, то страховые взносы не уплачиваются.

Если же работодатель возмещает стоимость теста работникам, то суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общем порядке (см., например, письмо Минфина России от 07.07.2020 N 03-15-06/58517).

На наш взгляд, такой подход финансового ведомства не является обоснованным, поскольку расходы на тестирование коронавируса компенсируются работодателем в целях обеспечения его обязанности, такая компенсация не связана с выплатами вознаграждения работнику, оплатой выполнения им своей трудовой функции.

Следовательно, объекта обложения страховыми взносами не возникает в любом случае. В то же время с учетом разъяснений Минфина России данную позицию с большой степенью вероятности организации придется отстаивать в суде.

Читайте также:  Расчеты между резидентом и нерезидентом - Совет Юриста

Чтобы минимизировать возникающие риски, рекомендуем организации самостоятельно заключать договоры с медицинским учреждением.

Подробнее про компенсацию расходов на тестирование коронавируса

Многие работодатели заботятся о своих работниках и оплачивают им проезд на такси и/или специализированных автобусах до работы и обратно, чтобы оградить их от мест скопления людей и минимизировать риски заражения COVID-19.

Такую же рекомендацию для работодателей сформулировал и Роспотребнадзор в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 он указал, что нужно «организовать для лиц, у которых отсутствует личный транспорт, доставку на работу (и с работы) транспортом предприятия, со сбором (высадкой) в определенных точках населенного пункта (п. 3.1 Письма)».

Однако, несмотря на это, Минфин России в письме от 07.08.

2020 № 03-03-06/1/69400 разъяснил, что в отношении оплаты проезда сотрудников до работы и обратно каких-либо особенностей, предоставляющих возможность учитывать расходы в целях налога на прибыль в «коронавирусный» период, не установлено. Следовательно, соответствующие расходы нельзя отнести к затратам на профилактику заражения COVID-19, руководствоваться следует общими нормами п. 26 ст. 270 НК РФ.

Особенности учёта расходов управляющей организации на услуги управления многоквартирными домами

Как показывает практика, некоторые управляющие компании путаются в понятиях «затрат на услуги управления» жилищного законодательства и «управленческих расходов» бухгалтерского и налогового учётов. Поэтому по старинке сажают затраты на услуги управления МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Но это не верно. Попытаемся в этом разобраться.

Что такое услуга на управление МКД

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ управляющая компания по договору управления МКД по заданию собственников помещений в этом доме за определённую плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.

Имеется в виду не одна услуга, а целый комплекс работ и услуг, выполнение которых входит в обязательство УК по договору управления домом. В п.4 Правил управления МКД перечислен список работ и услуг по управлению домом.

Подробнее про услуги управления МКД и связанные с этим расходы читайте здесь.

Учёт затрат на услуги управления МКД

С 1 сентября 2014 года в ст.162 ЖК РФ услуга управления выделена в отдельную категорию. И это вполне обосновано, поскольку в п.3 Правил управления МКД сказано, что УК осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому. Согласно этому определению каждый отдельный МКД рассматривается как самостоятельный объект управления.

Поэтому услуга управления является основным видом деятельности УК подобно услуге по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Следовательно, расходы на услуги управления МКД должны отражаться на счёте 20 «Основное производство», а не на счёте 26 «Общехозяйственные расходы».

Ведь по сути управляющая компания приходит на рынок ЖКХ для управления многоквартирными домами. Это источник доходов УК. Поэтому она должна сделать все, что прописано в договоре управления с собственниками помещений в МКД в отношении выполнения работ и предоставления коммунальных услуг для надлежащего содержания общего имущества в доме.

Если проводить сравнительную классификацию работ и услуг управляющей компании, то услуги управления по приоритету займут самое почётное место среди всех остальных.

Логически неверно сажать затраты по управлению МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Поскольку в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000) сказано, что «Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расходах УК для нужд управления, не связанных напрямую с производственным процессом.

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» может использоваться, если УК кроме управления МКД занимается и другими видами деятельности, не связанными с управлением. В этом случае расходы на управление УК будут накапливаться на счёте 26, а потом распределяться на соответствующие субсчета к счёту 20 по доле выручки от каждого вида деятельности.

Всё вышеописанное является правилами ведения раздельного учёта по НДС в отношении облагаемых и не облагаемых НДС работ и услуг и служит базой для формирования учётной политики УК.

Подробные бухгалтерские проводки по счетам смотрите в этой статье.

Отражение затрат на управление МКД на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

Мы не ошибёмся, если скажем, что этим методом пользуется много управляющих компаний, которые сажают расходы на содержание и ремонт общего имущества на счёт 20, а затраты на управление МКД — на счёт 26.

Полдела посадить расходы на счёт 26. Но потом начинается настоящая головоломка, куда отнести собранные на этом счёте расходы. Согласно п.

9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.

2000), затраты на услуги управления МКД, которые отражаются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», могут ежемесячно списываться 2 способами:

  • в качестве условно-постоянных — Дт 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • в себестоимость работ или услуг — Дт 20, 23, 29.

Эти расходы таким способом можно списать только на управление МКД, а на содержание и ремонт общего имущества и на коммунальные услуги нельзя.

Стоимость коммунальных услуг для потребителей должна обязательно быть равна затратам на их приобретение (п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых в ПП РФ №354 от 06.05.2011).

Если 1 кубометр воды куплен за 100 рублей, то продать его можно только за 100 рублей.

Нельзя сверху накрутить долю расходов со счёта 26 «Общехозяйственные расходы», поскольку стоимость приобретения и реализации КУ не совпадут.

Если обратится к судебной практике в области применения льготы по пп.30 п.3 ст.

149 НК РФ, то в подавляющем большинстве случаев суды считают, что от обложения НДС освобождаются операции по реализации работ/услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по стоимости, равной стоимости их приобретения у РСО (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2014 г. по делу №А17-2773/2013).

Если списать стоимость услуг управления со счёта 26 «Общехозяйственные расходы» на стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества, то получится разница за счёт распределенных затрат на управление.

В этом случае налоговые инспекторы смогут обоснованно предъявить УК претензии. Выходит, что с точки зрения жилищного законодательства вкупе с Налоговым кодексом этот подход может вызвать нарекания со стороны налоговых органов.

Так как управление МКД является основным видом деятельности УК, то и расходы по этой статье должны формироваться на счёте 20 «Основное производство». При этом, счёт 20 имеет преимущества для отражения затрат на управление МКД перед привычным способом отражения этих расходов на счёте 26. Поэтому имеет смысл всё таки отражать расходы в бухгалтерском учёте правильно.

Перечислим эти преимущества:

  • затраты на управление конкретным многоквартирным домом можно отражать на счёте без привязки к методам распределения расходов в зависимости от площади МКД, фонда оплаты труда и прочих критериев;
  • экономия на НДС. Если в учётной политике компании признать управление МКД отдельной услугой, то отпадает надобность делить входящий НДС по работам и услугам, приобретённым для целей управления домом на облагаемые и необлагаемые НДС операции (п.4 ст.170 НК РФ). Весь НДС с услуги управления МКД можно принять к вычету, так как она облагается НДС в полном объёме.

Учётная политика УК

С 2015 года в целях соответствия Стандарту раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731) управляющие компании должны вести раздельный учёт доходов и расходов. Это нужно для того, чтобы в годовом отчёте управляющей компании правильно отразить требуемые данные.

Подробнее про годовой отчёт управляющей компании читайте в этой статье.

Поэтому имеет смысл прописать в учётной политике вашей управляющей компании правила ведения раздельного учёта доходов и расходов. Надеемся, что наша статья вам в этом помогла.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *