Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками — Совет Юриста

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Большинство аварий на дороге происходит по вине водителей.

При этом другим участникам дорожного движения может быть нанесен физический, имущественный, а также моральный ущерб. Если у виновника происшествия оформлен полис ОСАГО, компенсация ложится на плечи его страховой компании.

Но не всегда страховка позволяет покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае недостающую сумму можно взыскать с виновника аварии. Как это сделать, расскажем далее.

При наличии у виновника ДТП полиса ОСАГО обязанность возмещения ущерба берет на себя страховщик. Но при этом размер выплат ограничен законом:

  • при вреде здоровью установлен лимит в 500 тыс. руб.;
  • при имущественном ущербе — 400 тыс. руб.

Не имеет значение количество потерпевших, каждый из них в равной степени претендует на страховую выплату. Если же выделенной суммы недостаточно, чтобы покрыть расходы всех пострадавших, остаток средств должен оплатить сам виновник аварии.

Чтобы получить компенсацию за причиненный ущерб, обратитесь в страховую компанию виновника аварии с заявлением

Подаем иск о взыскании ущерба с виновника ДТП

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста

Зачастую граждане уклоняются от обязанности оплатить причиненный ими ущерб. В этом случае проблему может помочь решить суд, в который нужно подать соответствующий иск.

Перед составлением заявления необходимо собрать все необходимые документы. К ним относятся:

  • протоколы инспекторов ГИБДД, составленные на месте происшествия;
  • акты медицинской экспертизы;
  • протоколы оценки имущественного ущерба;
  • бланки расчета суммы страховой выплаты;
  • свидетельские показания.

Составление иска начинается с указания сведений об истце и ответчике.

Обратите внимание!

Если виновник аварии отказался предоставлять личную информацию, ее можно запросить в отделении ГИБДД, сотрудники которого проводили осмотр места происшествия.

Далее следует перейти к основным требованиям — возмещение ответчиком любого понесенного в процессе ДТП ущерба, в том числе морального вреда (определяется потерпевшей стороной самостоятельно). Необходимая сумма указывается исходя из остатка, не покрытого страховыми выплатами.

К иску нужно приложить все сопутствующие документы. После его рассмотрения и при отсутствии письменных возражений со стороны ответчика, суд обяжет последнего выплатить причитающуюся сумму.

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста

Образец искового заявления о взыскании материального ущерба и морального вреда, причиненного в результате ДТП

iskovoe-zayavlenie-o-vziskanii-usherba-po-dtp.docx ≈ 16 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Размер госпошлины

Размер госпошлины при подаче искового заявления зависит от цены иска. Если она не превышает:

  • 20 тыс. руб. — стоимость пошлины составит 400 руб.;
  • 100 тыс. руб. — размер госпошлины увеличится до 800 руб., а также дополнительные 3% от всей суммы.

При иске до 200 тыс. руб. размер госпошлины будет составлять 3200 руб. и дополнительно 2% от текущей суммы.

Если вы решили взыскать более крупную сумму (до 1 млн. руб.), то госпошлина возрастает до 5200 руб. и 1% от всей суммы. При цене иска выше 1 млн. руб. вам придется уплатить пошлину до 13200 руб. плюс 0,5% от требуемой суммы.

Обратите внимание!

При наличии требований о компенсации морального вреда необходимо оплатить дополнительную госпошлину, которая составляет 200 руб.

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, если у него нет полиса ОСАГО?

  • На практике нередки случаи, когда у виновника аварии не оказывается полиса ОСАГО, либо выясняется, что документ поддельный.
  • В этой ситуации закон прямо гласит, что причиненный материальный ущерб гражданину либо организации обязано возместить в полном объеме виновное лицо.
  • Таким образом, если вина гражданина в содеянном доказана, и у него отсутствует право воспользоваться страховой помощью, он обязан самолично оплатить понесенные каждым потерпевшим убытки.

Если виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО или отказывается возмещать причиненный ущерб, вы можете обратиться в суд

При взыскании ущерба стоит заручиться поддержкой опытных юристов, которые помогут собрать документы и доказательства, подать обращение в страховую компанию или заявление в суд, возьмут на себя переговоры с виновником ДТП.

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Смотрите, какая тема — Как работает ОСАГО и куда обращаться, если произошло ДТП с участием трёх и более автомобилей?

Показать содержание

  1. В общем и целом, ДТП из трёх автомобилей по способу возмещению ущерба принципиально не отличается от других видов стандартных происшествий в 2021 году.
  2. Если виновниками признаны два водителя, а потерпевший один, то 2 страховые компании солидарно степени вины каждого из виновных участников выплачивают ущерб. При этом, потерпевший вправе обратиться в любую из страховых компаний (либо только в свою, если соблюдаются условия ПВУ).
  3. Если же виновник один, то его страховщик возмещает компенсацию другим участникам. Причём, заблуждением считается, что в таком случае лимит выплаты делится на количество невиновных водителей.
  4. Однако, есть тонкость при ДТП «паровозиком» с тремя и более машинами. В таком случае ГИБДД могут оформить 2 или несколько ДТП отдельно.
  5. Обращение в свою страховую или виновника не зависит от количества участников. Если у всех полисы ОСАГО, не было бесконтактных участников ДТП, нет пострадавших и/или погибших, то нужно идти в свою компанию. Иначе – в страховую компанию виновника.
  6. При этом, если есть пострадавшие или погибшие, то есть ряд своих тонкостей в порядке возмещении ущерба по ОСАГО.
  7. Вне зависимости от количества виновников в ДТП с тремя авто, а также от обоюдности их вины и её степени, КБМ страховки у этих виновников вырастет одинаково.

При произошедшем ДТП с участием трёх транспортных средств имеется небольшой ряд тонкостей по вопросу, куда необходимо обращаться и как получить страховую выплату по ОСАГО в 2021 году.

И это зависит от целого ряда обстоятельств: как именно произошла авария, было ли бесконтактное ДТП, столкновение произошло «паровозиком» и других.

В этой статье мы выясним, в какую страховую компанию обращаться, если участников столкновения 3 и более, можно ли оформить европротокол, какие возмещения получают потерпевшие и виновники таких происшествий, а также ряд других случаев и судебную практику Верховного суда РФ.

Можно ли оформить европротокол, если участников больше двух?

Нет, нельзя. Но давайте обо всём по порядку!

Законодательство Об ОСАГО в 2021 году устанавливает следующие условия для возможности оформления ДТП с помощью европротокола:

  1. в результате аварии пострадали только автомобили (не люди и не иное имущество участников),
  2. обстоятельства ДТП произошли при взаимодействии (с непосредственным касанием) двух – не более и не менее транспортных средств,
  3. у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  4. нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Как видим, причина невозможности заполнения европротокола при ДТП с участием 3 автомобилей кроется в пункте 2 выше (или подпункте «б» пункта 1 статьи 11.1 ФЗ-40). Таким образом, если в аварию попали три или более машин, то оформлять извещение без сотрудников ГИБДД нельзя, нужно звонить в полицию.

Последняя уже также имеет право самостоятельно выбрать из 2 вариантов:

  • либо приехать на ДТП с тремя машинами для оформления,
  • либо заставить водителей сфотографировать место происшествия, составить на бумаге схему и приехать в указанное отделение ГАИ для последующего оформления.

Если у вас уже произошло такое ДТП из 3 авто, и вы заполнили европротокол, то не стоит отчаиваться.

Вы всё ещё можете оформиться в ГИБДД, и вас не должны привлечь к лишению прав за скрытие с места аварии, потому как у вас не было умысла покидать место столкновения. А доказательством тому служат подписанные бланки европротокола.

В этом случае просто позвоните в ГАИ (можете даже не сообщать другим участникам аварии о намерении оформиться через Госавтоинспекцию) и следуйте указаниям.

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста

Кто получает выплаты по ОСАГО при ДТП с тремя машинами?

Но перейдём непосредственно к главному вопросу. И здесь ответ на него будет зависеть от 2 нижеследующих первоначальных данных.

  • Если произошло стандартное ДТП с участием водителей 3 автомобилей, в котором 1, 2 или все трое признаны виновниками.
  • Если, на самом деле, было 2 отдельных ДТП.

Дело в том, что не всегда водители понимают, что формально даже не было никакого ДТП с тремя машинами, а было 2 отдельно оформленных аварии, в каждой из которых определены виновники. Такое часто бывает, например, при столкновении «паровозиком» 3 авто, когда в первого въехал второй, а во второго – третий. Но между каждым из ударов произошло некоторое время, и не обязательно длительное.

Сотрудники ГИБДД могут оформить 2 отдельных происшествия, если, к примеру, второй водитель въехал в первого из-за несоблюдения дистанции. Но третий въехал во второго, не потому что второй не выдержал такую дистанцию, а потому что вовремя не заметил стоящее на «аварийках» транспортное средство. В этом случае чаще всего третьему участнику вменят нарушение пункта 10.1 ПДД.

Просто загляните в документы о ДТП, и вы сразу поймёте – если нигде в них не будет фигурировать третий автомобиль, то это значит, что полицейские оформили 2 отдельных аварии. И тогда для вас всё проще:

  • вы либо виновник, и ваша страховая компания возместит вред только одному потерпевшему,
  • либо вы сами и есть тот самый потерпевший, и вправе получить возмещение по страховому полису ОСАГО виновника, который прописан в документах о ДТП.
Читайте также:  Налоговый вычет по ИИС - Совет Юриста

Ниже же мы рассмотрим ситуации, когда конкретно одно ДТП оформлено с участием трёх и более водителей автомобилей.

Если потерпевший один, и у двух водителей определена вина?

Это довольно нечастая ситуация на дорогах России. И в случае, когда виновников в ДТП оказалось двое, а потерпевший – один, то он может получить возмещение от любой страховой компании виновника на свой выбор. Так определяет абзац 2 пункта 22 статьи 12 закона Об ОСАГО.

При этом, страховщик, который выплатил вам возмещение, имеет право предъявить регресс страховой организации другого виновника на сумму, обратно пропорциональную степени виновности того водителя.

Например, если установлена вина 50/50 у двоих участников, то потерпевший вправе обратиться как в первому, так и ко второму страховщику одного из виновников. Допустим, вы обратились к первому.

Тогда этот первый имеет право требования на половину суммы, выплаченной вам, со страховой компании второго виновника.

Только есть важная тонкость в обращении. Обратите внимание, что в указанном выше пункте 22 статьи 12 закона прямо так и написано, что потерпевший предъявляет требование о страховом возмещении любому страховщику.

Однако, по факту вы должны обращаться в этом случае в свою страховую компанию при соблюдении других условий для этого. Иначе страховщик любого из виновных водителей вам просто откажет. Об этом мы поговорим ещё ниже.

Если виновник один, а потерпевших несколько?

В таком случае всё гораздо проще – каждый из потерпевших в ДТП пишет заявление на возмещение по ОСАГО и обращается с ним в свою страховую компанию. А страховая виновника затем возмещает всю выплаченную сумму ущерба обеим компаниям потерпевших, согласно правилу прямого возмещения убытков.

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста

Сколько будет выплата каждому потерпевшему в этом случае?

Мы знаем, что лимит максимальной выплаты по ОСАГО в 2021 году составляет 400 000 рублей (или 500 тысяч за вред здоровью или жизни). Мы также знаем, что по страховому случаю по ОСАГО вред возмещается страховщиком виновника.

Но как быть, если виновник в ДТП с тремя автомобилями один, а, значит, и страховая компания одна, а потерпевших двое?! Означает ли это, что указанный лимит будет поделён на два? Вовсе нет!

В статье 7 закона Об ОСАГО прямо говорится, что указанный размеры выплат подлежат возмещению каждому потерпевшему или пострадавшему в ДТП. То есть, если произошла авария с участием трёх и более машин, то каждый потерпевший получит по максимальному лимиту – и он не делится между потерпевшими.

Если произошло ДТП с участием 3 водителей «паровозиком»?

То и здесь ничего не меняется. Как мы уже писали выше, такой вид аварии может быть оформлен и как 2 отдельных происшествия. В таком случае будет 2 возмещения. Если же всё оформлено как одно ДТП, то всё вышеописанное актуально и в случае «паровозика».

Если виновника нет?

Такого не может быть по закону, но такое может быть на практике в 2021 году. И, тем не менее, здесь нет противоречий.

Всё дело в том, что виновников в любых ДТП никогда не устанавливает ГИБДД. Последнее уполномочено только выписывать постановления, составлять протоколы и выдавать документы о происшествии. А виновность каждого из участников устанавливает исключительно суд.

Вот только страховые компании в упрощённом порядке выплачивают компенсацию ущерба по документам от ГАИ. Просто, если, к примеру, произошло столкновение из трёх авто, и одному водителю выписали постановление, то его страховая и выплатит всем потерпевшим.

Если в вашем случае ни постановление, ни протокол не выписаны никому, то это означает 3 последующих действия для вас в зависимости от ситуации.

  1. Посмотрите ещё раз внимательно все документы о ДТП с тремя машинами. Возможно, вместо постановления составлено «определение об отказе в возбуждении административного дела». По этому документу также выплачивает та страховая, которая застраховала риск по ОСАГО этого водителя.
  2. Возможно, назначен разбор данного ДТП позднее на определённую дату и время. Вам должны были сказать об этом на месте происшествия. Если нет, попробуйте позвонить в подразделение ГАИ, сотрудники которого оформляли вас и узнать об этом. Если разбор назначен, то виновника установят в рамках этой процедуры.
  3. Если же нет ни разбора, ни каких-либо определений, то остаётся обращаться в суд по факту данного ДТП за установлением виновности (и её степени) за каждым из троих участников. Этим занимается гражданский суд (районный или мировой) по месту совершения происшествия.

Возмещение ущерба при ДТП с тремя участниками - Совет Юриста

Куда нужно обращаться потерпевшим: в свою страховую или виновников?

Выше мы уже приводили термин «ПВУ». Это возможность упрощённого возмещения ущерба от ДТП – когда ваша же страховая выплачивает вам компенсацию, а затем ей её же возмещает страховщик виновника (ведь страховой случай произошёл по полису виновного водителя).

И здесь установлены жёсткие критерии, когда нужно обращаться в свою страховую, а когда – виновника. Причём, если критерии для обращения в свою соблюдены, то это не значит, что вам предоставлен выбор – в таком случае вы обязаны ехать исключительно к своему страховщику, а компания виновника вам обязана отказать.

Критерии эти, когда нужно обращаться в свою страховую организацию, следующие (все они должны выполняться):

  1. в ДТП с участием трёх автомобилей пострадали только эти самые транспортные средства,
  2. каждая из машин имела контакт хотя бы с одной другой (то есть это было не бесконтактное ДТП),
  3. в аварии участвовало 2 или более автомобилей,
  4. у каждого участника есть действующая страховка ОСАГО.

Как видим, не имеет значения, произошло ли ДТП с двумя, тремя или более машинами. Если у всех был контакт, имеются полисы ОСАГО, нет вреда здоровью, жизни и иному имуществу, то нужно обращаться в свою страховую компанию. Если хотя бы один из этих критериев не соблюдён, то только в страховую виновника (или любого из виновников, если их более одного).

Тонкости ОСАГО, если есть пострадавшие или погибшие в ДТП из трёх машин

Здесь всё работает несколько иначе. Давайте сначала рассмотрим ситуацию, когда среди пострадавших есть сами водители. И здесь законодательство работает со следующими различиями от вышеописанного.

  • Лимит максимальной страховой выплаты за вред здоровью и/или жизни составляет уже 500, а не 400 тысяч… Каждому пострадавшему… И вне зависимости от лимита выплаты за вред автомобилям.
  • Если пострадавший один, а виновников несколько, то первый имеет право обращаться в любую страховую компанию виновников на свой выбор. При этом, сами страховщики должны договариваться о равном разделении суммы выплаты после того, как та, в которую обратился пострадавший, выплатит ему компенсацию за вред здоровью (пункт 9.1 статьи 12 закона). Однако, общая сумма выплат одному (каждому) пострадавшему не может быть более тех же 500 000 рублей.
  • При этом, конкретно за вред здоровью или жизни пострадавшие не могут обращаться в свою страховую организацию – только в компанию виновника (или виновников, если их несколько).

Если пострадал пешеход или пассажир

Шутка ли, но в этом случае данные лица имеют право обращаться по ОСАГО за компенсацией вреда здоровью или жизни даже к страховщику невиновного участника ДТП. Дело здесь в том, что существует статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая обязывает даже невиновного водителя возместить вред тем людям, для которых его автомобиль был источником повышенной опасности.

При этом, если произошло ДТП с тремя автомобилями, где пострадал один или несколько из пассажиров, либо с двумя машинами и одним пешеходом, где виновников двое, и это водители авто, то пострадавший пешеход или пассажир могут предъявить требование о страховом возмещении любому из страховщиков, даже если речь идёт о страховой компании невиновного водителя.

Именно такое положение дел подтвердил и Верховный суд в современной судебной практике. В пункте 47 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017 так официально прописано.

Если у виновника нет страховки ОСАГО?

В данной ситуации также ничего сложного по закону нет. В ДТП с участием трёх авто каждый из потерпевших предъявляет требование о возмещении причинённого вреда напрямую виновнику.

А вот обращаться в свои страховые нет никакого смысла. Напомним, что по ОСАГО страхуется ответственность в случае виновности в аварии, а не собственное имущество.

Ответственность в данном случае наступила у того, у кого она не застрахована.

Поэтому в ДТП с тремя транспортными средствами, где виновник установлен один, каждый из потерпевших предъявляет требования напрямую виновному водителю: сначала досудебной претензией, а затем в случае отказа её удовлетворить – в суд.

Читайте также:  Строительство второго дома на участке для ИЖС - Совет Юриста

Как повысится КБМ у виновника, если в аварии пострадали 3 автомобиля?

Коэффициент бонус-малус (безаварийная скидка) вырастает в зависимости от количества страховых случаев. Так указывает тот же Верховный суд в том же Постановлении Пленума. А страховой случай – это одно ДТП.

Таким образом, если даже вы попали в аварию с участием хоть 10 автомобилей, где виновником оказались только вы, а страховое возмещение получили другие 9 участников (пусть даже по максимальной сумме в 400 тысяч каждый), то у нас для вас хорошая новость. Это будет всё равно считаться одним страховым случаем по вашему полису ОСАГО, и КБМ вырастет также, как вырос бы, если бы в ДТП участвовало два авто.

Но есть и плохие новости. Если в аварии с тремя машинами, к примеру, виновников оказалось обоюдно двое, то у каждого из них возрастёт КБМ также, как если бы виновником был только он один.

Если у потерпевших есть страховка Каско?

В таком случае по возмещению ОСАГО в принципе ничего не меняется от всего вышеуказанного. Добавляется только ещё один «посредник» по финансовым операциям по выплатам.

Например, простое ДТП из трёх автомобилей, где один виновник. У одного из потерпевших есть полис Каско, и он обращается по нему в свою страховую. Тогда выплаты происходят по следующим правилам:

  • потерпевший с Каско получает выплату по своему полису добровольного страхования,
  • но затем страховщик, заплативший своему клиенту, взыскивает ущерб со страховой виновника по ОСАГО,
  • третий участник ДТП без Каско просто обращается по ОСАГО также в страховую виновника.

Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Запомните:

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Всё.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Читайте также:  Устройство подростка на работу к ИП - Совет Юриста

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.

Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.

Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Взыскание ущерба ДТП солидарно с собственника и виновника

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание ущерба ДТП солидарно с собственника и виновника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Взыскание ущерба ДТП солидарно с собственника и виновника

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Апелляционное определение Московского городского суда от 20.09.2019 по делу N 33-38334/2019Требование: О возмещении ущерба, вреда здоровью, компенсации морального вреда.Обстоятельства: Истец указал, что ДТП произошло по вине ответчиков.

Решение: Требование частично удовлетворено.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что собственник источника повышенной опасности — транспортного средства Рейндж Ровер Лэнд Ровер регистрационный знак ТС фио подлежит привлечению к ответственности за вред, причиненный данным источником, наряду с непосредственным причинителем вреда в солидарном порядке, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в момент дорожно-транспортного происшествия управлял автомобилем фио, допустивший нарушение п. 10.1. ПДД РФ, что явилось причиной наступивших последствий и при отсутствии страхования гражданской ответственности последнего, вред, причиненный непосредственным виновником, в силу действующих норм материального права подлежал взысканию именно с него.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание ущерба ДТП солидарно с собственника и виновника

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности: монография»(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)

(«Юстицинформ», 2019)

Данный подход находит отражение в судебной практике. Так, при столкновении двух транспортных средств — легкового автомобиля и спецавтомобиля, перевозившего осужденных, пассажиру последнего (осужденному) был причинен вред. Виновником ДТП был признан собственник легкового автомобиля. Каждый из солидарных должников выплатил половину от присужденной суммы. После этого владелец спецавтомобиля обратился в суд с регрессным требованием к виновнику ДТП. Владелец спецавтомобиля полагал, что он, как невиновное лицо, имеет право взыскать уплаченные потерпевшему по вине собственника легкового автомобиля денежные средства. Суд, руководствуясь п. 2 ст. 1081 ГК РФ, удовлетворил требование истца. См.: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 N 02АП-8391/2016 по делу N А28-2528/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *