Возобновление предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ после погашения задолженности — Совет Юриста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела дело об отказе жителю МКД в субсидии на оплату ЖКУ из-за накопившегося долга. Суд определил, что гражданина нельзя лишить такого вида соцподдержки, не установив причины образования задолженности. Поговорим об этом подробнее.

При наличии задолженности за ЖКУ субсидия не предоставляется

Житель многоквартирного дома, оплатив холодное водоснабжение в квартире, обратился в городское управление социальной защиты за начислением субсидий на ЖКУ. Соцслужба отказала потребителю, указав на задолженность по оплате услуги ХВС, предоставленной на содержание общего имущества МКД, и на долг за установку общедомового прибора учёта холодной воды.

Потребитель не согласился с отказом и подал иск в суд, указав, что полностью оплатил счета за коммунальные и жилищные услуги, предоставленные в жилом помещении.

Первая инстанция, принимая решение по иску, основывалась на нормах на нормах Жилищного кодекса РФ и «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату ЖКУ предоставляются, если расходы потребителя на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую сумму расходов граждан на это в совокупном доходе семьи. Субсидии могут получать как собственники жилых помещений, так и наниматели по договорам соцнайма и члены жилищных кооперативов (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы получить такой вид государственной поддержки, потребитель ЖКУ должен обратиться в уполномоченный орган МСУ с заявлением. Субсидия предоставляется при условии, что у заявителя нет задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг либо с исполнителем услуг заключено соглашение о рассрочке выплаты долга (ч. ч. 3,5 ст. 159 ЖК РФ, п. 6 ПП РФ № 761).

Граждане обязаны своевременно и полностью оплачивать ЖКУ (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ), в том числе вносить плату за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества МКД (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Поскольку по лицевому счёту истца числилась задолженность за жилищные услуги по содержанию общего имущества МКД, суд первой инстанции признал право органа МСУ отказать потребителю в предоставлении субсидий.

Возобновление предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ после погашения задолженности - Совет ЮристаВС РФ о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг

Потребитель обязан платить за общедомовые нужды

Истец подал апелляцию в областной суд, настаивая на том, что не был обязан вносить плату за общедомовые нужды до 1 апреля 2016 года, когда, по словам потребителя, эти расходы были включены в жилищные услуги управляющей организации.

Истец сослался ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, который внёс изменения в ЖК РФ и отнёс плату за ОДН к жилищным услугам с 01 апреля 2016 года. До этого момента, по мнению потребителя, он не был должен оплачивать данные услуги, так как не заключал договоры с исполнителем КУ – ресурсоснабжающей организацией.

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

Компенсация за жкх – это одна из наиболее распространенных мер помощи, которую предлагает соцзащита государства.

Одно из её главных преимуществ заключается в том, что получить её могут многие, а не только небольшой процент граждан. В 2021 году с 1 января планируют ввести изменения в действующее законодательство по этому вопросу.

Потому граждане, которые заинтересованы в получении компенсации по жкх, должны ознакомиться с нововведениями.

Обычно компенсация оплаты жкх предназначена для малоимущих граждан, но получать выплаты автоматически, только потому, что вы относитесь к определенному слою населения, не получится. Компенсацию нужно оформить, собрав стандартный набор документов (включая заявление), обратившись в государственные инстанции и получив решение о получении возмещении выплат по жкх.

Оформление помощи от государства часто связано с разнообразными рабочими бюрократическими моментами. Разобраться в них неосведомленному человеку сложно, потому компенсацию он не получит, хотя по справедливости может на неё рассчитывать.

Потому так важно заранее разобраться в новых правилах получения компенсации по жкх, что вступают в силу с 1 января 2021 года. Если будете готовы, у вас появится гораздо меньше шансов получить отказ при оформлении компенсации по коммунальным платежам.

Особенно если идет речь о пенсионерах, ветеранах или малоимущих, для которых рассматриваемая субсидия и предназначалась.

Возобновление предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ после погашения задолженности - Совет Юриста

Отказы в оформлении компенсации ЖКХ

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться.

Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран.

Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения.

Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов.

Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

При оформлении компенсации учитывается наличие у человека работы. Если трудоспособный, но неработающий гражданин запрашивает компенсацию жкх, не находясь на учете в службе занятости, высока вероятность, что в получении помощи будет отказано.

Следующая причина, по которой могут отказать в оформлении компенсации по жкх – если получатель субсидии не вовремя вносит плату по тарифам. Чтобы получать компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином.

А это значит, что придется вносить плату по счетам вовремя, без просрочек, и долгов. Если долги растать, получить субсидию будет практически невозможно.

Это не совсем рационально, поскольку компенсация предназначена для граждан, которые из-за своего плачевного финансового положения, не могут самостоятельно справиться с коммуналкой.

Именно момент с наличием долгов по коммуналке будет исправлен в поправках, вступающих в силу с 1 января 2021 года. Видимо власти поняли, что ходят по кругу, запрещая получить помощь малоимущим людям, пенсионерам и ветеранам, у которых есть задолженность. Малоимущий гражданин готов платить, но не может этого сделать, поскольку выплата слишком большая.

Что изменится в компенсации ЖКХ

Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.

Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.

Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.

Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу.

Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает.

Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов.

Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи.

Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

Верховный суд разъяснил, насколько законно лишение льгот за долги по ЖКХ

Возобновление предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ после погашения задолженности - Совет Юриста vsrf.ru

15 октября 2018 18:00:18

175489

После прецедента в Смоленской области, когда местные власти лишили инвалида II группы дотации на коммунальные услуги за отказ оплачивать взносы на капремонт, Верховный суд пояснил, являются ли такие действия коммунальщиков законными.

Читайте также:  Замена неотбытой части наказания - Совет Юриста

Жительница Смоленской области на протяжении всего времени исправно оплачивала счета за ЖКХ, но по принципиальным соображениям отказалась вносить плату за капремонт. За четыре месяца неуплаты у нее накопилась задолженность 825 рублей. На основании этого инвалида II группы лишили законной социальной поддержки в виде льгот на оплату коммунальных услуг.

Женщина с таким решением не согласилась и обратилась в суд. Однако ни в Ярцевском городском суде по месту жительства, ни затем в Смоленском областном суде поддержки она не нашла.

Поводом для отказа в удовлетворении иска послужил региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, в котором говорится, что задолженность по оплате ЖКХ – веское основание для прекращения выплаты льготы, причем, согласно местным правовым актам, чтобы лишиться льготы, достаточно не производить оплату в течение двух месяцев.

Раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то, значит, у него нет соответствующих расходов, а, следовательно, и компенсировать ему нечего, счел суд.

Верховный суд, ознакомившись с сутью вопроса, расценил действия чиновников как незаконные, а решения нижестоящих судов – противоречащими федеральному законодательству.

В частности, в постановлении, которое приводит Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), отмечается, что судебные инстанции не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательств, тогда как местные законы по ограничению выплат компенсаций не являются главными и не могут идти в разрез с государственной программой социальной поддержки определенной категории граждан.

Также в высшей судебной инстанции подчеркнули, что сама по себе задолженность не может быть безусловным основанием для лишения инвалида II группы положенной ему льготы, исходя из постановления Пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года №22 (О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности).

Прежде чем выносить решения, суды должны были выяснить причины образования задолженности, а также установить, какие меры предпринимались ранее для ее погашения. Об этом говорится в пункте 47 указанного постановления.

Суды в свою очередь даже не стали выяснять достоверный период образования долга и причины, по которым он не был оплачен, отмечается в постановлении Верховного суда.

Между тем, к уважительным причинам относятся болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, утрата кормильца, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей, потеря работы и тяжелое материальное положение неплательщика.

Все эти доводы содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 (О судебном решении), но нижестоящими судами, по непонятным причинам, они были проигнорированы, несмотря на то, что Верховный суд неоднократно указывал на недопустимость такого подхода.

Как следует из материалов дела, более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме.

Выплаты она прекратила только после того, как региональный оператор предложил ей заключить договор с обязательствами оплатить взносы за капремонт за уже прошедшие четыре месяца. Женщина такой договор заключать не стала.

Однако при получении первой же квитанции взносы все же перечислила. А по оплате предшествующего периода между жительницей и региональным оператором возник судебный спор, который был решен в пользу инвалида лишь в Верховном суде.

В итоге, решения нижестоящих инстанций были отменены, и департамент по социальному развитию Смоленской области должен будет возобновить женщине выплату, которой она была необоснованно лишена, включая оплату пропущенного четырехмесячного периода.

Случай жительницы Смоленщины, которой удалось оспорить решения двух судов и восстановить справедливость, к тому же добившись публичных разъяснений Верховного суда, – во многом исключительный.

Он показал, что региональное законодательство нуждается в существенных доработках, чтобы, в частности, социальные органы могли более точно определять, по каким критериям выносить те или иные решения, и разгрузить суды по рассмотрению подобных дел.

Ранее внимание на проблему призвали обратить депутаты фракции ЛДПР Сергей Натаров и Кирилл Черкасов, выступившие с инициативой вовсе убрать из платежек ЖКХ строку о взносах за капремонт, чтобы избежать путаницы и новых судебных споров. В середине сентября, о чем писали «Гражданские силы.ру», законопроект либерал-демократов был внесен на рассмотрение в Госдуму.

Сегодня механизм работы фонда капитального ремонта, как утверждают парламентарии, неясен для многих граждан, а в отсутствие достаточной информации, объясняющей важность системы капремонта, жильцы попросту отказываются оплачивать взносы. В результате из-за долгов по капремонту жильцы многоквартирных домов часто не могут воспользоваться полагающимися им льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и вынуждены обращаться в суд.

Кроме того, взносы за капремонт становятся существенной нагрузкой на семейный бюджет льготников, тем более что в большинстве домов капитальный ремонт все равно не планируется проводить раньше, чем через двадцать лет. Таким образом, выплаты рассматриваются гражданами как пустая трата денег, а за год сумма набегает не маленькая.

В начале октября, когда появилась информация об увеличении с нового года платы за капремонт в ряде регионов, телеканал ОРТ выяснил, во сколько он обходится россиянам сегодня.

Так, больше всех (свыше 1000 руб.) платят жители Москвы и Подмосковья. Высокие тарифы также действуют на Дальнем Востоке: в Ханты-Мансийске (около 1000 руб.), в Магадане, Приморье, Амурской области и на Камчатке (600 руб.). В Архангельской, Ярославской, Иркутской областях и в Пермском крае расценки несколько ниже (500 руб.).

Самая низкая плата за капремонт в Липецкой области (в районе 100 руб.) Также неплохо дела обстоят в Башкирии, Калининграде, Краснодарском крае, Кемеровской, Волгоградской, Саратовской, Воронежской и Мурманской областях.

Основная же часть страны платит от 300 до 500 рублей. В эту категорию, согласно опросу ОРТ, попадают центральные регионы и Сибирь: Удмуртия, Татарстан, Иркутская и Владимирская области.

В комментарии телеканалу председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор объяснил, из чего именно складывается тариф на капремонт.

В него, по словам чиновника, входят стоимость материалов, их доставка, зарплата рабочим.

Причем,  как утверждает Шпектор, иногда в тариф могут быть заложены какие угодно расходы, поэтому жильцы имеют полное право запросить расшифровку, чтобы знать, из чего именно складывается тариф, и отказать им в этом не могут.

ВС: Долг за ЖКУ не может быть основанием для отказа в компенсации инвалиду расходов на их оплату

Верховный Суд в Определении № 14-КГ21-13-К1 от 26 июля разъяснил нижестоящим судам, что сам факт задолженности не может быть основанием для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату ЖКУ.

Александр Борзаков является инвалидом и в связи с этим имеет право на получение денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсацию он получал с января 2009 г. В ноябре 2011 г.

выплату приостановили из-за образовавшейся задолженности по оплате ряда коммунальных услуг.

При этом мужчине было разъяснено, что для возобновления выплаты компенсации ему следует погасить существующую задолженность и представить оплаченные квитанции или заключить соглашение о частичном погашении долга.

10 июля 2012 г. и 17 февраля 2016 г. Ленинский районный суд г. Воронежа отказал в удовлетворении исковых требований Александра Борзакова к Управлению социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа о возложении обязанности возобновить выплату компенсации.

Тогда инвалид обратился в прокуратуру, но и та не нашла нарушений. При этом прокуратура, наоборот, указала на наличие переплаты в 60 тыс. руб., которая перенесена в строку «содержание и ремонт жилья».

Также ведомство указало, что вопрос о долге по другим услугам заявитель может решить в досудебном либо судебном порядке.

В досудебном порядке решить проблему не удалось, зато выяснилось, что теперь переплата имеется по категории «плата за жилое помещение» в размере около 48 тыс. руб. При этом Александру Борзакову надо уплатить долг за капремонт, отопление, холодную и горячую воду, водоотведение, электроснабжение, подогрев горячей воды и вывоз мусора.

Посчитав, что задолженности нет, мужчина обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Ленинского района Воронежа и просил суд возложить на Управление обязанность возобновить выплату с учетом индексации с ноября 2011 г. и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.

Первая инстанция посчитала, что наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных Александром Борзаковым не опровергнуто, мер по погашению задолженности, в том числе по урегулированию вопроса с управляющей компанией (АО «Управляющая компания Ленинского района»), не принято, размер начисленных и неуплаченных сумм по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом не оспорен. Отклоняя доводы Александра Борзакова о наличии у него переплаты, суд отметил, что истец с 2012 г. самовольно производит оплату ненадлежащим образом и ненадлежащему получателю, вследствие чего у него возникла переплата по услуге «плата за жилое помещение». По мнению первой инстанции, данное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной возникновения задолженности по оплате иных жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также:  Московская доплата к пенсии - Совет Юриста

Апелляционный суд согласился с выводами первой инстанции, дополнительно указав, что денежные средства, перечисленные в превышающем размере, не погашают задолженности перед поставщиками коммунальных услуг, вопрос о перераспределении данной суммы может быть разрешен в рамках правоотношений между Александром Борзаковым и АО «Управляющая компания Ленинского района». Первый кассационный суд общей юрисдикции признал выводы судов правильными.

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Александр Борзаков обратился в Верховный Суд. ВС сослался на п. 47 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 г.

№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которому само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду необходимо выяснять причины образования задолженности, период ее образования, а также какие меры приняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. При наличии уважительных причин в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

ВС посчитал, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешавшие спор по требованиям, основанным на Законе о социальной защите инвалидов и Законе Воронежской области от 14 ноября 2008 г.

№ 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», применили положения законов неправильно.

Выводы судов сделаны без учета фактических обстоятельств дела, причин образования у Александра Борзакова задолженности.

Верховный Суд заметил, что приостановление компенсации было обусловлено полученной в октябре 2011 г. Управлением социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа информации о наличии у Александра Борзакова задолженности.

Однако соответствует ли действительному положению дел эта информация – уполномоченным органом проверено не было, несмотря на утверждение истца о том, что задолженность у него отсутствует, он регулярно оплачивает коммунальные услуги – вносит деньги на счет ОАО «УК Ленинского района», с которой в 2009 г. им был заключен соответствующий договор.

ВС указал, что до июня 2012 г. ОАО «УК Ленинского района» осуществляло управление многоквартирным домом, а с июня 2012 г.

к управлению приступило ОАО «УК Ленинского района», позднее сменившее наименование на АО «УК Ленинского района», которое не является правопреемником предыдущей управляющей организации.

Вместе с тем общество наделено правом требования погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по лицевым счетам собственников, ранее находившимся в управлении ОАО «УК Ленинского района».

Суд отметил, что обстоятельства, свидетельствующие о регулярном внесении Борзаковым денег по реквизитам ОАО «УК Ленинского района», прекратившего свою деятельность, не были предметом судебной проверки. При этом информации о том, что Александру Борзакову было известно о смене реквизитов, нет.

Верховный Суд посчитал, что юридически значимым по делу являлось установление следующих обстоятельств: размер задолженности; соотношение задолженности с размером имеющейся на финансовом лицевом счете переплаты; причины, по которым управляющая компания при наличии переплаты не разрешила вопрос о перераспределении излишне внесенных денежных сумм, если такая задолженность имеет место; какой организации и на основании каких правоустанавливающих документов Борзакову надлежало производить оплату; по какой причине истцом, регулярно производящим платежи за предоставляемые ему коммунальные услуги, данная оплата осуществлялась ненадлежащим образом. ВС отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов посчитал, что исходя из фактических обстоятельств дела можно было принять новое решение и удовлетворить требования истца. По его мнению, основная проблема заключается в отсутствии законодательного регламента приема, проверки документов и начислений.

«По сути, у нас в законодательстве имеются многочисленные правила и разъяснения относительно начислений, но не того, что необходимо проверять, как производится платежи, как денежные средства уходят на расчетные счета управляющий компаний.

Именно отсутствие должного контроля и организации работы с платежами граждан со стороны управляющей компании и отсутствие детальной регламентации взаимодействия между центрами социальных выплат, расчетно-информационных центров и управляющих компаний для поддержания финансовой дисциплины при поступлении и начислении платежей породили данный спор», – указал он.

Необходимо разрабатывать внутренние регламенты взаимодействия и контроля финансово-хозяйственных операций с начислениями и зачислениями денежных средств по ЖКУ, включая межведомственное взаимодействие, полагает Никита Глебов.

Ведущий юрист INTELLECT Дарья Скудная с сожалением отметила, что такие споры – все еще распространенное явление, несмотря на то, что еще в 2018 г. Верховный Суд высказывал позицию по данному вопросу (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

«Этот судебный акт отличается от предыдущих тем, что в нем конкретно, по пунктам, прописана обязанность управления социальной защиты проверять причины возникновения такой задолженности, подчеркнута недопустимость произвольного применения уполномоченным органом положений законодательства о мерах социальной поддержки граждан.

Фактически, данное определение должно способствовать сокращению судебных споров по оспариванию отказов в выплате субсидии, поскольку прямо указывает на обязанность уполномоченных органов при принятии подобных решений самостоятельно исследовать причину возникновения задолженности по жилищно-коммунальным услугам», – подчеркнула юрист.

Компенсация расходов по оплате ЖКХ: понятие, Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность собственников, нанимателей и арендаторов жилых помещений своевременно и в полном объёме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Несмотря на установленное Законодателем ограничение повышения данной платы, сумма таких платежей для некоторых категорий граждан является существенной и значительно ухудшает их материальное положение. В связи с этим, статьёй 160 Жилищного кодекса установлено право на компенсацию.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Такое определение дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности”.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет право на такую компенсацию за инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов. Согласно статье 17 указанного закона, данной категории граждан предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:

  • платы за наем и содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
  • Платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
  • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
  • Инвалидам 1-2 группы и детям-инвалидам предоставляется также компенсация взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50%

Можно выделить ряд условий, необходимых для предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Среди них:

  • Отнесение лица, претендующего на получение компенсации, к какой-либо категории граждан, имеющих право на её получение (в частности, к числу инвалидов или детей инвалидов);
  • Отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или выполнение соглашения о погашении такой задолженности.
  • Отсутствие факта получения компенсации по иному основанию или в отношении другого жилого помещения.
Читайте также:  Сроки регистрации решения о выпуске ценных бумаг - совет юриста

Важно, что наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не является безусловным основанием для отказа в предоставлении компенсации.

Уполномоченный орган обязан установить причины неуплаты и, при наличии уважительных причин, в предоставлении данной меры социальной поддержки не может быть отказано.

Об этом говорит Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

Как получить субсидию на ЖКХ, если есть долг по коммуналке

Малоимущие граждане имеют право на государственную субсидию на оплату коммунальных услуг. Она предоставлется, если семья тратит на них больше определенной части от своей зарплаты, на федеральном ровне — 22%.

Одним из главных требований для получения субсидии является отсутствие долгов по оплате коммунальных услуг и жилья. Чтобы получить субсидию обычно надо погасить долги и оплатить все услуги.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться по телефонам: +7 (499) 938-80-91 Москва; +7 (812) 425-66-89 Санкт-Петербург.

Однако в некоторых случаях допускается назначение субсидии даже при наличии задолженности.

Субсидия назначается при заключении и (или) выполнении соглашения по погашению долга. Семья признает свой долг по услугах ЖКХ перед компанией, предоставляющей эти услуги, и договаривается с ней о порядке выплаты задолженности.

Также субсидия положена, если у семьи были веские основания — смерть близкого родственника, лечение, задержка или невыплата зарплаты и т.п. Список уважительных причин открытый — в него входят любые обстоятельства, которые помешали жильцу заплатить вовремя, при чем без них бы не возник долг.

Такую позицию поддерживает и Верховный суд в определении № 48-КГ18-14. Более того — соцзащита по его мнению обязана проверять почему у семьи образовался долг.

Органы социальной защиты могут отказать в субсидии из-за долга, только если этот долг образовался по вине гражданина.

Если вам отказывают в назначении субсидии, но у вас есть уважительные причины для неуплаты по коммунальным услугам, то:

  • подтверждайте это документально в соцзащите;
  • сошлитесь на п. 58 правил предоставления субсидии, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 №761;
  • сошлитесь на вышеупомянутое определение ВС РФ, нужные формулировки на страницах 8–11.

Как еще государство могло бы помочь с оплатой услуг ЖКХ?

Верховный суд РФ: долги инвалидов за ЖКХ – не повод для отмены льгот

facebook.com/supcourt/

Верховный суд Российской Федерации вступился за права людей с инвалидностью при получении ими льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт, сообщает РАПСИ. В определении ВС РФ указано, что программа помощи инвалидам является федеральной и региональные власти не могут лишать их дотационных выплат без уважительной причины.

Поводом для решения Верховного суда стал спор женщины-инвалида из Смоленска с местными чиновниками из-за ее долга по уплате взносов на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета за услуги ЖКХ, но из принципиальных соображений отказалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт.

Из-за этой задолженности региональные власти лишили ее дотационных выплат на оплату коммунальных услуг.

Женщина обратилась в суд с требованием отменить решение местных властей о лишении ее льгот, однако в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде поддержки она не нашла. В судах ссылались на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ за два месяца является основанием для лишения льгот.

Высшая судебная инстанция заняла иную позицию.

ВС РФ указал на то, что право людей с инвалидностью на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами. При этом ВС сослался на п.

47 постановления пленума Верховного суда №22 от 27.06.2017, где сказано, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», – говорится в постановлении Верховного суда.

В своем определении Верховный суд отметил, что при наличии уважительных причин при отсутствии оплаты за услуги ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Если же собственник перестал платить за коммунальные услуги по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

По мнению экспертов, решение Верховного суда позволит предотвратить ситуации, когда суды принимают решение по формальным причинам без учета реальных проблем конкретных людей и жизненных ситуаций, в которых они оказываются. «Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить, почему задолженность за ЖКУ образовалась», – отметил член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

Льготы инвалидам по ЖКХ и жилью: споры

 Кочанова Т.

Защита лиц с ограниченными возможностями является одной из основных задач государства, соблюдающего принцип гуманизма.

Именно в связи с этим законодательная система Российской Федерации предусматривает целый спектр мер поддержки, помогающих инвалидам ощутить себя финансово обеспеченными и защищенными.

Среди таких мер поддержки можно выделить льготы по оплате ЖКХ и льготы, связанные с жильем инвалида.

Но, к сожалению, права инвалидов зачастую могут быть нарушены, вследствие чего им приходится обращаться в судебные инстанции. Встречаются и, напротив, такие случаи, когда сам инвалид злоупотребляет своим положением и необоснованно пытается получить те или иные льготы, меры поддержки, которые не предусмотрены законом.

В большинстве случаев инвалидам предоставляется льготы на 50% от общей суммы на оплату коммунальных услуг. Но размеры компенсаций могут отличаться, все зависит от группы инвалидности и местного законопроекта. Рассчитывать на льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг могут инвалиды всех трех групп, а также дети-инвалиды.

Еще одним требованием для получения мер государственной поддержки является принадлежность жилья к государственному, муниципальному жилью.

Понятие жилищного фонда и его видов содержится в ЖК РФ. Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется:

  • — на частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • — государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • — муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Так, решением Видновского городского суда от 7 октября 2014 г. по делу N 2-2323/2014 было отказано в удовлетворении исковых требований Столбова А.М. к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении юридического факта и признании права на получение мер социальной поддержи.

В обоснование своих требований истец указал, что на правах собственника проживает по адресу , где является членом ТСЖ «Завидное», имеет инвалидность 3-й группы, имеет право социальной поддержки в виде льгот по оплате ЖКХ.

Для подтверждения факта его преимущественного проживания и получения льгот по оплате ЖКХ, предусмотренных законами РФ, он обратился к начальнику Ленинского управления социальной защиты населения. Однако в предоставлении мер социальной поддержки было отказано.

Просит суд: установить факт его преимущественного проживания с 01.04.2014 по адресу: , считать факт преимущественного проживания по данному адресу и в дальнейшем, если другое не установлено.

Признать его приобретшим право на получение мер социальной поддержки инвалидов в виде льгот по оплате услуг ЖКХ и обязать Ленинское управление социальной защиты населения в их обеспечении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что право на получение льгот предоставлено по месту постоянного жительства, но не по месту преимущественного проживания. Поскольку это разные понятия, истцом заявлены требования об установлении факта его преимущественного проживания в г. Видное, иск не подлежит удовлетворению.

Суд согласился с позицией ответчика и отказал истцу в удовлетворении требований.

Но судебная практика содержит и решения, в которых изложена противоположная точка зрения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *