Ограничение по возрасту для просмотра фильма — Совет Юриста

Ограничение по возрасту для просмотра фильма - Совет Юриста

Тема возрастных ограничений в этом году не теряет своей актуальности – более того, ввиду кассового успеха фильмов с рейтингом 18+ (самый яркий пример – это ДЭДПУЛ, который установил сразу несколько рекордов для национального рынка кинопроката), она оказывается еще более острой. Демонстраторы вынуждены регулярно сталкиваться с проблемой ограничения доступа детей и подростков на сеансы фильмов, которые для них не предназначены.     

  • Наши читатели-кинотеатры в течение всего проката комикс-блокбастера от студии Fox указывали на участившиеся проверки со стороны контролирующих органов и выражали обеспокоенность несовершенством закона, в котором всю полноту ответственности за допуск юных зрителей на сеансы несет демонстратор, а роль родителей выглядела неопределенной.
  • Имеет ли показчик право отказать в просмотре фильма лицу, чей возраст не соответствует выставленному проекту рейтингу, даже в сопровождении родителей? Один из наших постоянных читателей, обеспокоенный нюансами допуска подростков на “взрослые” сеансы, сделал соответствующий запрос в Департамент кинематографии Минкульта и получил следующий ответ:
  • Ограничение по возрасту для просмотра фильма - Совет Юриста

Следуя тексту официального письма, можно сделать вывод, что дети и подростки могут попасть на сеансы фильмов с возрастным рейтингом 18+, но только в сопровождении своих родителей или их официальных представителей (например, опекунов).

В этом случае зона ответственности кинотеатра несколько сужается, но предварительная беседа сотрудника кинотеатра с взрослыми никак не будет лишней.

Наши читатели рассказывали о том, что родители  выражали им благодарность, после того как их дети не попадали на сеансы комедии БРАТЬЯ ИЗ ГРИМСБИ, по сравнению с которой ДЭДПУЛ казался “детским лепетом”.

Также в сопровождении родителей дети без каких-либо ограничений могут попадать на фильмы с рейтингом 12+ и 16+, даже если не “проходят” по возрасту.

Администрация кинотеатра самостоятельно принимает решение о допуске детей в кинотеатр без родителей, в том числе на просмотр фильмов с ограничением 12+ и 16+, главное – чтобы дети ни в коем случае не оказались представлены сами себе на сеансах 18+.

Именно в этом случае у проверяющих органов могут возникнуть к демонстраторам претензии с назначением административного штрафа.

В ТЕМУ

НОВЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: МИНКУЛЬТ ОПУБЛИКОВАЛ ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА 

Возрастной рейтинг фильмов: как не навредить ребёнку совместным просмотром

Ограничение по возрасту для просмотра фильма - Совет Юриста

С каждой киноафиши на нас смотрят цифры возрастных ограничений. Но что стоит за этими цифрами? Например, сказочный диснеевский фильм «Красавица и чудовище» выйдет в российский прокат с рейтингом 16+. Что же такое возрастной рейтинг в кино, какие рейтинги бывают и что они означают для родителя. Обо всём этом рассказывает Данил Парникель, психолог центра психологического развития и обучения детей, подростков и родителей «Архитектура Будущего».

Что такое возрастной рейтинг

Это условие, которое нужно соблюдать при покупке продукции, билетов. Помните, что помимо впечатлений фильмы влияют на развитие ребёнка, образы запоминаются надолго, вызывают желание подражать, повторять, пробовать.

Формально на территории РФ нарушение закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в который входит описание системы возрастных ограничений) регламентируется 6.17 статьёй КоАП РФ.

Если несовершеннолетний ребёнок купил билет на фильм 18+, кинотеатр может быть оштрафован на сумму до 50 тысяч рублей или его деятельность может быть приостановлена на срок до девяноста суток. По последней информации контроль продаж билетов осуществляет Роскомнадзор.

  • На деле в кинотеатрах относятся довольно спокойно к разнице возраста ребёнка и рекомендуемого рейтинга фильма (особенно если речь не идёт о фильмах 18+), часто дети говорят, что купили билет на сеанс 16+, хотя им только 13 лет.
  • Поэтому высокий уровень ответственности за фильтрацию контента, с которым встречается ребёнок, лежит на взрослом.
  • В России существует две рейтинговые системы, распространяющиеся на кинокартины и иную продукцию:
  • Американская система MPAA (рейтинг включает сокращённые рекомендации G, PG-13, NC-17).
  • Российская система возрастных ограничений (указывается только возраст, например, 0+, 6+ и так далее, или «для зрителей старше N лет»).

Преимущества и недостатки системы MPAA

Американская система рейтинга существует почти 50 лет и значительно не изменилась за это время. Сама система не берёт на себя функции критика, она не определяет, плох или хорош тот или иной фильм. Фильм не подвергается цензуре, но рейтинг разъясняет потенциальные опасности для детских глаз.

Преимущество системы в том, что её выставляют сами родители: именно они на ротационной основе входят в правление администрации по классификации и рейтингам

До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате — Статьи на КиноПоиске

Кто в России определяет рейтинг фильма? Почему зрителям от 16 до 18 лет достаются одни блокбастеры, а детям не разрешают смотреть «Жизнь Кабачка»?

Система рейтингов в российском кинопрокате действует с 2012 года, согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

КиноПоиск поговорил с прокатчиками и организаторами фестивалей о том, как работает эта защита, влияет ли закон на сборы и какие решения принимало министерство культуры, раздавая рейтинги (российские подразделения студий-мейджоров отказались давать нам комментарии; Минкульт также пока не ответил на наш запрос).

По существующей схеме прокатная компания сама предлагает тот или иной рейтинг для фильма, подавая заявку в министерство культуры. Одновременно в кинотеатрах, на улицах, в сети появляется рекламная продукция, на которой также указаны возрастные ограничения. Проблемы возникают, если экспертный совет Минкульта решит, что рейтинг фильма недостаточно низок.

Алена Опрокиднева, специалист по связям с общественностью A-One Films:

— Главная граница — 18+ или нет. Здесь Минкульт поступает порой странно, автоматически присваивая максимальный рейтинг всем фильмам, которые имеют рейтинг R в Америке.

А такой рейтинг может быть присвоен из-за мата, например, которого в дубляже, конечно, не будет. Наличие ценза влияет на нашу работу с кинотеатрами. Это касается печати рекламной продукции, где должен быть указан ценз, рекламных роликов, расписания.

Сам фильм может быть снят с показа, если случится форс-мажор и рейтинг поменяют.

У Американской киноассоциации (MPAA) есть пять категорий возрастных рейтингов: G — фильм подходит для аудитории любого возраста; PG — детям рекомендуется просмотр в присутствии взрослого; PG-13 — в фильме имеется контент, возможно, нежелательный для детей младше 13 лет (например, брань); R — условно взрослый контент (например, обнаженка), лица до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении родителя или законного представителя; NC-17— самая хардкорная категория, «детям до 17 запрещается», строго взрослый контент (секс, насилие, наркотики, ненормативная лексика, особенно если все это сразу).

Последние год-два мы уже перестраховываемся и дуем на воду. При этом, кажется, мы попались с рейтингом лишь один раз. Если не ошибаюсь, это был фильм «Проект „Флорида“», которому мы предложили рейтинг 16+, а Минкульт поменял на 18+. Тогда мы потратили деньги и время, свое и кинотеатров, чтобы менять всю рекламу в последний момент.

«Проект „Флорида“»

Большинство наших фильмов все же соответствует рейтингу 18+, поэтому особых потерь мы не несем. Тяжело оценить, каков процент аудитории, который теряется из-за ценза, но нет чувства, что мы наступаем себе на горло.

Порой мы показываем фильмы 16+, и на таких сеансах администраторы обычно более лояльны — могут ходить и четырнадцатилетние подростки с родителями. Если рейтинг максимальный, такие фокусы не пройдут.

Наверное, до 18 лет лучше и не смотреть какое-нибудь «Убийство священного оленя».

Рейтинги MPAA носят рекомендательный характер. При желании производитель может вовсе отказаться от рейтинговой оценки фильма, что, c одной стороны, ограничивает его прокат, с другой — делает его более вероятным, чем в случае получения жесткого рейтинга NC-17. Так, например, поступили с «Детками» Ларри Кларка или со «Счастьем» Тодда Солондза.

В то же время некоторые американские фильмы не имеют рейтинга R и также проходят контроль минкульта. Потому даже полный насилия боевик, если там нет реалистичной крови, могут порой смотреть дети лет с двенадцати. Немного обидно: мы считаем, пусть лучше бы они посмотрели Соррентино.

«Молодость»

Максимальный рейтинг по-прежнему присваивается за кровь, секс, наркотики, алкоголь, табак. Но речь идет лишь о том, что в кадре. Если наркотик каждые пять минут упоминается, но не показывается, ему могут присвоить и 16+. И надо понимать, что никакого строгого перечня — чего можно и чего нельзя — ни у какого чиновника нет.

Многие в кинобизнесе согласны с тем, что угадать, какое ограничение у фильма будет, заранее нельзя. Впрочем, есть тенденции к завышению рейтинга и к более либеральной оценке отечественных масштабных проектов. Таким образом, нечеткие критерии закона могут способствовать нечестной конкуренции.

Кирилл Сорокин, основатель Beat Film Festival:

— Существует проблема: критерии присвоения возрастного рейтинга более-менее непрозрачны. Мы можем взять некоторые национальные блокбастеры вроде «Легенды № 17», которые имеют низкие рейтинги и доступны детям, несмотря, например, на сцены насилия или эротики. Не хочется обязательно предполагать некий лоббизм, но по факту мы его и видим, хотя неизвестно, на каком этапе он возникает.

«Легенда № 17»

Есть очевидные формальности — скажем, курение и алкоголь в кадре. Тут уже сразу ставят максимальные ограничения из расчета «как бы чего не вышло». Но и в этом случае мы найдем примеры больших патриотических фильмов, которым такие вещи совершенно не мешают.

Кино, которое показываем мы — документальное кино, — фактически не нуждается в этих ограничениях. Молодые люди его, как правило, и не смотрят. К тому же мы в основном показываем фильмы на фестивалях, где установлена единая — обычно максимальная — входная планка. Не могу вспомнить, чтобы именно мы реально пострадали от рейтинга.

Впрочем, у нас были мысли получить прокатное удостоверение для показа подросткам ленты «Скейт-кухня». Героини фильма — молодые девчонки, которые катаются на скейтах по Нью-Йорку, влюбляются, взрослеют. Там нет секса и наркотиков, зато есть сигареты, поэтому вряд ли нам дали бы 12+.

Кстати, ограничение 16+ было у фильма «Ла-Ла Лэнд», но там уж совсем не было ничего сомнительного. Это понимали все, включая охранников кинотеатров, поэтому и я, и многие шли на мюзикл с совсем маленькими детьми. Потому на деле все работает всегда по-разному.

Читайте также:  Оплата услуги "наем жилья" собственником квартиры - Совет Юриста

«Ла-Ла Ленд»

По естественным причинам, больше всего несправедливых решений о присвоении рейтинга относится к детско-юношескому кино. Многие фильмы, снятые для молодежи на Западе, у нас выпадают из поля зрения подростков.

Марианна Ибрагимова, глава отдела закупок Russian World Vision:

— Сейчас, подавая заявку, мы ориентируемся на свой опыт работы с Минкультом. Несколько неприятных ситуаций, связанных с возрастным цензом, у нас уже было. Поэтому некоторые случаи отработаны до автоматизма. Есть сцена употребления наркотиков или даже упоминания о наркотиках — мы уже не рискуем ставить что-то, кроме 18+.

Помимо веществ, включая табакокурение, отсекают от юной аудитории любые сексуальные сцены в фильме. Доходит до смешного: отмеченный в Каннах «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» получил 16+ за сцену, где показаны обнаженные боксеры в душе.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Бывают, впрочем, и неожиданности. Например, история с мультфильмом «Жизнь Кабачка». Его смотрели наши собственные дети и дети во всем мире, но в российском прокате присвоили максимальный возрастной рейтинг.

«Жизнь Кабачка» затрагивает тему усыновления и детдомов, при этом никакой жести там нет, хотя до определенной степени мультфильм реалистичен. Нам достался вечерний прокат, в результате он не окупился.

Но обидно больше даже не это, а то, что тысячи детей не увидели действительно хороший мультфильм.

Конечно, эти ограничения и практика вечерних показов взрослых фильмов влияют на успех проката. Кроме того, из-за ограничений мы не проходим на большинство телеканалов.

«Жизнь Кабачка»

Проблема возрастных ограничений связана с несовершенством самой шкалы рейтингов. Закон не делает различия как между десяти- и пятилетними детьми, так и между подростками двенадцати и пятнадцати лет. Возможным решением было бы воспользоваться американской практикой и узаконить родительское сопровождение в спорных случаях.

Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

— В области детского кино есть ценз 6+, а следом за ним уже 12+. Между этими возрастами огромный разрыв, и остро не хватает промежуточного рейтинга. Притом что у нас есть два разных рейтинга — 16+ и 18+, хотя разница между шестнадцатилетним и восемнадцатилетним вовсе не столь существенна, как бывает в раннем детском возрасте.

В результате на фестивалях детского кино бывают такие парадоксы: в рекламе указано 6+, и там же написано, что «для детей от десяти лет». Выглядит это, конечно, глупо. Но если мы так не напишем, получится, что половину зала займут дети трех-четырех лет.

На рейтинговом отрезке между 0 и 12 годами за таким никто не следит. Бывает, что фильму приходится ставить рейтинг 12+, хотя по-справедливости надо ставить 10+, но такого рейтинга нет. Тогда на показ идут подростки, которым эта история уже неинтересна.

Еще казус — уже не с фестивалей. В фильме нет вообще ничего такого, у него рейтинг 0+, но он, конечно, взрослый. Имеются в виду, скажем, интеллектуальные фильмы, где два человека в кадре разговаривают два часа о смысле жизни. Или многие старые советские фильмы.

В России существует пять категорий возрастных ограничений информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Критерии, по которым присваивается та или иная категория, достаточно четко прописаны в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Среди этих критериев есть и все градации экранного насилия, и отрицание «семейных ценностей», и формирование «неуважения к родителям и (или) другим членам семьи».

Закон также проводит различие между «половыми» и «сексуальными» отношениями: на первые можно смотреть с 12 лет, на вторые — только после 18.

Именно этим законом руководствуется специальная комиссия при департаменте кинематографии, выносящая окончательный вердикт.

Разумеется, скупые строки закона не могут охватить все нюансы жизненных ситуаций и конфликтов, что дает простор широкой трактовке его положений (например, насильственная смерть матери героя и суровые будни детдома в пресловутой «Жизни Кабачка» (12+) — это какая степень жестокости?).

Когда делаешь программу для подростков, возникает много проблем, потому что в большинстве случаев рейтинг идет от 16+. Какой-нибудь «Пролетая над гнездом кукушки» мы все видели лет в четырнадцать-шестнадцать, и все было благополучно.

Более того, именно в том возрасте такие фильмы были важны, отвечали на волнующие вопросы. Теперь им установлена планка 18+, и подростки их не видят — по крайней мере в кино.

Просто потому, что в этих фильмах показывают такое, чем подростки часто занимаются, но на что им нельзя смотреть.

Бывает совсем смешно. Однажды подслушала в кинотеатре разговор двух девушек, которым было пятнадцать, и на фильм «Красавица и чудовище» им было нельзя, только после шестнадцати (такой строгий рейтинг был связан, видимо, с тем, что персонаж Джоша Гада в фильме — фактически гей, влюбленный в главного героя. — Прим. КиноПоиска). Они над этим обстоятельством очень потешались.

«Красавица и чудовище»

Нет проблем только с однозначно взрослым кино — 18+, и все. Помимо границы совершеннолетия, можно было бы воспользоваться практикой PG, когда подросткам разрешен просмотр вместе с родителями. Оставить, например, рейтинг PG-13.

Многие прокатчики все же не слишком оптимистично смотрят на будущее этой практики, припоминая, в частности, новый закон о фестивалях. Сегодня феномен возрастных рейтингов сочетает плавучую цензуру, лоббирование, бюрократическую инерцию и человеческие ошибки.

Глава международного отдела компании «ПРОвзгляд» Татьяна Долженко:

— Среди наиболее чувствительных к возрастным рейтингам сегментов — подростковое, молодежное кино. Дело в том, что по существующему регламенту таким фильмам практически всегда присваивается 16+.

И в последнее время наметилась закономерная тенденция на российском прокатном рынке: молодежное кино закупается все реже. Например, мы выпускаем в прокат 6 сентября «Клуб „Школа“». Очевидно, что одним из ядер целевой аудитории были бы подростки, но по регламенту смогут попасть лишь те, кто старше 16.

Да, при покупке билетов в онлайн-кассах нет проверки паспортов, но уже сейчас в разработке меры контроля на площадках.

«Клуб „Школа“»

Вообще специфика бизнес-процессов в немейджорских компаниях такова, что документы на прокатное удостоверение обычно подаются почти перед самой датой релиза.

Были прецеденты, когда Минкульт поднимал запрошенный рейтинг, и такие ситуации чреваты серьезными затратами для прокатчика (рассылка новых экранных заставок, новой полиграфии на площадки и т. п.).

Так что небольшим компаниям зачастую приходится перестраховываться.

Помню прецеденты у нашей компании. В 2016-м с фильмом Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», когда Минкульт отредактировал рейтинг до 18+. Мы получили фидбек, что это связано с американским рейтингом R (17+), так что здесь история не про цензуру.

А вот с «Поездом в Пусан», по всей вероятности, мы попали под расчистку даты, так как вместе с нами выходили «28 панфиловцев» с рейтингом 12+.

В день старта проката мы узнали про увеличение рейтинга с 16+ до 18+, хотя кино про зомби традиционно рассматривалось как самое что ни на есть разновозрастное развлечение.

«Назови меня своим именем»

Но рейтинг 18+ — это, безусловно, не худшее из зол. Худшее — отказ в выдаче прокатного удостоверения. Есть серьезные и, к сожалению, обоснованные опасения, что с внедрением новых поправок в закон о кино часть фильмов будет браковаться на входе.

Если «Назови меня своим именем» по понятным причинам не был закуплен в прокат (в фильме рассказывается о романтических отношениях между тинейджером и молодым мужчиной. — Прим. ред.

), но хотя бы имел возможность добраться до зрителя иным способом, через фестивальные показы, теперь подобное кино может вовсе не попасть на российские экраны.

Дальнейшее ужесточение практики возрастных рейтингов приведет к тому, что в прокате будут выживать только крупные международные и отечественные патриотические блокбастеры. А пострадает прежде всего авторское кино, предназначенное молодому зрителю. Сегодняшняя система российской дистрибьюции исключает подростков из числа тех, кто способен адекватно оценить искусство.

Телевидение с 1 сентября: ограничения по возрасту

С 1 сентября вступает в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Теперь каждая телекомпания обязана промаркировать свою продукцию. Подать в суд может любой гражданин. «НП» разбирался в законе с помощью «Коммерсанта»

На этой неделе в печать вышла телевизионная сетка, где опубликована программа передач с 27 августа по 2 сентября. И согласно новому закону «О защите детей…», два выходных дня — 1 и 2 сентября — уже попадают под принятые законодательные инициативы.

Эти дни совпадают с началом учебного года, и к экранам телевизоров как раз начинают возвращаться телезрители, в том числе дети и подростки.

Согласно закону, все, что, по мнению законодателей, наносит вред детям, их психике, душевному спокойствию и здоровью, должно быть отмечено в эфире, телеанонсах, а также в опубликованной в прессе программе передач специальной графической меткой.

Под ограничение и возрастную маркировку попадает телепродукция, в которой есть сцены жестокости и насилия, нецензурная брань, реклама наркотиков, алкоголя, азартных игр, оправдание противоправных действий, проституция, бродяжничество, «информация порнографического характера». Отдельным пунктом обозначена даже тема «отрицание семейных ценностей и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».

Подчиняться закону обязаны все телеканалы, не только эфирные, но и кабельные и спутниковые. В законе существует несколько ступеней возрастных ограничений: все, что можно смотреть детям в эфире до 6 лет (0+), после 6 (6+), после 12 (12+) и после 16 (16+). А то, что телеканалы считают недопустимым для показа в эфире детям и подросткам, отмечается значком «18+». 

С 1 сентября такие графические отметки должны появляться на телеэкране перед началом указанной программы, в ее анонсах в межпрограммном пространстве, а также после окончания каждого рекламного блока в рамках ее показа.

Это касается всей телепродукции, которая идет в эфире с раннего утра до поздней ночи. Продолжительность показа такого обозначения — не меньше восьми секунд.

Видимо, за это время бдительные взрослые должны успеть убрать от экранов своих детей, чтобы не нанести вред их здоровью и развитию.

Из 20 эфирных телеканалов, которые смотрят большинство российских телезрителей, только на двух из них пока нет никаких возрастных ограничений для детей — это «Культура» и Disney. То есть эти каналы дети могут смотреть круглосуточно без всякой опаски для своего здоровья.

Читайте также:  Регистрация дома на землях сельхозназначения - совет юриста

Запреты на просмотр отдельных форматов для детей и подростков в течение 1 и 2 сентября внесли лишь несколько каналов.

Знаком «18+» в сетке обозначены эротические фильмы и проекты каналов РЕН ТВ (например «Эротический сон наяву», который идет 2 сентября в 1:30), «Перец», музыкальные ночные форматы MTV, в частности «Пляж», а также канала «Муз-ТВ» («Playboy: снимите девушку»).

Среди главных каналов запрет для отдельных форматов — детям — только у «Первого канала». Здесь им не рекомендуют смотреть знаменитый фильм Даррена Аронофски «Черный лебедь» (его телепремьера 1 сентября в 23:00), а также два американских фильма — мелодраму «Любовь и другие лекарства» и комедию «Гринберг» (оба 2 сентября в 23:00 и 1:05). Рядом с ними как раз стоят ограничители «18+».

Никаких запретов на показ для детей своих программ, фильмов и сериалов не внесли на НТВ. Но именно на этом канале больше всего отметок с ограничениями «16+».

Детям младше этого возраста на НТВ мало что остается для просмотра: новости, кулинарные программы, путешествия, лотереи и футбол. Примечательно, что еще одна программа не отмечена в эфире НТВ специальной маркировкой: «Обзор. Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю».

1 и 2 сентября она выходит в 18:20, и, следовательно, канал не запретил к показу детям и подросткам дайджест криминальной хроники.

Вообще, судя по сетке вещания, пока каждый канал сам определяет, как ему маркировать свой эфир. Например, на ТНТ, «Звезде», «Домашнем», «ТВ Центре», ТВ-3, 2х2, MTV, «Муз-ТВ» в возрастных отметках вся телепродукция. «Домашний» стал единственным телеканалом, где у программ и фильмов, которые можно смотреть детям любого возраста, в скобках стоит «0».

Так, цикл «Репортер» с Михаилом Дегтярем об Англии — для всех, а комедийное шоу «Одна за всех» с Анной Ардовой — только с 16 лет. На СТС в возрастных отметках большая часть эфира. А например, на «Первом» и «России 1» — их минимум. То есть два госканала адресуют свой эфир детям и подросткам почти без ограничений. Исключения составили пока лишь некоторые фильмы и сериалы.

Так, например, на «Первом канале» показ оскароносного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (2 сентября, 12:15) стоит с пометкой «16+», видимо, потому, что если буквально следовать закону, то эпизоды войны 1812 года, пусть даже и в изложении Льва Толстого, отнесли к «сценам насилия и жестокости». С этой же отметкой здесь и фильм «Непобедимые».

А вот на «России 1» с отметкой «12+» идут сразу несколько дневных и ночных фильмов/сериалов. К ним отнесли: детектив «Телохранитель-3», мелодрамы «Монро» и «Американская рапсодия» (1 сентября 1:30 и 3:30), а также сериал «Белые розы Надежды» и еще несколько отечественных и американских фильмов.

На вопрос «Ъ», почему эта кинопродукция адресована детям именно с 12, а, не с 16 лет, на канале пояснили, что не видят в этих фильмах и сериалах никаких ограничений для детей старше 12 лет. На НТВ программу «Луч Света» (видимо, из-за низких рейтингов передачи о Свете Курицыной из Иваново с 19:25 ее перенесли теперь на 22:55) рекомендовали к просмотру детям старше 16 лет.

При этом на НТВ «Ъ» заверили: «Дух данного закона телекомпания НТВ соблюдала всегда, уже без малого 19 лет. А его «букву», то есть формальные требования, вступающие в силу 1 сентября, НТВ, безусловно, будет выполнять в полном объеме».

Не очень понятно, как это возможно, например, в случае кинопремьеры с названиями «Кто поджег хромую собаку» и «Смертники подземелья» из цикла «Важняк». Они на НТВ также идут с пометкой «16+». На СТС дети старше 6 лет могут смотреть, в частности, мультфильмы «Том и Джерри», «Праздник Кунг-фу Панды» и «В поисках Немо».

Фильм «Розыгрыш» Владимира Меньшова рекомендован на ТВ-3 детям от 12 лет, а на «Звезде» это же возрастное ограничение стоит, к примеру, у цикла «3ащищая небо Родины. История отечественной ПВО». Канал «ТВ Центр» посчитал, что 1 сентября в 17:45 дети старше 12 лет вполне могут стать зрителями обзора происшествий «Петровка, 38».

Ну а канал ТНТ свои главные хиты «Битва экстрасенсов», «Комеди Клаб», сериал «Реальные пацаны» и, конечно же, обе части самого скандального телепроекта «Дом-2» («Город любви» и «После заката») адресовал исключительно тем, кто старше 16 лет. Никаких запретов нет и тут, несмотря на то что в каждом из этих телепроектов можно найти прямые нарушения, отраженные в законе.

Кто решает, контролирует и наказывает

Несмотря на то что закон был принят еще в 2010 году, о том, как его применять на практике, телевизионные каналы задумались лишь в последние два месяца. Именно в июле в закон «О защите детей…» были внесены правки, касающиеся как раз и телевизионных каналов.

В неофициальных разговорах с корреспондентом «Ъ» на многих каналах признавались, что все еще не до конца понимают, как применять новый закон, сохраняя при этом адекватность решений. В законе говорится, что решение о показе и возрастном ограничении принимается либо «производителем» продукции, либо «распространителем» (в данном случае телеканалом).

Принимать решения могут также и правообладатели. Так, в случае с «Войной и миром» обладателем прав на фильм является «Мосфильм». Получается, что «Мосфильм» должен дать рекомендацию «Первому каналу», с какой возрастной отметкой показывать его в эфире.

Руководствоваться телеканалы могут, судя по всему, и прокатными удостоверениями, выданными фильмам при выходе их на широкий экран, а также законом «О государственной поддержке кинематографии».

Впрочем, получить четкие разъяснения о механизме ограничений и маркировки программ для детей сейчас невозможно. На «Первом канале» пока не комментируют, как и кто именно будет принимать окончательное решение, что можно рекомендовать детям и подросткам к просмотру и с какого возраста.

На телеканалах «Ъ» не смогли сказать, есть ли список программ и сериалов, в принципе не рекомендованных к просмотру детям. Непонятно также, как быть в случае, если программа экстренно ставится в эфир, без опубликования ее в сетке. А такое на телевидении случается часто.

В этих случаях, видимо, фильм, аналогичный «Анатомии протеста», вызвавшей большой скандал при показе на НТВ, маркировать будут прямо во время эфира.

На ВГТРК «Ъ» пояснили, что в государственном холдинге более десяти телеканалов (эфирных и кабельных) и ответственность за каждый из них несет его главный редактор. Именно он рекомендует к показу свою продукцию, а окончательное решение принимает гендиректор компании Олег Добродеев.

«Мы не видим особенных проблем с исполнением закона,— заявил «Ъ» один из руководителей ВГТРК.— Безусловно, многое будет зависеть от того, как главный редактор каждого канала понимает программную политику, содержание программ. Своим решением он несет ответственность перед обществом».

На ТНТ «Ъ» пояснили, что решение принимается «коллегиально»: «все решает руководство канала с учетом мнения руководителей программного и юридического департаментов, на основе критериев присвоения классификаций, определенных законом». На вопрос «Ъ», чем руководствовался канал, определяя возраст зрителей «Дома-2» старше 16 лет, на ТНТ заявили, что «ограничение соответствует категории «16+»».

Контролировать выполнение закона и наказывать за его неисполнение телеканалы будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которую возглавляет Александр Жаров.

Уже сегодня в ведомстве соберется вновь созданный состав экспертного совета, который как раз и обсудит, как будет применяться на практике новый закон «О защите детей…» в СМИ в целом и в телеэфире в частности.

В состав совета вошли пока 33 человека, в частности руководители крупных медийных холдингов, радиостанций, информагентств.

Именно они должны обсудить и, возможно, избрать еще один так называемый «мобильный совет» (предположительно в нем будет 15 человек), который, по словам чиновников Роскомнадзора, позволял бы «в процессе правоприменения решать сложные и спорные вопросы». Войти в него должны детские психологи, юристы, специалисты по СМИ.

Подать в суд или обнаружить нарушение в телеэфире могут и обычные граждане. Именно для них в законе даже есть такое понятие — «горячие линии». Правда, жалобы населения, возмущенного возможными нарушениями телеканалов, которые будут наносить вред здоровью детей, будут проходить несколько экспертных оценок.

Если нарушение докажут, то СМИ и, в частности, телеканалы понесут ответственность согласно Административному кодексу. По данным «Ъ», за нарушение закона «О защите детей…» телеканал может получить штраф от 10 тыс. до 200 тыс. руб.

Затем следуют вынесения предупреждений, а конечная мера за неисполнение закона — аннулирование лицензии на вещание.

По мнению телевизионщиков, под статьи закона теперь может попасть все — от мультфильма про Змея Горыныча, которому отрубают головы или, к примеру, фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже».

В неофициальной беседе один из телевизионных топ-менеджеров пояснил корреспонденту «Ъ», что теперь этот фильм, даже если его покажут на «Культуре» и в ночное время, все равно непременно выйдет с маркировкой, ограничивающей доступ к нему детской и подростковой аудитории, поскольку в нем явно присутствуют «сексуальные взаимоотношения». «»Дом-2» можно не заметить или, заплатив десять тысяч рублей, продолжать показывать дальше. А например, за Змея Горыныча привлечь — за жестокость и насилие, или за показ «Золушки», которую часто показывают под Новый год, можно предъявить телеканалу нарушение закона в части антипропаганды семейных ценностей,— пояснил собеседник «Ъ».— Кто тут скажет, где абсурд, а где несоблюдение законодательства».

Читайте также:  Можно ли записывать врачей на диктофон - Совет Юриста

Арина Бородина / Коммерсантъ
Подробнее:

http://www.kommersant.ru/doc/2006556?isSearch=True

НП

Система возрастной классификации кинопоказа в России — это… Что такое Система возрастной классификации кинопоказа в России?

Система возрастной классификации кинопоказа в России — совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принято соответствующее законодательство.

Применительно к кинематографу (фильмам и иным аудиовизуальным произведениям) действуют как нормы законодательства (статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»), так и подзаконных актов («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утверждённое постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396).

Формирование отечественной системы возрастных ограничений

В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений, заносимая в разрешительное удостоверение, выдаваемое каждому фильму (отечественному или зарубежному):

  • для любой зрительской аудитории
  • для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов)
  • для лиц старше 16 лет.

Была мера отказа в выдаче разрешительных удостоверений фильму, что подразумевало в том числе не только политические мотивы, но и нравственно-этические.

В конце 90-х годов — начале XXI века по инициативе Госкино России, Минкультуры России, Министерства образования России, НИИ киноискусства, общественных организаций эта система была пересмотрена.

Поначалу (приказом Минкультуры России от 05.03.2001 № 192) были добавлены ещё две возрастные страты (12 и 18 лет), что в большей степени соответствует международной принятой практике (например, рейтинги Американской киноассоциации) и, что не менее важно, психологическим особенностям современного российского подростка и культурным ценностям и традициям российского общества.

  • Затем в 2005 году по инициативе педагогов и психологов была добавлена ещё одна категория (14 лет).
  • Классификация фильмов в Российской Федерации была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли.
  • Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают: — полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определённого содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании; — запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьёй 29 Конституции Российской Федерации и статьёй 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Современная система возрастной классификации в России

Так, приказом Роскультуры России от 15.03.2005 г. № 112 [1] была введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений («Фильмы» и «Программы»), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории:

  • Фильм разрешён для показа в любой зрительской аудитории;
  • Детям до 12 лет просмотр фильма разрешён в сопровождении родителей;
  • Фильм разрешён для показа зрителям, достигшим 14 лет;
  • Фильм разрешён для показа зрителям старше 16 лет;
  • Фильм разрешён для показа зрителям старше 18 лет;
  • Фильмы, не подлежащие классификации.

Фильм разрешён для показа в любой зрительской аудитории

  • Фильмы этой категории могут демонстрироваться в любой возрастной аудитории:
  • фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах; аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы, которые не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений.

Примеры фильмов: «Приключения Электроника», «Шаг вперед».

Детям до 12 лет просмотр фильма разрешён в сопровождении родителей

  • Фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей.
  • Могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, отдельные кадры наготы, мягкая подача «сверхъестественных» тем или тем «ужасов».
  • Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране.

Примеры фильмов: «Трон: Наследие»

Фильм разрешён для показа зрителям, достигшим 14 лет

Фильмы этой категории могут содержать взрослые темы.

  • Термин «взрослые темы» может включать в себя словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное со следующими темами: наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьёзные болезни, расизм, религиозные вопросы.
  • Могут быть элементы насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития), эпизоды обнажённой натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма.

Примеры фильмов: «Неудержимые»

Фильм разрешён для показа зрителям старше 16 лет

  • Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории.
  • Может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными;
  • Сексуальные взаимоотношения партнёров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения;
  • Большое количество сцен насилия и жестокости; сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении.

Примеры фильмов: «Впусти меня:сага»

Фильм разрешён для показа зрителям старше 18 лет

Фильм, который может смотреть только взрослый, то есть человек от 18 лет и старше.

  • Допускается следующее:
    • язык — фактически нет ограничений в речи персонажей;
    • секс — изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;
    • насилие — явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не даётся со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;
    • могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствие, но не в положительном контексте;
    • могут иметь место сцены асоциального поведения.

Примеры фильмов: «Пипец», «Геймер»

Фильмы, не подлежащие классификации

Любой фильм или программа, содержащие следующие сцены, не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано:

  • демонстрация сексуального насилия в отношении детей;
  • неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;
  • методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причём подобные сцены занимают основное экранное время;
  • сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;
  • сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнажённых гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;
  • сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами.

Применение классификации

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Роскультурой. Эти сведения указываются на обложках дисков DVD и видеокассет, соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий.

Информация о возрастных ограничениях к фильмам, на которые имеются прокатные удостоверения в России, размещаются на официальном сайте Роскультуры и вносятся в Государственный реестр фильмов [2]

Предложения по совершенствованию системы возрастной классификации кинопоказа и иных аудиовизуальных произведений

Новая система — значительный шаг по пути развития цивилизованного кино- и видеорынка. Но, как полагают специалисты, значительные ниши, например, телепоказ и сеть Интернет остались в стороне от регулирования и создания полной системы информационной безопасности несовершеннолетних.

В некоторых странах СНГ (Украина) введены регуляторы, разрешающие показ фильмов, предназначенных для зрителей старше 16 и 18 лет только с определенного ночного эфирного времени (в ночных тайм-слотах).

Имеются предложения российского депутатского корпуса, общественных организаций по внедрению этой системы в России, уточнению норм применительно к системе компьютерных игр и контенту сети Интернет.

См. также

Ссылки

Литература

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *