Особенности регулирования корпоративных отношений в 2020 году — совет юриста

Законопроект разработан с целью дополнительного урегулирования некоторых процедурных вопросов, поскольку действующий порядок выдвижения кандидатов в органы управления общества не учитывает текущие ограничения, введенные в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Законопроект предусматривает механизм, который позволил бы оперативно заменить уже выдвинутую в январе текущего года (до распространения 2019-nCOV) кандидатуру члена органа управления общества на других кандидатов, в связи с тем, что произошло изменение экономической ситуации, либо, например, произошла смена места работы выдвинутого лица, либо был подан отзыв выданного ранее личного согласия на выдвижение и т.п.

  • Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить? (ответы на типовые вопросы) (информация с официального портала ГИС ЗПП)
  • Роспотребнадзор рекомендует потребителям в условиях распространения коронавируса добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке
  • Отмечается, что в случае одномоментного обращения в суд многочисленного количества потребителей с соответствующими исками реальное исполнение судебных решений в сегодняшней ситуации может с большой долей вероятности привести к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рынка.
  1. Приведена памятка, в которой представлены подробные разъяснения по следующим вопросам, в том числе:
  2. отказ от тура (путевки) за границу и по России;
  3. отказ от авиа- или железнодорожной, автоперевозки при поездках за границу и по России;
  4. отказ от гостиничных услуг зарубежных отелей и от услуг онлайн-бронирования (билетов и гостиниц), приобретенных через интернет-платформы (приложения);
  5. финансовые услуги.
  6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 493

  • «О внесении изменения в пункт 5 основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации»
  • По 31 декабря 2020 года продлен срок реструктуризации по ипотечным жилищным кредитам заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации
  • Ранее было предусмотрено заключение договоров о реструктуризации не позднее 31 декабря 2019 г.
  • Проект Федерального закона N 942236-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»
  • Правительство РФ предлагает исключить навязываемые допуслуги и требование неснижаемого остатка при заключении договора о потребительском кредитовании
  • В целях усиления защиты прав и интересов заемщиков, законопроектом предусматривается, в частности, следующее:

в договоре потребительского кредита (займа) не могут содержаться, в числе прочего, условие, предусматривающее наличие на счете, с которого осуществляется погашение задолженности по договору потребительского кредита (займа), неснижаемого остатка денежных средств или суммы, достаточной для погашения платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа) (графиком платежей по договору потребительского кредита (займа), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа по договору потребительского кредита (займа) в соответствии с договором потребительского кредита (займа) (графиком платежей по договору потребительского кредита (займа);

запрещается обусловливать заключение и исполнение договора потребительского кредита (займа) необходимостью приобретения за отдельную плату дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в том числе посредством заключения заемщиком иных договоров, за исключением случаев, когда приобретение таких услуг осуществляется в соответствии с требованиями о заключении договора страхования предмета залога, обеспечивающего требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа), страхования от рисков утраты и повреждения. В случае нарушения права заемщика на свободный выбор услуг кредитор обязан выплатить заемщику компенсацию в двукратном размере произведенных им затрат по оплате дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в течение десяти рабочих дней с даты предъявления заемщиком соответствующего требования;

Особенности регулирования корпоративных отношений в 2020 году - Совет Юриста

  1. в договорах потребительского кредита (займа), условия которых предусматривают срок возврата потребительского кредита (займа) свыше одного года, не может содержаться обязанность заемщика заключить договор добровольного страхования на весь срок кредитования, предусматривающий единовременную уплату страховых платежей за весь срок кредитования или запрет ежегодной уплаты страховых платежей.
  2. Вступление в силу предлагаемых норм предполагается по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования соответствующего закона.
  3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 488

  • «Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2019 год»
  • Индекс роста среднемесячной заработной платы за 2019 год утвержден в размере 1,075
  • Индекс роста среднемесячной заработной платы ежегодно определяется Правительством РФ и применяется в том числе для расчета ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников угольной промышленности.
  • НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
  • ФНС России проинформировала о мерах поддержки, связанных с установлением в регионах сроков уплаты налогов и введением налоговых льгот в отношении переданных в аренду объектов, в ответ на снижение арендной платы
  • С 1 апреля 2020 субъекты РФ (муниципальные образования) при определенных условиях вправе издавать нормативные акты, продлевающие в 2020 году установленные сроки уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога.
  • В этих целях ФНС России подготовлены рекомендации об определении категорий налогоплательщиков, для которых могут продлеваться сроки уплаты имущественных налогов (авансовых платежей), а также о формировании и представлении в налоговые органы перечня таких налогоплательщиков.
  • Кроме того, с учетом поручений Правительства РФ ФНС России направила рекомендации по установлению налоговых льгот в отношении арендованных объектов налогообложения, взамен на снижение арендодателем арендной платы и предоставление отсрочки по ее внесению.

ФНС России от 12.04.2020 «Ответы на часто задаваемые вопросы об отсрочках/рассрочках в связи с Covid-19»

Кто может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, на какие суммы она распространяется, будут ли начисляться пени, — на эти и другие вопросы ответила ФНС России

Разъяснены Правила предоставления отсрочки (рассрочки), утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Разъясняется, в частности, следующее.

О проблемах развития правого регулирования в сфере корпоративных отношений и корпоративного контроля

Правовое регулирование — это «осуществляемое при помощи си­стемы правовых средств (юридических норм, юридических фактов, правовых отношений, индивидуальных предписаний и др.

) воздей­ствие на общественные отношения».

Правовое регулирование необходимо тогда, когда «иные виды социальных норм недостаточны для закрепления, развития или охраны соответствующих отношений и лишь право способно это сделать».  

Следовательно, вопрос о необходимости правового регулирования конкретных общественных отношений должен решаться на основе анализа истории и тенденций развития этих отношений. Такой исторический анализ позволяет выявить те изменения законодательства, необходимость которых назрела в современном гражданском обороте.

Действующее корпоративное законодательство, принятое чуть больше десятилетия назад с целью первичного установления организационно-правовых форм и общих основ их деятельности, не соответствует степени развития корпоративных отношений в текущий период и последним интеграционным тенденциям в экономической сфере.

Первые шаги по изменению законодательства в этом направлении уже сделаны и могут быть признаны значительными, учитывая достаточную молодость проблемы. Например, внесены изменения в Закон об акционерных обществах, в АПК, Закон о банкротстве, разработана Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года и др.

Шаги по законодательному предотвращению случаев незаконных захватов принимаются и региональными органами  законотворчества: в Москве в 2005 году принят нормативный акт, предусматривающий выплату компенсации в городской бюджет в том случае, если собственник имущества предприятия желает сменить профиль деятельности приобретенной компании.

Однако принятых мер не достаточно для решения проблем, связанных с корпоративными захватами, кроме того, развитие рынка сделок слияний и поглощений в настоящее время вызвало необходимость введения правового регулирования общественных отношений по переходу прав корпоративного контроля.

В настоящий момент указанные отношения практически не регулируются российским законодательством. В тоже время рынок корпоративного контроля, в лице его действующих субъектов не в состоянии создать эффективный механизм саморегулирования, так как в условиях низкой правовой культуры страны и отсутствия длительной истории корпоративных взаимоотношений, этот механизм не сможет быть обеспечен.

О назревшей очевидной необходимости совершенствования правового регулирования корпоративных отношений и в особенности отношений, возникающих в случаях корпоративных конфликтов, свидетельствуют, в частности:

1) Признание в Докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2004 года «О совершенствовании законодательства в РФ» в качестве приоритетной задачи совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики в отношении прав и ответственности акционеров; процедур принятия решений об использовании обеспечительных мер по искам, связанным с корпоративными конфликтами; порядка созыва внеочередных собраний акционеров; усиления ответственности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за свои действия по делам о несостоятельности и т. д.

2) Разработка проекта концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года Минэкономразвития России под руководством Г.О. Грефа, предусматривающей широкий спектр изменений в действующие  законы.

3) Разработка Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства РФ и рекомендованного Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг для российских организаций.

Внедрение новых корпоративных норм должно осуществляться на основе определенных теоретических принципов, имеющих непосредственно практическое следствие, без чего невозможно построить совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих норм, отличающихся системностью и организованностью. 

Во-первых, разрабатываемые в целях совершенствования корпоративного законодательства нормы не должны быть ретроспективными, т.е. отражать только те отношения, которые уже возникли и существуют в данный момент.

При разработке норм необходимо учитывать появление в будущем новых форм корпоративных взаимоотношений и проблем, которые участники хозяйственного оборота будут вынуждены разрешать на основе этих же норм. Как указывает в отношении права в целом Керимов Д.А.

«правовые предписания должны быть сформулированы с учетом обозримых перспектив развития закрепляемых в праве объективных закономерностей: в той или иной конкретной обстановке объективная закономерность обретает своеобразную форму и направленность действия.

Правовое закрепление ориентируется, прежде всего, на тот характер действия данной закономерности, которое проявляется в существующих условиях, но в то же время должно быть рассчитано и на ожидаемые изменения этих условий».

Во-вторых, разработке законодательства, регулирующего отношения, связанные с корпоративным контролем и переходом прав на него, должно предшествовать решение вопроса о пределах необходимого правового регулирования указанной сферы, границы государственного вмешательства в сферу общественных отношений.

Читайте также:  Можно ли после пожара получить новую муниципальную квартиру большей площади - Совет Юриста

На это, в частности, указываютв своих научных работах теоретики права, говоря о проблемах совершенствования правовой системы России в целом. По справедливому замечанию А. М.

Васильева, изучать и решать вопрос о пределах правового регулирования следует не в глобальном масштабе общего расширения сферы правового регулирования, а имея в виду конкретные зоны и пласты общественной жизни, прежде всего на уровне отраслей и институтов права.

Следовательно, в правовом регулировании корпоративных отношений должны быть уравновешены свобода экономической деятельности и вмешательство государства в целях охраны публичных интересов. Вопрос о пределах такого вмешательства является открытым.

Как известно, право – регулятор, целью которого является нахождение общего компромисса, учитывающего интересы всех групп населения. Иммануил Кант, отмечая ряд существенных качеств права, указывал, что посредством права действия (поступки) одного лица совмещаются с действиями других лиц с точки зрения всеобщего закона свободы; право — взаимное принуждение, охраняющее общую свободу.

Вопрос о пределах вмешательства государства в экономические отношения граждан затрагивался и Конституционным судом РФ. Рассматривая в Постановлении № 3-П от 24.02.2004 г. вопрос о конституционности нормы ст.

 74 Закона об акционерных обществах, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что, поскольку осуществление конституционного права на свободную экономическую деятельность затрагивает публичные интересы, оно может подвергаться соразмерным ограничениям в соответствии с правилами, установленными в ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ.

Суд указал: «Конституционным критерием соотношения между свободой экономической деятельности и обязанностью государства установить правовые основы единого рынка служат конституционные принципы, в силу которых РФ является правовым государством с социально ориентированной рыночной экономикой.

Предпринимательская деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества затрагивает интересы большого числа лиц — акционеров, инвесторов, а также публичные интересы.

Поскольку в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества могут сталкиваться интересы кредиторов и акционеров, акционеров и менеджмента, акционеров — владельцев крупных пакетов акций и миноритарных акционеров, одной из основных задач законодательства об акционерных обществах является обеспечение баланса их законных интересов с учетом того, что Конституция РФ закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Таким образом, вмешательство государства в сферу корпоративных отношений, не нарушая гарантированные Конституцией правомочия граждан в рамках свободной экономической деятельности, должно обеспечить в процессе этой свободной экономической деятельности баланс и соблюдение интересов всех участников  отношений, включая мелких и крупных участников, управляющих и кредиторов корпораций.

В-третьих, важнейший теоретический вопрос развития правового регулирования российских корпоративных отношений связан с тем, является ли необходимым и возможным заимствование опыта западных государств при разработке российского корпоративного законодательства.

Существует несколько точек зрения относительно успешности заимствования иностранного опыта. Одни полагают, что правовые конструкции, уже оправдавшие себя в различных экономических условиях, обязательно приживутся и позитивно проявятся в любой экономической среде.

Сторонники противоположной позиции считают, что решающее значение принадлежит не качеству заимствуемой конструкции, а среде, в которую он вживляется.

«Поэтому заимствование должно осуществляться из правовых систем (доноров), максимально схожих по своим условиям с системой принимающей».

В настоящий момент в России сильно заметно заимствование международного опыта соответствующего регулирования. Нормы закона об акционерных обществах представляют собой в своем большинстве рецепцию западного права.

В основу Кодекса корпоративного поведения легли принципы корпоративного управления, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для использования правительствами в качестве отправной точки для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с указанными принципами, структура корпоративного управления компании должна обеспечивать защиту прав акционеров; равное отношение к акционерам; признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации; эффективный контроль администрации со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления акционерам.

Вполне очевидна возможность и целесообразность использования передового международного опыта для формирования российского законодательства.

Но необходимо отметить, что корпоративные конфликты и враждебные поглощения – явления появившиеся и получившие свое развитие, прежде всего, в Соединенных Штатах Америки, то есть в стране англосаксонской системы права.

В связи с этим, правовое регулирование соответствующих процессов за рубежом обладает чертами, свойственными англосаксонской системе права, а именно, широкими полномочиями судов в каждом конкретном случае определять имело ли место нарушение прав акционеров или нет, и  широким использованием в законодательстве оценочных понятий.

Такая система обладает большими преимуществами, так как позволяет избежать трудностей, вызываемых типизацией различных ситуаций при создании правовой нормы. Суды обладают более широкой амплитудой принимаемых решений исходя из особенностей ситуации.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 24 февраля 2004 г.

№ 3-П, суд указал на особую ответственность судов в оценке процедуры консолидации акций, обусловленную тем, что «законодатель определил в законе юридические процедуры принятия решения о консолидации акций общим образом, не детализируя их». Данное указание можно рассматривать как пример усиления роли судебного контроля в результате заимствования институтов западного права.

Однако Россия, чья правовая система находится ближе к романо-германской правовой семье, не может предоставить судам полномочия «творить право» в каждом отдельном случае.

В связи с этим, заимствование опыта стран англо-саксонской правовой системы вряд ли может происходить непосредственно.

«Надо осознать главное: без построения концепции развития, рецепции и координации законодательства, процесс его развития, скорее всего, сохранит черты некоторой хаотичности и неорганизованности, что будет препятствовать успешному осуществлению правовой, а значит, и экономической реформ».

Очевидно, что правовое регулирование корпоративных отношений невозможно без значительного места судебного контроля. 

В-четвертых, при обсуждении вопросов реформирования действующего законодательства, и в частности, процедур, которые должны препятствовать злоупотреблениям сторон корпоративных конфликтов, необходимо всегда оценивать последствия их введения для добросовестных участников гражданского оборота. Введение новых процедур и правил, накладывающих новые обязательства на граждан и юридических лиц, должно быть оценено с точки зрения соотношения эффективности их результата и необходимости возложения обязательств.

Таким образом, совершенствование законодательства важная, но не единственная задача оптимизации правового регулирования в целом. Совершенствование правового регулирования включает в себя также улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания.

Совершенствование правоприменения не менее важная задача, состоящая в улучшении эффективности и качества деятельности правоприменителей (судей, должностных лиц органов государственной власти). Не менее важно и усиление правовой активности самих участников гражданского оборота, в том числе путем расширения сферы и улучшения качества оказываемых им юридических услуг.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 марта 2005 г. № 67-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. 21 марта. № 12. Ст. 975.

Бушев А.Ю. К вопросу о правовой доктрине рисков. Из сбор-ка Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5. М.: Изд-во: Волтерс Клувер. 2005. С. 105.

Макарова О.А. Реализация принципов корпоративного управления в российском акционерном законодательстве. Из сбор-ка Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5. М.: Изд-во: Волтерс Клувер. 2005. С. 124.

Проблемы развития корпоративного законодательства в РФ



Встатье рассматриваются проблемы правового регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации. Анализ развития корпоративного законодательства Российской Федерации указывает на недостаточный уровень корпоративного управления и необходимость дальнейшего совершенствования корпоративного законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: корпоративное законодательство, корпоративное управление, корпоративные конфликты, корпоративные споры, корпоративное право, правовая система, совершенствование.

The article deals with the problems of legal regulation of corporate relations in the Russian Federation. Analysis of the development of corporate legislation of the Russian Federation indicates an insufficient level of corporate governance and the need to further improve the corporate legislation of the Russian Federation.

Keywords: corporate law, corporate governance, corporate conflicts, corporate disputes, corporate law, legal system, improvement.

Современное корпоративное законодательство в России начало зарождаться с конца 80-х годов, с момента, когда в СССР начался процесс постепенного перехода к рыночным отношениям [2, с.91].

Формирование оптимальной институциональной среды для ведения предпринимательской деятельности является одним из главных условий, обеспечивающих стабильность темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности Российской Федерации в условиях глобализации хозяйствующих связей. Деятельность российских корпораций зависит от степени эффективности корпоративного управления и корпоративного законодательства.

В настоящее время, заметной тенденцией последних лет стало увеличение количества корпоративных споров, конфликтов, которые сопровождаются сменой корпоративного контроля и перераспределением собственности.

Эффективное корпоративное управление является залогом для обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса.

Улучшение качества корпоративного управления способствует устойчивому росту капитализации корпорации, снижает риски и вероятность возникновения корпоративных конфликтов, увеличения корпоративных связей и стабильность бизнеса.

Анализ существующей практики корпоративного управления на российских предприятиях и законодательной базы корпоративных отношений, выявил недостаточный уровень правового регулирования в сфере корпоративного менеджмента, отсутствие стандартов корпоративного управления в акционерных обществах, соответствующих общепринятой мировой практике, отсутствие необходимых деловых норм в предпринимательской среде.

Несовершенство российского законодательства и неоднозначное толкование его норм, привели к тому, что некоторые нарушения имеют вполне легальную форму. Специфичность ситуации состоит в том, что положения Закона, которые, казалось бы, гарантируют акционеру защиту его интересов, в российских условиях на практике вследствие «умелого» их применения играют противоположную роль.

К наиболее характерным нарушениям прав акционеров и акционерного законодательства относятся: нарушение права акционера на участие в общем собрании, «размывание» капитала, нарушение прав акционеров в ходе реорганизации и консолидации компаний (особенно, случаи перехода на единую акцию), нарушение требований раскрытия информации, вывод активов в «дружественные» компании, трансфертное ценообразование, совершение «заинтересованных» сделок с нарушением установленного порядка, осуществление фиктивных банкротств с последующей скупкой продаваемых активов.

Читайте также:  Покупка квартиры у недееспособного собственника: риски - Совет Юриста

Внесены временные изменения в корпоративное законодательство, меняющие привычный порядок реализации корпоративных процедур

7 апреля 2020 года вступил в силу Закон 115-ФЗ1, временно изменяющий положения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах в отношении сроков реализации определенных корпоративных процедур, последствий уменьшения стоимости чистых активов, продляющий срок для введения внутреннего аудита, а также предусматривающий ряд иных не менее важных изменений.

  • Ввиду ситуации, связанной с COVID-19, во многих хозяйственных обществах возникли затруднения с проведением очередного общего собрания, поскольку государственные границы закрыты, передвижения внутри РФ также ограничены, а график работы нотариусов и регистраторов существенно изменен. В связи с этим срок для проведения годовых собраний хозяйственных обществ в 2020 году увеличен на несколько месяцев:
    • годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, определяемые советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года (обычно годовое собрание акционеров проводится не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года);
    • очередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания финансового года (обычно годовое собрание участников проводится не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года).

    Данное положение исключает административную ответственность в связи с нарушением обычного срока для проведения собрания, а также позволяет отложить дату проведения на разумный срок для сохранения благополучной эпидемиологической обстановки и подготовки необходимых для проведения собрания документов.

    Обращаем внимание, что Закон 115-ФЗ не содержит каких-либо исключений для отдельных обществ или конкретных указаний для ситуаций, когда устав общества предусматривает фиксированные временные промежутки для проведения очередного собрания (например, апрель каждого года). Однако мы исходим из того, что внесение каких-либо дополнительных изменений в устав общества для проведения собрания в рамках продленного срока не требуется.

    Кроме того, до 31 декабря 2020 года включительно снят запрет проводить в заочной форме собрания акционеров, повестка дня которых включает вопросы:

    • об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества,
    • об избрании ревизионной комиссии общества,
    • утверждении аудитора общества, а также
    • об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

    Для обществ с ограниченной ответственностью запрет проводить в заочной форме собрания, повестка для которых включает утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, не снят.

  • Законом 115-ФЗ увеличены сроки для предоставления участникам и собственникам имущества, а также Банку России консолидированной финансовой отчетности в 2020 году:

    • годовая консолидированная финансовая отчетность должна быть предоставлена в срок не позднее 180 дней после окончания отчетного года (обычно предоставляется в срок не позднее 120 дней);
    • промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 150 дней после окончания отчетного периода (обычно предоставляется в срок не позднее 60 дней).

    30-дневный срок для раскрытия консолидированной финансовой отчетности будет отсчитываться со дня истечения продленного срока для ее предоставления.

    Если в отношении соответствующей отчетности проводится аудит, отчетность раскрывается вместе с аудиторским заключением (или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности) в течение 3 дней, следующих за датой составления указанных аудиторского заключения или иного документа, но в рамках указанного выше периода для раскрытия финансовой отчетности.

    Обращаем внимание, что планируется принятие Советом директоров Банка России решения об увеличении сроков раскрытия кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2020 году отчетов эмитента, списков аффилированных лиц, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности2.

  • Если по окончании 2020 года стоимость чистых активов хозяйственного общества (как акционерного, так и общества с ограниченной ответственностью) окажется ниже размера его уставного капитала, данный факт не будет учитываться для целей определения необходимости принятия решения об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества.

    Кроме того, при наступлении указанных выше обстоятельств совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров будет освобожден от обязанности включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

    Данное положение было принято в целях поддержки малого и среднего бизнеса, оно призвано снизить негативный эффект в связи с некоторым приостановлением бизнес-процессов в 2020 году. При этом, если обязанность по принятию решения об уменьшении уставного капитала или о ликвидации общества возникла в более ранних периодах, такая обязанность с общества не снимается.

  • Вводится упрощенный порядок приобретения публичными акционерными обществами до  31  декабря 2020 года включительно размещенных ими акций (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при наличии в совокупности следующих условий:

    • приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
    • средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые 3 месяца начиная с 1 марта 2020 года, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенной за три месяца начиная с 1 октября 2019 года, на 20 и более процентов;
    • значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые 3 месяца начиная с 1 марта 2020 года, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за три месяца начиная с 1 октября 2019 года, на 20 и более процентов;
    • акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;
    • приобретение акций осуществляется брокером по поручению публичного акционерного общества;
    • советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества принято решение о приобретении размещенных им акций, которым определены категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых акций каждой категории (типа), срок, в течение которого осуществляется приобретение акций и который должен истекать не позднее 31 декабря 2020 года.

    При соблюдении указанных выше условий предусмотренная Законом об АО3 процедура (уведомление акционеров, сбор заявлений акционеров, утверждение отчета об итогах предъявления акционерами заявлений и др.

    ) к приобретению ПАО до 31 декабря 2020 года собственных акций не применяется. При этом до реализации процедуры необходимо убедиться, что устав ПАО предусматривает право ПАО приобретать собственные акции.

    По итогам приобретения собственных акций по упрощенной процедуре ПАО будет обязано направить в Банк России в электронном виде соответствующее уведомление с приложением документов, подтверждающих соблюдение указанных выше условий.

  • Кроме того, Законом 115-ФЗ предусмотрен ряд иных изменений в корпоративное законодательство, в частности:

    • формирование советом директоров (наблюдательным советом) ПАО комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, перенесено на 1 января 2021 года;
    • продлен срок для принятия решения о публичном режиме для акционерных обществ, созданных до 1 сентября 2014 года, и имеющих в наименовании указание на публичность, но не имеющих при этом фактических признаков публичности: у таких компаний будет возможность до 1 января 2021 года либо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования указания на статус публичного общества;
    • для государственных компаний и корпораций, публично-правовых компаний (ВЭБ.РФ, Агентство по страхованию вкладов и пр.) введены определенные единые требования к содержанию годовых отчетов. Предусмотрено, что они должны включать, в частности информацию о реализации кадровой политики, отчет о выполнении стратегии развития, о достижении ключевых показателей эффективности деятельности.

Авторы: Денис Шаклеин Анна Евланова Мария Пинаева 

  • 1 Федеральный закон от 7 апреля 2020 года № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – «Закон 115-ФЗ») 2 Информация Банка России от 13 апреля 2020 года «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в 2020 году». 3 А именно п. п. 4-5, 7-8 ст. 72 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — «Закон об АО»).

Проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

  • Опубликован
  • на официальном сайте Министерства юстиции РФ:
  • http://minjust.ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy

I. Общие положения

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (далее – государственная программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. III), ст. 2158), приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. Целью государственной программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.

Подпрограммой 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций» (далее – подпрограмма 1) государственной программы предусмотрено решение следующих задач: упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи (далее – рынок); обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно.

В числе мер правового регулирования, необходимых для достижения целей подпрограммы 1, определено совершенствование нормативной правовой базы, в том числе путем принятия федерального закона, направленного на регулирование профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, которым будут внесены необходимые изменения в Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре). Также потребуется внесение изменений в процессуальное законодательство, законодательство о государственных и муниципальных закупках и ряд других законодательных актов.

Читайте также:  Можно ли отказаться от отчества? - Совет Юриста

При подготовке Концепции проанализировано актуальное состояние национального рынка юридических услуг; изучен зарубежный опыт правового регулирования данной сферы в различных юрисдикциях; идентифицированы проблемы, возникающие в связи с предоставлением юридических услуг (как у потребителей, так и у консультантов); проведен ретроспективный анализ законодательства, регулирующего данную сферу деятельности; определен комплекс мер по реформированию рынка в целях преодоления его негативных характеристик для повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг.

При подготовке Концепции в Министерстве юстиции Российской Федерации проведен ряд встреч с представителями профессионального юридического сообщества: российскими юридическими компаниями, филиалами, представительствами и дочерними компаниями международных юридических фирм, профильными средствами массовой информации, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Замечания, предложения и комментарии, высказанные в ходе встреч, в целом учтены при разработке Концепции. При ее подготовке принят во внимание зарубежный опыт в сфере регулирования предоставления юридических услуг.

Принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций и разрешения проблем, препятствующих эффективной реализации конституционных прав человекаи гражданина на доступ к правосудию.

II. Современное состояние рынка профессиональной юридической  помощи в Российской Федерации

2.1. Основные характеристики

Право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом, гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в силу ряда причин реализация этого права на сегодняшний день затруднена. В первую очередь это выражается в получении потребителями юридических услуг низкого качества.

До конца 1980-х годов система организации адвокатуры предусматривала наличие одной коллегии адвокатов в каждом регионе. Затем дополнительно начали создаваться и другие коллегии адвокатов, которые также имели право присваивать лицам, имеющим высшее юридическое образование, статус адвоката.

Наряду с этим юридические услуги стали оказывать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, что привело к формированию группы самостоятельных консультантов, не обладающих адвокатским статусом. Постепенно из последней группы консультантов возникли юридические фирмы.

Одновременно на российском рынке юридических услуг появились филиалы и представительства зарубежных юридических фирм. Таким образом, сфера профессиональной юридической помощи на протяжении более чем 20 лет развивалась стихийно в условиях минимального регулирования.

Подобное развитие рынка юридических услуг привело к тому, что преимуществами свободного регулирования воспользовались как юристы, опережавшие его развитие, чутко реагировавшие на возрастающие потребности в юридической помощи субъектов интенсивно развивающихся экономических отношений, так и те, кого привлекала в нерегулируемом правовом поле возможность избежать какого бы то ни было профессионального и этического контроля.

Согласно статистическим данным объем российского рынка правовых услуг является более чем значительным.

По данным Федеральной службы государственной статистики объем платных услуг населению по разделу «услуги правового характера» в 2014 году составил 88 миллиардов 641 миллион рублей, в 2015 – 96 миллиардов 497 миллиона рублей, в 2016 – 96 миллиардов 49 миллионов рублей.

При этом объем предложения юридических услуг постоянно растет, в том числе за счет увеличения числа его участников со стороны предложения.

Так, по данным, предоставленным Министерством образования и науки Российской Федерации, в 2014 году на бакалаврских программах по направлению «юриспруденция» обучалось 470043 студентов, по программе магистратуры – 26410 студентов; по программе специалитета – 98739 студентов; в 2015 году на бакалаврских программах – 466752 студентов, по программе магистратуры – 41968 студентов; по программе специалитета – 32234 студентов; в 2016 году на бакалаврских программах – 403347 студентов, по программе магистратуры – 59863 студентов; по программе специалитета – 1355 студентов.

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации по состоянию на конец 2016 года в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о 55376 не прекративших деятельность юридических лицах, указавших в качестве основного вида деятельности деятельность в области права (коды 69.1 и 69.

10 «Деятельность в области права» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДСЕ ред.2)).

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей числится 27206 не прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей, указавших в качестве основного вида деятельности деятельность в области права.

По данным Федеральной государственной информационной системы «Учет адвокатов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации», эксплуатацию которой осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации, по состоянию на 18.10.

2017 в реестре адвокатов субъектов Российской Федерации содержатся сведения о 73127 адвокатах с действующим статусом.

При этом по информации Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в 2016 году в России действовало 2960 коллегий адвокатов, 824 адвокатских бюро, 21823 адвокатских кабинета (не являются юридическими лицами), 199 юридических консультаций.

На основании существующих официальных статистических данных и показателей сделать достоверный вывод о количестве практикующих юристов, предоставляющих юридические услуги неограниченному числу лиц в нерегулируемом сегменте рынка, не представляется возможным.

Имеющиеся немногочисленные исследования по данному вопросу содержат значительные ограничения и также не претендуют на достоверность.

Так, в аналитическом обзоре Европейского университета в Санкт-Петербурге «Рынок юридических услуг в России: что говорит статистика», проведенном в 2016 году, при всей полноте исследования отмечены следующие ограничения, подтверждающие вывод о низком уровне транспарентности рынка: «Собранные данные имеют несколько существенных ограничений.

Во-первых, они позволяют говорить только о количестве юридических организаций, но не о количестве юристов. В статистику юридических лиц не попадают in-house юристы, то есть юрисконсульты, работающие в организациях и на предприятиях (как государственных, так и частных).

Кроме того, данные по количеству сотрудников, работающих в юридических организациях, нельзя считать полностью надежными, так как неизвестно, какую долю из них составляет административный персонал, а также сколько юристов работают по договору оказания услуг (то есть, не числятся в штате). Во-вторых, организация, вставшая на учёт под первичным кодом экономической деятельности 69.10, со временем может переключиться на другой вид услуг, и в базе это не отразится»[1].

Фрагментация рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации предопределена историческими особенностями его формирования.

Разнообразие организационных форм юридического консультирования связано с тем, что правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования.

2.2. Проблемы рынка профессиональной юридической помощи и недостатки правового регулирования адвокатской деятельности

  1. Сектор юридических услуг в России представлен двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию:
  2. 1) адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре;
  3. 2) иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц, в частности:
  4. — юридические лица в форме коммерческих организаций (как правило, общества с ограниченной ответственностью) и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, основными и дополнительными видами деятельности которых является оказание юридических услуг;
  5. — филиалы и представительства международных юридических фирм;
  6. — юристы, оказывающие правовые услуги в составе некоммерческих организаций и общественных объединений;
  7. — иные лица, основным или дополнительным видом деятельности которых является предоставление юридических услуг.
  8. В качестве отдельной категории следует выделить корпоративных юристов, то есть лиц, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (или других структурных подразделений) компаний, а также патентных поверенных, нотариусов, аудиторов, государственных служащих.

Важно отметить, что только адвокатская деятельность имеет установленные Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (далее – Кодекс), требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены.

В отчете миссии Международной комиссии юристов за 2015 год отмечено: «Тот факт, что большинство юристов в России действуют за рамками какой-либо системы самоуправления (будь то адвокатура или иная независимая параллельная структура), означает, что российская правовая система во многом полагается на лиц, которые не подчиняются требованиям кодекса этики и дисциплинарной системы. Следовательно, многие люди, которые обращаются к ним, чтобы получить доступ к правосудию, в том числе добиться исправления нарушенных прав человека, не смогут привлечь своих юридических представителей к ответственности, если обнаружат, что они проявляют некомпетентность, халатность или коррумпированность при ведении их дела»[2].

За 2015 и 2016 годы только центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.

2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», было рассмотрено более 1000 жалоб и заявлений граждан, связанных с предоставлением юридических услуг ненадлежащего качества лицами, не обладающими статусом адвоката.

Статистика демонстрирует, что значительное число таких граждан являются малоимущими, пенсионерами, инвалидами, относятся к иным социально незащищенным категориям граждан. Известны случаи, когда для оплаты услуг юристов такие граждане вынуждены были обращаться в кредитные учреждения.

Большинство жалоб содержит информацию о получении юристами денежного вознаграждения с последующим недобросовестным исполнением (или неисполнением) принятых на себя обязательств и отказом возвращать денежные средства.

Анализ обращений показывает, что в ряде случаев при отсутствии оснований для перенаправления таких обращений в правоохранительные органы, единственным доступным способом защиты гражданами своих прав является подача гражданского иска в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем временный характер осуществления деятельности конкретных юридических лиц, от имени которых оказываются услуги, в совокупности с отсутствием у них какого-либо имущества и иных активов, а также обязательного страхования ответственности перед клиентами сводят к минимуму возможность граждан компенсировать понесенные ими потери.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *