Посещение школы полного дня — Совет Юриста

Вопрос о том, имеет ли общеобразовательное учреждение правомочия не пускать родителей в школу, волнует многих. Раньше такой проблемы не возникало, поэтому родственники учеников могли беспрепятственно заходить в школу и даже беседовать с преподавательским составом.

Сейчас ситуация существенно изменилась: на входе родителей встречает пост охраны, и сотрудник ЧОП не пропускает даже в вестибюль. Учитывая, что речь идёт о безопасности детей, такие меры вполне оправданы и понятны. Насколько такой запрет соответствует букве закона, попробуем разобраться вместе.

Нормативно-правовая база

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаВсё, что касается школ и других общеобразовательных учреждений, регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании на территории РФ», принятым к исполнению 29 декабря 2012 года. Здесь содержится полная и подробная информация о самой форме образования, включая права и обязанности школ и родителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Права родителей

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаИсчерпывающий перечень того, на что родители имеют право, содержится в положениях статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Пройдёмся по пунктам:

  1. Родители, наряду с законными представителями, обладают преимущественными правами на обучение и воспитание ребёнка;
  2. Органы государственной власти, муниципалитеты и образовательные учреждения оказывают помощь в воспитании, развитии персональных способностей, укреплении физического и психического здоровья.

Пункт 3 рассматриваемой статьи конкретизирует права родителей и законных представителей. В частности, сюда относятся права:

  • выбора формы получения образования и обучения с учётом мнения несовершеннолетнего и рекомендаций психолого-медико-преподавательской комиссии;
  • дать дошкольное, начальное, основное и среднее образование в семье;
  • знакомиться с уставом, лицензией, свидетельством госаккредитации, учебной программой и другими документами, связанными с деятельностью общеобразовательной организации;
  • знакомиться с методологиями получения образования и следить за успеваемостью ребёнка;
  • защищать интересы учащихся;
  • получать информацию обо всех видах обследования, выражать согласие или отказываться от их проведения;
  • присутствовать при обследовании ребёнка.

Отсюда следует, что приоритетные права сохраняются за родителями, школы выполняют лишь вспомогательную функцию.

Разумеется, в законе не прописано право на беспрепятственное посещение родителями или опекунами учебных заведений, но содержится ряд предпосылок к этому.

Например, никто не может запретить родителю ребёнка посетить школу, чтобы справиться об оценках или поприсутствовать при проведении медосмотра. Это будет расцениваться, как прямое нарушение действующего законодательства.

Однако, помимо прав, у родителей имеются и обязанности:

  • обеспечить ребёнку получение общего образования;
  • соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения;
  • уважительно относиться к чести и достоинству учащихся, а также работников образовательной организации.

Именно второй пункт этого списка не даёт родителям беспрепятственно разгуливать по школьным коридорам. Внутренний устав и регламент общеобразовательного учреждения обычно направлены на организацию учебного процесса, которому родители могут помешать.

Важно! Оптимальным вариантом будет ознакомиться с уставом школы, чтобы узнать порядок посещаемости, и уточнить формулировку, налагающую ограничение. Жёсткий запрет на посещение школы родителями администрация установит не может, поэтому в правилах внутреннего распорядка наверняка имеются компромиссные решения.

Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Особые условия

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаЕсли обратиться к статье 28 ФЗ № 273-ФЗ, можно узнать о правах, компетенции, обязанностях и ответственности образовательных учреждений.

Касаемо вопроса о запрете на посещаемость, здесь можно выделить три ключевых момента:

  • пункт 1 рассматриваемой статьи: образовательные организации автономны, что наделяет их правом принимать локальные нормативно-правовые акты, если они не противоречат действующему законодательству РФ;
  • пункт 2 пп.19: содействие родителей, в том числе, законных представителей деятельности образовательной организации;
  • пункт 6 пп.3: соблюдать права и свободы учащихся, родителей и законных представителей, сотрудников.

Отсюда следует, что несмотря на устанавливаемые запреты и ограничения, родители могут посещать школу в любое время, если это необходимо для участия в воспитательно-образовательном процессе. Просто этот порядок нужно согласовать с администрацией учебного заведения.

Пункт 7 рассматриваемой статьи гласит, что за нарушение свобод учащихся или родителей, ненадлежащее исполнение функций, относящихся к компетенции образовательного учреждения, должностные лица привлекаются к административной ответственности. Поэтому во всём, что касается интересов учащихся, руководство школы всегда идёт навстречу родителям. Это касается и посещаемости общеобразовательного учреждения.

Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Может ли администрация школы устанавливать собственные правила посещаемости

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаДа, может. На это указывают статьи Федерального закона № 273-ФЗ:

  • ст. 28 — образовательные организации автономны, поэтому вправе самостоятельно регулировать образовательную, административную, экономическую и научную деятельность, принимать локально-нормативные акты;
  • ст. 30 — раскрывает суть локальных нормативных актов и указывает, что они должны учитывать мнение совета учащихся, родительского комитета и не противоречить действующему законодательству.

Поэтому если установленные ограничения на посещение школы не устраивают родителей, они вправе требовать внесения изменений в действующий устав. В любом случае, полностью ограничивать доступ родителей в школу администрация общеобразовательного учреждения не имеет права. Это считается прямым ущемление прав и свобод родителей, а также законных представителей.

Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»

Как поступить родителям, если охрана не пускает в школу

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаЕсли сотрудник ЧОП действует корректно и вежливо объясняет, что посторонним вход на территорию школы воспрещён, ситуацию лучше урегулировать мирным путём. В своих действиях охрана руководствуется внутренним уставом школы, который ограничивает беспрепятственный доступ посторонних внутрь учебных корпусов. С точки зрения сотрудника, пытающийся пройти родитель является именно посторонним.

Разрешить конфликтную ситуацию поможет вызов на пост охраны классного руководителя ребёнка или представителей руководства школы. Если родитель пришёл по учебным вопросам, например, справиться об успеваемости ребёнка, никто не может запретить ему это сделать.

Если родитель считает свои права ущемлёнными, ом может составить жалобу в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

Вопросами, связанными с нарушениями в сфере образования, занимаются:

  1. РОНО;
  2. ГорОНО;
  3. Отдел образования;
  4. Департамент образования.

Если речь идёт о нарушении санитарно-гигиенических норм, добровольно-принудительных поборах, жаловаться нужно в Роспотребнадзор. На неправомерные действия со стороны сотрудника охраны: схватил, нагрубил, оттолкнул — в прокуратуру.

Во всех случаях, заполняется претензия по идентичной схеме:

  • кому и от кого;
  • название: жалоба или претензия;
  • суть обращения: детально излагается проблема, например, администрация школы и охрана не пускают внутрь, что нарушает права заявителя;
  • требование: о принятии мер и привлечении виновных к ответственности;
  • дата и подпись.

Скачать пример жалобы

Важно! Решение по таким обращениям выносится в течение 30 дней.

Как зайти в класс к ребёнку

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаВо-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

Кроме этого, наверняка потребуются бахилы или сменная обувь, без которых родителя вполне могут не пустить в школу, если это условие предусмотрено правилами внутреннего распорядка.

Защита интересов

Посещение школы полного дня - Совет ЮристаСогласно статье 45 «Закона об образовании», родители имеют право отстаивать свои интересы следующими способами:

  • направлять обращения о применении дисциплинарно-взыскательных мер к работникам, нарушающим права родителей или учащихся;
  • обращаться в комиссии по урегулированию споров;
  • защищать свои права любыми способами не противоречащими действующим законам.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 45 Федерального закона № 273-ФЗ «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Важно! Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению для всех участников образовательных отношений.
Видео о том, мешает ли родителям усиленные меры безопасности в тульских школах

Альтернативное образование: учись когда хочешь

Ходить в школу только на любимые уроки — это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу.

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева — автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

— Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка.

Читайте также:  Увольнение при сокращении штатов - Совет Юриста

Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок — «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии — в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

— Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

— В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности.

Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики.

Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

— Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

— Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273.

Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день.

Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе.

А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо — никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

— Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

— За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь — это здоровье детей. Во вторую — качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса — все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга — дети в средней школе теряют интерес к учебе.

И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу.

Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

— А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

— Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас.

Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти.

А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова.

Владимир Иванович Жохов — заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе.

Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

— Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за квартиру в 2021 году - совет юриста

— В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу.

И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии.

Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

— Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

— По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет — хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

— Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

— Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!».

Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам.

Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О силе привычки

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная — как у всех».

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 Посещение школы полного дня - Совет Юриста

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

  • В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
  • В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
  • Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Посещение школы полного дня - Совет Юриста

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Читайте также:  Изменение сроков рассмотрения эмиссионных документов - совет юриста

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер.

Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки.

Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст.

47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

  1. Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.
  2. Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            
  3.  Посещение школы полного дня - Совет Юриста

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК).

Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем.

Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

школа полного дня | Дети | Школы, Олимпиады, Вузы

Открыть тему в окнах

  • объясните как это? я не смогу забрать ребенка раньше 18????раньше были уроки и после многие оставались на продленку,родители забирали в любое время.а сейчас такого нет?
  • Да можно Просто продленку не учитель ведет,а отдельная воспитательница И заявление нужно писать по каким дням во сколько будете забирать. Ну у нас так.
  • у нас школа полного дня,забираем кому как удобно и нужно, продленку ведет учительница наша у нашего класса,хотя директор на собрании выступал категорически- мол школа полного дня,дети должны быть полный день в школе,хорошо наша учительница так не считает.
  • От школы зависит. Если школа только формально «полного дня», то-как выше пишут, а если там все серьезно-то да, не можете. У моих друзей дети в такой школе, не до 6-ти, коенчно, но раньше 4-х забрать ребенка нельзя, т.к. часть уроков во 2 половине дня, после обеда и прогулки.
  • В нашей школе объяснили, что детей категорически нельзя забрать до обеда (т.е. фактически до часа дня). Дальше очень желательно всем оставаться до 15.00 (до этого времени с детьми остается их учитель, гуляет с ними, потом они делают уроки). А с 15.00 начинаются всякие кружки, кто не ходит на кружки, остается просто с воспитателями, и с этого же времени можно забирать детей (только надо писать заявление с указанием времени, когда вы будете забирать ребенка и указать причину — например, у вас дополнительные занятия вне школы). Официально школа работает до 18.00. Как нам пояснили, забрать ребенка с 13.00 до 15.00 в принципе тоже можно, но только в такой ситуации свой ранний уход не надо афишировать) У моих знакомых, которые ходят в другую школу (но тоже полного дня) ситуация полностью аналогичная.
  • У нас просто пишется заявление по дням недели, когда ребенку нужно уйти и во сколько, но у нас хитро придумали, вместо одного урока динамическая пауза, когда гуляют на улице или ходят в кружки различные, по этому самое раннее ребенок заканчивает в 16-15 (по крайней мере 6-ой класс). Вся эта беда 6 классов включительно, потом без динамической паузы. У Вас наверное только ввели «полный день», вот и пыжаться.
  • да…везде по разному…как поняла договориться можно,но не всегда…про 781 новогиреево никто не знает?)))ВСЕМ СПАСИБО ЗА ОТКЛИКИ
  • а разве динамические паузы есть в классах кроме первых?
  • ну если будут уроки после обеда, будем позднее забирать, но у нас 1 класс максимально 5 уроков ,1 после обеда
  • У нас 6 лет включительно.
  • ну, у нас 1 класс, по 5-6 уроков, но до 15ч уроков
  • Наша школа тоже школа полного дня. Вчера на собрании сказали что детей оставлять, т.к. в 3-4 часа у них будут занятия по хореографии, ритмика, хор и т.д. И что это обязательные уроки.Я конечно не в восторге, я думал что первый год (1-ый класс) буду забирать ребёнка после обеда, и не хотела оставлять в продлёнке. А со 2-го отдала бы. т.к. собираюсь на работу выходить.
  • Просто, вы как и многие родители, не поняли разницы между просто школой с продленкой и школой полного дня. А это РАЗНЫЕ вещи.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *