Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство — Совет Юриста

Своевременное обращение в государственные органы для получения льгот способно несколько облегчить финансовое бремя людей с инвалидностью. Например, для инвалидов в РФ предусмотрены налоговые льготы. Стоит знать все нюансы, связанные с их перечнем, процедурой оформления и условиями, соблюдение которых дает дополнительные социальные гарантии.

Основания для получения статуса «инвалид» регламентируются статьей 1 закона № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет Юриста

От каких налогов освобождаются инвалиды?

Инвалиды, имеющие 1 и 2 группу, могут получить льготы по следующим видам налогов:

  • НДФЛ;
  • на имущество;
  • на транспорт;
  • на землю.

Получение инвалидами налоговых льгот определяется федеральным законодательством. Налоговым кодексом регламентируются основания для предоставления соответствующих льгот (ст.

17), регулируется их использование на федеральном, региональном, местном уровнях (ст. 56). Представительным органам муниципалитетов и субъектам РФ (ст.

387) дается возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении льгот.

Совет

В зависимости от объема местного бюджета в одних регионах льготы могут носить расширенный характер, в других – ограниченный. Точную информацию по каждой территории можно узнать на государственном портале https://www.nalog.ru.

Федеральный закон «О налоге на имущество физических лиц» определяет нюансы назначения льготы на имущество.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет Юриста

Ндфл для инвалидов

Инвалидам, имеющим доходы, Налоговый кодекс РФ дает возможность воспользоваться льготами по налогообложению (доходы освобождаются от НДФЛ (ст. 217) либо предоставляются стандартные налоговые вычеты (ст. 218) — за каждый месяц, включенный в период налоговых расчетов, в объеме 500 рублей (ст. 210, 224 НК)).

Не облагаются налогом государственные пособия, компенсации, пенсии, выплаты, полагающиеся инвалидам.

Согласно статье 217 НК, для инвалидов 1 и 2 групп не подлежит обложению НДФЛ уплаченная стоимость:

  • путевок в учреждения санаторного, курортного и оздоровительного типа, находящиеся на территории России (исключение составляют туристические путевки);
  • медицинской помощи, оплаченной обществом инвалидов;
  • технических средств, которые необходимы для профилактических и реабилитационных целей (в эту стоимость могут входить расходы, необходимые для приобретения и содержания собаки-поводыря);
  • материальной помощи, которая оказана работодателем работнику (в том числе бывшему), ушедшему на заслуженный отдых по инвалидности/возрасту, или обществом инвалидов;
  • назначенных лечащим врачом медикаментов, которые работодатель приобрел для инвалида по назначению лечащего врача (покупку требуется подтвердить документально).

При этом объем материальной помощи и стоимость лекарственных средств не должны превышать 4 тыс. рублей.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет Юриста

Освобождение от имущественного налога

Основные льготы для физлиц по имущественному налогу устанавливаются статьями 399 и 407 НК РФ. Имущественный вычет, составляющий 13% стоимости проданного/приобретенного имущества в пределах 2 млн рублей, предоставляется инвалидам наравне со всеми гражданами РФ. Налоговые ставки определяются суммарной инвентаризационной стоимостью помещений.

Инвалиды с установленной 1 и 2 группой Налоговым Кодексом (ст. 407) освобождены от уплаты налога на недвижимость, в том числе:

  • хозяйственное строение, помещение, сооружение;
  • жилой дом;
  • квартиру / комнату;
  • гараж / место для машины.

Инвалид должен являться собственником объекта налогообложения, а сам объект не должен использоваться для предпринимательских целей. Льготное налогообложение предоставляется только по одному объекту каждого вида. Если в собственности находится нескольких объектов одного вида, необходимо сделать выбор, в отношении какого имущества будет применяться налогообложение на льготных основаниях.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет Юриста

Льготы по земельному налогу

Налог на землю входит в категорию местных налогов, регулируется муниципальными органами самоуправления и обязателен к уплате на территории муниципалитета. Местная администрация самостоятельно определяет, кто имеет право на получение льгот на землю. Однако для инвалидов налоговое послабление предусмотрено непосредственно НК РФ (ст. 391) с учетом следующего:

  • земельный участок является собственностью инвалида или находится у него в бессрочном пользовании (при этом группа инвалидности должна быть установлена до 01.01.2004);
  • размер уменьшения налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости) составляет 10 тыс. рублей — это сумма, которая не облагается налогом;
  • налогооблагаемая база исчисляемого земельного налога может быть уменьшена в отношении только одного участка.
  • Если у налогоплательщика в собственности более одного участка, выбор в пользу одного из них для налогового вычета делает сам владелец.
  • Категория земель и местоположение участка не имеют значения, однако земельный надел не должен находиться в собственности садоводческих или дачных объединений, кооперативов, использоваться в предпринимательских целях, для строительства многоквартирных домов.
  • Если на земельном участке расположен дом или квартира, то льгота предоставляется только в том случае, когда собственник участка имеет в данном жилом фонде постоянную регистрацию.

Совет

Информацию о выбранном объекте для предоставления льготы по имущественному или земельному налогу необходимо предоставить налоговым органам не позднее 1 ноября года, входящего в налоговый период.

После этой даты изменить объект, подлежащий льготному налогообложению, нельзя.

Если налогоплательщик не предоставит информацию о сделанном выборе, льготу начислят в отношении того объекта, который имеет наибольшую исчисленную сумму налога.

Льготы по транспортному налогу

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаПраво на льготы по уплате транспортного налога имеют граждане, категории которых определены региональным законодательством (НК, ст. 356). На всей территории РФ от уплаты освобожден принадлежащий инвалидам транспорт (легковой, мощность – не больше 100 л. с.), оснащенный специализированными  конструкциями и приспособлениями, без которых управление автомобилем невозможно. Такие ТС приобретаются в результате обращения в органы соцзащиты.

Если автомобиль приобретен инвалидом самостоятельно, можно рассчитывать на снижение транспортного налога только в том случае, если льгота предусмотрена на региональном уровне, так как этот вид сборов входит в перечень региональных. Размер и условия получения послаблений по транспортному налогообложению в разных регионах сильно отличаются. В связи с этим за актуальной информацией по данному вопросу следует обращаться в территориальные подразделения ФНС.

Полностью или частично инвалиды освобождены от транспортного сбора в отношении одного из имеющихся в собственности автомобилей в целом ряде регионов.

Стопроцентное освобождение от налога получили инвалиды на автомобили, мощность которых не превышает определенного количества лошадиных сил:

  • 100 л. с. — в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Московской, Ростовской, Самарской, Иркутской областях;
  • 120 л. с. – в Воронеже;
  • 150 л. с. – в Санкт-Петербурге, Саратове, Свердловской и Челябинской областях, Дагестане, Башкортостане;
  • 200 л. с. – в Москве.

Не ограничена мощность автомобиля при полном освобождении от уплаты налога в Адыгее, Ставропольском крае, Липецке.

75%-я льгота предоставлена во Владимире на ТС с мощностью двигателя до 150 л.с.

Льгота по транспортному налогообложению назначается, если владелец автомобиля обратился в ФНС с соответствующим заявлением, указал марку и госномер машины, предоставил необходимые документы. Без личного обращения гражданам, имеющим право на льготу, она не предоставляется.

Как оформить налоговые льготы?

Налоговые льготы назначаются при обращении в налоговую инспекцию. Для этого подается заявление с приложением необходимых документов. Сделать это можно одним из следующих  способов:

  • в личном кабинете на портале налоговой службы;
  • отправив письмо с описью по почте;
  • лично в налоговом органе по месту проживания;
  • через лицо, действующее на основании заверенной у нотариуса доверенности.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаНачисление налоговых льгот производится, если предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • оригинал и копия паспорта, справки об инвалидности, пенсионного удостоверения;
  • трудовая книжка (если она имеется);
  • справка о составе семьи.

Важно!

Перечень документов в разных регионах может отличаться. При обращении в налоговый орган следует заранее уточнить список официальных бумаг, которые нужно предоставить для начисления льготы.

Форму и порядок составления заявления, а также формат его направления в налоговый орган утверждает орган исполнительной власти федерального уровня. В январе 2020 года введен в действие электронный формат заявления по образцу, разработанному ФНС.

Для оформления льготы налогоплательщику требуется только предоставить соответствующее заявление. Всю информацию о необходимых документах ФНС запросит самостоятельно в других ведомствах.

Только в случае невозможности получения необходимой информации из других источников налоговая служба может запросить у налогоплательщика необходимые документы.

Читайте также:  Оплата услуги "наем жилья" собственником квартиры - Совет Юриста

Льготы для инвалидов предпринимателей в 2021 году

Какие существуют льготы инвалидам-предпринимателям — этим вопросом задаются лица с ограниченными возможностями, которые хотят открыть свой бизнес. Законодатель предусмотрел некоторые особенности оформления индивидуального предпринимательства и льготные условия, которыми могут пользоваться инвалиды в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаКаждый человек стремится заработать себе на жизнь. К сожалению, не все работодатели готовы брать на работу людей с инвалидностью. Кроме того, с некоторыми заболеваниями в принципе противопоказано заниматься той или иной трудовой деятельностью.

Как выход из ситуации — это открыть свое предпринимательское дело, которое будет приносить человеку прибыль.

Лицо с ограниченными возможностями имеет право оформить на свое имя индивидуальное предпринимательство. При этом лицо должно знать, какие льготы положены ИП — инвалидам.

Для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя нужен совсем небольшой перечень документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление по форме Р21001;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (по желанию).

Госпошлина для открытия ИП составляет 800 рублей, квитанцию можно предоставить при подаче заявления или оплатить в течении 3 рабочих дней. Регистрация налоговым органом граждан в качестве ИП проводится в течении 3 рабочих дней и нужно понимать, что если во время работник налогового органа не увидит оплату госпошлины, в регистрации ИП будет отказано. Поэтому с оплатой лучше не затягивать.

В случае подачи заявления об открытии ИП лично, заявление подписывает гражданин при специалисте приема, во время сдачи документов.

В случае подачи заявления через представителя, подпись в заявлении должна быть заверена нотариально, нотариальной должна быть и доверенность представителя.

В случае, если оригинал паспорта заявителя не предоставляется возможным предоставить при подаче документов представителем, она также должна быть заверена нотариально. Представитель также должен предоставить оригинал документа, удостоверяющего его личность.

Сдать документы можно напрямую в налоговом органе по месту прописки физического лица (нужно уточнять, в каком отделении принимают документы) или в МФЦ (учитываем, что срок передачи документов от МФЦ в УФНС включается в срок регистрации ИП. Он может составлять от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от удаленности МФЦ и способа передачи документов).

Внимание! От уплаты госпошлины в данном случае, согласно налоговому кодексу, освобождаются только инвалиды Великой Отечественной войны.

Стартовый грант на открытие ИП

Для получения стартового гранта на открытие ИП нужно обратиться в Центр занятости населения. Удостовериться, что региональные власти поддерживают программу помощи и выделены субсидии на её реализацию. Обращение должно последовать непосредственно перед регистрацией физического лица в качестве ИП. Для рассмотрения кандидатуры будущий предприниматель должен:

  • встать на учет в ЦЗН;
  • написать заявление о желании участия в программе поддержки развития среднего и малого бизнеса;
  • предоставить бизнес-план.

Сумма выделяемая на эти цели в 2019 году составила 58 800 руб. Регистрация своего дела должна последовать незамедлительно после выдачи гранта. Через 12 месяцев после открытия ИП предприниматель должен отчитаться о ходе своей деятельности и проведенных работах.

Будущие предприниматели, имеющие инвалидность будут претендовать на получение гранта на общих основаниях. Каких-либо льгот за гражданами с ограниченными возможностями в данном случае не закреплено.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаСледующим шагом после открытия ИП будет решение о выборе системы налогообложения (если заявление не было вложено в пакет документов при регистрации).Необходимо подать в налоговый орган заявление, в котором лицо должно выбрать систему налогообложения.

ИП может выбрать любой вариант уплаты налогов, наиболее приемлемый для его бизнеса. В зависимости от того, чем планирует заниматься ИП (каким видом деятельности), можно выбрать:

  • общую систему налогообложения (ОСНО);
  • патентную систему налогообложения (ПСН);
  • единый налог на вменяемый доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенную систему налогообложения(УСН).

ИП имеющие инвалидность освобождены от уплаты НДС в случае, если размер выручки, полученной от продажи товаров или оказания услуг за 3 предшествующих последовательных месяца была менее 2 млн. руб. (ст. 145 НК РФ). Исключение составляют ИП:

  • использующие ЕСХН;
  • реализующие подакцизные товары.

Кроме того, предприниматели с инвалидностью могут рассчитывать на налоговый вычет при определении размера налоговой базы (п. 2 ч. 1 ст. 218 НК РФ) в размере 500-3000 рублей в каждом налоговом периоде. Сумма вычета зависит от категории инвалидность и от причин послуживших ее наступлению.

Так, например сумма налогового вычета в размере 3000 рублей положена:

  • лица, ставшие инвалидами в результате аварии на ПО «Маяк»;
  • лица, получившие инвалидность вследствии аварии на Чернобыльской АЭС;
  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, получившие инвалидность в результате контузии или увечья, полученного в результате защиты СССР, РФ или при исполнении обязанностей военной службы.

Налоговый вычет в размере 500 рублей в каждом налоговом периоде полагается:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и II группы.

Региональные власти могут предусматривать пониженные ставки для отдельных категорий граждан, по сравнению с общепринятыми, при исчислении единого налога. Такая льгота касается ИП использующих ЕНВД.

Льготы для ИП, имеющих инвалидность, использующих в своей деятельность УСН и ЕНВД не предусмотрены.

Страховые взносы

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаВсе инвалиды независимо от группы получают трудовую пенсию или социальные выплаты. В связи с этим данная категория освобождена от уплаты социальных взносов в фонд социального страхования, Пенсионный фонд.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами определен НК РФ и является исчерпывающим. Каких-либо льгот для ИП с инвалидностью налоговым законодательством не предусмотрено (ст. 422 НК РФ). Так, не подлежат обложению следующие выплаты:

  • государственные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • материальная помощь и т.д.

Также не предусмотрено и применение пониженных тарифов при исчислении страховых взносов для предпринимателей с ограниченными возможностями (ст.427 НК РФ).

Пониженные тарифы при исчислении страховых взносов вправе применять только ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и применяющие УСН (п. 5 ч. 1 ст. 427 НК РФ). Для предпринимателей-инвалидов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ст. 430 НК РФ преференции не установлены.

Иные льготы ИП

Льготы ИП инвалидам I и II групп положены при оплате госпошлины для Верховного и арбитражных судов. Например, если ИП является участником судебного процесса и подает иск для защиты своих прав. При подаче заявления в суд нет необходимости платить судебный сбор

(п. 2 ч. 2 ст. 433.37 НК РФ).

Также для инвалидов I и II групп, в том числе инвалидов-предпринимателей соответствующих групп предусмотрена скидка в размере 50% при оплате всех видов нотариальных действий (п.2 ст. 433.38 НК РФ).

Поскольку ИП в своей деятельности отвечают личным имуществом, то актуально напомнить о льготах при исчислении транспортного налога для лиц, имеющих инвалидность. Размер льготы и условия определяют региональные власти.

В Санкт-Петербурге от транспортного налога освобождены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, при этом мощность авто должна быть не более 150 л.с. В Крыму от уплаты транспортного налога освобождены только инвалиды ВОВ I и II групп.

Информацию по вашему региону можно получить обратившись в территориальное отделение ФНС.

Лица с ограниченными возможностями имеют право на получение бесплатного образования (в том числе и высшего). Учебные заведения создают квоты для инвалидов. Такие граждане имеют право на получение стипендии в период обучения.

Социальные привилегии

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство - Совет ЮристаЛьготные условия для данной категории предусмотрены в других сферах социальной и экономической жизни.

Так, лица с ограниченными возможностями:

  • Могут пользоваться общественным транспортом бесплатно;
  • Имеют право получать лекарства бесплатно;
  • Могут получать путевки в санатории (неработающие граждане — бесплатно, работающие — со скидкой 50%);
  • Могут использовать ежегодный оплачиваемый отпуск — 30 дней, и дополнительный бесплатный отпуск до 60 дней;
  • Оплачивают услуги ЖКХ по 50% скидке;
  • Имеют право на получение жилья;
  • Имеют право на обязательную долю в наследстве;
  • Инвалиды I и II групп освобождены от уплаты налога на имущество.

Внимание! Чтобы лицо могло воспользоваться своими правами и льготами, положенными по закону, необходимо предъявлять документ о присвоении группы инвалидности.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Видео о введении налоговых льгот для предпринимателей-инвалидов.

Уплата налогов инвалидом, имеющим частное производство | юристы | БОЛЬШОЕ ДЕЛО

Комментарий юриста:

Согласно Налоговому кодексу РФ для индивидуальных предпринимателей, которые имеют инвалидность, предусмотрен ряд льгот в зависимости от группы инвалидности.

Если индивидуальный предприниматель находится на общем режиме налогообложения, то налогоплательщик-инвалид может применять следующие льготы.

По налогу на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Подпункт 2 п. 1 ст. 218 НК РФ устанавливает налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 500 руб.

за каждый месяц налогового периода, который распространяется на налогоплательщиков — инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп.

Читайте также:  Расторжение договора аренды квартиры - Совет Юриста

Также инвалиды I, II и III групп могут при определенных условиях получить иные стандартные налоговые вычеты в соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ.

Также налогоплательщик — индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом, имеет право на получение:

  • социальных налоговых вычетов (например, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению и другие в соответствии со ст. 219 НК РФ);
  • имущественных налоговых вычетов (в соответствии со ст. 220 НК РФ).

Социальные и имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Льготы, которые предусмотрены в отношении уплаты государственной пошлины, применяются в случаях рассмотрения дел в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, истцами в которых являются инвалиды I и II групп (в соответствии с пп.

2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

  • Также инвалиды I и II групп освобождаются на 50% от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий по всем видам нотариальных действий.
  • Кроме этого, распространяется действие льгот при уплате государственной пошлины общего порядка.
  • Льготы в отношении уплаты транспортного налога индивидуальными предпринимателями, имеющими инвалидность, устанавливаются региональными властями.

Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Налоговая база по земельному налогу, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ, уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов I и II групп, инвалидов с детства.

Федеральный закон о введении налога для самозанятых (N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» ) Президент РФ подписал в ноябре 2018 года. Под эту категорию подпадали граждане, которые занимаются выполнением каких-либо работ для физических лиц с целью получения систематической прибыли. Это няни, фрилансеры, репетиторы, домашние кондитеры, портнихи на дому и т.д. При этом в законе отмечается, что самозанятые не состоят в трудовых отношениях с работодателем и сами, в отличие от ИП, не могут нанимать сотрудников. Для них предусмотрены льготы — налоговая ставка 4% и добровольная постановка на учет. Применение налога для «самозанятых» в Российской Федерации предусмотрено с 1 января 2019 г.

То есть гражданин может заниматься производством тротуарной плитки без оформления ИП, но при этом он не может нанимать работников на свое производство, а также реализовывать данную продукцию юридическим лицам, что в данном случае не выгодно с финансовой точки зрения.

Автор публикации: Духовский Дмитрий

Источник: pravo.rg.ru

  1. Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
  2. Офис в Орле: улица Максима Горького 47д телефон: +7 (800) 511-62-06
  3. Офис в Туле: проспект Ленина 57, офис 115 телефон: +7 (487) 244-05-20

О налоговом равноправии адвокатов

23 апреля 2020 г.

Допустима ли налоговая дискриминация организаций, оказывающих юридическую помощь в условиях пандемии?

В своих Разъяснениях от 10 апреля 2020 г. Комиссия АП Санкт-Петербурга по вопросам деятельности адвокатских кабинетов выявила проблему налоговой несправедливости, проявившейся в способах установления Правительством РФ мер налоговой поддержки в условиях пандемии коронавируса.

В условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительство РФ издало Постановление от 2 апреля 2020 г. № 409. Как следует из названия, оно предусматривает меры по обеспечению устойчивого развития экономики.

В числе таких мер – продление законных сроков уплаты налогов и сборов, сдачи налоговой отчетности, приостановление назначения и проведения выездных налоговых проверок, временное освобождение от налоговой и административной ответственности за несвоевременное представление истребованных документов.

По меткому замечанию члена Совета АП Московской области, управляющего партнера АБ «Пепеляев Групп» Сергея Пепеляева, государство не отказывается от налогов, а только переносит сроки их уплаты. Да и можно ли вполне назвать помощью налоговые меры: бизнес ничего не получает от государства, просто меньше отдает свое. Полезная мера поддержки, но не компенсация потерь[1].

Анализ Постановления говорит о том, что не все меры государственной поддержки распространяются на адвокатские образования и юридические компании.

Правительство диверсифицировало пользователей этих налоговых льгот.

В п.

1 Постановления очерчен круг пользователей максимального числа налоговых послаблений: это организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Их перечень утверждается Правительством РФ. Из такого перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, видно, что в восемь отраслей экономики, выбранных Правительством РФ, не попала сфера оказания юридических услуг.

В правилах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, утвержденных Постановлением, предусмотрено, что к заинтересованным лицам также могут быть отнесены стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ. Очевидно, что адвокатское образование или юридическая компания не имеет шансов попадания в этот список заинтересованных лиц.

В п.

3 Постановления перечислены налоговые послабления, которыми вправе воспользоваться все без исключения налогоплательщики. Это – продление сроков сдачи налоговой отчетности и пояснений в рамках контрольных налоговых мероприятий.

Такая диверсификация пользователей налоговых мер государственной поддержки порождает вопросы: насколько она законна и обоснованна?

О существе налоговой льготы

Согласно ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, меры, принятые Правительством в отношении всех налогоплательщиков, собственно льготой не являются. Они не дают им преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками.

Кроме того, такая мера, как отсрочка подачи налоговой отчетности, сама по себе никаких послаблений налогоплательщику не дает[2]. Срок уплаты налога не изменяется, значит платить придется, но без расчета (декларации).

Это может привести к ошибке в исчислении налога либо к недостоверности декларации, когда расчет будет подгоняться к размеру фактического платежа.

Что касается организаций и индивидуальных предпринимателей из восьми отраслей экономики, предусмотренных Постановлением Правительства РФ, то их право уплатить налог в более поздние периоды, безусловно, можно отнести к налоговой льготе (список законных льгот – не исчерпывающий). Такая льгота позволяет налогоплательщику рассчитаться с государством после завершения эпидемии, когда появится финансовый источник для таких выплат.

Законодатель, дополняя налоговые полномочия Правительства РФ в ст. 4 НК РФ[3], не скорректировал ст. 56 НК РФ (согласно ч. 3 которой льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом).

Но это не означает, что такая мера по обеспечению устойчивого развития экономики, как продление законных сроков уплаты налогов и сборов, не является по сути налоговой льготой.

Скорее, это обстоятельство можно отнести к законодательному пробелу, обусловленному дефицитом времени на системное изменение налогового закона.

Читайте также:  Как уменьшить размер уставного капитала ООО - Совет Юриста

О конституционных пределах дискреции законодателя

В ч. 1 ст. 56 НК РФ указано, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Конституционный Суд РФ, признавая широкую дискрецию законодателя по установлению налоговых льгот, определил конституционные принципы их установления:

– принцип равенства не по форме, а по сути: конституционный принцип равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) не должен пониматься как принцип «формального равенства»;

– принцип соразмерности налогового обременения: необходимость учета фактической способности к уплате налогов, соразмерного ограничения прав и свобод граждан (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

  • – принцип справедливости в социальном государстве (ст. 17 Конституции РФ): общеустановленное ограничение личных доходов граждан налогами может иметь отдельные исключения, обусловленные справедливым подходом к определению в каждом конкретном случае возможности гражданина уплатить тот или иной налог[4];
  • – налоговую льготу нужно оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса[5];
  • – принцип экономической нейтральности налогов, признание и защиты равным образом всех названных форм собственности (законодатель не вправе ставить освобождение от налогообложения аналогичных операций в зависимость от принадлежности имущества – предмета этих операций – в частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности)[6].
  • О налоговом равноправии

Принцип равенства налогообложения предполагает возложение на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени[7]. Принцип равного налогового бремени означает, что не допускается установление различных правил налогообложения при одинаковом содержании деятельности налогоплательщиков[8].

Различия в налогообложении должны иметь объективные основания[9].

Конституционный Суд РФ[10] и специалисты конституционного и налогового права считают, что принцип равноправия в налоговой сфере требует налогообложения, основанного на имущественном положения налогоплательщика, а не каких-либо иных признаках[11].

Из Постановлений Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 и от 3 апреля 2020 г. № 434 видно, что налоговые льготы предназначены для обеспечения устойчивого развития экономики и адресованы организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Может ли экономика развиваться устойчиво без юридического сопровождения бизнеса? Очевидно, нет.

Являются ли организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты и адвокатские образования заинтересованными лицами (лицами, пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции)? Очевидно, да.

Ухудшилось ли их имущественное положение так же (больше или меньше), как и у организаций и индивидуальных предпринимателей в сферах экономики, признанных Правительством РФ?[12]

Для ответа на этот вопрос следует проводить сравнительный анализ экономических последствий пандемии коронавируса для всех предприятий сравниваемых отраслей. Выбирая наиболее пострадавшие отрасли экономики, Правительство, очевидно, исходило из того, что они в большей степени утратили своих клиентов (их вознаграждения), чем другие. Но это обстоятельство зависит от многих факторов.

Например, от снижения клиентской активности в результате самоизоляции, от возможности услугодателей оказывать те же либо аналогичные услуги дистанционно, от запретов и ограничений на ведение определенной хозяйственной деятельности, установленных органами региональной и местной власти и т.д.

При наличии такого объема переменных любой достоверный экономический анализ будет затруднен либо невозможен.

В такой ситуации можно применить такой конституционный критерий установления налоговой льготы, как принцип поддержки государством налогоплательщиков для реализации общенационального интереса.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация – правовое государство (ст. 1), гарантирующее защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45). Он также гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Эти права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56).

Следовательно, в условиях пандемии коронавируса поддержка налогоплательщиков, обеспечивающих реализацию общенационального интереса (получение гражданами квалифицированной юридической помощи), – обязанность государства.

Устранить необоснованную налоговую дискриминацию

Налоговый кодекс РФ предусмотрел для Правительства РФ дополнительные налоговые полномочия, имеющие определенный срок действия – 2020 г., при этом не изменил принцип верховенства федерального закона над подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст.

6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом (подп. 6) или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса (подп. 9), такое несоответствие устанавливается судом (п. 2, 3 ст. 6).

Запрет на налоговую дискриминацию установлен п. 2 ст. 3 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г.

№ 409 предоставлена отсрочка в уплате налогов на 6 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, а также адвокатские образования не признаны таковыми.

В условиях, когда налоговые режимы аналогичных налогоплательщиков одинаковы, а экономические трудности, с которыми они столкнулись, – схожие, имеются основания для вывода об их необоснованной налоговой дискриминации Правительством РФ.

Это касается адвокатских образований, а также оказывающих юридические услуги организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, как представляется, имеются правовые основания для корректировки указанных Постановлений Правительства РФ с целью устранить дискриминацию указанных категорий налогоплательщиков.

[1] См.: Пепеляев С. Концепция «На троих» // Ведомости. 2020 г. 17 апр.

[2] За исключением случаев, когда уплата налога либо авансового платежа по закону привязана к сроку подачи налоговой декларации (см., например, налог на прибыль, ст. 287, УСН 346.21 НК РФ).

[3] В соответствии с подп. б) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 4 Кодекса дополнена пунктом 3, предусматривающим дополнительные полномочия Правительства РФ в 2020 г.

издавать нормативные правовые акты в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. (включительно), в частности, на запрет и приостановление мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов и представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

[4] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П.

[5] Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

[6] Определение КС РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.

[7] Определение КС РФ от 14 июля 2011 г. № 949-О-О.

[8] Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[9] Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О.

[10] См., например: Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[11] См.: Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Учебное пособие. М., ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 319.

[12] Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *