Действие прав международного образца в России — Совет Юриста

В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.

Что такое международные водительские права

Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Для чего нужно международное водительское удостоверение

Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт. 

Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.

Также читайте: Как выглядят международные водительские права

В каких странах требуют международные права

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.

В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.

Сегодня международные права признают в:

  • Доминикане;
  • Египте;
  • Индии;
  • Камбодже;
  • Китае;
  • Кипре;
  • Нидерландах;
  • США;
  • Тунисе;
  • Турции и др.

С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.

Также читайте: Как получить международные водительские права

При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.

Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.

Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.

ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.

Также читайте: Можно ли получить права в другом городе

Международные права и популярные для отдыха страны

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…

По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.

В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.

На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно. 

На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят  международные права.

Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода.

А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.

Также читайте: Как получить права на мотоцикл

С чем можно столкнуться на практике

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.

Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.

Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.

Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.

Также читайте: Документы для получения водительских прав

Советы

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:

  • Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
  • Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
  • Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.

Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».

Как и где оформить международное удостоверение

Для оформления прав нужны всего пять документов:

  • российский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • российские водительские права;
  • квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
  • фотография.

С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».

Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.

Также читайте: Как через Госуслуги записаться на получение прав

Что будет, если не сделать международные права

Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают  национальные права.

Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.

Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.

Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге. Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля.

Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Также читайте: Как получить водительское удостоверение через МФЦ

Юрист-международник

Продолжаем серию интервью с экспертами в области права и экономики. Они рассказывают о профилях подготовки (для бакалавриата), специализациях (для специалитета), видах профессиональной деятельности (для магистратуры), помогают студентам выбрать направление в профессии.

На этот раз мы узнали о профессии юриста-международника.

Чем он занимается и как им стать, мы спросили у директора Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, профессора, доктора юридических наук Игоря Вячеславовича Левакина.

КонсультантПлюс: Расскажите о специализации международное право в юриспруденции. В чем ее особенность?

И.В.

Левакин: Юрист-международник — специалист с высшим юридическим образованием, знающий один или несколько иностранных языков и применяющий свои знания при ведении юридической деятельности.

Интерес к профессии юриста-международника, осуществляющего, например, правовое обеспечение внешнеэкономической, дипломатической и т.п.

деятельности, в условиях современных глобализационных процессов существенно возрос, а образовательные программы по юриспруденции, ориентированные на изучение международного права и практики его применения, являются наиболее востребованными.

Однако, как показывает опыт нашего института и других учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров в этой области, реализация таких образовательных программ представляет собой довольно сложный процесс. Так, международно-правовая направленность юридических образовательных программ предполагает:

  • Действие прав международного образца в России - Совет Юристауглубленное изучение студентами различных отраслей и институтов международного права;
  • углубленное изучение зарубежного законодательства;
  • развитие навыков сравнительно-правового анализа источников международного, зарубежного и внутригосударственного права;
  • подготовку к участию в международных мероприятиях для обеспечения интересов российского государства и бизнеса в политико-правовой и внешнеэкономической сферах;
  • овладение как минимум двумя иностранными языками на уровне профессионального общения в сфере юриспруденции;
  • подготовку выпускных квалификационных работ по актуальным проблемам международного права;
  • прохождение производственной практики в организациях, осуществляющих международно-правовую деятельность;
  • консультирование в ходе учебного процесса у видных юристов-международников и зарубежных специалистов;
  • изучение ряда дисциплин на иностранных языках. 
Читайте также:  Как объединить 2 комнаты в квартиру, если они имеют общий кадастровый номер - Совет Юриста

КонсультантПлюс: Расскажите об этой профессии. Что должен знать юрист в области международного права, какими навыками обладать? Может ли такой юрист работать в других сферах или он может реализоваться только в этой узкой специализации?

И.В.

Левакин: Юрист в области международного права — юрист-универсал. В его активе, как уже отмечалось, должны быть фундаментальные знания в области российского национального права, он должен знать международное частное и публичное право, ориентироваться в правовых системах зарубежных государств.

Только такие знания позволяют понять взаимодействие субъектов международного права (государств, международных организаций, корпораций и т.д.). Важной составляющей этой профессии является знание иностранных языков.

МГЛУ — широко известный в России и за ее пределами лингвистический вуз, предлагающий программу обучения, в которую входит изучение на уровне соответствующих международных сертификатов двух и более иностранных языков, среди которых обязательным является английский язык.

Юристы-международники могут работать в государственных органах, межгосударственных и коммерческих организациях, осуществляя свою деятельность с иностранными контрагентами на территории нашей страны и за ее пределами.

Выпускники нашего института получают диплом государственного образца в области юриспруденции и, соответственно, могут работать не только в сфере международного права, но и на любых должностях, где требуется квалификация юриста.

КонсультантПлюс: Студентам будет полезно узнать, чем конкретно занимается юрист по международному праву? Как строится его рабочий день? Какие в этой профессии есть плюсы и минусы?

И.В.

Левакин: В зависимости от сферы деятельности организации или компании юрист-международник может заниматься правотворческой деятельностью, быть юрисконсультом, представлять интересы в российских и иностранных судах, заниматься научной или педагогической деятельностью.

Профессия юриста-международника так же многообразна, как многообразна международная деятельность. Структура рабочего дня юриста-международника зависит не столько от специфики профессии, сколько от его конкретной должности и требований организации, в которой он работает.

Однако можно сказать совершенно точно, что рабочий день бывает загружен очень сильно, что, в свою очередь, компенсируется достаточно высокой заработной платой.

КонсультантПлюс: Насколько сегодня востребованы юристы-международники и где они могут быть востребованы в будущем?

И.В.

Левакин: Спрос на высококвалифицированных юристов-международников высок (повторяю, на высококвалифицированных) и будет только расти. Это объективная реальность, ибо характерной чертой социально-экономических отношений в ХХI в. является процесс глобализации, как к ней не относись, процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

КонсультантПлюс: Какие факторы формируют успешного юриста в области международного права? Сколько времени требуется для этого?

И.В.

Левакин: Сложно ответить на этот вопрос, поскольку должна быть внутренняя глубинная мотивация у каждого человека, если хотите, призвание. Человек сам себе отвечает на вопрос, ради чего он выбирает ту или иную профессию, чего он хочет добиться. Дальше — проще. Есть набор компетенций, которые необходимы для того, чтобы стать успешным юристом-международником.

Наша задача, задача института — помочь реализовать тот потенциал, который есть у студента, и помочь ему развить личностные способности, чтобы решать определенный набор профессиональных задач.

Обучение по программе бакалавриата с профилем «международно-правовая деятельность» занимает 4 года, программа специалитета с международно-правовой специализацией рассчитана на 5-летний срок обучения, а магистратуры «международное правосудие» — на 2 года. Обучение предусматривает как теоретический цикл, так и практику — учебную, производственную, преддипломную.

Далее выпускник пробует себя на практической работе, и здесь временной интервал определить сложнее, ибо карьерный рост выражается в замещении новых должностей и те, в свою очередь, требуют дальнейшего обучения и повышения квалификации.   

КонсультантПлюс: Расскажите об обучении студентов в вашем вузе по этому направлению, какие дисциплины они изучают?

И.В.

Левакин: В Институте международного права и правосудия МГЛУ подготовка юристов-международников осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ дисциплин по направлению подготовки «Юриспруденция» и специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Международно-правовой уклон в реализации учебных задач обеспечивается в основном за счет соответствующего набора учебных дисциплин. 

  • Например, бакалавры, обучающиеся на профиле «международно-правовая деятельность», помимо международного публичного права изучают и такие дисциплины, как основные правовые системы современности, история государства и права зарубежных стран, конституционное право зарубежных стран, коммерческое право зарубежных стран, международные институты по защите прав человека, международное экономическое право, международное правосудие, дипломатическое и консульское право, право международных договоров, международное частное право, международный коммерческий арбитраж.
  • Обучение по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» предполагает изучение следующих дисциплин: международное право, история государства и права зарубежных стран, конституционное право зарубежных стран, право Европейского союза, международное уголовное право, право международных договоров, дипломатическое и консульское право, актуальные проблемы международного права.
  • В магистратуре «Международное правосудие» предусмотрено изучение таких дисциплин: Европейский суд по правам человека, Суд Евразийского экономического союза, Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Суд Европейского союза, Экономический суд СНГ, Международный арбитраж, Международный трибунал по морскому праву и др.

КонсультантПлюс: Рекомендуете ли вы в процессе обучения будущим юристам обращаться к КонсультантПлюс? Почему? Какие еще существуют помощники для юриста, с которыми они должны уметь работать?

И.В.

Левакин: КонсультантПлюс — проверенная опытом ведущая справочная правовая система и для юриста-практика, и для юриста-теоретика. Преподаватели нашего института, студенты систематически используют КонсультантПлюс в своей деятельности. В России существуют и другие информационно-правовые ресурсы, но их базы зачастую беднее, чем у КонсультантПлюс.

Основным официальным каналом является Государственная система правовой информации (официальный интернет-портал правовой информации).

КонсультантПлюс: Есть ли у вас данные, сколько выпускников вашей специализации сегодня работают по выбранному профилю? Возможно, кто-то из них сумел найти себя в других сферах, если да, то в каких?

И.В.

Левакин: Выпускники Института международного права и правосудия МГЛУ успешно работают в международных организациях, Министерстве иностранных дел Российской Федерации и его подразделениях, международно-правовых управлениях (отделах, службах) других министерств и ведомств, в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, транснациональных корпорациях, финансово-промышленных группах. 

Статистические данные привести сложно, т.к. люди в современном мире часто меняют работу. Но каждый может обратиться на сайт нашего института в раздел «Наши выпускники» и увидеть перспективы профессии на конкретных примерах.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете вашим студентам и студентам других вузов, которым интересна профессия юриста-международника? К чему им готовиться, какие черты характера развивать, на какие дисциплины обратить особое внимание?

И.В.

Левакин: Тем, кто хочет реализовать себя в профессии юриста-международника, я хотел бы пожелать терпения, работоспособности на пути достижения этой цели и чувства юмора (без него в профессии никуда). Это очень важные черты характера. Обучение в Институте международного права и правосудия МГЛУ — кропотливая каждодневная работа над собой в части изучения юридических дисциплин и иностранных языков. К иностранным языкам нужна особая склонность.

Если у вас есть эти качества, то приходите к нам учиться — будет интересно!

Выбор юридического профиля

Профессия юрист международного права

В госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

  • По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
  • В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
  • Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
  • При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
  • Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Читайте также:  Можно ли выписать из приватитизированной квартиры не участвовавшее в приватизации лицо - совет юриста

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

  1. Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
  2. По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
  3. Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
  4. Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
  5. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
  6. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
  7. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
  8. В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E»и категории «BE».

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».

Россия и проблемы укрепления международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции внешней политики России.

Это вытекает из пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международное право — действенный инструмент отстаивания российских интересов.

Своевременное и грамотное формулирование международно-правовой позиции России по конкретным вопросам в сочетании с последовательностью и системностью подходов имеют существенное значение для эффективности и авторитета внешней политики нашей страны.

Сегодня в свете новых вызовов и угроз третьего тысячелетия перед международным правом стоит задача адаптироваться к новым реалиям, сохраняя при этом как свою роль в мире, так и базисные общепризнанные принципы и институты.

Россия твердо и последовательно выступает за то, чтобы международное право продолжало быть основой для действий всех государств. Фундаментом современного миропорядка должны оставаться общепризнанные принципы и нормы международного права и, прежде всего, принципы Устава ООН.

В условиях развития отраслевых, региональных и субрегиональных подсистем международного права Россия отстаивает сохранение центральной роли ООН в универсальной системе международно-правового регулирования.

Только через Совет Безопасности ООН мировое сообщество может с максимальной эффективностью достигать своих целей в сфере поддержания мира и стабильности. В этом контексте особое значение приобретает возврат в правовое поле ситуации вокруг Ирака.

Россия твердо выступает за то, чтобы послевоенное урегулирование и восстановление в этой стране осуществлялись при активном участии ООН. Первым шагом в этом направлении стало принятие СБ ООН резолюции 1546 (2004), заложившей основы дальнейшего развития нового суверенного Ирака.

Международное право, разумеется, не стоит на месте. Оно развивается, отражая происходящие в мире изменения.

Например, события последних лет поставили под сомнение традиционный тезис о возможности применения государством вооруженной силы только в случае нападения на него другого государства. Террористические акты 11 сентября 2001 г.

, реакция на них международного сообщества и, в частности, Совета Безопасности ООН подтвердили возможность реализации права на самооборону и при нападении негосударственных субъектов, в том числе террористических групп.

Другие важные аспекты развития международного права в современный период связаны с усилением защиты прав человека.

В полной мере осознавая необходимость предотвращения гуманитарных катастроф, Россия вместе с тем исходит из того, что любое силовое вмешательство в этих целях может осуществляться только в соответствии с Уставом ООН и при наличии санкции Совета Безопасности ООН.

Россия ведет линию на расширение участия в международных механизмах защиты прав человека. Это предполагает, разумеется, и дополнительные обязательства государства перед собственными гражданами. Мы считаем важным соблюдение всеми государствами — членами Совета Европы решений Европейского суда по правам человека.

В марте 2003 г. Российская Федерация стала участником Конвенции МОТ № 182 о наихудших формах детского труда (1999 г.). Ее цель — принятие немедленных и эффективных мер по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда. Теперь Россия входит в число стран, ратифицировавших все 8 основополагающих конвенций МОТ.

Важное значение придает Россия недавно созданному Международному уголовному суду (МУС) как первому постоянному судебному органу, призванному осуществлять правосудие от имени всего международного сообщества в отношении лиц, виновных в совершении самых тяжких международных преступлений — геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии. Россия подписала Римский Статут МУС 13 сентября 2000 года. В настоящее время по поручению Президента России готовятся предложения о приведении российского законодательства в соответствие с нормами Статута. Политико-правовые аспекты, связанные с участием государств в Статуте МУС, подробно обсуждались в ходе прошедшей в Москве 4-5 февраля 2004 г. под эгидой МККК и Российской ассоциации международного права (РАМП) научно-практической конференции «Римский статут МУС: имплементация на национальном уровне», в которой принял участие Председатель МУС Ф.Кирш, а также в ходе Международной конференции «60 лет Победы, создания ООН и международное право» (27 — 30 июня 2005 г., Москва).

Наша страна стала более широко использовать судебные механизмы разрешения международных споров и проблем.

В конце 2002 года Россией впервые было инициировано дело в Международном трибунале по морскому праву, и мы полностью удовлетворены решением этого авторитетного органа.

Мы активно работаем в сфере отстаивания имущественных интересов России и ее граждан, в том числе, задействуя национальные судебные системы.

Использует наша страна и иные механизмы защиты интересов своих граждан. Так, в декабре 2003 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года. В мае 2004 г.

Читайте также:  Отпуск курсанту для бракосочетания - совет юриста

Соглашение было одобрено Государственной Думой и Советом Федерации Российской Федерации. В июне 2004 г. Закон о ратификации Соглашения подписан Президентом Российской Федерации. В августе 2004 г. от Украины получено уведомление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. В целях реализации указанного Соглашения 16 ноября 2004 г.

Правительством Российской Федерации принято постановление № 640 «О распределении суммы урегулирования среди членов семьи жертв катастрофы российского самолета Ту-154М, произошедшей 4 октября 2001 г.», в соответствии с которым главным распорядителем денежных средств суммы урегулирования, выделяемой Украиной, является Минздравсоцразвития России. 19 ноября 2004 г.

Соглашение вступило в силу. 13 декабря 2004 года одноразовая сумма урегулирования Украиной переведена России.

Приоритетной является работа по укреплению международно-правовых основ противодействия новым угрозам и вызовам.

Наша страна ратифицировала разработанные и принятые в ООН при активном участии России Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.

В Cовете Безопасности ООН при активном участии России разработана и принята резолюция 1540 от 28 апреля 2004 года, нацеленная на недопущение попадания в руки т.н. «негосударственных субъектов» оружия массового поражения и средств его доставки.

13 апреля 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (инициатива России), продолжается работа над проектом всеобъемлющей антитеррористической конвенции (инициатива Индии).

Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года и два Дополнительных протокола к ней. В апреле 2004 года они были ратифицированы Российской Федерацией.

  • Активно ведется работа по расширению двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества нашей страны с зарубежными государствами в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркоопасностью.
  • Одной из составляющих внешней политики России стало участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую мы рассматриваем в качестве надежного механизма коллективного обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, противодействия новым угрозам, терроризму, наркоторговле, торговле оружием.
  • Устав ОДКБ, принятый в октябре 2002 года, и другие основополагающие документы Организации нацелены на то, чтобы ОДКБ вносила вклад не только в формирование системы коллективной безопасности в Европе и Азии, но и содействовала укреплению международного правопорядка, реализации целей и принципов Устава ООН и норм международного права.

Изменения, происходящие в современном международном и национальном праве, привели к практически универсальному отказу от концепции абсолютного иммунитета в пользу доктрины функционального иммунитета, признающей за иностранными государствами право на иммунитет только в сфере публично-правовых отношений. Этот подход нашел свое отражение в принятой в декабре 2004 года под эгидой ООН при активном участии России Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Защита интересов граждан Российской Федерации за рубежом, поддержка российского бизнеса невозможны без эффективного межгосударственного взаимодействия в вопросах оказания правовой помощи по гражданским и торговым делам. Приоритетная цель на данный момент — преодоление барьеров между правовыми системами России, США и стран ЕС. Активная работа проводится по нескольким направлениям.

Во-первых, прилагаются усилия для достижения взаимовыгодных решений путем двусторонних переговоров. В этих целях ведутся консультации с представителями Евросоюза и США. Очертились перспективы усовершенствования механизмов правовой помощи.

Во-вторых, продолжается сотрудничество в рамках специализированных международных организаций. В 2001 году Россия вступила в Гаагскую конференцию по международному частному праву и присоединилась к Конвенции 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов.

30 июня 2005 года Конференция приняла при активном участии России Конвенцию о соглашениях о выборе суда, призванной стать первым многосторонним инструментом, регулирующим признание и исполнение иностранных судебных решений, в котором Россия сможет участвовать вместе с ведущими странами Западной Европы и государствами системы общего права.

Особое внимание, конечно, уделяется укреплению сотрудничества со странами СНГ.

В 2001 году для России вступил в силу Протокол 1997 года к Минской конвенции 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, оптимизирующий для государств Содружества процесс оказания правовой помощи. 7 октября 2002 г. подписана новая Конвенция по аналогичным вопросам, которая вступила в силу 27 апреля 2004 г. (для России пока не действует).

В соответствии с Соглашением от 19 сентября 2003 года, ратифицированным Российской Федерацией в апреле 2004 года, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина приступили к формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства, под которым понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, основанное на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, на котором проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Актуальной задачей для России остается упорядочение правовой сферы деятельности СНГ. В сентябре 2003 г. Советом министров иностранных дел государств — участников СНГ были приняты подготовленные по инициативе России Методические рекомендации по подготовке международно-правовых документов СНГ.

Эти рекомендации направлены на приведение заключаемых в рамках Содружества документов в соответствие с требованиями международного права, прежде всего, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В ходе прошедших 30 июня 2004 г.

в Москве консультаций руководителей юридических служб МИДов государств-участников СНГ были созданы условия для учреждения консультативного комитета руководителей правовых служб МИДов государств-участников СНГ.

Принятие решения СМИД СНГ об образовании такого органа, призванного сфокусировать свое внимание как на актуальных международно-правовых проблемах СНГ, так и на активно обсуждаемых проблемах международного права в целом, станет важным вкладом в дело укрепления правовой базы СНГ.

Значительным событием стало создание Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Россия принимает активное участие в международно-правовом оформлении деятельности этой организации.

В рамках ШОС заключены следующие договоры: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре 2002 года, Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества 2003 года.

19 сентября 2003 года вступила в силу Хартия ШОС.

17 июня 2004 года были подписаны Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также Соглашение между Правительством Китайской Народной Республики и Шанхайской организацией сотрудничества об условиях пребывания Секретариата в Китайской Народной Республике и Соглашение между Шанхайской организацией сотрудничества и Правительством Республики Узбекистан об условиях пребывания Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в Республике Узбекистан.

26 июля 2004 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии».

Важным компонентом утвержденной в июле 2001 года Президентом России Морской доктрины страны на период до 2020 г. является правовое регулирование морской деятельности.

Проводится большая работа по совершенствованию российского «морского законодательства», в частности, по обеспечению его соответствия нашим международно-правовым обязательствам в этой области.

Россия постоянно держит в фокусе внимания вопросы обеспечения беспрепятственного прохода судов и военных кораблей в Мировой океан, борется с попытками вводить национальные правила в обход общепризнанных норм, гарантирующих свободу судоходства.

Наша страна принимает деятельное участие в работе Международной морской организации по внесению изменений в действующие международные конвенции в направлении усиления мер по предотвращению актов терроризма на море и борьбе с ними. В этой работе мы исходим из необходимости обеспечить баланс интересов, обусловленных, с одной стороны, необходимостью усиления борьбы с терроризмом, а с другой — задачей сохранения свободы судоходства и прав моряков.

Актуальной задачей остается международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации и разграничение морских пространств. Из более чем 23 тыс. км государственной границы, подлежащей международно-правовому оформлению, в договорном порядке закреплено лишь немногим более 50% ее протяженности.

МИД России совместно с другими компетентными ведомствами активно работает над всеобъемлющим оформлением границ, что включает не только их делимитацию и демаркацию, но и установление соответствующего режима, прямо затрагивающего, зачастую, довольно чувствительные аспекты гуманитарного и социального характера — приграничное сотрудничество, культурные обмены, родственные связи и т.д.

В 2003 году вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море.

С 2004 года действуют Договоры между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

В этом году ратифицировано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части и подписаны важные договоры по пограничным вопросам между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Российская Федерация в русле принципиальной линии на обеспечение верховенства права в мировых делах будет и впредь опираться на международное право в своей внешнеполитической деятельности, способствовать его укреплению и развитию.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *