Как часто проводятся плановые проверки по соблюдению трудового законодательства — Совет Юриста

Как часто проводятся плановые проверки по соблюдению трудового законодательства - Совет ЮристаС. С. Малаховецавтор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон N 248-ФЗ). Этот закон серьезным образом изменил особенности проведения многих проверок в России.

Как сказано в ч. 1 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Под действия Закона N 248-ФЗ не будут попадать валютный, таможенный, налоговый контроль. Также он не будет действовать в сфере государственных закупок и гособоронзаказа (44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ). Контроль за кредитными организациями, за соблюдением антимонопольного законодательства и «антиотмывочный» контроль также не попадают под действия Закона N 248-ФЗ.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

  • К ним относятся:
  • 1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
  • 3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
  • 4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
  • 7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
  • 11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст. 8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ. К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Проверка через сеть

Закон N 248-ФЗ в ст. 21 позволяет контрольно-надзорным органам составлять документы в электронном виде и подписывать их квалифицированной электронной подписью. Передача документов будет осуществляться с помощью Госулуг. Контролируемые лица ответят также в электронном виде.

Однако до 31 декабря 2023 года возможность для бумажного документооборота между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом сохранится.

Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:

  1. решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
  2. решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  3. решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
  4. иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Случаи обязательного досудебного порядка обжалования в силу указанного закона (ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ) утверждены Правительством РФ.

Таким образом, юридические лица для обжалования решений в рамках государственного контроля (надзора) должны сначала использовать досудебный порядок обжалования, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663.

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов указан в главе 9 Закона N 248-ФЗ.

Так, досудебный порядок обжалования действует в отношении Росалкогольрегулирования, МЧС, Росреестра, Роскомнадзора, Роструда, Росздравнадзора и Ространснадзора.

Вы найдете подробную и актуальную информацию о том, как проходят проверки в 2021 году в системе Консультант Плюс. Обратите внимание, что у документов, которые еще не вступили в силу, есть информация об этом, а также о дате начала их действия.

Новые правила проверок с 1 июля: получите доступ к инструкции по изменениям

Оставьте заявку на доступ к КонсультантПлюс прямо сейчас. В системе вы легко найдете ответы на все вопросы по изменениям.

Бесплатный доступ на 3 дня

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам.

Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Читайте также:  Въезд в другую область во время пандемии - совет юриста

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас.

Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону.

В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации

«Заработная плата. Средний заработок»  10 онлайн-уроков.

32 практических задачи, особые ситуации

Подробнее

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации.

Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда.

Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней.

Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Проверка трудовой инспекции в 2021 году

Компании, в которой работает хотя бы один сотрудник, нужно быть готовой к проверке трудовой инспекции. При нахождении нарушений выписываются штрафы. Если нарушения неоднократные, компанию могут временно закрыть до их устранения. Для предупреждения трат и приостановки деятельности нужно готовиться к проверкам.

Плановые и внеплановые проверки: в чем разница?

Плановая проверка осуществляется на основании плана. Она носит регулярный характер и выполняется вне зависимости от того, имеются ли жалобы на компанию. Это комплексная процедура, в ходе которой проверяются все аспекты деятельности фирмы.

Проведение внеплановой проверки обычно имеет определенные основания: жалобы трудящихся, подозрение на противозаконные действия. Процедура выполняется вне зависимости от того, когда проводилось предыдущее плановое мероприятие.

Основания для плановой и внеплановой проверки

Основания для проведения проверки изложены в статье 360 ТК РФ. Внеплановое мероприятие осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Истек срок исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного ранее.
  • В трудовую инспекцию поступили жалобы на работодателя от сотрудников.
  • Есть сведения о том, что работодатель нарушает нормы ТК РФ.
  • В трудовую инспекцию поступил запрос от трудящегося на предмет проверки условий труда в компании.
  • Выдан соответствующий приказ руководителя инспекции, изданный на основании запросов прокурора, поручения Правительства.

Плановая проверка осуществляется раз в 3 года. Основание ее проведения – истечение 36 месяцев с даты:

  • осуществления последнего планового мероприятия;
  • регистрации ИП или ЮЛ;
  • подачи ИП или ЮЛ уведомления о начале работы.

ВНИМАНИЕ! График плановых проверок заранее размещается на сайте генпрокуратуры.

Что будут проверять?

В ходе мероприятия инспекторы запрашивают документацию, связанную с трудовыми взаимоотношениями. В частности, обязательно проверяют следующие бумаги:

  • Трудовые договоры.
  • Документы о трудовом распорядке.
  • Штатное расписание.
  • Внутренние акты.
  • Трудовые книжки и их содержимое.
  • Приказы об увольнении, приеме на должность и переводе на другое место, а также подписи сотрудников на них.
  • Учет трудовых книжек.
  • Приказы о сверхурочной работе, письменные согласия сотрудников.
  • Бумаги, связанные с трудоустройством инвалидов, лиц, не достигших 18-ти лет.
  • Выполнение норм охраны труда.
  • Положение о персональных данных трудящихся.
  • Документы, связанные с трудоустройством иностранцев.

Это основной перечень документации, который будет проверяться в первую очередь. При внеплановой проверке инспектор обычно запрашивает те бумаги, которые связаны с причиной жалоб на компанию.

Как подготовиться к проверке?

В статье 357 ТК РФ указаны полномочия представителей трудовой инспекции:

  • Право требовать от работодателей документы и сведения, нужные для исполнения надзорных функций инспектора.
  • Право изымать материалы и сырье, находящиеся на предприятии, для осуществления их анализа.

Часто инспекторы направляют запрос с требованием выслать документы. Бумаги нужно предоставлять в виде копий, заверенных подписью или печатью. Инспекторы не имеют права:

  • Запрашивать те сведения, которые не относятся к предмету проверки.
  • Изымать оригиналы бумаг.

Перечень основной документации, которая обычно запрашивается, изложен выше. В некоторых случаях инспекторы требуют следующие бумаги:

Точный перечень бумаг определяется предметом проверки.

Самые распространенные ошибки, выявляемые при проверке

Перед проверкой имеет смысл ознакомиться с распространенными нарушениями, которые допускают работодатели, и исправить их, если они имеют место в компании. Рассмотрим типичные ошибки:

  • Нет всех документов, которые должны быть. К примеру, компания очень маленькая, а потому работодатель решил не заниматься с оформлением норм внутреннего распорядка. Однако данный документ необходим для организации любого размера. Часто в компании отсутствует правило выдачи расчетных документов.
  • Отсутствуют трудовые книжки специалистов, которые работают в организации. Эти документы неправильно хранятся (они должны находиться в сейфе работодателя).
  • Допущены неточности при оформлении трудового договора с сотрудником: отсутствует указание о размере зарплаты, нет подписи сотрудника.
  • График отпусков был подписан позднее 2 недель от начала года.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск поделен на несколько частей, но их совокупность не составляет положенных 2 недель.
  • Зарплата меньше МРОТ.
  • Зарплата, указанная не в рублях.
  • Деньги выдают реже, чем раз в 15 дней, и отсутствует согласие сотрудника на это в письменной форме.
  • Иностранцы приняты на работу по срочному договору до завершения их разрешения на труд (в этом случае предпочтительно оформление бессрочных договоров).
Читайте также:  Могут ли трудоустраиваться самозанятые - Совет Юриста

ВАЖНО! В рамках мероприятия проверяются не только документы. Также представители трудовой инспекции следят за своевременностью прохождения аттестаций, безопасностью трудящихся. Если того требует работа, нужно позаботиться о наличии защитных масок, перчаток и прочих защитных аксессуаров.

Как оформляются итоги проверки?

По итогам контрольного мероприятия оформляется акт в двух экземплярах. К нему могут прилагаться следующие документы:

  • Протоколы анализа товара, изготавливаемого на предприятии.
  • Итоги осуществленных экспертиз.
  • Предписание, в котором изложено требование о ликвидации правонарушений.
  • Объяснения трудящихся.
  • Прочие документы, которые важны в рамках проведенной проверки.

Обычно в рамках планового мероприятия оформляется больше бумаг. Связанно это с тем, что его отличает комплексный характер: проверяются все аспекты деятельности компании.

Штрафы по итогам проведенной проверки

Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.

Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:

  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.

Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.

А что на практике?

Штрафы за правонарушения немалые. Однако на практике выписываются они редко. Также редко проводится полноценная проверка трудовой инспекции. Но это не значит, что требования закона нужно игнорировать. Если инспектор найдет реальные правонарушения, наказания не избежать.

На первом этапе работодателю выдается только предписание. То есть ЮЛ или ИП предоставляется шанс на исправление. Настоящие проблемы появляются после повторного правонарушения. В этом случае придется выплачивать большой штраф. Компанию могут и вовсе закрыть.

Если к плановой проверке можно полноценно подготовиться, то внеплановое мероприятие проводится относительно внезапно. Поэтому желательно оформлять все документы правильно, заключать с каждым сотрудником трудовой договор, вводить все необходимые локальные акты. Особенно это касается организаций, которые проверяются чаще всего (к примеру, заведения общественного питания).

С 1 июля 2021 года проверки будут проходить по новому закону

      В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ).

       Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

      Закон № 148-ФЗ разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

       Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

       Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий  будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять

         Закон № 248-ФЗ предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

          Предусмотрены новые виды профилактических мероприятий:

          — меры стимулирования добросоветности;

         — самообследование;

         — профилактический визит

         Вступление в силу и переходные положения

         Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

          Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

11 июня 2021 года принят Федеральный закон № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации)».

Как инспекция труда проверяет работодателей: читаем новый регламент проверок

Раньше при проверках соблюдения норм трудового законодательства инспекторы применяли два нормативных правовых акта. Это положение, утвержденное постановлением правительства РФ от 01.09.12 № 875 и административный регламент, утвержденный приказом Роструда от 13.06.19 № 160 (см. «Утвержден новый регламент трудовых проверок»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С 23 июля 2021 года Положение № 875 отменено. Вместо него с указанной даты действует новое положение (утв. постановлением Правительства от 21.07.21 № 1230). В этом документе учтены нормы Федерального закона от 31.07.

20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Плановые проверки, которые начнутся после 23 июля, должны проводиться с учетом новых правил.

Что касается административного регламента, то он пока не скорректирован. Но есть основания полагать, что в скором времени его тоже изменят, чтобы привести в соответствие с новым Положением № 1230 и Законом № 248-ФЗ.

Расскажем об основных новшествах.

Сокращен срок проверки

Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.

Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.

Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу

Добавим, что в устаревшем Положении № 875 были прописаны причины и сроки продления проверок. В новом документе о продлении ревизий ничего не сказано.

Документарная проверка проводится на территории трудовой инспекции. Ее сотрудники вправе изучать лишь сведения, содержащиеся в документах работодателя. Контролеры вправе получать письменные объяснения, истребовать документы и назначать экспертизу (п.

Читайте также:  Установление в доме оборудования для инвалидов - Совет Юриста

 43, 44 Положения № 1230, ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Выездная проверка проходит по месту нахождения работодателя. Ревизоры могут осуществлять осмотр, опрос, экспертизу, а также получать письменные объяснения и истребовать документы (п. 47, 48 Положения № 1230, ст.

73 Закона № 248-ФЗ).

Категории риска

Регулярность плановых выездных «трудовых» проверок зависит от категории риска, которая присвоена работодателю (см. табл.). Данное правило «перекочевало» в Положение № 1230 из предыдущего положения.

Табл.

Как регулярность проведения плановой «трудовой» проверки зависит от категории риска

Категория риска Как часто проходят плановые выездные ревизии
высокий один раз в 2 года
значительный один раз в 3 года
средний один раз в 5 лет
умеренный один раз в 6 лет
низкий плановые контрольные мероприятия не проводятся

Категорию риска присваивают ежегодно. Информацию о категории, которая будет применяться в следующем календарном году, чиновники должны опубликовать до 1 июля текущего года.

Согласно Положению № 1230, списки тех, кто в следующем календарном году будет находиться в категории «высокий риск», размещаются на официальном сайте Роструда. Перечни предприятий со значительным, средним и умеренным риском — на сайтах территориальных органов этого ведомства.

В комментируемом положении говорится, что работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Чиновники должны принять решение в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений о соответствии объекта контроля (то есть организации или ИП) иной категории риска (п. 14 Положения № 1230).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Профилактические мероприятия

В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

  • информирование;
  • консультирование;
  • предостережение;
  • профилактический визит.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Профилактический визит непременно нанесут компаниям и предпринимателям, отнесенным к категориям высокого и значительного риска. А также организациям и ИП, которые собираются заняться деятельностью с высоким уровнем производственного травматизма. Для остальных работодателей визит не является обязательным.

Профилактический визит — это беседа, проводимая на территории работодателя, либо по видео-конференц-связи. Продолжительность беседы не может превышать 8 часов.

Кроме того, организации и ИП вправе получить от госинспекторов по труду консультацию. Есть ряд вопросов, по которым консультацию дадут в письменной форме (если работодатель подаст соответствующее обращение). Вот эти вопросы:

  1. Организация и осуществление государственного контроля (надзора).
  2. Порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
  3. Гарантии и защита прав контролируемых лиц.
  4. Эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по выявленным нарушениям.
  5. Исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Если однотипных вопросов от разных работодателей будет много (5 и более в год), ответы опубликуют на официальном сайте Роструда.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Как обжаловать результаты проверки

В комментируемом положении говорится, что по итогам «трудовой» проверки инспекторы должны составить акт в соответствии с Законом № 248-ФЗ.

Если работодатель не согласен с итогами ревизии, он может обжаловать их в суде. Но прежде необходимо пройти процедуру внесудебного обжалования.

  Дело в том, что существует перечень видов контроля, для которых досудебный порядок является обязательным с 1 июля 2021 года (ч. 13 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.

21 № 663, и в него входят трудовые проверки (см. «Решения по неналоговым проверкам теперь нужно обжаловать в досудебном порядке»). 

С досудебной жалобой следует обратиться в Роструд, либо в его территориальный орган — в зависимости от того, чьи действия или решения обжалуются.

В общем случае жалоба подается в электронном виде через единый и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг. У гражданина есть выбор — подписать ее простой или усиленной квалификационной электронной подписью. Для организаций предусмотрен только один вариант — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Жалобу следует направить в следующие сроки.

На решение по проверке и на действия (бездействие) должностных лиц трудовой инспекции — в течение 30-ти календарных дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

На предписание — в течение 10-ти рабочих дней с даты получения этого документа. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. В противном случае в рассмотрении жалобы откажут (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Другие новшества, предусмотренные Положением № 1230

Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки).

Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день.

Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).

  • Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
  • Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
  • Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.

Сроки внеплановых проверок трудовой инспекции

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Что нового предлагают?

До конца июля 2020 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект, который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.

13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году.

Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась.

Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/, https://proverki.gov.ru, http://plan.genproc.gov.ru/. Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *