Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации — Совет Юриста

  • Кем стать?
  • Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет ЮристаГде учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 10.09.2020 Читать: 10 мин.

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста

По закону… Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.

И помощь в профориентации оказывают: А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению). Б. Психологи, педагоги-психологи «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются», то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз. Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь.

Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит «диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)».

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить «идеально профориентированного» человека. После 9 класса школьник должен выйти «ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ.

Давайте посмотрим, что есть на практике.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста

Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию).

Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности.

В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

    ✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты. ✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов). ✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье. ✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают «корпоративные классы» для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д. ✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы. ✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании. ✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста Светлана Яшина Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии».»Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май — это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация — это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра — тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре».

ПРОЙТИ БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста Анна Сухановская Психолог, тренер ЦТР «Гуманитарные технологии», 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.»После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы».

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста Игорь Сергеев Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: «Начинает казаться, что если мы отменим такую «профориентацию», то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится».
Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста Кирилл Кузнецов Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.»Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование «для галочки» и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации».
Читайте также:  Законна ли перепечатка материалов СМИ со ссылкой на источник и указанием автора - Совет Юриста

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться.

Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.

Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

    Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям. Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации. Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей. Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков.

Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего — история успешного профессионала, четвертого — экскурсия в IT-компанию и т.д.

Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас «главное действующее лицо» профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

  • Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
  • Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.
  • Вернуться к списку статей

Профориентация в старшей школе

Аспекты деятельности педагога в направлении профориентации представил старший преподаватель кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО», магистр, учитель биологии и химии Дмитрий Логинов. Эксперт также привел примеры профориентационных проектных работ по предмету «Биология».

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Как известно, в стандартах обозначены три вида образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Профориентация в старших классах направлена в большей степени на личностные результаты: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Сформировать данную систему педагогу необходимо средствами преподавания школьного предмета. Каким образом?

  1. Дать исчерпывающую информацию по предмету, которая может заинтересовать школьника с точки зрения выбора профессии.

  2. Предоставить возможность попробовать на практике профессиональную деятельность, опирающуюся на систему знаний по данному предмету.

  3. Создать условия для индивидуальной проектной деятельности, помочь школьнику реализовать законченный проект.

Если говорить о метапредметных результатах — регулятивных, познавательных, коммуникативных — то они не связаны с профориентационной работой в рамках конкретного учебного курса.

В предметных планируемых результатах в выпускных классах происходит градация на 4 уровня: ученик научится — базовый, ученик получит возможность научиться — базовый, ученик научится — углубленный, ученик получит возможность научиться — углубленный.

Каждый из этих уровней предусматривает, в том числе, и работу в направлении трудового самоопределения старшеклассников.

Особенности проектирования учебного плана и плана внеурочной деятельности в 10-11 классах

  • 5 профилей: естественнонаучный, технологический, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.
  • Не менее 3 предметов на углубленном уровне (кроме универсального).
  • Максимум 12 учебных предметов.
  • 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или «Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.
  • В любом учебном плане — «Индивидуальный проект».

Индивидуальный проект

  • выполняется обучающимся самостоятельно,
  • под руководством учителя (тьютора),
  • по выбранной теме,
  • в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов,
  • в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста

Профориентация на профессии будущего

В 2015 году инновационный центр «Сколково», совместно с «Агентством стратегических инициатив», представил атлас новых профессий — инструмент для самоопределения старшеклассников и выбора сферы деятельности.

По нему можно отследить, как знания, полученные при изучении того или иного предмета, могут понадобиться в будущем, в каких отраслях экономики они востребованы, какие профессии, связанные с данной сферой, появились или вот-вот появятся.

Пример: новые профессии, связанные с биологией

  • Биотехнологии: системный биотехнолог, биофармаколог, урбанист-эколог, парковый эколог, архитектор живых систем.
  • Медицина: ИТ-медик, архитектор медоборудования, сетевой врач, генетический консультант, клинический биоинформатик, медицинский маркетолог, проектант жизни медицинских учреждений, консультант по здоровой старости, молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантов, биоэтик, оператор медицинских роботов.
  • Сельское хозяйство: агроинформатик, сити-фермер, оператор автоматизированной сельхозтехники, агроном-экономист, сельскохозяйственный эколог, ГМО-агроном.

Очевидно, что многие новые профессии предусматривают смежные знания. А это значит — педагогу, для формирования профессионального самосознания школьников с учетом потребностей экономики, необходимо разбираться не только в своем предмете, но и в других областях.

Реализация профориентации в практике биологического образования

Рассмотрим формы работы (уже с пятого класса) по профориентационной деятельности на примере предмета «Биология»:

5-7 классы

  • Ролевые игры, веб-квесты. Тема: «Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей». Профессии: астроном, физик, химик, геолог, географ, биолог, эколог.
  • Ролевые игры, групповые проекты обучающихся, встречи со специалистами, посещение музеев и ферм, культурные практики. Темы: «Значение животных», «Охрана животных». Профессии: ветврач, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения.
  • Пресс-конференции. Тема: «Насекомые». Эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник.

8-9 классы

Тренинги, встречи со специалистами, знакомство с организациями среднего и высшего профессионального образования, проведение исследований, отработка навыков доврачебной помощи.

Темы: «Питание и пищеварение», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Оказание первой медицинской помощи».

Профессии: биохимик, врач, диетолог, историк, химик, специалист по лечебной физкультуре, инфекционист, паразитолог, эпидемиолог, работник МЧС.

10-11 классы

  • Изучение профессиональной терминологии. Тема: «Органические вещества». Профессия: фармацевт.
  • Проведение лабораторного анализа. Тема: «Основные экологические факторы». Профессия: лаборант-эколог.
  • Разработка проектов по благоустройству. Тема: «Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов». Профессия: сельскохозяйственный специалист.

Так ученик получает представление, как то или иное знание используется в профессиональной деятельности. При профориентации обойтись только предметной подготовкой невозможно.

Работая через квесты, проекты, кейсы, тренинги учитель решает разные задачи по формированию готовности школьника вступить во взрослую жизнь.

Профориентационная деятельность должна включать посещение ярмарок вакансий, изучение ВУЗов, работу в лабораториях (на основе социального партнерства с исследовательскими учреждениями) и другие полезные для учеников мероприятия.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет Юриста

Как школьнику выбрать будущую профессию: помощь в выборе профессии школьникам, профориентация для подростков

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии 

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее. 
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.
Читайте также:  Право собственности на ипотечную квартиру - совет юриста

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет ЮристаИсточник: freepik.com

Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию. 

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику.

Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов.

Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор.

На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны.

Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации - Совет ЮристаИсточник: kleo.ru 

Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии. 

Правовые основы профориентационной работы в образовательном учреждении

  • КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
  •  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  • Отдел образования Администрации Петроградского района
  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  
  • Петроградского района Санкт-Петербурга
  • «Психолого-педагогический центр «Здоровье»
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
  • ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  • В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Методическое пособие
  • Санкт-Петербург
  • 2017

Составители: Денисова А.В., методист опорного центра по профориентации, педагог-психолог ППЦ «Здоровье».

Ямщикова О.А., педагог-психолог, методист ППЦ «Здоровье».

Рецензент: Кочубей Н.И., директор, методист ППЦ «Здоровье».

  1. В методическом пособии представлены правовые основы профориентационной работы в образовательном учреждении.
  2. Методическое пособие адресуется специалистам, ведущим профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.
  3. ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4                                                                 

1.        Обзор системы нормативно-правовой базы

профориентационной работы в школе………………..…………….…6                        

1.1.        Международные документы        ………………………………8                        

1.2.        Нормативные документы федерального уровня……..…….13

1.3.        Нормативные документы регионального уровня…….……24                

1.4.        Нормативные документы муниципального уровня………25

1.5.        Нормативные документы образовательной организации..25

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………26
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………27
  • Приложение 1. Номенклатура российского банка
  • Методических материалов по профориентации……………………28
  • Приложение 2.  Список сертифицированной
  • научно-методической продукции по профориентации…………….29
  • Приложение 3. Положение о структурном
  • подразделении «Районный опорный центр по
  • организационно методическому сопровождению
  • профессионального самоопределения учащихся

Петроградского района»………………………………………….….32

Глоссарий …………………………………………………………..…36

Полезные ссылки……………………………………….……………..40

ВВЕДЕНИЕ

Развитие  системы профориентации рассматривается как один из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии.

Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Важнейшим условием взаимодействия государства, самоопределяющейся личности и профконсультанта, выступающего посредником между ними, является нормативно-правовая база.

Важность профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования. Для понимания целостности картины развития нормативной базы профориентационной деятельности в образовательном учреждении, необходимо проанализировать динамику трансформации понятия «профориентация» в Российской Федерации.

  1. Из Положения о профориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (1996 год): 
  2. Профориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года:
  4. Профориентация — одно из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном,
  5. 4

профессиональном самоопределении. Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

  • Таким образом, знание правовых основ профориентационной работы в общеобразовательном учреждении является неотъемлемой частью квалифицированной деятельности специалистов, отвечающих за данное направление.
  • 5
  • Обзор системы нормативно-правовой базы профориентационной работы в школе
  • Профориентации является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Основные цели профориентации как важнейшего элемента государственной кадровой политики определяются следующим образом:
  • – обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • – достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • – прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности.
  • Развитие профориентации во многом определятся состоянием ее нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовая база — это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни. Нормативно-правовая база  соединяет уровни федерального, областного и муниципального законодательства. Началом такой вертикали является

закон, принятый на федеральном уровне, и носящий

рамочный характер, то есть определяющий основные положения по применению тех или иных норм.

Конкретные нормативно-правовые акты принимаются затем на региональном и муниципальном уровнях.

Уровень общеобразовательной организации предполагает создание нормативной документации, необходимой для работы конкретного образовательного учреждения, например, создание и порядок работы кабинета профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, требования, предъявляемые к профконсультанту.

На рис.1 представлены уровни нормативно-правовой базы, регламентирующие профориентационную работу в общеобразовательной организации.                                                6

Часто задаваемые вопросы к консультанту по профориентации

  • Профориентирование — это направление консультирования, задачей которого является подбор наиболее подходящей профессиональной сферы для человека, утверждение и придание уверенности в сделанном выборе, а также психологическое сопровождение на пути к Мастерству и Достижениям в этом деле.
  • С какими вопросами работает консультант по профориентированию?
  • — Как произвести хорошее впечатление на экзамене или собеседовании?

— Какая профессия Вам подходит, соответствует Вашим интересам и склонностям?
— Как выбрать из нескольких профессий, которые Вам нравятся?
— Как определить свои склонности и способности?
— Какие у Вас есть возможности, трудности и преимущества в выбранной профессиональной сфере?
— Как адаптироваться в новом коллективе в ВУЗе, на новой работе и т.д.
— Какие условия необходимо выполнить, чтобы добиться признания и успеха в выбранной профессии?
— Что делать, если близкие (родители, друзья) против выбранной профессии?
— Как развивать профессионально — важные качества характера (лидерство, коммуникабельность, ответственность, инициативность, исполнительность и т.д.)
— Как замотивировать Вашего ребенка по поиски профессии, призвания, любимого дела? (для родителей старшеклассников)
— Как распределить свое время для подготовки к экзаменам?
— Какие есть приемы для снятия психологического напряжения, стресса, усталости во время учебы?

Читайте также:  Можно ли вернуть уплаченные алименты - Совет Юриста

Какой режим консультирования: сколько необходимо консультаций и что мне на них надо делать?
Минимальное количество консультаций по профориентируванию — 2 сеанса. На первой консультации я провожу диагностическую беседу с Вами, а также с родителями (для школьников). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы я увидела полную картину Ваших интересов и на основе них предоставила более широкий выбор профессий. Для Вас эта работа будет полезна тем, что на этой консультации ВЫ сможете заново вспомнить и осознать свои таланты, важные качества, утвердиться в своих интересах.
На второй консультации я презентую Вам несколько профессиограмм (карта, которая описывает ту или иную конкретную профессию). В профессиограмму входят такие компоненты:
— описание профессии, варианты профессии в различных структурах (государственная служба, предпринимательство, общественная деятельность и т.д.);
— рабочие задачи и функции, которые решают представители профессии, условия, в которых они работают;
— условия для получения профессии (знания, навыки, физические характеристики, противопоказания);
— профессионально — важные качества и навыки;
— перспективы карьерного развитияи возможные ограничения;
— стандарты получения профильного образования.
Естественно, все профессиограммы остаются у Вас. Также по аждой из профессий я готовлю либо видео — сюжеты, либо интервью мастеров, которые делятся какими-то своими профессиональными секретами. Также на этой консультации мы поговорим с Вами о том, с какими испытаниями Вы можете столкнуться на этом профессиональном пути и как их успешно пройти.
Это то, что касается «программы минимум».

Далее, когда Вы уже определитесь с выбором, примите решение относительно своего профессионального становления, мы можем работать в сторону превращения этой профессии в Ваше любимое дело, Дело всей Жизни.

Что влияет на выбор профессии? Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, поскольку каждый человек делает выбор исходя из собственных соображений.

Запомните, Вы и только Вы принимаете окончательные решения, которые потом создают Ваше будущее, у человека есть выбор! Здесь я могу привести лишь несколько факторов, которые могут повлиять на выбор в пользу той или иной профессии:
— устремление и склонность к определенной сфере деятельности (например, Вам нравилось играть в школьных спектаклях или изучать иностранные языки, и вы хотите и дальше продолжать этим заниматься)
— способности и таланты. Возможно, с детства Вам говорили о какой-то Вашей особенности: умение быстро находить контакт с людьми и быть интересным собеседником или быстро решать логические задачи? Почему бы ни развивать таланты профессионально?
— знания. Скорее всего, из всех предметов школьной программы есть один или несколько, который Вы знаете лучше остальных. Знания могут придать Вам уверенности на экзаменах, сделают процесс обучения профессии более легким. Знания — ступень к компетентности!
— доступность подобной профессии в нашем городе, регионе, стране. В связи с новыми реформами образования, получить некоторые профессии становится не так легко. На многие специальности в ВУЗах большой конкурс, а количество бюджетных мест каждый год сокращается. Готовы ли Вы выдержать конкурс с другими претендентами, переехать в другой город на обучение — решать Вам.
— престиж подобной профессии в обществе. Многие молодые люди при выборе своего жизненного пути руководствуются именно этим критерием. Здесь есть один подвох: какой бы престижной ни была профессия в целом (например, юрист), дилетанты не добьются в ней успеха. Только созидательный труд и мастерство способны подарить Вам признание окружающих.
— перспективность профессии. Иногда кажущаяся не престижной профессия может открывать завораживающие перспективы в будущем. Например, простой продавец может через несколько лет стать начальником отдела продаж, а в последствии открыть и собственный бизнес.
— потребность в специалистах такой профессии на рынке труда. Получив диплом и профессию, Вы окажетесь перед необходимостью на практике реализовать профессиональные знания и навыки и зарабатывать деньги. Какие варианты перед Вами откроются? Устроиться на работу по полученной Вами специальности, начать собственное дело и строить его в соответствии с собственными представлениями или сменить профессию в угоду требованиям рынка труда? Цените свое время, усилия, которые Вы затратите на получение профессии и вложенные средства.

— пожелания родителей, рекомендации учителей, выбор друзей. Да, окружение, в котором мы живем, довольно сильно влияет на наши ценности, установки и поступки.

Но есть и обратная сторона! Если среда так сильно на нас влияет, значит, и мы можем на нее повлиять! Проявите свою волю и упорство в выбранном направлении, и кто знает, возможно через несколько лет другие молодые люди, вдохновленные таким примером, пойдут по Вашим стопам!

  1. На вопросы ответила Консультант по профориентированию Наталия Бунда.
  2. Статья взята с ресурса: https://vk.com/topic-49583251_29195731

Чем конкретно родители могут помочь в профориентации подростка

Когда на консультацию по профориентации приходят мамы с детьми, они в 95% случаев говорят о том, что уже проходили «профориентацию и по результатам теста сын-дочь будут отличными продавцами-докторами-артистами…» А теперь по-честному: тест – это далеко не профориентация.

Консультация по профориентации подростков включает 2 главных элемента:

  1. Профдиагностику или тестирование. В 9 из 10 случаев этим ограничиваются и дают окончательный «диагноз» по будущей профессии.
  2. Профиориентирование. Это знакомство с различными профессиями и их особенностями, прогнозирование их востребованности на рынке и т.д.

Подростки и их родители очень часто не видят других профессий, кроме тех, с которыми постоянно сталкиваются в жизни.

Получив солидный багаж теоретических знаний за 9-11 лет обучения в школе, дети не знают главного – по какому пути идти, какую профессию получить, чтобы найти себя в этой жизни.

И задача родителей – помочь в профориентации подростка. И начинать нужно как можно раньше, лучше прямо сейчас!

6-7 КЛАССЫ

В этот период родителям нужно наблюдать за склонностями и талантами своего ребенка и вместе с ним думать – где и как их можно использовать во взрослой жизни.

Полезно:

  • Проекты, направленные на выявление способностей подростков, распознавание склонностей к определенным профессиям – КидБург, Мастерславль, Кидзания.
  • Профориентолог, который познакомит ребенка и его родителей с профессиональным миром, расскажет о перспективных профессиях, поможет определить таланты подростка и подскажет, в каком направлении стоит развиваться.

8-9 КЛАССЫ

Подход к профориентации должен стать более серьезным, поскольку в возрасте 13-14 лет у подростков происходит становление личностных ценностей. Они начинают задумываться о своих сильных и слабых сторонах, ставят первые жизненные цели и пытаются планировать свое профессиональное будущее.

Полезно:

  • Волонтерские программы для старшеклассников – Projects Abroad или KidCareer – которые предлагают стажировку в компаниях.
  • Обращение в Центр Занятости. Здесь можно получить информацию о востребованных профессиях и возможностях трудоустройства несовершеннолетних.

На этом этапе профориентации карьерный консультант определяет способности подростка и предлагает 2-3 направления для более углубленного, профильного изучения предметов. Цель – определить образовательную траекторию, чтобы в итоге ребенок смог сделать осознанный выбор будущей профессии, с учетом своих интересов и способностей.

10-11 КЛАССЫ

Времени на подготовку практически не остается. Если еще ни разу не посещали консультацию по профориентации и не проходили тестирование – не медлите!

Карьерный консультант на этом этапе выявляет сильные и слабые стороны личности, склонности и таланты, которые помогут овладеть той или иной профессией. Дает информацию о востребованности и перспективах различных профильных направлений, помогает составить карьерный план на ближайшие 5 лет.

Чем могут помочь родители в профориентировании детей

  1. Узнайте об интересах и способностях своего ребенка. Для этого стоит пройти профориентационные тесты, которые выявят ключевые компетенции подростка.
  2. Не стоит относиться к результатам тестирования как к приговору.

    Низкие способности к математике еще не повод отказываться от карьеры экономиста – это зона роста и мотивации для ребенка.

  3. Изучайте рынок труда. Многие профессии-ветераны вообще перестанут существовать к 2030 году. Бухгалтеров, юристов и турагентов заменят интеллектуальные технологии.

  4. Чаще общайтесь с ребенком о сферах деятельности и профессиях, к которым вы замечаете у него интерес и склонности. Ни в коем случае не навязывайте «семейную» профессию, которая передается из поколения в поколение.

    Пусть лучше в династии военных будет успешный врач, чем несчастливый «вечный» прапорщик.

  5. Ребенок должен пробовать себя в нескольких направлениях, поэтому старайтесь не ограничивать его в выборе. После общения с карьерным консультантом по профориентации ему будет намного легче определиться.

Родители и cпециалист по профориентации олжны работать в команде – только так помощь в выборе профессии будет эффективной, а карьера успешной.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *