Кто имеет право осуществлять контроль за работником — Совет Юриста

Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ наделил председателей Советов МКД правом с согласия ОСС подписывать договор управления и акты приёмки-передачи выполненных работ. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» рассказала о сложностях, которые № 277-ФЗ создал для УО, собственников и председателей.

Кто имеет право осуществлять контроль за работником - Совет ЮристаПочему ОМС обязан утвердить для УО размер платы за содержание жилья

Узнайте о последствиях вступления в силу № 277-ФЗ из видеожурнала

В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец рассказала о негативных для управляющих компаний последствиях принятия Федерального закона от 31.07.2020 № 277-ФЗ, который наделил председателей Советов МКД правом с согласия ОСС подписывать договор управления и акты приёмки-передачи выполненных работ:

➡️ Смотрите видео на канале Ассоциации «Р1» в YouTube

В ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ в редакции № 277-ФЗ теперь прописано, что председатель Совета МКД действует на основании:

  • доверенностей, выданных ему собственниками;
  • решения общего собрания, которое наделило его полномочиями.

В первом случае председатель представляет интересы только тех собственников, которые выдали ему доверенности, во втором – всех владельцев помещений в МКД.

Елена Шерешовец, разбирая нововведение, отметила, что для наделения председателя Совета МКД полномочиями по подписанию договора управления или актов выполненных работ не нужно было переписывать ЖК РФ: такие нормы уже содержатся в ГК РФ и подтверждены судебной практикой. Подробности узнайте, посмотрев выпуск онлайн-журнала.

Кто имеет право осуществлять контроль за работником - Совет ЮристаЭксперт рассказала, как составить акты о временно проживающих

Председатель Совета МКД не может подписывать акты выполненных работ без доверенности или решения ОСС

Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ, однако, не только не привнёс ничего нового в работу председателя Совета МКД и управляющих организаций, но и, как отметила эксперт, изменил то, что менять не стоило.

До 31 июля 2020 года, когда закон вступил в силу, председатель мог подписать акт выполненных работ/оказанных услуг просто в силу своего статуса. Теперь, согласно № 277-ФЗ, он может это сделать только в двух случаях: если у него есть доверенности от собственников или ОСС наделило его соответствующими полномочиями.

Елена Шерешовец отметила, что управляющим организациям необходимо в повестку дня следующего ОСС добавить вопрос о наделении председателя Совета МКД полномочиями на подписание актов. Какие ещё вопросы эксперт советует УО включить в повестку ОСС, узнайте из видео.

Служебная проверка сотрудников. Порядок проведения

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально.

В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника.

Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.

Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:

  1. За закупками. Предметом проверки здесь является соблюдение законодательства о контрактной системе, в частности антимонопольного законодательства, ограничений и запретов Закона № 44-ФЗ. Также проверяется правильность обоснования закупки. Проводится в отношении заказчика и его контрактной службы. В числе лиц, которые наделены полномочиями его осуществлять, — сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом», «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
  2. Финансовый. Осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими орга­нами управления по отношению к подведомствен­ным им организациям. Для этого в их составе функционируют специальные ревизионные управления (отделы, группы), основная задача которых — наблюдать за финансово-хозяйственным состоянием, обеспечивать сохранность денежных средств, выявлять резервы и устранять возможные нарушения законодательства.
  3. За деятельностью органов внутренних дел. Здесь основная задача — контролировать выполнение норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов, чтобы обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в их работе. Грамотно выстроенная система надзора позволяет повысить не только уровень оперативной деятельности, но и дисциплину сотрудников, а также правильно оценить использование кадров. Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля устанавливает два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал. Внеплановая производится в целях реагирования на резкое изменение оперативной обстановки в случае ухудшения результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
Читайте также:  Где можно курить на территории многоквартирного дома - Совет Юриста

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.

Виды проверок в сфере труда

Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.

Плановая

В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.

Проверяющие будут оценивать работу организации по следующим направлениям:

  • социальное партнерство в сфере труда;
  • условия трудового договора;
  • соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда;
  • соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
  • уровень дисциплины труда;
  • проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • соблюдение норм охраны труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

Внеплановая

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • поступление в уполномоченный орган сообщения о нарушении трудового законодательства;
  • отсутствие отчета руководителя поднадзорного учреждения об устранении ранее выявленных нарушений.

О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Какие документы необходимо подготовить

Если вы готовитесь к визиту проверяющих, то вам необходимо приготовить все локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязательные требования либо касаются трудовой функции работников, в том числе:

  • коллективный договор;

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положения об оплате труда, премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах;
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • трудовые договоры и журнал их регистрации (а также изменений к ним);
  • трудовые книжки и книгу учета их движения (а также вкладышей в них);
  • личные дела руководителей и специалистов, личные карточки работников (форма Т-2);
  • приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе и т. д.);
  • приказы об отпусках и командировках;
  • приказы по основной деятельности;
  • журналы регистрации приказов;
  • табель учета рабочего времени;
  • платежные документы;
  • ведомости на выдачу заработной платы;
  • расчетные листки;
  • список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • медицинские справки;
  • договоры о материальной ответственности;
  • положение об аттестации, приказ о создании аттестационной комиссии, отзывы, аттестационные листы;
  • иные локальные нормативные акты и документы.

Также рекомендуется вести учет проверок, проводимых в отношении вашей организации, поскольку проверяющие делают соответствующую отметку в акте, если такой учет отсутствует.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам.

Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас.

Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону.

В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации

«Заработная плата. Средний заработок»  10 онлайн-уроков.

32 практических задачи, особые ситуации

Подробнее

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации.

Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда.

Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней.

Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Нарушений прав работников: ответственность, заявление, жалоба

Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.

1. Не индексировать зарплату

❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.

✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.

Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.

Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.

Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.

Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.

Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.

2. Штрафовать

❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.

✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ. 

Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.

Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.

3. Обязать пройти проверку на полиграфе

❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.

✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.

Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.

Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.

Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя.

Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса.

Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.

Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.

Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда.

Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры.

Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.

Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.

Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.

4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь

❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.

✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате. 

Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.

Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.

За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.

В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.

Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.

Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.

Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.

5. Оставить работника без перерыва на обед

❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.

✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ. 

Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.

В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.

Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.

Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником. 

6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ

❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.

✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.

2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.

В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.

Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.

7. Запретить менять банк для зарплатной карты

❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.

✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.

Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую. 

Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.

Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес. 

Статья актуальна на 08.02.2021

Порядок обжалования действий (бездействия) адвокатов

Кто осуществляет контроль за деятельностью адвокатов

Согласно действующему законодательству территориальные органы Минюста России в субъектах Российской Федерации осуществляют контрольно-надзорные полномочия (в т.ч.

ведут реестр адвокатов субъекта Российской Федерации, выдают адвокатам удостоверения, участвуют в работе по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, инициируют вопрос о лишении статуса адвоката, осуществляют контроль за качеством оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи).

Дисциплинарная ответственность адвокатов

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката (далее–Кодекс), дисциплинарным проступком адвоката признается нарушение требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности. Подобные действия влекут применение мер дисциплинарной ответственности.

  • К мерам дисциплинарной ответственности относятся:
  • замечание;
  • предупреждение;
  • прекращение статуса адвоката.
  • Куда обращаться с жалобой на действия (бездействие) адвоката
  • Для инициирования вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката лицо, полагающее что адвокат своими действиями (бездействием) нарушил законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, либо не исполнил решение органов адвокатской палаты, либо его проступок порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, вправе обратиться с соответствующим заявлением:
  • а)  в Адвокатскую палату того субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат;
  • б) в территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации, в реестре которого содержатся сведения об адвокате[1].
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Кодекса, поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:
  • 1) жалоба, поданная другим адвокатом, доверителем[2] адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона № 63-ФЗ;
  • 2) представление вице-президента Адвокатской палаты либо лица, его замещающего;
  • 3) представление территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
  • 4) обращение суда (судьи), рассматривающего дело, представителем (защитником) по которому выступает адвокат.
  • Как составить жалобу
  • Жалоба (представление, сообщение) признаются допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны (пункт 2 статьи 20 Кодекса):
  • 1) наименование Адвокатской палаты, в которую подается жалоба, вносятся представление, сообщение;
  • 2) фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;
  • 3) фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;
  • 4) наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;
  • 5) фамилия и имя (инициалы) адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства;
  • 6) конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;
  • 7) обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, обращением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

ВНИМАНИЕ! Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы, обращения, представления лиц, не указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, а также жалобы, обращения и представления на действия (бездействие) адвоката не связанные с исполнением им профессиональных обязанностей.

  1. Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований.
  2. Анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов не рассматриваются.
  3. Стадии дисциплинарного производства
  4. Дисциплинарное производство включает следующие стадии:
  5. 1) возбуждение Президентом Адвокатской палаты дисциплинарного производства;
  6. 2) разбирательство в квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;
  7. 3) разбирательство в Совете Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
  8. Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются (пункт 3 статьи 20 Кодекса):
  9. 1) состоявшееся ранее решение Совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;
  10. 2) состоявшееся ранее решение Совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Кодекса;
  11. 3) истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство возбуждается Президентом Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (либо лицом, его замещающим) на основании распоряжения в 10- дневный срок. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до 1 месяца.

  • Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:
  • 1) знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;
  • 2) участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;
  • 3) давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;
  • 4) знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;
  • 5) в случае несогласия с заключением комиссии представить Совету свои объяснения.
  • Как возвратить необработанный адвокатом гонорар
  • Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и территориальные органы Минюста России не уполномочены принимать решение о возврате адвокатом ранее уплаченного ему гонорара либо иных денежных средств, выплаты которых может требовать доверитель в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принятого адвокатом поручения.
  • За удовлетворением финансовых требований, вытекающих из соглашения об оказании юридической помощи, в случае, если урегулировать данные вопросы с адвокатом путем переговоров не удалось, доверитель вправе обратиться в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном действующим гражданско-процессуальным законодательством. 
  • Так, согласно статье 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление подается в районный суд по месту жительства ответчика, в письменной форме.
  • В исковом заявлении должны быть указаны:
  • 1) наименование суда, в который подается заявление;
  • 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • 3) наименование ответчика, его место жительства;
  • 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • 6) цена иска,  а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это
  • предусмотрено договором сторон;
  • 8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
  • В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
  • Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
  • К исковому заявлению прилагаются:
  • — его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • — доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца.
  •        — документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • — доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен договором;
  • — расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
  • Следует помнить, что срок  исковой давности для данной категории дел составляет 3 года начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
  • Одновременно следует отметить, что согласно пункту 6 Кодекса при отмене поручения адвокат должен незамедлительно возвратить доверителю все полученные от последнего подлинные документы по делу и доверенность, а также при отмене или по исполнении поручения — предоставить доверителю по его просьбе отчет о проделанной работе (данная информация поможет при исчислении цены иска, а также может выступить в качестве информации, подтверждающей обстоятельства, на которых истец основывает свои требования).

[1] Документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение адвоката часть 3 статьи 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).

В удостоверении содержится информация о регистрационном номере адвоката. Регистрационный номер адвоката включает в себя две составляющие (группы цифр), разделенные косой чертой, из которых первые две цифры — это номер субъекта Российской Федерации, а вторая составляющая (третья и далее цифры) — порядковый номер записи при внесении сведений об адвокате в реестр.

Реестр адвокатов субъекта Российской Федерации размещается на официальном сайте lawyers.minjust.ru в сети Интернет, территориальный орган Минюста России по субъекту Российской Федерации  размещает на своем официальном сайте ссылку на указанный сайт.

  1. [2] прим. согласно Кодексу под доверителем понимается:
  2. — лицо, заключившее с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи;
  3. — лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключенного иным лицом;
  4. — лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь бесплатно либо по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *