Осуществление государственного контроля — совет юриста

Защита от органов надзора Осуществление государственного контроля - Совет Юриста

Когда зарубежных юристов обучают коммерческому и корпоративному праву, им объясняют одну важную вещь: излишне усердствующие органы госконтроля представляют для организации не меньшую опасность, чем конкуренты и недобросовестные контрагенты. Однако это там, на Западе. На отечественных же просторах все обстоит гораздо печальнее. За время нашей 15-летней юридической практики мы убедились, что противостояние с надзорными и контролирующими органами гораздо опаснее, чем все конкуренты вместе взятые. Мы можем привести множество примеров, когда конфликты с представителями властей заканчивались многомиллионными штрафами, принудительной остановкой предпринимательской деятельности, аннулированием лицензии и прочими малоприятными последствиями. Да и конкретному сотруднику (особенно занимающему руководящую должность) надзорные органы способны доставить неприятности. Не будем забывать, что если при проведении проверки надзорный орган обнаружил факты, которые могут являться частью состава преступления — он обязан передать информацию в следственные структуры, которые затем примут решение о возбуждении уголовного дела.

Итак, что делать если «к Вам едет ревизор» (или ещё не едет, но Вы решили заблаговременно подстраховаться, не дожидаясь проверки)? Конечно, немедленно обратиться в юридическую фирму. Попытка уладить дело самостоятельно чревата негативными последствиями.

Привести деятельность организации в соответствие с законодательством до проверки гораздо проще, чем лихорадочно пытаться что-то исправить, когда проверка уже началась и по Вашей организации ходят проверяющие.

Однако решить вопросы в ходе начавшейся проверки все равно легче, чем пытаться оспорить официальный протокол проверки, в который вписаны все нарушения и «прегрешения» проверяемого.

Даже если результаты проверки письменно зафиксированы, шанс оспорить их в досудебном порядке намного выше, чем в ходе начавшегося судебного процесса — наверное, ни для кого не секрет, что подавляющее большинство процессов, где стороной выступает госорган, заканчивается в пользу государства.

Поэтому, в случае проблем, связанных с надзорными и контролирующими органами, малейшее затягивание с квалифицированной юридической помощью может быть фатальным. Если приводить аналогию из медицины — то при деструктивном аппендиците квалифицированную медицинскую помощь нужно оказывать до развития перитонита.

Иначе прогноз будет гораздо хуже. А ещё лучше не забывать о том, что заниматься своевременной профилактикой и предотвратить заболевание предпочтительнее, чем потом лечить его.

Так и с надзорными органами — гораздо лучше обратиться к юристам заранее и подготовить организацию к возможным проверкам, не дожидаясь официального визита проверяющих.

Юридическая поддержка при взаимоотношениях с надзорными и контролирующими органами является одним из основных направлений деятельности юридической компании «Б&О Барристерс». Нашими. преимуществами перед другими юридическими компаниями являются:

  • значительный опыт (около 15 лет) наших юристов по успешной юридической поддержке коммерческих и некоммерческих организаций перед проверками надзорных органов, во время таких проверок и после них;
  • высокая квалификация юристов: в нашей команде есть юристы, работавшие в надзорных органах, принимавшие непосредственное участие в проведении плановых и внеплановых проверок, с глубокими знаниями практических аспектов осуществления государственного и муниципального надзора, а также особенностей документального оформления проверок и их результатов;
  • специализация на медицинском и фармацевтическом праве: мы уделяем особое внимание отраслевой специфике деятельности таких органов как Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медико-биологическое агентство, Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России, Роскомнадзор, Роспатент, Ростехнадзор, Государственная противопожарная служба МЧС России и другие;
  • комплексный подход при осуществлении юридической поддержки. Вначале мы проводим документарный аудит (проверку документации Вашей организации на соответствие законодательству); потом проверяем практические аспекты функционирования Вашей организации (не будем забывать, что надзорные органы крайне редко ограничиваются лишь документарной проверкой — в их арсенале есть множество иных мероприятий: осмотр помещения, изъятие образцов, контрольная закупка и т.д); затем анализируем претензии надзорного органа (возможные или реальные, если таковые уже возникли) и, наконец, разрабатываем возможные меры по ликвидации таковых претензий, например: приведение соответствующих аспектов деятельности в соответствие с законодательством, модернизация ведения документооборота, оспаривание актов проверки и другие;
  • работа с организациями всех форм собственности (государственные, муниципальные, частные) и организационно—правовых форм, а также с индивидуальными предпринимателями. Также возможны консультации физических лиц по вопросам взаимодействия с надзорными органами.
  • конфиденциальность: мы гарантируем неразглашение любых сведений, которые станут нам известны в ходе оказания юридической поддержки. Соблюдение адвокатской тайны—один из «золотых» стандартов «Б&О Барристерс».

Чем мы можем Вам помочь

«Б&О Барристерс» при осуществлении юридической поддержки по вопросам проверок и иных взаимоотношений с надзорными органами оказывает такие услуги:

  • документарный аудит в сфере деятельности, подлежащей проверке надзорного органа;
  • комплексный медикоправовой аудит (включающий как документальные, так и практические аспекты) с выездом нашего сотрудника в организацию;
  • проведение анализа возможных рисков при взаимодействии с надзорными органами и составление плана превентивных мероприятий (юридически мотивированных рекомендаций) по минимизации таких рисков;
  • юридическое сопровождение во время проведения проверки (консультации в режиме реального времени; контроль за соблюдением проверяющими административных регламентов и иных законодательных актов, регулирующих проверку; оперативный выезд юриста «Б&О Барристерс» на место проведения проверки и т.д.);
  • юридическая экспертиза документов, составленных надзорным органом (акты проверок, протоколы, постановления, предписания, рекомендации, письма) с составлением предложений по их возможному обжалованию;
  • досудебное обжалование результатов проверок, проведённых надзорными органами (составление возражений на акт проверки, обжалование действий либо бездействия проверяющего лица, обжалование компетенции надзорного органа, ведение досудебной переписки с надзорным органом и т.д.);
  • досудебное обжалование постановлений и решений об административных нарушениях;
  • судебное обжалование результатов проверок, проведённых надзорными органами (включая обжалование санкций, наложенных надзорными органами);
  • составление юридических консультаций и аналитических заключений по вопросам взаимодействия с надзорными органами, в том числе по вопросам, касающихся проверок;
  • проведения тренингов и лекций по основам законодательства в сфере государственного и муниципального надзора;
  • проведение тренингов и лекций, обучающих руководство и/или сотрудников организации юридически правильному поведению при взаимоотношении с представителями надзорных органов.

Документальная защита от органов надзора

«Б&О Барристерс» предлагает приобрести специальный пакет «Документация медицинской организации, которую нужно иметь перед проверкой».

В состав пакета входят юридически выверенные образцы основных документов, которые необходимы медицинской организации перед началом проверки профильных надзорных органов (Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда и т.д.).

Образцы достаточно универсальны для того, чтобы применять их в большинстве медицинских организаций без значительной адаптации и, в тоже время, достаточно специализированы, чтобы отразить особенности медицинской деятельности и удовлетворить требования проверяющих из надзорных органов.

Документы входящие в состав пакета сформированы в полном соответствии со всеми нюансами медицинского законодательства, действующего на сегодняшний день.

Стоимость пакета «Документация медицинской организации, которую нужно иметь перед проверкой» более чем в 3 раза меньше по сравнению со стоимостью аналогичных документов, приобретаемых по отдельности. По запросу «Б&О Барристерс» также может разработать для Заказчика и иные внутренние документы, которые могут понадобиться при проведении проверок (в том числе с более точным отражением специфики деятельности организации Заказчика).

В каких регионах мы работаем?

«Б&О Барристерс» оказывает юридическую поддержку по вопросам взаимоотношений с надзорными органами по всей территории России — как в Москве, так и в других регионах РФ.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

С 1 июля 2021 года  вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.

Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и  органов прокуратуры  и др.

Кроме того, Закон №248-ФЗ не регламентирует порядок осуществления некоторых видов государственного контроля.

Например, налогового, валютного, таможенного контроля, федерального государственного контроля (надзора) за оборотом оружия, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других. Перечень соответствующих исключений установлен ст.2 Закона №248-ФЗ.

  • Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
  • — меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);
  • — самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;
Читайте также:  Объединение двух земельных участков - Совет Юриста

— профилактический визит — беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.

  1. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.        
  2. При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
  3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.

  • Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
  • — мониторинговая закупка — мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
  • — выборочный контроль — мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;

— инспекционный визит — мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

  1. Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
  2. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  3. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  4. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  5. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  6. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
  7. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  8. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

  • Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
  • Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля  определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
  • Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  • (Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)

Государственный контроль (надзор)

  • Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.
  • В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)
  • Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:
  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;
  • осуществление государственного метрологического надзора;
  • сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.
  1. В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.
  2. Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.
  3. Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

  • В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
  • На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.
  • Руководителям МТУ по суррогатам ДУУ (pdf , 0.50 Мб)
  • Приложение к 698 (pdf , 0.86 Мб)
  • Приказ № 689 (pdf , 0.06 Мб)
  • Как читать паспорт качества топлива (pdf , 1.03 Мб)
  • Инфографика: «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований Технических регламентов» (pdf , 0.12 Мб)
  • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (docx , 0.00 Мб)
Читайте также:  Право работника забрать медкнижку при увольнении - Совет Юриста

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска. (xlsx , 2.15 Мб)

Изменения в перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска. (xlsx , 0.57 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2018 год. (docx , 0.04 Мб)  

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2019 год (docx , 0.04 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2020 год (docx , 0.03 Мб)

В рамках консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с выпуском в обращение и обращением на рынке не соответствующей установленным требованиям продукции, а также построения взаимного сотрудничества и партнерства Росстандартом выстраивается взаимодействие с отраслевыми объединениями, ассоциациями, союзами. В настоящее время заключены соглашения с:

  • Ассоциация «Электрокабель»;
  • Союз производителей цемента «Союзцемент»;
  • Алюминиевая Ассоциация;

В рамках заключенных соглашений стороны будут осуществлять обмен информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции, проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов и других мероприятий.

Последнее обновление: 13.07.2021 10:40

7 правил поведения при проверке государственными органами — Офтоп на vc.ru

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст.

318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет.

Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС).

Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение.

Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе.

Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК).

Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили.

Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст.

307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст.

51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании.

Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях.

Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела.

Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок.

В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок.

Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы.

Читайте также:  Как прописать ребенка - совет юриста

При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок.

Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности.

Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь.

Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем.

Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо.

Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Защита при проведении проверок

В отношении субъектов бизнеса и некоммерческих организаций систематически проводятся мероприятия по контролю за их деятельностью.

Инспекции ФНС, КРУ, ФАС, лицензирующие органы проверяют индивидуальных предпринимателей и компании на предмет соблюдения законодательства.

Порядок, сроки и другие особенности осуществления контроля над деятельностью ИП и организаций определены положениями ФЗ № 294 от 26.12.2008 и другими нормативными актами.

При выполнении надзорных мероприятий нередко нарушаются законные права представителей бизнеса и некоммерческих структур. Для обеспечения защиты при проведении проверок органами государственной власти нужна правовая поддержка.

Специалисты ООО «Юридическая компания «Верховенство права» помогают предпринимателям и организациям при осуществлении надзорных мероприятий. Каждому клиенту гарантирован профессиональный подход, надежность и ответственное отношение.

После заключения договора о сотрудничестве с нами Вы находитесь под профессиональной защитой надежной компании.

Полезная информация по юридической защите при проведении проверок органами государственной власти.

Закон предусматривает различные виды госконтроля в отношении ИП и организаций: налоговый, таможенный, валютный, антикоррупционный, лицензионный, транспортный, антимонопольный, строительный, пожарный и т. д. Надзорные мероприятия осуществляются в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений. Законом установлены следующие формы контроля:

  • проверки. Они могут быть выездными и камеральными, плановыми и внеплановыми;
  • надзорные мероприятия без взаимодействия с ИП и юридическими лицами;
  • меры по пресечению и/или устранению выявленных правонарушений и т. д.

В рамках осуществления надзорных мероприятий государственные органы наделены определенными полномочиями, правами и обязанностями.

Предмет плановой проверки — соблюдение ИП и организациями установленных законодательством требований. О таком мероприятии предприниматель или юридическое лицо уведомляется заблаговременно. Сроки такого извещения установлены нормативными актами, регулирующими госконтроль в каждой сфере.

Предмет внеплановой проверки — соблюдение субъектом бизнеса или некоммерческой структурой обязательных предписаний уполномоченных органов и/или требований закона.

Для такого мероприятия нужны основания.

Ими могут являться: мотивированные акты должностных лиц надзорных структур, наличие предписаний об устранении правонарушений, факты причинения вреда здоровью или жизни людей, животных и т. д.

Юридическая защита включает в себя обязательное соблюдение следующих принципов проведения проверок органами государственной власти:

  • презумпции добросовестности индивидуальных предпринимателей и организаций;
  • преимущественно уведомительного порядка старта ведения отдельных видов бизнеса;
  • доступности и открытости для компаний и ИП нормативных актов, на предмет соблюдения которых проводятся надзорные мероприятия;
  • недопустимости взимания платы с предпринимателей и организаций за осуществление в отношении них контроля;
  • запрета на проведение несколькими госструктурами проверок соблюдения одних и тех же требований в отношении одного и того же ИП или организации и других.

Более подробно о правах и обязанностях ИП, организаций и контролирующих структур можно узнать на консультации специалиста ООО «Юридическая компания «Верховенство права».

Почему при проведении проверок органами государственной власти нужна правовая защита?

Закон предъявляет строгие требования к деятельности организаций и ИП, наличию и ведению ими документации, ее оформлению и предоставлению отчетности. Нарушение нормативных актов грозит серьезными неприятностями для бизнеса или некоммерческой структуры.

На ИП или организацию может быть наложен крупный штраф. В ряде случаев деятельность компании или предпринимателя приостанавливается вплоть до принудительной ликвидации.

За некоторые правонарушения предусмотрены такие санкции, как арест, лишение или ограничение свободы.

В процессе выполнения действий по надзору контролирующие структуры часто допускают различные нарушения.

Чаще всего это несоблюдение сроков проведения проверок, отсутствие или задержка уведомления или других обязательных документов, незаконные предписания или их неграмотное оформление, необоснованное привлечение к административной ответственности и другие. Чтобы грамотно отстоять интересы своего бизнеса, обратитесь за профессиональной поддержкой.

Услуги по юридической защите при проведении проверок органами государственной власти.

Мы предлагаем:

  • профессиональные консультации. На личном приеме Вы узнаете о своих правах и обязанностях при проведении проверки. Юристы расскажут о нормативных актах, которые регулируют осуществление надзорных мероприятий. Также они проинформируют о том, как правильно действовать при проведении камеральной и выездной проверки, как грамотно обжаловать незаконные предписания и акты о привлечении к административной ответственности;
  • экстренные выезды в офис клиента;
  • проведение проверки документов перед осуществлением контроля со стороны государственных органов;
  • предоставление рекомендаций по подготовке организаций и индивидуальных предпринимателей к надзорным мероприятиям;
  • взаимодействие с представителями властных структур в интересах клиента (ведение переговоров, переписки, обжалование актов по результатам проверок в административном порядке);
  • подготовку процессуальных документов (заявлений, жалоб, ходатайств);
  • судебное представительство. Наши юристы оценивают перспективы дела, составляют процессуальные документы, участвуют в заседаниях суда. Для отстаивания интересов клиента юристы наделены законными полномочиями. Специалисты участвуют в прениях, задают вопросы свидетелям и экспертам, при необходимости обжалуют судебные решения;
  • защиту интересов государственных и муниципальных служащих при рассмотрении дел о коррупционных правонарушениях;
  • другие услуги по юридической защите при проведении проверок органами государственной власти.

Какие преимущества получает клиент при обращении к нам?

  • Профессиональный подход и внимательное отношение. Наши юристы имеют большой практический опыт решения вопросов подобного рода. Мы знаем, как работает правовая система изнутри. Благодаря этому клиентам предлагаются максимально эффективные схемы действий и грамотные рекомендации.
  • Готовность и опыт работы со сложными и нестандартными ситуациями. Нам интересны такие дела, и мы применяем действенные стратегии по их ведению.
  • Возможность экстренных вызовов. Своевременное участие юриста — надежный способ предотвращение нарушений со стороны контролирующих структур. При вынесении незаконных предписаний мы принимаем оперативные меры по восстановлению справедливости в отношении клиента.
  • Гарантия строгой конфиденциальности. Вся информация, которая становится известной в процессе сотрудничества с нами, не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах. Такие сведения остаются в тайне.

Для обращения за услугой по юридической защите при проведении проверок органами государственной власти просто позвоните нам. А лучше приходите в наш офис, который находится в центре Москвы по адресу: переулок Черкасский Малый, дом 2, этаж 6, оф. 15 (станция метро «Лубянка»).

В располагающей обстановке за чашечкой кофе мы обсудим Ваши вопросы и вместе подготовимся к визитам представителей власти.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *