Подтверждение обучения и диплома после закрытия вуза — Совет Юриста

Каждое государство имеет собственную уникальную систему образования. Обучение в школе может длиться от 10 до 13 лет, в бакалавриате — от 3 до 5 лет.

Многие страны, несмотря на участие в Болонском процессе, предполагающем принятие единой трехступенчатой системы степенейбакалавриат — магистратура — докторантура, все еще осуществляют подготовку в рамках традиционных квалификаций (Laurea Magistrale и Master universitario в Италии, Licence во Франции, специалитет в России) или уровней (RQF в Британии, EQF в Европе). В то же время даже при одинаковых названиях учебные планы школьных и вузовских программ могут значительно отличаться изучаемыми предметами и количеством зачетных единиц.

Другими словами, иностранный аттестат или диплом может иметь совершенно другое содержание и качество. Поэтому процедуры легализации и признания необходимы, чтобы приемная комиссия удостоверилась, во-первых, в достоверности документа, а во-вторых, в готовности абитуриента освоить образовательную программу в соответствии с принятыми уже в этой стране стандартами.

Когда требуется легализация?

Как правило, легализация нужна в случае, если необходимо использовать документ на территории другой страны. При этом помимо диплома/аттестата, в число документов, требующих легализации, входят:

  • Свидетельство о браке/разводе;
  • Свидетельство о рождении;
  • Судебные документы;
  • Справка об отсутствии судимостей;
  • Доверенность;
  • Переводы, сделанные присяжными переводчиками;
  • Иные бланки, справки, свидетельства.

Вид легализации зависит от участия страны в Гаагской конвенции: страны-участницы принимают апостилирование, остальные требуют консульскую легализацию.

В каких случаях легализация не требуется?

Легализация документа об образовании не требуется в случаях:

  • Наличия двусторонних и многосторонних договоров, отменяющих легализацию. У РФ соглашения заключены с 45 государствами (большинство стран СНГ, Китай, Чехия, Финляндия, Кипр и др.);
  • Отсутствия соответствующего требования в отдельных образовательных учреждениях (легализация все равно может понадобиться на следующих этапах обучения или в других вузах).

Стоит отметить, что соглашения могут действовать как в отношении всех документов, так и в отношение определенных видов справок или свидетельств.

Типы легализации документов

Существует два типа легализации документов:

  • Консульская легализация — сложная двусторонняя процедура, предполагающая удостоверение документа государственными органами разного уровня. Как правило, это нотариус, МИД страны, которая выпустила документ, и консульство в планируемой стране обучения;
  • Апостилирование — упрощенная процедура легализации, принятая в странах-участниках Гаагской конвенции 1961 года (всего 118 государств). Предусматривает проставление специального знака/штампа — апостиля — на оригиналах или копиях документов. Госпошлина за апостилирование в России — 21 USD.

Основным отличием двух типов является то, что консульская легализация действует только в той стране, чье консульство легализовало документ (например, диплом российского вуза, легализованный консульством РФ в Канаде, действителен только в Канаде), в то время как апостиль, проставленный в России, признается всеми государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Другое отличие — в сроках. Ввиду сложности процедуры, консульская легализация занимает больше времени, чем апостилирование.

Необходимость и требуемый тип легализации следует уточнять в каждом конкретном случае. Некоторые страны даже при наличии специальных договоров требуют документ с апостилем (например, Греция). При этом другие, не участвуя в Гаагской конвенции, могут признавать апостилирование (например, Канада).

Кто занимается легализацией и признанием документов об образовании?

Легализация всегда проводится на территории страны, в которой был выдан документ, с помощью компетентных органов.

Так, для осуществления консульской легализации российского аттестата/диплома необходимо обратиться в Консульский департамент МИД РФ, а затем в консульство той страны, куда поступает абитуриент.

Проставление апостиля возможно в региональных подразделениях Рособрнадзора России (на оригиналах документов) или в территориальных управлениях Минюста (на копиях документов)[0].

В свою очередь, признанием аттестатов/дипломов занимаются либо сами университеты, либо уполномоченные организации на территории страны обучения. В случае последних процедура, как правило, является платной. Оценка может занять от нескольких дней до нескольких месяцев.

Информационная поддержка в вопросах признания иностранных квалификаций во многом обеспечивается за счет European Network of Information Centres и National Academic Recognition Information Centres in the European Union. ENIC-NARIC Networks — это сеть информационных центров, созданных по инициативе ЮНЕСКО и Совета Европы в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании квалификацийLisbon Recognition Convention (1997).

Что такое апостиль?

Подтверждение обучения и диплома после закрытия вуза - Совет Юриста

Апостиль — специальный знак который проставляется на оригиналах или копиях документов и означает законность их использования в других странах.

Согласно Гаагской конвенции, апостиль должен иметь прямоугольную или квадратную форму со стороной не менее 9 сантиметров и содержать ряд сведений по образцу. Заголовок всегда указывается на французском языке: Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961), остальная часть может быть дана на французском/английском и/или национальном языке.

Способ проставления зависит от страны: штамп, клей, печать, стикеры. Апостиль может располагаться на самом документе или прикрепляться в виде приложения. В России апостиль имеет форму штампа непосредственно на документе.

Как проставить апостиль на документах?

В первую очередь, стоит помнить, что апостиль можно проставить только в той стране, где был получен документ. Консульства или посольства других стран для этих целей не подходят. Апостилированием занимаются специальные инстанции, которые определяются типом документа. Так, апостилировать документы могут:

  • Министерство Юстиции;
  • МВД;
  • ЗАГС;
  • Департамент образования;
  • Другие уполномоченные органы.

Условия проставления апостиля:

  • Страна выдачи (где был выпущен документ) и страна назначения (где будет использоваться документ) ратифицировали Гаагскую конвенцию;
  • Документ оформлен по государственному образцу;
  • Документ имеет хорошо различимые печать и подпись;
  • На документе отсутствует ламинирование.

Следует уточнять необходимость апостилирования в каждом конкретном случае. Так, есть документы, которые в принципе не требуют легализации во многих странах, например, загранпаспорт.

Что такое консульская легализация?

Подтверждение обучения и диплома после закрытия вуза - Совет Юриста

Консульская легализация представляет собой более сложную процедуру, которая поэтапно проводится на территории двух государств. Этот тип легализации актуален для тех стран, которые не ратифицировали Гаагскую конвенцию.

Как и в случае с апостилем, в процедуре могут участвовать только документы, оформленные согласно государственному образцу и имеющие различимые печать и подпись. Итогом консульской легализации является документ, который может быть использован только в той стране, чье консульство заверит его на последнем этапе.

Как пройти процедуру консульской легализации?

Чтобы пройти консульскую легализацию, необходимо:

  • Перевести документ на язык страны, где планируется его использование (при необходимости);
  • Заверить перевод или документ (если перевод не требуется) у нотариуса;
  • Пройти удостоверение подписи нотариуса в Министерстве юстиции;
  • Легализовать документ в МИДе;
  • Заверить документ в консульстве или посольстве страны назначения.

Стоит проверять наличие дополнительных требований в зависимости от страны. Вся процедура консульской легализации занимает примерно 2-3 месяца.

Особенности легализации и признания диплома при поступлении

Сложность легализации и признания состоит в том, что в некоторых случаях нужно пройти через обе процедуры. В некоторых — только через первую. В других — только через вторую.

Однако есть ещё одна процедура — перевод документа на язык страны обучения, который также имеет свои нюансы в каждой стране.

Например, в Чехии принимают только переводы, сделанные их нотариальными или консульскими переводчиками.

Ниже приводим сводную таблицу по процедурам в порядке их прохождения.

СтранаЛегализация в РФПеревод аттестата / дипломаПризнание в стране обучения
Чехия Не требуется Консульский Нострификация
Великобритания Не требуется Нотариальный Проводится вузом
Нидерланды Не требуется Нотариальный Проводится вузом
Австрия Апостиль Консульский / Нотариальныйзависит от вуза, с последующим проставлением апостиля в Министерстве юстиции Проводится вузом
Германия Не требуется Консульский / Нотариальныйзависит от вуза Проводится вузом
Италия Апостиль Консульский Проводится вузом
Болгария Не требуется Консульский Признание в Минобречасто делает сам вуз
Польша Апостиль Консульский Признание в Минобрев течение первого семестра после начала обучения
США Апостиль Нотариальный / Профессиональныйзависит от вуза Эвалюация / Не требуетсязависит от вуза
Канада Апостильпри трудоустройстве может понадобиться консульская легализация Нотариальный / Профессиональный Эвалюация / Проводится вузомзависит от вуза
Австралия Не требуется Нотариальный Проводится вузом
Норвегия Апостиль Нотариальный Проводится вузом
Швейцария Апостиль / Не требуетсязависит от вуза, программы и кантона Нотариальный Проводится вузом
Испания Апостиль Профессиональный Омологация / Не требуется
Франция Не требуется Консульский Проводится вузом
Бельгия Апостиль Консульский Эквивалентность / Проводится вузомв зависимости от сообщества

Типы переводов документов

После легализации диплом или аттестат необходимо перевести на язык страны обучения

  • Консульский — осуществляется судебными переводчиками или переводчиками при консульстве в стране обучения. Это самый затратный, но самый надежный способ качественно перевести свои документы.
  • Нотариальный — выполняется в России с помощью нотариальной конторы. Несмотря на заверение нотариуса, такие переводы зачастую требуют дополнительной проверки написания предметов и правильной транслитерации имени студента.
  • Профессиональный — перевод документов в России в профессиональном бюро переводов с печатью агентства и подписью переводчика. Подобные переводы требуют тщательной проверки студентом из-за большого числа недобросовестных переводческих бюро.

Важно: перевод не является легализацией.

Как проходит процедура признания в разных странах?

Подробнее о процедуре признания в каждом случае можно прочитать в соответствующем разделе об образовании в стране (ссылки в таблице).

Как спасти диплом из "горящего" вуза

  • В конце июня стало известно, что семь гуманитарных специальностей Алтайского государственного технического университета (АлтГТУ) не прошли аккредитацию, а это значит, что более 100 выпускников могут остаться без дипломов государственного образца.
  • Ранее ректор вуза был отправлен в отставку министром образования РФ Дмитрием Ливановым, однако страх — не получить достойного диплома — всё ещё витает среди старшекурсников. 
  • Несмотря на то что исполняющий обязанности ректора алтайского вуза вернулся из Москвы, куда он был днём ранее вызван в Минобрнауки на разбирательства, и студентам сообщили (пока неофициально), что их переведут в Алтайский государственный университет (АлтГУ) для прохождения итоговой аттестации и получения диплома гособразца, по словам студентов — жертв произошедшего, сегодня на них давят члены руководства вуза и просят «под шумок» всё же сдать экзамены в родном университете: якобы иначе шансов на достойный диплом вовсе не будет.
Читайте также:  Могут ли отобрать i группу инвалидности? - совет юриста

— Сегодня утром нас принуждали и говорили, что мы должны пройти государственную итоговую аттестацию для получения диплома негосударственного образца. При этом утверждали, что без этого диплома нас не переведут в другие вузы. Это похоже на какую-то околесицу! Нас больше ста человек. Мы все отказались проходить итоговую аттестацию в том вузе, в котором мы сейчас, и написали коллективное заявление на перевод в другое учебное заведение. Потому что мы не уверены, что после прохождения и получения негосударственного диплома мы сможем перевестись в другие вузы и получить всё-таки то, чего мы достойны, — сообщила Лайфу Оксана, «без пяти минут» выпускница АлтГТУ.

Согласно учебному плану, студенты гуманитарных специальностей должны были защититься в конце июня — начале июля, но этого не случилось из-за «образовательного коллапса». Сейчас же выпускникам сообщили новый дедлайн — 31 августа: до этого времени гуманитарии должны уже получить свои дипломы (в старом или уже в новом вузе). Но какого образца?

Если АлтГТУ не переведёт незащитившихся «брошенных сынов» под другое крыло до этого времени, то студенты будут либо отчислены, либо получат липу или диплом от частного вуза.

Насколько оправданны опасения студентов, оказавшихся в «рассыпающемся» вузе, и что делать, если госдиплом под угрозой, рассказали эксперты. 

Путь первый — попросить 

По словам президента коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе, если поддаться давлению руководства родного вуза и всё же защититься «с риском», то это может привести к тому, что выпускникам придётся довольствоваться только лишь частной «корочкой» — процесс необратим и перевестись на последний курс ни в один вуз не получится.

— Выпускники такого учебного заведения не будут числиться в Едином государственном реестре документов государственного образца об уровне образования и квалификации, а значит, будут проблемы с трудоустройством. Придётся заново получить образование, но уже в аккредитованном вузе, — сказал Трапаидзе.

Одним из вариантов того, что делать, если отзыв аккредитации подкрался к вузу незаметно, по мнению адвоката московской коллегии «Легис групп» Максима Домбровицкого, может быть «прошение».

— Любая проблема вуза — это не головная боль студентов.

Если учебное заведение по какой-то причине преобразуется в нечто иное или, например, приостанавливают аккредитацию, то для начала студентам имеет смысл коллективно обратиться к властям вплоть до Министерства образования для проведения проверки законности действий руководства вуза. Учащиеся должны заявить о своих правах на гособразование.

Путь второй — война

Если же «гуманные» способы не сработали, а история с переводом в другой вуз или получением достойного диплома затягивается, стоит обратиться в суд.

— Если вы были зачислены и учились в вузе, пока у него была аккредитация, то вам обязаны выдать диплом государственного образца, — говорит Трапаидзе.

— Нужно чётко знать, когда приостановили работу в учебном заведении, сроки действия аккредитации. И отняли ли её полностью или только по некоторым специальностям. Всё нужно выяснять.

Всё зависит от того, попадает ли зачисление студента во временной промежуток, указанный в приказе о поступлении.

Путь третий — уйти под чужое крыло 

Ещё один вариант «выхода» — Ноев ковчег, а именно — другое учебное заведение. Вы потеряете время, но этот путь более надёжный. Перевести может либо ваш «потерявший доверие» вуз, либо — вы сами.

Однако, как замечают эксперты, возможно, вам придётся поступать уже в следующем году и даже досдавать какие-то предметы. Вы потеряете один год, но тогда уже точно получите документ гособразца. При этом нельзя забывать: в некоторых университетах (может, вы хотите перейти в какой-то определённый) может быть закрыт набор, сформированы учебные группы и вам придётся ждать ещё год.

  1. Как советует юрист Зинур Зинетулин («Князев и партнёры»), прежде чем уходить в другой вуз — подождите решения властей, у которых вы просили помощи.
  2. — При этом вы должны знать, что ваша старая альма-матер не обязана переводить вас в другой вуз, — сказал эксперт.
  3. Платники могут и выиграть

— Если студенты не были бюджетниками и платили деньги на образование, то можно просить возврата денежных средств и компенсаций, в том числе и за моральный ущерб.

По приказу, вуз должен выдать дипломы государственного образца студентам, чьи фамилии записывались при поступлении в вуз, на момент, когда у него ещё не отозвали аккредитацию.

Если этого не выполняется, можно также обратиться в суд, — говорит Константин Трапаидзе.

Если есть вероятность отзыва аккредитации, то студентов нужно об этом предупредить заранее. А уж выпускники — последние, кто должны страдать от этого, добавил юрист.

Инструктаж: как выбрать «годный» вуз

— Выбирайте вуз по репутации, смотрите рейтинги успешных вузов, смотрите документы судебной практики. Например, по банкротным делам: не является ли этот вуз банкротом. Все сведения о лицензиях любых образовательных учреждениях в России содержатся в единой базе Рособрнадзора.

— Мониторьте образовательные сайты. Хотя бы следите за новостями сайта Министерства образования России, если мы не говорим о топовых вузах. Имеет смысл обращаться за обучением в вузы, которые себя более или менее зарекомендовали.

— При вступлении в не самый известный вуз необходимо ознакомиться с образовательными документами: уставом и положением.

— Узнайте, не находится ли вуз в рейтинге нестабильных и ненадёжных вузов.

— Внимательно изучайте сайт вуза. Там опубликованы все документы, они должны быть в открытом доступе: аккредитация и лицензия. Обязательно посмотрите, каковы сроки их окончания.

— Также нужно узнать побольше о ректоре и учебном процессе. При платной форме обучения действует правило — оказание образовательных услуг при договоре. Они выполняются в полном объёме.

Помните: если у вас коммерческий вуз — его скорее могут лишить аккредитации. Если вуз с устоявшимися традициями и репутацией, то там не будет предпосылок для лишения аккредитации либо лицензии. С частными вузами не всё однозначно. Для студентов это всё же риск.

— Конечно, есть и новые общеобразовательные учреждения, и не хотелось бы как-то порочить их репутацию, но внимательно подходите к выбору вуза. Узнавайте, какой состав, какие преподаватели, кто финансирует. Внимательно читайте договоры, которые заключаются, и что там прописано. А если хочется гарантий — учитесь в вузах, которые работают десятилетиями. Даже если это коммерческий вуз. Да, это может стоить дороже или вам будет тяжелее учиться. Но в конце можно быть уверенным, что получишь диплом, который будет котироваться, — заключил адвокат Максим Домбровицкий.

По данным на 1 июля 2016 года, Рособрнадзор полностью приостановил госаккредитацию восьми вузов, ещё 11 учебным заведениям запретили принимать абитуриентов. При этом за «неустранение несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся» из них лишены государственной аккредитации по программам высшего образования четыре университета. 

По статистике, за прошедший год действие аккредитации приостановили в 129 вузах и филиалах, у 15 — приостановили лицензии. Приём («воспитательная» мера до отзыва разрешения на работу вуза. — Прим. Лайфа) запретили в 72 вузах. 

Внимание: Диплом! Обзор судебной практики по спорам, связанным с невыдачей документа о высшем образовании

Внимание: Диплом! Обзор судебной практики по спорам, связанным с невыдачей документа о высшем образовании

По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации. Соответствующие документы государственного образца выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Соответственно, лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, документ об образовании не выдается (ч. 12 ст. 60). Вместо него выдается справка об обучении или о периоде обучения.

На практике часто возникают проблемы с выдачей документа об образовании, в особенности на уровне высшего образования и в особенности при условиях реализации образовательных программ на платной основе.

Так, еще в период действия прежнего законодательства об образовании, судами признавалась незаконной невыдача дипломов о высшем образовании лицам, успешно завершившим обучение и прошедшим государственную аттестацию, но не оплатившим полностью обучение.

Так, например, Президиум Белгородского областного суда в Постановлении от 25 октября 2012 г. № Г-44-56 пришел к выводу о том, что удержание дипломов в качестве дополнительного условия при наличии задолженности по оплате за обучение, как и их невыдача, противоречит законодательству.

Читайте также:  Представление интересов ребенка в медучреждениях - совет юриста

К аналогичному решению пришла тремя годами ранее Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в Определении от 26 января 2009 года. 

Рассмотрев дело об удержании диплома в связи с неуплатой в полном объеме стоимости обучения Коллегия определила, что неисполнение Заказчиком (обучающимся) своей обязанности по внесению полной стоимости образовательных услуг не является основанием для отказа в выдаче диплома.

Диплом о высшем профессиональном образовании сам по себе является документом государственного образца, который выдается выпускнику вуза, прошедшему в установленном порядке итоговую государственную аттестацию.

При наличии у академии претензий к заказчику ввиду неисполнения им условия Договора об оплате при полном оказании исполнителем образовательных услуг, данная сторона не лишена возможности защиты своих прав и интересов в установленном законом порядке, однако такого способа защиты права, как удерживание государственного документа о присвоении квалификации по специальности Законом не установлено.

Данная линия аргументации сохраняет силу и при ссылке на соответствующие нормы действующего ФЗ «Об образовании в РФ».

Призываем выпускников обращать внимание на срок действия лицензии и государственной аккредитации вуза.

В прошлом были случаи, когда выданные дипломы признавались недействительными в связи с тем, что у выдавшего их вуза отсутствовала государственная аккредитация по конкретной специальности, даже при наличии общего свидетельства об аккредитации и надлежащей лицензии.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 29 апреля 2008 г.

№ Ф03-А51/08-1/1263 пришел к выводу о том, что документы об образовании и (или) квалификации образца, утвержденного ректором образовательного учреждения, выданные по не аккредитованным, но лицензированным специальностям, не являются документами государственного образца и не могут подтверждать повышение квалификации специалистов. В решении по похожему делу от 9 сентября 2008 г. № А40-24047/08-154-279 Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным диплом о высшем экономическом образовании, который был выдан учреждением, у которого отсутствовала государственная аккредитация. Следовательно, лицо, получившее диплом, было признано не отвечающим квалификационным требованиям об образовательном уровне руководителя страховой организации.

Предлагаем обратить внимание на успешную практику доказывания вины образовательной организации в нарушении прав потребителей образовательных услуг при неуведомлении обучающихся об истечении срока государственной аккредитации. Так, Пензенский областной суд в Апелляционном определении от 28 октября 2014 г.

по делу № 33-2712/2014 удовлетворил исковые требования о защите прав потребителя, так как истец-обучающийся не был уведомлен о том, что учебное заведение утратило государственную аккредитацию.

Ответчиком-институтом было допущено существенное нарушение условий заключенного договора, повлекшее невозможность для истца получения документа об окончании вуза.

По материалам дела, истица написала заявление о расторжении договора, однако сделано это было с целью осуществления перевода в другой вуз, располагающий возможностью выдачи диплома государственного образца, который должен был обеспечить институт, лишенный государственной аккредитации.

Поскольку такого перевода не последовало, а в суде удалось доказать, что заявление было написано истицей по инициативе администрации учебного заведения, как способствование переводу в другое учебное заведение, суд пришел к выводу, что институт, лишенный аккредитации, не принял всех необходимых мер для перевода истицы в другое учебное заведение с зачетом всех дисциплин и зачислением на курс, соответствующий уровню полученного образования.

Следует помнить, что по делам о невыполнении вузом, лишенным лицензии или государственной аккредитации, обязательств по переводу обучающихся в другой вуз, денежные требования к вузу, нарушившему обязательства, предъявлять бесполезно.

Об этом свидетельствует, например, Апелляционное определение Московского городского суда от 8 мая 2015 г. № 33-14835.

В данном определении суд отказал в требовании о взыскании неустойки и компенсации морального вреда студенту вуза, у которого была отозвана лицензия, несмотря на то, что оплата услуг по договору была произведена полностью.

Суд мотивировал свое решение тем, что законом не предусмотрено возмещение обучающемуся, прошедшему полный курс образования, переведенному с его согласия в другой институт и получившему диплом, стоимости услуг, оказанных образовательным учреждением, у которого была отозвана лицензия, после оказания образовательных услуг в полном объеме.

Более современная судебная практика по вопросам, связанным с окончанием обучения по программам высшего образования, отличается разнообразием: суды решают вопросы правомерности отчисления при несдаче одного из итоговых испытаний, о признании подлинности полученных дипломов, о сроках издания приказа об отчислении, об отчислении за предъявление при приеме подложных документов, или за плагиат в выпускной квалификационной работе и др. Рассмотрим ряд примеров из наиболее свежей судебной практики.

В Апелляционном определение Московского городского суда от 14 мая 2015 г. № 33-16108 суд отказал в исковом требовании выдать диплом о высшем образовании (диплом магистра), поскольку истица не прошла полностью государственную итоговую аттестацию, а именно не защитила выпускную квалификационную работу.

Несмотря на то, что договор об оказании платных образовательных услуг был заключен и полностью оплачен, более того, истица успешно сдала государственный экзамен, но она не защитила выпускную квалификационную работу и была отчислена из института в связи с невыполнением учебного плана. Суд признал такое решение правомерным на основании ч. 4 ст.

60 ФЗ «Об образовании в РФ».

По аналогичным причинам отчисление студентки было признано правомерным Вологодским областным судом в Апелляционном определении от 5 марта 2014 года № 33-1081/2014.

 Студентка была два раза допущена к защите выпускной квалификационной работы, на повторной защите вышеуказанная работа оценена неудовлетворительно, что было подтверждено протоколом заседания государственной экзаменационной комиссии.

Суд согласился с выводом, что допуск студентки в третий раз к итоговой государственной аттестации противоречил бы действующему законодательству, а также что несогласие с оценкой за выпускную работу не является основанием для восстановления на учебу или продления действия договора.

В другом деле, связанном с государственной итоговой аттестацией, суд признал правомерным отчисление истицы за плагиат, допущенный при подготовке выпускной квалификационной работы.

Со всеми локальными актами вуза истица была ознакомлена под роспись при заключении договора об оказании платных образовательных услуг, а сам договор, как и устав вуза, содержали положения, допускающие одностороннее расторжение договора по инициативе вуза и отчисление студента в случае нарушения студентом дисциплины, в том числе, использования в письменных учебных работах материалов учебных пособий, сайтов «Интернет» и иных информационных ресурсов без ссылок на источники цитирования. (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского Суда от 9 марта 2011 г. № 3112) 

При отчислении важен момент получения диплома, поскольку этот момент может быть связан в дальнейшем с поступлением на работу или с продолжением обучения. При этом, как показывает судебная практика, срок издания приказа об отчислении в связи с завершением обучения законодательством не определен.

Так, в Определении Владимирского областного суда от 29 октября 2014 по делу № 33-3676/2014 об оспаривании срока выдачи диплома об образовании после окончания обучения, суд принял сторону ответчика – вуза.

Ответчик иск не признал, указав, что образовательные услуги оказаны истцу качественно, в полном объеме, в установленные сроки в соответствии с учебным планом. Требования истца с нарушением срока, объема и качества образовательных услуг не связаны.

Действующим законодательством, договором на оказание услуг выдача документа об образовании и квалификации не включается в состав образовательной услуги и не расценивается как отдельная платная услуга.

Истцу выдан диплом в 10-дневный срок после издания приказа об отчислении выпускника, срок издания которого договором не установлен и определен университетом исходя из разумных сроков, положений внутренних локальных актов, в том числе в соответствии с учебным планом – после завершения летних каникул!

Для ряда граждан остается актуальным вопрос о защите прав при признании диплома недействительным или поддельным. Так в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 8 сентября 2015 г.

№ 33-8586/2015 было удовлетворено требование о признании диплома недействительным, возложении обязанности по передаче оригинала диплома и исключении записи о выдаче диплома с последующим уничтожением. Важно, что иск был подан прокурором в защиту неопределенного круга лиц.

Ответчик утверждал, что сканированная копия диплома о профессиональной переподготовке была случайно направлена на электронную почту его сына. Он ее не заказывал и не платил за нее. При этом он решил использовать ее для зачисления на работу в дошкольное учреждение, не имея, фактически, для этого необходимого уровня образования.

Прокурор отметил, а суд поддержал утверждение о том, что выявленные нарушения препятствуют осуществлению неопределенным кругом лиц прав и свобод на равный доступ к получению высшего профессионального образования, профессиональной переподготовке и как следствие, на равный доступ к осуществлению трудовой деятельности на должностях, замещение которых требует определенного уровня образования. Также выявленные нарушения закона влекут нарушения прав учащихся, в том числе несовершеннолетних, на получение ими дополнительного образования, соответствующего образовательным стандартам.

В результате требования прокуроры были удовлетворены, так как ответчик, как на момент трудоустройства, так в момент рассмотрения дела, не соответствовал занимаемой должности, поскольку не имел надлежащего образования.

В похожей ситуации, произошедшей в Москве при принятии избирательной комиссией решения о допуске кандидата к выборам, был выявлен поддельный документ о наличии у кандидата в депутаты Мосгордумы ученой степени кандидата педагогических наук. Решением Московского городского суда от 13 сентября 2014 г.

Читайте также:  Подъездные пути к земельному участку - совет юриста

№ 3-243/2014 информация о присуждении кандидату ученой степени признана необъективной и недостоверной. Каких-либо доказательств, подтверждающих присуждение ученой степени заявителем было представлено.

Сведений о выдаче заявителю диплома кандидата наук в регистрационно-учетной базе данных Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ не имеется.

При проверке установлено, что Высшая аттестационная комиссия решения о выдаче диплома кандидата педагогических наук на имя заявителя не принимала и соответствующий диплом кандидата педагогических наук на это имя не выдавался. При этом суд отметил, что несмотря на явно недействительный документ о присуждении ученой степени, обязанности избирательной комиссии, кандидата в депутаты опровергнуть сведения законодательство не устанавливает.

В другом деле, рассмотренном Московским городским судом (Апелляционное определение от 24 августа 2015 г. № 33-29805/2015) суд признал правомерной невыдачу справки об обучении, поскольку при поступлении истец не имел среднего общего образования, предъявил подложный документ, а оснований полагать, что он освоил преподававшиеся в университете учебные дисциплины, не имелось.

В заключении отметим следующее.

— Удержание диплома о высшем образовании при условии успешного прохождения государственной аттестации и неоплаты части образовательных услуг незаконно. Удержание диплома – незаконная мера воздействия. Если у вуза есть финансовые претензии, они решаются путем отдельного гражданского иска;

— Отзыв лицензии или свидетельства о государственной аккредитации является основанием для возникновения обязанности вуза 1) своевременно информировать об этом всех студентов и 2) обеспечить их перевод на аналогичные программы в других вузах. Если эта обязанность не выполнена, можно потребовать ее выполнения через суд. Однако требования о возмещении затрат на обучение и морального вреда судами, как правило, не удовлетворяются.

— При наличии успешной сдачи итоговых экзаменов диплом не выдается, если студент не прошел защиту выпускной квалификационной работы.

— Срок выдачи диплома – 10 дней после даты издания приказа об отчислении. При этом срок издания приказа об отчислении в связи с завершением обучения законодательством не определен.

Некоторые вузы издают приказы по окончанию летних каникул. Если такие условия прописаны в договоре на обучение и в локальных актах, велика вероятность, что суд признает их правомерными.

Проверяйте условия договора и локальных актов.

— Суды тщательно проверяют документы об образовании, в отношении которых существует подозрение в недостоверности.

Проверяется покупка дипломов через интернет, в том числе на электронную почту родственников, проверяется архив ВАК РФ, содержащий данные о присвоенных ученых степенях и др. 13 апреля 2016 г. Смирнова М. В.

 кандидат юридических наук, LLM, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства

Возврат к списку

Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов | РБК Тренды

Министерство науки и высшего образования продолжает менять систему аспирантуры и адъюнктуры, чтобы наладить подготовку кадров для российской науки. РБК спросили экспертов, какой аспирантура станет 1 сентября 2021 года

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук.

Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им.

Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации.

Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России.

Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ.

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам.

Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ.

В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени.

Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом.

Это может повысить эффективность образовательной подготовки.

Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний.

Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много.

Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите.

Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *