Полномочиям учителя в выборе вариантов контрольных работ — Совет Юриста

Полномочиям учителя в выборе вариантов контрольных работ - Совет Юриста

ОГЭ по выбору в связи с эпидемией коронавируса в 2021 году отменены. Рособрнадзор и Министерство просвещения РФ приняли решение заменить их на контрольные работы по выбору. Наш постоянный блогер Михаил Ланцман рассказывает, какие задания могут встретиться, сколько предметов надо выбрать и когда запланированы эти к/р.

1. Что нового придумали в этом году для выпускников 9-х классов?

Согласно новому порядку проведения ГИА, в который внесли изменения в связи с эпидемией коронавируса, каждый ученик 9 класса должен сдать только два обязательных ОГЭ — по русскому языку и математике.

А ещё каждый выпускник 9 класса должен в этом году выбрать предмет, по которому он напишет в конце года итоговую контрольную работу. Указанные контрольные работы стали компромиссной заменой ОГЭ по выбору.

2. А может ли кто-то отказаться от участия в написании итоговой контрольной работы по выбору?

Официально отказаться от участия могут учащиеся 9-х классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Сколько контрольных должен выбрать каждый ученик 9-го класса в 2021 году?

Выбрать нужно только один предмет. Кстати, до 30 апреля 2021 года каждый выпускник 9 класса должен не только определиться с выбором этого предмета, но и написать заявление на участие.

4. Что делать, если в школе заставляют писать несколько контрольных работ по выбору?

В таких случаях советую требовать от администрации школы дать аргументированную позицию, ссылаясь на нормативные документы. Если дискуссия заходит в тупик, вы можете всегда обратиться с письменной жалобой в вышестоящие инстанции. Никто не имеет права навязывать ученикам 9 классов участие в двух или нескольких итоговых контрольных работ.

  • Рособрнадзор:
  • телефон для справок +7 495 984-89-19, электронная приёмная.
  • Министерство просвещения РФ:
  • телефон для справок +7 495 539-55-19, общественная приёмная.

5. Контрольные работы по выбору будут проходить в школе или в ППЭ?

Пройдут к/р по выбору в своих школах. Никаких камер не будет, контроль за порядком будут осуществлять учителя вашей школы. Рособрнадзор, правда, предупредил, что в некоторых регионах проводить ИКР по выбору могут приехать независимые комиссии. Проверять работы будут либо школьные учителя, либо те самые комиссии.

6. А оценки за эти к/р пойдут в аттестат за 9 класс?

Оценки не будут влиять на допуск школьников к прохождению государственной итоговой аттестации, а это значит, что получение «двойки» не помешает сдавать ОГЭ.

7. Тогда на что эти оценки могут повлиять?

Результаты этих к/р могут быть использованы при наборе в профильные классы. Выставление полученной за итоговую контрольную работу оценки в классный журнал носит рекомендательный характер.

8. Какого числа школьники будут писать к/р по выбору?

Уже утверждено расписание контрольных работ по выбору 2021 года.

18.05.2021 (вторник) — биология, литература, информатика и ИКТ

Урегулирование споров между родителями и педагогами

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

Полномочиям учителя в выборе вариантов контрольных работ - Совет Юриста

Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой.

Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса»,  у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов.

 И именно вопросы,  связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?  — Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?  — Как защитить свои права?  — Какие права есть у родителей  и что они имеют право требовать? — Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?

— Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Проблемы оценивания

Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы. 

Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся. 

Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться. 

И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся. 

И поэтому у родителей нет прав и полномочий на  оценку работы учителя. 

Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки. 

Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку? 

Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения  жалоб от родителей.

В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

Информирование родителей об оценках ребенка

Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться.

Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно.

Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору. 

Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога. 

Работа с жалобами родителей

Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать.

Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими. 

Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай.

Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы.

И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

Участие родителей в управлении школой

Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации. 

С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

Сбор денег на нужды школы 

Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет. 

Читайте также:  Как взыскать деньги с бывшего адвоката - Совет Юриста

Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?»  У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями. 

«Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи  в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи». 

Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся.

Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то.

Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли  возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств». 

Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми.  В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество. 

Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

Важно донести до каждого родителя  тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

Проблема рабочих тетрадей

С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов. 

К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами. 

Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет. 

В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их:  «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя.

Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы.

Можно для таких семей специально предусматривать  фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия. 

Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать.

Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций.

Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты. 

Поведение учителя в конфликтной ситуации

Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем,  что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно. 

Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов. 

Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д. 

Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например,  к администрации школы.

Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести.

Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее. 

Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает). 

В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая.

Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров.

Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным. 

Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность. 

Рособрнадзора от 25.03.2021 N 04-17 (вместе с "Рекомендациями по переводу суммы первичных баллов за контрольную работу в пятибалльную систему оценивания (без учета решения, принятого ОИВ, учредителями, загранучреждениями о сокращении заданий для выполнения контрольной работы)")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 25 марта 2021 г. N 04-17

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) информирует о том, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в проведении экзаменационной кампании 2021 года существует ряд особенностей.
  • Так, Рособрнадзор информирует о проведении в 2020/2021 учебном году контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее — контрольные работы), и направляет разъяснения по отдельным вопросам организации и проведения контрольных работ.
  • Порядок организации, проведения и проверки контрольных работ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее — ОИВ), учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования (далее — учредители), загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее — загранучреждения).
  • Участниками контрольных работ являются:
  • обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее — образовательная организация), в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, осваивающие образовательные программы основного общего образования;
  • лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, прикрепившиеся для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее — ГИА-9) экстерном к образовательной организации (далее — экстерны);
Читайте также:  Налогообложение дарения имущества родственнику - Совет Юриста

лица, обучающиеся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях.

Контрольные работы проводятся по учебным предметам: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Участники контрольной работы участвуют в контрольной работе по одному из указанных учебных предметов по выбору участника. Прохождение контрольных работ по нескольким учебным предметам не предусматривается.

  1. Контрольные работы по соответствующим учебным предметам в 2021 году проводятся в следующие даты:
  2. 18 мая (вторник) — биология, литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  3. 19 мая (среда) — физика, история;
  4. 20 мая (четверг) — обществознание, химия;
  5. 21 мая (пятница) — география, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский).
  6. Резервные сроки проведения контрольных работ по соответствующим учебным предметам не предусмотрены.

Обучающиеся 9-х классов подают заявления на участие в контрольной работе с указанием выбранного учебного предмета в срок до 30 апреля 2021 года (включительно) в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы основного общего образования, экстерны подают соответствующие заявления в образовательные организации, к которым они прикрепились для прохождения ГИА-9 экстерном. До завершения срока подачи заявления участники контрольной работы вправе изменить выбранный ранее учебный предмет для прохождения контрольной работы, подав повторное заявление на участие в контрольной работе с указанием измененного учебного предмета.

Форма заявления определяется ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

Информация об участниках контрольных работ с указанием выбранного ими учебного предмета для прохождения контрольной работы должна быть внесена в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее — РИС), не позднее 4 мая 2021 года.

Содержание заданий для проведения контрольных работ будет соответствовать документам, определяющим структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по соответствующим учебным предметам.

Со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по соответствующим учебным предметам можно ознакомиться на официальном сайте федерального государственного научного бюджетного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (https://fipi.ru/).

  • Задания для проведения контрольных работ по соответствующим учебным предметам предоставляются в защищенном виде федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр тестирования» (далее — ФЦТ) посредством защищенной сети передачи данных не позднее 11 мая 2021 года.
  • Контрольные работы проводятся в образовательных организациях, в которых проходят обучение участники контрольных работ.
  • Рекомендуется определить ответственных лиц за обеспечение информационной безопасности заданий для проведения контрольной работы в региональном центре обработки информации субъекта Российской Федерации (далее — РЦОИ), муниципальных органах управления образованием, образовательных организациях.
  • Передача заданий контрольной работы в образовательные организации может осуществляться по защищенным каналам связи и (или) физически на съемных носителях информации.

В случае передачи заданий контрольной работы в образовательные организации по защищенным каналам связи ответственное лицо РЦОИ не ранее чем за 1 календарный день до дня проведения контрольной работы передает защищенные задания контрольной работы в образовательные организации с соблюдением требований к информационной безопасности. В случае передачи заданий контрольной работы в образовательные организации физически на съемных носителях передача осуществляется в сроки, установленные ОИВ, с соблюдением требований к информационной безопасности.

За 1 час 30 минут до начала контрольной работы по местному времени ФЦТ размещает на технологическом портале в защищенной сети передачи данных в разделе «Сообщения и файлы» пароли к защищенным заданиям контрольной работы.

Ответственное лицо РЦОИ передает пароли к защищенным заданиям контрольной работы ответственным лицам образовательных организаций.

По решению ОИВ печать заданий контрольной работы проводится в классах в присутствии участников контрольной работы или централизованно в определенном руководителем образовательной организации месте в присутствии ответственного лица образовательной организации.

Контрольная работа начинается в 10:00 по местному времени.

Длительность проведения контрольной работы составляет: по литературе — 3 часа 55 минут (235 минут); по физике, обществознанию, истории, биологии, химии — 3 часа (180 минут); по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), географии — 2 часа 30 минут (150 минут); иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) — 2 часа 15 минут (135 минут).

ОИВ, учредители, загранучреждения вправе сократить количество заданий для проведения контрольной работы (но не более чем на 20% от общего количества заданий) и время, которое отводится на выполнение контрольной работы.

В случае принятия решения о сокращении количества заданий следует руководствоваться документами, определяющими структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по соответствующим учебным предметам.

  1. Проверка контрольных работ может осуществляться учителями образовательных организаций, в которых девятиклассники проходят контрольную работу, и (или) лицами, входящими в состав единой предметной комиссии по всем учебным предметам, по которым проводится контрольная работа, созданной ОИВ.
  2. В день проведения контрольной работы в 15:00 по московскому времени ФЦТ размещает ключи и критерии оценивания заданий контрольных работ.
  3. При проверке контрольных работ, в том числе в случае сокращения заданий контрольной работы ОИВ, учредителями, загранучреждениями, необходимо ориентироваться на рекомендуемую шкалу оценивания (прилагается) и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году основного государственного экзамена.

Результаты выполнения контрольных работ должны быть внесены в РИС не позднее 10 календарных дней со дня проведения контрольной работы по соответствующему учебному предмету.

По вопросу использования результатов контрольных работ сообщаем следующее.

Дополнительная работа для учителя: право или обязанность?

Прослушать статью

Заключение трудового договора

При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.

Понятие трудового договора определено Трудовым кодексом Российской Федерации: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» (ТК РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора). Статья 61 определяет дату вступления трудового договора в силу: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу».

При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае когда заключается срочный трудовой договор — также срок его действия и обстоятельства (причины);
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.

Согласно Ст. 67 ТК РФ «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя».

Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа.

Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена.

В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими.

Читайте также:  Как вернуть мужа после депортации? - Совет Юриста

В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!

Согласно Ст. 68 ТК РФ «прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения)».

Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.

Так, в письме Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) от 24.11.

2008 № 6234-ТЗ указано, что «если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе „Должностные обязанности“ трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.».

Дополнительная работа

Итак, изучив, согласившись и подписав необходимые бумаги, работник осознает, что входит в круг его обязанностей. Согласно Ст. 60 ТК РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Важно понимать, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить Трудовому кодексу РФ.

Как бы директор школы ни желал требовать дополнительной (а еще лучше неоплачиваемой) работы от своих преподавателей, никаких отдельных законов, действующих только на территории школы и идущих «вразрез» с Трудовым кодексом, издавать он не вправе.

Однако работодатель может предложить дополнительную работу, которая заинтересует работника. В таком случае, согласно Ст. 60.

1, «работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство)». Таким образом, заключение трудового договора о совместительстве является правом работника, а не обязанностью.

В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня».

Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника.

Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования.

Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).

Документальный «бонус»

Также вы можете обратиться к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“».

Данный документ поможет разобраться со всем, что нужно знать о квалификационных характеристиках.

«В разделе „Должностные обязанности“ содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе „Требования к квалификации“ определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы».

Информация по профессии «Учитель» находится в разделе «III. Должности педагогических работников». Изучив документ, вы сможете четко понять, противоречат ли требования вашего работодателя Единому квалификационному справочнику, и, в положительном случае, смело ссылаться на документ.

Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.

Должностные обязанности учителя: правовые проблемы

Среди всех проблем, связанных с обеспечением управления сферой образования, не последнее место занимает вопрос регулирования обязанностей учителей на уровне школы.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.

Таким образом квалификационные требования, которые есть в квалификационных справочниках, и профессиональные стандарты закреплены как два альтернативных варианта формулирования профессиональных обязанностей учителей в трудовых договорах (должностных инструкциях).

Фактически повсеместно именно квалификационные требования используются для разработки и утверждения должностных инструкций учителей.

Эти требования закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г.

№ 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Согласно пункту 5 этого приказа при формулировании обязанностей учителей допускается некое уточнение «перечня работ». Помимо того, что должностные обязанности именуются «перечнем работ», возникает вопрос о пределах этого «уточнения».

Как правило, должностную инструкцию учителя, в которой формулируются должностные обязанности, списывают с квалификационных характеристик и благополучно забывают о ее существовании, за исключением ситуации, когда необходимо предъявить инструкцию для проверяющих или в ситуации судебного спора между школой и работником.

Тем не менее должностная инструкция относится к категории локальных актов, которые обязательно должны быть в школе. В связи с этим рассмотрим конкретные положения квалификационных характеристик учителя.

В этом отношении необходимо отметить то, что сам по себе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит перечень обязанностей, распространяющихся на всех педагогических работников в части 1 статьи 48.

Эти обязанности не всегда коррелируют с перечнем обязанностей учителя, закрепленным в квалификационных требованиях.

Более того, должностные обязанности учителя в квалификационных требованиях содержат множество сложноопределяемых при практическом использовании, заштампованных терминов и выражений, как, например, «формирование общей культуры личности», «осознанный выбор и освоение образовательных программ» и другие.

Одна из обязанностей учителя – реализовывать «проблемное обучение». Возникает вопрос – почему обязанности учителя распространяются только на «проблемное обучение»? Реализация других видов обучения уже не входит в обязанности учителя? Почему такой приоритет в отношении «проблемного обучения»?

В качестве обязанности учителя закреплена, например, такая: «Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении». Непонятно, почему это положение сформулировано именно как «обязанность». Получается, что каждый учитель обязан иметь и вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Характерно, что такого рода обязанность отсутствует у других педагогических работников, например у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Возможно, авторы квалификационных требований не предполагали, что эти категории педагогических работников могут иметь предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В то же время у педагога-библиотекаря такого рода обязанность есть.

  • Среди обязанностей учителя следует отметить те, которые порождают обсуждаемую в настоящее время высокую «бумажную» нагрузку на учителей. В письме Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2018 года № 08-ПГ-МОН-18273 «Об определении в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей должностных обязанностей, связанных с составлением отчетной документации» указано, что в соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:
  • – разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
  • – осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учеников).
  • Учитывая остающийся объективно высокий уровень бумажной нагрузки на учителей, возможно, актуальной задачей является также пересмотр этих положений.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *