Пользование музыкальными инструментами в парке — Совет Юриста

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

Законы

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

  • Надежда Климова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.

Источник: livejournal

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»

Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.

Решение суда

В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.

Решение суда

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы.

Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России.

Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.

Решение суда

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях

Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

Посредник
Цена в месяц
РАО и ВОИС (200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
«Бубука» от 990 ₽ — в зависимости от тарифа
«МузКафе» от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
«Retail Media Group» от 500 ₽ — в зависимости от технического решения

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:

2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:

3. Перейдите в раздел Tracks:

4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:

Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:

Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги.

Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор.

Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.
Читайте также:  Правомерность действий нотариуса - Совет Юриста

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Четыре законных способа получить музыку бесплатно:

  1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Здесь есть риск, что композиции есть в базе РАО и ВОИС. Тогда может возникнуть конфликт и придётся доказывать свою правоту в суде.
  2. Ставить старую музыку.
  3. Договориться с правообладателями напрямую.
  4. Писать музыку самому.

Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.

Опубликовали 29 октября 2019 года

Творчество по закону. Как новые правила повлияют на уличных музыкантов

Галина Назарова

В сентябре 2020 года городские депутаты приняли в первом чтении законопроект об уличных музыкантах. За прошедшие месяцы было невозможно собрать большую практику применения законопроекта в действии. Причина тому – статус документа (он еще не принят), холод, отсутствие туристов и пандемия. Пока законопроект ждет рассмотрения еще в двух чтениях, наш корреспондент выяснял, что по поводу новых правил в свете приближающегося сезона думают горожане, законодатели и сами музыканты.

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Мы приветствуем уличное музицирование»

Билли Новик, петербургский музыкант, один из основателей группы Billy’s Band, начинал как уличный музыкант в 1990-х. Его группа играла в переходе на станции «Невский проспект», который в те лихие годы считался нейтральной территорией. Милиция коллектив не трогала и даже защищала от бандитов.

«Однажды мы подключили свою аппаратуру к лампе дневного света в переходе и играли Beatles. Тогда было мало клубов, поэтому прямо в переходе собралось много людей, что затрудняло движение, — вспоминает музыкант. – Милиционеры попросили нас все свернуть, потому что после нас, по их словам, в переходе оставалась грязь.

Когда мы стали все за собой убирать, нам вновь разрешили выступать».

После перерыва Билли Новик вновь стал играть на улицах города – у Спаса на Крови — в начале 2000-х. Но и тогда не было проблем с правоохранительными органами. А были сложности с продавцами компакт-дисков: они громко включали музыку. Но после человеческого разговора, вспоминает музыкант, давали поиграть.

Позже группа уехала в Германию, где увидела иной подход к уличным музыкантам. В крупных немецких городах, например, в Мюнхене, эта деятельность лицензируется. Т.е., чтобы поиграть, музыкант должен пойти в городской туристический информационный центр за лицензией. Тогда она стола 5 евро.

Их выдавали всего 10 на весь день: пять до и пять после обеда. Центр работал каждый день шесть дней в неделю. Но уже задолго до начала рабочего дня к его дверям тянулась очередь из желающих. Однако настойчивые артисты всегда получали этот документ.

В редких случаях сотрудники центра просили музыкантов сыграть что-нибудь: просто чтобы убедиться в профессионализме.

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет ЮристаБилли Новик: «Герой песен Billy's Band – и есть я, хоть и в прошлом»

В других городах Баварии лицензия не нужна, но уличные музыканты должны выполнять определенные правила. Список этих требований вывешен на информационном стенде с достопримечательностями в центре города на ратушной площади. И начинаются эти правила со слов: «Мы приветствуем уличное музицирование».

Принимая эти правила, музыкант обязуется никому не мешать: если на него поступает хоть одна жалоба или просьба от кого бы то и было прекратить играть и переместиться, следует послушаться. Нельзя играть более получаса на одном месте и использовать усилители. Нельзя играть на духовых и ударных инструментах.

Поясним, что это относится к историческим центрам, где нет транспорта.

Следят за законностью деятельности уличных музыкантов и в Париже. Стоит музыканту начать играть, как к нему тут же подходят местные полицейские и просят показать лицензию. Купить ее можно в Полицейской городской префектуре.

Правда, для этого придется оформить ворох документов, на рассмотрение которых уйдет месяц. Стоит ли говорить, что этих музыкантов в городе через месяц может уже и не быть.

Однако петербургским музыкантам во главе с Билли Новиком удалось найти частную территории у фуникулера на Монмартр: владельцам понравилось их творчество, и они приглашали менестрелей играть чаще.

Музыка тише громкого разговора

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет ЮристаКогда играют гусли. История уличного музыканта из Кузнечного переулка

Напомним, новый документ призван регламентировать деятельность уличных артистов в Петербурге, среди которых не только музыканты, но и актеры уличных театров, жонглеры и прочие лицедеи. Он предлагает несколько новшеств. Так, артисты должны будут получать лицензию в городском комитете по культуре.

Длиться уличный концерт должен менее шести часов в день, говорится в документе, а громкость аппаратуры — не превышать 60 децибел.

Для сравнения: громкость обычной человеческой речи — 40 децибел, а оживленного разговора на расстоянии метра – 65-70 децибел. Когда человек смеется, он издает звук громкостью 75 децибел.

Кроме того, измерить уровень шума может только Роспотребнадзор. А делать он этого не будет, поскольку речь идет не о стационарном, а о перемещаемом источнике шума.

По новым правилам, в творческом коллективе может быть до десяти человек. Однако практика показывает, что в группе редко играет более трех. В документе указано, что музыканты должны выступать рядом с предприятиями культуры. Хоть Петербург и культурная столица, далеко не каждое здание в нашем городе – учреждение культуры.

Например, неясно, может ли по новым правилам музыкант выступать, скажем, у метро «Озерки» или «Девяткино». «Может быть, стоит регламентировать центральные районы, — предлагает музыкальный продюсер Олег Грабко. – Туристическая зона – самое прибыльное место для музыкантов.

Это Зимний Дворец и Дворцовая площадь, площади у крупных театров, например, Мариинского».

Сегодня играем без барабанщика

Конечно, главная проблема уличных музыкантов — жалобы жителей на шум. Своей болью горожане делятся в соцсетях. «Запретите или ограничьте использование ими звукоусилителей, невозможно ходить по некоторым местам центра», — сетует Алексей Смыченко.

Однако сами музыканты уверены: обо всем можно договориться. «К нам не раз в социальных сетях обращались люди и просили играть потише. Мы убавляли звук, — рассказывает Глеб Васильев из уличного ВИА «Дешевые драмы».

А если недовольные горожане не хотят идти на прямой контакт, они просто могут вызвать полицию. Когда приезжает ПАЗик, все тут же расходятся».

«Если музыкант рассчитывает на долгосрочную перспективу, и у него нет задачи войти с законом в противодействие, он хочет жить со всеми мирно, — уверен Билли Новик. – Если написано, что в каком-то месте нельзя играть на барабанах, что ж, значит, сегодня мы играем без барабанщика».

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет ЮристаНостальгия по гуманности. Александр Раскатов — о молодых музыкантах

Впрочем, порой у горожан есть претензии и к репертуару уличных музыкантов. «Иногда такой шлак на улице играют, что их даже из дома выпускать нельзя», — считает Максим Беляков. Однако немало и тех, кому нравится это творчество, о чем горожане тоже говорят в соцсетях.

«Я очень рада, ведь музыканты поднимают настроение на наших серых и грязных улицах», — говорит Елена Сенкевич. «Люблю уличных музыкантов. Романтично. Некоторые очень хорошо играют, заслушаешься», — считает Валентина Михайлова.

«Около станции метро «Площадь Восстания», например, всегда играют очень профессионально, вне зависимости от жанра — от рока до арий из оперетт», — говорит Тамара Ларионова.

Уличный музыкант Ольга Калинченко не первый год играет и поет рядом с разными станциями метро: «Сенная», «Василеостровская», «Горьковская», «Ладожская». У нее есть постоянные слушатели. Даже зимой они стоя слушают несколько частей ее программы, отлучаясь лишь ненадолго.

Ольга выступает в довольно шумных местах и использует усилитель. Но, как правило, вопросов к ней у полиции не возникает. В основном певица играет одна, но иногда к ней совершенно спонтанно могут присоединиться другие менестрели.

Тогда получается целое музыкальное представление, создающее ту особую атмосферу города, которую ценят как горожане, так и туристы. «Уличные музыканты играют не ради прибыли. В музыкальном коллективе на каждого участника приходится не такая уж и большая сумма.

Читайте также:  Обустройство пруда под разведение рыбы - Совет Юриста

Здесь важно вдохновение, творческий процесс и музыкальное взаимодействие. Очень бы хотелось сохранить эту красоту», — считает Ольга Калинченко.

#музыка #уличные музыканты #закон

Как уличному музыканту избежать проблем с законом

Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста Анастасия Голикова

Несанкционированный почти митинг

20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.

Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».

Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.

Если у артиста нет умысла организовать одновременное массовое пребывание граждан, то он не несет ответственность по статье 20.2.2 КоАП.

Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.

Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.

Плати налоги

Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление.

Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона.

Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.

Есть обязанность физических лиц платить НДФЛ. Но из-за невозможности квалифицировать и подсчитать доходы непонятно, какой налог должен платить музыкант. Заработок уличного артиста зависит от добровольных пожертвований, а пожертвования не облагаются налогом.

Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов.

Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта.

Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».

  • Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.
  • В Законе № 148-З от 21 ноября 2012 года Нижегородской области «О патентной системе» упоминание уличных музыкантов также отсутствует.
  • В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:
  • в будние дни с 22:00 до 7:00;
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни с 23:00 до 10:00;
  • ежедневно с 12:30 до 15:00.

За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.

Пользование музыкальными инструментами в парке - Совет Юриста Анастасия Голикова

Плата за песни

Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.

Если формально следовать закону, получается, что большинство уличных музыкантов нелегально исполняют чужие песни.

Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.

Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.

В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.

На деле уличные музыканты не включены в «Положение о ставках авторского вознаграждения», а, значит, не могут и не должны заключать договор с РАО.

Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.

Закрепим пройденное

  1. Уличного музыканта не могут привлечь по Статье 20.2.2 КоАП РФ если он не мешает прохожим, не афиширует место своего выступления и не агитирует людей. Если суд все-таки признает артиста виновным, следует обжаловать решение во всех инстанциях.
  2. Уличные музыканты получают деньги в виде пожертвований.

    Налог на доход от пожертвований платить не нужно.

  3. Если шуметь после 22:00, оштрафуют.
  4. Выступать с чужими песнями на публике без договора с правообладателем — незаконно. Однако сделать это легально сложно. В России пока не было громких случаев наказания уличных музыкантов за нарушение авторских прав.

Никита Ефимов
18+

Шумные соседи

Портал «Сердитый гражданин» появился в 2012 году, его идея выросла из личной «боли» — мы не знали кому и как жаловаться на незаконное строительство под окном. Так появился маленький сайт, который достаточно быстро стал популярным – выяснилось, что эти самые «кому и как» точно так же непонятны миллионам других жителей нашей страны.

В то время электронная коммуникация граждан и власти только начинала развиваться, удобные и понятные онлайн-инструменты для решения типовых социальных проблем просто отсутствовали, и мы понимали, что наш проект может принести людям ощутимую пользу.

На протяжении шести лет мы вместе с вами стояли на страже справедливости и за эти годы решили более 170 тысяч различных проблем, в том числе:

  • 7.000 парковочных мест освободилось от брошенных автомобилей
  • 6.000 дорог было отремонтировано
  • 1.400 детей получили места в детском саду
  • 1.900 свалок ликвидировано
  • 3.000 посылок не пропали бесследно на Почте России
  • 5.000 подъездов в многоквартирных домах стали убирать тщательнее
  • 1.400 магазинов перестали нарушать законодательство при продаже сигарет и алкоголя

и многое-многое другое.

Сегодня ситуация уже совсем другая – появилось много хороших государственных порталов, таких как московский «Наш город» или «Добродел» Московской области – решать проблемы через такие проекты для конечного человека действительно проще, и не только потому, что на их развитие и поддержку выделяются большие деньги. Такого рода проекты глубоко интегрированы во внутренние процессы регионов или городов: сроки решения небольшие, к рассмотрению принимаются вопросы, которые власть действительно в состоянии решить, а за отсутствие результата по каждой принятой проблеме чиновников наказывают.

Несколько подобных проектов удалось сделать и нам — появились, например, такие порталы, как Онлайнинспекция для Роструда, Вечевой колокол для Правительства Новгородской области и другие. Все эти порталы продолжат работу, мы также продолжим развивать технологическую платформу, на основе которой они были созданы – «Довольный гражданин».

Также мы продолжим развивать наш продукт для коммерческих компаний – «Довольный клиент».

Но в «Сердитом гражданине, в том виде, в котором он существует сегодня, к сожалению, больше нет смысла.

Каждый день жалобы, отправленные с нашего независимого портала, встречаются с новыми и новыми препятствиями, например, по ряду обращений для проведения проверки требуется авторизация через портал госуслуг, подключить которую мы, как некоммерческая организация, не можем по закону. Официальные порталы государственных органов таких недостатков, разумеется, лишены, поэтому мы предлагаем нашим пользователям в дальнейшем обращаться именно туда.

Мы очень сожалеем, что нам не удалось превратить «Сердитого гражданина» в единую общероссийскую точку входа для решения социальных проблем, интегрированную со всеми ответственными государственными органами. Мы верим в то, что рано или поздно это задача будет решена, ведь при колоссальном прогрессе в развитии государственных порталов сохраняется их разрозненность и отсутствие объединения в «одно окно».

  • Мы невероятно благодарны каждому из 400 тысяч пользователей, зарегистрировавшихся у нас, и сожалеем о каждой нерешенной проблеме.
  • С этого момента на “Сердитом гражданине” будет закрыта возможность оставить жалобу, но мы будем поддерживать портал, пока не поступят ответы по ранее направленным обращениям.
  • Но мы не прощаемся с вами, мы говорим до новых встреч, ведь на смену старым форматам приходят новые решения, и скоро мы будем готовы вам их представить.

«Напрягает не штраф, а конфискация инструментов» Монологи московских уличных музыкантов об их отношениях с полицией — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Подпишите петицию с требованием отменить закон об иноагентах!

С начала летного сезона сразу несколько уличных музыкантов, играющих в центре Москвы, были задержаны полицией и оштрафованы по статье КоАП «Организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Получается, их штрафовали за то, что прохожие остановились послушать музыку. Музыканты с этим решением не согласны и даже готовятся провести совместный митинг. Они рассказали «Медузе» о своих повседневных взаимоотношениях с властями и полицией. 

Иван

выступает на улицах три месяца

Я несколько раз играл на Никольской улице, никаких конфликтов не было. Однажды, видимо, слишком близко подошел к магазинам. Один из владельцев, видимо, позвонил.

Подъехала машина, четыре полицейских, ничего не объяснили, только сказали: «Здравствуйте, концерт окончен». Я пытался спрашивать их имена, они только что-то мямлили в ответ. Схватили за руки и запихнули в машину. Я тогда особо не понимал, что происходит, я в отделении-то до этого никогда не был. Все было как-то очень резко.

Приписали, что я митинг собрал, толпу, которая мешала проходу. Никому, она, конечно, не мешала. Напрягает не штраф, а конфискация инструментов — гитару только через две недели вернут.

С судом тоже странная история. Прихожу туда 4-го июля, а меня там никто и не ждет. Сидят в кабинете какие-то тетки, перебирают бумаги. Покрутили мою повестку и выписали новую — на 15 сентября, мол, они все в отпуск уходят. Ну, я посидел там, погрустил, и тут одна из них встала: «Сидите тихо, тогда вас примут», и пошла к судье. Какая-то ерунда, как они там работают, я не понимаю.

Судья меня в том же кабинете с тетками приняла. Две минуты слушала слова в защиту, еще две — совещалась, и минуту оглашала приговор. Все (музыкант был оштрафован на 10 тысяч рублей по статье 20.2.2 КоАП — организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка — прим. «Медузы»).

Вот, думаю, апелляцию подать. Поймите, мое негодование в том, что я, получается, не просто хулиган — мне политическую статью дали, будто я митинги собирал. Мне это на фиг не нужно, я просто играю на инструменте, а на мне такая штука висит. При удобных обстоятельствах ее всегда могут вытянуть — «так-так-так, а это что?». Как говорится, игра забывается, результат остается.

Я был наслышан, что органы у нас не очень хорошо работают, но думал, что ситуация все-таки исправляется. А как лично коснулся, понял, что система жутко прогнила. Может, она в любой стране гнилая, но у нас вообще какая-то жесть.

Олег

выступает на улицах 26 лет

Я играю у станции «Новокузнецкая», Замоскворечье выделило нам четыре площадки. Спасибо [муниципальному] депутату [Игорю] Брумелю, это он продавил. С полицией там проблем нет, только иногда «туристам» (сотрудникам туристической полиции — прим. «Медузы») нужно бумагу показывать.

Правда, есть и другой депутат — Сергей Марков, он всю свою муниципально-депутатскую деятельность посвятил борьбе с музыкантами около станции метро «Третьяковская». У него, родимого, там дом, и окна прямо на нас выходят.

Он постоянно жалуется полиции под самыми невероятными поводами — последний раз мне сообщили, что я нарушаю авторские права группы Deep Purple. Он иногда и сам выходил, здоровенький дядька, одному комбик пнет, другому нахамит. Один раз барабан отобрал у музыкантов.

Правда, ребята не робкого десятка оказались, скрутили его, вернули инструмент, с тех пор он носа туда не показывает, только звонит.

Вообще музыкантов придумали разгонять мелкие начальнички по мотивам коррупционных связей с бизнесом. Есть на Арбате яркий представитель — так называемая Мальвина, у нее там магазины, хостелы. Вредная старуха, постоянно привязывается к уличным музыкантам.

Например, видео есть: играют девочки, арфистки — просто божественно, без всякого звукоусиления — она к ним подходит, давай вырывать арфы, пинать… Вокруг толпа! А ей как с гуся вода, потому что ее прикрывает полиция и управа. Она там, видимо, приплачивает.

Иначе такое рвение сотрудников полиции не объяснить.

В 2014-м у нас терпение лопнуло, мы собрали неформальное объединение, провели согласованный митинг-концерт.

В 2015 устроили серию одиночных пикетов «Арбат замолчал» — встали с заклеенными ртами и инструментами. Пикеты получились шумные, нам стали правозащитники помогать, адвокаты.

В августе митинг проведем, потому что почва для этого уже подогрета. У меня никаких сомнений нет, что у нас все получится.

Артур

выступает на улицах 18 лет

Вообще я бывший военный музыкант, сейчас работаю в оркестре. А на улице — это прибавка к заработку.

Меня задерживали много раз, из них по статье 20.2 (нарушение порядка проведения митинга) три раза. Один раз в досудебном порядке удалось замять, два раза был суд. Все одинаково: подходят полицейские, настойчиво просят проехать с ними, а там уже написаны одинаковые протоколы. Все это подло сфабрикованные дела. И каждый раз там один и тот же дежурный, не знаю, может, у него зуб на меня.

На Никольской улице играла бабушка 75 лет, на баяне. Женщина заслуживает невероятного восхищения, из нее лучится постоянный позитив, она всегда смотрит на тебя радостно, хотя у самой — взрослая дочь инвалид. Человек, невзирая на возраст, находит в себе силы заниматься музыкой. Частные уроки по баяну берет. Великий человек!

А господа полицейские, не задумываясь, топчут вообще все! Они к ней тогда пристали, я там что-то вякнул, ее тогда не забрали. Но на моей памяти за год в отделении она уже два раза побывала.

Полицейским доказывать бесполезно что-то. Бывает, что «туристы» по собственной инициативе начинают прессовать — им еще можно объяснить. А кто подъезжает по команде — это совершенные роботы, у них задача стоит; слух, здравый смысл, все отключается. Начинаешь права качать — они силу применяют.

Я понимаю, музыканты кому-то могут не нравиться, но надо решать вопрос в рамках закона. А чиновники у нас ленивы, не хотят действовать гуманно, у них если попался сорняк, им, чем удалить, легче всю грядку перекопать.

Арсений 

выступает на улицах 8 лет

Меня, в основном, у метро всегда задерживали. Есть такой пункт в правилах, что 25 метров от метро — это опасная зона. Полицейские любят на него ссылаться, правда, забывают, что речь идет о надземных вестибюлях метро, а к подуличным переходам, где я обычно играю, это не относится.

Вот так меня забрали, например, у «Полянки». Сначала один мент подошел, потом несколько, и скрутили меня.

Отвезли в отделение и там предложили сделку: либо во всем сознаешься, и мы тебя отпускаем, либо качаешь права и тогда мы тебя по полной программе оформляем — отпечатки пальцев и так далее.

А у меня на завтра день рождения, да и семья волноваться уже начала, в общем, согласился я. Сейчас очень жалею и каюсь, потому что надо было поднимать волну.

Другой случай — играл в метро «Театральная», подходят два человека в гражданской одежде, предъявляют удостоверения полиции и начинают обвинять во всех грехах: что я нарушаю порядок, что на меня жалуются пассажиры, что я занимаюсь попрошайничеством, порчу мрамор и архитектуру, в общем — чуть ли не сатана.

Отвели в участок, там еще сидят люди в гражданском, тоже давай обвинениями сыпать. В конце концов, на меня повесили, что я занимаюсь «иной деятельностью» без разрешения (имеется в виду пункт 2.11.14.

Правил пользования метрополитеном: «Запрещается использовать территорию метрополитена для занятий предпринимательской и иной деятельностью без письменного разрешения руководства метрополитена» — прим. «Медузы»).

Ребят! Давайте теперь каждый пассажир будет брать разрешение на осуществление деятельности по вдоху и выдоху на территории метро!

Отвозили меня потом в другой участок, там выписали штраф в сто рублей. Позже точно так же выписали еще один. Оплачивать я их не собираюсь.

Сергей

выступает на улицах 20 лет

По поводу задержаний ничего рассказывать не буду. Я не оппозиционер, я патриот, на Донбасс с концертом ездил.

Тема не к задержаниям сводится. Тут главное, что у уличных артистов нет статуса. Департамент культуры в двух строчках мог бы его прописать, легализовать эту тему.

Мы создали объединение музыкантов («Московская общественная организация работников культуры уличного жанра» — прим. «Медузы») для сотрудничества с властями, предлагали им авторов, проекты.

Но за три года ничего, кроме арестов и задержаний с их стороны не добились.

Когда нет статуса, к тебе любой сержантский проходняк может пристать: «Убирайся, чтобы у меня проблем не было».

Когда есть статус — все по-другому. Вот в Европе платишь 30 евро за три месяца и выступай, где хочешь. У нас говорят, что музыканты платить не хотят. Хотят, да только не дядям в карман! Поэтому законодательная база должна быть.

Вот в метро разрешили играть (в мае  в Москве стартовал проект «Музыка в метро», разрешающий играть в определенные часы на некоторых станциях — прим. «Медузы»). Меня спрашивают, доволен ли я. Я-то да, а еще семьсот человек, которым не дали лицензию? В метро полно места, шикарных переходов, но дали только пять площадок.

Но все равно, я считаю, это — великий прорыв, наконец андеграунд хоть как-то легализовали. Темные переходы вдруг становятся арт-зонами — это прекрасно. Так что есть не только негативное, но и позитивное! Если мы будем дальше поднимать вопрос, и другие переходы отдадут.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *