Расчистка участка сельхозназначения от леса — совет юриста

Очень часто в адрес Управления Россельхознадзора по Амурской области поступает вопрос о возможности проведения расчистки земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности.

 Отдел государственного земельного надзора информирует правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения, о том, что письмом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г.

N 15/121 «О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения» разъяснено, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Также согласно статье 6 федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определены сроки освоения земельных участков сельскохозяйственного назначения. земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г.

N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, на основе проекта мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что согласно статье 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Расчистка участка сельхозназначения от леса - Совет Юриста

Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 6 «Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Установив, что ответчик, являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, производит вырубку деревьев на своем участке без наличия проекта культуртехнической мелиорации, суд обоснованно посчитал данные действия противоречащими статье 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и обязал ответчика приостановить эту деятельность до момента разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации, поскольку представленная ответчиком документация — отчет о выполнении научно-исследовательской работы «Разработка проекта культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения», таким проектом не является, не согласована с федеральными органами и не может свидетельствовать о наличии разработанного проекта мелиорации в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, учитывающими строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила, и о его согласовании в установленном порядке; доказательств обоснованности проводимых работ с соблюдением экологических, санитарных и иных норм и правил, наличия специалистов в этих областях науки ответчиком не представлено.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 100 «Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам» ЛК РФ(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 100 Лесного кодекса РФ, арбитражные суды правомерно взыскали сумму ущерба, причиненного лесам, установив, что согласно заключению по результатам проведения работ по определению на местности границ вырубки зеленых насаждений относительно части границ земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, выявлено пересечение границ вырубки на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения и границы участка лесного фонда; при этом государственным лесным инспектором выявлено, что при расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности произведена незаконная рубка деревьев до степени прекращения роста, по данному факту составлен протокол о лесонарушении.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Узуфруктное право: истоки, сравнительно-правовой анализ и перспективы развития в России(Щенникова Л.В., Мигачева А.Ю.)

(«Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2021, N 2)

11. Социальная направленность узуфрукта в зарубежных правопорядках находит воплощение в нормах о пользовладении объектами, имеющими особое общественное значение: лесами, водными объектами, виноградниками, сельскохозяйственными землями. В отношении данных объектов усмотрение узуфруктуария ограничено соображениями общественной полезности. Пользование ими, включая возможности вырубки лесов, изменения видов фруктовых деревьев, сбор полезных ископаемых, осуществляется либо на основании хозяйственного плана, либо строгих предписаний закона, обязывающих узуфруктуария следить за качеством данных объектов, не допуская снижения количественных показателей. Считаем необходимым учесть данный подход в отечественном законодательстве.

Нормативные акты: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509″Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»

(вместе с «Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»)

10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.

Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.

Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.

Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.

И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.

Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.

Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.

77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.

Читайте также:  Сокращение численности или штата работников - Совет Юриста

Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло.

Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.

Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.

Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.

2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.

2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.

Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.

И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.

Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.

2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.

С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.

Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.

Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.

Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.

Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.

Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.

Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.

Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.

(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)

Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.

Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.

Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).

Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.

В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.

Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.

Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики

Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.

Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.

Читайте также:  Налоги программиста, работающего на зарубежную компанию - Совет Юриста

Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.

Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.

Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.

Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.

По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.

Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.

Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.

Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.

Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.

Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.

В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.

), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.

Если б поле было лесом

В России леса впервые обретут частных собственников. О такой возможности говорится в правительственном постановлении, которое наконец разрешает использовать и продавать лес, выросший на сельхозземлях. Речь может идти примерно о десятой части всех лесных массивов России.

Сейчас заброшенные сельхозугодья зарастают деревьями, а собственники за это могут быть подвергнуты крупным штрафам.

Представители лесной отрасли подтверждают, что инициатива позволит пополнить запасы российского леса, и рассматривают возможность использования сельхозземли для плантационного выращивания целевых пород.

Собственники сельхозземель получат право выращивать на них лес и реализовывать древесину в коммерческих целях. Это следует из утвержденного правительственного постановления №1509, которое регламентирует особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения.

Напомним, принять документ о статусе лесов на таких землях президент РФ Владимир Путин поручал еще в 2013 году. К этому же неоднократно призывали и экологи (см. “Ъ” от 11 декабря 2018 года). По их оценкам, общая площадь территорий, нуждающихся в таком регулировании, составляет около 100 млн га, или около 10% всех лесов России.

Речь идет о сельхозугодьях, которые, не используясь по назначению годами, зарастают лесом. Однако по всем документам лесных массивов на этих участках быть не должно.

Правового статуса у этих лесов нет: возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, а охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается.

При этом собственники участков за сам факт существования на их землях таких лесов (использование участка не по целевому назначению) могут быть подвергнуты штрафу до 700 тыс. руб., а также принудительному изъятию территорий. Чтобы избежать проблем, владельцы земель выжигают растительность, что часто приводит к пожарам.

О позиции Минприроды “Ъ” ранее подробно рассказывал (см. “Ъ” от 25 декабря 2019 года).

Ведомство допускало использование леса на сельхозземлях только до момента решения их дальнейшей судьбы: лес можно вырубить, вернув территории в сельскохозяйственный оборот, либо перевести участок в государственный лесной фонд.

В Минэкономики такой подход критиковали: изъятие участков у собственников, говорили там, затруднит реализацию прав и свобод граждан, а также приведет к дополнительным расходам бюджетной системы и предпринимателей.

В итоге правительственный документ отдает решение этого вопроса на усмотрение собственника земли. Таким образом, впервые нарушена монополия государства на лесовыращивание, указывает эксперт «Гринписа России» Алексей Ярошенко. Лес на землях поселений и сейчас может быть частным, говорит эксперт, однако его объемы минимальны и нет возможности реализовать древесину в промышленных масштабах.

В течение двух лет со дня вступления постановления в силу или со дня регистрации права на участок собственники могут направить уведомление, каким образом намерены использовать лес, в региональный минсельхоз, Россельхознадзор и Росреестр.

В этом случае правило о признании сельхозземли, используемой не по назначению (50% территории заросло лесом), действовать не будет. Собственники должны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, а также правила ухода за лесами, говорится в правительственном документе.

При этом им не надо составлять проекты освоения лесов, подавать лесную декларацию, а также предоставлять отчеты об использовании, охране, защите и о воспроизводстве лесов.

Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной собственники земель должны осуществлять «в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ».

Экологи концептуально поддерживают документ и называют его «первым долгожданным шагом», однако указывают на необходимость доработки.

«Возникает множество вопросов при реализации древесины: как ее заносить в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней.

“Ъ”), какие нужны документы на транспортировку и не станет ли это дырой для легализации ворованного леса в системе»,— говорит Константин Кобяков из «WWF России».

Экологи не исключают появления недобросовестных пользователей, которые срубят выросший лес и бросят земли.

«Но даже если частный собственник будет плохо вести лесное хозяйство, это все равно будет лучше, чем нынешняя ситуация, когда лес сжигают или распахивают»,— считает господин Кобяков.

Глава думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев указывает, что документ не будет работать без дополнительных приказов Рослесхоза.

Он также не исключает возникновения споров из-за того, что документ четко не закрепляет за владельцами право собственности на древесину.

В «Гринписе России» также не исключают конфликтов из-за лесов, которые примыкают к поселениям. Это, как правило, земли сельхозназначения.

«Кто-то постарается хапнуть лес и уйти, такая проблема и сейчас есть, но она обострится и ее надо будет решать в самом ближайшем будущем,— говорит Алексей Ярошенко.

— Прежде всего это касается брошенных полей бывших колхозов и совхозов, им сейчас больше 40 лет, в понимании местного населения это самый обычный привычный лес. Поэтому мы настаиваем, чтобы для таких лесов был особый порядок».

«Заросших лесом земель довольно много в муниципальной собственности, их несложно выкупить у администраций, потому что они висят мертвым грузом и не используются,— говорит Константин Кобяков.— Компании давно хотят такую возможность, потому что сейчас все арендуют лес, а так смогут получить его в частную собственность». Этого не исключают и представители бизнеса.

Инициатива может существенно пополнить запасы российского леса и увеличить занятость населения, говорит управляющий директор по реализации госпрограмм развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов.

«Для компании постановление означает возможность обеспечить плантационное выращивание целевых пород на землях, которые находятся в собственности,— говорит он.— Мы внимательно изучим возможности в каждом регионе присутствия активов компании.

По лиственным породам дополнительные объемы леса могут появиться в течение пяти-десяти лет, по хвойной древесине — в более отдаленной перспективе, но с возможностью быстрой капитализации затрат на приобретение и обустройство таких земель».

Читайте также:  Действие прав международного образца в России - Совет Юриста

Анна Васильева, Ольга Мордюшенко

Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения

Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, представляют собой одну из самых важных во многих отношениях категорий лесов России.

Как правило, они расположены на плодородных землях в районах с наиболее благоприятным для растениеводства климатом (именно такие в историческом прошлом в первую очередь осваивались для развития сельского хозяйства) — поэтому они более, чем другие леса, подходят для интенсивного лесовыращивания.

Чаще всего эти леса располагаются ближе всего к людям, вблизи сравнительно развитой транспортной инфраструктуры, и во многих случаях непосредственно граничат с сельскими населенными пунктами. Ведение интенсивного лесного хозяйства в этих лесах создаст дополнительные рабочие места и возможности для социально-экономического развития села.

  Для многих жителей сельских населенных пунктов и некрупных городов именно такие леса формируют благоприятную окружающую среду. Большинство таких лесов требует особого внимания с точки зрения обеспечения пожарной безопасности — поскольку главным источником огня в лесах является человек, и именно в самых близких к нему лесах риск возникновения пожаров наиболее высок.

Однако, действующее российское лесное и смежное законодательство не признает за этими лесами права на существование. По закону их как бы нет, никто не отвечает за их охрану, в том числе от пожаров, а собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам (до 700 тыс. руб.) и принудительному изъятию участка.

Отсутствие правовой возможности вести в этих лесах полноценное лесное хозяйство является одним из важнейших препятствий для социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Нечерноземье.

Угрозы штрафов и изъятия земель сельскохозяйственного назначения за наличие на них не предусмотренного законом леса вынуждает собственников этот лес уничтожать, чаще всего самым простым и дешевым способом — выжиганием, что служит одной из важнейших причин пожаров на природных территориях России.

Пустующие брошенные земли и пожары существенно снижают способность природных территорий к поглощению углекислого газа и накоплению связанного углерода.

В целом из-за отсутствия правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, наша страна теряет один из важнейших ресурсов для сельского развития, для повышения качества окружающей природной среды, и для противодействия антропогенным изменениям климата. Перспективные направления развития сельских территорий — лесное фермерство, агролесоводство — оказываются заблокированными из-за отсутствия правовой возможности выращивать и использовать леса на землях сельхозназначения.

Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.

1 сентября 2013 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.

20 июля 2018 года Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития, Минсельхозу и Минприроды России представить до 10 октября 2018 года предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.

В целом по состоянию на декабрь 2018 года проблема лесов на землях сельскохозяйственного назначения остается нерешенной, сколько-нибудь ясного правового статуса у этих лесов нет, возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается.

В связи с этим мы считаем необходимым:

1. Внести в действующее правовое регулирование изменения, устанавливающие правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения (особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов), и разрешающие использовать эту категорию земель для ведения лесного хозяйства, в том числе лесного фермерства и плантационного лесовыращивания.

2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, но применять его только в случае, если законных собственников у таких участков нет.

Мы считаем недопустимым подмену выполнения поручения Президента РФ (от 1 сентября 2013 года Пр-2039, п.1.б) только разработкой упрощенного порядка перевода этих лесов в земли лесного фонда.

Даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных с кадастровым учетом покрытых лесом участков и сменой собственника.

Если перевод в земли лесного фонда останется единственным способом придания ясного правового статуса лесам на землях сельскохозяйственного назначения — решение проблемы этих лесов может растянуться на десятилетия.

Рубить или оставить? Законна ли вырубка деревьев на сельхозугодьях

В начале 1990-х годов из-за экономического кризиса многие пашни, сенокосы, пастбища перестали использовать по назначению. С тех пор на заброшенных земельных участках выросли деревья и кусты. Однако на многие такие участки зарегистрировано право собственности, а значит, правообладатели несут ответственность за состояние земель.

За неиспользование сельхозугодий по назначению предусмотрена административная ответственность в виде внушительных штрафов. Кроме того, органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении  нарушений.

В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

— Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности,  согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %. 

Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в  виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

При этом необходимо соблюдать требование Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которому для расчистки земель от древесной, травянистой растительности, кочек, пней и мха проводится культуртехническая мелиорация земель.

Это не просто вырубка деревьев, кустарников и удаление пней  — это комплекс мелиоративных мероприятий, включающий в том числе планировку территории после раскорчевки, а также проведение почвенных исследований на показатели плодородия (агрохимические), и на их основе  — внесение обоснованных доз удобрений.

Все это необходимо для коренного улучшения неиспользуемых земель, поскольку зарастание земель древесной, кустарниковой растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшаются показатели плодородия.

Кроме того, при проведении раскорчевки сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия.

Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

 По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения  защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда.

 По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *