Vo-код для перевода денег (подарка) резиденту рф нерезидентом — совет юриста

VO-код для перевода денег (подарка) резиденту РФ нерезидентом - Совет Юриста

Резидент, перечисляющий оплату фрилансеру-иностранцу, оформляет и подает в разные контролирующие органы ряд документов. Например, если не предоставить документы в банк, подать неверно составленными или не в срок, то резидент получит штрафы от Росфиннадзора, т.к. уполномоченные банки обязаны информировать ЦБ, который, в свою очередь передает сведения в Росфиннадзор.

Почему сложно перевести деньги иностранцу-фрилансеру через российский банк?

Агент валютного контроля — банк, проверяет все сделки с нерезидентами.

Ранее валютные операции с участием российских компаний на сумму 50 000 долларов США и более должны были сопровождаться оформлением паспорта сделки, который содержал сведения о российской фирме и ее зарубежном контрагенте, сведения о контракте с указанием суммы, валюты, сведения о банке, через который осуществляется перевод денежных средств.

Теперь вместо паспорта сделки контракты регистрируются банком в течение одного дня. Регистрации подлежат контракты, сумма которых превышает: для импорта — 3 млн рублей, для экспорта — 6 млн рублей.

В российский банк, через который осуществляются расчеты с нерезидентом, при проведении платежа в пользу иностранца, необходимо представить контракт, справки о валютных операциях и подтверждающие документы.

Мало того, возникают и другие сложности с переводом средств:

  • Реквизиты для перевода на иностранные счета не похожи на привычные, они содержат специальные коды и данные, которые даже не понятно как отразить в платежном поручении;
  • При переводе банк отхватит солидный кусок комиссии, вы можете попробовать воспользоваться какими-нибудь системами для перевода платежей, это будет немного дешевле, но возникает проблема № 3;
  • При переводе не через банк учесть комиссии очень сложно — нужны опять же подтверждающие документы, а платежными системами с пониженными комиссиями пользуются физлица, поэтому перевод вы вероятно совершите со своей личной карточки. Как тут доказать, что это не ваш личный перевод, а расчеты в интересах организации?

Кстати, физлица могут переводить валюту со своих российских счетов на зарубежные счета других физлиц. Рассчитываться без ограничения суммы можно за переданные товары, работы, услуги с резидентами (новая редакция п. 31 части 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Нужно только соблюсти ряд условий:

  • получатель должен находиться за пределами России более 183 календарных дней в году,
  • не иметь юридического лица,
  • вести бизнес по законам иностранного государства.

Но опять же в соответствии с изменениями в ст. 23 Закона 173-ФЗ банк может потребовать у плательщика доказательств права контрагента вести бизнес в другой стране без формирования юридического лица и нахождения за границей положенный срок.

А что если открыть счет в банке другой страны?

Если же вы решите открыть собственный счет в иностранном банке (что, конечно, довольно хлопотное дело), то не забудьте уведомить об этом налоговую инспекцию.

Открытие счета в инобанке в любом случае не спасет — ряд контрактов с нерезидентами нужно ставить на учет в российском банке, несмотря на то, что все расчеты по ним проводятся по зарубежным счетам. Это необходимо когда обязательства по экспортным контрактам или суммы платежей по ним во всех банках превышают 6 миллионов рублей.

Допустим, что таких сумм расчетов вы не достигаете. Это не значит, что банк не запросит у вас документы, подтверждающие причины перевода средств. Всегда есть 115-ФЗ.

Если контракт стоит на учете в банке, а платежи по нему проводятся по зарубежным счетам, то банку нужно предоставить документы о таких операциях. И ООО и ИП должны отчитываться по своим зарубежным счетам в налоговую.

Отчеты о движении средств по счетам в банках за границей представляются ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала в налоговый орган по месту учета в 2 экземплярах с приложением банковских выписок или иных документов, выданных банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копий, нотариально заверенных в соответствии с требованиями законодательства РФ. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Все проще и проще, не так ли? (сарказм)

ФНС России расширяет список стран, с которыми заключены соглашения об обмене финансовой информацией, что освобождает резидентов, имеющих счета в странах, входящих в список, от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетаму в ФНС, если обороты за год не превысили эквивалента 600 тысяч рублей. Это значит, что налоговая инспекция и без вашего участия получит от своих стран-партнеров необходимую информацию даже о мелких расчетах.

А с бухучетом что?

Согласно гражданскому законодательству расчеты на территории РФ осуществляются в рублях, но НК РФ позволяет производить оплаты в рублях в суммах, эквивалентных суммам в иностранной валюте. Сумма определяется по официальному курсу ЦБ на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или договором.

В связи с этим в рублевом выражении возможны колебания — курсовые разницы. А так как даты возникновения обязательств и даты их погашения часто не совпадают, а курс колеблется ежедневно, то «перепады» в учете просто неизбежны.

О проблемах, связанных с документальным подтверждением затрат, в том числе на комиссии за переводы, мы сказали выше.

Нельзя ли как-то попроще?

Можно. С EasyStaff вы забудете о бюрократии и выбирать деловых партнеров, ориентируясь только на их профессионализм, а также сэкономите на комиссиях и оплате работы специалистов по валютным операциям.

Онлайн-сервис позволяет вести расчеты с фрилансерами, находящимися в любых странах мира. Вы отправляете платеж EasyStaff, а сервис переводит оплату фрилансерам. Платежи можно осуществлять в рублях, долларах и евро.

Как работает EasyStaff:

  • Указываете страну подрядчика, валюту и сумму;
  • Указываете удобный для него платежный метод;
  • Выбираете тип услуги, требующей оплаты. Добавляете адреса электронных почт вашей и получателя;
  • Система генерирует инвойс, который вам необходимо оплатить;
  • После получения денег EasyStaff производит выплату подрядчику указанным платежным методом.

Что касается фрилансеров, то для них все абсолютно бесплатно. Начиная от регистрации и заканчивая выплатами (на банковские карты, WMZ, Skrill, Payoneer, через SWIFT, SEPA, ACH).

Система формирует электронные документы, которые можно принимать к учету и предоставлять в банк или налоговую инспекцию по запросу, они полностью соответствуют действующему законодательству и имеют юридическую силу.

Код вида валютной операции в платежном поручении

Расчеты в иностранной валюте подлежат усложненному контролю. Проверяют сделки банковские учреждения. Они анализируют все условия операции, устанавливают их соответствие закону. Код валютной операции – это инструмент, облегчающий проверку и идентифицирующий вид документа.

Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций?

Что собой представляет код вида валютной операции

КВВО – это значение из пять чисел, обозначающее вид сделки. Код выбирается в зависимости от предназначения платежа, содержания бумаг, сопровождающих сделку. Если платежное поручение и код не соответствуют друг другу, платеж отклоняется. Перечень КВВО содержится в Инструкции ЦБ №181-И от 16 августа 2017 года.

Как оформить валютный платеж и какие документы представить в банк?

Где указывать код? Если это поручение на операцию в рублях, нужно поставить его перед текстом о назначении платежа. В других банковских бумагах КВВО указывается в строке, специально отведенной под это. Код – это и буквенные, и цифровые значения. Между буквами и числами не нужно ставить пробелы или другие символы.

КВВО состоит из двух частей. Первая обозначает класс сделки, вторая – ее суть. Рассмотрим пример. Код операции – 10100. Его составляющие:

  • 10 – обозначает вывоз продукции с территории России.
  • 100 – свидетельствует, что покупатель совершил предоплату.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете комиссию банка за валютный контроль?

Само наличие этого кода обозначает, что это операция с зарубежным контрагентом.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда при выборе КВВО у бухгалтера возникают проблемы. Кодов в инструкции ЦБ много. Не всегда просто определиться, какой именно подходит для конкретной операции. Если бухгалтер боится допустить ошибку, он может попросить совета у представителя обслуживающего банка.

Когда нужен код

КВВО нужен при этих операциях:

  • Оплата услуг или продукции в валюте. Деньги переводятся от резидента нерезиденту.
  • Рублевый перевод денег от нерезидента.
  • Списание валюты на счет.
  • Расчеты с банковским учреждением, не являющимся резидентом.

Обычно код требуется при заполнении заявки на перевод валюты, поручения, справки. То есть он нужен при оформлении банковских бумаг.

Группы кодов

Группа КВВО – это первые 2 цифры, раскрывающие класс операции. Рассмотрим эти группы и их значение:

  • 01 и 02 – конверсионные безналичные платежи.
  • 10 и 11 – платеж за экспорт или импорт продукции.
  • 12 и 13 – оплата продукции без ввоза и вывоза.
  • 20 и 21 – оплата услуг, работы, прав на интеллектуальную деятельность.
  • 22 и 23 – оплата по соглашениям смешанного вида.
  • 30 – платежи за недвижимость.
  • 32 – оплата по соглашению уступки требования.
  • 35 – прочие платежи.
  • 40 и 41 – выдача кредитов.
  • 42 и 43 – оплата кредитов и процентов по ним.
  • 57 – оплата по соглашениям о доверительном управлении.
  • 58 – оплата по соглашениям о брокерском обслуживании.
  • 70 – операции, не связанные с торговлей (к примеру, перевод зарплаты или пенсии).
  • 90 – прочие операции.

Следующие три цифры раскрывают содержание операции. Пример: код 70 оказывает на неторговую операцию. Последние цифры обозначают, какой именно перевод совершен. К примеру, это может быть выплата командировочных.

Квво для операций

Приведем коды, которые обычно сопровождают операции:

  • 10100. Предоплата за вывоз партии изделий с территории России.
  • 10200. Отсрочка платежа за партию, транспортируемую из страны.
  • 11100. Предоплата иностранцу за продукцию, ввозимую в страну.
  • 11200. Расчеты с резидентом, если ему дана отсрочка выплат за партию, ввозимую в страну.
  • 12060. Плата за проданные нерезидентом товары. Предполагается, что продавалась продукция за рубежом, без ввоза в РФ.
  • 13010. Платеж от иностранца в адрес резидента за товар, проданный в России.
  • 20100. Предоплата услуг или товаров в пользу резидента.
  • 20200. Расчет нерезидента с резидентом за услуги или работы.
  • 20400. Платежи по соглашениям о поручениях, гарантиях в адрес резидента.
  • 20500. Платежи по соглашениям о гарантиях в адрес нерезидента.
  • 21100. Предоплата за услуги или работы в пользу иностранца.
  • 35030. Платеж в адрес резидента по прочим действиям.
  • 35040. Платеж в пользу иностранца по иным действиям.
  • 41030. Кредитование резидента нерезидентом.
  • 42015. Уплата основного долга перед нерезидентом, если у резидента есть соответствующие обязательства.
  • 61100. Движение валюты с одного счета на другой.
  • 61135. Перевод валюты со счета резидента на счет в ином банке.
  • 70060. Резидент переводит иностранцу вознаграждение за работу.
  • 99090. Прочие действия и переводы, которых нет выше.
Читайте также:  Оформление вывески - Совет Юриста

Это перечень самых распространенных КВВО. Остальные коды есть в Инструкции ЦБ №181.

Другие операции

КВВО нужен и при работе с иностранной валютой:

  • 01010 – реализация валюты за рубли.
  • 01030 – покупка валюты за рубли.

Пример использования кода

У нерезидента приобретена продукция. Она была транспортирована в Россию на основании положений внешнеторгового договора. Нужный код зависит от выбранного вида оплаты:

  • 10100 – для предоплаты.
  • 10200 – постоплата.

Что делать, если товар нерезидента находится на территории России? Применяется код 13010. Обоснованность его использования подтверждается накладной с российским адресом местоположения продукции.

К СВЕДЕНИЮ! Код 13010 не подходит для топлива и прочих ресурсов для эксплуатации ТС. Покупка топлива сопровождается этими КВВО: 22110 (сделка с предоплатой) и 22210 (постоплата).

Код при выплате зарплаты нерезиденту

В штате компании могут присутствовать нерезиденты. Нерезидент – это любое лицо без российского паспорта, гражданства. В рамках валютного контроля неважно, сколько времени иностранец жил в России. В любом случае он считается нерезидентом. При выплате вознаграждения иностранному лицу также используются коды.

Платежи в пользу нерезидента обозначаются кодом 70060. Но для использования этого КВВО недостаточно предоставить в банк только платежное поручение. Скорее всего, понадобится также трудовое соглашение с иностранцем, копия его паспорта.

Вознаграждение сотруднику – это не только зарплата, но и другие выплаты. И каждому платежу присваивается свой код:

  • 70200 – платежи по авансовому отчету (к примеру, командировочные траты).
  • 70030 – социальные платежи (к примеру, материальная помощь).
  • 70120 – платежи, совершенные по судебному решению.

При оплате в банк отправляются сопроводительные документы. Их перечень зависит от вида операции. К примеру, нерезиденту начисляются командировочные. В этом случае в банк направляется приказ о командировке.

Куда поместить код

КВВО вписывается в поручение. Форма этого документа утверждена ЦБ 19 июня 2012 года (Положение №383). Однако в поручении нет строки «Код валютной операции». Что делать? Код ставится в поле «Назначение платежа».

Сначала пишется VO, а затем цифры кода. После значение заключается в скобки. КВВО выглядит таким образом: {VO01030}. Не допускается пробелов внутри скобок.

Что будет, если в поручении нет кода

Если в поручении нет кода или он неправильно указан, банк отклоняет платеж. Основание отклонения – невозможность контролировать движение средств. Если банк прислал платежное поручение обратно, то придется заполнять его снова, но уже с указанием КВВО.

(Новость) Изменения валютного законодательства с 1 июля 2021: использование иностранных электронных кошельков (электронных средств платежа) при проведении валютных операций

Нормативная база

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.

2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е.

в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе».

Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

  • Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney, PayPal, Qiwi, RBK Money, Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.
  • Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).
  • Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

  1. Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.
  2. С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.
  3. Запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, а также по внешнеторговым контрактам и договорам займа
  4. Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;
  • Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:
  • ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:
  • «Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельностиа также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
  • Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»

То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Ее необходимо будет принимать либо через банковский счет, либо с использованием карты платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ). Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

Читайте также:  Как получить дубликат диплома об образовании, если вуз ликвидирован - Совет Юриста

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ
  1. Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.
  2. Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам
  3. Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .
  4. Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.
  5. Ответственность

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ

Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ

  • Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
  • Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25. КоАП РФ

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов,  —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25. КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.

  1. Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
  2. В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:
  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);

Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается

За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции.

Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики.

Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона

Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий.

При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ).

Читайте также:  Приватизация жилья инвалида - Совет Юриста

Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).

Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

  • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
  • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
  • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
  • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

  • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
  • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
  • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:

  • кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
  • средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
  • средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
  • средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.

Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

  • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
  • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).

Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях.

Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
  • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
  • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки.

То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств.

В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям.

И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты.

Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках.

Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства.

Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России.

Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того.

Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.

) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *