Возможна ли дополнительная работа для госслужащего — Совет Юриста

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего - Совет Юриста

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего - Совет Юриста

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Юрист на госслужбе | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю

Сегодня отмечается большой интерес молодых специалистов к работе в органах государственной власти.

Редакция нашего сайта узнала, чем такая работа может быть привлекательна для начинающих юристов и что значит быть молодым специалистом в таком ведомстве, как Минэкономразвития России.

Об этом нам рассказал Зенин Геннадий Евгеньевич, главный специалист-эксперт отдела законодательства в сфере социально-экономического развития правового департамента Минэкономразвития России.

КонсультантПлюс: Геннадий, расскажите, почему выбрали профессию юриста? Что для вас было самым главным в выборе? Почему решили поступить именно на государственную службу? Какое образование вы получили?

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего - Совет ЮристаГеннадий Зенин: Я с самого детства увлекался гуманитарными науками, читал научную литературу по истории, экономике, праву из библиотеки моих родителей. Помимо предрасположенности к гуманитарным наукам существенную роль сыграло также то, что в гимназии 1530, где я учился, были прекрасные учителя, которые очень интересно преподавали свои предметы, поощряли свободное мышление, устраивали различные дебаты, «судебные заседания» и т.д. В общем, делали всё, чтобы у школьников возникло желание самостоятельно учиться и развиваться. Под руководством своей учительницы по обществознанию Елены Васильевны Стерляговой я с 9 класса принимал участие в ежегодной школьной научной конференции «Ломоносовские чтения», где выступал с научными докладами по актуальным вопросам общественной жизни.

В целом, благодаря изучению общественных наук, у меня сформировалось социально ориентированное государственническое мировоззрение. При этом, в период моего взросления и становления как личности наше государство находилось в глубоком упадке.

Я видел, как несовершенство государственного администрирования и экономический спад, являющийся следствием этого несовершенства, а также различные внутренние и внешние факторы влияют на жизнь людей, ломают судьбы, коверкают души, не дают раскрыться человеческому потенциалу.

Я рано понял глубокую связь между счастьем каждого человека и благосостоянием государства, в котором он живет.

Я решил для себя, что в этих условиях задачей каждого гражданина нашей страны должно являться использование своих знаний и талантов для дела роста благосостояния и мощи России, совершенствования государственного механизма и, как следствие, для улучшения жизни всего российского народа. Поэтому я решил поступить на государственную службу.

Читайте также:  Льготы (кредиты) для ип, являющегося многодетным отцом - совет юриста

Из всех гуманитарных наук одной из наиболее полезных для государственной службы, на мой взгляд, является юриспруденция. Юридические нормы легализуют уже существующие общественные отношения и институты и создают фундамент для появления новых.

Таким образом, если экономика представляет собой общественный базис, то юриспруденция — это тот каркас, в рамках которого развивается общество.

Она устанавливает границы, за которые обществу не следует выходить, чтобы социальное здание не обрушилось, и задает форму, которую это здание должно принять.

При этом в силу объективных причин общество постоянно меняется и поэтому постоянно нуждается в адаптации и совершенствовании правового инструментария. На основе этих соображений я пришел к выводу, что именно в качестве юриста я смогу быть наиболее полезен для общества.

С выбором вуза особых проблем у меня не возникло. Я просто изучил различные образовательные рейтинги и выбрал лучший юридический факультет страны — юрфак МГУ им. М.В. Ломоносова. Благодаря нескольким месяцам безвылазной подготовки к экзаменам я достаточно легко смог поступить на бюджетное отделение.

Изучив перечень кафедр, существующих на факультете, я решил, что моим целям в наибольшей степени соответствует кафедра конституционного и муниципального права, и уже с первого курса решил поступить на нее. Но поначалу не всё пошло гладко.

На втором курсе я не смог полноценно подготовиться к экзамену по конституционному праву России и, как следствие, был отправлен на пересдачу. Мне удалось пересдать экзамен на «отлично», после чего я попросил преподавателя, принимавшего у меня экзамен и пересдачу стать моим научным руководителем.

Таким образом я стал учеником замечательного ученого, заведующего кафедрой конституционного и муниципального права, профессора Сурена Адибековича Авакьяна.

Именно благодаря ему во мне пробудился интерес к более глубокому изучению права, ориентация не только на применение норм права, но на научное изучение правовых институтов и поиск путей их совершенствования. За это я всегда буду ему благодарен.

КонсультантПлюс: Почему вы решили строить свою карьеру именно в Минэкономразвития России? На ваш взгляд, в чем заключается особенность ведомственной работы и чем она может быть привлекательна для молодых специалистов?

Геннадий Зенин: Для меня не было принципиально важно, в каком именно органе государственной власти начинать свою карьеру.

Когда я закончил учебу и начал поиск работы, подруга моей сокурсницы, работавшая на тот момент в правовом департаменте Минэкономразвития России сказала, что в отдел законодательства в сфере социально-экономического развития требуется человек. Я сходил на собеседование, и меня взяли на работу. Думаю, для меня это было большой удачей.

В любом государстве министерство по делам экономики является одним из основных, ведь оно ответственно, пожалуй, за самую важную сферу общественных отношений. Я с радостью принял предложение и не пожалел об этом.

Ведомственная работа специфична тем, что в ней необходимо руководствоваться в первую очередь интересами государства и общества. При этом нужно соблюдать баланс между благом общественным и благом частным.

Стараться найти компромисс, чтобы государство смогло реализовать стоящие перед ним масштабные задачи и чтобы в процессе их реализации обычные граждане не претерпевали никаких неудобств, а если и претерпевали, то самый минимум.

При этом зачастую приходится сталкиваться с не очень продуманными инициативами, появление которых обусловлено недостатком профессионализма, либо узкими ведомственными или частными интересами.

Перед юристом на государственной службе стоит задача убедить руководство в несостоятельности подобных инициатив, либо изменить их таким образом, чтобы полностью нивелировать возможный вред и обеспечить достижение общественного блага от их принятия.

Такая работа требует много сил, живости ума, навыков дипломатического общения и, конечно же, глубокого понимания права. Думаю, молодым специалистам ведомственная работа дает уникальный шанс развить все указанные навыки.

Кроме того, представляется, что для любого человека должна иметь значение не только сама работа и связанные с ней плюсы для профессионального развития и роста материального благополучия, но и цель работы.

На государственной службе вы работаете не на какого-то «чужого дядю», чьи интересы вам чужды, вы работаете для блага вашей страны, общества. Лично мне само осознание того, что я делаю что-то важное, важное не только для себя, но и для окружающих, приносит огромное удовлетворение.

Возможно, сейчас мои возможности на этом поприще весьма скромны, но государственная служба открывает перспективы дальнейшего роста и более активного участия в улучшении жизни государства.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими качествами, знаниями и навыками должен обладать начинающий юрист, чтобы состояться на государственной службе?

Геннадий Зенин: Прежде всего, начинающий юрист должен понимать право. Не просто знать содержание правовых норм, но разбираться в подоплеке их появления, представлять себе возможные пути дальнейшего развития отдельных правовых институтов.

Необходимость такого понимания связана с тем, что на государственной службе начинающий юрист будет участвовать в создании новых институтов.

Ясно, что нельзя создать что-то новое, не имея представления о том, как это новое будет функционировать в рамках существующей системы, не имея представления о возможных путях дальнейшего развития создаваемого института.

В конечном счете, государственный служащий должен предвидеть возможные проблемы, которые возникнут в связи с введением нового института. В этой связи начинающий специалист должен уделять внимание теории права, практике правоприменения, быть в курсе новых теоретических концепций в сфере права и экономики.

В силу того, что на госслужбе юристу также придется принимать участие в различных совещаниях, обсуждениях, хороший специалист должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, работоспособность, дипломатичность. Большой объем работы различной срочности также требует от молодого специалиста учиться переключать внимание с одного вопроса на другой, при этом сохраняя одинаковый уровень концентрации на каждом из этих вопросов.

КонсультантПлюс: На каких юридических вопросах вы специализируетесь? Что входит в ваши обязанности?

Геннадий Зенин: В отделе я занимаюсь вопросами, относящимися к законодательству о налогах и сборах, бюджетному законодательству, выделению субсидий, развитию судебной системы, аккредитации.

В мои обязанности входит юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов, проектов заключений Правительства Российской Федерации (в частности, на проекты федеральных законов, вносимых депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), которые разрабатываются либо нашим министерством, либо приходят на согласование в Минэкономразвития России из других министерств и ведомств. Внутри министерства по данным документам назначается ответственный департамент и департаменты-соисполнители. Наш департамент является ответственным исполнителем по документам, связанным с судебной системой. По остальным документам мы участвуем в качестве соисполнителей. Моя задача — проверить соответствие акта положениям законодательства Российской Федерации, удостовериться в отсутствии в документе коррупциогенных факторов, а в случае введения нового института провести полноценный юридический анализ предлагаемой правовой конструкции, в том числе рассмотреть возможные проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. По результатам экспертизы я пишу юридическое заключение, которое направляется от имени министерства в ответственный орган государственной власти в случае, если наш департамент является ответственным исполнителем по документу, или направляется нашим департаментом в ответственный департамент в министерстве.

Значительную часть рабочего времени занимает помощь профильным департаментам, которая выражается в совместной работе над проектами федеральных законов, проектами постановлений Правительства Российской Федерации, проектами приказов министерства, которые разрабатываются нашим ведомством.

Мы вносим правки в редакции документов, предлагаемые нашими профильными департаментами. Иногда нам приходится значительно перерабатывать проекты актов и добиваться того, чтобы профильные департаменты принимали нашу редакцию.

Зачастую борьба идет за то, как будет выглядеть каждый пункт в документе.

В случае возникновения разногласий по документам между департаментами нашего министерства или другими ведомствами проводятся различные согласительные совещания, как с участием директоров департаментов и специалистов, работавших над документом, так и на уровне заместителей министра. Периодически я также принимаю участие в подобных совещаниях для представления позиции правового департамента.

КонсультантПлюс: Расскажите, какова процедура отбора на вашу должность в ведомстве? Какой опыт работы должен быть у претендента? Могут ли на эту должность претендовать выпускники вузов, не имея за плечами опыта работы?

Геннадий Зенин: По общему правилу, при поступлении на государственную гражданскую службу кандидаты проходят конкурсный отбор.

Вместе с тем существуют должности, для замещения которых проходить конкурсный отбор не требуется, например специалист 1 разряда.

Кроме того, не требуется проходить конкурсный отбор в случае замещения должности специалиста, находящегося в декретном отпуске. Я, например, начал свою работу именно на такой должности.

Через несколько месяцев я прошел конкурсный отбор и был переведен на постоянную должность.

Требования к стажу начинаются с должности консультанта (для ее замещения необходимо иметь не менее 2-х лет стажа государственной службы или стаж работы по специальности не менее 4-х лет).

Таким образом, молодые специалисты без опыта работы могут претендовать на должности специалистов 1-2 разряда, старших специалистов 1-3 разряда, специалистов-экспертов, ведущих специалистов-экспертов и главных специалистов-экспертов.

Читайте также:  Порядок оформления аккредитива - Совет Юриста

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г.

№ 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы (к таковым относятся консультанты, советники, заместители начальника отдела) — не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности.

Могу сказать, что в Минэкономразвития России с удовольствием принимают на работу выпускников вузов. Например, за период моей работы в министерстве на службу в правовой департамент было принято трое моих сокурсников, еще несколько поступили на работу в другие департаменты министерства.

КонсультантПлюс: Используете ли вы в своей работе справочные правовые системы и, если да, какие задачи решаете с их помощью? Как вы считаете, нужно ли студентам начинать изучение систем еще в вузе?

Геннадий Зенин: На мой взгляд, в современных условиях обучение студента-юриста и непосредственно работа в качестве юриста без использования справочных правовых систем немыслима.

Я постоянно использую систему КонсультантПлюс и на работе, и дома, и в учебе. Данная система, на мой взгляд, выгодно отличается от прочих, в первую очередь, удобным интерфейсом.

Основные задачи, которые я решаю с помощью КонсультантПлюс, это, конечно же, поиск нормативной правовой базы, поиск судебной практики и научных комментариев по нормативным правовым актам в целом или отдельным статьям данных актов.

Такая функция, как сравнение различных редакций законов тоже весьма полезна и часто мной используется.

В целях учебы в аспирантуре я также изучаю различные научные статьи по отдельным правовым тематикам и опять же, помимо прочего, пользуюсь для этих целей КонсультантПлюс, который предлагает весьма неплохую подборку научных работ и, главное, удобный поиск статей по отдельным правовым тематикам.

КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать нашим читателям — студентам экономических и юридических факультетов, которые стремятся работать в государственных структурах: чему им уделять особое внимание в период обучения, какие книги по профессии читать, на кого ориентироваться, к чему быть готовыми и как добиться желаемого при построении карьеры?

Геннадий Зенин: Учащиеся юридических и экономических факультетов, которые стремятся работать в государственных структурах, должны, как я уже говорил, уделять особое внимание изучению теории права.

Кроме того, необходимо изучать книги по политике, менеджменту и истории. Особое внимание следует уделить воспоминаниям различных госслужащих и дипломатов. Например, рекомендую книгу «Вожди и советники» Федора Бурлацкого, «Сугубо доверительно» Анатолия Добрынина.

Подобная литература помогает получать более-менее реальное понимание рабочего процесса на государственной службе. Нельзя забывать также и про классиков, например Никколо Макиавелли «Комментарий к первой декаде Тита Ливия».

Для человека, стремящегося работать в государственных органах, очень важно снять розовые очки и быть готовым к тому, что реальный порядок принятия проектов нормативных правовых актов весьма далек от идеального, на него влияют много факторов и интересов.

В тоже время данный порядок далеко не так ужасен, как пытаются его представить некоторые противники бюрократии.

Молодой госслужащий должен быть готов к тому, что может столкнуться на работе со значительным давлением, в частности, при принятии отдельных правовых актов. Необходимо иметь стержень, чтобы противостоять этому давлению и отстаивать свои взгляды до конца.

Каждый сам решает, как строить свою карьеру. Мне кажется, что настоящий профессионал должен идти по пути упорного и честного труда. Поверьте, таких заслуженных людей на вершине карьерной лестницы в государственных органах много.

КонсультантПлюс: Геннадий, благодарим вас за интересные ответы!

Интервью подготовлено корреспондентами компании «КонсультантПлюс» А. Епифановой и О. Гвоздевой

Госслужба

Профессия юрист-госслужащий

«Эйфория от попадания в министерство улетучивается, и ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов». Чиновник — о карьере на госслужбе

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве.

Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье.

Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там. 

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда. 

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления. 

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития: 

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус. 

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство, 
  • развитие человеческого капитала, 
  • проектное управление, 
  • корпоративная культура, 
  • управление делами, 
  • правовая экспертиза. 

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс. 

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент. 

Читайте также:  Могут ли заставить оформить собственность на землю - Совет Юриста

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра. 

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере.

Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных. 

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов.

Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное.

Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности. 

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать. 

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам. 

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна. 

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика. 

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь, 
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет. 
  • Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю. 
  • В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения. 

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Совместима ли госслужба с дистанционной работой

Госслужащие, как и другие работники, имеют право на здоровые и безопасные условия труда . Могут ли госслужащие перейти на «удаленку» и каким образом это сделать — разберемся в материале.

  • Что такое «удаленка»
  • «Удаленкой», как правило, называют дистанционную работу, под которой понимают работу, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (далее — удаленка, дистанционная работа) .
  • Возможен ли перевод на удаленку госслужащих

Заместителем Министра здравоохранения — Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь Н.П.Жуковой государственным органам и организациям Республики Беларусь (по списку) были отправлены рекомендации о проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19, в числе которых предложено при наличии возможности организовать дистанционный способ работы .

Ни ТК, ни Закон о госслужбе не содержат прямых запретов или ограничений для заключения трудового договора (контракта) с условием дистанционной работы между нанимателем-госорганом или иной госорганизацией Республики Беларусь и госслужащим, как и не запрещают уже при возникших трудовых отношениях перевести работника на дистанционную работу .

Вместе с тем одним из главных условий дистанционной работы является условие об использовании работником для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем ИКТ, а также о возможности обмена между нанимателем и работником, выполняющим дистанционную работу, электронными документами или сообщениями в электронном виде (в том числе СМС-сообщениями, файлами и записями) .

В век информационных технологий работать через сеть Интернет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей может фактически любой специалист независимо от степени его квалификации.

При этом его деятельность, как правило, не связана с производством.

А выполнение трудовых обязанностей не зависит от исполнения каких-либо действий другими сотрудниками и имеется возможность передавать результаты своего труда посредством использования ИКТ.

То есть по общему правилу, если у работника имеется необходимое техническое обеспечение для того, чтобы выполнять свою работу дистанционно, или наниматель может его таковым обеспечить, то он может быть переведен на дистанционный формат работы.

Если же в госоргане или иной госорганизации не налажен электронный документооборот, работа госслужащих связана с приемом граждан, представителей юридических лиц (ИП), а также в силу иной специфики деятельности госоргана и функциональных обязанностей госслужащего, перевод на дистанционный формат работы последних практически не возможен.

Обратите внимание!
Кроме того, не всех работников можно перевести на дистанционную работу и по иным причинам. Среди госслужащих имеются должности, работа которых не совместима с дистанционным ее форматом.

Например, в дистанционном формате не может осуществляться работа, связанная с госсекретами или с информацией ограниченного доступа, а также с документами, имеющими различные ограничительные пометки («для служебного пользования» или грифы секретности «секретно», «совершенно секретно», «особой важности»), допуск к которым госслужащего должен осуществляться с соблюдением требований к работе с соответствующей информацией .

На практике госорганы и иные госорганизации полностью или частично ограничили доступ в свои помещения посетителям, а их прием ведется, например, через службу «Одно окно» за стеклянными перегородками. Госорганы рекомендуют обращаться к ним по возможности дистанционно (посредством телефона, электронной почты, онлайн).

Также при невозможности перехода на дистанционную работу можно использовать при возможности в своей деятельности видеоконференцсвязь, сеть Интернет, онлайн-ресурсы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *